Ольга Арсланова: Мы продолжаем. В ближайшее время поговорим о безопасности в наших домах. Дело в том, что в России вступила в силу буквально на днях новая инструкция по безопасному использованию бытового газа в многоквартирных домах. В чем смысл этой новой инструкции? Жильцы, арендаторы, собственники квартир, в общем, все, кто пользуются газовым оборудованием, должны прослушать некую лекцию-инструктаж по эксплуатации этого оборудования. А управляющим компаниям предстоит регулярно проверять подвалы и подземные этажи, а также исправность вентиляции. Уточняется (по крайней мере, сейчас), что инструктаж будет бесплатным. Эксперты давно говорят о том, как бороться с постоянными взрывами бытового газа, как их предотвратить. И, видимо, это одна из возможных мер. Юрий Коваленко: Давайте возможные перспективы этой меры обсудим. У нас в гостях Николай Вальтерович Хренков, независимый эксперт в области энергетики. Здравствуйте. На ваш взгляд, вот такая добровольная инициатива (бесплатно объяснять людям, показывать) – это вообще нужно? Ольга Арсланова: Кто ее будет проводить? Что написано в этом документе? Николай Хренков: Любая инициатива, направленная на безопасность, вообще сама по себе полезна. Вы правильно задаете вопрос – кто будет ее проводить? Конечно, самым логичным решением было бы, чтобы ее проводили специалисты из газораспределительных организаций. Ольга Арсланова: Они вообще в курсе, что им вменяют вот это? Николай Хренков: Я думаю, что вообще их руководство должно до них довести. Они же входят в состав более крупных компаний. Допустим, по Московской области Мособлгаз или Мосгаз. Что руководство этих компаний, которое, конечно, в курсе и должно отобрать наиболее подкованных и в плане грамотности, и в плане умения доносить до людей информацию. Можно быть хорошим специалистом, но плохо агитировать, и наоборот. Соответственно, именно на них в первую очередь должна ложиться ответственность. Потому что все-таки безопасность газового оборудования – это ответственность по большому счету Райгаза. Но я хочу сказать, что дело не в том, что инструкция сама по себе. Сейчас же готовится уже поправки в закон 161, которые должны усовершенствовать действующее законодательство, связанное с эксплуатацией внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. И все это в рамках единой концепции по повышению безопасности. Потому что, несмотря на ряд принимаемых мер, у нас… в России не уменьшается, к сожалению, связанные именно с утечками газа, которые иногда приводят к взрыву в домах. К сожалению, это так. Юрий Коваленко: Если по логике думать, большая часть происшествий, которые происходят с газовым оборудованием (взрывы и прочее) – это несчастные случаи, это случайно кто-то забыл закрыть газ, случайно залило конфорку, помещение заполнилось газом и так далее. Здесь инструктаж поможет или не поможет? Все-таки это человеческая забывчивость. Она не тренируется какими-то уроками по безопасности. Николай Хренков: Во-первых, инструктаж обозначит человеку… По крайней мере, это будет событие. Представьте, вы живете своей жизнью. И вы приходите домой. И вам говорят: "Проходи инструктаж". Ольга Арсланова: Вас инструктируют и инструктируют. Николай Хренков: Да. А вы просто сходили на инструктаж. Для вашей жизни это событие, потому что вы не заняты в этой сфере, вы заняты в другой сфере. И это как-то в памяти отложится. В данном случае поэтому еще раз говорю. Я понимаю, что кто-то сошлется на занятость, еще что-то. Мы всю жизнь стараемся ненужных нам инструктажей и лекций избегать. Но, тем не менее, это в памяти останется. Сходит супруга, например, сын, мама и так далее. В принципе я думаю, что если говорить о забывчивости, то это все-таки в плюс. Это не гарантия, но это дополнительная… Юрий Коваленко: Прямая аналогия. Мы все знаем о том, что переходить дорогу надо только на зеленый. Что, у нас перестали переходить дорогу на зеленый? У нас бесплатный инструктаж по технике безопасности со школы. Ольга Арсланова: Знаете, перейдешь на красный – только сам себе навредишь. А здесь еще и весь дом подорвешь. Давайте поговорим все-таки о более важной части в этой инструкции. Она касается проверок. Это наша вечная проблема. Потому что формально проверки должны быть, они должны быть регулярными. А как на самом деле обстоит дело, мы спросим наших зрителей. Прямо сейчас мы запускаем опрос для зрителей: а у вас проверяют газовое оборудование? Пишите, пожалуйста, да или нет – ответы на короткий номер, который вы сейчас увидите на экранах. А если вам есть, что рассказать, вы позвоните и расскажите. Вы знаете, например, ко мне в квартиру ни разу не приходили в Москве проверять оборудование. И я знаю людей, которые делают ремонт и сами подключают плиты. Никого не приглашают. Сами делают ремонт или зовут своих друзей, и потом живут в этой квартире. И тоже никто к ним не приходит и не проверяет. Если честно, я не знаю ни одного человека, к кому бы пришли и проверяли. Я специально спрашиваю. Расскажите, пожалуйста, какие проверки газового оборудования сейчас положены и как часто они происходят на самом деле. Николай Хренков: В соответствии с ранее принятыми документами (постановление №9), проверки где-то раз в 2 года. Это, к сожалению, мало, наверное. Они должны быть чаще. В советское время приходили. Чаще всего это были дамы. Ольга Арсланова: Помните все эти криминальные истории в Советском Союзе? Николай Хренков: "Мосгаз" – это известная история, когда под видом проверок он приходил. Это другой вопрос. А приходили люди, они с мыльной пеной, и через нее определяли, идет утечка или нет. Это самый традиционный и нормальный способ. И потом они предлагали, вы расписывались, они отмечали, что были в квартире №10, и в этой квартире все нормально. Ольга Арсланова: Заодно они проверяли, насколько хорошо все подключено, исправно или неисправно. Николай Хренков: Через мыльную пену. Если там плита, то только плита. А если газовая колонка водонагревательная в ванной, то еще и ее они проверят. То есть это совершенно нормальная система. Сейчас они по идее так же должны ходить и примерять. И то, что они не ходят, я тоже про это очень многое слышал… Ко мне, например, приходили. А то, что не ходят – это скорее говорит о формальном подходе к делу. А, во-вторых, опять же, проблема, о которой вы сказали – не пускают люди домой. И поэтому инициатива вот этого законопроекта, который хотят сейчас принять депутаты, как раз его главная цель – чтоб управляющие компании отвечали за то, чтобы вот эти проверяющие могли попасть в квартиру, понимаете? То есть они заранее должны обклеить объявления, сказать, что, уважаемые жильцы, тогда-то будет проходить проверка, постарайтесь, будьте дома и так далее. Представитель управляющей компании должен туда прийти, которого вы знаете, допустим. Ольга Арсланова: То есть управляющая компания обеспечивает… Николай Хренков: Должна обеспечивать им возможность попасть в квартиру. Ольга Арсланова: Вот что пишут наши зрители. Чувашская республика. Проверяют каждый год, но качество оставляет желать лучшего. Например, главный запорный вентиль не смотрит только в плиту. "Проверяют за деньги", - Вологодская область. Пятигорск: "Инструктаж есть принудительный раз в 2 года. Цена – 300 рублей". "12 лет не проверяют плиту. Нужно заключать договор на обслуживание, платить деньги за это регулярно". Давайте объясним нашим зрителям. Если к вам приходят проверять газ, это бесплатно. Правильно? Николай Хренков: Это должно быть включено в определенный тариф, который вы платите в коммуналке. Это отдельный вопрос. Ольга Арсланова: То есть если у вас просят какие-то деньги, вы имеете полное право их не платить? Николай Хренков: Если он пришел (дядя или тетя) лично и сказал: "Я тебя проверю – дай 500 рублей", - вы имеете полное право сказать ему "нет". Но у вас или в платежке, или у вашей управляющей компании должен быть договор где-то прописан. В рамках этого договора вы платите некую сумму, условно 15 рублей в месяц, и в рамках этой суммы он к вам приходит и проверяет. То есть 500 рублей – это если вы сами захотели, позвонили в какой-нибудь Мособлгаз, пригласили, они к вам пришли. Вот вы сами им заплатили. Это по вашей инициативе, потому что вы сами переживали за свою квартиру. Тогда да. А так это все у вас должно быть предусмотрено в договоре. Поэтому сейчас законодательство хочет предусмотреть, чтобы управляющие компании заключали договоры с обслуживающими организациями. Все это лишняя денежка в ваш тариф. И тут это должно решать собрание жильцов, согласны вы на это или нет. Ольга Арсланова: А насколько большая денежка в наш тариф. Есть прогнозы? За собственную безопасность сколько мы доплатим? Николай Хренков: По моим расчетам, это должна быть небольшая сумма – 10-15 рублей в месяц, соответственно, за год 150, например. Другое дело, что хорошо, если бы она была как-то законодательно прописана, конечно, с какими-то ограничениями. Ольга Арсланова: Послушаем Ростовскую область. Александр с нами на связи. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Сейчас послушал, что вы говорите, 10-15 рублей. Да вы что! У нас тариф 16 рублей с человека в месяц. А предлагают еще 10-15. Ни в коем случае. Это во-первых. Во-вторых, кто рассчитывает стоимость? Что входит в обязательный перечень? Поскольку приходят, как правило, вентили проверили, а по поводу газовой плиты смотрят - "так, у вас с трудом поворачивается, вы должны снять ручки и изнутри их помыть". Я говорю: "Вы что, уважаемая. Вы пришли из техобслуживания. Так это ж вы должны делать". - "Нет, это ваше". Хотя это, на мой взгляд как инженера, это элемент разборки оборудования. Ольга Арсланова: А это безусловно вообще? Зритель: В том-то и дело. Я говорю: "Потом же надо их надеть. Стержни, на которые насаживаются ручки, сдавливаются". И еще у меня такой вопрос. В принципе, пока у меня нет утечки, никто не может отключить мне газ, если я исправно плачу за его поставку. У меня есть договор на поставку. Но когда говоришь, что, мол, ваши приходят, ничего не делают. У нас, например, в этом году 718 рублей взяли по сути ни за что. Проверили утечку в двух вентилях. Это я и сам могу сделать. Так вот, если я откажусь, ведь не могут мне отключить газ до аварийной ситуации? Ольга Арсланова: Спасибо вам. Я просто не хочу вас пугать. Но у нас тут сообщение из Екатеринбурга как раз: "Проверяют раз в 3 года, а если в какую-то квартиру не попали – отключают газ до тех пор, пока не проверят. Как-то сидели без газа всем подъездом больше недели". Если это не шутка, вот ответ на вопрос. Видимо, такое бывает. Николай Хренков: Во-первых, зритель сам назвал цифру – 16 рублей. Я сказал 12-15. Я не говорю, что надо еще добавить 15 рублей к этим 16. Если у них есть уже 16 в месяц, которые он платит, то это прекрасно. Это вполне объективная сумма. С каким коэффициентом она рассчитывалась у них конкретно, я не могу сказать. Второе. Если законом предусмотрено, что договор о поставке газа не может быть заключен, если нет соответствующего договора на техническое обслуживание, это как бы законодательно предусмотрено. Другой вопрос, что пришел в квартиру, не пустили – и отключил газ. Это немножко своеобразно. Юрий Коваленко: Причем, всему подъезду. Николай Хренков: Да. Это немножко странная ситуация. Ольга Арсланова: Может, мы что-то не знаем в этой истории. Николай Хренков: Да. Может, их дома никого не было, они уехали на отдых, поэтому в квартиру не попали, проверяющие взяли, всему подъезду газ… Это ерунда какая-то. Ольга Арсланова: Николай Вальтерович, все равно не очень понятно, зачем придумывать вот эти дополнительные бюрократические процедуры, инструктаж, который скорее всего не будет проводиться, когда можно купить и поставить газоанализаторы? Как есть во всем цивилизованном мире. Это сложно сделать? Николай Хренков: Нет. В принципе несложно. И вообще газоанализатор – это, безусловно, то, к чему надо стремиться. Здесь вопрос заключается в другом. Кто будет покупать? Если это обслуживающая организация готова на это потратиться – прекрасно. Если вы сами хотите... Речь идет о нескольких тысячах рублях. Они разные. Юрий Коваленко: Управляющая компания вряд ли бесплатно кому-то будет ставить это. Она включит это в счет. Николай Хренков: Да. Или обслуживающая организация. Я хочу сказать, что такие проекты в рамках того, что это могут поставить сами эксплуатирующие организации, потом все это включить в тарифы и в течение 1-3 лет все это отбить. Я считаю, что это вообще вопрос решаемый. Так, чтобы вы не сразу платили всю эту сумму, особенно малообеспеченный человек, а чтобы постепенно в течение какого-то длительного времени можно было рассчитаться. Но вообще это путь… Еще бы в домах иметь и газовые плиты… у меня стоит такая газовая плита… Ольга Арсланова: Которая сама отключается. Николай Хренков: Да. Огонь пропадает. И она у меня отключается автоматически. Ольга Арсланова: Вы помните, обсуждалось, и, по-моему, даже в Госдуме предлагали обсудить обязательную установку таких безопасных газовых плит самым бедным людям, которые не могут поменять старые неисправные и как раз очень опасные плиты на современные, более безопасные. На какой стадии сейчас это предложение? Я так понимаю, что так его и не приняли. Николай Хренков: Какого-то юридического оформления оно не имеет, потому что, опять же, возникает вопрос "за чей счет банкет?". Ольга Арсланова: Местная администрация предлагала. Николай Хренков: Местная администрация. Они зачастую бедные, как церковные мыши. Поэтому надо найти источники финансирования. Я обеими руками только за, чтобы бедным людям поменяли. Потому что некоторые газовые плиты эксплуатируются по 30-40 лет, и они действительно не в лучшем состоянии. Но я хочу в первую очередь сказать, что, конечно, аварийность связана во многом именно с человеческим фактором. Мы можем посмотреть свежие примеры, например, взрывы в Омске. Человек проводил какие-то свои работы, и у него в итоге взорвалось. То есть неправильная эксплуатация. Человек с невнимательностью, о чем мы говорили. И прочее, прочее, прочее. Ольга Арсланова: Вон там тут пишет из Вологодской области: "Я сама ремонтирую газовый котел, чищу, когда сломается, потому что газовиков не дождешься, а мне 87 лет". Юрий Коваленко: Это ведь уголовное дело – лезть в газовые приборы. Ольга Арсланова: Это частный дом, вероятно. Николай Хренков: В данном случае она подвергает риску саму себя и тех, кто с ней живет. Потому что все-таки лучше, конечно, приглашать специалиста. И для бабушки 87 лет, наверное, надо найти возможность… Юрий Коваленко: Пишет - "не дождешься". Николай Хренков: Пускай, может быть, в какие-то другие структуры обращается, потому что для бабушки 87 лет должна быть предусмотрена в любом случае компенсация за то, чтобы к ней пришел газовик и компенсировал. Ольга Арсланова: Бабушка живет, 87 лет, дай бог ей здоровья, видимо, чистит правильно. И это хорошо. Николай Хренков: Дай бог. Ольга Арсланова: Давайте послушаем Елену из Новгородской области. Здравствуйте, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Я хочу вам рассказать страшную историю в своей жизни. Смотрю, ваш гость сетует на человеческий фактор. У меня в 2004 год мой 16-летний мальчик, единственный ребенок, я его после развода воспитывала одна, пошел помыться в ванную комнату и живьем оттуда уже не вышел. Он получил острое отравление окисью углерода. У нас колонка газовая. Все оборудование у меня в прекрасном состоянии, никогда не имела задолженности по квартплате. Самое циничное было дальше. Ко мне из прокуратуры, из газовой службы, из компании по прочистке дымохода вообще никто не пришел после смерти моего сына. И я была брошена. Оказывается, дымоходы не прочищались никогда. Мне не нужно было знать про эти дымоходы. Мое дело – заплатить квартплату, которую я плачу своевременно и в полном размере. И я была после смерти ребенка оставлена в загазованной квартире на 13.5 лет. Вы себе представить не можете, какой круг ада я прошла. Я не стала прыгать через головы. Я пошла в местные органы. И ходила к главе администрации, ходила в прокуратуры. Сколько я за эти годы получила отписок. Уголовное дело по поводу смерти моего отравленного ребенка не было возбуждено. Я не признана потерпевшей. Я не знаю, кто тогда виноват в этом. И, вы знаете, мне было всего 43 года, когда погиб мой единственный ребенок на самом взлете. В общем, угробили всю мою жизнь. Потом у меня умерла мама, потому что это ее единственный внук. Представляете, в мирное время от газа, от того, что какие-то преступники, которые получают за свою работу деньги и которые должны проверять эти дымоходы за наши деньги, естественно, которые получают зарплату, которые не делали ничего. И вы представляете, что мне пришлось сделать, чтобы уже обезопасить себя? Ольга Арсланова: Это представить невозможно. Зритель: Вы представляете, что я была вынуждена в нашей стране, как наш Путин говорит "правовое государство", что должны беречь детей, я, пройдя все круги ада, целая куча документов… Ольга Арсланова: Да, спасибо, Елена. Давайте случай как раз обсудим. Единственная вовремя не сделанная проверка может стоить жизни. Николай Хренков: Яркий пример. Очень соболезную человеку. Это яркий пример преступной халатности. Это человеческий фактор с другой стороны. Человеческий фактор тех, кто недобросовестно относится к своим обязанностям. Юрий Коваленко: 13 лет человек не может доказать неправоту какой-то из этих организаций. Уже нет смысла, наверное? Николай Хренков: В данном случае, конечно, это организация, обслуживающая дом, которая должна была проверять дымоходы. Если это из-за неисправного дымохода, то, безусловно, это их ответственность. И дело в том, что у нас еще в чем была проблема? Она говорит – 13 лет это произошло. Тогда вообще ответственность по сути дела была размыта. Сейчас хоть какая-то. А тогда ответственность, кто отвечает за газовое оборудование, вообще оказывалась размыта. Ольга Арсланова: 13 лет назад. А вот сейчас, 13 лет спустя, давайте посмотрим, какие результаты нашего голосования. Мы спрашивали: "У вас проверяют газовое оборудование?". "Да" ответили 64%. 36% наших зрителей заявили, что у них ничего не проверяют. Спасибо большое. У нас в гостях был Николай Хренков, независимый эксперт в области энергетики. Юрий Коваленко: Спасибо.