Константин Точилин: Ну, и вот о чем еще успеем поговорить до 19 часов, до конца нашей программы. Общероссийский народный фронт опубликовал следующую информацию: они зафиксировали, что в нынешнем году выросли цена на газетную бумагу в треть в регионах, причем цены увеличились серьезно – там от 20%, где-то больше, где-то меньше. Но в целом это означает, что что-то изменилось в жизни газет. И о том, что именно изменилось, мы как раз и поговорим. У нас в студии Олег Желтов, генеральный директор издательского дома "Аргументы недели". Здравствуйте. Олег Желтов: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Точилин: Ну что, все так плохо или давно уже все так плохо? Олег Желтов: Конечно, есть проблемы. Вот именно. Дело в том, что ситуация действительно постепенно ухудшается, и газетная бумага – сейчас мы опять получили уведомление от бумкомбинатов, что повышение где-то примерно на 16%, с Нового года будет увеличение цены. Это связано с тем, что, во-первых, у нас всего три бумкомбината в России, которые по сути производят газетную бумагу. Естественно… Оксана Галькевич: Это где они? Олег Желтов: Это Соликамск в Пермском крае, это Кондопога, Карелия и Балахна под Нижним Новгородом. И, конечно, там несколько раз даже подозревали их в картельном сговоре, они говорят, что, ребята, извините, нам выгоднее вообще-то бумагу отгружать за рубеж, из-за курса валют нынешнего это гораздо выгоднее. Константин Точилин: Наверное, даже они правы. Олег Желтов: Да, и что касается газетной бумаги, здесь еще ситуация не такая совсем уж критическая, а, например, те, кто производит глянцевые журналы, там вообще, потому что глянцевая бумага в России вообще практически не производится. Константин Точилин: А глянец сразу и в России печатается? Оксана Галькевич: В Финляндии, да? Олег Желтов: В том-то все и дело. Даже не это: типографии-то есть, но бумага-то все равно оттуда. То есть парадокс, что страна, которая обладает таким количеством сырья в виде леса, не производит практически нормальную качественную глянцевую бумагу вообще. То есть мы вывозим лес и потом завозим оттуда бумагу, будь то из Финляндии или из каких-то других стран. Это, конечно, чудовищно, но это, к сожалению, наша реальность. Константин Точилин: Так мы точно так же и бензин выгоняем. Олег Желтов: Абсолютно. Константин Точилин: Вернее, нефть выгоняем, вместо того чтобы делать бензин. Олег Желтов: С газетной бумагой, слава богу, у нас хоть три более-менее функционирующих комбината существуют. Но поскольку их всего три на всю страну, то, естественно, они фактически диктуют свои цены. Много раз мы пытаемся и с помощью Федеральной антимонопольной службы, и с помощью каких-то общественных организаций на эту ситуацию воздействовать, но, конечно, понятно: одно дело какое-то административное такое воздействие истерическое, шумовое, как угодно его можно назвать, и другое дело все-таки реалии экономики, когда понятно, что эти бумкомбинаты в общем-то не хотят упускать свою прибыль. Но если честно, я могу сказать, что перед издательскими домами сейчас эта проблема даже не главная. То есть можно пережить это повышение цен на бумаге, потому что в структуре цены, когда вы подходите к киоску и покупаете газету, бумага играет не главную роль, не существенную, основная проблема – это как раз даже доставка, то есть достаточно высокие почтовые тарифы, когда… У нас страна, как вы знаете, большая, вот. Константин Точилин: Мы знаем. Мы даже знаем, какие премии получает начальник почты. Олег Желтов: Ну так вот. И отсюда… Константин Точилин: Что же удивляться, что доставка дорогая. Олег Желтов: Вот. Вот я и хочу сказать, что тарифы, вы понимаете, откуда берутся. С одной стороны, мы гордимся, как широка страна наша родная, а с другой стороны, когда мы, извините, чешем затылок и думаем: "А из чего мы будем все это оплачивать?". И это, естественно, транслируется в ту цену, которую платят наши читатели, и эта цена она даже более значима и существенна, чем это повышение цены на бумагу. Но и это еще не главная проблема, которая, к сожалению, сейчас волнует всех издателей. Оксана Галькевич: Так, матрешка такая проблем. Достаем, достаем. Олег Желтов: Да, я уже сейчас как бы огорошу всех окончательно. К сожалению, надо признать, что сейчас действительно есть спрос… и падение спроса на ежедневные газету, ну, потому что интернет, телевидение, понятное дело. Ежедневные газеты уже не пользуются той огромной популярностью, которая, как мы помним, еще в советские времена эти очереди к киоскам, то же самое было и в Европе, и в Америке. Сейчас, конечно, это уже не так. Люди больше, действительно, интересуются какой-то аналитической информацией в бумажном виде, те же еженедельники. Константин Точилин: Ну вам, как еженедельнику-то… Олег Желтов: Да, в этом плане наш как раз формат – он очень в этом плане жизнеспособен, надо признать. И второе – из-за того, что резко подорожали глянцевые журналы и они печатаются за рубежом, конечно, многие из них. Конечно, из-за цены очень сильно упали тиражи очень многих глянцевых журналов тоже. И, казалось бы, ну и что? Но возникли проблемы у розничных сетей, потому что они раньше продавали каждый день много ежедневных газет, а теперь они продают мало, а им надо содержать свою инфраструктуру, им надо содержать свои склады, свой аппарат управления, бухгалтерию и все такое прочее. И это первая проблема. Вторая проблема – это местные власти заставляют менять киоски, устраивают аукционы, повышают арендную плату за землю, не везде, мягко скажем, относятся к прессе как к социально значимому продукту. И что мы имеем? То, что многие розничные сети сейчас во многих регионах стоят фактически на грани банкротства или уже в состоянии банкротства. Получается так, что мы, как издатели, газету-то доставляем в киоск, читатель за нее свои 30 рублей, ну, если мы говорим о нашей газете "Аргументы недели", платит, а мы эти деньги не получаем как издатели. То есть у нас сейчас огромные долги перед нами имеют вот эти торговые сети. И получается, что очень многие издательские дома из-за этого сейчас тоже стоят в очень тяжелом экономическом положении находятся, из-за того что они просто не получают те деньги, которые читатели им заплатили. Константин Точилин: А в принципе цена, собственно, проданного тиража – она насколько важна для бюджета издания, ведь все-таки, наверное, основные деньги – это рекламные. Олег Желтов: Это зависит, конечно, от разного конкретного издания. У нас это категорически не так. У нас большинство… Мы не государственные, мы не имеем каких-то госконтрактов, мы практически не имеем каких-то крупных таких рекламодателей, которые фактически завуалированно как спонсоры содержат то или иное издание, мы живем как раз на деньги читателей. Почти 80% бюджета… Константин Точилин: Это у вас стоимость тиража? Олег Желтов: Да, это те деньги, которые мы получаем от розницы и подписки, и поэтому сейчас как раз мы и обращаемся через газету к нашим читателям… И это касается не только нашей газеты, это, я уверен, и другие издатели тоже поддержат. Несмотря на все проблемы, которые имеет "Почта России", в том числе и с почтовыми ящиками, несмотря на всю нашу тотальную зависть к генеральному директору "Почты России", я сейчас… Оксана Галькевич: Ну, после интереса Генеральной прокуратуры, может, сейчас уже сочувствуют. Олег Желтов: Да, кто-то завидует, кто-то соболезнует, кто-то злорадствует – здесь эмоций может быть масса. Но мы призываем сейчас своих читателей, пока еще как раз до 10 декабря будет подписка, и это, я уверен, и другие издатели, те газеты, которые вы любите, те журналы, которые вы любите, я бы вам порекомендовал подписаться. Почему? Потому что совершенно не факт, что в вашем регионе через несколько месяцев будет киоск на том же самом месте, котором он стоит. Либо по экономическим причинам, либо по причинам административного давления местных властей, может так случиться… Константин Точилин: Ну должны же киоски защищать каким-то образом? Олег Желтов: Им могут потом дать место совершенно в неудобной какой-то позиции, поэтому мы сейчас в каждом номере призываем наших читателей, которые привыкли нас читать, на самом деле, покупать газету… Это действительно удобно: идешь к метро – купил. Но сейчас лучше подписаться – это призыв всех издателей к своим читателям. Константин Точилин: А мы призвали наших зрителей ответить на вопрос, который и вам, наверное, интересен. А вы вообще читаете бумажные газеты и журналы или пользуетесь интернетом? Давайте посмотрим, что нам ответили в разных городах. Владивосток. - Сейчас все новости в интернете можно прочитать, в принципе, поэтому смысл тратить деньги на журналы и газеты? - Даже выписываю, по старой традиции, скажем так, хотя все смотрим в интернете, новости, ну, привыкли. Самара: - Мы читаем, нам почтальоны приносят, в почтовый ящик ложат. Больше никакие, только эти. - Которые бесплатные? - Да. - Моя газета, по-моему, раз в неделю выходит, мне этого хватает. - Детские какие-то развлекательные журналы. - Только сканворды. Симферополь - Нет, не покупаю, потому что это неудобно. Потому что удобнее в интернете посмотреть. - Да, я покупаю бумажные журналы и газеты для поиска работы, для поиска объявлений. - Покупаем очень редко. В основном местные покупаем, потому что информация в газете больше, чем по телевидению. Если возникает какой-то вопрос, начинаешь искать газету, потому что в интернете не всегда все найдешь. - Раза три-четыре в неделю покупаю. Так, иногда почитать, а иногда даже просто, чтобы программу телевизионную смотреть. Омск - Ну, покупаю, только если еду куда-то и все. В дорогу. - Работаю в магазине, газетами, прессой торгую. В основном за политикой следят, за новостями, спорт. Ну, в основном пожилые люди покупают газеты. Напрямую говорят: "Мы больше к вам ходить не будем, потому что дорожают газеты. - Чересчур дорогие становятся, невыносимо. В одном месте те же "Аргументы недели" продаются за 25 рублей, где-то уже 30 рублей. Оксана Галькевич: Вот в вас бросили… Олег Желтов: Как раз это та проблема, что именно… Собственно, дело здесь не в стоимости бумаги, потому что мы отдаем газету по одной и той же цене, уже распространители вынуждены задирать сами цены, чтобы компенсировать эти затраты, которые на них перекладывают административные органы, затраты на ту же подорожавшую доставку до своих торговых точек. Именно поэтому мы и призываем людей подписаться, потому что, при всем уважении и хорошем отношении к розничным распространителям, мы понимаем, что их проблемы могут помешать получить читателю газету. Константин Точилин: А вообще основной враг, так сказать, бумажного тиража – это стоимость? Стоимость бумаги, стоимость распространителей. Или конкуренция со стороны интернета в большей степени. Олег Желтов: Нет, конечно, безусловно, конкуренция со стороны интернета серьезная, и это приводит к падению тиражей, особенно в тех категориях, которые я упомянул. Это ежедневные газеты и глянцевые журналы. Действительно, человек думает, зачем он будет платить за глянцевый журнал 100-150 рублей, когда он, в конце концов, может его посмотреть и в интернете. И даже купить в электронной версии гораздо дешевле. Поэтому, конечно, здесь интернет сыграл свою роль, надо признать, что еще две очень важные проблемы. Первая – это вот административное давление, попытка местных властей повысить цену за аренду земли, заставить, чтобы киоски были красивые, а это значит, что они будут дорогие в изготовлении, это опять все ложится на стоимость при распространении газеты. И еще, конечно, надо признать, что кризис в нашей стране никто не отменял, и очень сильно упал рекламный рынок. И если раньше, опять же, в структуре нашего бюджета где-то 40% были доходы от рекламы, то мы вынуждены сейчас, поскольку многие рекламные сегменты просто ушли… Например, туристическая реклама – она практически полностью ушла или стала минимальной. Константин Точилин: В общем-то вместе с туризмом. Олег Желтов: Страховые компании, многие банки, как вы знаете, схлопнулись – им уже не до рекламы, мягко говоря, они имеют проблемы другие сейчас. То есть очень многие ценовые категории… Например, система, те же иностранные товары: сапоги, товары почты – вот раньше все это было развито, сейчас при этих санкциях, при этой волатильности курса никаких товаров почтой почти не существует или они очень в маленьком формате уже работают. Поэтому, конечно, за счет опять-таки того, что рекламный рынок сильно упал, мы вынуждены поднимать цену на газету, чтобы компенсировать потери от рекламы. Это касается всех издателей. Оксана Галькевич: А телезрители нам пишут, что основной враг бумажной газеты – это нищета. Мы можем, собственно, об этом же спросить нашу телезрительницу из Воронежа Людмилу, которая дозвонилась. Константин Точилин: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Людмила, здравствуйте. Людмила: Здравствуйте, здравствуйте. Очень люблю ваше ОТР, вот полгода назад включила и стала смотреть. Константин Точилин: Вот и не переключайтесь. Оксана Галькевич: Что про газеты скажете? Покупаете газеты, журналы? Людмила: Очень люблю "Аргументы недели", очень люблю, шикарная газета. Ой, не могу, я вас всех люблю. Газета обалденная. Оксана Галькевич: А сколько стоит она у вас в Воронеже, расскажите? Людмила: Я не в Воронеже, я в области живу. Эту газету покупаю в четверг или пятницу с большим удовольствием, передовицу читаю мгновенно. И своих друзей всех на эту газету подсадила. Всем  тоже нравится. Вы ее побольше выпускайте. Ее мало, ее не достается всем. Оксана Галькевич: Так а вы покупайте, зачем делиться, пусть каждый по газете купит – Олег будет только рад, мне кажется. Людмила: Я им говорю: "Купите, купите". А сегодня пошла на почту и выписала. Олег Желтов: Вот, мой совет именно тогда, когда нам звонят и говорят: "Мы пришли к киоску, а там нет вашей газеты". Конечно, если нам уже три-четыре месяца не платит это агентство киосковое, ну, мы просто прекращаем туда поставку продукции. Опять же, у нас нет спонсоров. Наша обратная сторона – независимость. Мы независимы, мы можем позволить себе писать то, что есть, объективно писать. Но обратная сторона – то, что мы не можем себе позволить давать газету и отдавать фактически бесплатно. И поэтому мы как раз всем и говорим: если у вас киоск закрыли, если в этом киоске нет по каким-то причинам "Аргументов недели" или они сильно подорожали именно не за счет наших повышений цен, а за счет повышений цен у местных распространителей, сходите на почту и подпишитесь. Это некая гарантия. Оксана Галькевич: Так это ж можно ожидать ренессанса, собственно, этой вот истории с подпиской, казалось бы, совершенно уходящая история. Олег Желтов: Совершенно верно. Именно сейчас, как это ни парадоксально, мы считаем – и это не только наше мнение, это мнение и других издателей – что, казалось бы, все, институт подписки умер, вот сейчас в силу сложившейся уже этой административно-экономической ситуации похоже… это просто вынужденная мера, что, если люди хотят получить бумажную газету… Константин Точилин: Ну, подписка-то, наверное, лучше, чем розница или не лучше? Олег Желтов: Что-что? Константин Точилин: Подписка лучше для вас, чем розница? Олег Желтов: Ну, для нас – однозначно, потому что мы получаем деньги вперед. Константин Точилин: Гарантированно. Олег Желтов: Деньги вперед и гарантированно. То есть мы не имеем этой нервотрепки и не бегаем за этими полубанкротными агентствами, вышибая деньги, которые читатели им уже отдали. У нас сейчас… Извините. Наша служба распространения сейчас напоминает коллекторское агентство, понимаете? Константин Точилин: Нормально. Олег, а вот рекламодатель в связи с кризисом как изменился? Всегда очень интересно смотреть, что рекламировалось в "жирные годы", а что рекламируется сейчас? У кого есть деньги сейчас, кто может себе позволить рекламу? Олег Желтов: Ну, всегда в первом топе, если мы говорим о массовых изданиях, - это прежде всего БАДы, это прежде всего что-то медицинское, это что-то, что связано со здоровьем. Все-таки для людей здоровье – самое ценное. Константин Точилин: С реальным здоровьем или шаманизмом каким-то? Олег Желтов: Несут и такое, но мы отказываемся, потому что для нас все-таки репутация дороже, собственно, это наш капитал, это доверие наших читателей. Но какие-то серьезные врачи, какие-то серьезные клиники, серьезные препараты, которые мы имеем по закону право рекламировать (не все мы имеем право рекламировать, здесь нас тоже очень сильно ограничили, надо признать)… То есть, действительно, здоровье ценнее всего, и эта категория рекламодателей она сейчас в абсолютных лидерах. По крайней мере, если мы имеем в виду массовую общественную прессу. Оксана Галькевич: Мне кажется, и издания такого рода всегда на пике: они всегда есть везде и в больших количествах. Константин Точилин: Кстати, смотри, и в телевизионной рекламе тоже какие-то безумные лекарства в безумных количествах и, в общем, не очень дешевые ролики-то. То есть у ребят, значит, в порядке все? Олег Желтов: У этих – да. У этих рекламодателей все в порядке, чего не скажешь, к сожалению, о производителях каких-то товаров, услуг – здесь у них, конечно, большие проблемы, потому что идет сжатие спроса, и у них, естественно, падают продажи, и они не могу себе позволить большие рекламные бюджеты. Константин Точилин: Ну что, закругляемся уже, наверное? Оксана Галькевич: Я знаю, мне кажется, еще одну категорию, которая должна сейчас печататься и продаваться – это журналы по вязанию и прочему рукоделию. Да? Олег Желтов: Ну, дай бог, чтобы не были связаны по рукам и ногам вот этими проблемами. Все-таки с помощью наших читателей, потому что именно, собственно, мы зависим от них. И если они – вот очень приятно было вот это включение из Воронежа… Константин Точилин: Вот, давайте еще Москву включим. Татьяна нам дозвонилась, давайте послушаем. Здравствуйте. Татьяна: Здравствуйте. Благодарю вас за внимание. Я очень прошу вас, нашу общественность сохранить наши газетные киоски, нашу периодику – они сохраняли режим, они сохраняли веру в действительность, в стабильности, в основы нравственности и морали. Бесподобные газеты "Завтра", "ВПК", "Аргументы недели". Я прошу вас их сохранить. Оксана Галькевич: Спасибо, Татьяна. Константин Точилин: Будем сохранять. Оксана Галькевич: Олег, принимайте наказ нашей телезрительницы. Константин Точилин: Прямо сейчас из студии выйдем и пойдем сохранять. Ну, на самом деле, как мы знаем, телевизор и интернет никогда полностью не вытеснит газеты, потому что в телевизор нельзя ничего завернуть, как мы знаем. Оксана Галькевич: У нас в гостях был Олег Желтов, генеральный директор издательского дома "Аргументы недели", мы говорили о… Константин Точилин: Ну, вы слышали, о чем мы говорили. Спасибо, Олег. Олег Желтов: Спасибо, до свидания.