Оксана Галькевич: Расскажите нам, пожалуйста, сейчас вы вообще покупаете газеты, журналы в киосках? Может быть, это ваша обязательная привычка? Идете, например, на остановку утром, когда едете на работу, покупаете что-нибудь, чтобы почитать в дороге. Может быть, раньше вы так делали, а сейчас перестали. Тогда расскажите, почему, киоски у вас закрываются или что-то еще? Вот почему спрашиваем на самом деле: дело в том, что у нас в стране за этот год очень сильно сократилось количество этих самых киосков – газетных, журнальных. Раньше они тоже закрывались, честно говоря, но это все происходило не настолько стремительно, а тут вдруг резко, сразу раз – и на 11%. В чем причины? Это что – уходящая натура, естественный процесс смены форматов? Раньше читали газеты, а теперь, может быть, на интернет-издания перешли? Что вы по этому поводу думаете, друзья? Мы ждем ваших звонков и сообщений, работаем в прямом эфире, телефоны для связи у вас на экранах, все это, как всегда, совершенно бесплатно. Александр Денисов: Да, и на связи у нас Александр Оськин, вице-президент по распространению печатной продукции Союза предприятий печатной индустрии. Как раз были сообщения, что Союз печатной индустрии предложил поддержать газетные киоски, разрешить им продавать не только прессу, но и сигареты, а также пиво. Об этих предложениях поговорим с Александром Владимировичем. Александр Владимирович, добрый день. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Оськин: Добрый день, я слушаю вас. Оксана Галькевич: Александр Владимирович, но так ведь уже было на самом деле, когда-то ларьки у нас и были такими, так скажем, разносторонними торговыми точками – там продавалось и то, и это, и пятое, и десятое. В итоге решили отказаться от этого. Александр Оськин: Дело в том, что и сейчас есть такие отдельные киоски, где, в общем-то, все хорошо с продажами, с ассортиментом. Но все равно экономика сейчас сложная, тяжелая, и мы выступаем за то, чтобы снять ограничения по ассортименту во всех киосках прессы страны. Оксана Галькевич: А сейчас, прошу прощения, Александр Владимирович, сейчас до сих пор? Я не видела уже сто лет киосков, где продавались бы и пресса, и журналы, и газеты, и алкоголь, и сигареты. Александр Оськин: Алкоголь не нужно продавать в киосках. Оксана Галькевич: Воду продают, какие-то сладкие напитки, а вот алкоголь и сигареты – нет, такого не видела. Александр Оськин: Вы знаете, это безобразие, потому что мы считаем, что сигареты должны присутствовать в киосках прессы, и это неправильная мысль, что сигареты мешают здоровью людей, если они в киосках прессы, это глупость. Потому что человек идет в супермаркет, покупает не одну пачку сигарет, а блок сигарет, и курит больше. Александр Денисов: Александр Владимирович, я каждое утро покупаю газету в Останкино, и сегодня я тоже купил. Да, и там продаются сигареты, там есть. То есть кто-то при желании может решить вопрос. Расскажите, почему где-то есть, где-то нет, от чего это зависит? Оксана Галькевич: Это, видимо, не киоск, это все-таки такая торговая точка. Александр Денисов: Дадим слово Александру Владимировичу. Александр Оськин: По рекомендации правительства и местных властей продавать сигареты в киосках прессы без входа внутрь нельзя. Это нарушение действующего положения. К примеру, в Италии желающим можно купить одну сигаретку или одну папироску. Это хорошо, потому что объем употребления, в данном случае табака, сокращается. Александр Денисов: Александр Владимирович, я вспоминаю детство – как раз я и прессу начинал читать, и в районной газете статьи писал. Так вот, я газету покупал, а мои друзья сзади стояли и покупали одну папироску, действительно, такое было. Александр Оськин: Так это же хорошо, это нормально для человека. Александр Денисов: Только мы школьниками были, Александр Владимирович, вы говорите: «хорошо, да». Александр Оськин: Нет, хорошо в том плане, ведь что сейчас происходит – люди курят всякий суррогат, курят всякую контрабанду, понимаете? И это не сокращает употребление табака, это мешает экономике, вот в чем проблема. Оксана Галькевич: Александр Владимирович, но это никак не идет вразрез, знаете, с нашими целями по повышению уровня жизни, качества жизни, продолжительности? У нас есть целый национальный проект «Здоровье», и в том числе в рамках этого национального проекта борьба с алкоголем, с табакокурением. Постоянно об этом говорят, их там прячут, время продажи ограничивают, а тут вдруг у вас встречная инициатива совершенно иная. Александр Оськин: А я скажу – есть борьба за здоровье человека, а есть имитация борьбы за здоровье человека. Пока все, что я наблюдаю вокруг – это имитация борьбы за здоровье человека, потому что это полная глупость. И мы в этом плане не снизили употребление табака ни на йоту по стране, не теми методами это делается. Надо стараться убеждать человека, а не гнать его в супермаркет, чтобы он покупал блок сигарет, правильно? Александр Денисов: Александр Владимирович, а я думаю, многие потребители с вами согласятся. Например, в семье будет абсолютно легальный повод сказать: «Пойду газету почитаю». И возвращаешься полностью начитанный домой, по вполне благовидному предлогу. Там пиво продают, и все. Александр Оськин: Нет, в данном случае я с вами не соглашусь, потому что когда человека воспитывают, как в доме, так и, как говорится, на улице. От того, что мы закроем ему дверь в один табачный киоск, он зайдет в другой магазин табака, это же глупость. Надо человека воспитывать, а не связывать по рукам и ногам. Я говорю - давайте брать пример с Европы, потому что там нет ограничения на продажу (то, что у нас есть) и экономика киосков прессы на хорошем уровне. Возьмите Минск. В Минске продают значительно дороже. И еду продают в Минске. Почему у нас нельзя этого делать? А я объясню, почему. По двум причинам: потому что в расширении ассортимента не заинтересованы крупные торговые сети, и они против этого расширения ассортимента у нас, а не то чтобы люди ехали, тратили час-два на посещение супермаркета. Александр Денисов: Александр Владимирович, еще один важный нюанс – количество ларьков уменьшается, потому что места раздают на аукционах, и зачастую побеждают именно продавцы шаурмы, потому что они готовы больше заплатить за это место. Действительно ли такая тенденция в городах, по крайней мере? Александр Оськин: Да, это безобразие полное, но в Москве, слава богу, нет аукционов, нормальные конкурсы, и мы за то, чтобы опыт Москвы по проведению вместо аукционов конкурсов на установку киосков прессы и торговлю в них был бы направленным. Потому что я вам скажу, что выигрывает не только шаурма, а еще выигрывают и чиновники, которые проявляют в некоторых регионах заинтересованность, так деликатно скажем, заинтересованность другого характера в этом вопросе. Потому что киоск шаурмы имеет большие финансовые возможности что-то отстегивать, говоря другими словами. Александр Денисов: А где шаурма побеждает – в Питере? Александр Оськин: Нет, не только в Питере. В Питере тоже побеждает, там идет борьба, прямо скажем. Мы находимся в контакте с губернаторством этого города, и там идет борьба. Не только в Питере, во многих городах. Не только шаурма, ведь многие виды продуктов дают лучший доход, чем пресса. Пресса дает минимальный доход, и поэтому мы – за сопутку, которая позволит улучшить экономику данного объекта и повысить продаваемость тиражей. Оксана Галькевич: Александр Владимирович, у нас есть звонок из Ростова-на-Дону, Лариса, наша зрительница. Здравствуйте, Лариса, слушаем вас. Покупаете газеты, журналы? Зритель: Здравствуйте, да. Во-первых, я смотрю вашу программу каждый день. Очень интересная. Другие каналы меня не интересуют, только ваша программа. Оксана Галькевич: Спасибо. Зритель: Ларьки – они нужны. Я, например, каждую неделю покупаю газету «Моя семья». И в принципе там доброжелательные продавцы. На пиво я не смотрю. Кто хочет пить пиво, он и в другом месте его купит, правда же? А мне нравится. Я с удовольствием покупают газету, очень довольная, и читаю ее. Оксана Галькевич: Спасибо, спасибо, Лариса. Александр Владимирович, как-то прокомментируете? Александр Оськин: Да я скажу так, что я Ларису полностью поддерживаю, потому что в киоске прессы продается более 500 наименований газет и журналов. Александр Денисов: Александр Владимирович, простите, прерываю. Вы сказали сейчас «угу», когда зрительница говорит «зачем там пиво, можно в другом месте». Так ваш Союз и предлагает продавать пиво, я что-то неправильно понял? Александр Оськин: Нет, я говорю, что торговля должна быть свободной. Если торговец, если владелец киоска считает нужным продавать там, условно скажем, пиво, то пусть и продает. Александр Денисов: Надо ему дать возможность, мы поняли. Александр Оськин: Должна быть свобода в торговле. Александр Денисов: Спасибо. У нас на связи был Александр Оськин, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии. Оксана Галькевич: Сейчас мы приглашаем в прямой эфир Павла Гусева, главного редактора газеты «Московский комсомолец». Павел Николаевич, здравствуйте. Павел Гусев: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Вашу позицию как-то обоснуйте, что думаете по этому поводу? Павел Гусев: Здесь позиция достаточно сложная. Если брать по стране, то 60% всех киосков закрыли, прежде всего, властные структуры, потому что они не заинтересованы в том, чтобы там стояли газетные киоски, а им, конечно, лучше, чтобы там стояли киоски с другим направлением продукции, не обязательно шаурмы. Это может быть все что угодно. А, может быть, и просто из-за того, что место нужно подстроить под что-то другое. Александр Денисов: Павел Николаевич, а вам не кажется, что проблема даже шире? Если мы возьмем проблему газетных киосков, тут проблема, можно сказать, цивилизационная. Звучит громко, но, тем не менее, обосную: я уже показывал вашу газету, я регулярно покупаю ее утром, просматриваю, так вот, я обратил внимание, что есть в газете – того нет в интернете, при нашем убеждении, что в онлайн можно найти все. Не все. То есть мы, отказываясь от газет, отказываемся от проверенного, надежного источника информации, где есть за, против. Павел Гусев: Да, это вы сейчас совершенно точно сказали. Это существует. И очень многие читатели, именно наши, я имею в виду «Московского комсомольца», потому что мы остаемся одними из крупнейших по продажам газетной продукции на сегодняшний день в Москве или Московской области. И по стране тоже, во многих регионах мы присутствуем. Но я должен сказать, что самое главное – это очень опасная сегодня тенденция, даже по Москве. Когда проходит аукцион на газетные киоски, неожиданно выигрывают совершенно необычные компании. Потом мы начинаем смотреть – оказывается, там даже газетами и не пахнет. Александр Денисов: Павел Николаевич, совсем коротко, опять возвращаясь к цивилизационной проблеме. Переставая читать газеты и распространять прессу, мы тем самым отсекаем людей от надежного, проверенного источника информации. Павел Гусев: Совершенно верно, совершенно верно! И это очень большая беда, это очень большая беда. Дело в том, что само государство подрубает корни проверенной информации. Александр Денисов: Спасибо большое, Павел Николаевич, спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец», был у нас на связи. Друзья, впереди «Большие новости», после вернемся.