География: уровень знаний
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/geografiya-uroven-znaniy-54793.html
Оксана Галькевич: А тема-то у нас какая? Широка, как страна наша родная! Огромна, как весь мир, друзья! Любите ли вы географию так, как любит ее Иван Князев? Или, например, Сергей Шойгу, наш министр обороны, он же еще и председатель Русского географического общества. Тот недавно вообще предложил сделать географию обязательным экзаменом при поступлении в ВУЗы.
Иван Князев: Нет, Оксана, мне, конечно, импонирует быть в одном ряду с Сергеем Кужугетовичем.
Оксана Галькевич: Слабое место – география, Иван, да?
Иван Князев: Ну есть, есть, есть белые пятна. Ну да ладно.
Пока предложение обсуждается, расскажем о последнем географическом диктанте. Он прошел накануне уже в седьмой раз. Участвовать можно было как очно, так и онлайн по желанию.
Оксана Галькевич: 40 вопросов на знание географии страны: история, открытия, точки на карте, особенности регионов страны и мира – все это нужно было знать, чтобы правильно ответить.
Диктант писали, кстати, на самых разных площадках. Были очень интересные: на борту атомного плавучего энергоблока, например, в поезде, в корабле-музее.
Иван Князев: Друзья, расскажите вы вот принимали в нем участие?
Оксана Галькевич: Вдруг, да.
Иван Князев: Может быть не вчера или не только вчера. Поделитесь своим опытом. Ну и, конечно, впечатлениями.
Оксана Галькевич: Вообще вы считаете, друзья, это нужная такая история? Нужны ли нам эти бесконечные географические диктанты, этнографические диктанты? У нас еще там какие-то есть разные, разные диктанты. В последнее время их все больше и больше. Дает ли это какой-то результат? Очень ждем ваших мнений по телефону и на СМС-портале.
А на связи с нами сейчас Александр Лобжанидзе, президент Межрегиональной Ассоциации учителей географии России.
Здравствуйте, Александр Александрович!
Иван Князев: Приветствуем вас!
Александр Лобжанидзе: Добрый день! Здравствуйте!
Оксана Галькевич: В седьмой раз проходил этот географический диктант в нашей стране. Вот если говорить о результатах, я думаю, что итоги этого еще не подведены, неизвестны. Если по предыдущим говорить результатам, как вам уровень географической грамотности россиян?
Оксана Галькевич: Двоек много?
Александр Лобжанидзе: Русское географическое общество проводит диктант с 2015 года, и мы очень рады тому, что количество участников диктанта все время возрастает. И количество площадок, на которых у нас участвуют наши граждане России, тоже возрастает.
Диктант стал уже международным. Его пишут в 109 странах мира. Пишут не только на русском языке, но еще и на других шести языках рабочих Организации Объединенных Наций. Все это замечательно.
Средняя температура по палате, что называется, у нас удовлетворительна пока по итогам предыдущих диктантов.
Иван Князев: На школьном языке это значит тройка.
Оксана Галькевич: На троечку. На троечку.
Александр Лобжанидзе: Конечно нас... Троечку, да, на троечку...
Оксана Галькевич: Нет, ну что? Но зато аттестовано.
Иван Князев: Твердая или нет троечка?
Александр Лобжанидзе: Будем считать, что да. Но в диктанте принимают участие, в том числе, и профессиональные географы. В диктанте принимают участие преподаватели ВУЗов, географы, учителя географии. Поэтому, конечно, это подтягивает общий средний уровень по стране.
Надо сказать, что у нашего старшего поколения уровень знаний выше, чем у молодого поколения. И это уже тоже мы отмечали неоднократно. И, конечно, очень бы хотелось, чтобы этот уровень возрастал от диктанта к диктанту.
Оксана Галькевич: Александр Александрович, вы знаете, диктанты, ведь они тоже бывают разной сложности, согласитесь.
Александр Лобжанидзе: Да, конечно.
Оксана Галькевич: Вы как учитель это знаете. Можно, так скажем, некую базу предлагать, для того чтобы ее протестировать, насколько люди с этой информацией знакомы. А можно уже какую-нибудь, знаете там, в дебри, какие-нибудь заковыристые вопросы, какие-нибудь очень, не знаю...
Иван Князев: Профессиональные. Для специалистов.
Оксана Галькевич: Редкие истории, которые только специалист уже знает или человек, который действительно этим серьезно увлекается. Вот в таких диктантах, что по-вашему важно все-таки: знания некой базы широкими слоями населения или выявить, насколько люди знакомы с какими-то заковыристыми историями?
Александр Лобжанидзе: Нет, ну все-таки надо понимать, что диктант – это просветительская акция. Мы проверяем не только знания, но и формируем интерес к географии.
И у нас диктант состоит из двух частей. Первая часть – 10 очень легких вопросов. Вторая часть, вопросы несколько сложнее, но они, в общем-то, решаемые из контекста самого вопроса. Если вы внимательно его прочитаете, то можно процентов на 50-60, так сказать, найти правильный ответ.
В этом году мне показалось, диктант, который составляли, кстати, наши постоянные корреспонденты из разных регионов (их было около 500 человек) прислали свои вопросы. Это поистине народный диктант. Поэтому, те вопросы, которые отобрала комиссия Русского географического общества, мне показались достаточно подъемными, и вполне с ними мог справиться средний гражданин, даже не углубленно изучавший географию.
Иван Князев: Мы просили наших телезрителей поделиться впечатлениями. У нас есть звонок. Лилия на связи.
Здравствуйте, Лилия!
Зритель: Добрый день!
Иван Князев: Вы принимали участие, да, в географическом диктанте? Писали?
Зритель: Да, мы вчера с мужем принимали участие, отвечали на вопросы. Из 40 вопросов – 10 неправильных ответов. На что нам ответил компьютер, что знания наши достаточно весомые. Хотя мы не считаем, что это так, т.е. нам нужно все-таки стремиться знать историю нашей географической страны обширной. Поэтому вот...
Оксана Галькевич: Лилия, а на чем споткнулись? Расскажите, какие вопросы вас подвели?
Зритель: В основном вот исторические вопросы, т.е. путешествия, путешественники, когда были открытия – вот это. В основном это.
Иван Князев: Ну приведите парочку примеров.
Оксана Галькевич: С ответами, пожалуйста! Чтоб нам стыдно не было вдруг.
Зритель: Вы знаете, там ведь неправильные ответы будут даны позже, поэтому мы точно не знаем. Хотя знаем, в чем сомневались.
Иван Князев: Да вопросы давайте! С ответами ладно, разберемся. У нас специалист есть.
Оксана Галькевич: А точно, кстати, да!
Зритель: Знаете, ну вот, например, про плато Укок, по-моему, так, да? Что-то вот там у нас был...
Александр Лобжанидзе: Да, плато Укок – это объект национального наследия ЮНЕСКО, да.
Зритель: Вот знаю, что вроде бы как на Алтае. Но не знаю, правильно ли я ответила.
Иван Князев: Я знаю, что плато Путорана – это в Красноярске.
Александр Лобжанидзе: Правильно ответили, молодцом!
Оксана Галькевич: Вот, Лилия, мы вам еще один балл накинули! Видите, как удачно вы позвонили в эфир ОТР. Спасибо, Лилия!
Александр Лобжанидзе: Из исторических вопросов там, пожалуй, ... Я просто вчера участвовал как бы и в очном диктанте, и онлайн-диктант потом просматривал и тоже прорешал.
В очном диктанте я вел на площадке университета нефти и газа и вместе с участниками его тоже прорешал. Там был очень интересный исторический вопрос. Два наших исследователя попали в Тибет. Это было еще в царской России. И вот в вопросе спрашивается, что они оттуда вывезли впервые: тибетские книги, барабан тибетский, фотографии Тибета или какой-то еще там артефакт, я уже сейчас не помню. И правильный ответ...
Иван Князев: Барабан.
Александр Лобжанидзе: Правильный ответ в этом вопросе был: фотографии. Вот. Потому что для того времени это была большая редкость – познакомиться с жизнью Тибета. И читатели российского журнала, а потом этим воспользовались и многие международные журналы, использовали то, что принесли наши путешественники из Тибета.
Иван Князев: Александр Александрович...
Оксана Галькевич: Ага! Интересно, слушайте, а там я поняла, все по принципу ЕГЭ, да, организовано? Я прошу прощения Иван! Земля плоская? Да, нет, не знаю. Типа того, да? Или как? Я понимаю, что вопросы, конечно, более сложные.
Александр Лобжанидзе: Нет, там четыре ответа, т.е. обычный такой тестовый вариант этого диктанта, да. Есть вопросы на соответствие. Ну, вот вчера из общекультурного такого уровня нужно было найти соответствие между командами хоккейными и городами, которые они представляют. Это, видимо, для мужчин был вопрос.
Очень интересными были вопросы, подготовленные ПАО «Газпром», который задавал вопросы о своих трубопроводах, через какие моря, какие регионы...
Иван Князев: Месторождения.
Оксана Галькевич: Ой, слушайте, это хороший вопрос! Актуальный. Мне кажется мы уже в эфире ОТР-то мы прям эти вопросы «Газпрома», да. Он был бы наш любимый.
Иван Князев: Как орешки можем щелкать.
Александр Лобжанидзе: С учетом того, что я вел диктант в университете нефти и газа, там, видимо, было много правильных ответов.
Иван Князев: Интересный момент: вы сказали, что старшее поколение у нас хорошо знает географию. А как сегодня она преподается в школах?
Я помню, когда я учился, там много всего было: где какие полезные ископаемые, в какой части там нашей страны и в мире.
Оксана Галькевич: Ну да, экономическая география, промышленная там и т.д.
Иван Князев: Что сейчас?
Александр Лобжанидзе: Мы неоднократно говорили о том, что география, к сожалению, у нас в базисном учебном плане претерпевает изменения далеко не в лучшую сторону. В частности, география разбита между пятым и шестым классом по часу. Одночасовые предметы изучаются всегда, так скажем, крайне невнимательно. А здесь закладываются основы предмета.
И мы в рамках нашей комиссии по образованию Русского географического общества неоднократно говорили о том, что это, в общем, не очень правильная ситуация.
Вторая ситуация: по окончании девятого класса вы можете уже не продолжать изучение географии, если вы ее не выбрали в десятом классе. Потому что география – предмет по выбору, причем в одном только профиле – общественном. И он конкурирует здесь с такими предметами, с которыми трудно конкурировать. Это обществознание в первую очередь. И, конечно, большинство учащихся, которые понимают...
Оксана Галькевич: Александр Александрович, с другой стороны, я прошу прощения, вы же как учитель понимаете, что учебная программа, она не резиновая, да. Вот вы говорите: всего один час.
Но я вам честно сразу скажу, вот к нам приходит преподаватель литературы и говорит: «Литературы мало! Надо бы побольше там». Преподаватель иностранного языка говорит: «Иностранного языка недостаточно!» Что делать? Как вообще договориться предметникам?
Александр Лобжанидзе: Не, не, не, мы не из этого исходим. Я понимаю, о чем вы говорите. Я говорю только о том, что нельзя быть одночасовому предмету. Предмет должен быть два часа, да. И он всегда так был.
Я не говорю о том, надо вернуть три часа, которые были в свое время в седьмом классе. Понятно, что много новых предметов появляется и программа, действительно, не резиновая. Мы это понимаем.
Отрадно, что в этом году 11 направлений принимают географию в Московском государственном университете. Это вот увеличит число сдающих, на мой взгляд.
Оксана Галькевич: Александр Александрович, а скажите, вот все-таки по уровню сложности – вот эти диктанты, они больше для взрослых людей, которые, так скажем, уже сколько-то лет после школы и, может быть...
Иван Князев: Проверить себя хотят.
Оксана Галькевич: Ну, да, проверить себя хотят. Или вот для тех, кто не просто интересуется, а более-менее занимается этим предметом, как-то с ним связан, может быть, или только-только закончил школу, мозги еще знаете там свеженькие, помнят побольше.
Александр Лобжанидзе: Самый младший участник нашего диктанта – 9 лет, а самому старшему за 89. Поэтому, как и любви, географии все возрасты покорны. Вот. И, конечно, мы понимаем, что мы не комиссия ФИПИ, которая проверяет знания Единого Государственного Экзамена. Мы проверяем общекультурный уровень.
И вот вопрос, который назвала наша респондент, я вам назвал, вы видите, что это не глубинные какие-то знания. Это действительно проверка интереса, познания своей страны.
Главный лозунг географического общества, это – «Познаем страну вместе!» Вместе с этим диктантом.
Оксана Галькевич: Александр Александрович, у нас все меньше и меньше времени остается. Меня вот еще какой вопрос мучает: те люди, которые писали ни лично, не очно, а онлайн; а как вы проверяете, что они там в интернет не залезли где-нибудь на соседнем планшете?
Иван Князев: Да, в чем смысл тогда?
Александр Лобжанидзе: Ну нет, конечно, этого проверить невозможно. У вас есть просто единственно. Я вчера, как я сказал, тоже выполнял онлайн-диктант. Могу сказать, что сделал, кстати, четыре ошибки во второй части, да. Ну тоже никуда не лазил; выполнил я его за 15 минут, так же, как и очный. Хотя на все дается 45 минут: и на очный, и на заочный. Конечно, за это время можно слазить куда угодно, не в этом задача. Наша задача: чтобы больше человек ... для себя узнал что-то новое.
Иван Князев: Ну, здесь да, здесь все-таки больше ... честности, тех кто отвечает на эти вопросы.
Спасибо большое! Александр Лобжанидзе, президент Межрегиональной Ассоциации учителей географии России, заведующий кафедрой экономической и социальной географии МПГУ.
Оксана Галькевич: Друзья, впереди большой выпуск новостей. А после перерыва мы будем говорить о ЖКХ. Вы знаете, коммунальные услуги, там будут новые правила начисления оплаты. Дождитесь этого.
Иван Князев: Ну и, конечно, последние новости ковида.