Георгий Бовт: Появление иностранных контингентов на Украине возможно в ближайшей перспективе
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/georgiy-bovt-poyavlenie-inostrannyh-kontingentov-na-ukraine-vozmozhno-v-perspektive-neskolkih-nedel-58350.html Оксана Галькевич: Костя, тоже, да, проверил бомбоубежище рядом со своим домом?
Константин Чуриков: Нет, я этого не стал делать.
Оксана Галькевич: А я неделю назад тебе говорила.
Константин Чуриков: Зачем пугать людей? Все будет хорошо.
Оксана Галькевич: Ты сам только что сказал, что нужно пугать.
Константин Чуриков: Давайте сейчас подключим к нашей беседе, вот нас и рассудит Георгий Бовт, политолог. Георгий Георгиевич, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Георгий Георгиевич.
Георгий Бовт: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Насколько сегодня вероятно самое невероятное?
Георгий Бовт: Ну, процентов на 90 уже вероятно. Потому что то, что еще вчера казалось бредом сивой кобылы, сегодня уже становится реальностью легко.
Оксана Галькевич: Вы сейчас о чем? Конкретизируйте, Георгий Георгиевич. О применении оружия массового поражения или, может быть, о распространении, разрастании этого контактного конфликта с участием третьих стран, а может быть, Североатлантического альянса? Что уже не кажется невозможным?
Георгий Бовт: Ну смотрите, мне ничего не кажется невозможным. Я смотрю на логику, вернее такое обвальное развитие санкционной войны против нашей страны, и вижу, что применяются самые те средства, о которых, в общем, раньше говорили как о невозможных: блокировка золота, которое в российском Центробанке находится, или там заморозка активов Центробанка – это еще месяц назад было невозможно представить. Поэтому как-то так.
Что касается военных действий, то в принципе вот какой тут расклад. Пока Соединенные Штаты не хотят ввязываться в военные действия на территории Украины. Они не хотят прямого боестолкновения между российскими и американскими военными. Но как бы подмигивают другим странам-членам НАТО, некоторые из которых рвутся туда активно, что, мол, в индивидуальном порядке вы можете что-то такое предпринять.
Оксана Галькевич: То есть это вы имеете в виду Польшу сейчас, да?
Георгий Бовт: Да, да.
Оксана Галькевич: Они предлагали некий миротворческий какой-то контингент...
Георгий Бовт: Поляки сейчас выступают инициативной стороной, лидером в данном плане, они предлагают сформировать некий миротворческий контингент, тысяч 10. Датчане и литовцы к ним готовы присоединиться.
Чем он будет заниматься гипотетически? Гипотетически он, так сказать, будет объявлено, что он может, например, заниматься охраной диппредставительств, или охраной гуманитарных коридоров, или, например, обеспечением доставки гуманитарной помощи. Ну, кто там будет проверять, гуманитарная она или военная?
Так что это очень опасная ситуация. И в принципе я думаю, что с горизонтом неделю или две такой контингент может появиться в западных областях Украины.
Константин Чуриков: Георгий Георгиевич, но это назвать можно как угодно...
Оксана Галькевич: Вот, но это же не под флагом НАТО.
Константин Чуриков: ...но воспринято... Секундочку, это назвать можно как угодно, флаг может быть любой...
Оксана Галькевич: Нет, это важно, какой флаг.
Константин Чуриков: ...но воспринято Российской Федерацией это будет строго однозначным образом, о чем уже много раз говорилось. Вот что демонстрируют нам вот эти страны? Это что, бесстрашие, глупость, я не знаю, и то и другое? Что это вообще?
Георгий Бовт: Смотрите, действительно, такое превалирующее мнение, что Российская Федерация будет рассматривать эти контингенты как, так сказать, комбатантов и как законные военные цели, как уже не раз говорил и Лавров...
Оксана Галькевич: Лавров говорил, да.
Георгий Бовт: ...и Песков говорил, и другие российские лидеры тоже говорили. Я не исключаю, конечно, вероятности, что в случае, так сказать, если эти контингенты ограничатся охраной диппредставительств во Львове, то они не станут целями для военной атаки со стороны российской армии, я не исключаю такой возможности. Но все-таки пока действительно больше времени, что это действительно может стать поводом для боестолкновений.
Дальше следует такая логика. Не важно действительно, под каким флагом поляки туда войдут, российская армия будет воспринимать их как, так сказать, натовских вояк, военнослужащих, и в случае нанесения военных ударов это, конечно, так сказать, очень быстро может перерасти в войну между Россией и НАТО. Потому что как НАТО отреагирует? Допустим, поляки станут объектами атаки как комбатанты, НАТО соберется и будет обсуждать, задействовать ли 5-ю статью соответствующего договора о коллективной безопасности и, соответственно, отвечать уже российской армии.
Оксана Галькевич: Георгий Георгиевич, ну это Третья мировая тогда получается.
Георгий Бовт: Получается.
Оксана Галькевич: Все отдают себе в этом отчет, простите? Потому что, вот вы говорите, США издалека подмигивают, сами пока этого не хотят, но подмигивают, – они себе ведь тоже в этом отдают отчет?
Георгий Бовт: США делят эту ситуацию на две фазы. Первая фаза – это если действительно будут боестолкновения между Россией уже и НАТО, но на территории Европы, может быть, даже с применением тактического ядерного оружия, такое тоже исключать нельзя. Вторая фаза – это то, будет ли применено стратегическое ядерное оружие, а это уже столкновение не только между Россией и НАТО на территории Европы, но и глобальная Третья мировая война.
Константин Чуриков: Это уже все в принципе, да, это уже будет все.
Георгий Бовт: Да.
Константин Чуриков: Георгий Георгиевич, знаете, уже не помню, кто сказал, кто-то из военных: «Я не верю в разум политиков, я верю в разум военных разных стран». Вот есть люди, чья профессия, в общем-то, вести войну, и они понимают всю остроту ситуации. Вот эти голоса где-то слышны вообще, или все подчинено вот нескольким политикам, которые вот решают, вершат судьбы мира, грубо говоря?
Георгий Бовт: Есть какие-то мнения, которые встречаются в западных масс-медиа, но они, как правило, маргинальны. Это либо отставные какие-то люди, политики и военные, либо какие-то там обозреватели типа Такера на Fox News, который, в общем, теперь считается самым главным пропутинцем. Но, если почитать то, что он пишет, это не пропутинский комментарий, а то, что он говорит, что просто, наверное, у России есть какие-то аргументы, к которым надо прислушаться. Понимаете, если это пропутинская позиция, тогда я балерина Большого театра.
Оксана Галькевич: Георгий Георгиевич, я хотела вас еще спросить о вот этой санкционной риторике, которая тоже идет по нарастающей. После того как мы обсудили, простите, что мы на пороге вот такой беды можем сейчас находиться, я даже не знаю, спрашивать ли об этом... Ресурс вот этот вот, знаете, исчерпан, как вы считаете, у Запада, который чуть ли не понедельно вводит пакет за пакетом? Насколько их еще хватит, вот этих вот идей? На 2 недели, я не знаю, на 2 месяца, на 2 года? На сколько?
Георгий Бовт: Нет, на 2 года там и не надо, на 2 года не хватит точно, и фантазии не хватит. Что следующим пунктом может стать? Следующим пунктом может стать, конечно, акцент на полную торговую блокаду, и здесь будет акцент перенесен на санкции уже не только против России, там еще тоже, кстати, есть куда развиваться, но и против третьих стран, которые имеют отношения с Россией. То есть США будут давить прежде всего на Китай и Индию, с тем чтобы они прервали с нами торговые отношения. Вот это такой вполне вероятный вариант на горизонт недель или месяцев.
Константин Чуриков: Но Китай заявлял, что это совершенно невозможно и в этом случае он тоже, так сказать, будет на Америку тоже ответные санкции накладывать.
Георгий Бовт: Давайте смотреть реальности в глаза. У Китая товарооборот с США с 6 раз больше, чем с Россией. С Европой еще больше, 800–900 миллиардов евро. Он не станет жертвовать этой торговлей ради того, чтобы спасать Российскую Федерацию. Хотя, с другой стороны, конечно, Китай не заинтересован в том, чтобы Америка одержала полную и окончательную победу над Россией, потому что тогда, в этом случае Китай может стать следующим, как они думают. Но вот эта помощь Китая, она будет очень-очень ограниченной. Может быть, что-то там по продовольственной части, ширпотреб, но не более того. А что касается более серьезных вещей, электроники, компонентов каких-то, то Китай будет соблюдать, и в финансах тоже, кстати, Китай будет соблюдать западные санкции.
Оксана Галькевич: Георгий Георгиевич, последний вопрос, вот если можно. Я понимаю, что это плохое на самом деле утешение, но тем не менее. То есть, пока идет вот эта санкционная война в отношении России, можно предполагать, пока еще идеи не исчерпаны, что нет боевых столкновений, не дойдет до этого как минимум?
Георгий Бовт: Ну-у-у... Не знаю. Не знаю. Я бы не ручался ни за что. Все-таки надо исходить из того, что российским Вооруженным силам надо добиться победы на поле боя, для того чтобы получить более приемлемые условия для политических дальнейших переговоров. И до тех пор, пока этой победы не будет достигнуто, в общем, эти действия будут продолжаться. С другой стороны, Украина воодушевлена помощью Запада, растущими военными поставками, и в принципе, если исходить из логики такого военного противостояния, то она рискует перейти в позиционную войну многолетнюю. Я хочу напомнить, что война между Ираком и Ираном длилась 8 лет.
Оксана Галькевич: Но это путь в никуда, конечно... Спасибо.
Константин Чуриков: Да, спасибо. Георгий Бовт, политолог, в нашем эфире.
Георгий Бовт: Появление иностранных контингентов на Украине возможно в ближайшей перспективе