Петр Кузнецов: Прямо сейчас у нас рубрика "Личное мнение", и мы приветствуем в студии Андрея Максимова, вице-президента Российской ассоциации политических консультантов – здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Андрей Максимов: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Мы так понимаем, что сегодня речь пойдет… Собственно, инфоповод есть – и очень весомый – в лице Валерия Шанцева, который по собственному желанию покинул пост губернатора Нижегородской области… Ольга Арсланова: Сославшись на возраст… Петр Кузнецов: Чуть ранее буквально то же самое произошло с господином Меркушкиным. Таких волн, наверное, с 2004 года мы наблюдали не одну, когда Кремль стал назначать губернаторов, и февральские тоже были уходы. Это какая-то рутинная ротация? Что можно об этом сказать? Петр Кузнецов: Думаю, что нет. Дело в том, что эта ротация предшествует выборам президента, поэтому это своего рода зачистка поля от тех людей, которые могут в той или иной степени не справиться с поставленными задачами. Петр Кузнецов: Ну вот смотрите. Февральские – весенние – уходы губернаторов мы как-то связывали скорее с сентябрьскими выборами губернаторов, несмотря на то, что не все участвовали в этих выборах. А то, что происходит сейчас, как раз сразу же после выборов – такие получаются довыборы, что ли… Ольга Арсланова: Какая-то такая догоняющая волна. Петр Кузнецов: Да, всех тех, кто как раз не принимал участия в сентябрьских выборах. Андрей Максимов: Да, я понимаю. Петр Кузнецов: Это непосредственно связано с президентской… Андрей Максимов: Я думаю, что тут, во-первых, ротация возрастная, потому что оба эти руководителя достаточно возрастные (им обоим так изрядно за 60, я бы так сказал), и это первое. Второе – это то, что, скажем так, оба они не связаны с теми регионами, которыми они управляют, находятся в той или иной степени в конфликте с местными элитами. И в этом плане… Мы помним по предыдущим избирательным циклам, что иногда местная элита бросает клич: "Хотим сменить губернатора – голосуем против президента", например, и никому не хочется сталкиваться с такой вот неприятной неожиданностью накануне президентских выборов. Ольга Арсланова: Вы считаете, что в двух этих случаях такую ситуацию нельзя исключать? Андрей Максимов: Ее нельзя исключать, потому что ситуация достаточно конфликтная. Я могу вам сказать, что Шанцев все-таки чувствовал себя более уверенно, и буквально два дня назад он еще заявлял о том, что все эти слухи распространяют вне зависимости от состояния реальной действительности его недруги. Петр Кузнецов: Орден успел получить. Андрей Максимов: Да, то есть он чувствовал себя гораздо устойчивее. Меркушкин так и не смог по-настоящему укрепиться, несмотря на хорошие результаты избирательной кампании (она в основном была достигнута при достаточно низкой явке и при очень серьезном административном нажиме). Но не хотелось бы, чтобы такого же рода аттракцион повторялся на президентской кампании. Ольга Арсланова: Смотрите, сейчас появляется информация со ссылкой на разные источники, продолжает поступать информация о том, что мы увидим отставки в ближайшие дни и в других регионах. Как к этим новостям относиться? Можем ли мы им верить? Андрей Максимов: В той или иной степени достаточно авторитетные источники озвучивают эти новости. По всей видимости, это случится. Дело в том, что у нас, во-первых, есть значительное количество регионов… У нас на самом деле 9 регионов, в которых будут выборы губернаторов так или иначе в сентябре месяце, и так или иначе сейчас наступает финальный год для этих губернаторов: либо они останутся и будут бороться за то, чтобы продлить свой срок полномочий, либо туда назначат новых губернаторов, которые на перспективу рассматривают как более серьезных руководителей и более успешных для этих территорий. Это первое – 9 губернаторов и 9 позиций, у которых истекает срок в сентябре будущего года. Плюс еще называют некоторое количество регионов, где ситуация либо неустойчивая экономически, либо есть конфликт местных элит, либо не очень хорошие результаты были показаны на прошедших выборах. Ольга Арсланова: Вот смотрите, давайте пройдемся по тем регионам, которые на слуху: среди них Ивановская, Самарская, Нижегородская (собственно, понятно), Мурманская, Новосибирская, Омская области и Ненецкий автономный округ, Красноярский и Алтайский края. Возможно, кадровые перестановки могут произойти в одном или двух субъектах на Северном Кавказе – это вот то, что появилось в информационном пространстве. Андрей Максимов: То, что озвучивалось, да. Ольга Арсланова: На что стоит в первую очередь обратить внимание? Где ситуация наиболее уже назревшая? Петр Кузнецов: Кому получать ордена в ближайшее время? Андрей Максимов: Если мы посмотрим на возраст людей, то есть сначала подойдем с точки зрения возраста исключительно, то в Самарской области, где ушел Николай Меркушкин, 66 лет ему уже и он управлял с 2012 года; у нас в Нижегородской области Валерию Павлиновичу уже 70 было, то есть это тоже серьезный возраст. У нас в этой же возрастной категории находятся всего двое из тех, кого вы назвали – это Красноярский край и Виктор Толоконский (64 года) и Алтайский край Александр Карлин (65 лет). То есть два человека, если с точки зрения исключительно возраста, умения, так сказать, воспринимать новые вызовы, активно формировать команду молодежи, которая добивается впечатляющих результатов для территории и умеют контактировать – вот 2 человека с этой точки зрения. Если с точки зрения результатов, которые были достигнуты на предыдущей избирательной кампании, то здесь вроде особо к ним претензий нет никаких. Например, Ненецкий автономный округ иногда называют – Игорь Кошин, которому 43 года всего, он достаточно молод и динамичен, но там тоже есть подводные камни, конечно. Петр Кузнецов: Андрей, вот как раз хочется даже не рассказать, а, собственно, показать тех, кто приходит на места нынешних руководителей, особенно возрастных. Вот эти два человека сейчас появятся на ваших экранах – это действительно два разных человека: это врио Самарской и Нижегородской областей. То есть в принципе мы можем предположить, как будет выглядеть следующий врио неважно какого региона. Тут же недавно новый iPhone презентовали, и он может по лицу разблокировать. Так что, в принципе, они друг у друга могут iPhone новые разблокировать, эти два человека. Если говорить о моде назначения новых людей, понятно, что это люди молодые. Раньше назначались силовики, сейчас скорее, судя по всему, что-то вроде топ-менеджеров? Или здесь особого направления нет? Ольга Арсланова: "Технократов", как их там только ни называют. Андрей Максимов: Понимаете, в чем дело? Проблема в том, что у нас – у этих людей во всяком случае – впереди два очень важных публичных даже не мероприятий, а кампаний: одна – это выборы президента, а другая – это выборы губернатора. И, как выяснилось, за последние 2 года силовики не всегда успешно справляются с публичными кампаниями, они все-таки люди сугубо командно-административные, поэтому там, где можно решать вопросы методами публичной политики (убеждения, компромиссы и так далее), они пытаются искать силовые варианты решения проблемы, которые не совсем адекватны. Поэтому в этом случае как раз это и связано с теми назначениями людей бизнеса, людей, которые связаны с хорошим административным опытом, подчеркиваю, на современном экономическом фронте на уровне министерств и правительства – из Совета Федераций. Или, например, мэр Самары, а Самара все-таки полуторамиллионный город, то есть это достаточно серьезный плацдарм для того, чтобы после этого руководить всем регионом. Если мы помним, буквально 10-15 лет назад в этом регионе значительно большую роль играл мэр Самары господин Лиманский, чем тогдашний губернатор, именно он там был главной публичной политической фигурой. То есть в этом плане это в какой-то степени возвращение как раз к публичной политике. Петр Кузнецов: При назначении вот этих похожих друг на друга людей учитываются настроения не только их, а учитываются ли настроения местной элиты и жителей? Андрей Максимов: Вы понимаете, в чем дело: я не участвовал в тестировании регионов… Петр Кузнецов: Но это важно, давайте просто отвлечемся… Ольга Арсланова: Как обычно это бывает. Андрей Максимов: Но я общаюсь, конечно, и знаю, что, например, как только стало известно о назначении Азарова, многие мои друзья в Самаре пошли это дело отмечать с точки зрения позитивных перемен для регионов. Если говорить о Глебе Никитине, я этого сказать не могу именно потому, что пока еще не созванивался с людьми в Нижнем, то есть это сравнительно недавно произошло, и как они на это реагируют, мне трудно судить. Ольга Арсланова: А скажите, власть учитывает риски взаимодействия с этими новыми людьми? Понятно, что старенькие, но они проверенные, с ними уже было налажено взаимодействие федерального центра. Как поведут себя новые люди, пока неясно. Петр Кузнецов: Да – помните, как у Калининградского не получилось, антирекорд поставил. Андрей Максимов: Да-да, самый короткий губернатор по продолжительности. Да, я помню. Петр Кузнецов: Значит, где-то просчитались. Андрей Максимов: Дело в том, что они проходят тестирования… Тут самое сложное, на самом деле – это то, что человека не вводят в публичное поле до его назначения. То есть если мы говорим о мэре и члене Совета Федераций Дмитрии Азарове, он все-таки постоянно находился в сфере внимания, так скажем, жителей и избирателей Самарской области, то для губернатора Нижегородской области это намного сложнее. То есть я полагаю, я пока только теоретически могу предположить, что если бы там проводились его встречи с элитными группами какими-то на территории региона, то я думаю, что тогдашний губернатор не делал бы опрометчивых заявлений о том, что никто не готовится к отставке – он бы понимал, что, в общем, часы пробили и надо спокойно и достойно собирать вещи. А этого не было. Кроме того, я знаю достаточно много людей, скажем так, из Нижнего, которые в той или иной степени работают в разных руководящих структурах. Наверное, если бы они тоже были информированы об этом, то некоторые вещи они бы не делали, которые они делали, рассчитывая на то, что губернатор продолжит управление. Ольга Арсланова: Несколько вопросов от наших зрителей. Конечно же, разные регионы интересуются, как у них дела в плане руководства. Например, Тверской области не грозит ли смена в ближайшие дни? Андрей Максимов: Вы знаете, Тверская область, по-моему, только в прошлом году как сменилась, так что я думаю, что в ближайшие годы это ей не грозит. Ольга Арсланова: "Будем откровенны: омоложение губернаторского корпуса – это начало президентской кампании. Старики-губернаторы – это вчерашний день, давно пора. Нужно ввести в основные показатели эффективности мэра количество предприятий-банкротов", – пишет нам Курганская область. "Замена губернаторов – показуха: это не изменит социально-экономических показателей, нужны реально действующие законы, обеспеченные финансами программы", – предположение из Москвы и Московской области. Личность губернатора может на социально-экономические показатели влиять? Андрей Максимов: Может, очень серьезно может, особенно учитывая новые механизмы формирования бюджета, новые механизмы принятия программ. Человек, который понимает, как это работает на федеральном уровне, гораздо успешнее может добиваться решения многих вопросов для региона, чем тот человек, который пусть и долго, но сидит у себя в регионе, изредка выезжает в столицу, для того чтобы провести дежурные встречи, получить трансферты и вернуться обратно. То есть сейчас у нас уже не на один год бюджет принимается: существуют программы, в которые надо вписываться – надо готовить обоснование. Иногда людям просто лень бывает это делать. Ольга Арсланова: И важно быть своим человеком в федеральном центре, иметь достаточно контактов для этого. Андрей Максимов: Конечно, иметь достаточно контактов, иметь достаточно профессиональную команду. Потому что для того чтобы включиться в любую программу, нужно подготовить нормальные качественные документы, что не всем под силу, понимаете. Это достаточно серьезная проблема, для того чтобы… Сейчас масса фильтров стоит, которые не позволяют, скажем так, злоупотреблять финансами из федерального центра, и все эти фильтры нужно пройти, то есть программа должна быть идеально подготовлена. Это как раз федеральные чиновники смогут сделать гораздо лучше, чем любой местный человек. Хотя при этом они, конечно, имеют недостатки в виде того, что… Ольга Арсланова: Недостаточной вовлеченности. Андрей Максимов: Да-да, они недостаточно публичные. То есть хороший федеральный администратор, хороший федеральный член правительства, скажем так, или высокопоставленный чиновник, как правило, не публичный политик: он все-таки с самого начала вписан в вертикаль власти и поэтому не имеет опыта публичного общения – он не может очаровывать, у него нет на это, скажем так, времени. Петр Кузнецов: А если сейчас назначения происходят, значит, остается какое-то время, которое специально закладывается, для того чтобы он как раз о себе заявил и со всеми познакомился. Вот это время – оно до чего? Андрей Максимов: Я думаю, что времени очень мало остается. Вот то, что вы называете возможностями для переназначения губернаторов… На самом деле в год президентских выборов вообще очень сложно переназначать губернаторов, потому что это передача управления очень мощному организму – не только социально-экономическим организмам, но еще и организмам, управляющим всеми политическими процессами в регионе – в руки нового человека, пусть и опытного управленца, который не знает, кто в этом регионе за что отвечает, пардон, кому позвонить, для того чтобы решить какую-то задачу. Потому что иногда… У нас ведь… непрямого управления существует. Опытный руководитель знает все, через кого что решается; новый руководитель начинает заново выстраивать эту систему. И сейчас, для того чтобы ее отстроить до марта, остается очень-очень мало времени. Поэтому эти переназначения могут пройти в очень короткий отрезок времени, для того чтобы люди успели войти во власть. Иначе власть просто будет парализована. Петр Кузнецов: Отзывы из Нижегородской области поступают. Антон пишет: "Зачем Шанцев ушел? Хотелось бы, чтобы он пробыл еще 2 года до выборов. Жалко, что ушел с поста – отличный губернатор, таких бы больше губернаторов, как Шанцев". И тут же мнение из Нижегородской области, город Заволжье: "У меня все друзья и знакомые рады, что губернатора сняли. Ничего существенного он для нас не сделал. Хотелось бы, чтобы новый губернатор посетил наш город, посмотрел наш убогий стадион, парк культуры и так далее". Вот эти все губернаторы, которые уходят по личному мнению (хотя когда это происходит дважды за неделю, как-то эта фраза "ухожу по собственному желанию" звучит по-особенному) – они, на ваш взгляд, уходят с чувством облегчения? Андрей Максимов: Да нет, конечно. Я не думаю, что они готовы, скажем так, поставить крест на своей политической карьере. Именно поэтому я думаю, что многие из них ждут каких-то предложений все-таки. Потому что уйти в никуда, уйти в ничто значит, что ты не справился. А ведь они не то что не справились – нет, они справлялись достаточно успешно, как вы сейчас только что рассказали. Другое дело, что новые задачи, новые вызовы, может быть, немножко больше, чем у них есть сил и возможностей, понимания. Ольга Арсланова: А на какие кресла могут эти люди рассчитывать? Андрей Максимов: Вы знаете, что уже Николай Меркушкин получил назначение. Оно, кстати говоря, достаточно серьезное. Оно на первый взгляд кажется какой-то общественного нагрузкой (Конгресс финно-угорских народов), но если мы посмотрим… Скажем так, у нас половина Поволжья – это финно-угры, и они достаточно серьезно испытывают влияние сейчас внешних политических факторов от тех же эстонцев, от тех же финнов, от тех же венгров, то есть от стран ЕЭС, через которые с ними взаимодействуют, пытаясь навязать им некоторые, так сказать, стандарты как культурной, так и политической автономии, как ее понимают за рубежом. То есть это достаточно серьезная и ответственная задача. Петр Кузнецов: Возможно возвращение Шанцева куда-нибудь в московский регион? Андрей Максимов: Ну этого я не знаю. Дело в том, что все-таки Москва – это совершенно не та… Петр Кузнецов: Или просто если связывать его возможное политическое будущее, то оно скорее будет связано с нижегородским регионом? Андрей Максимов: Нет, я думаю, у него какие-то федеральные перспективы есть, а московский регион вряд ли – тут совершенно другая команда. Той команды, с которой он работал, здесь больше нет, понимаете. Ему некуда возвращаться. Ольга Арсланова: Интересуются наши зрители. Вы много говорите о местной элите – кто эти люди? Это удачливые приватизаторы, воры в законе? Кто это такие? Кто эти люди, которые влияют на губернаторов? Давайте объясним, кого мы имеем в виду под местной элитой. Андрей Максимов: Ну смотрите. Во-первых, в каждом городе есть градообразующие и даже регионообразующие предприятия. Они могут принадлежать как местным предпринимателям, так и каким-то консорциумам международным, каким-то офшорным… То есть в данном случае в каждом регионе все это по-своему. Но они дают налоги в бюджет, которые обеспечивают жизнедеятельность всего региона, обеспечивают все социальные программы в регионе, обеспечивают развитие дорог, развитие связи, строительства и так далее. Во вторую очередь они работодатели для очень значительной части. То есть без взаимопонимания с ними… Если Ростех влияет значительным образом на Самарскую область, понимаете, с ним надо считаться, а если ты с ним не считаешься, то надо понимать, что он может быть недоволен тобой и у него имеются другие рычаги влияния на ситуацию. Ольга Арсланова: А что вы имеете в виду под "другими рычагами"? Они могут напрямую выйти на федеральные власти и начать "копать" под губернатора? Андрей Максимов: Когда достаточно серьезная госкорпорация или когда это какая-то транснациональная корпорация, понимаете, она влияет на все, она полностью вписана в федеральную повестку, она не является чисто региональным субъектом экономическим. Кроме того, это я только начал, а ведь у нас еще есть мэры городов. Сейчас они не избираются, но даже, так сказать, сити-менеджеры так или иначе влияют на жизнедеятельность своих территорий, и они в интересах этих территорий чего-то добиваются от своего регионального лидера. То есть они тоже выражают интересы своих пусть непрямых, но избирателей, которые выбрали сначала городской совет, который назначил этого сити-менеджера. Но тем не менее они в их интересах действуют. Они, соответственно, тоже влияют на губернатора. Губернатор не свободен от этой элиты. Петр Кузнецов: Да. А людям важно, чтобы это был выходец из их региона? Андрей Максимов: Людям, конечно, приятно, когда это выходец из их региона, потому что они доверяют своим всегда больше, чем тем людям, которых прислали извне. Но так как у нас уже в значительной степени повелось, что иногда оказывается, что о своих-то, в общем, больше знаешь плохого… Поэтому иногда лучше взять человека как чистый лист бумаги в надежде на то, что он раскроется с хорошей стороны и в этом плане будет лучше. То есть это вопрос. Сначала, конечно, каждому хочется своего. А потом, подумав, некоторые считают, что им повезло, что им назначили другого, из другой территории. Петр Кузнецов: Что будет, если вернуть прямые выборы губернаторов, чтобы люди выбирали крепкого хозяйственника из своего региона? Ольга Арсланова: Знакомого, того, кто сможет их обаять, будучи публичным человеком. Андрей Максимов: На самом деле прямые выборы губернаторов существуют. Другое дело, что у нас есть ряд рычагов воздействия, которые не позволяют всем желающим выдвинуться на этих прямых выборах. То есть они непрямые: это в первую очередь муниципальный фильтр… Петр Кузнецов: Это называется фильтром. Андрей Максимов: Да, который требует, во-первых, чтобы за поддержку этого кандидата поставила подпись значительная часть, где-то от 5% до 10% депутат муниципальных региона. И второе – это представительство этих депутатов. То есть эти 5% не могут быть из одного муниципалитета, они должны представлять от половины до двух третей, например, а то и до трех четвертей муниципалитетов этого региона. Один этот фильтр отметает, конечно, любое свободное выдвижение, потому что он в достойной степени контролируется политически. У нас только одна партия имеет настолько мощное представительство. И здесь вопрос в первую очередь, с моей точки зрения, к другим партиям, почему они ничего не делают, для того чтобы добиться лучшего результата. Сейчас были выборы муниципалитетов Москвы: по сути своей это был выбор муниципального фильтра для будущих выборов мэра. Петр Кузнецов: Мини-прорыв был совершен. Андрей Максимов: Да, с одной стороны, "Яблоко" совершило мини-прорыв под руководством Гудкова и Каца, но с другой стороны, коммунисты, которые до этого имели возможность выдвигать своих кандидатов, ее утратили, а ни ЛДПР, которая парламентская партия, ни "Справедливая Россия", которая парламентская партия, даже ничего не сделали, чтобы попытаться даже это сделать. Таким образом, они показали, что им, собственно говоря, позиция московского мэра совершенно неинтересна. Вот и все, собственно говоря, что мы знаем о публичной политике. Петр Кузнецов: "А как же Аман Тулеев? Учитывая его возраст…" Удивительно, что это вопрос из Рязани от Анны. Андрей Максимов: Да, 73 года ему, тоже достаточно серьезный возраст. Кроме того, здоровье… Петр Кузнецов: Лечение, да, возвращение после лечения в регион. Андрей Максимов: Да. Я понимаю ситуацию так, что, конечно, он очень авторитетный руководитель… Петр Кузнецов: Особое отношение. Андрей Максимов: Да, к нему особое отношение. Ольга Арсланова: Интересуются, что ждет иркутского губернатора с учетом его оппозиционных взглядов. Андрей Максимов: Да ничего не ждет, пока он справляется, на самом деле. Тут вопрос же не в том, что человека, понимаете, нужно выбирать только из своих. Нужно выбирать тех, которых, во-первых, поддерживает регион (а пока его регион поддерживает – пока он не бунтует против него, значит, все нормально), и во-вторых, эффективного. То есть поддержанного, авторитетного в регионе и эффективного руководителя. Пока справляется, никаких вопросов к нему нет. Ольга Арсланова: Вы рассказали о влиянии элит, о влиянии федерального центра, и зрители интересуются, как могут на процесс повлиять сами жители, если их, например, категорически не устраивает губернатор, но он устраивает элиту и федеральный центр. Андрей Максимов: В первую очередь они могут проголосовать против него. То есть никто не лишает людей права выбора. Они могут проголосовать против него и поддержать другого кандидата. Второе: наверное, надо все-таки не просто говорить, что мне не нравится этот человек, понимаете, а обосновывать это чем-то. Потому что есть вещи… Допустим, он с чем-то не справляется – надо обратить внимание и его, и федерального центра на проблемы, которые существуют в регионе и которые не решаются. То есть вариантов инструментов множество для этого. И у публичных политиков, и у простых избирателей, которые не являются публичными политиками, есть возможность обращаться в федеральные структуры либо в политические партии, опять же, либо организовывать сборы петиций, либо какие-то массовые кампании. Все это в рамках Конституции, совершенно ненасильственно, естественно, но при этом достаточно эффективно иногда. То есть это стоит учитывать. Петр Кузнецов: Сейчас появилась информация о возможном назначении Ирины Яровой в Мурманской области – есть какая-то информация? Андрей Максимов: Нет, я только это услышал. Я ее немного знаю – она очень эффективный руководитель, конечно. Петр Кузнецов: Это действительно может произойти, такой переход? Андрей Максимов: Она вообще, конечно, у нас с Камчатки. С другой стороны, она уже давно федеральный политик, поэтому она может эффективно управлять любой территорией. Но там Кофтун, она тоже в достаточной степени эффективна, поэтому мне трудно судить. Я не уверен, что именно о Мурманске идет речь. Ольга Арсланова: И законодательная власть сколько потеряет… "Шанцев – последний высококлассный профессионал, мастодонт. Такой опыт наработается даже не годами, а десятилетиями", – пишут нам. Петр Кузнецов: Это именно из Нижегородской области пишут? Ольга Арсланова: Да. "Когда будет зарплата в 100 и более тысяч рублей, тогда можно говорить об успехе губернаторов". Самара пишет нам: "Мы очень рады, что к нам вернулся Азаров – молодой, умный, с опытом работы. Верим ему, что нас, пенсионеров, не обидит. Удачи ему". Вот так. Андрей Максимов: По Самаре да, у меня тоже все звонят, отмечают, радуются и так далее. По Нижнему нет пока никакой однозначной картины. Петр Кузнецов: Андрей, если можно, коротко: в ближайшее время ждать еще серию отставок, уходов по собственному желанию? Андрей Максимов: Вы понимаете, в чем дело? У тех людей, которые сейчас ушли, вообще срок-то выходил в конце будущего года, а не этого. Они все, как правило, должны были переизбираться в 2019 году, через срок. А у нас сейчас по сроку 9 человек, которые будут либо поддержаны президентом на будущий срок как губернаторы, либо они могут быть убраны и заменены другими людьми. Но они не входят в те 9 человек, которых вы назвали. А 18 человек в ходе, так сказать, одного цикла, который еще совпадает с президентскими выборами, никто менять не будет. Поэтому, с моей точки зрения, если какие-то незапланированные отставки, которые по срокам не предполагаются, и произойдут, то это будет 2-3 человека, не больше, не 9 позиций. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Это было "Личное мнение" Андрея Максимова, вице-президента Российской ассоциации политических консультантов. Большое спасибо. Андрей Максимов: Спасибо.