ГИБДД в кустах
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/gibdd-v-kustah-51417.html Иван Князев: В МВД разработали новый порядок регулирования безопасности на дорогах и работы инспекторов. Следить за движением сотрудники теперь смогут в штатской одежде и на штатских авто, то есть без всяких там опознавательных знаков. Понятно, что авто-то, наверное, все-таки ГИБДД будет принадлежать. Вот такой вот скрытый надзор получается. К слову, подобная практика есть во многих странах мира. Что это: новый вариант прятаться в кустах? Эксперты уже забеспокоились из-за этих нововведений, что они нам дадут. Узнаем прямо сейчас у них.
Марина Калинина: У нас на связи первый эксперт по этой теме: Олег Бадера, председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Здравствуйте, Олег Алексеевич.
Олег Бадера: Здравствуйте, Иван, Мария.
Иван Князев: Здравствуйте. Марина.
Олег Бадера: Марина, да.
Иван Князев: Олег Алексеевич, расскажите вот об этой практике такого скрытого надзора, что она из себя будет представлять, как это вообще будет все выглядеть?
Олег Бадера: Ну, вы знаете, что камеры фотофиксации 10 лет уже у нас применяются в Российской Федерации. За это время количество погибших на дорогах уменьшилось в два раза, то есть эффект от этого есть. Но за эти 10 лет изменилось и общество, изменились водители, появились и машины, которые могут быстро двигаться, и появились сотовые телефоны, поэтому на дорогах изменились типы нарушений. Есть злостные нарушители, которые ездят и шашечками, перестраиваются и, по сути, тоже создают тоже аварийные ситуации, опасные, количество погибших от такой езды тоже увеличивается. И есть незлостные нарушители, которые сидят в телефоне, медленно едут, все на них ругаются и нервничают, но количество погибших от этого не растет.
То, что МВД сейчас задумало, на мой взгляд, это положительная практика, она и правда применяется во многих странах мира, где есть скрытое патрулирование, где едет машина, оборудованная и камерами, и внутри находятся и полицейские, и внутри есть мигалки. И в случае выявления нарушителя, особенно это касается первой части - злостных нарушителей, такой автомобиль может, включив сирену, остановить нарушителя и прямо на месте, по сути, ликвидировать вот ту потенциальную угрозу жизни...
Иван Князев: Ликвидировать нарушителя.
Олег Бадера: Да, нарушение и потенциальную угрозу жизни других людей. Это достаточно важная вещь. Но мы же понимаем, наша страна большая, в ней мы с коррупцией еще не поборолись. И если эта практика будет применяться против нарушителей, которые едут с телефоном, отвлекаются, то, к сожалению, наверное, коррупционная составляющая может перетянуть. Поэтому очень важно, чтобы эти правила были опробованы и больше работали на первую часть нарушителей, чем на вторую.
Иван Князев: Олег Алексеевич, а разве съемка не будет у этих инспекторов... Ну, я не знаю там, висеть камера, во-первых, в машине, насколько я знаю, должна она во всяком случае в патрульной машине... Может, им на грудь что-нибудь, там какую-нибудь камеру повесят. И также, насколько мне известно, там же даже сейчас есть какие-то особые правила, если тебе документы протягивают в каком-нибудь бумажничке, портмоне, а там купюры лежат, то обязательно должен вернуть. Или нет?
Олег Бадера: Да, эта часть как раз предусмотрела в этом приказе, что должна вестись постоянная съемка. Мы сейчас говорим уже после того, когда инспектор остановил нарушителя и начинает с ним вести беседу. Как зафиксировать само нарушение о том, что водитель едет, разговаривает по телефону? Для этого было много идей...
Марина Калинина: Смотрите, Олег Алексеевич, я вас перебью. Буквально несколько месяцев назад мы обсуждали эту инициативу о том, чтобы были установлены специальные камеры, и они в тестовом режиме, я так понимаю, в Москве уже установлены, которые как раз фиксируют наличие ремня безопасности и человека за рулем с телефоном в руках. Разве этого недостаточно? Плюс измерение скорости и т.д., и т.д. Зачем еще вот это?
Олег Бадера: Вы знаете, этот эксперимент идет, но он до сих пор не закончился, потому что, к сожалению, технические средства, которые могут фиксировать водителя, сидящего в телефоне на протяжении какого-то пути, пока таких средств нет. И все эти эксперименты показали, что не очень эффективная данная техника. Пока она работает не очень эффективно.
Марина Калинина: У нас есть звонок из Мордовии. Николай, здравствуйте. Николай.
Зритель: Да, вот я по поводу этой вот... ГИБДД разрешат прятаться. Там в ГАИ в гражданской одежде, да? А чье это мнение? Госдумы что ли? Ее это уже вот... Ну, пенсионера они там оштрафуют на 250 рублей, допустим, или какого-нибудь там трудягу с периферии, который получаем сам вот 15-20 тысяч, допустим, заработок. В Москве пусть у себя посмотрят, наведут порядок, у них там уже показывают по телевизору смеяться нужно над ними.
Иван Князев: Да, Николай, ну это, для разъяснения не в Госдуме эти поправки принимают.
Марина Калинина: Это инициатива МВД.
Иван Князев: Это в МВД так решили. Спасибо вам за ваш звонок. Олег Алексеевич...
Олег Бадера: Я еще чуть-чуть прокомментирую как раз вот на эту тему. Очень много нарушителей, которые сегодня покупают белорусские номера или ездят вообще без номеров. И водители ведут себя на дороге ужасно и создают и правда серьезные аварийные ситуации, очень много ДТП со смертельным исходом. Вот, против кого должна действовать эта инициатива - это главный посыл. И тогда не будут с трудяг брать там последние 250 рублей, а будут наказывать как раз ту категорию, которую сегодня нельзя наказать с помощью камер фотофиксации.
Иван Князев: Олег Алексеевич, из Саратовской области вопрос: «А если это не полиция, не инспектор, а бандиты будут? Остановишься, а потом горько пожалеешь. То есть инспекторы будут как-то обозначать то, что вот они действительно от ГИБДД?»
Олег Бадера: В этом приказе как раз прописывается, что не данная машина должна останавливать, а они передают эту информацию специальным оборудованным уже машинам ГИБДД и будут останавливать уже машины, которые полностью разукрашенные, с мигалками ГИБДД. То есть это больше для фиксации нарушений. Еще раз: как будет работать эта методика, пока мы не знаем. Есть разные вопросы, сомнения, но, на мой взгляд, все-таки инициатива положительная, потому что целая категория нарушителей, с которыми пока не получается бороться стандартными способами.
Марина Калинина: Олег Алексеевич, а хватит ли персонала в ГИБДД еще и на скрытых агентов?
Иван Князев: В штатском.
Олег Бадера: Это я, к сожалению... Тяжело мне прокомментировать этот вопрос, но так как...
Марина Калинина: После всех сокращений-то.
Олег Бадера: С нарушителей берут штрафы, эти штрафы поступают в бюджет, то, я надеюсь, бюджет сможет...
Иван Князев: Ну, значит хватит.
Олег Бадера: Да, должно хватить.
Иван Князев: Понятно. Спасибо большое.
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Олег Бадера, председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Марина Калинина: Есть звонок у нас из Московской области. Владимир. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Что вы думаете по этому поводу?
Зритель: Я отношусь к этому крайне негативно. Почему? Потому что вот уже сказано было, что под личиной, под видом ГИБДД, представителей, будут находиться в этих автомобилях бандиты, как это уже неоднократно было, вот буквально на протяжении последних пяти лет на дорогах были грабежи, разбои и убийства представителями кавказской национальности наших водителей. Их ловили, отлавливали, я сам лично был свидетелем, когда меня пытались остановить под видом того, что там проколото колесо. И вот эта вот мера, которая придумана, я считаю, что она абсолютно ни к чему.
Стационарные посты закрыты. Сейчас вот... Раньше были стационарные посты, где могли остановить, проверить документы и все. Сейчас большинство стационарных постов на выезде из Московской области закрыто, потому что... В Тульской области закрыто, в Воронежской области закрыто. Зато в Краснодарском крае и в Ростовской области эти ребята будут сейчас развлекаться по полной программе. Почему? Потому что поедет масса людей отдыхать на юг, и наши представители, эти скрытые так называемые представители ГИБДД, будут просто-напросто набивать себе карманы.
Иван Князев: Владимир, наш эксперт буквально только что пояснил, что все-таки вот эти вот скрытые инспекторы, они не будут сами штрафовать, не будут останавливать машины, а будут передавать эту информацию работающим, уже явно работающим сотрудникам ГИБДД.
Зритель: Я слышал это уже. Понимаете, но дело в том, что вот я сейчас смотрю вашу передачу... Вашу передачу будут смотреть в лучшем случае 1% нашего населения, и люди просто-напросто не знают и не будут знать, кто их останавливает на дороге. Он остановил, предъявил удостоверение какое-то: «Я представитель ГИБДД, вы нарушили. А давайте платите штраф».
Иван Князев: Да, Владимир, ваши опасения понятны. Спасибо вам за ваш звонок.
Марина Калинина: Зачем вы так обижаете нашу передачу? Нас больше, чем 1% нашего населения смотрит. Спасибо.
Еще у нас один эксперт есть по этой теме. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Антон Владимирович, здравствуйте.
Антон Шапарин: Да, приветствую вас.
Марина Калинина: Как вы относитесь к этой инициативе МВД?
Антон Шапарин: Отношусь крайне негативно просто потому, что, к сожалению, она принимается для того, чтобы скомпенсировать невозможность остановиться, спрятать машину и скрытно соответственно взять и за встречку, например, человека поймать. Просто как обычно сейчас работало. Кто-то снимает на видео, как через встречку кто-то проехал на обгоне, и отправляет сотрудникам ГИБДД. Собственно, на этом все. Все остальные составы в данном случае ни о каких разговорах по телефону, ни о чем либо еще, речь идти не будет. Только лишенческие так называемые статьи - те, которые, собственно, самые коррупционогенные, самые коррупционоемкие.
И проблема, собственно, понятна и проста. Во-первых, люди, как правило, справедливо будет сказано, будут считать, что если кто-то не в форме, просто обычный человек, показал какое-то удостоверение (никто же не читает, на разбирается) и соответственно что-то будет требовать, у нас мошенники появятся и этой категории.
Марина Калинина: Смотрите, Антон, смотрите, какая штука получается. По сути, ГИБДД должно отвечать за что? За то, чтобы движение на дорогах было безопасным.
Антон Шапарин: Безопасность дорожного движения.
Марина Калинина: Безопасности дорожного движения. То есть это какая-то помощь, это какие-то инструкции, это какое-то да, слежение за тем, чтобы это движение было безопасным. А здесь какая-то подмена понятий, то есть засесть, поймать и оштрафовать. И желательно неофициально. И как бы все это сейчас легализовано будет получается.
Антон Шапарин: Понимаете, в чем дело? У ГИБДД сейчас ситуация сложная жизненная. Они выписывают всего 13% штрафов, все остальное выписывается камерами. И у Минфина и прочих структур, которые в России существуют и деньги выделяют, те самые бюджеты пресловутые, они могут задать вопрос: «А нам зачем эта громоздкая структура, зачем такое количество людей, которым мы платим зарплату? А давайте их всех камерами заменим».
И ГИБДД отчаянно пытается рассказать миру, что она еще нужна, то они будут вот еще скрытно патрулировать, что то это... Они пытаются увеличить количество штрафов, которые будут выписываться. То есть это, безусловно, бюджетная борьба, но борьба за выживание уже.
Иван Князев: Ну, подождите, подождите, уважаемые коллеги, что мы только в этой плоскости будем рассуждать? Функции ГИБДД все-таки... Никто не убирал такую функцию как пресекать нарушения. Если человек нарушил, что, извините, будь добр отвечай. С той же стороны человек едет, по телефону разговаривает, видит там камеру или какой-нибудь пост ГАИ, он телефончик убирает, а так он благополучно будет ехать, и никто ему не помешает. Тут смотря с какой стороны посмотреть.
Марина Калинина: Вопрос насколько это будет честно.
Антон Шапарин: Понимаете, в чем дело. В любом случае, сейчас любой абсолютно человек: вы, я, кто угодно может снять этого человека, разговаривающего по телефону, на камеру, отправить соответственно на горячую линию ГИБДД, и после этого сотрудники должны будут возбудить производство административное, вызвать такого человека в ГИБДД и спросить: он, не он, ехал, не ехал и т.д. Он, конечно, может не явиться, и тогда вопрос будет закрыт. Но такая практика в Москве, например, существует постоянно, и связана она с парковкой преимущественно, потому что это 5 000 рублей штрафа.
Телефон особо никого никогда не волновал, и я думаю, что волновать не будет, потому что не те масштабы штрафов. Мы к глубокому сожалению действительно подменили вопрос безопасности дорожного движения вопросом сбора денег с водителей, и это глубоко неправильно. Вместо того, чтобы предупреждать нарушения, мы создаем условия для того, чтобы собирать с людей, я был назвал это третий транспортный налог: в дополнение к транспортному налогу и акцизу.
Так что ситуация проблемная, и я уверен, что все действия процессуального характера должны совершать только и исключительно сотрудники в униформе. И с использованием защищенной связи, с использованием поверенных приборов, с использованием доказательств, которые нельзя сфальсифицировать. А я вот с мобильного телефона вышел на связь, как видно. Я с этого мобильного телефона вам любое видео отредактировать могу: вырезать, вставить, номера закрыть, номера подменить. Это не проблема совершенно. И мы получим масштабное злоупотребление.
Какой-то человек: будь то сотрудник ГИБДД, будь не сотрудник, прислал через, скорее всего, какой-нибудь WhatsApp или другой мессенджер сотруднику, стоящему на дороге какое-то видео, и тот принимает уже решения, которые повлияют на судьбу других людей.
Иван Князев: Штрафовать или нет.
Антон Шапарин: Я уже молчу про то, что у нас есть понятие (во всем мире есть, кроме нас) неприкосновенности частной жизни. Про него у нас почему-то все забыли. Я могу ехать не один, да, меня снимут на видео, и дальше начнется неприятный процесс.
Иван Князев: Давайте телезрителя послушаем.
Марина Калинина: Давайте вместе послушаем Константина из Омска. Здравствуйте, Константин.
Зритель: Здравствуйте. Я вот профессиональный водитель и то, что будут прятаться - не прятаться...
Иван Князев: Скрытно патрулировать, скажем так.
Зритель: Да, патрулировать. Но я считаю, что если человек соблюдает правила, ему нечего волноваться. А если, как говорится, извините, накосячил, то изволь заплатить. Почему у нас у сотрудников ГИБДД не сделают кассовые аппараты как у кондукторов в автобусе? Чтобы раз, на месте оплатил, тебе чек выдали и все, и не ждать этого письма счастья.
Иван Князев: Понятно, да.
Марина Калинина: Спасибо. И давайте еще Зинаиду сразу послушаем из Санкт-Петербурга. Зинаида, добрый день.
Зритель: Здравствуйте. Слава Богу, я дозвонилась, потому что меня просто переполняет чувство, и я хочу высказаться прямо на всю страну. Дело в том, что в последнее время мне приходится ездить до 12 часов, там в час ночи, от Санкт-Петербурга до города Луги по Киевской трассе. И знаете, что хочу сказать? Дисциплина на дороге безобразная, люди едут как хотят, друг друга подрезают, двойные обгоны, на сплошной. Один умудрился на фуре даже ехать в гору по встречной полосе. Это наше счастье всеобщее было, что мы не попали в то, что они ни с кем не столкнулись. Страшная была бы катастрофа.
Поэтому я еще раз хочу сказать, что сотрудников ГИБДД не хватает, их просто на дороге нет. Понимаете, и когда тебя обгоняют и подрезают, тебе становится просто страшно. Более того, хочу сказать об аварии, которая произошла...
Иван Князев: Да, Зинаида, мы вас слушаем.
Зритель: Где четырехполоска идет, понимаете, вроде бы всем хватает места. Так они умудряются даже на четырехполосной линии друг друга подрезать. И на такой момент: ехала одна машина, другая ее подрезала, и они так долбанули друг друга, что вот нос одной из машин (наверное, была послабее) разбит был полностью. Мы проехали потому что мы проехали. И все. Было страшно смотреть. То есть ни дороги нам не виноваты, не виноваты дураки. Просто вы знаете, что иной раз создается впечатление, что это просто преступление, потому что...
Иван Князев: Да, Зинаида.
Марина Калинина: Зинаида, а вот в целом скажите, если будет такое скрытое патрулирование введено, вы за эту идею? Вы за эту инициативу? Вы считаете, что будет более безопасно?
Зритель: Я как женщина двумя руками. А вот эти вот ребятки веселые, которые говорят: «Да не надо нам этого, мы хорошо едем», вы знаете: страшно. Дело в том, что у нас единственный пункт ГИБДД на 131-м километре. Я проезжаю когда, я им бесконечно благодарна: замученным, забитым, без конца транспорт идет, все недовольные, друг друга обгоняют, ругают.
Иван Князев: Да, Зинаида, понятно, спасибо. Спасибо вам большое. Это, кстати, не говоря уже о том, как ездят, например, по ночам автобусы междугородние, как они там носятся, а там, между прочим, люди сидят, и водители там тоже непонятно, в каком состоянии иногда бывают.
Марина Калинина: Спасибо. Ну, с экспертом мы побеседовали. Это был Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Еще один звонок у нас. Взволновала эта тема наших зрителей. Ирина из Адыгеи у нас на связи. Ирина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Меня просто интересует такой вопрос. Вот ГИБДД вводит все эти правила. Да, они очень хорошие эти правила. Мы не против, и пусть они прячутся - эти скрытые камеры. Но сначала начните с себя. Проведите чистку у себя вначале, чтобы ездили также без затемненных этих окон, без этих телефонов. Потом вот сейчас ездят такие машины, у них ужас. Если нас должны штрафовать за то, что у нас нет, например, света (мы не включаем), они ездят просто без правил: без сидений детей возят, без ничего. Сначала наведите, потому что люди возмущаются. Мы когда начинаем штрафы платить, мы всегда им говорим: «Вы сначала на себя обратите, на свои машины, на каких вы ездите машинах, а потом уже с людей что-то требуйте».
В этих населенных пунктах у нас зарплаты небольшие, правильно, а они гоняют. По вечерам что творится в населенных пунктах. Они стоят по трассам, останавливают фуры, это. Вы в села заедьте, посмотрите, что творят ваши сотрудники вечерами в селах. Вот недавно у нас даже полностью столкнулись два сотрудника ГИБДД, ДПС, я не знаю, кто там в Адыгейске. Утром ехали мы на работу. На какой скорости они летают. И просто начните с себя сначала, а потом уже мы будем соблюдать все эти правила.
Марина Калинина: Спасибо за ваше мнение.
Иван Князев: Спасибо. Вот еще люди спрашивают: «А нельзя просто добавить нормальных экипажей ГИБДД, чтобы не скрытные были, ну обычные, просто их было больше?» Конечно же, возмущаются наши телезрители, что какой 1%, вас основная часть нашего населения смотрит.
Марина Калинина: Вот я же говорю.
Иван Князев: Вот и мы про это.
Марина Калинина: Ну а мы к следующей теме, да.