Сергей Лесков: Видимых улучшений в состоянии моногородов нет, а чиновники, отвечающие за их развитие, получают противоречащие здравому смыслу зарплаты
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/glavnie-temi-dnya-25362.html
Петр
Кузнецов: А сейчас главные темы этого дня. И Сергей Лесков.
Здравствуйте, Сергей.
Ольга
Арсланова: Здравствуйте.
Сергей
Лесков: Добрый вечер.
Петр
Кузнецов: Вас спрашивают про Корею. Сейчас, секундочку. "Ваше
мнение о Северной Корее, связанное об убийстве сводного брата президента этой
страны". Сегодня пришли какие-то подробности?
Сергей
Лесков: Я сегодня подробностей не видел. Но мы обсуждали эту
тему. Печальная тема. Но государство, конечно, чрезвычайно интересное. Я бы
даже рискнул сохранить это государство в том виде, в котором оно сейчас есть,
как некий политический заповедник. Это было бы чрезвычайно интересно на
будущее.
А то, о чем я хотел поговорить, связано с новой
инициативой Союза автошкол, которые написали пространное письмо и хотят встретиться
с начальником ГИБДД (то есть ГАИ) России Виктором Ниловым с новыми
инициативами. Поскольку у нас пользователей автомобилей примерно столько же,
сколько пользователей интернета, и это число растет с каждым годом, то эти
инициативы никого не оставят равнодушными. Инициативы касаются процедуры получения
водительских прав.
Ольга
Арсланова: И разделят водителей на полноценных и неполноценных.
Сергей
Лесков: Да. Полгода назад была реформа автошкол. И было
значительное ужесточение этих правил. Казалось бы, мы подошли уже к последней
черте. Быть еще строже невозможно. Нет. Можно.
Итак, предложения состоят вот в чем. Выдавать временные
водительские права новичкам на два года, запрещать им ездить в темное время
суток и по автомагистралям.
Ольга
Арсланова: И на автомобиле.
Сергей
Лесков: Конечно, это безбрежное море для шуток. И также все
водители (не только новички, но и старички) должны возить с собой медицинскую
справку. Медицинских справок в жизни много. Медицинская справка о том, что этот
человек нормальный. То есть из психдиспансера.
Ольга
Арсланова: Потому что 10 лет он ездит с заменой прав. А справка
уже все, за это время уже можно и с ума сойти.
Сергей
Лесков: Невозможно, поскольку это касается огромной, как
говорят в плохих газетах, огромной армии российских граждан, это не
прокомментировать невозможно. Кстати, в любой инициативе всегда есть какой-то
благородный мотив, который объясняет эту инициативу и несколько заслоняет
истинные причины. Благородный мотив такой: 80% аварий совершаются по вине автоводителей.
Во-первых, по чьей вине им еще совершаться? Это
во-первых. Во-вторых, 80% - это много или мало? Я немного разбираюсь в авиации.
В авиации минимум 95% авиапроисшествий совершаются по вине пилотов,
квалификация которых, прямо скажем, значительно выше, чем у водителей, а учат
их значительно дольше.
Ольга
Арсланова: Кстати, извините, Сергей, я вас перебью. Насколько я
понимаю, из этих 80% как раз большинство совершающих аварию ездят больше 2-3
лет за рулем по статистике. То есть новичков как раз в этой статистике не так
много.
Сергей
Лесков: Все эти Мары Магдасарян вовсе не вчера покинули эту
автошколу. На аварийность на дороге влияет так много факторов, что выхватывать
один из них по меньшей мере некорректно. Как говорят во Франции, "cherche la femme" - "везде ищите женщину",
а в России, наверное, надо предложить другую поговорку: "cherche la argent" - "ищите деньги".
Понятно, что после реформы этих автошкол полгода назад
дико повысилась плата за обучение в школах. А число школ, я не знаю, как во
всей стране, но в Москве автошкол стало в 3 раза меньше. Представляете, какой
поток денег и поток этих страждущих пошел в автошкол? Все мало. Наесться
невозможно. Как известно, когда ты видишь бешеные деньги, тебе хочется, чтобы
поток этих бешеных денег стал еще больше. А здесь еще и два водительских
удостоверения. Я думаю, что надо будет еще раз приходить, затем чтобы сдать на
постоянные права. Плюс медицинские справки, которые тоже будут, конечно, писать
в этих автошколах. В общем, тут такое поле для этих неправедных заработков
открывается, что остается только позавидовать.
Так вот, некоторые вещи меня совершенно удивляют. Мне
кажется, что во всей России, а уж в Москве точно, в связи с сокращением
гаишников на дороге вешают камеры. Дело то хорошее, в общем. А кто будет
проверять, кто за рулем едет, предположим, в ночное время суток?
Ольга
Арсланова: Со скоростью 30 км/ч.
Сергей
Лесков: Да, там еще ограничение по скорости. Опытный водитель
или нет? Ведь кто за рулем – это не видно. Ни одна камера это не отличит. То
есть предлагается закон, который невозможно выполнить. Это мне напоминает закон
Яровой, который был принят с огромными скандалами, а сейчас отправлен на
экспертизу, потому что оказалось, что закон Яровой фактически невыполним. Что
же у нас за качество законов такое, если какой закон ни возьми, а он не
улучшает, а ухудшает качество жизни людей.
Кстати, в связи с этим рождается встречное предложение:
а, может быть, и с законодателями так поступить? На сколько их там избирают? На
5 лет? Два первых года законодатель не имеет права выступать с законодательными
инициативами, а только присматривается. Да и голосует как бы так…
Петр
Кузнецов: Временное депутатское удостоверение.
Сергей
Лесков: Да. И голосует так… А только уже к концу депутатского
срока он получает полные полномочия голосовать, выступать с трибуны. Вообще так
можно очень далеко зайти. Если этот Союз автошкол не устраивает качество
подготовки в автошколах, которые… Так можно далеко зайти, конечно. Они хотят в
ГАИ об этом рассказать.
Петр
Кузнецов: Да. Что мы плохо готовим.
Сергей
Лесков: Да. То есть, например, врачи приходят к министру
здравоохранения и говорят, что что-то часто мрут пациенты. Поэтому надо сделать
так, чтобы пациентам было сложнее попасть к врачу. Потому что какая-то публика
такая, никакой вообще веры к ним нет.
Петр
Кузнецов: Пусть лечатся дома.
Сергей
Лесков: Самый, конечно, напрашивающийся аналог – это ЕГЭ.
Предположим, ЕГЭ показывает плохие оценки. Тогда учителя приходят к министру
образования и говорят: "Что за публика у нас в школах сидит? Давайте
сделаем ЕГЭ еще строже, чтобы было лучше". В общем, это, конечно,
открывает какие-то совершенно невиданные перспективы во всех областях нашей
многотрудной жизни. И, конечно, вот эта цедула, которую написал Союз автошкол
во российское ГИБДД, напоминает мне письма, которые писал в Простоквашино дядя
Федор и кот. Они какие-то совершенно дурацкие письма писали.
Ольга
Арсланова: Сергей, знаете, мы же говорили на этой неделе как раз с
представителями этой федерации. Объясняют очень интересно. Говорят: "Нам
Минобр спустил такие рекомендации по образовательной программе. Мы за нее не
ручаемся. Вот по таким стандартам мы не можем отвечать за качество наших
выпускников. И по сути такой бунт. Вы нас заставляете работать по такой
системе. По ней подготовить хорошо не можем. Поэтому мы снимаем с себя всю
ответственность за таких выпускников, вместо того чтобы заниматься разработкой
программы.
Сергей
Лесков: Кстати, во многих развитых странах водительские права с
16 лет выдают. Вот, в Америке, например. Америка, конечно, считается для всего
мира образцом внутреннего законодательства. Внутриамериканская жизнь устроена,
конечно, не идеально, но лучше, чем в любой другой стране мира. С 16 лет люди
за рулем. И, в общем-то, автомобилизация Америки во многом, конечно, является
причиной американского высокого уровня жизни и несомненных достижений
американской цивилизации. Американец без автомобиля – это не американец, а хуже
иммигранта.
Кстати говоря, ведь мы неоднократно обсуждали в этой
студии эту какую-то странную эпидемию ужесточения в законодательной области,
которой отличается наша Государственная Дума, да и правительство: собрать
побольше налогов, принять пожестче законы. И теперь мы видим, что эта эпидемия
распространяется и на общественные организации, которыми являются Союз
автошкол, федерация. Они тоже поняли: как можно общаться с народонаселением
этой страны? Стричь купоны. То есть какие-то все овцы. Я не знаю. Если мы говорим
про кота этого дяди Федора, я неоднократно наблюдая кошек в своей жизни,
обращал внимание, что когда им нечего делать, они вылизывают себе место под
хвостом. Вот что-то подобное, когда я вижу эти предложения торжествующего от
ничегонеделанья Союза автошкол, мне напоминает такого сыта кота, который сидит
около миски, полной сметаны, и думает: "Что бы мне еще?".
Ольга
Арсланова: У нас есть вопросы от зрителей. Мы их прибережем на
потом?
Сергей
Лесков: Если они имеют отношение к тому, что мы сейчас говорим.
Ольга
Арсланова: Во-первых, пишут: "Оставят в покое новичков.
Занимайтесь наказаниями за нарушения и делайте так, чтоб просто соблюдались
законы. Боритесь с коррупцией в этой сфере".
Сергей
Лесков: Кстати говоря, я думаю, что такое лишение части
водительских прав новичков является каким-то нарушением конституции. Но здесь
еще должны юристы в этом покопаться, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, у которого
сегодня день рождения.
Ольга
Арсланова: Сергей, поразительно. Мы вас слышим. А у вас,
оказывается, упал микрофон. И зрители, наверное, вас слышат не очень хорошо.
Давайте мы его вернем. Смотрите, что пишут: "Наличие у водителей справки
вполне оправданно. Недоучек, тем более на дорогах, быть не должно". Вы не
всех убедили, Сергей. Это, видимо, потому, что вас не было слышно последние 3
минуты.
Сергей
Лесков: Медицинские справки, кстати говоря, в правах по старому
законодательству были обязательны для каждого водителя. А несколько лет назад
они были отменены. И никакой нужды в этом нету. Надо сказать, что наша страна
переходит на так называемые госуслуги. Есть проект "Электронная Россия".
И на каждого гражданина весь объем информации содержится в электронном виде.
Тот же американский полицейский, когда подходит к нарушителю на дороге, вовсе
не требует от него кипу бланков. У него все есть в электронном виде. Так и
здесь. Если мы двигаемся в направлении прогресса, то зачем возить с собой эти
бумаги? Можно еще из жэка о прописке какую-нибудь бумагу привезти. Это какая-то
бюрократизация жизни, которая идет вразрез с общим вектором развития
цивилизации.
Ольга
Арсланова: Тема, которую хочет обсудить наш зритель, не знаю, в
курсе ли вы о том, что суд отменил взыскание с рыбака по иску "Роснефти",
радуется за наших коллег. Спрашивает, радуемся ли мы за наших колллег.
Сергей
Лесков: Это очень сложная история. Мы про "Роснефть"
говорим очень часто. Да и вчера обсуждали дела, связанные с нефтью и газом.
Есть еще одна достаточно актуальная тема, которая связана с огромным числом
людей. У нас в стране больше 300 так называемых моногородов, и в них живет
больше 16 млн человек.
Моногородом называются такие населенные пункты, где
большинство населения занято на так называемом градообразующем предприятии. И в
эпоху плановой социалистической экономики у нас было довольно много построено
таких городов. Это вся атомная отрасль. Я бывал в очень многих городах. И там
уровень жизни, конечно, сильно отличался в лучшую сторону от обычных городов.
Но есть моногорода, не связанные с оборонной промышленностью. Например,
Тольятти. Там живет 700 тысяч человек. И многие из этих людей так или иначе
связаны со знаменитым "Автовазом". Можно как угодно относиться к
продукции "Автоваза" и ненавидеть всеми фибрами души "Жигули",
и то, что они сейчас делают, тоже презирать. Но там несколько заводов,
связанных непосредственно с "Автовазом", и огромное число людей там
работает. Сокращается производство, закрываются заводы. Людям деваться некуда.
В экономике есть такое понятие, как мобильность населения. К сожалению,
мобильность населения в связи с низким уровнем зарплат и отсутствием достойного
рынка жилья в нашей стране очень невелика. Для американца нет особенной
проблемы покинуть Детройт, например, и переехать в другой город. У нас это
проблема.
И в России принята программа по развитию этих
моногородов. Вы помните, был знаменитый случай в Пикалево, когда туда приезжал
Путин, когда у Дерипаски не оказалось ручки. Это знаменитое "ручку то
оставьте". И был создан так называемый фонд развития этих моногородов,
была принята федеральная программа, выделены бюджетные деньги. И, в общем-то, идея
спасения моногородов состоит в том, чтобы развивать там малый и средний бизнес,
чтобы люди становились предпринимателями. И вчера первый вице-премьер Шувалов,
выступая в Совете Федерации, сказал, что в ближайшие годы намечено создать 250
тысяч рабочих мест именно предпринимателей.
Мне кажется, что это правильное направление, но
выполнить это будут чрезвычайно сложно. Какие у нас могут быть предприниматели
реально? В сфере услуг. То есть это питание, торговля, какие-то парикмахерские,
условно говоря. Но когда у людей нету денег, то что будут делать эти предприниматели?
Брать кредит и тут же отправляться на паперть?
При этом есть также так называемая программа подготовки
этих новых управляющих и предпринимателей в моногородах. И, конечно, главную
скрипку, кто бы мог подумать иначе, играет Сколково.
Так вот, подготовка одного предпринимателя в течение
одного месяца стоит там 900 тысяч рублей. Это в несколько раз больше, по-моему,
в 11 раз больше, чем соответствующие программы в других центрах.
Ольга
Арсланова: Включая зарубежные.
Сергей
Лесков: Да. Зарубежных я не знаю. Но это совершенно безумные
деньги. Счетная палата недавно проверяла этот Фонд содействия развитию
моногородов. И выявились совершенно потрясающие вещи. Вы каждый раз, когда
читаете зарплаты наших зрителей, которые делятся своими несчастьями, меня не
оставляет удивление о том, почему не приходит в голову сравнить это с
зарплатами каких-то менеджеров в каких-то там фондах.
Например, средняя зарплата в этом фонде развития
моногородов – 280 тысяч рублей. Это какие-то чиновники, которые… Чем они
занимаются, я не знаю. Пишут какие-то бумажки, подписывают какие-то проекты.
280 тысяч.
Генеральный директор этого фонда получает 10 млн рублей
в год. За что? То есть видимых улучшений состояния этих моногородов нету. Они
могут чем-то похвастать. Например, объем привлеченных средств – 13 млрд рублей,
хотя по плану было 500 млн. Слава богу, они что-то делают. Но такие
противоречащие здравому смыслу зарплаты этих чиновников, причем, даже не
второй, а третьей руки, не могут не удивлять. Огромный, я постоянно это говорю,
огромная разница доходов между узкой прослойкой состоятельных людей и основной
массой нашего населения – конечно, проблема, не терпящая отлагательств. Ее,
конечно, надо решать.
В оставшееся время я все-таки не могу не сказать
несколько слов на международную тему. Мы давно не говорим о Сирии. И возникла
уже какая-то аллергия на сирийскую тему. Но все-таки нельзя не обратить
внимание на то, что армия Асада вновь заняла Пальмиру, в соседнем Ираке
начинается вытеснение боевиков из Мосула, второго по величине города. И лидер
боевиков по фамилии Аль-Багдади, который считается наследником Бен Ладена, уже
призвал боевиков и террористов бежать в горы. Хотя, может быть, это и
фальшивка. Этой публике верить нельзя.
А наш любимый Трамп… Не можем же мы в нашем обзор хотя
бы раз не упомянуть его. Он же потребовал предоставить ему план быстрого и
решительного разгрома ИГИЛ. И наконец Пентагон предоставил ему такой план. К
сожалению, нашу редакцию не посвятили пока в детали этого плана, да и Трамп
никому его не показывал. Но поскольку это действия должны быть быстрые и
решительные, то очень скоро мы узнаем, что придумала новая администрация, для
того чтобы уничтожить этот ИГИЛ, что было одной из заявленных целей нового
президента США.
Ольга
Арсланова: На этом, наверное, все сегодня.
Сергей
Лесков: Смотрите, может быть, есть какие-то животрепещущие
вопросы.
Петр
Кузнецов: "Рады ли вы за Панмиру". Знаете такой объект
– пан мира?
Сергей
Лесков: Я радуюсь больше за Северную Пальмиру.
Ольга
Арсланова: По поводу Сколково спрашивают: "Почему там такие
деньги?". Я так понимаю, что если мы говорим о бизнес-школе Сколково, это
же коммерческая же история, платят сами ученики.
Сергей
Лесков: Да. Но там есть и некое государственное финансирование.
В общем, вы понимаете, Сколково создавалось как некая точка роста, откуда свет
инновационных идей пойдет по всей России. Многие совсем не глупые люди считали,
что это оскорбление когнитивных способностей русского человека. Надо создавать
не отдельную точку роста, а общую среду. Как в сельском хозяйстве: можно
засеять все поле, а можно какой-нибудь опытный участок и думать, что пчелы с
этого опытного участка все оросят. Сколково – это опытный участок. Конечно,
наверное, что-то хорошее там происходит. Но мне кажется, что было бы правильнее
создавать, конечно, среду. Тем более, что она в нашей стране есть. В тех же
моногородах, многие из которых являются объектами очень крупного научно-технического
потенциала.
Ольга
Арсланова: Спасибо.
Петр
Кузнецов: Спасибо, Сергей. Завтра вы к нам уже приходите с
итогами недели. В это же время ждем вас. Так что готовьте свои вопросы и
варианты, что вы считаете главным событием этой недели. А пока это были главные
темы дня в трактовке Сергея Лескова. До завтра.