Сергей Лесков: Уже нигде в мире Ту-154 людей не перевозит. А наше Минобороны возит. Военные - не люди?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/glavnie-temi-dnya-26704.html Виталий Млечин: Сергей Лесков уже здесь. Не будем томить наших зрителей. Здравствуйте, Сергей.
Марина Калинина: Здравствуйте.
Сергей Лесков: Да, рояль в кустах. (Смех.) Здравствуйте. Начнем, наверное, с грустного. На протяжении нескольких месяцев наши зрители регулярно спрашивают, есть ли какие-то новости, сообщения по поводу расследования причин гибели самолета Ту-154, который взлетел из Сочи, летел в Сирию, где погиб ансамбль имени Александрова, несколько журналистов, наших коллег из Останкино и известная правозащитница Елизавета Глинка (доктор Лиза). Мы не хотели говорить о каких-то слухах, которых было достаточно много вокруг этой трагедии. Наконец, сегодня опубликованы официальные итоги расследования государственной комиссии, и этот результат не стал неожиданностью и сенсацией. Минимум в 95% авиакатастроф причиной служит человеческий фактор. Так оказалось и на этот раз. Как показало расследование, пилот, командир экипажа, потерял ориентацию, взлетая практически в пять утра в темное время над морем он поднялся примерно на километр, минуту длился подъем. Потом он потерял ориентацию, стал снижаться, нажал не на те рычаги, и самолет упал в Черное море. Но прямо скажем, что каким бы опытным ни был экипаж – а у них налет достаточно большой – человек не робот, и всегда вероятность ошибки сохраняется. Наверное, большинство наших зрителей являются автолюбителями, знают, что всегда может произойти какая-то вроде бы даже случайность. С другой стороны, мы же знаем жизнь. Как написано в Библии "Мертвые сраму не имут", и у государственной комиссии всегда есть соблазн, чтобы выгородить своих коллег, наземные службы, которые продолжают работать, и приписать вину экипажу. Есть такая вероятность? Да, сейчас вероятность есть. С другой стороны, сейчас в государственную комиссию привлекается такое количество разношерстных специалистов из такого количества ведомств, ну, и времена не сталинские. Если бы было что-то подобное, то факты давления наверняка бы просочились. Поэтому с большой степенью вероятности все так и было, как говорит государственная комиссия. Но здесь возникают следующие вопросы.
Сейчас настолько велик прогресс в области тренажерной техники, которая использует новейшие достижения компьютерных технологий, что любой режим взлета, даже в гораздо более сложных условиях, не говоря уже о том, чтобы взлетать над плоским морем в условиях темноты, можно отработать до автоматизма. Здесь этого не было сделано, очевидно. Вспоминается, что многие пилоты гражданской авиации говорят, что уровень квалификации военных пилотов военно-транспортной авиации невысок. Вы, наверное, тоже слышали это. Пилоты, которые работают в аэрофлоте, постоянно, когда их привлекают в качестве экспертов, отмечают этот факт, что недоработки на тренажерной технике в Минобороны очень велики. Может быть, военные пилоты и могут совершать какие-то фантастические пируэты, а там, где этого не надо, где нужна надежность и спокойствие, что-то это не получается. Но это даже не самое главное. Самое главное другое – это самолет Ту-154. Это рабочая лошадка советской авиации, он был продан в невероятное число стран мира, и именно Ту-154 контролировал четверть рынка гражданской авиации, по крайней мере семейство Ту, в советское время. Но ведь этот самолет не просто морально устарел, он стал просто уже ненадежен, он давно снят с производства. И все гражданские российские авиакомпании еще 10 лет назад – "Аэрофлот", "Россия", "S7" отказались от эксплуатации – отказались от эксплуатации Ту-154. Даже почившая в бозе "Трансаэро" с самого начала не покупала самолеты Ту-154. Но в 2011 году тогдашний президент Медведев ставил уже вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации Ту-154. Есть такая страна Иран, она далеко не передовая по части авиации. В 2011 году Иран запретил эксплуатацию Ту-154. Сейчас единственная страна в мире осталась, где этот самолет летает. Страна называется Северная Корея. Но Минобороны продолжает возить людей. Значит, нигде – ни в России, ни в мире – Ту-154 людей не возит, а Минобороны возит.
Марина Калинина: Как они объясняют?
Сергей Лесков: Я могу предположить, что Министерство обороны считает, что военнослужащие не люди. Российских граждан не возят, не возят иранских граждан, не возят вообще нигде, а солдат наших, офицеров почему-то возят. Ну, как? Я не знаю. Видимо, у них не хватает денег, чтобы…
Марина Калинина: Министерство обороны – не самая бедная организация.
Сергей Лесков: Нет, не самая бедная. Но у них не хватает денег на тренажеры, чтобы пилотов выучить нормально. У них не хватает денег на приобретение и обновление парка самолетов. Это постыдное явление. Может быть, в данной конкретной аварии виноват пилот, этот майор несчастный. Мы выражаем сочувствие его семье и всем погибшим. Но вообще в том, что этот самолет был отправлен в этот рейс, виноваты генералы Министерства обороны. Но у меня почему-то такое отношение, что их не спросят. В этом отношении я не верю, что Россия может стоять на одной доске с Северной Кореей. Да, они посадили самолет, и Минобороны больше не использует Ту-154. После этой трагедии они загнаны в амбары. Но почему они раньше-то летали? Пять лет они уже не летают даже в такой стране, как Иран.
Давайте еще о чем-то поговорим. Сегодня открылся Петербургский международный экономический форум. Мы часто иронизируем по поводу бесконечной череды… Знаете, есть караван верблюдов, который движется по пустыне. Экономические форумы в нашей стране напоминают этот караван верблюдов. Пить не просят, никакие оазисы не нужны. Идут так и идут. И погонщики верблюдов перекочевывают с одного форума на другой. Они теперь оказались и в Петербурге. Но там в чем отличие этого форума? В том, что туда приезжает довольно много иностранных экспертов, в том числе потенциальных инвесторов. И задача чиновников, которые отряжены в Петербург, состоит в том, чтобы соблазнить иностранных инвесторов: "Несите ваши денежки". Между прочим, небезызвестный Майкл Флинн, который некоторое время был помощником президента США по национальной безопасности, в том году тоже был в Петербурге, участвовал там в этих заседаниях, на чем и погорел. С другой стороны, даже во время санкций ни одна французская и немецкая компания из России не ушли. И мы знаем, на этой неделе мы об этом говорили, с теми странами, которые стоят во главе санкционного списка, в этом году у нас товарооборот вырос примерно на 25-30%, и практически все эти страны… Я на этой неделе говорил про Францию, но и немцы строят много предприятий в России, локализуют здесь производство. Нельзя сказать, что ситуация столь же безрадостная. Но не будем говорить про иностранцев. Со своими речами уже выступили все наши чиновники, в том числе министр экономики, глава Центрального банка и прочие. Они же должны нести, в эти иностранные уши вешать какую-то… Нет, "лапша" нельзя сказать. Правдивую информацию, чтобы заинтересовать их. И все они в один голос говорят, что Россия выходит из кризиса, и подоспели как раз отчетные данные Центрального банка и Росстата за первые четыре месяца. Там рост ВВП примерно 1%, инфляция снизилась уже даже ниже заявленных 4%, а инвестиции выросли на 2%. Мне кажется, честно говоря, что это колебания около статистического нуля, потому что, может быть, в следующие три месяца будет меньше. Тем не менее, об этом надо сказать нашим иностранным партнерам, что все-таки такая ситуация – кривая пошла вверх. Другое дело, что есть ключевые параметры, которые не внушают нам оптимизма. А именно: производительность труда у нас не растет, инновации у нас не внедряются, и эта инвестиционная привлекательность остается хронически низкой. Она должна быть на порядок больше. Рост на 2% – это какой-то мизер. Почему это происходит? Из-за того, что у нас очень низкий уровень потребления, очень низкий уровень заработных плат. Вы знаете, с чего в Англии началась промышленная революция, почему она случилась именно в Англии в XVII веке, когда были изобретены все эти станки? Тогда ведь не было патентного права, и страны не охраняли свои изобретения, как сейчас. Да эти изобретения не носили военного характера. Но почему же именно в Англии появлюсь первые ткацкие станки, первые паровые машины, а, предположим, не во Франции, не в Германии? Экономисты говорят, что причина тому единственная – высокая стоимость рабочей силы в Англии. Поэтому было выгодно заменить высокооплачиваемых английских рабочих с их ручным и низкопроизводительным трудом на все эти станки. Индии в этом отношении с полурабским трудом промышленная революция вообще не грозила. Вот Англия и вырвалась в мировые лидеры, создала эту громадную империю. Но в России-то мы знаем, что уровень заработной платы оскорбительно низкий. Про пенсии я вообще не говорю, это отдельная тема, но инвесторам безразличны наши пенсии.
К росту производительности труда больше всего взывает Алексей Кудрин. Но ведь он, пока был министром финансов, мог сформировать эту зарплатную ведомость иначе. Неужели он этого не понимает? Наша промышленность не заинтересована в инновациях, высоких технологиях и модернизации производства именно по этой причине. Зачем, если людям ничего не платят, заменять их какими-то новейшими приспособлениями?
Марина Калинина: Вкладывать в это деньги.
Сергей Лесков: Конечно. Это вещи очевидные. Другое дело, что самое главное в многочисленных проектах наших реформах – это не реформа, а именно проект. Я вчера уже говорил, но повторю: у меня ощущение, что этот процесс будет длиться до второго пришествия, имитируя какую-то реформаторскую деятельность, в которой Россия нуждается. Может быть, в этом и есть какой-то смысл. Если в ближайшие годы мы будем идти так же, как сейчас, то рост на 1,5% ВВП в год обеспечит стране финансово-экономическую стабильность до каких-то, может быть, катаклизмов, которые могут произойти. Все-таки мир непредсказуем. Болеть можно долго. А если ты пропишешь больному сильное лекарство – может быть, ему станет еще хуже.
Мы вчера могли про это сказать, но не сказали. В центре Кабула в дипломатическом квартале произошел крупнейший в этом году теракт.
Марина Калинина: Я хотела еще по поводу форума добавить. Сегодня интересное было включение оттуда одной из корреспонденток, это было на радио. Она сказала, что "Непонятно, где больше людей: то ли в зале заседания, то ли в ресторане, который был приготовлен у гостей. И обед у них начался в 11 часов, потому что было столько желающих поесть". Непонятно, зачем люди…
Сергей Лесков: Есть такое слово "тусовка". Поскольку докладчики перекочёвывают с одного форума на другой – по-моему, уже седьмой экономический форум в нашей стране с начала года, а год уже только начался, – то они все эти доклады уже слышали неоднократно.
Марина Калинина: То есть им не так и интересно уже.
Сергей Лесков: А голод – не тетка.
Марина Калинина: Понятно.
Виталий Млечин: Тем более кормят там вкусно, скорее всего.
Сергей Лесков: Да, я в этом совершенно не сомневаюсь.
Теракт в Афганистане в центре Кабула, погибло 90 человек, по-моему, более 300 ранено. Опять смертник, опять самоподрыв. Но это дипломатический квартал. Но даже несмотря на то, что там погибли в том числе и иностранцы, это не вызвало такого резонанса, как теракт в Манчестере. Кощунственно сравнивать теракты по числу погибших, но, тем не менее, когда случилась трагедия в Манчестере, мы говорили о том, что если мир не будет с одинаковой болью воспринимать теракты на Востоке и на Западе, то бороться с терроризмом как с явлением эффективно не удастся. В общем, несмотря на чудовищность происшествия, такого резонанса, как происходит в Англии или во Франции, нет. Но все-таки не проанализировать произошедшее невозможно. Месяц назад там был еще один теракт, который можем назвать терактом наполовину, потому что атаке были подвергнуты военнослужащие Афганистана. Может быть, это была военная операция, но тоже был взрыв. Погибло 140 афганских военнослужащих. Но если тогда это был удар по армии Афганистана, то сейчас это, очевидно, удар по Западу. Цель тоже очевидная – показать Западу бессмысленность участия в этой натовской миссии в Афганистане. Там порядка 12 тыс. военнослужащих НАТО находятся. Некоторые из них туда перебрасываются через Россию. Мы помним, там какая-то была волнительная история. Сейчас президент Трамп выступил с инициативой усилить этот контингент, направить туда еще 5 тыс. американцев. И не стоило Трампу – которого я все время хочу назвать Обамой, по старой памяти – это сказать, как тут же последовала террористическая атака. Для нас Афганистан не может быть безразличным по двум причинам. Стоит вспомнить, что 10 лет СССР участвовала там в военных действиях, и много ветеранов, прошедших Афганистан, до сих пор не просто живы, а занимают активную жизненную позицию. И мы уже знаем, что с Афганистаном лучше не связываться. Эту страну никто никогда не смог завоевать, начина с Александра Македонского. Они такие, не сдаются, как черногорцы в Европе. Но при этом еще более важным моментом для нас является то, что присутствие там американцев и западных сил… По-моему, там даже воевал кто-то из детей английской королевы. Принц Гарри, по-моему, там был.
Виталий Млечин: Да.
Сергей Лесков: Привело к какому-то чудовищному росту наркотрафика. В 10 раз увеличился наркотрафик из Афганистана. И часть его, конечно, идет через территорию России, и часть этого трафика оседает на нашей территории. То есть рост этой наркопроблемы в нашей стране в значительной степени связан с тем, что американцы разворошили еще и Афганистан. Объем наркотрафика трудно вычислить, это оценки, но можно вычислить площади, засеянные опийного маком, это точно поддается. Площади опийного мака в 10 раз после того, как туда 15 лет назад пришли американцы. Причем 96% этих площадей контролируются Талибаном. Это организация, которая запрещена в России, но поддерживается Пакистаном. И как решить эту проблему – совершенно непонятно. Что будет с Афганистаном – тоже непонятно, но мы не можем из-за того, что я сказал, смотреть на это как на какую-то картинку из марсианских войн. Проблема очень серьезная для нас.
Наконец, конфликтные территории на наших границах. Мы много рассказываем о том, что происходит на Донбассе. Любопытный поворот темы.
Вы знаете, что Донбасс контролируется примерно половина наполовину: часть – это ДНР и ЛНР, но часть осталась территорий, подконтрольных Киеву. Какие же настроения у тех людей, которые формально остаются на территории Украины, но являются как бы жителями Донбасса? Впервые украинские социологи провели там исследование.
Марина Калинина: Интересно, какие результаты.
Сергей Лесков: Да. Это не одобрялось. Это на самом деле интересно. Это достаточно сенсационные цифры.
Причина конфликта – это первый вопрос. Очевидно, что, назовем ее в кавычках, "мирная" Украина считает, что причина – это российская агрессия, какие-то террористы, которые захватили власть в Донецке. Что считают сами жители этих оставшихся на Украине территорий? 40% возлагают ответственность на нынешнюю украинскую власть. Еще 20% (а в сумме это уже 60%) считают, что виноваты активисты Майдана. 20% говорят, что виновата команда Януковича. Это совершенно, как вы понимаете, расходится с официальной позицией Киева. А вмешательство внешних сил (внешние силы там в этом вопросе были не только Россия, но и Запад) назвали 12%. Но сколько здесь России и Запада – совершенно непонятно. А виноваты эти пророссийские активисты, которых считают террористами в Киеве, их назвали виноватыми только 5%. Еще раз, это граждане Украины, которые находятся под Киевом.
Еще любопытная цифра. Как можно выйти, например, из этого конфликта? 36% этих людей считают, что надо договариваться с ДНР и ЛНР на любых условиях, что ни в коей степени не устраивает официальный Киев, мы это знаем. И 12% говорят, что им надо предоставить особый статус в составе Украины, на что киевская власть тоже категорически не идет.
Еще один болезненный вопрос. Для Киева главным достижением является сближение в Евросоюзом. Так эти люди в украинской части Донбасса, за интеграцию с Евросоюзом выступают только 17%, а неправильный курс поддерживают 33%. На собственные силы ориентируются только 30%.
Марина Калинина: А есть те, кто вообще не хочет этой интеграции?
Сергей Лесков: Наверное, есть. Но там такого вопроса нет. Я не все вопросы выписал.
Таким образом все это говорит, что прав наш президент, когда во вчерашнем интервью французской газете LeFigaro он говорил, что причины этого конфликта на Донбассе внутренние. Вы видите же, как полярно разделились силы? Даже все это местное население Донбасса, по которую бы сторону границы оно ни находилось, смотрит на причины этого конфликта и способа выхода на него близко к российской позиции. Прав Путин, когда говорил что в основе конфликта лежит неконституционный захват власти в Киеве, и выйти из конфликта можно, только выполнив эти самые пресловутые Минские соглашения. Политическая реформа, которую обещал Киев и которая не проводится. Но мне почему-то кажется, что можно об этом поговорить завтра. Минские соглашения Киев выполнять не будет, и проблема Донбасса, как, кстати говоря, и проблема Афганистана – это цугцванг. Как выйти из этого цугцванга – непонятно. Вообще в мире все больше и больше ситуаций, которые напоминают этот цугцванг.
Марина Калинина: К сожалению, время нашей с вами беседы истекло. Пишет нам Республика Алтай: "Добавьте Лескову время. Полчаса – очень мало". Пока так.
Сергей Лесков: Пришлите алтайский мед. Я буду сидеть и лить на уста алтайский мед.
Марина Калинина: Запивая чаем.
Сергей Лесков: Да.
Марина Калинина: Спасибо вам большое. Ждем вас завтра, будем подводить итоги недели. У нас в студии был наш обозреватель Сергей Лесков.