Марианна Ожерельева: Последняя в дневном выпуске «ОТРажения», возможно, даже для кого-то хорошая, приятная новость – все-таки без голливудских картин мы не остались. Российские кинотеатры уже показывают зарубежные фильмы. Но все, на самом деле, не очень-то просто. Вот такая новая услуга называется «кинопродукт». То есть, ты покупаешь билет на российский фильм, и к нему прилагается также сеанс на зарубежный. Твое право: посмотреть два фильма, один, какой выберешь. Планируется, кстати, расширять такое предложение. То есть, например, отечественный мультфильм и зарубежный. Все-таки кинотеатрам важно не уйти в убытки. А ранее они же попросили не наказывать их за показ зарубежных фильмов без согласия студий, которые ушли с российского рынка. Сейчас этот интересный кейс будем обсуждать. На связи со студией Роман Исаев, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров, глава российского представительства «Comscore». Роман, здравствуйте! Роман Исаев: Добрый день! Марианна Ожерельева: Вот это все-таки якорь для российского кинопроката? Потом скажут: «Нельзя», и последуют штрафы. Или это некое сейчас, ну, пусть, форточка, там, или что? Окно возможностей для того, чтобы действительно выжить и дать возможность, некую альтернативу российскому зрителю: хочешь тебе отечественное, хочешь тебе зарубежное, выбирай. Роман Исаев: Да, скорее, это не якорь, а именно форточка. Кинотеатры сейчас стоят на грани пропасти, это не преувеличение. Марианна Ожерельева: Давайте графику покажем, где эта пропасть, чтобы видели люди. Роман Исаев: Да, у нас падение кассовых сборов кинотеатров составляет порядка 75%. По выручке у нас действительно закрываются, ну, сейчас уже даже более 40% кинозалов закрылось на данный момент. Ваши данные, они корректны, но сейчас они еще более драматически выглядят. Марианна Ожерельева: Похуже, да? Роман Исаев: По состоянию на сегодняшний момент, да. Вопрос в том, что у кинотеатров уже нет физической возможности платить ни заработную плату сотрудникам, ни аренду, ни, так сказать, свои все обязательства контрагентам выполнять. Поэтому показ Голливуда вот в том виде, в котором он сейчас реализуется на экранах ряда кинотеатров, – это единственный возможный вариант в более-менее легальном поле. Потому что, согласно нашему законодательству, предсеансовое обслуживание бесплатное кинотеатр может проводить любое. Это могут сплясать какие-нибудь клоуны, могут раздавать пирожки с картошкой, а могут показать какой-то голливудский фильм. Закон в принципе этого не запрещает. После этого идет показ российской картины либо любой другой картины, имеющей прокатное удостоверение. Собственно, основной вопрос в том, что демонстрироваться, продавать билеты и отчитываться в государственную систему отчетности по кассовым сборам можно только по тем фильмам, на которые выдано прокатное удостоверение. И вот эта схема, которая ввелась, ну, уже порядка двух недель она обкатывается, с сегодняшнего дня ее запустила крупнейшая сеть страны, она позволяет, во-первых, дать зрителю возможность посмотреть тот контент, которого он лишен за эти месяцы, с момента ухода голливудских студий. Во-вторых – привлечь внимание. Вот мы с вами сегодня разговариваем, огромное количество, так сказать, и из средств массовой информации поступает вопросов, просят прокомментировать эту ситуацию. Действительно, кинотеатры оказались брошенными. Они никому не нужны. Министерство культуры профильное, которое должно было выработать какую-то систему поддержки, какие-то меры, что-то еще, не сделало ничего. Марианна Ожерельева: Роман, извините, вот «не сделало ничего». А что можно было сделать? Вот самое, что просит бизнес, да? «Дайте денег, дайте льгот». А как здесь быть? То есть, должно было Министерство культуры предложить вот это легальное пиратство? Или что? Роман Исаев: Министерство культуры могло пойти разными путями. Мы от Ассоциации просили на протяжении всех этих месяцев и через аппарат премьер-министра, и через Государственную думу, был ряд рабочих встреч очень конструктивных и таких, так сказать, деловых. Но, к сожалению, Дума перенесла решение наших вопросов на осень, уже на осеннюю сессию, потому что сейчас было не до того. Собственно, с нами работают и депутаты Госдумы, и аппарат Мишустина, но профильное министерство… Марианна Ожерельева: А просили-то вы чего? Какой меры просили? Роман Исаев: Которое призвано нам помогать, оно ничего не делает. У него даже позиции никакой нет. Схемы были разные предложены и запрошены со стороны кинотеатров. Это и прямая финансовая помощь, потому что надо сейчас выстоять и дождаться тех картин, которые в большем количестве, так как, наверное, слышали, что на этот год, согласно распоряжению премьер-министра, дополнительные 5,5 миллиардов выделены на съемки российских фильмов. Но цикл съемочный в кинопроизводстве – это минимум полтора, а то и два года. И вот кинотеатрам как-то надо дожить до тех светлых времен, когда будет большое количество российского контента хорошего, качественного, потому что, увы, у нас и некачественного, несмотрибельного, который неинтересен зрителю, тоже хватает. И вот, так сказать, вы сейчас показываете ситуацию… Марианна Ожерельева: Пустые, пустые кинотеатры. Роман Исаев: Да-да-да, вот. Поэтому это была, так сказать, одна история. В прямой помощи отказали. Хорошо. Тогда попросили, мы, как Ассоциация, попросили каких-то других, более косвенных мер. Увеличить сумму, допустимую на траты по кино по пушкинской карте, дать, соответственно, отсрочки либо аннулировать кредиты три-ноль, которые кинотеатры набрали еще во время пандемии, и с которыми они до сих пор не имели возможности расплатиться. Дать какие-то послабления по налогам, либо их уменьшить, либо их, так сказать, на год отодвинуть. Ничего сделано не было. У нас есть только точечная региональная поддержка в Москве от Собянина, которая покрывает прокатную плату по российским фильмам. Это действительно прямая финансовая помощь в адрес кинотеатров, вот Сергей Семенович это сделал. Марианна Ожерельева: Роман, Сергей Семенович может себе позволить, то есть, бюджет Москвы – это три триллиона, по-моему, да, если не ошибаюсь? Ну, немало. Роман Исаев: Ну, наверное, наверное. Марианна Ожерельева: Немало, немало совершенно. Роман Исаев: Да, у Сергея Семеновича он большой. Есть точечная поддержка по Нижегородской области, по Иркутской, по Приморскому краю. Марианна Ожерельева: Там тоже денег дали? Роман Исаев: Где-то коммуналку обнулили, где-то еще что-то сделали, где-то прямых денег дали. Но это, грубо говоря, на данный момент вот пять регионов, включая Москву. Все остальные, сколько у нас там? 80 с лишним регионов, они никаких возможностей для помощи кинотеатрам не изыскали. Кинотеатры просто сейчас закрываются, не имея возможности платить зарплаты и так далее. Марианна Ожерельева: Роман, можно вопрос? Вот очень яркую реакцию, бурную вызвал нас вопрос на смс-портале. И очень прямые вопросы. Нижегородская область: «Вот то, что сейчас этим кинопродуктом является, это воровство?». Это первый вопрос. И далее спрашивают: а как, если прокатчик в России не может купить эту ленту, он ее по какому-то параллельному условному импорту покупает? Как это происходит? Роман Исаев: Каналы для получения подобного контента имеются. Марианна Ожерельева: То есть, мы современное кино будем смотреть? Это не то, что мы не увидели 5 лет назад? Роман Исаев: Нет, это новые фильмы. Марианна Ожерельева: Новые, так. Роман Исаев: Те самые, которые не вышли и, скажем так, не были выпущены из рук официальных их представительств в России, потому что представительство «Universal» закрыто с 1 августа, то есть, с сегодняшнего дня. Компания «Sony», компания «Disney», они работу приостановили. Сотрудники ходят на работу, получают зарплату, но занимаются, грубо говоря, каким-то там текущим документооборотом. Они действительно новое не выпускают. Марианна Ожерельева: Хорошо, то есть, вы нашли каналы, через которые можно эти ленты приобрести. Спрашивают: это воровство? Роман Исаев: Нет, это не воровство. В рамках той схемы, которая применяется сейчас, значит, на зарубежных правообладателей открываются, согласно Указу Президента №322 от 27 мая, открываются счета типа «О», и, если правообладатель придет, востребует свои деньги, то вот там эти деньги будут копиться. Кинотеатры будут туда эти деньги переводить, и они там будут ждать. Может, за ними никто и не придет. Это будут рублевые счета, ну, плюс-минус, похоже, как по газу было решение в свое время изобретено. Если они придут, значит, они эти деньги получат. То, что эта схема, она не вполне идеальная, да, бесспорно. Марианна Ожерельева: Ну хотя бы такая. Хотя бы такая, как вы сказали, да, выжить. Спасибо вам огромное! На связи со студией сейчас был Роман Исаев, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров, глава российского представительства «Comscore». Наши коллеги в разных городах вот, в частности, сейчас будет сюжет из Екатеринбурга, спросили все-таки, как там местные кинотеатры перестраиваются на вот такую новую работу. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Марианна Ожерельева: Ну вот запомнились, конечно, последние слова, как всю жизнь что-то последнее запоминается: убыток, пустые залы и так далее. Все-таки к чему мы, действительно, идем? И вот эта новая схема позволит ли как-то изменить ситуацию? Сейчас на связи со студией Михаил Картавкин, коммуникационный директор Форума «Российский кинобизнес». Михаил Викторович, здравствуйте! Михаил Картавкин: Добрый день! Марианна Ожерельева: Такое хорошее название, «Российский кинобизнес». Это, как помните, про пациента, который больше жив, чем мертв, или наоборот? Вот российский кинобизнес, он еще существует, продолжает существовать? У него есть какое-то будущее благодаря вот этому кинопродукту, совмещенному показу зарубежного кино с отечественными, если они появляются? Или же уже пациента не спасти? Это уже медленное такое угасание будет, и финал, он близок? Михаил Картавкин: Ну, кинобизнес – это не только прокат, это еще и производство, которое сейчас как раз-таки на коне, развивается успешно. И ожидаем больше хороших российских фильмов. Что касается проката, то вот эта мера, показ, скажем так, пиратского контента, я не думаю, что сильно-сильно спасет ситуацию. Потому что, прежде всего, голливудское кино – это большие маркетинговые программы, это реклама на всех каналах, это наружная реклама, телевидение, радио. И информированность зрителя позволяет собирать большие деньги. Пиратский же контент, который крутят кинотеатры, они вынуждены достаточно сильно прятать. Если мы возьмем вот эту программу странную сдвоения фильма, скажем так, не совсем лицензированного, с российским фильмом, ведь одна из причин этого сдвоения – это возможность продать через интернет билет. Потому что… Марианна Ожерельева: На российскую ленту, именно на российскую. Михаил Картавкин: Да, именно на российскую, у которой есть прокатное удостоверение, соответственно, этот фильм можно официально пускать в прокат и продавать на него билеты. Соответственно, прицепляя какой-то иностранный фильм нелицензированный, этот фильм проходит мимо кассы. Возникает очень много вопросов по такому продукту. То есть, получается, что люди, заплатив за просмотр условных «Миньонов», отправляют свои деньги прокатчикам фильма «Кощей». Марианна Ожерельева: «Кощей», да. Михаил Картавкин: Это очень странная ситуация. Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, ну вот, давайте дальше про эти странности и миры параллельные, в которых мы сегодня существуем. Вот вы же обозначили, да, так в начале, что одна история – производство, другая – прокат. Ну это замечательно. Есть, там, фильмофонд, а есть, например, кампания, есть задача – развивать отечественное кино. Но ведь любое кино, понятно, что у режиссера свой взгляд, зачем он делает ту или иную ленту. Вот давайте точно. Дали какую-то, несколько миллиардов на ленту. Выходит лента. Мы же ее оценим с точки зрения проката по кассовым сборам. Это же не так, чтобы положить ее куда-то там на полочку, потом посмотрят потомки. Нет, мы говорим о том, что кассовый сбор. Вот если этот российский фильм не набирает, ну почему же тогда не сделать так, что то, что наберет, а потом это пойдет еще и на развитие отечественного кинопрома? Михаил Картавкин: Да, согласен, что развивать отечественное кино нужно любыми путями, особенно в данной ситуации. Но вопросы тут очень такие странные по процедуре. Например, если мы посмотрим, я покупаю билет на сдвоенный сеанс, я смотрю бесплатную часть, могу ли я потом сдать билет? Марианна Ожерельева: Вы можете встать и уйти. Михаил Картавкин: Да. Нет, я могу сдать билет, потому что я не посмотрел основной контент, фильм «Кощей», к примеру. Марианна Ожерельева: Хорошо, Михаил Викторович, ну вот, если на «Кощея» не идут? Условно, не «Кощей», а любой другой мультфильм отечественный. Я почему спрашиваю? Дискуссия на смс-портале. Значит, одни говорят, что тлетворный этот Голливуд и Запад, и хватит нам уже их картин, как все было у них плохо, давайте наши. Мне очень хочется, первое, чтобы если кто-то вот, кто пишет такие сообщения, позвонили и сказали, вы то в кинотеатры ходите? Пусть там, да, какое-то количество людей, но это тоже рабочие места, и это тоже определенные истории для развития и так далее. А второе, говорят, что нет, я хочу, и пусть по такому, пусть это наложенный перевод будет, но хочу это видеть. Как угодить и тем, и тем? Кто хочет и отечественное хорошее кино смотреть, причем, очень много тех, кто хотят возродить прошлое кино, то есть, достать его и массово показывать в кинотеатрах. А это сегодня может быть прибыльно? Прекрасная лента «Офицеры». А если мы ее сегодня покажем в кинотеатрах в крупных и некрупных городах, мы соберем кассу? Михаил Картавкин: Перевыпуски не работают. Это мы на практике уже проходим в данный момент. Что касается выпуска альтернативного кино, я согласен с теми коллегами, которые говорят, что, поскольку нас, нашу страну поставили в такую реальность, должна быть какая-то компания, которая бы организовывала централизованно вот этот альтернативный прокат. Это позволило бы и получить какие-то маркетинговые бюджеты, соответственно, рекламу, и привести людей в кинотеатры. Ведь одна из самых больших проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, это опять уходит культура кинохождения, которая сильно была подорвана во время пандемийных ограничений, и сейчас эта культура еще ниже. И даже такие фильмы, которые выходят, и отечественные, и редкие зарубежные, они явно не собирают тот уровень, который могли бы собрать, если бы шли, организованные рекламной кампанией, если бы вот эта культура кинохождения не исчезала. Марианна Ожерельева: То есть, мало рекламы, мало продвижения тех или иных фильмов, да? И поэтому, и еще и плюс пандемия, у людей вот это чувство страха, и вроде как уже не хватает. И развитие еще, наверное, сервисов, которые предоставляют тебе возможность дома посмотреть в хорошем качестве те или иные фильмы. Михаил Картавкин: Онлайн-платформы – немножко другая тема, но скажу, что они тоже испытывают большие проблемы с лицензированием именно актуального, актуальных новинок. Их там тоже вы сейчас не найдете. Поэтому пиратство и в интернете, люди вспоминают, что такое торренты, и, как видим, альтернативные продукты самих кинотеатров. Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, ну вот пишут: «Чего это за тема такая? Закрываются, и пусть. А в каждом ТЦ вообще по несколько залов, и пусть закрываются». Дальше из Москвы: «А что, российские фильмы, разве кто-то еще на них ходит?». А что было востребовано у отечественного зрителя, который ходит в кинотеатры? И более того, можно сегодня прикрываться тем, ну и пусть закрываются, вот бизнес, мало ли, сколько у нас булочных закрылось, и кинотеатры пусть закрываются. Михаил Картавкин: Во-первых, я считаю, что это не совсем правильный подход: «пусть закрываются». Кинотеатры есть тоже разные. Это есть частные кинотеатры. А еще очень много кинотеатров открылось по программе Фонда кино. По сути, это государственные кинотеатры, которые находятся в Домах культуры, в каких-то районных небольших населенных пунктах. Почему они должны быть закрыты? Это же государственные рабочие места, и они должны быть обеспечены контентом. Нет, закрываться нельзя. Мы должны работать, и государство должно помочь именно с контентом, организовать все-таки альтернативный прокат. Марианна Ожерельева: Давайте теперь про то, что смотрели. Из Тверской области: «Надо свои мультфильмы, фильмы показывать. Наши ничуть не хуже». Понятно, что не хуже, понятно, что и мы сами смотрели. И с удовольствием сегодня, например, своей дочке показываю советские мультфильмы. Но удивительно, как это тонко снято, и как преподнесено. И более того, даже по книжке прямо буквально идет, например. А как доказать ему, как завлечь его? Все-таки, ну почему не выбрали российское самостоятельно и продолжали ходить на вот эти блокбастеры, где, как пишут, значит, ничего нет, кроме драк? Как так случилось? Михаил Картавкин: Сложный вопрос. Как раз и рекламные кампании должны быть более доступными, и контент, должен быть какой-то выбор, ведь фильм, попадая на экраны, он там остается, как минимум, одну неделю, примерно одно и то же расписание. Перевыпуски плохо работают, потому что люди не всегда готовы платить за то, что они уже когда-то посмотрели и то, что есть на онлайн-платформах. Люди хотят новинки. Но если мы сейчас посмотрим на те новинки, которые все-таки к нам доходят из-за рубежа редкие, то мы видим там несравнимое количество сборов по сравнению с предыдущими годами. Даже на детский контент, который пострадал меньше всего. Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, а еще очень важный вопрос. Нам говорят, что, значит, кинотеатры, большинство из них частные, и пусть, опять же, и пусть. А с точки зрения, вот зачем это? Такой философский риторический вопрос: зачем кино? Книги не читают, а вы говорите, в кино еще ходить. Как это влияет на людей? Что фильмы сегодня отражают? Какую идеологию? Потому что, если почитать смс, то те, кто нам пишут, они считают, что это вот действительно тлетворное влияние Запада, в общем и целом Запада. И далее вопрос. А вот хотели Болливуд. А Болливуд-то не тлетворен для нас? Там все хорошо будет, с их картинами? Они научат правильно жить? Михаил Картавкин: Болливуд отечественный кинобизнес не спасет. Скорее, все-таки вернемся к отечественному кино, которое действительно, есть фильмы, которые качественные, которые привлекают зрителя, которые… Марианна Ожерельева: А назовите, пожалуйста. Михаил Картавкин: Которые собирают кассу. Марианна Ожерельева: Какие собрали? Вот была история про «Холопа», значит, это, по-моему, самый кассовый, да, фильм за последние годы? Михаил Картавкин: Да, это самый кассовый релиз. Марианна Ожерельева: А еще что-то можно? Что надо посмотреть, чтобы знать, что российский кинематограф, он здоровее всех здоровых? Михаил Картавкин: В прошлом году вышло сразу несколько фильмов, которые в послепандемийный период буквально спасли отечественный кинобизнес, когда еще не было голливудского кино большого. Это «Конек-Горбунок», это «Батя», это «Родные». Вот прямо один за одним шли релизы, которые собирали достаточно хорошие деньги. Буквально кинотеатры были довольны. Марианна Ожерельева: То есть, они хорошие конкуренты зарубежному? Михаил Картавкин: Да. Да, абсолютно хорошие конкуренты зарубежному. Марианна Ожерельева: То есть, можем, получается, можем? Михаил Картавкин: Можем, однозначно можем. И, если вы спросили, зачем это нужно, кино, оно же, как бы, два подхода. Это бизнес, который зарабатывание денег, и туда предусмотрены достаточно легкие жанры, боевики, комедии. А есть действительно серьезное кино, которое финансирует государство. Это и по произведениям наших российских классиков, это и исторические темы. И то, и то нужно. И то, и то может собирать деньги, если это хорошо снято. Но, поскольку ушел большой пласт именно голливудского, европейского кино, нашего кино еще пока просто недостаточно. Если бы такое количество фильмов, которое выходит сейчас, выходило в допандемийный период, они бы просто не доходили до кинотеатров. Их очень много. Но сейчас, поскольку нет голливудского кино, российского кино очень много, и людям кажется, что вот, его слишком много. Марианна Ожерельева: Михаил Викторович, вот эта кооперация, да, свое и их покажем вам по билету за российский фильм, она вызывает массу вопросов. Кто-то называет это легализованным пиратством, кто-то говорит: так и надо. Перед вами был эксперт, который сказал, чья идея, как раз это была их Ассоциация, что это реальный выход. Потому что Министерство культуры не делало ничего, мало, где помогали. Назвал пять регионов, где действительно регион помог тем или иным способом. Упустили время, что вот сейчас пришлось пойти на этот шаг, пусть хотя бы так? Ну, я понимаю, что на ваш взгляд, это не спасет кинопрокат в стране, но все-таки в кинотеатрах появятся люди. Они будут смотреть, они будут за это платить, сопутствующие товары. Михаил Картавкин: Любая схема в данный момент, она хороша, если поможет кинотеатрам выжить. Марианна Ожерельева: А, тут уже не до разговоров, что и как? Михаил Картавкин: Да. Другое дело, действительно, в сюжете было сказано, что контент немножко странный в плане озвучки. И если бы появилась структура, которая бы этим официально централизованно занималась, озвучка, предоставление кинотеатрам этого контента, это было бы большим спасением, нежели вот такие странные программы, которые вызывают действительно очень много вопросов. Марианна Ожерельева: Но ведь был период пандемии. Как тогда помогали кинотеатрам? Почему сейчас оказались, понятно, в этой истории, да, ушли вот эти блокбастеры, крупные фильмы, которые мы ходили и смотрели, и мультипликация. А все-таки тогда действительно не помогали? Или что-то забылось уже? И помогали каким-то образом? Буквально 30 секунд. Михаил Картавкин: Кинотеатры тогда были закрыты полностью для доступа зрителей. А потом фильмы скопились, которые не вышли вовремя. И после пандемии достаточно большое количество фильмов вышло. Я перечислял российские, пришли зарубежные, которые позволили быстро восстановиться кинотеатрам. Сейчас российское кино очень медленно снимается качественное. Поэтому вот будем ждать, когда придет новое российское кино. Марианна Ожерельева: Спасибо! Возможно, придут и эти времена, и мы с вами свяжемся. Спасибо огромное! Михаил Картавкин, коммуникационный директор Форума «Российский кинобизнес», был со мной сейчас на связи. Мы говорили о том, что придуман некий формат кинопродукта. Приходишь в российский кинотеатр, и от регионов уже ввели эту возможность, покупаешь билет на российский фильм, мультфильм, при этом имеешь возможность посмотреть зарубежное кино. И в завершение нашего выпуска несколько сообщений. Например, Москва: «Сначала приучили к западным, а теперь хотим назад». Из Воронежской области: «Какие хорошие наши фильмы, хорошо, чтобы контент был для всех». До завтра! До свидания!