Гололёд, или как не стать пациентом травматолога

Гости
Василий Строганов
травматолог

Короткий сюжет

Петр Кузнецов: Ну что ж, Мария, редкая зима (хочется как-то в этом же стиле), редкая зима в нашей стране обходится без гололеда. Периоды потепления чередуются с сильными морозами, в результате которых возникает та самая наледь на дороге, которая часто становится причиной автомобильных аварий, травм и ушибов, в том числе и котов.

Мария Карпова: Ты как будто бы пробуешься на новости погоды, на метео-новости.

Петр Кузнецов: Почему бы и нет?

Мария Карпова: Гололед уже давно стал обычным явлением, которое, к сожалению, изменить мы точно не в силах, а это значит, что придется... ну что? Надо как-то приспосабливаться к этому гололеду, чтобы не стать постоянным пациентом врачей-травматологов.

Петр Кузнецов: Да, да.

Мария Карпова: От падений никто не застрахован, поэтому будем учиться, ну не знаю, хотя бы правильно падать.

Петр Кузнецов: А вот знаете что? Я еще хотел... Да, Мария, так, осторожно, не поскользнись. Для нашей пятничной рубрики сейчас специально было.

Мария Карпова: А кстати у меня обувь совсем не для гололеда.

Петр Кузнецов: Мы знаете, что подумали, дорогие друзья? А почему мы это делаем сейчас?.. Да, доходи.

Мария Карпова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Представляем.

Мария Карпова: У нас в гостях Василий Александрович Строганов, врач-травматолог. Василий, здравствуйте.

Василий Строганов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Василий. Хорошо. Тогда вам вопрос. Вот мы же правильно делаем, что мы задаемся этим вопросом и говорим о мерах предосторожности, о каких-то приемах, лайфхаки какие-то, перед тем, как все это наступило? Да? Сейчас снегом у нас в Москве не пахнет, но тем не менее.

Василий Строганов: Абсолютно верно. Сейчас действительно... Снегом не пахнет, но температура падает, а воды-то много. Вот. И есть у травматологов такая шутка, что травматолог грустит, когда лед сходит и когда не выезжают еще мотоциклисты. Вот. Поэтому сейчас действительно такая пора, когда работы у нас будет очень много, мы ее ожидаем. Вы сказали, что нужно учиться падать, но, на самом деле, нужно еще научиться ходить для того, чтобы не падать.

Мария Карпова: Пингвинчики, да? Вот так переваливаются.

Петр Кузнецов: Вот точно знаю, что не на этом.

Мария Карпова: Такая обувь может быть в гололед?

Василий Строганов: Ну только если в здании, наверное.

Мария Карпова: Нет, ну если, например, я наклею что-нибудь на каблук, какую-нибудь резиновую...

Василий Строганов: Но я боюсь, что именно если на такой каблук вы что-то наклеите, это не поможет.

Мария Карпова: А если буду я колоть лед?

Василий Строганов: Колите.

Мария Карпова: Ну правда, какая должна быть обувь?

Василий Строганов: Нет. Обувь должна быть на низком каблуке с достаточно широкой подошвой, и очень важно, чтобы эта подошва не скользила. Если она скользит, то проще подклеить, ну, пластырь – самое простое.

Мария Карпова: А, на обычную обувь можно приклеить пластырь?

Василий Строганов: Да, можно приклеить пластырь, действительно будет меньше скользить. Ну а так, конечно, выбрать надо что-то такое, что не скользит. Ну все-таки у нас не первая зима, мы не попали в новый город, в новую локацию, и мы уже какой-то сезон ходим, примерно представляем, какая это обувь у нас более скользкая, какая менее. Поэтому, ну, скорее всего, надо использовать ту, которая меньше скользит.

Мария Карпова: А как вот в магазине понять, скользит она или нет? Она должна быть резиновой? Какая-то толстая подошва должна быть? С шипами может быть?

Василий Строганов: Скорее всего, да. Должны какие-то протекторы быть на обуви. Если это возможно, если это стильно. Но тем не менее, есть такая обувь, которая, в общем-то, предназначена для хождения по льду. Ну, конечно, она не совсем подходит для городских жителей, которые стремятся за модой, но, тем не менее, зато это практично и избавит вас от травм.

Петр Кузнецов: А вот, Василий, можно практический совет? Можно я покажу, чтобы это было понятно?

Мария Карпова: Пожалуйста.

Петр Кузнецов: Смотрите. Вот если... Значит, есть такие моменты, когда ты ну что-то там в телефоне зазевался. И вот ты идешь, значит, идешь и вот ты понимаешь, что ты... о-о, ты уже посередине льда. То есть вправо-влево – лед. Мои действия? Как я должен передвигаться?

Василий Строганов: Ну, вам надо начать идти не отрывая ноги от льда.

Петр Кузнецов: То есть, вот так – зафиксировался и как на лыжах, да?

Мария Карпова: У тебя телефон в руке еще, если что.

Петр Кузнецов: Ну нет, ну его уже... И главное – руки в стороны, то есть балансировать?

Василий Строганов: Естественно, стараемся. Стараемся балансировать.

Петр Кузнецов: И так дойти хотя бы до берега. Понятно? Понятно?

Мария Карпова: А как быть пожилым людям, которые, например, с палочкой человек? Палочка же тоже должна быть, наверно, как-то прорезинена?

Василий Строганов: Да. Мало того, сейчас уже делают зимние трости, они с шипом таким острым, вот, чтобы можно было плотнее его втыкать. И он убирается, более того. То есть, когда вы выходите на асфальт, где нет льда, то этот шип можно убрать и дальше двигаться. А на самом деле, с тростью очень, действительно, сложно передвигаться, даже с прорезиненной тростью в гололедицу передвигаться очень-очень трудно.

Петр Кузнецов: А в основном все-таки пожилые – основные пострадавшие в этот период?

Василий Строганов: Как правило, по данным, здесь еще проблема остеопороза, конечно. То есть, у нас вообще в принципе считается, что падение с высоты собственного роста, если там приводит к перелому, то это все-таки человек уже имеет некие проблемы с костной системой.

Мария Карпова: Может быть ты еще раз встанешь? Потому что я бы хотела, чтобы вы продемонстрировали, как по ступенькам спускаться, подниматься.

Петр Кузнецов: Как, что делать?

Мария Карпова: По ступенькам спускаться и подниматься.

Петр Кузнецов: А где они?

Мария Карпова: Ты же актер? Сыграешь, как правильно. Держаться, может быть?

Петр Кузнецов: Так. Значит, передо мной, пожалуйста (визиализируем), передо мной что? Ступеньки.

Мария Карпова: Да. Вот тебе надо спуститься по ступенькам.

Петр Кузнецов: Нет, подняться и спуститься?

Мария Карпова: Спуститься. Подняться проще.

Петр Кузнецов: Вот. Перилл нет, да?

Мария Карпова: По скользким. Да, перилла есть.

Василий Строганов: Так, ага. Обязательно держаться за перилла здесь.

Мария Карпова: За перилла держаться обеими руками.

Петр Кузнецов: Хорошо.

Василий Строганов: Ну хотя бы одной рукой вы держитесь за перилла.

Петр Кузнецов: Так? Ноги? Согнуты.

Василий Строганов: Подсогнуты. Честно говоря, никогда не видел человека, идущего так, но...

Мария Карпова: Я тоже кстати.

Петр Кузнецов: Подниматься – все то же самое...

Василий Строганов: Абсолютно точно. Ну, если есть перилла, то, конечно, по периллам. Если перилл нет, и там прямо видно, что наледь, я не знаю, мне кажется, лучше поискать какой-то, возможно, другой путь.

Петр Кузнецов: Продолжим эксперименты. Значит, если это случилось... Прилечь можно? Да ладно. Вот я упал. Ой!

Мария Карпова: Подождите-подождите, нет, ты еще не упал.

Петр Кузнецов: Нет-нет-нет, у меня вопрос про... Вот я упал, значит, мои действия? Я понимаю, что я пока не понимаю, что со мной произошло, но я понимаю, что это было сильно. Как правильно вставать? Ну то есть, допустим, я сразу не могу оценить свое состояние.

Василий Строганов: То есть вы вот прямо полежали и не поняли, что у вас болит?

Петр Кузнецов: Да... Ну нет. Лучше полежать или сразу вскакивать?

Василий Строганов: Лучше полежать.

Петр Кузнецов: А бывает такое, да?

Василий Строганов: Нет, действительно, лучше полежать.

Петр Кузнецов: Так. Оценить состояние. Допустим, где-то что-то ноет.

Василий Строганов: Понять, да, где что болит.

Мария Карпова: Ну к тебе уже кто-то подбежит, спросит.

Петр Кузнецов: Ну сейчас!

Василий Строганов: Не всегда, по-моему.

Петр Кузнецов: Буду снимать на видео, в соцсети выкладывать. Значит, дальше я встаю.

Василий Строганов: Лучше всего через бок вставать. То есть вы поворачиваетесь набок...

Петр Кузнецов: Ну желательно не на ту сторону... Например, если я чувствую, что рука болит, вряд ли на нее нужно опираться, да? Ну организм сам подскажет.

Василий Строганов: Скорее всего. У вас достаточно… Ну, если вы там полминуты уже пролежали, то вы поймете, что где-то какая-то боль есть.

Петр Кузнецов: И какие мои действия? Я не могу сам сразу диагноз поставить.

Василий Строганов: Нет, безусловно… То есть, ну, естественно, первая помощь оказывается в травмпункте. Здесь тоже интересный вопрос. Многие травмы они впоследствии могут быть не замечены. То есть, если вам в травмпункте сделали рентгенографию, и по ней переломов нет, это не значит, что все хорошо.

То есть очень часто требуется еще дообследование в виде МРТ – магниторезонансной томографии, которая показывает уже состояние мягких тканей. Поэтому вот у женщин, например, в частности, огромная проблема – это проблема с плечевым суставом при падении.

Женщины падают – перелома нет, и через какое-то время человек не может поднимать плечо. Делаем МРТ – повреждение вращательно-манжетной мышцы, сухожильные мышцы оторваны, и, в общем-то, приводит к тому, что действительно, время проходит, человек лечится, у него болит. Он не понимает, он ходит по врачам, которые «на рентгене все хорошо», – ему сказали.

Поэтому здесь, наверное, если вы боитесь, что, ну, какая-то боль остается после травмы, вам сказали в травмпункте, что все хорошо, но уже болит больше месяца, конечно, надо идти дальше к специалистам.

Мария Карпова: Ну, мне кажется, Петя рано лег, потому что вот я когда готовилась к программе, я нашла кучу советов в интернете, как правильно падать. И вот в этом момент, когда ты понял, что ты падаешь, ты еще должен сгруппироваться, сесть в какой-то «стульчик». Это… ну это же практически невозможно! Да. Пока вот ты падаешь, ты еще должен успеть сгруппироваться. Если человек не спортсмен, ему это сделать крайне сложно.

Петр Кузнецов: Ну, я думаю, не то…

Василий Строганов: Ну, нет, считается действительно, что надо падать – подсесть и упасть набок – считается, что это правильно, а не выставлять руки.

Мария Карпова: Покажешь? Хотя бы примерно, не падай. Просто…

Петр Кузнецов: Да я не… Это сложно! Сейчас я знаю, что у меня есть время, что здесь не скользко.

Мария Карпова: Ну вот я о том и говорю, как сесть в «стульчик»?

Василий Строганов: У вас будет много времени зимой потренироваться.

Петр Кузнецов: Вот она, как правило, нога же едет, да?

Мария Карпова: Ну да, и обычно мы падаем назад.

Петр Кузнецов: Ну и все, и дальше я уже на спине.

Мария Карпова: Как вот в этой ситуации успеть сгруппироваться?

Василий Строганов: Безусловно, то есть в момент падения какого-то уже, вы не успеете. Если бы у вас не было какого-то опыта в этом плане, не было какого-то спортивного прошлого, скорее всего, вы и не сделаете этого. Но мы же все-таки должны объяснять человеку, как в принципе, если он предполагает уже, что он начал скользить, он поехал, то уже в этот момент проще там набок упасть, и там потихонечку уже…

Мария Карпова: Ну то есть падать надо вот на эту часть, которая мягкая…

Василий Строганов: Ну просто вы подсели и набок завалились.

Петр Кузнецов: Нет, ну тело оно все равно, оно что-то самостоятельно делает, мозг в этот момент думает самостоятельно, тело, оно как-то подскажет, что ли?

Василий Строганов: Я боюсь, поэтому мы и не сможем объяснить сейчас в условиях 15 минут, как правильно падать, научить людей. Но, безусловно, какие-то общие советы мы можем дать. Есть еще действительно у нас какая-то мышечная память, которую нам подсказывает уже жизненный опыт – сформировался, и мы можем там уже определенным образом среагировать. И не всегда этот опыт он хороший. То есть естественно, люди, которые, повторюсь, не занимались спортом, у них нет представления как…

Петр Кузнецов: Мне кажется даже, я сейчас подумал, что мы можем даже человеку навредить сейчас, который готовится к зимнему периоду. Потому что он сейчас послушает нас и будет задумываться в этот самый рискованный момент, как ему сгруппироваться. И пойдет против своего тела, против инерции.

Василий Строганов: Но мне кажется, самое простое – это руки не выставлять. То есть самый частый перелом – это перелом на руках лучевой кости, да, то есть мы падаем на руку и…

Петр Кузнецов: Но она автоматически выставляется.

Василий Строганов: Согласен.

Мария Карпова: А прямо вот в такой зимний период у вас в разы вырастают количество пациентов?

Василий Строганов: Да, действительно так. Но тут зависит от того… В травматологии тоже ряд направлений. Но люди, которые занимаются именно скелетной травмой, зимой вот период – прямо большой прирост именно пациентов. И, более того, когда вот только у нас метеорологи докладывают о том, что все, гололедица на улицах –прямо очереди в приемных отделениях.

Мария Карпова: Мне кажется, еще пуховик может защитить от каких-то травм. Если большой мягкий пуховик…

Петр Кузнецов: Да, как ватой…

Василий Строганов: Ну, повторюсь, здесь самые частые-то травмы – они не области, которая у нас закрыта, а чаще всего мы ломаем лучевую кость и лодыжки. Это самые частые переломы при падении. Здесь, к сожалению, очень сложно, действительно правильно себя повести, поэтому эти травмы – они не редкость.

Мария Карпова: Спасибо большое, Василий. Дорогие зрители, ходите осторожнее, не бегайте, не ходите на каблуках. Удобная обувь, удобная одежда и теплая тоже чтобы была.

Петр Кузнецов: Мы вам поможем, когда все это уже начнется и еще раз об этом обязательно поговорим. Сделаем все, что сможем. Спасибо большое.

Мария Карпова: Василий Строганов был сегодня с нами.

Василий Строганов: Спасибо.