Ольга Арсланова: А в ближайшее время о нашей привычной уже, к сожалению, беде, с которой все-таки, видимо, хотят что-то сделать. Дороги теперь будут оценивать по госстандартам, а нормативы состояния дорожного полотна станут обязательными к применению. Петр Кузнецов: МВД подготовило список правил, в которые вошли 34 национальных ГОСТа и строительные нормы. Дорожники будут обязаны следить, чтобы на дорогах не было крупных ям, не разваливались лежачие полицейские, а дорожные столбики и светоотражатели содержались в чистоте. Ольга Арсланова: Несоблюдение обязательных стандартов дорожниками чревато для них штрафами до 300 тыс. руб. Попытаемся выяснить, станут ли при этих новых правилах российские дороги лучше. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашей беседе, шлите СМС, что вы прогнозируете, и звоните в прямой эфир, если у вас есть вопросы к нашему гостю. К нам сегодня пришел в гости депутат Государственной Думы, лидер Общественного движения по развитию транспортной системы "Убитые дороги" Александр Васильев. Александр Васильев: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Довольно любопытный ГОСТ, что мы посмотрели. Есть даже четкие параметры для ям – не больше 16 см в длину, 5 см в глубину, и так далее. Как мы понимаем, это будет работать: гаишник приезжает, фиксирует яму, и дальше выписывает штраф. Так это будет работать? Александр Васильев: Дело в том, что это уже давным-давно работает, и предельно допустимый размер ямы прописан в ГОСТе, просто эти ГОСТы очень часто носят рекомендательный характер. Петр Кузнецов: То есть не работают? Александр Васильев: Они работают, их можно применять, но отношение к ним совершенно иное. Дело в том, что ГОСТов стало много, они все говорят примерно об одном и том же, и заказчик руководствуется выбором того или иного норматива, исходя из каких-то своих умозаключений. Ольга Арсланова: То есть отвечать кто будет? Заказчик? То есть отвечать будут региональные власти, или отвечать будет тот, кто сделал ремонт? Александр Васильев: Конечно, заказчик. По каким-то отвечает заказчик. У каждого есть своя степень ответственности. Владелец дороги отвечает за то, чтобы она была в нормативном состоянии. И для того, чтобы она была в нормативном состоянии, ему надо проводить ремонт, ему надо ее содержать. И когда организация, которая проводит содержание или ремонт, она уже берет на себя ответственность за это. Например, она делает ремонт, не выставляет знаки о том, что там надо ограничить скорость, двигаться по определенным полосам, не моют барьерные ограждения и так далее. То есть это уже получается ответственность подрядчика. Всегда можно найти того, кто отвечает за тот или иной участок дороги. Ольга Арсланова: А 300 тыс. штрафа кто будет платить? Региональный бюджет, дотационный и дефицитный? Александр Васильев: Кто ответственный, тот и должен платить. Например, если дорожник делает дорогу, и он заключил контракт с администрацией, пускай он ремонтирует мост или какую-то трубу, делает объезд – и он должен это сделать так, как это прописано у него в документации. Если он это делает, отступая от норм, экономя деньги в том числе на безопасности, то ответственным будет он, и его оштрафуют, а не того чиновника, который поручил ему строительство дороги. Чиновника будут штрафовать в том случае, если он допускает, например, следующие вещи – не обеспечил вовремя безопасность на таком-то участке дороги, которая относится к нему. То есть обязанность по безопасности на дорогах лежит исключительно на органах власти. Они должны своими действиями сделать так, чтобы количество аварий уменьшалось, и наши дороги становились намного лучше. Петр Кузнецов: Давайте пофантазируем. С этими новыми штрафами, ГОСТами теперь дорожникам будет выгоднее сделать объект хорошо и качественно, или же все-таки все равно попилить на некачественной работе, и потом платить штрафы? Александр Васильев: Соблазн, так скажем, "сэкономить", он всегда есть. И принятие штрафов совершенно никак не влияет на то, как будут делать дороги. В косвенной мере – да, будет за что оштрафовать, но надо разбираться вглубь проблемы. Из 321 параметра, по которым у нас ремонтируют дороги, строят мосты, 321 – это параметр 1970-1980-х годов. То есть этим параметрам 30-40 лет. Тогда не было таких автомобилей, как "КамАЗ", тогда был автомобиль "ГАЗ", была "Волга", у которых были совершенно другие нагрузки, совершенно другие радиусы поворотов, скорости и так далее. То есть все это делается, и эти нормы кочуют у нас с изменением всех ГОСТов. То есть постепенно меняются заголовки СНИПов, ГОСТов, а параметры остаются там же. И поэтому мы видим, например, как в Ярославской области за 60 млн. построили прекрасный мост по всем нормам, нормативам, он не разваливается, но к нему нет дороги, и после него деревня из 5 домов. Конечно, мост нужен, но нагрузки, которые закладываются ГОСТ, их нельзя никак обойти, а нагрузка там 110 тонн. Петр Кузнецов: То есть деревня отрезана не от берега, а от моста, получается? Александр Васильев: Мост надо построить, но можно сделать под нагрузку, допустим, 20 тонн, чтобы это проехала автолавка или автобус, но не 110 тонн. 110 тонн – это "Тополь-М". Какая вероятность в Ярославской области в деревне появиться?. Ольга Арсланова: Да. Зато хорошо известна сумма, которую вы уже нам сказали. Александр Васильев: Да. Понимаете, на этих нормативах мы теряем. Ольга Арсланова: Александр, смотрите, реакция: "Отвечать за ремонт будет водитель, – шутят наши зрители, – за то, что поехал по этой дороге". "Ничего не изменится", – пишет Саратовская область. "У нас очень много ям", – Нижегородская область. Да и еще с десяток других регионов жалуются на очень печальное начало весны на дорогах. "Если на каждом метре две ямы, и так 120 км, что делать?" – это Саратов. И продолжаем получать СМС от зрителей. Давайте продолжим тогда выяснять, что же будет. Александр Васильев: Я даже могу предвкушать характер тех писем и СМС, которые сейчас придут. Ольга Арсланова: А давайте как раз поговорим о Москве. Вот началась весна, и даже в Москве, где тратятся колоссальные деньги на ремонт дорог, мы увидели такие страшные ямы. Каждый год одно и то же. Почему? Петр Кузнецов: Нет, эта весна намного кошмарнее, на мой взгляд. Ольга Арсланова: Еще кошмарнее? Петр Кузнецов: По моим наблюдениям, ям стало еще больше, как будто бомбардировка какая-то. Александр Васильев: В воскресенье на Ломоносовском проспекте я пробил колесо в левой полосе в яме. Ольга Арсланова: Сочувствую. Александр Васильев: Я редко вообще пробиваю колеса, может быть, где-то потому что я езжу аккуратнее, но никак я не ожидал это увидеть в центре города. Поэтому состояние дорог весной у нас затрагивает даже Москву. В 2015 году мы проводили рейтинг по всей России. У нас в "Народном фронте" есть мероприятие под названием "Дорожная инспекция". Активисты "Убитых дорог" двигаются по дорогам страны. Мы побывали в 82 регионах из 85 регионов, сделали рейтинг, и Москва заняла где-то позиции в районе 30-х по тому состоянию дорог, которые у нее есть. Намного лучше ситуация обстояла, например, в 2015 году в Белгороде или в Ставрополе. То есть есть регионы, где дороги не так интенсивно разрушаются, которые служат гарантийный срок, что тоже немаловажно. То есть отремонтировали – 4 года она прослужила, на ней только трещинки образовались. Этот тоже очень немаловажно, потому что если дороги приходят в негодность раньше положенного срока, то мы не увидим хороших дорог. То есть все эти ямы, разрушенные дороги – это, по сути, последствия неграмотной политики, и того, что нарушают нормы, а от этого дороги разрушаются. Дороги, на самом деле, могут служить очень долго. Петр Кузнецов: Зачем введены параметры этой ямы, о которой Оля говорит: глубина, ширина? Ольга Арсланова: А на полсантиметра меньше – уже все, не попадает под нарушение. Петр Кузнецов: Просто получается, что яма-то может быть, если она, например, не умещается в эти стандарты, не дотягивает до них, она может быть на этом участке. Александр Васильев: К сожалению, я не захватил с собой калабашечку… Петр Кузнецов: По какой измеряются, да? Александр Васильев: … но можете представить себе брусок "60 см × 15 см × 5 см", и когда вы его положите в яму, вы поймете, что эта яма совершенно небольшая, но она уже ненормативная, и это повод для того, чтобы наказать того, кто не обеспечил безопасность на этом месте. Ольга Арсланова: Раз мы заговорили о ямах, у нас как раз есть сюжет о том, с какими дорогами встретили весну жители нескольких российских городов. Давайте посмотрим и обсудим. (СЮЖЕТ.) Петр Кузнецов: И еще один регион – Владимирская область. Денис у нас на связи. Денис, рассказывайте о проблемах в вашей области. Здравствуйте. - Добрый вечер. У меня такой вопрос. У нас есть один подрядчик, который занимается ремонтом дорог в нашем городе. То есть сезон начинается, когда начинается ремонт дорог – опять же, чисто ямочный ремонт, в основном нигде целиком полотно не ложится. Сделали, залатали все эти ямы, опять проходит зима, и опять в тех же самых местах ямы еще больше. И опять тот же самый подрядчик начинает эту же работу, опять надо выделять какие-то деньги. А что, нет никакой гарантии на работы, которые они исполняют? Ольга Арсланова: Спасибо. Хороший вопрос. Я так понимаю, что это схема, которая действует для большинства дорог: кто отремонтировал, тот и на гарантийном ремонте держит дорогу? Александр Васильев: К сожалению, у нас нет федерального закона, который обязывал бы заказчиков устанавливать четкие и понятные гарантийные сроки. Эти гарантийные сроки есть только на федеральных трассах, и они прописаны приказом Минтранса – 4 года на верхний слой покрытия. В городе Владимире есть дороги, которые ремонтировали, и состояние этих дорог мы назовем средним, потому что, действительно, там отсутствует должный контроль к тому, в каком они состоянии, и привлечение того подрядчика, про которого говорили, к ремонту за свой счет. Регион устанавливает такие гарантии на свой страх и риск, на свое усмотрение. Кто-то установит 1 год, кто-то 8 лет для того, чтобы конкурентов отсеять от конкурса, потому что, представьте, придет проверяющий из администрации через 7 лет, дорога, естественно, уже развалилась, и заставят переделывать за счет подрядчика. А если эту дорогу делал брат, сват и так далее, то он не придет на такую дорогу и не спросит с него. Поэтому эта система гарантий, обязанности устанавливать гарантии, она должна быть установлена. И есть законопроект, который вносил я сам в 2014 году, но он до сих пор не принят, и у него есть очень много со стороны бизнеса противодействия, потому что не каждому хочется отвечать за результат тех работ. Но так как это есть на федеральных трассах, и это распространяется от Сочи до Колымы, где есть такие дороги, то почему это не может работать на всей территории России во всех городах? Ольга Арсланова: Кажется, что это должно быть выгодно региональным властям – устанавливать понятные гарантийные сроки, и требовать от дорожников все это делать, только если, действительно, не присутствует какая-то коррупционная схема, о чем пишут многие наши зрители, подозревают, что не всегда все чисто в этой связи. Александр Васильев: Мы тоже, на самом деле, придерживаемся той версии, что там, где, действительно, нет такой открытой коррупции на дорогах, дороги находятся в очень хорошем состоянии, и те дороги, которые отремонтировали, находятся в хорошем состоянии, и за ними следят. Но вообще, если дорога разрушается через 1-2 года – это уже основание для контролирующих органов проверить качество, с которыми она была выполнена. Это можно сделать, и найти можно и хищение, можно найти ущерб государству, а это уже уголовные статьи, за которые подрядчик может оказаться за решеткой. Петр Кузнецов: Вопрос: можно ли найти подрядчика, на самом деле? Ольга Арсланова: И вопрос еще как раз, если мы говорим об этих новых крупных штрафах, они отпугнут коррупционеров? Они могут сделать ситуацию прозрачнее, более честной? Ведь никому же не захочется каждый раз потом все это выплачивать. Или я наивно рассуждаю? Александр Васильев: Хотелось бы надеяться на это. Петр Кузнецов: Или на строительство или ремонт дороги будут закладывать уже средства, в которые заложены штрафы? Александр Васильев: Штрафные санкции. Петр Кузнецов: Будет еще больше. Они у нас и так самые дорогие. Александр Васильев: На самом деле, дороги от этого не подорожают, и вряд ли это можно будет как-то заложить. Но, действительно, это мера воздействия на заказчиков и подрядчиков для того, чтобы Госавтоинспекция, какая несет основной контроль за состоянием дорог, могла прийти и воздействовать на ту или иную проблему. Но это необязательно может быть дорога, которая разваливается. Это может быть светофор, который не могут до сих пор установить, или знаки развесить, в том числе приоритеты. И самая большая беда, от которой страдают наши граждане – это разметка, потому что по статистике порядка 60% всех ДТП в нашей стране, сопутствующим фактором им является ненормативное содержание дорог. Из этих ДТП, которые с таким фактором, 70% – это ДТП, когда нет разметки, или она не видна, не читаема, или находится под слоем грязи. Это то, чему стоит уделять очень много внимания, и за чем следить. И ДТП, которое происходит из-за ям – это порядка 5% от всей этой массы. Поэтому очень важно понимать эти параметры, и воздействовать. А разметку нанести – это не дорогу построить. Конечно, если есть на что ее наносить. Ольга Арсланова: Краска – не самое дорогое, да. Петр Кузнецов: Кстати, на отсутствие разметки автовладелец также может пожаловаться, как и на яму, которая причинила ущерб его автомобилю? Александр Васильев: Может пожаловаться на это. И в том числе, если произошло какое-то ДТП, вплоть до того, что можно отсудить деньги. Но мы научились уже проводить судебные процессы так, чтобы отсудить возмещение за испорченное колесо, или машина, которая, не дай бог, куда-то улетела из-за того, что она пробила колесо в яме. И есть такие случаи, когда люди отсуживают большие деньги, вплоть до миллионов. Петр Кузнецов: Если это не случай ДТП, если я понимаю, что машины сливаются из-за отсутствия разметки в какой-то единый поток, все равно можно уже написать? Александр Васильев: Надо писать в ГАИ обязательно для того, чтобы они проконтролировали. Петр Кузнецов: Потенциально аварийный случай. Александр Васильев: Потенциально аварийный случай – это когда водитель не видит пешеходного перехода. Это то, на что заостряет внимание и общество, и не только водитель, но и родители, которые ведут детей в школу. Ольга Арсланова: На связи Александр из Архангельска (такая обширная география звонков). Здравствуйте. - Здравствуйте. В свое время, достаточно давно, я укладывал асфальт на дорогах, и заметил следующее. У нас асфальт, который приходит и укладывается на дороги, во-первых, у него отсутствуют некоторые компоненты, которые обязательно должны присутствовать в асфальте: и связующие звенья, чтобы поменьше песочка туда ложилось… Ольга Арсланова: А почему отсутствует, Александр? Просто не докладывают? - Это дорого для дорожников, им надо экономить. И они стараются как можно больше сделать дороги 5 см. У нас раньше такого даже в советское время не было, потому что дороги должны быть от 10 см до 20 см, и гарантия должна быть не два года, как у нас, а 10 лет. Ольга Арсланова: Да, было бы хорошо. - И сами по себе контролирующие органы должны поднять, и принимать эти дороги. А наши умудряются сделать дорогу, им претензию дают, они дорогу переделывают, и этот же брак им же оплачивают. Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо, Александр, что позвонили. У нас немного времени, очень много СМС. Просят проверить дороги в Ставрополе, особенно улицу Чехова, которую ремонтируют два раза в год на протяжении четырёх лет. Александр Васильев: Будем в субботу в Ставрополе. Ольга Арсланова: Москва: "Ямочный ремонт выгоден региональным чиновникам, потому что каждый раз это деньги". Александр Васильев: Потому что в Москве это 0,5 млрд. руб. в этом году. Ольга Арсланова: "Весь город – сплошные ямы", – Астрахань. Проверяли Астрахань? Александр Васильев: Сегодня там была наша бригада. Там не то, чтобы ямы, там местами отсутствие дорог и заплывы по грязи. Ольга Арсланова: И очень много жалоб из Балашихи у нас сегодня. Тоже не знаю, что там такого страшного. Александр Васильев: Ольга, я скажу следующее. У нас есть "Карта убитых дорог" "Народного фронта", на которой можно нанести дорогу, которая больше всего беспокоит. И мы эту карту делаем таким образом, что сейчас уже добавлено на нее больше 4 000 участков дорог со всей России. Дорогу можно нанести. Например, беспокоит вас улица академика Королева. Сфотографировали, нанесли. И те люди, которые проезжают, пользуются этой дорогой, могут народный рейтинг поддержать своим голосованием. Мы выстраиваем такие народные рейтинги по городам, по субъектам, и уже обращаемся с органами власти для того, чтобы они этот рейтинг брали и реализовывали в первоочередном порядке. У нас уже есть подобные позитивные решения. Например, в Волгограде улицу Кубинскую отметили, за нее стали сразу голосовать, потому что она вся убитая и беспокоит людей. Ее включили в план ремонта, и уже проводится конкурс на то, чтобы ее отремонтировали. И органы власти увидели на карте эту проблему, и начали постепенно решать эту проблему. Поэтому можно добавлять. Ольга Арсланова: Спасибо. Тогда будем смотреть карту, тем более что теперь мы знаем, что смысл и толк есть. Александр Васильев: Да. Ольга Арсланова: Спасибо. Александр Васильев, депутат Государственной Думы, лидер общественного движения по развитию транспортной системы "Убитые дороги" был у нас в прямом эфире.