Иван Князев: Об образовании сейчас. Школьникам, которые готовятся к ЕГЭ и ОГЭ, точнее, их родителям, возможно, больше не придется ломать голову, искать и думать, где взять деньги на репетитора. Их предоставит Минобр. В Госдуме предложили создать систему государственного репетиторства. Тамара Шорникова: Но, конечно, вопросов много. Каких преподавателей будут привлекать к такому репетиторству? По каким предметам? Сколько им будут платить? И еще вопрос: получается, что знаний, которые дают ученикам на стандартных уроках, автоматически не хватает для того, чтобы сдать экзамен. Спросим у наших экспертов. Вы расскажите, нанимали ли репетитора для своего ребенка, во сколько это обошлось. И как считаете: достаточно ли хорошо сейчас в школах готовят к выпускным экзаменам? Звоните. Иван Князев: Ну, а сейчас поприветствуем Ивана Сухарева, первого заместителя председателя комитета Государственной думы по развитию гражданского общества. По телефону он выходит на прямую связь. Тамара Шорникова: Да, Иван Константинович, здравствуйте. Иван Сухарев: Добрый день. Тамара Шорникова: Иван Константинович, как это будет работать? Давайте сначала разберемся. Это какие-то прямые выплаты или что это будет? Иван Сухарев: Хотелось бы отметить, что у нас партия постоянно взаимодействует с молодежью. Иван Князев: Это прекрасно. Иван Сухарев: У нас даже есть свой университет – Институт мировых цивилизаций. И вообще получение профессионального образования это важнейший этап в жизни каждого человека, социальный лифт, во многом определяющий будущее. Но, к сожалению, у нас, исходя из обращений граждан, а также сложившейся практики, мы знаем, что уровень знаний, полученный в ходе школьной программы, к сожалению, недостаточен для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. И нашим уважаемым родителям школьников приходится нанимать репетиторов, оплачивать платные курсы в университетах, в колледжах по 3-4 предметам, с учетом, конечно, двух обязательных и профильных предметов. И примерно, на наш предварительный взгляд, средняя стоимость подготовки для сдачи ОГЭ обходится нашим родителям примерно около 60 тыс. руб. и ЕГЭ не менее 100 тыс. руб. Сумма может варьироваться, в том числе в зависимости от субъекта. А с учетом материального состояния наших граждан, которое, кстати, существенно ухудшилось в ходе пандемии, многие потеряли работу либо доход уменьшился, – это просто неподъемная сумма для наших граждан, для наших избирателей. И, конечно, это, собственно говоря, социальная несправедливость. Потому что те ребята, которые имеют возможность, вернее, их родители имеют возможность оплатить экзамены, они имеют возможность в дальнейшем поступить в высшие учебные заведения страны. Те же, у кого подобного рода доходов нет, остаются за порогом. Тамара Шорникова: Иван Константинович… Иван Сухарев: И наше предложение заключается в следующем. Выдавать бесплатные сертификаты, в рамках которых как раз подготовка к экзаменам будет осуществляться лучшими преподавателями страны. Это обеспечит возможности равной подготовки учащихся, равные возможности в дальнейшем для жизни, для поступления в вуз. Тамара Шорникова: Поподробнее. Сертификаты будут выдаваться всем родителям в заявительном порядке, кто захочет получить такой сертификат? Или, например, малоимущим или многодетным? Иван Сухарев: Мы сейчас все-таки говорим о всех родителях, да, которые изъявят желание для того, чтобы получить сертификат данный. Никого не ущемляя. Не только многодетные и малоимущие, но в целом большинство, к сожалению, населения нашей страны не имеет возможности такие суммы выплачивать. Многие вынуждены обращаться в кредитные учреждения… Иван Князев: Да, Иван Константинович, такую возможность такие сертификаты обеспечить, мне кажется, и бюджет наш не сможет. Я думаю, в Минобре не совсем положительно ко всему к этому отнесутся. И вообще мне всегда казалось, что репетитор нужен тому, кто, ну, больше прогуливает, меньше внимания учебе уделяет. Ну, да ладно. Сертификат? Платить, точнее, кому будут? Кто будет преподавать? Тамара Шорникова: Да. Можно просто, я не знаю, набрать в поисковике, любого выбрав учителя на любой платформе? Или в школах только? Иван Сухарев: Дело в том, что сейчас я направил всего-навсего запрос предложения. И я считаю, что на основе ответа… 1 февраля мы направили запрос на имя Голиковой, мы ждем от них ответа, от курирующего вице-премьера. Вот. Мы, кроме того, предложили создать единую электронную платформу для подготовки школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в рамках этого предложения. Которая тоже, на наш взгляд, даст новый толчок внедрению современных цифровых технологий, в том числе ускорит процесс проведения Интернета, сотовой связи в отдаленные деревни, села. Чтобы наши дети не занимались на трассах, в автомобилях, искали Интернет где-то в мороз, метель и холод. Иван Князев: Ну, понятно. Иван Сухарев: Собственно говоря, вот такое предложение. Я считаю, оно правильное, справедливое. И все-таки… Иван Князев: Ну, понятно. Да. Спасибо вам. Иван Сухарев. Спасибо большое, Иван Константинович. Иван Сухарев, депутат Государственной думы, первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. К нам дозвонился Василий, Томск. Здравствуйте. Зритель: Я считаю, что нам репетиторов за счет государства – это какое-то популистское предложение, может быть, предвыборное, не более. Надо заниматься образованием, чтобы мог учитель обеспечить подготовку школьников, а не какой-то там репетитор посторонний. Все. Тамара Шорникова: Да, мысль простая и понятная. Спасибо вам за нее. Иван Князев: Спасибо, спасибо. Еще один эксперт у нас на связи. Евгений Ямбург, Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук и директор Центра образования № 109 города Москвы. Здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте. Добрый день. Тамара Шорникова: Да, Евгений Алексеевич, можно я СМС прочту? Иван Князев: Конечно. Тамара Шорникова: …Александрович, да, простите. Пишут нам вот что. Самарская область: «Тогда получается, что уровень профессионализма учителей в школе очень низкий. Зачем тогда в школу ходить?» Ростовская область: «Моя дочь занималась с преподавателями вуза шесть месяцев и ходила два года на подкурсы. Хотя в школе всегда училась на 5. Мало по программе знаний». Вот этот вот запрос на дополнительное обучение – он из-за чего? Преподавателям времени не хватает? Неправильно сверстана образовательная программа? Квалификация хромает? Основные причины того, что мы сейчас обсуждаем. Как до такого докатились? Евгений Ямбург: Нет-нет. Знаете, здесь целый блок причин, и это долгий разговор. Но я постараюсь как-то кратко такие реперные точки назвать. Вот начнем с того, что действительно программы нуждаются в улучшении. Но я немножко позже об этом скажу. Но в современных программах две задачи преследуются. Начиная, кстати, с самых маленьких детей. Традиционная задача – правописание, орфография, пунктуация, там, «ЖИ-ШИ пиши» и т. д. А также овладение так называемыми метапредметными компетенциями. Это тоже не лишнее. И вот сейчас, когда был период пандемии, и в прошлом году, многие родители вникли и не стали так к этому плохо относиться, как раньше. Например, командная работа в классе. Когда в классе, это уже второй даже класс, второй-третий, это реально сегодня происходит, там есть корректоры, есть редакторы, они вместе составляют тексты, учатся взаимодействовать. Это не отменяет традиционные задачи. Но поскольку и то, и другое приходится решать одновременно, вот тут происходит очень большая беда. Сегодня все прилажено к так называемому электронному дневнику. И шаг вправо, шаг влево очень тяжелый труд: надо все это фиксировать. И фактически это отчет учителя. Но в этой ситуации ничего не удается проработать досконально. И вот отсюда возникает задача репетиторства, действительно. Потому что для того, чтобы, во-первых, у всех детей разный темп усвоения. Есть дети, которые очень быстро усваивают. Есть дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И многие вещи надо проговаривать. Когда ты пишешь, когда ты решаешь. Вот на это времени катастрофически не хватает. И отсюда возникает вот задача репетиторства. Это вот одна сторона. Еще раз я говорю: надо разгружать программы и создавать возможности для спокойного, в зоне ближайшего развития ребенка, обучения этого ребенка. Потому что получается – и ни так, и ни так. Теперь. Если брать, например, подготовку к Единому государственному экзамену, то я не знаю, откуда взяли, что вот учителя, там, плохо готовят. Простите, весь прошлый год мы работали в режиме пандемии в системе фактически онлайн. И дети сдавали не хуже, а поверьте мне, даже лучше, чем они сдавали в прошлые годы. Потому что учителя получили возможность работать в чатах. И те дети, которые, скажем, увлекаются химией, хотят поступать в медицинские вузы, там с ними отдельно работали по физике, по химии. Те, кто в филологические, работали над филологией и т. д. и т. п. Они сдали неплохо, а даже лучше. И в этой ситуации сегодня существует мощное сетевое общение. И здесь вот прав мой коллега, депутат, что неравенство цифровое это большая беда. Потому что я знаю многих ребят из сельских школ, которые в Сети находили курсы повышенной математики, углубленной химии и т. д., и блестяще сдавали без всяких репетиторов. Это тоже существовало. Иван Князев: Ну, так может, как раз таки, сначала разобраться с этим цифровым неравенством, а потом уже сертификаты на репетиторство всем раздавать подряд? Евгений Ямбург: Я в это не верю. Ни в какие сертификаты. А кто будет стоимость определять, да? Дальше: кто это будет контролировать? Потому что на самом деле очень многие сегодня репетиторскую помощь оказывают в режиме онлайн. Поверьте, я вот в молодости занимался репетиторством, надо было как-то кормиться по нищенской зарплате. Это бешеная, это бешеная работа. Это выматывающая работа. И даже если она идет в режиме онлайн, это все равно вот, она требует вообще огромной отдачи сил. И там разные задачи. Ребенок захочет поступать в иностранный вуз – значит, его надо подготовить к TOEFL, чтобы он реально мог сдавать, и т. д. Это огромный блок вопросов, которые не терпят унификации. Иван Князев: Ага. Евгений Ямбург: А как нам все время хочется, депутатам, всех построить вот в какую-то одну систему, всем этим управлять. Нельзя одинаково управлять. И там, где дети в большом городе, где они имеют возможность, простите, и в университетский … на воскресенье, в любой вуз они могут пойти и в университете в лабораториях работать или в кванториумах и т. д. Или в сельской школе – там другая ситуация. Поэтому я думаю, что это, конечно… Когда государство наймет репетитора – ну, во-первых… Да, кстати говоря, еще о репетиторах. Вы знаете, вот любопытная вещь. Вот я много с этим сталкиваюсь. Скажем, состоятельные родители, ребенок в седьмом классе. «Ой, мы наняли ему профессора из вуза, а результатов нет». Но профессор из вуза не владеет методикой. У него другие задачи. Он владеет содержанием на повышенном уровне, но так, как в зоне ближайшего развития ребенка, с учетом особенностей его психологии, дать этот предмет он не сможет. Не тратьте деньги напрасно. Я не хочу осуждать профессоров вузов. Потому что во многом… Тамара Шорникова: Ну, это уже, да, вопросы коммуникации, особенностей преподавания, подхода. Давайте послушаем телезрителя вместе. Тамара из Саратова дозвонилась. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас, Тамара. Зритель: Я считаю, что очень плохие стали учителя. Идут, считают, что непрестижная профессия, идут самые с плохим образованием школьным в учителя. И учителя – сейчас политика такая, что минимум дать детям, а к своим друзьям передать вот репетитору, им дают репетитора как бы дополнительная зарплата. У нас были преподаватели отличные. И физико-математическую школу я закончила, было очень сложно, но преподаватели так объясняли, что я сдавала экзамены выпускные на пятерки. Т. е. преподаватели были отличные. И в обычной школе были отличные преподаватели. Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо, Тамара. Иван Князев: Понятно. Спасибо вам, Тамара. Кстати, много наших телезрителей жалуются на то, что школа дает все-таки не совсем хорошие знания и учителя не всегда профессиональные. Как прокомментируете, Евгений Александрович? Тамара Шорникова: Почему столько обвинений сейчас? Евгений Ямбург: Нет, ну, понимаете, в чем дело. Это легче всего. Я хочу сказать, что те учителя… Я тоже учился в советской школе, как вы догадываетесь. И всему обязан советской школе. И хорошие учителя никуда не ушли. Кстати, и возрастные учителя работают. И уж так вот чохом обвинять всех учителей я бы, конечно, не стал. Это нечестно, по сути дела. Другое дело, что школы, конечно, разные. Теперь, в последнее время появилось много молодых и очень интересных учителей. Вот вчера (или позавчера, я боюсь ошибиться) закончился конкурс «Учитель года России». Там огромное количество очень интересных людей со всей страны молодых съехалось. Я их обожаю, потому что за ними будущее. Они владеют уже и современными информационными технологиями. А вообще в школе, знаете, как в семье: мамы всякие нужны и папы всякие важны. Должен быть и мудрый старик, типа, скажем, моего возраста, я не знаю вот женщины, которая звонила, или молодежь, которая владеет цифровыми технологиями. Это как два плеча коромысла. Не надо считать, что учителя стали… Потом, а как вы представляете себе, значит, на каких таких репетиторов они все перекинут? Это маловероятно. Потому что родители на рынке выбирают. Иван Князев: Я так понимаю, Евгений Александрович: по вашему мнению, вот эта инициатива поддержки-то и не найдет? Евгений Ямбург: Я думаю, что да, она провалится. Потому что в общем она такая, немножко популистская, мягко говоря. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Евгений Ямбург, Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук. К следующей теме? Иван Князев: Да.