Готовы ли школы и вузы к переходу на дистанционное обучение?

Гости
Ирина Абанкина
директор Института развития образования НИУ ВШЭ
Александр Гезалов
директор социального центра святителя Тихона при Донском монастыре

Иван Князев: Министерство просвещения направило во все регионы рекомендации при необходимости временно переводить школьников на дистанционную форму обучения. Где-то продлевают весенние каникулы.

Тамара Шорникова: Да, сообщения приходят из разных регионов. В Москве и области с сегодняшнего дня все школы работают в режиме свободного посещения. Родители сами решают, отправлять детей учиться или заниматься дома в режиме онлайн. Но готовы ли образовательные учреждения по всей стране к переходу на удаленку? Ждем ваших звонков. Расскажите, как обстоят дела в вашем регионе. Работают ли школы, детские сады, сколько там учеников, одноклассников, например, у вашего ребенка сегодня пришли в школу.

Иван Князев: Да и вообще, какая техника есть для того, чтобы учиться дистанционно.

Тамара Шорникова: Да, если дистанционно перевели уже, есть ли какие-то проблемы с этим, работает ли система. Звоните, пишите, рассказывайте.

Иван Князев: У нас на связи Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики. Ирина Всеволодовна, здравствуйте.

Ирина Абанкина: Здравствуйте.

Иван Князев: Смотрите, сегодня нам уже люди пишут сообщения, школьники прямо рады вообще, им хорошо, все, каникулы, и переходят на удаленку. Они прямо счастливы. Но это с одной стороны…

Тамара Шорникова: Да, а родители морщат лоб. Наши же коллеги пишут в чат: «С утра бьемся над тем, чтобы настроить ту или иную систему. Спрашиваем у преподавателей, как все будет организовано. Преподаватели пока сами не очень понимают».

Иван Князев: А впереди ЕГ. А впереди ЕГ, у начальной школы там временные…

Тамара Шорникова: Что будут делать школы? Все ли готовы? Все ли понимают, как сейчас работать?

Ирина Абанкина: Вы знаете, конечно, подготовленности школ нет. Дело все в том, что если те или другие гуманитарные предметы все-таки есть в электронном виде те или другие учебники, можно задания дать, то о том, чтобы перевести лаборатории естественнонаучного цикла, это и биология, и физика, и химия, вот в такой онлайн-режим – это, конечно, намного сложнее. Поэтому здесь… И не во всех школах у нас есть нужные скорости Интернет, а о домашних подключениях тем более сложно говорить. Мы знаем, что у нас и большая часть школ в сельской местности с совершенно другими возможностями доступа. Поэтому и сделано в такой более мягкой форме: скажем так, рекомендация там, где это необходимо, действительно стараться, или признаки какие-то заболевания, – оставить детей дома. Но тоже надо же решить вопрос, с кем оставить. Особенно если это дети до 12, а вообще говоря, даже до 15 лет. Не все могут себе это позволить – оставить дома и взять даже бюллетень, и не все работодатели согласятся оплачивать бюллетень…

Иван Князев: Как минимум, да.

Ирина Абанкина: …если у ребенка нет на самом деле действительно заболевания, скажем так, а просто желание оставить. Поэтому, конечно, эта ситуация очень сложная. И она сейчас предложена именно как мягкая рекомендация. Там, где это возможно, там, где есть риски, там, где это… Поэтому многие школы все-таки стараются предпринять именно профилактические меры. Если родители принимают такое решение, это никак не будет, что называется, караться. Но, с другой стороны, конечно, речь идет о дезинфекции, о, как мы говорим, правильном умывании рук, помещений, многие стараются купить лампы, которые могли бы дезинфицировать помещение. И, конечно, стараться предпринять все, чтобы эту все-таки нужную гигиену соблюдать…

Иван Князев: Понятно, да.

Тамара Шорникова: Ирина Всеволодовна, но тем не менее, родители переживают, что будет с ЕГ. Удастся ли нормально подготовиться? Может быть, стоит говорить о переносе, например, каких-то контрольных? И в том числе …

Ирина Абанкина: Вот это пока не предпринимается…

Иван Князев: Хорошо, а скажите, пожалуйста, как вообще выглядит этот процесс удаленного образования? Т. е. они по Скайпу будут заниматься…

Ирина Абанкина: Але!..

Иван Князев: …или просто домашние задания дают домой? Как вообще эта удаленка выглядит?

Ирина Абанкина: Да, есть домашние задания, есть очень много переведенные, в онлайн-формате размещенные в Интернете и учебники, и задачники. Есть возможность у многих школ подключения через любой из гаджетов, скажем так, если требуется та или другая консультация. Но в принципе – по электронной почте отправляются педагогу в личный кабинет задания, проверяют, возвращают с откликом. Но, конечно, это все равно рассматривается как временная мера.

Иван Князев: А это только в крупных городах у нас вот такая цивилизация?

Ирина Абанкина: Нет…

Иван Князев: А что делать тем, где поменьше людей живет и возможностей поменьше?

Ирина Абанкина: …нет, это не только в крупных городах. Но, да, все зависит, конечно, от скорости Интернета и от возможности… И для того, чтобы все-таки в таком одновременном режиме работать, конечно, требуется мощный Интернет. И, конечно, не везде подключены. Хотя вкладывались много и в малых городах, и в сельской местности. Но я думаю, скученности в сельских школах намного меньше, поэтому рисков там тоже, наверное, все-таки меньше.

Иван Князев: Но вот смотрите, нам уже пишут из Белгорода: «Какие грамотеи вырастут, если они будут на дистанционном обучении?» Сейчас-то, в принципе, у нас образование, говорят, хромает, многие пишут об этом.

Ирина Абанкина: Мы сейчас говорим о временных мерах. И эти временные меры связаны все-таки с безопасностью. Никто о полном переводе в дистант не говорит. Но сегодня, выбирая меры безопасности, еще раз подчеркну: вот есть рекомендации соотноситься с конкретной ситуацией и вести себя, в первую очередь во главу угла ставить безопасность и себя, и других.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики, была с нами на связи. СМС. Ростовская область, Таганрог: «Институты закрыты, школы учатся. Ходят слухи о наличии заболевших в города».

Иван Князев: Наро-Фоминск: «Все школы работают в обычном режиме. Не надо паниковать». Приморский край: «У внуков нет Интернета, и нет у них ни компьютеров, ни планшетов. Какое дистанционное обучение? Вы вообще о чем?»

Тамара Шорникова: И Приморский край же на связи у нас на телефоне. Романа давайте послушаем. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Роман.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, расскажите, у вас дети есть? Школьники, детсадовцы?

Зритель: Да, у меня сын, он ходит в первый класс. У нас обучение не прерывали. У нас скоро каникулы, поэтому никакой информации о том, что будет дистанционное обучение введено, у нас нет.

Тамара Шорникова: Какие-то изменения в школе были? У нас приходили сообщения, например, что физкультуру в теорию переводят вместо практики…

Иван Князев: Да-да.

Тамара Шорникова: …и т. д. У вас что-то было такое?

Зритель: Нет, это не соответствует действительности. У нас изменений никаких нет по форме обучения по физкультуре. Т. е. у нас физкультура проходит в штатном режиме, ребенок ходит на физкультуру на занятия, у нас 4 урока.

Иван Князев: А если переведут все-таки? Вы готовы?

Зритель: Ну, я против. Я не согласен с Ростовской областью. Я против дистанционного обучения. Потому что есть плановые каникулы, соответственно они делят полосы учебы.

Иван Князев: Нет, ну понятно. Ну, а если все-таки? Вот вам позвонит классный руководитель и скажет: «Ваш ребенок завтра остается дома». Что будете делать?

Зритель: Но, знаете, я против такой. Конечно, ну что делать, придется, конечно, дома остаться. Но не хотелось бы. Потому что у нас Интернет очень плохо работает.

Иван Князев: А вы больничный можете взять?

Зритель: Нет, я не могу в силу своей работы взять больничный.

Иван Князев: Понятно, да. Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Кемеровская область: «У нас в школе компьютеры со времен царя Гороха. О каком обучении онлайн может идти речь?»

Тамара Шорникова: Да, сейчас подключаем к разговору еще одного эксперта. Александр Гезалов, многодетный отец, директор Социального центра Святителя Тихона. Здравствуйте.

Александр Гезалов: Да, добрый день.

Иван Князев: Здравствуйте, Александр Самедович.

Тамара Шорникова: Итак, как вы думаете, вот у нас уже коллеги сегодня обсуждают, водить детей, не водить. Кто-то говорит: привели ребенка в детский сад, например, там трое всего в группах. И т. д. Есть такое мнение: когда у нас грипп свирепствует, вводят карантин, спокойно, все к этому привыкли. А здесь вот какое-то непонятное свободное посещение. Что это значит в итоге? Опасно, неопасно? Никто ничего понять не может. Вы как думаете, какие меры должны быть и должны ли они вводиться вообще?

Александр Гезалов: Вы знаете, ситуация сейчас такова, что действительно в обществе присутствует некоторая паника, панические настроения. И многие школы сейчас переходят на дистанционное, есть определенные рекомендации на то, чтобы дети могли иметь возможность учиться из дома, так назовем. Получать домашние задания. У нас сегодня есть Ватсап, по Ватсапу можно задания получать. Но вопрос в том, что не все школы, не все учреждения к этому готовы. Потому что, действительно, оборудование в некоторых регионах желает лучшего. Поэтому, конечно, здесь вопрос от возможностей самой школы.

Иван Князев: Александр, я прошу прощения, про школы-то мы уже поняли, что они не все готовы. Родители-то все готовы к тому? У меня у самого ребенок, и, понимаете, заставить ее как-то что-то там дистанционно делать, пока я на работе или мама на работе, это так весьма сложно. А потом, проверить – это не каждый родитель, понимаете, педагог в душе и по образованию.

Александр Гезалов: Но, вы знаете, на самом деле сейчас такая ситуация, что заодно и проверятся не только детско-родительские отношения, но и тех, кто рядом находится. Бабушки, дедушки: возможно, о них вспомнят, потому что у нас сейчас присутствует такая ситуация, что родители постоянно на работе, дети либо в школе, либо на продленке, либо на тренировке, и не всегда старшее поколение в этом участвует. Возможно, сейчас ситуация такова, что придется им, видимо, подключиться к этому процессу.

Тамара Шорникова: Вы какое решение принимаете по своим детям? Они у вас дома, учатся?

Александр Гезалов: Но вот они сейчас все здесь со мной, все трое. Будем домашние задания…

Иван Князев: Домашних много сегодня? Вон я вижу, выглядывает один.

Тамара Шорникова: А покажите учеников.

Александр Гезалов: Иди сюда, ну зайди в кадр, зайди.

Иван Князев: Домашки много у вас сегодня?

Александр Гезалов: Домашки достаточно. Но в принципе мы справляемся. У нас еще есть возможность репетитора приглашать. Но и дети сами занимаются. Они, конечно, рады тому, чтобы… Федя еще может войти в кадр… Они рады тому, чтобы пораньше выйти, так скажем, на некоторые какие-то каникулы, которые обусловлены вот этим коронавирусом. Но будем думать, смотреть. У нас есть действительно возможности и удаленно участвовать. Но дети в целом довольны. В целом довольны.

Тамара Шорникова: Но мы видим по лицу, да…

Иван Князев: Вот он кивает. Конечно, у него-то вообще все в порядке.

Александр Гезалов: Проверка на взрослых, на то, как мы будем справляться не только с коронавирусом, но и каким образом сохранять образование для наших детей.

Иван Князев: Спасибо большое. Александр Гезалов был с нами на связи, многодетный отец, директор Социального центра Святителя Тихона.

Тамара Шорникова: И вот сообщение, которое пришло на сайте нашего канала через чат: «Учеба онлайн – это экзамен для школ».

Иван Князев: Для родителей, я бы сказал, все-таки, это экзамен, особенно когда придется вспоминать некоторые предметы, что изучал в школе.

Тамара Шорникова: Итак, через несколько минут мы будем говорить о том, станет ли удаленная работа для нас нормой из-за пандемии коронавируса. Многие мировые компании уже отправили сотрудников по домам. А вот готовы ли к этому российские работодатели, спросим у вас. Ваша работа позволит работать на удаленке? Вы готовы к этому?

Кого уже отправили учиться онлайн?