Готовы помочь бюджету?

Готовы помочь бюджету? | Программы | ОТР

К финансированию каких проектов согласны присоединится граждане?

2020-10-16T22:31:00+03:00
Готовы помочь бюджету?
Дорожает даже мусор
Индекс Масленицы. Торговля личными данными. Дорогой мусор. Связь в глубинке. Помощь безработным
Хоть какая, но занятость
Село: абонент недоступен!
Домик с окнами в ад
Безработные с приданым
ТЕМА ДНЯ: Мусор дорожает
Индекс Масленицы: блин, как всё дорого!
ОПЕК-батюшка, нефть-матушка…
Торговля данными о россиянах
Гости
Сергей Орлов
первый заместитель главы г. Зверево Ростовской области
Артем Кирьянов
первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ
Андрей Широков
председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ

Иван Князев: Ну а прямо сейчас переходим к главной «Теме дня». Готовы помочь бюджету, друзья, распределять его, не пилить, распределять? Государство нам подготовило необычный подарок к Новому году: с января...

Тамара Шорникова: Я только потянулась... Готова.

Иван Князев: Ну Тамара... С января 2021 года у нас с вами официально появятся неслыханные полномочия участвовать в распределении бюджетных денег. То есть фактически гражданам дается возможность самим решать, на что потратить бюджет в первую очередь.

Тамара Шорникова: Причем не просто согласиться с проектами, которые предлагают местные власти, а самим поучаствовать в их разработке. В законе, правда, есть нюанс: он предполагает софинансирование гражданами тех или иных начинаний. Но зато и контроль со стороны простого народа усиливается: посчитают люди, что работы нельзя принимать в таком виде, – значит, будут переделывать.

Иван Князев: Ну вот подобное народное бюджетирование в некоторых регионах и без профильного закона уже применяется. Наш корреспондент Алексей Дашенко собрал несколько примеров того, как граждане сами скидывались и решали, что нужно сделать в их городе или поселке в первую очередь, и что из этого получилось.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Нет, ну вот какая красота, особенно вот в предыдущем селе! Не в каждом городе большом или маленьком ты найдешь такой красивый сквер с лавочками, лебеди плавают, все облагорожено. Красота какая!

Тамара Шорникова: Пока смотрели сюжет, начали приходить SMS. Вот из Пензенской области: «У нас в поселке скидывались по 5 тысяч на ремонт дороги улицы». Дорогие телезрители, если вы тоже участвовали в таких проектах вместе с властями у себя в селе, в городе, обсуждали что-то, нужно вот это, совместно искали деньги, совместно отбирали подрядчика, контролировали все, позвоните и расскажите о своем опыте.

Иван Князев: Ну и вообще, как вам такая идея? Может, действительно, либо вы к этому плохо относитесь, либо, наоборот, поддержали бы ее, и что тогда бы ремонтировали или приводили в порядок в первую очередь?

Тамара Шорникова: Или строили, или проводили.

Иван Князев: Да, строили, какие проекты? Вариантов тут много.

Андрей Широков у нас сейчас выходит на прямую связь со студией, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Здравствуйте, Андрей Вячеславович.

Андрей Широков: Здравствуйте.

Иван Князев: Андрей Вячеславович, я знаете, что отметил? Вот уже отталкиваясь от тех SMS, которые к нам приходят, вот село, люди в селе, в поселках, в деревнях различных как-то лучше самоорганизуются, в том числе и финансово. Вот смотрите, примеры были в нашем видеоматериале. В отличие от, например, городских жителей, которые говорят, что вот у них и так все в бюджете заложено...

Тамара Шорникова: Тут сразу скепсис, да?

Иван Князев: Да-да-да.

Тамара Шорникова: Налоги платим...

Иван Князев: У нас тут управляющая компания работает, у нас здесь пятое-десятое... Вот это так на самом деле?

Тамара Шорникова: Почему это так на самом деле?

Иван Князев: Больше вредничают горожане?

Андрей Широков: На самом деле к этой идее можно относиться с двух сторон: можно ее критиковать, а можно ее хвалить. Критика здесь, конечно, тоже уместна, потому что муниципалы собирают бюджет, бюджет этот формируется, под бюджет делаются программы, он расходуется в том числе и на нужды тех территорий, о которых мы сегодня говорим. В бюджет можно закладывать и памятники, и благоустройство скверов, и благоустройство дорожек, и какие-то транспортные вопросы. Для этого бюджет и есть, для этого он и собирается.

Но так как бюджеты у нас в России нищие на муниципальном уровне, поэтому публичная власть обращается к населению, говорят: хотите, чтобы хорошо было? – помогайте, скидывайтесь. С этим же публичная власть идет и к бизнесменам, говорят: давайте вместе скидываться, помимо налогов, которые вы на сегодняшний день платите, из которых формируются бюджеты местные, а местные бюджеты в основном формируются из налога на недвижимость, такая самая бо́льшая часть доходов местных бюджетов...

Хотя есть муниципалитеты в Российской Федерации… Ну вот, например, я посещал муниципалитеты в Кемеровской области, они богатейшие, они имеют миллиардные бюджеты, они строят огромные спортивные комплексы, они к населению не обращаются за деньгами. Они слушают депутатов, а депутаты в данном случае слушают своих избирателей, избиратели дают наказы депутатам, и депутаты при формировании бюджета формируют те статьи и те затраты, которые нужны для благоустройства той или иной территории, которая образует данное муниципальное образование.

Иван Князев: Ну вот по поводу депутатов, да, кстати, вы интересно отметили, потому что я тоже задумался. Ну действительно, мы избираем тот или иной законодательный орган, в принципе как бы они должны общаться с народом, они должны знать чаяния народа. Получается...

Тамара Шорникова: Без народного бюджета, без инициативы...

Иван Князев: Да-да-да, без всяких народных бюджетов.

Андрей Широков: Тем более на местном уровне, понимаете, тем более на местном уровне, понимаете?

Иван Князев: Конечно.

Андрей Широков: Когда муниципалитеты небольшие, там 10 тысяч, 30 тысяч, даже 100 тысяч, понимаете? Муниципалитеты небольшие. Поэтому депутаты, избираясь, особенно мажоритарные депутаты, они идут же к населению с какими-то обещаниями, что они сделают во время своей депутатской деятельности, и чаще всего это те обещания, которые они визуально видят и визуально хотят воспроизвести потом, как говорится, через трату бюджета для благоустройства той территории, от которой они избираются.

Иван Князев: Но видимо, где-то эта связь пропадает потом.

Андрей Широков: Видимо, обещания потом не совпадают с действительностью.

Иван Князев: Ну да.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей. Владимир из Самарской области дозвонился. Здравствуйте, Владимир.

Зритель: Добрый вечер.

Я сейчас проживаю с ветераном войны, с моей мамой, в поселке Богатырь, город Жигулевск Самарской области. Здесь вот построили прекрасную детскую площадку, а до этого построили стадион в виде катка, там можно играть в баскетбол, в волейбол, в футбол, то есть все прекрасно.

Иван Князев: Ага.

Зритель: И вот как раз это вот такое было общественно-государственное партнерство, когда глава местной администрации попросила денег у местных жителей, и они частично поучаствовали в финансировании. Но тут есть такой момент, что граждане не очень доверяют местной власти, и сам вот этот вот сбор денег – это всегда достаточно сложный момент.

Зимой я живу в Санкт-Петербурге, я житель Санкт-Петербурга, там у меня был другой проект, там я вложил свои 600 тысяч против уплотнительной застройки, мы вместе с жителями многоквартирного дома построили сад Владимира Путина с памятником лабрадору Кони. Но памятник у нас получился виртуальный, а с 2007 года в Санкт-Петербурге цветет и хорошеет безымянный, его так и не назвали в... комиссии, сад Владимира Путина.

Действительно, это вот общественно-государственное партнерство имеет будущее, и когда я участвовал в конкурсе на главного садовника Санкт-Петербурга, я такую концепцию разработал, разослал всем членам правительства Российской Федерации, в Кремль, местной администрации. И я думаю, что вот наконец-то этот проект заработал, хотя я и не могу пойти в депутаты и заниматься благоустройством, меня просто не пускают, потому что я всегда иду самовыдвиженцем от оппозиции или просто самовыдвиженцем...

Тамара Шорникова: Ну вы человек активный, мне кажется, у вас получится. Да, спасибо большое, Владимир.

Иван Князев: Да, Владимир, спасибо. Инициативный человек.

Андрей Широков: Нет, то, что такая практика существует, такой опыт нарабатывается, – это отрицать нельзя, это, наверное, и хорошо. Но опять же нужно задумываться, почему у нас такие бедные муниципальные бюджеты, почему у нас муниципальные бюджеты не могут на сегодняшний день решать проблемы своих территорий. Вот это вопрос в первую очередь, главный вопрос.

А вот если рассматривать, конечно, вот эту связь общественного и муниципального сотрудничества на уровне финансов, «дайте нам, мы вам сделаем», и причем дальше задаются вопросы, на каком балансе это будет стоять, чья это собственность, как это будет все потом эксплуатируются, будет ли закладываться в бюджете соответствующего муниципалитета деньги на содержание... Потому что иногда построить-то легче, а вот годами содержать в хорошем состоянии гораздо тяжелее.

Тамара Шорникова: Да, за чей счет.

Андрей Широков: Средств иногда в бюджетах на это не находится.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

Тамара Шорникова: Рязанская область пишет: «Сложились по 4 600 рублей и проложили дорогу по деревне».

Иван Князев: Из Пензенской области SMS: «У нас в поселке скидывались по 5 тысяч на ремонт дороги улицы».

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Григория. Здравствуйте, Санкт-Петербург.

Зритель: Да, здравствуйте. Я хотел бы сказать, что, конечно, это прекрасное начинание, собирать с людей деньги, строить. Но я думаю, что более реально это не терять деньги на каких-то неразумных проектах, строить футбольные стадионы никому не нужные...

Иван Князев: А, ну у вас-то да, у вас одна история со стадионом памятная.

Зритель: Ну как, гигантские деньги уходят туда, а, наверное, можно на эти было стадионы перепостроить все сельские, благоустроить и дороги, и парки.

Иван Князев: Григорий, ну вот если касаться, например, вашего города, какие проекты, на ваш взгляд, требуют внимания? В каких бы вы, может, поучаствовали, хотели бы, чтобы жители поучаствовали?

Зритель: Ну конечно, надо по месту жительства больше уделять внимания благоустройству и дорог, и парков. У нас много в Санкт-Петербурге делается, но в то же время много очень тратится, наверное, нецелесообразно денег.

Тамара Шорникова: Впустую, да, рачительнее нужно обходиться.

Иван Князев: В этом-то и суть, кстати, народного контроля.

Тамара Шорникова: Кстати.

Иван Князев: Вот в этой идее. Спасибо вам, Григорий.

Тамара Шорникова: Давайте посмотрим видеоматериал. «На что вы готовы скинуться?» – спросили наши корреспонденты у жителей Курска, Рязани и Чебоксар. Жители других городов, ваши ответы ждем в звонках сразу после видеоматериала.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Действительно, вопрос повис.

Иван Князев: Хороший вопрос, вопрос на миллион, как говорится.

Давайте узнаем мнение Геннадия из Архангельской области. Здравствуйте, Геннадий.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Что вы думаете по поводу этой инициативы?

Зритель: Я думаю, что это вообще, ни в коем случае нельзя сбрасываться. Как это понять «сбрасываться»? На то сбрасываться, на это сбрасываться, детям больным сбрасываться, на памятник собаке сбрасываться – что это такое?

Тамара Шорникова: Геннадий, понятно. Смотрите, немного проясним, хотя бы уточним наш разговор. Не полностью за счет жителей, бо́льшую часть местные власти, немного жители, если, например, сразу не получается полностью за госсчет что-то построить, сделать. Вот в таком ключе согласны?

Зритель: Да ни в коем случае я не согласен вообще. Почему? Потому что деньги должны находиться! Сколько разворовывается? И сколько говорили, что все эти самые, которые коррупционеры, у них будут конфисковываться...

Иван Князев: Да-да-да. Геннадий, я просто немножко еще дополню Тамарин комментарий. Понимаете, там дело не в том, чтобы скинулись как в школе на шторы в классном кабинете, здесь вопрос еще, чтобы как бы народ сам участвовал в обсуждении вот тех проектов и сам говорил власти, что он хотел бы видеть и контролировал потом это. Вот при таком варианте?

Зритель: Да нет, никаких этих самых...

Тамара Шорникова: Ни при каком.

Иван Князев: Ни при каком.

Тамара Шорникова: Мы поняли, да, Геннадий, ваше мнение понятно, логично. У вас много единомышленников в наших SMS.

Иван Князев: Да.

Давайте поговорим сейчас с тем человеком, который активно занимается инициативным бюджетированием – это Сергей Орлов, первый заместитель главы города Зверево Ростовской области, он сейчас выходит с нами на прямую связь. Здравствуйте, Сергей Петрович. Хотим вот узнать ваш опыт и все-таки еще раз прояснить для наших телезрителей, там в каком процентном соотношении кто с кем скидывается.

Тамара Шорникова: Как вообще этот алгоритм работает? Кто приходит с заявкой, куда? Сколько денег нужно собирать, какой процент от общей стоимости проекта должен быть за народный счет?

Сергей Орлов: Добрый вечер. Ну, я бы, наверное, хотел сначала сказать, какая была колоссальная работа проведена в нашем городе до начала инициативного бюджетирования.

Иван Князев: Ага.

Сергей Орлов: Город Зверево – это небольшой шахтерский городок, самый молодой из городских округов Ростовской области с населением всего-навсего 20 тысяч человек. Зверево – это моногород, бюджет которого напрямую зависит от градообразующего предприятия. 16 марта 2018 года постановлением правительства России была создана территория опережающего социального развития, ТСР города Зверево, и с этого момента мы уже всерьез начали задумываться о том, в каком направлении нам двигаться в случае закрытия нашего предприятия, как остановить отток молодежи из города, а также вернуть тех, кто уехал обратно и развивает родной город.

С этой целью в город были приглашены к нам ведущие урбанисты, из городских активистов мы создали команду перемен, куда вошли представители власти, бизнеса, общества, образования, культуры, спорта и так далее. Мы начали вместе думать, как оживить город. Итогом нашей совместной работы стала написанная стратегия развития города Зверево до 2030 года. Далее мы начали сотрудничать со всеми ведущими вузами страны по различным направлениям. Наш город посетил мэр немецкого города Ботроп, такого же шахтерского моногорода, который рассказал городскому сообществу, именно жителям, как удалось диверсифицировать экономику после закрытия угольных шахт. Далее...

Иван Князев: Сергей Петрович, я прошу прощения, что перебиваю, у нас просто не так много времени в эфире на все выступления. Просто хотелось бы про ваши проекты поговорить. Какие они? Расскажите нам о них.

Тамара Шорникова: Что вы вместе придумали с инициативными гражданами, с бизнесменами вашими теми же.

Сергей Орлов: Я хочу сказать, что все мы с вами понимаем прекрасно, это всем известно, что 90% любого сообщества – это потребители, 10% активных жителей, и лишь 1% из них лидеры. Вот мы стали выявлять таких лидеров. Мы создали очень много сообществ. И когда в 2019 году на территории Ростовской области стартовал губернаторский проект, инициативное бюджетирование «Сделаем вместе», естественно, что мы приняли активное участие. Общий бюджет проекта «Сделаем вместе» на территории Ростовской области порядка 272 миллионов, но, к сожалению, для таких малых территорий, как наш город, мы можем реализовать только 4 проекта всего в год. Это, конечно, очень мало, потому что людей активных очень много.

Иван Князев: Каких, каких проектов, Сергей Петрович?

Сергей Орлов: В 2019 году мы подали 4 заявки, 4 стали победителями. Проекты разные. Например, группа молодых ребят-экологов у нас выиграли президентский грант по созданию образовательной экологической тропы в городском лесу и далее заявились с проектом благоустройства данной территории в рамках проекта «Сделаем вместе». Группа председателей советов многоквартирных домов вышла с инициативой ремонта внутриквартального проезда. Группа поэтов, музыкантов выдвинула проект благоустройства сценической площадки в новом городском парке. Также группа общественников...

Тамара Шорникова: Сергей Петрович, а вот коротко. Смотрите, вот инициативную заявку подали, соответственно, какие-то деньги получили. Что-то от себя добавляют еще жители? Как дальше идет работа?

Сергей Орлов: Да, конечно. В 2019 году было условие 1% от стоимости софинансирования. Область давала 2 миллиона, жители должны были софинансировать всего 20 тысяч на проект. На следующий год, мы сейчас заявляемся, подали 9 проектов для участия с обязательным участием уже 5% от стоимости. На следующий год, на последующие года это 5% от стоимости проекта. Проекты разной стоимости...

Тамара Шорникова: А как было убедить людей, что да, эти деньги небольшие... ? Как работали с людьми? Ведь да, для маленького города даже такие деньги есть сумма. Как вот этот разговор велся о том, что действительно нужно добавить, им нужно поучаствовать? Много было сначала желающих?

Сергей Орлов: Я и говорю, что до этого проекта была проведена колоссальная работа, то есть мы уже мотивировали жителей, мы выявили именно лидеров, потому что остальные жители слушают лидеров, они больше слушают именно своих авторитетных людей...

Иван Князев: Ну понятно, нашли тех, кто более инициативные, чем другие, провели просветительскую работу, какие проекты будут, какие должны быть, и в принципе дело пошло. Спасибо вам большое. Сергей Орлов...

Сергей Орлов: И я хочу еще... Можно я добавлю?

Иван Князев: Ага, давайте, да.

Сергей Орлов: Это же необязательно средства жителей, это именно софинансирование может быть и бизнеса, то есть 5% – это либо средства жителей, либо это бизнес. У нас бизнес-сообщество создало благотворительный фонд «Наш дом – город Зверево», с которого тоже частично финансируются эти проекты. Суммы-то на самом деле небольшие.

Иван Князев: Ну, главное, что диалог налажен. Сергей Орлов, первый заместитель главы города Зверево Ростовской области, был с нами на связи.

Сейчас послушаем телезрителей.

Тамара Шорникова: Да. Анна из Челябинска, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Анна, слушаем вас.

Зритель: Значит, у меня вот такой вопрос, почему у нас... В моем селе родном, где я родилась, сгорела школа, и до сих пор она не построена, и детей возят, значит, за 18 километров в школу.

Иван Князев: Ну, почему сгорела школа, мы вряд ли ответим на этот вопрос, мы этого просто не знаем. А вот почему не построена...

Зритель: Ну, почему сгорела, не знаю, почему, она уже совсем старенькая, за 3 дня до столетия она сгорела, это уже вот годков 5 прошло, и до сих пор школа еще не построена.

Тамара Шорникова: Анна, а что говорят власти? Они говорят, что школа здесь... ?

Иван Князев: Денег нет?

Зритель: Я не могу сказать по этому поводу, надо... Запишите адрес, я вам скажу...

Тамара Шорникова: Давайте.

Зритель: Новосибирская область, Каргатский район, село Аткуль. Это надо этим властям передать, чтобы они детям построили школу.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо, Анна, записали, спасибо.

Тамара Шорникова: Сейчас послушаем еще одного эксперта – Александр Козлов, председатель Комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Здравствуйте, Александр Михайлович.

Александр Козлов: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, Александр Михайлович, а можно с вами как раз по алгоритму пройтись все-таки?

Александр Козлов: Давайте.

Тамара Шорникова: Вот, например, в небольшом населенном пункте есть инициативные группы или просто человек с идеями, что называется. Куда идти? Что говорить? Как общаться с властью? Какая реакция будет на это общение? Какие инициативы можно продвигать вот сейчас, какие возможности?

Александр Козлов: Да, я внимательно тоже послушал наших экспертов и жителей со всей страны, которые сегодня выступали. Очень важно, что такая возможность на самом деле появилась, потому что регионы, как и Андрей Широков говорил, с бюджетами разными совершенно, и муниципальные образования с разными бюджетами: у кого-то есть возможность, у кого-то нет таких возможностей, поэтому появился механизм.

И самое главное: если у жителей родилась идея, например, благоустроить дворовую территорию или детскую площадку, то 10 человек – это та самая инициативная группа, которая уже может подать соответствующую инициативу, предложить ее органам местного самоуправления, произведет, должно произойти обсуждение на сходе, и после этого должны быть определены механизмы.

Вот здесь хочу подчеркнуть, что речь не только о том, что необходимо скинуться финансово. Это может быть трудовое участие, это могут быть средства бизнес-сообщества, вот чтобы не было такого акцента, что только лишь за счет средств жителей, какие-то дополнительные поборы. Я приведу пример. Хоть в Москве вот эти подходы по инициативному бюджетированию пока не работают, потому что средств и московского бюджета, и районов достаточно для выполнения программ благоустройства.

Вот в деревне Семенково, это Новая Москва, у жителей родилась идея, связанная с установкой памятника героям войны. Обсуждали долго концепцию, жители вышли на субботник, помогала в данном случае в рамках трудовых своих возможностей. И вот буквально недавно мы его открыли, предусмотрев эти средства и в местном бюджете, и в рамках региональной программы благоустройства, а жители помогли его, что называется, выйдя на субботник. Поэтому разные примеры есть, в том числе и в Москве.

Тамара Шорникова: Да. Вот коротко еще: а если действительно не за счет жителей, а просто вот у них есть заявка? То есть, соответственно, они какую-то свою версию развития населенного пункта выдвигают, то есть нам нужно в первую очередь вот это, не знаю, дорога или школа и так далее. Власти им говорят: денег нет, но ваше желание понятно. Дальше у них какие-то появляются с помощью этого закона возможности запросить дополнительные средства у региона, например, или еще как-то, из федерального бюджета попросить денег?

Александр Козлов: Как раз в законе и предусмотрено фактически изменение в 131-й ФЗ, предусмотрен механизм обсуждения, это на сходе граждан. То есть это становится приоритетной идеей, которая определяется конкретной группой или большинством того или иного населенного пункта. Здесь уже власть не может просто взять и отбросить эту идею, в обязательном порядке она должна быть обсуждена, в том числе и на заседании местного представительного органа заседания Думы, это становится такой обязательной функцией.

Иван Князев: Я вот что хотел узнать. Понятно, что в столице денег много, и в Московском регионе, что уж тут греха таить. Хотелось просто понять, все-таки насколько туго идет вот этот диалог. Потому что несмотря на то, что все делается в принципе за муниципальные деньги в столице, тем не менее очень много проектов выносится на широкое общественное обсуждение. Когда все это начиналось, это как заходило в народ? Насколько туго это было?

Александр Козлов: Ну, два момента. С одной стороны, сейчас как раз мы как депутаты Мосгордумы начнем обсуждать московский бюджет 2021 года, и я хочу обратиться и к москвичам, что есть отдельный даже сайт, который называется «Открытый бюджет Москвы», где можно посмотреть в виде инфографики, цифр всю необходимую информацию о реализации городских программ, в том числе по расходованию средств.

Ну и второй момент. Вы правильно говорите, диалог – это главная составляющая. Власть Москвы и через портал «Активный гражданин» предлагает гражданам варианты, что благоустроить в том или ином районе. Запущена программа «Мой район», которая предполагает такой единый стандарт и благоустройства, и всех услуг в каждом районе независимо от удаленности от центра столицы. То есть вот электронное обсуждение, публичные слушания, всевозможные встречи с депутатами – это те механизмы, которые должны работать. Говорю «должны», потому что тоже вижу, что некоторые коллеги в регионах, став депутатом, бывает, иногда забывают о том, что там выборы закончились...

Иван Князев: Ну что ж греха таить, конечно.

Александр Козлов: ...и прекращают общаться с жителями. То есть это важная составляющая в работе депутата. Обсуждать проект благоустройства, не только приезжать перерезать ленточку, но на стадии еще концепции проговаривать жителям идеи, контролировать и в рамках парламентского контроля и общественного контроля ход работ – это, мне кажется, залог успеха любого проекта.

Иван Князев: Спасибо. Александр Козлов, председатель Комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Владимира из Чебоксар.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Владимир. Ну как вы относитесь к такой идее? Готовы поучаствовать в бюджетировании народном?

Зритель: Очень положительно, и есть положительные уже, получается, у нас моменты. Так вот, например, во дворе у нас стоял гараж и большая стена серая такая. Вот, значит, инициативная группа решила, значит, ее разукрасить. Обратились к местному депутату, чтобы это было, как говорится, узаконено, он тоже этой идеей загорелся, значит. Ну, попросил предоставить проект, проект в каком смысле? – разные картинки, так чтобы можно было уже на определенном заседании в городе обсудить.

И получается, после того, как обсудили, там было все серьезно, все спрашивали, всякую картинку обсуждали, то есть не любая там, не девушки, никто, а природа была, получается. А потом уже вышли с предложением к жителям, собрали собрание, то есть половина, наверное, поддержала, значит, в общей сложности собрали около 30 тысяч. Теперь у нас во дворе картинка, все радуются, все счастливы. Еще этот момент такой, что это сплочает, сдруживает народ, и даже тот Геннадий, который у вас там говорил, что ни на что не даст, со времен они будут оттаивать и тоже, значит, будут принимать участие, я тоже так думаю. Раз он живет здесь, он не может...

Тамара Шорникова: Ну это хорошо, что сплачивает, а то ведь и рассорить может, да, такое обсуждение.

Иван Князев: Ну это смотря как обсуждать.

Тамара Шорникова: Владимир, скажите, а вот то, что в этом есть народные деньги, как-то влияет на то, как люди относятся, как заботятся?

Зритель: Конечно, конечно. Потому что весь ход работы, то есть когда ребята пришли, они такие, получается, ну как, креативные такие ребята были. Все боялись, что они сейчас нарисуют какие-нибудь там цифры, нарисуют какие-нибудь орнаменты. Но когда видели, что вот да, действительно, утверждена такая картинка с, как его, природой, успокоились. Ну и все принимали участие, спрашивали, как чего, видели, как это воплощается в жизнь, и теперь эта картинка у нас как визитная карточка, со всего города приезжают и фотографируются возле нее.

Иван Князев: Ну вот видите, как здорово получилось. Спасибо, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Да. SMS, Нижегородская область: «Три года пытаемся по программе соучастия сделать асфальтированную дорогу и уличное освещение», – Нижегородская область, город Бор, видимо, что-то пока не получается. Воронежская область: «С удовольствием бы сам занялся озеленением двора, но это невозможно, вся территория продана по кадастрам, нет свободного клочка, за который можно уцепиться, который можно обустроить».

Иван Князев: Ну вот из Ивановской области SMS такая, с нотой недоверия, потому что боятся люди, что просто разворуют вот те деньги, которые они скидываются, участвуют в каком-то финансировании каких-то объектов и так далее.

Тамара Шорникова: Вопрос контроля, доверия важный, конечно. Обсудим его с Артемом Кирьяновым, первым заместителем председателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты России. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Артем Юрьевич.

Артем Кирьянов: Добрый вечер.

Тамара Шорникова: Да. Что касается как раз контроля, очень много SMS, что деньги уйдут куда-то не туда, значит, мы все скинемся, что-то построим, через 2 года изменится, приедет кто-нибудь, выкупит землю, снесут и так далее. Как вот эти моменты отслеживать? Как держать все на контроле? Какие рычаги есть у народа сейчас?

Артем Кирьянов: Ну, вы знаете, конечно, есть такая действительно инерция недоверия у людей. Когда говорят, что сдайте денег, все начинают нервничать. Но это все-таки преодолевается, и сегодня много уже что сделано с прямым участием людей, и те, например, 10%, которые люди докладывают из своего кармана в котел, из которого строится, – это действительно, вот как кто-то из наших телезрителей сказал, важно, потому что люди чувствуют свою сопричастность, они понимают, что это не просто так все. И конечно, сразу начинают переживать даже за те малые формы, которые у них есть во дворах, то есть они уже гораздо реже ломаются, скажем так, люди следят, люди ухаживают за своим домом, за своим двором.

Что касается контроля, то, конечно, там, где есть такая вот народная инициатива, такой формат, он не возникает на пустом месте. Это значит, что есть группа людей в доме или в товариществе по территории, в ТОСе, которая уже, что называется, инициативно все эти вещи поднимает, которая собирает деньги, которая проводит собрание и так далее. Как раз эти люди и контролируют, чтобы ничего не ушло на сторону, чтобы все работы были сделаны качественно, в срок, чтобы именно то оборудование, которое они хотели, было установлено, и вот это очень важно.

Иван Князев: Артем Юрьевич, я просто хотел спросить. Мы вот в течение всего обсуждения как-то все говорим про ЖКХ, про какие-то такие мелкие объекты, ну там скверик сделали, детскую площадку, там плитку положили. В законе вообще предусмотрено участие в каких-то более глобальных моментах? Построить, не знаю, поликлинику? Вот нам телезрительница звонила, у них школа сгорела, школы нет и все, и как бы дальше что делать непонятно.

Артем Кирьянов: Нет, ну конечно, надо соизмерять, что называется, и расходы, и возможности. То есть речь все-таки идет о том, чтобы люди жили в комфортной среде, чтобы у них вот их близлежащая округа была обустроена, и обустроена так, чтобы их устраивалось. Если мы говорим о школах, поликлиниках, других инфраструктурных объектах, они прежде всего очень дорогие, и здесь собирать деньги с людей, для того чтобы построить новую школу, было бы очень странно.

Иван Князев: Нет, ну понятно, не собирать деньги, но хотя бы чтобы люди поучаствовали в том, когда принимаются такие решения. Потому что, ну конечно, власти могут сказать: «Мы в этом году, в ближайшие 5 лет поликлинику строить не будем, у нас денег нет, мы их потратим на что-нибудь другое». Тогда приходят люди и говорят: «Нет, ребята, все-таки поликлиника важно, это главнее».

Артем Кирьянов: Смотрите, есть такая история, называется инициативное бюджетирование – это как раз когда люди уже на уровне города, в рамках обсуждения бюджета дают свои предложения и принимают решения по тем деньгам, которые могут быть. Ну вот сегодня примерно 5% если люди распределяют в рамках инициативного бюджетирования, это нормальная история. Все равно, конечно, на это школу не построишь, садик не построишь. И здесь все-таки очень важна роль коммуникации между местным самоуправлением, между мэром, между городскими депутатами и людьми. И вот когда эта коммуникация работает нормально, то ни у кого в городе не возникает никаких вопросов, а где что строить и в каком порядке.

А если такой коммуникации нет, она потеряна или никогда и не была выстроена, вот тогда начинаются проблемы, тогда начинаются вопросы у людей, тогда начинаются задержки по строительству, ну потому что тот же мэр города, предположим, не столицы региона, а какого-то обычного такого города с населением в несколько десятков тысяч человек, он сам такие стройки тоже не понятен, ему надо идти к губернатору, ему надо рассказывать о том, чего хотят люди, как это все сделать правильно. И вот тогда уже большая стройка начинается и все понимают, почему она должна быть.

Тамара Шорникова: Давайте вместе послушаем телефонный звонок. Евгений, Тверь.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Евгений.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте, Евгений.

Зритель: Здравствуйте. Короче, из Твери Евгений.

Вот по поводу «На что скидываемся?». Лет, наверное, 12, где-то так, мы скидывались на прокладку канализации, живем мы в частном секторе, вот. Там было несколько этапов, первый этап геологоразведка, туда-сюда. Скинулись 12 тысяч, и, понимаете, обратилась к нам уличком, через нее все шло, ну и, короче, это все дело застопорилось, деньги куда-то ушли, и ничего, до сих пор мы сидим без канализации.

Тамара Шорникова: А кто, это что за персонаж в вашем населенном пункте? Кто там застопорил все дело?

Зритель: Это Тверь, в самом городе Твери, улица, частный сектор.

Иван Князев: Нет, кто обратился, кто застопорил процесс?

Зритель: А, ну это шло по линии города, якобы там депутат какой-то делал, все организовывал. На соседней улице построили, все дело вроде там прошло, ну мы посмотрели, вроде все нормально, ну и к нашей улице представители, уличком, она ходила и говорила, что, мол, на канализацию надо такую-то сумму, вот мы и скинулись по 12 тысяч.

Тамара Шорникова: Так а скинулись-то кому? Деньги куда, в какую банку отнесли, в какую банку положили?

Зритель: Нет, не в банк, уличкому.

Тамара Шорникова: Уличный комитет, да? Это как старший по подъезду, только, видимо, главный на улице?

Зритель: Нет, не старший, это улица, у нас улица, частный сектор, улица, ну уличком есть такой, это самое, она...

Иван Князев: Я просто вообще пытался понять, что за слово такое «уличком».

Тамара Шорникова: Деньги-то у нее остались или что? Меня просто уже очень интересует эта история.

Зритель: У нее... Да-да, отдавали ей деньги, она собирала, ну и... Она дальше уже отдала, а там я не знаю, кому там, через нее все шло, и, короче, до сих пор у нас канализация строится.

Иван Князев: Нет, ну это какая-то драматическая действительно история, интригующая.

Тамара Шорникова: Да, мне кажется, даже для правоохранительных органов история, если какой-то уличком забирает деньги и ничего не происходит.

Иван Князев: Ну, будем надеяться, что все рано или поздно решится. Действительно, а может, и правоохранительные органы нужно привлекать.

«Мы каждый год скидываемся, каждый год, на дороги, на освещение в деревне», – эта SMS пришла нам из Татарстана. Я знаю, что вот там как раз-таки народное бюджетирование работает очень хорошо и достаточно давно, более успешно, чем в других регионах. Вот расскажите, почему там у них так это все зашло?

Артем Кирьянов: Ну, прежде всего то, что мы слышали по Твери, это частный сектор, и сейчас мы слышим по Татарстану – это все-таки деревни, и здесь вопрос-то заключается в следующем. В частном секторе вообще другой порядок, там действительно канализация – это одна история, у людей не получилось. Но надо разбираться, кто конкретно виноват, на самом деле всегда у любой ошибки, у любых денег, у ошибки есть автор, а у любых денег есть, что называется, приобретатель, и с этим надо разбираться. Действительно, вы правы, может быть, это и к правоохранительным органам.

Что же касается деревни, то мы с вами понимаем, что бюджет деревни – это, как правило, смета, то есть там нет собственных доходов, которые позволяли бы все обустраивать. Соответственно, вот жизнь на смете очень такая непривлекательная, то есть дают по минимуму, а если вы хотите что-то еще сделать, то здесь уже возникает не соучастие граждан и государства, а уже просто вот собираем на уличное освещение, все посчитали, распределили между домами в этой деревне, и получилась какая-то сумма на каждый дом или на каждого собственника, вот это так работает.

Хорошо это или плохо? Ну конечно, это нездорово. Но надо тоже понимать, что у нас огромное количество населенных пунктов, в которых вообще нет не то что уличного освещения, то есть нет ни канализации, ни водопровода, и это та реальность, которую мы видим, отойдя, что называется, от городской застройки. И здесь, конечно, если люди, в общем-то, находят в себе силы, находят время и деньги, здорово, что они с этим справляются. Но помощь государства...

Иван Князев: Артем Юрьевич, из Ленинградской области SMS: «Если люди начнут на все скидываться, у администрации никогда ни на что, во-первых, не будет денег, а во-вторых, никакой мотивации». Вот этот проект народного бюджетирования, не получится ли так, что власть имущие люди, управленцы просто перестанут ответственность нести за то, что у них происходит? Они просто переложат это на плечи граждан: мол, здесь не скидывались, здесь, значит, ничего делать не будем.

Артем Кирьянов: Не так, не так. Народный бюджет, инициативное бюджетирование – это деньги, которые есть у, скажем так, бюджета города и в распределении которых может непосредственно принять участие любой горожанин, вот это вот так. Это не какие-то дополнительные сборы и не какие-то специальные деньги, которые собираются...

Иван Князев: Нет, это понятно, просто тогда муниципальные власти просто скажут: «Ну вы не предложили вот этот проект, мы и не стали ничего делать».

Артем Кирьянов: С другой стороны, если не предложили, значит, он никому не нужен. Ведь проектов бывает всегда несколько, и люди на самом деле выбирают, какой из проектов лучше. Вот лучше, например, сделать сквер, сделать спортплощадку или отремонтировать кусок набережной. Вот для этого и нужно участие населения, чтобы никто не был обижен, чтобы, условно говоря, большинство проголосовало, а остальные с этим согласились, и это не было бы решение какого-то конкретного чиновника или даже пусть мэра, а было бы решение людей, что они хотят в первую очередь и как.

Иван Князев: В общем, все у нас зависит от того, насколько все-таки инициативны граждане либо нет.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Артем Кирьянов, первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю Общественной палаты Российской Федерации.

Вот мне, знаешь, хочется вот эту SMS прочитать напоследок. «На что готовы скидываться?» – спрашивали мы вас. Дагестан: «На повышение рождаемости и борьбу с COVID-19», – вот так.

Иван Князев: Ну, это благородно.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)