Ольга Арсланова: «Пожалуй, пора открывать. Снятие ограничений на международные полеты в России может начаться уже на этой неделе», – буквально через два дня. Петр Кузнецов: Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Она же предложила начать переговоры с зарубежными коллегами и обсудить, что нужно, чтобы возобновить авиасообщение как можно быстрее. Ольга Арсланова: Ну а страны, с которыми это сообщение возобновится, должны соответствовать ряду критериев. Например, среднесуточный прирост новых случаев заболевания коронавирусом за 14 дней там не должен превышать 1%. И это лишь один из необходимых показателей. Ну давайте посмотрим, какие страны теоретически могут стать первыми, куда мы с вами сможем… Петр Кузнецов: Которые плюс-минус подходят под эти критерии, да? Ольга Арсланова: Да, плюс-минус подходят. И куда мы с вами, возможно, уже послезавтра сможем улететь. Петр Кузнецов: Ого! Ольга Арсланова: Итак, Роспотребнадзор уже направил в Минтранс и Росавиацию список из этих 13 стран. Давайте посмотрим на них. Именно с ними Россия может возобновить авиасообщение на первом этапе. Это Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Вьетнам, Китай, Монголия и Шри-Ланка. Что называется, выбирайте. Вообще любопытно, что именно эти страны, потому что ранее сообщалось, что первым авиасообщение будет восстановлено со странами СНГ. Петр Кузнецов: СНГ, да. Ну смотри – по Венгрии. Венгрия послезавтра станет первой страной в ЕС, которая готова уже принимать с послезавтрашнего дня наших туристов, но на условиях двухнедельного карантина. Это же какой должен быть отпуск в Венгрии, чтобы две недели посидеть, а потом уже поотдыхать? Ольга Арсланова: Не в обиду будет сказано, но не очень понятно, чем так долго в Венгрии заниматься. Петр Кузнецов: Гуляш, гуляш. Ольга Арсланова: Тем не менее мы хотим вас спросить: а вы готовы лететь за рубеж, чтобы гуляш есть или чтобы посидеть на карантине, возможно? Вы соскучились по зарубежным поездкам, готовы лететь за границу? Отвечайте «да» или «нет» на короткий номер. Ждем, как всегда, ваших SMS и ваших звонков. Петр Кузнецов: Ну а с нами сейчас на связи Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, здравствуйте, приветствуем вас. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Кирилл Вадимович, давайте разбираться. Пока это предложение, которое обсуждается на правительственном уровне. Речь идет о том, что нужно с зарубежными коллегами вести какие-то переговоры. По вашим прогнозам, по прогнозам ваших коллег, когда действительно может возобновиться авиасообщение? Кирилл Янков: Давайте мы тут с вами уточним. Немножко перепутаны две вещи. Первая вещь – это действительно возобновление авиасообщения. И для этого, вообще говоря, переговоров не нужно, потому что все международные конвенции и двусторонние договоры об авиасообщении не отменены, они действуют. И другая вещь – это условия въезда граждан России в другие страны и иностранцев в Россию. Вот это действительно предмет переговоров. Будут требоваться справки о коронавирусе или будут требовать паспорта здоровья, будет нужен двухнедельный карантин или он не будет нужен – обо всем об этом действительно нужно разговаривать. И важная вещь, которую часто упускают: в современном мире очень многие люди летают с пересадками. Например, в числе стран для открытия и Германия. Но пассажиры, которые летят в Германию немецкой авиакомпанией Lufthansa, две трети из них делают пересадку в таких хабах, как Франкфурт или Мюнхен, и могут лететь дальше по всей Европе или даже за пределы Европы. То есть открытие авиасообщения с какой-то страной возможно, даже если эта страна не пускает российских граждан. Но это означает, что через эту страну российские граждане могут полететь туда, где им рады – например, в Латинскую Америку, где во многих странах не принималось решение о недопуске российских граждан. То есть это два разных вопроса – открытие авиасообщения и условия въезда в ту или иную страну в условиях коронавируса. Ольга Арсланова: Хорошо. Сегодня уже где-то нас могут принять? Или проблема в том, что Россия нас просто не выпустит за пределы страны, для начала? Кирилл Янков: Ну да. Вы знаете, есть страны в той же Латинской Америке, в Африке, которые не принимали никаких особых решений. Скажем, Вьетнам, насколько я знаю, в принципе готов принять. Ольга Арсланова: Да та же Белоруссия. Вот продаются билеты в Белоруссию, авиабилеты. Кирилл Янков: В Европе пока особо нас не принимают. Хотя, например, Албания, скажем, принимает чартеры из Минска, из Белоруссии, где уровень заболеваемости примерно такой же, как и в России. В Белоруссии с середины июня открыта чартерная программа в Албанию для белорусских туристов, а также сейчас они открывают чартерную программу с Черногорией. Петр Кузнецов: То есть можно по земле в Минск, а оттуда уже в страны, которые готовы Белоруссию принимать, например? Кирилл Янков: Да. Я подозреваю, что Албания и российских туристов тоже была бы готова принять, раз она принимает белорусских туристов. Петр Кузнецов: Вот вопрос, Оля его тоже уже задала. Так вопрос в том, выпустят в том, выпустят ли нас. Одно дело, когда нас готовы принимать. А вот что у нас? Кирилл Янков: Опять-таки тут тоже есть некоторая путаница. Никто не принимал решения о том, чтобы российских граждан не выпускать. Решением Правительства в конце марта были закрыты пограничные переходы для выезда граждан, но не все. Закрыты были наземные погранпереходы – железнодорожные и речные. Воздушные пункты пропуска и морские пункты пропуска никто не закрывал. Поэтому если полетит самолет, то любой российский гражданин, если у него нет долгов перед Службой судебных приставов, может улететь из России. И даже сейчас, когда есть рейсы по специальным разрешениям, на них зачастую продаются билеты, и российские граждане, кому очень нужно, как-то ухитряются на них улететь. Не было решения о том, что нельзя выезжать. Ольга Арсланова: Все понятно. То есть теоретически улететь в страну, готовую принять нас, можно. А вот вернуться на действующих условиях можно? Кирилл Янков: Ну, вернуться можно всегда, потому что Россия всегда, в любой ситуации, в любой пандемии все равно своих граждан принимает. Нельзя не пустить российского гражданина в свою страну. Вопрос в том, что не всегда можно улететь, не всегда есть рейсы. Да, тоже нужно, что такой рейс был. Петр Кузнецов: Вы знаете, раньше об этом говорилось, когда нас всех выпустят. Большой вопрос в другом: начнутся ли продажи? И будут и у людей наших деньги? Говорят, что полеты на первое время, на первом этапе (не знаю, сколько он продлится) снова станут роскошью и летать будут только богачи. Кирилл Янков: Ну, пока цены на внутренние авиарейсы не демонстрируют такой динамики. Пока цены на полеты внутри России достаточно недорогие: за 3–5 тысяч можно улететь по европейской части практически в любой город европейской части, а за 7–9 тысяч можно и в Сибирь, и за Урал улететь. Думаю, что, конечно, все-таки полеты подорожают, потому что авиакомпании понесли огромные убытки. Они продолжают их нести, потому что большинство самолетов стоят на земле и не летают. Но, с другой стороны, есть программа федеральной помощи авиакомпаниям. Около 40 миллиардов, если не ошибаюсь, на это было ассигновано. И, возможно, эта программа федеральной помощи приведет к тому, что ощутимого подорожания билетов все-таки не будет. Петр Кузнецов: Ну и ваш прогноз: насколько все-таки вероятно, что уже послезавтра (анонсировала на 15 июля Татьяна Голикова) сможем летать за границу в тех масштабах, в которых, мне кажется, представляет большинство наших телезрителей? Кирилл Янков: Я думаю, 15 июля мы никуда не полетим, потому что все-таки нужна какая-то глубина продаж. Представьте, вот завтра 14-е, объявляется рейс на 15-е. И что вы думаете? Что люди все массово кинутся и за сутки выкупят авиабилеты на 15-е? Вряд ли. Скорее всего, самолеты опять-таки улетят пустыми. По-нормальному все-таки глубина продаж в 5–7 дней должна быть. И думаю, что все-таки где-то за 5–7 дней будет объявлено как минимум возобновление перелетов. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Петр Кузнецов: Спасибо огромное. Ольга Арсланова: Это Кирилл Янков. Пишут наши зрители: «Остаемся в России, в самом безопасном месте». «Очень хочется на море, – пишет другой зритель, – но не вижу Турцию в списке, а там удобно отдыхать». Петр Кузнецов: Да, не было Турции. Хотя готовы. Ольга Арсланова: «Все-таки сезон нужно провести на своей территории, вопреки логике и желаниям», – пишет нам зритель из Москвы. Петр Кузнецов: Давайте послушаем наших телезрителей в прямом эфире по телефону. Сначала – Татьяну. Здравствуйте, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. Буквально за полчаса до отъезда… Я после снятия 14-дневного карантина… Душа болит за дочку, которая живет в Нидерландах… Петр Кузнецов: Ого! Так? Зритель: Я так хотела поехать к ней на день рождения! Ольга Арсланова: Хотя слышно плохо, но мы вас понимаем. Петр Кузнецов: Во-первых, Татьяна, мы вас поздравляем! И желаем, чтобы все-таки… Нидерландов не было пока в списке, да? Ну, желаем вам, пусть даже и не в какие-то сроки обозначенные, как вы бы хотели, но долететь без всяких обсерваций. Еще одну телезрительницу послушаем, с нами на связи… Ольга Арсланова: Лариса, здравствуйте. Петр Кузнецов: Да, Лариса. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Лариса, добрый день. Ольга Арсланова: Ваша история, Лариса? Слушаем. Петр Кузнецов: У вас кто родился? Зритель: Ну, у нас никто не родился. Петр Кузнецов: Ну, сейчас карантин снимут… Зритель: Я к тому, что я очень люблю вашу передачу. Готовы ли мы лететь за рубеж? Ну конечно же нет. Не устраивает изоляция в течение двух недель. Хотелось бы, конечно, сразу, как говорится, с корабля и на бал. Но в данный момент это не получается. Будем ждать следующего года, скорее всего. Надеемся на улучшение. Ольга Арсланова: Как и мы все, в общем-то. Да, спасибо вам. К нам присоединяется Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». Олег Константинович, здравствуйте. Олег Пантелеев: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Слушайте, очень много каких-то слухов, разговоров, непроверенной информации о том, что в принципе все это время при большом желании и финансовых возможностях можно было улететь в любую страну. Так ли это? Олег Пантелеев: Насчет любой страны, пожалуй, не соглашусь, но в принципе возможности для авиапутешествий сохранялись. Мы знаем, что национальные перевозчики ряда стран сохраняли авиасообщение с крупными столицами, выполнялись и трансатлантические перелеты. Я уж не говорю о заказных чартерах, осуществляемых бизнес-джетами, – это сообщение не прекращается вообще ни на день. Ольга Арсланова: Не нарушая закон и правила, связанные с коронавирусом, куда сейчас можно полететь на отдых россиянину? Олег Пантелеев: В первую очередь речь идет о том, что для въезда в различные страны правительства этих стран устанавливают определенные ограничения. В ряде случаев это может быть двухнедельная обсервация. В ряде случаев, как недавно заявила Венгрия, достаточно представления двух медицинских справок, полученных с небольшой разницей, которые бы подтвердили отсутствие коронавирусной инфекции. Соответственно, если гражданин удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет принимающая сторона, то он вполне может в эту страну попасть. Другое дело, что потенциальный поток между разными странами стал настолько небольшим, что авиакомпании просто-напросто прекратили авиасообщение. И с этой точки зрения отсутствуют возможности в том плане, чтобы купить именно билеты и улететь. Но юридических оснований для того, чтобы считать, что полеты запрещены, не существует. Петр Кузнецов: Давайте попробуем оценить масштабы. Как сильно все-таки наш авиарынок пострадал от отсутствия зарубежных полетов? И могут ли при этом внутренние как-то ему помочь? Мы знаем о госпомощи в 23 миллиарда. Ольга Арсланова: Но при этом, несмотря на эту помощь, деньги за билеты авиакомпании не возвращают. Ну, ищут другие способы – ваучеры, перенос и так далее. Олег Пантелеев: Начнем с того, что вся гражданская авиация России была фактически введена в состояние шоковой заморозки. Глубина падения объемов перевозок была от 10 до 20 крат. Естественно, на международных линиях до сих пор фактически полеты выполняются в формате разовых рейсов, в основном вывозных. Что касается внутренних перевозок, то сегодня интенсивность бронирования на внутрироссийские рейсы достигла уровня прошлого года, а по ряду показателей, по ряду аэропортов даже превышает прошлогодние цифры. Это говорит о том, что внутренние перевозки, скорее всего, восстановятся, для ряда курортных городов превысят прошлогодние показатели, но международные перевозки, очевидно, будут восстанавливаться – по самому лучшему и оптимистичному сценарию – еще пару лет. Если же говорить о финансовом состоянии авиакомпаний, то они получили убытки, которые оцениваются более чем в пару сотен миллиардов рублей. Естественно, вот этот пробел восполнить будет сложно, потому что… Петр Кузнецов: Вы сказали, что пару сотен миллиардов. Еще раз напомню: госпомощь в размере 23 миллиардов. А есть ли сейчас представление, сколько авиакомпаний мы уже потеряли и потеряем? Олег Пантелеев: Надо отдать должное, пока ни одна из российских авиакомпаний не подала на свое банкротство. Были прецеденты, когда в самые тяжелые месяцы несколько перевозчиков приостановили полеты. Однако, например, та же самая «Победа», которая приземлила весь свой парк, сейчас уже все 100% самолетов подняла в воздух обратно. Петр Кузнецов: То есть можно сказать, что время еще есть. И, может быть, возобновление с 15 июля каким-то образом начнет помогать? Олег Пантелеев: Пока мы вынуждены констатировать, что по примеру внутрироссийского рынка финансовая ситуация в авиакомпаниях сколь-либо существенно не улучшается. Дело в том, что сложившийся уровень тарифов на внутрироссийских линиях ниже, чем, допустим, в 2019 году. И сколь-либо серьезно заработать, даже несмотря на высокий спрос на полеты, авиакомпании не могут. И их расходы, естественно, находятся на высоком уровне. Поэтому риски банкротства будут сохраняться на протяжении третьего квартал. Ольга Арсланова: Спасибо. Олег Пантелеев, «АвиаПорт». А мы вас спрашивали: готовы ли вы лететь за рубеж, если разрешат, уже послезавтра? «Да» – ответили 22%, а 78% наших зрителей пока не хотят или не могут. Петр Кузнецов: Ну, все-таки довольно высокая цифра на самом деле – 22%, по сути, уже на чемоданах сидят.