Гражданская инициатива: номинация «Духовное наследие»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/grazhdanskaya-iniciativa-nominaciya-duhovnoe-nasledie-64749.html
Тамара Шорникова: В эфире рубрика «Национальная премия «Гражданская инициатива».
Сегодня расскажем о лучших народных проектах со всей страны в сфере культуры. Участники и победители номинации «Духовное наследие» в большом количестве эти инициативы будут представлять. Ну, например, в Нижнем Новгороде волонтеры сами восстанавливают исторические особняки, на Южном Урале основатели благотворительного фонда создали свою версию Нобелевской премии для талантливых детей. Будем сегодня говорить и о российском кинематографе, какой он сегодня и какой нам нужен; об историческом наследии городов, как его сохранить. В общем, присоединяйтесь к разговору.
А у нас в студии Юлия Жаботинская, основатель и директор благотворительного фонда в поддержку талантливых детей «Андрюша», и Александр Щеряков, генеральный продюсер Фестиваля уличного кино. Приветствуем вас.
Александр Щеряков: Здравствуйте.
Юлия Жаботинская: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Первый вопрос, который хочется задать… И я уверена, что таких сообщений от наших телезрителей сегодня будет много. Так как мы уже не первый выпуск делаем о гражданских инициативах, накапливается, с одной стороны, благодарность в сторону вас от телезрителей, мол: «Какие хорошие люди! Какие замечательные проекты делают!» – а с другой стороны, такой скепсис и непонимание, мол: «Если вот таких людей будет много, то государство сядет, свесит ножки и будет меньше внимания тратить на какие-то социальные проблемы: а зачем, если вот такие волонтеры их прекрасно решают?»
Как вы считаете? В какой момент вы решили: «Ну хорошо, это может сделать государство, а могу и я, как минимум помочь ему»? Давайте с вас начнем, Юлия.
Юлия Жаботинская: Я считаю, что работы хватит для всех нас. Мы работаем вместе с государством, мы вместе делаем общее дело. И только тогда, когда мы едины, мы непобедимы. Поэтому только так.
Тамара Шорникова: Это такой общий посыл часто от многих некоммерческих фондов, от волонтеров. А можете вспомнить момент, который подтолкнул именно вас от мысли к делу?
Юлия Жаботинская: Наверное, это все-таки история создания нашего фонда. Когда мы столкнулись с ситуацией потери ребенка, нашего Андрюши, то поняли, что, наверное, стоит сделать что-то большее для других детей, что не можем сделать для своего. И невероятно большое количество талантливых детей в Челябинской области, умеющих петь, рисовать, танцевать, которые занимаются актерским мастерством, которым требуется поддержка. И, конечно же, государственные программы, которые есть, они не могут в полной мере охватить всех детей.
Тамара Шорникова: Александр, вы когда решили: «Пожалуй, это хорошее дело – устроить фестиваль»? Сначала – во Владивостоке, а потом из этого чудесного города фестиваль стал международным, объездил много российских городов, и не только. Когда вы решили: «Да, наверное, есть государственные программы поддержки молодых режиссеров, но я тоже могу их поддержать»?
Александр Щеряков: Вы знаете, не было, наверное, такого момента, когда – оп! – мы проснулись с супругой (потому что мы обычно делаем все проекты вместе) и решили, что мы займемся фестивалем, например. Нам постоянно не сиделось без дела. Ну, еще будучи старшеклассниками, делали разные гражданские инициативы по всему Приморью: мы делали фестивали, занимались разными экологическими акциями, строили объекты разные в городе, ни с кем не согласовывая, просто потому, что нам очень хотелось что-то интересное сделать.
Для нас Приморский край был такой тренировочной площадкой, экспериментальной площадкой, если хотите, где мы себя воспринимали в качестве таких ученых, которые смешивают колбы – иногда алхимический какой-нибудь камень получается, иногда, наоборот, что-то взрывается. И ничего, это эксперимент, движемся дальше.
И вот Фестиваль уличного кино родился точно так же, спонтанно. Мы однажды натянули на тросах большой баннер и начали показывать для всех желающих хорошее кино. Желающих оказалось очень много. Мы подумали: «Оп-па! А почему бы эту штуку не взять и не начать тиражировать по всей стране?» Ну, в общем, начали. Собрали наших друзей-энтузиастов. Вначале было 10 городов, потом 47 городов. И вот сейчас уже 1 400 с лишним городов по всему миру.
Тамара Шорникова: Будем знакомить зрителей с вашими проектами. Начнем с работы фонда. Давайте посмотрим сюжет о фонде и о премии «Андрюша» для юных талантов в области искусства. Посмотрим и вернемся, обсудим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Итак, хотелось бы, конечно, больше узнать о такой уральской версии Нобелевской премии для талантливых детей. Каков сейчас размер этого фонда? Как планируется его использовать?
Юлия Жаботинская: Это разговор об эндаументе?
Тамара Шорникова: Да.
Юлия Жаботинская: Когда мы проработали десять лет и поняли, что наша методика выявления, отбора и поддержки творческого сопровождения детей успешна, мы задумались: что же делать дальше? И поняли, что «билет в будущее» – это эндаумент.
Я прошла обучение в Московской школе управления «Сколково», выиграла грант Владимира Потанина в 2019 году на двухгодичное обучение по программе «Стратегия развития и создания фондов целевого капитала». И по итогам защиты, по итогам того, как мы реализовали свой проект, мы получили еще один грант от Фонда Владимира Потанина в размере 10 миллионов рублей.
И доход от первого эндаумента мы потратили в этом году тоже на благотворительную программу, но уже для педагогов. Для педагогов дополнительного образования мы организовали большой форум, серьезный двухдневный форум для 500 педагогов. Естественно, бесплатно для них. Приехали 24 эксперта со всей России, ведущие, ну, по направлениям нашей номинации.
Тамара Шорникова: Мы еще раз расшифруем для наших телезрителей, которые нас смотрят, А нас смотрят в большой стране.
Юлия Жаботинская: Что такое эндаумент?
Тамара Шорникова: Да. Эндаумент – это такой, можно сказать, вклад за счет жертвователей.
Юлия Жаботинская: Ну, суть эндаумента проста. То есть средства эндаумента формируются за счет благотворительных пожертвований, передаются в доверительное управление управляющей компании. И доход уже от инвестирования тратится на текущую деятельность НКО. Само тело капитала при этом не трогается, то есть оно остается, наращивается. То есть такая системная бесперебойная поддержка, долгосрочная.
И для нашего фонда это возможность, конечно же, взращивать юные таланты на десятилетия вперед. И цели, которые мы ставим себе для дальнейшего использования дохода, – это, конечно же, системная поддержка детей, педагогов, выпускников, выплачивать им стипендии. Конечно, премия «Андрюша» тоже. Конечно, хочется, чтобы и через 100 лет наш «детский оскар» знали, а все дети стремились.
Тамара Шорникова: Хочется узнать теперь о ваших планах, Александр. Через 5, 10, 50 лет как будет существовать и развиваться Фестиваль уличного кино? Планируете ли вы вручение своих «оскаров», своих каких-то премий выдающимся режиссерам, которые стали известны на вашей площадке?
Александр Щеряков: Ну, мы уже выдаем собственно наши премии – мы выдаем по 1,5 миллиона рублей ежегодно автору короткометражного фильма, который был оценен максимальным количеством зрителей на наших уличных площадках.
Мне сложно пока сказать, что будет через 5 лет. У нас, конечно, есть очень большие амбиции сделать фестиваль уличного кино глобальным, международным брендом, каким он был когда-то, когда мы его только-только затеивали, у нас было 67 стран-участниц. Потом из-за ковида, из-за разных геополитических перипетий мы проходим сейчас в России. При этом у нас гигантская география – как я уже сказал, почти полторы тысячи городов и населенных пунктов. Вместе с тем, мы только в России. А нам, конечно, не сидится на месте. Нам хотелось бы, может быть, через 3–5 лет снова захватить всю планету. И мы понимаем, как это делать.
Тамара Шорникова: Культура помогает налаживать международные связи, и даже в сложные времена. Соответственно, возможно, сейчас при том, что в связи с обстановкой нарушились связи с одними странами, возможно, есть шанс выстроить с другими?
Александр Щеряков: Мы очень на это рассчитываем. Мы очень много сил прикладываем, чтобы все получилось, да.
Тамара Шорникова: Если говорить о пожертвованиях, есть вопросы от телезрителей. Кто сейчас (действительно, времена разные бывают, непростые) оказывает поддержку? Это в основном бизнес крупный и малый? Это обычные люди? Вот от кого тот самый ручеек идет и впадает в вашу реку?
Юлия Жаботинская: Источников несколько. Главный и основной источник – это, конечно, благотворительные пожертвования от компаний. Частников достаточно мало. Бизнес разный – ну, в основном средний и малый. Конечно, и крупный тоже встречается. В основном это компании, работающие на территории Челябинской области. Но нам хотелось бы, чтобы на федеральном уровне тоже нас заметили и поддержали, чтобы масштабировать свой проект. И у нас есть планы поддерживать детей не только Челябинской области, но и всей России.
Второй источник – это гранты. Мы с 2014 года достаточно успешно участвуем в конкурсах на гранты, выигрываем президентские гранты. В этом году впервые премия «Андрюша» получила грант Президентского фонда культурных инициатив, и благодаря этому мы вывели наш концерт, гала-концерт на совершенно иной уровень – 350 тысяч человек посмотрело наш концерт в прямом эфире. Представляете? Это на телевидении, в интернете, в социальных сетях. Ну, такого еще не было. Есть чем гордиться нашему региону.
Тамара Шорникова: Если говорить о рекордах по просмотру уличных фильмов, то наверняка вы заезжаете и в малые города, я знаю, и в крупные. Сейчас, естественно, о вас знают. Сейчас это какая аудитория, уже привычная для вас?
Александр Щеряков: Ну, это 300, 400, 450 тысяч зрителей, которых мы приглашаем на улицы каждый год.
Тамара Шорникова: А если говорить о фильмах, которые впервые часто показываются на большом экране для такой аудитории, то какова судьба этих фильмов? Что получают участники вашего фестиваля от таких показов?
Александр Щеряков: Ну, важно понимать, что мы затеивали фестиваль как такую очень понятную схему. Мы вначале отыскиваем талантливых молодых авторов, которые снимают короткий метр – и не потому, что им нравится короткая форма, а просто потому, что у них нет возможностей, в том числе финансовых возможностей, чтобы снимать сразу какие-то длинные фильмы, а тем более сериалы. Они делают свою пятиминутку, семиминутку, внутри которой рассказывают как умеют историю. И мы из сотен, иногда тысяч (до 1,5 тысячи) заявок, которые мы получаем ежегодно, отбираем всего 9–10 фильмов, которые, на наш взгляд, являются самыми яркими, самыми зрительскими.
И вот эту двухчасовую подборку из этих 9–10 фильмов кидаем в народ, кидаем на улицы, где за них голосуют эти 300–400 тысяч зрителей в течение лета светом фонариков. И мы специальным устройством в каждом городе собираем уровень цвета и понимаем, кто победил. И дальше автора самой, скажем, народной картины мы ведем к продюсерам. Во-первых, мы даем им грант на упаковку своего полнометражного дебюта, а дальше ведем в фонды, к частным инвесторам и всячески стараемся сделать так, чтобы его заметила киноиндустрия.
Тамара Шорникова: А киноиндустрия замечает вот такие начинающие звезды сейчас? Удается ли пробиться на широкий экран, например, после успеха на вашем уличном фестивале? Или по-прежнему сейчас для этого нужны ну очень серьезные имена, очень большая поддержка, в том числе и Министерства культуры, и так далее?
Александр Щеряков: Нет, ни в коем случае. У индустрии есть очень большой запрос на талантливых молодых ребят, поэтому индустрия их везде ищет. И Фестиваль уличного кино – это один из таких очень действенных инструментов, к которому индустрия прибегает. То есть у нас на церемонии закрытия, в рамках отбора всегда присутствуют отборщики практически всех ведущих российских киностудий, онлайн-кинотеатров и так далее, и они очень внимательно отсматривают все фильмы, которые к нам попали, ну, не в программу, потому что тысячу фильмов сложно отсмотреть. Во всяком случае, первые несколько десятков они с очень большим вниманием отсматривают.
Поэтому все, кто считают, что в российское кино сложно попасть, что нужно, чтобы за тобой стояли родители, какие-то инвесторы и так далее – это не так. Если вы талантливые, если вы упорные, вы можете даже на смартфон снять свои несколько минут. И если это классные несколько минут, то мы с большим удовольствием возьмем их в программу. Мы сами будем настаивать, мы будем пытаться, в общем, всячески вас уговорить, чтобы ваш фильм попал именно к нам в программу. В итоге мы сделаем так, что и улица за вас проголосует, и продюсеры вас заметят.
Тамара Шорникова: Давайте посмотрим сюжет, как это проходит, Фестиваль уличного кино, как встречают киноновинки в разных городах страны.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Пока шел сюжет, пришли реакции от телезрителей в SMS-сообщениях. Естественно, люди начали говорить: «Вот сейчас не снимают такое великое кино, которое снимали наши знаменитые режиссеры. Где современный Михалков? Где Рязанов?» – и так далее, и так далее. Что вы можете ответить таким телезрителям?
Александр Щеряков: Ну, мне кажется, что сегодня снимают хорошее кино. Просто очень много кино снимают, и в этой мешанине можно просто не найти то, что вам понравится. Но хорошее кино есть. Я все-таки, конечно, больше эксперт по короткому метру, поэтому за фильмы молодых авторов могу сказать. Огромное количество очень сильных историй нам присылают ежегодно. Очень много за ними стоит очень талантливых и очень одаренных ребят, многие из которых не живут в Москве, многих из которых никогда не учились даже в киношколах.
Буквально сейчас показывали кадры из фильма Вани Соснина – это молодой екатеринбургский режиссер, который учился на металлурга, в какой-то момент плюнул и сказал: «Нет, я хочу снимать кино», – и начал его снимать как умеет. Где-то на YouTube он подсматривал какие-то вещи, повторял это на телефоне, потом купил камеру. Просто я хорошо знаю его путь, потому что мне кажется, что это такая история Золушки. И таких историй много. И вот в какой-то момент он снял свой короткий, его заметила вся страна. И сейчас он снимает полнометражный дебют. И его все ведущие российские киностудии очень хотят взять к себе в команду. Поэтому таланты есть, много хорошего кино.
И, наверное, последнее слово скажу: мы все-таки фестиваль зрительского кино. Хорошо, что не была упомянута фамилия Тарковского, потому что часто говорят: «Вот где новый Тарковский?» – и так далее. Мы, конечно, про кино, которое будет понятно широкой аудитории. Мы, что называется, не про артхаус, фестивальное интеллигентское кино. Мы про ребят, которые умеют рассказывать истории, которые будут поняты 20-тысячной площадью города Тамбова. И если 20-тысячная площадь города Тамбова и еще огромного количества городов высказалась светом фонариков: «Да, нам нравится, чувак, как ты умеешь рассказывать истории», – мы дадим ему возможность стать востребованным зрительским режиссером.
Тамара Шорникова: А какие истории сейчас ждут, по каким соскучились эти многотысячные аудитории? Когда фонарики загораются, на каких темах?
Александр Щеряков: Очень сложно какую-то одну универсальную тему выбрать. Мы как организаторы всегда сами удивляемся. То есть у нас есть внутри команды такая система: мы постоянно делаем ставки между собой, кто победит. И кажется, что уже на девятый год работы фестиваля вот точно мы уже разгадали эту алхимическую формулу, мы точно понимаем, кого выберет народ. А нет! Вот каждый год удивляемся. И в этом прелесть фестиваля, что он очень репрезентативен. И вне зависимости от того, что мы думаем, что известные другие мэтры считают в своих закрытых комнатах, в конечном счете все определяет народ, все определяет широкий зритель – так, как ему кажется правильным.
Тамара Шорникова: Как определяются те, кому будет суждено выступить на большой сцене в гала-концерте? Потому что я представляю, какое когнитивное количество заявок приходит. И это детское творчество – то, что, условно, всегда априори кажется прекрасным, светлым, чистым. Но нужно выбрать.
Юлия Жаботинская: Подготовительный этап – это очень долго, это большая и серьезная работа. Когда мы проводили первый конкурс в 2010 году, было 500 человек. В этом году 2 741 ребенок принял участие. И для того чтобы охватить вообще как можно больше детей, изначально мы придумали методику отбора.
У нас заочный выбор. Мы объявляем за несколько месяцев до итогового гала-концерта конкурс на премию «Андрюша», проводим очень широкое информирование в средствах массовой информации, работаем с Министерством культуры, образования, социальных отношений, с Управлением культуры города Челябинска. Подключаем все возможные способы, чтобы достучаться до родителей талантливых детей, педагогов талантливых детей. Они присылают заявки в видеоформате, по три видеозаявки, допустим: танцы, вокал, актерское мастерство. Ну а изобразительное искусство – привозят вживую работы.
Дальше мы все это отправляем в Москву, в Санкт-Петербург экспертам. Эксперты у нас, члены жюри – это деятели культуры и искусства мирового масштаба. Они отсматривают, затем присылают все это нам. То есть у нас большая база. И по итогам, как правило, все… Они друг друга не знают, но они выбирают одних и тех же детей. И вот эти дети уже имеют возможность выступить на главной сцене Челябинской области, на сцене Театра оперы и балеты. И дальше уже начинается серьезная работа – это образовательная программа для каждого лауреата, для каждого победителя.
Тамара Шорникова: Те, кто нас смотрят в первый раз… Вот есть SMS: «А что такое номинация «Духовное наследие»?» Еще раз расскажем, что номинация «Духовное наследие» – это одна из номинаций Национальной премии «Гражданская инициатива»; премии, которая ежегодно изучает тысячи проектов со всей страны: волонтеров, некоммерческих организаций, городских активистов, сельских активистов; отбирает и поддерживает людей, которые сами на местах решают какие-то проблемы, подсвечивают их для властей, объединяются, чтобы сделать жизнь вокруг лучше. Сегодня говорим о проектах в сфере культуры.
И этот вопрос натолкнул меня на такую мысль, я бы его сократила по словам, но расширила бы по смыслу: что для вас является духовным наследием нашей страны? Что бы вы включили в культурный код? Ну, наверное, не только благодаря балету мы впереди планеты всей. Вот расскажите, по-вашему, чем вы можете гордиться? Что для вас культурные символы нашей страны?
Мы благодарим за участие гостей этой программы, но у нас впереди еще полчаса. Посмотрим сюжет, дождемся еще одного гостя в эфире. А сейчас хочу сказать спасибо Юлии Жаботинской – это основатель и директор детского благотворительного фонда в поддержку талантливых детей «Андрюша». Юлия, спасибо вам. И Александр Щеряков, генеральный продюсер Фестиваля уличного кино. Спасибо большое за участие в программе.
А сейчас посмотрим сюжет. Это точно часть нашего культурного кода – «Белгородский звон». Создатель проекта – Тимур Халиуллин. Смотрим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Как и обещали, у нас в студии новый гость – Михаил Швыдкой, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству. Михаил Ефимович, здравствуйте.
Михаил Швыдкой: Здравствуйте, здравствуйте, добрый вечер.
Тамара Шорникова: Перед сюжетом обратились к телезрителям: что для них является такими составляющими российского культурного кода? Что служит нам нашим духовным наследием? У нас сегодня так называется выпуск нашей передачи. И так же называется номинация премии «Гражданская инициатива», в которой отбираются народные проекты по развитию культуры, по поддержке и так далее.
Вот что любопытно? Начали уже, естественно, присылать телезрители сообщения. Конечно же, здесь и балет, и наша опера, и так далее. Можете еще рассказать, какие имена у вас также связаны с нами неразрывной связью. Регулярно проводятся опросы на эту тему: «Что является символом нашей страны, в том числе в культуре? Какие имена являются эмблемой нашей страны?»
Вот недавно ВЦИОМ проводил. Снова и снова одна и та же картина: часто это такие фигуры из очень далекого прошлого. По последнему опросу ВЦИОМ, самыми популярными и выдающимися личностями прошлого в глазах россиян являются Александр Пушкин и Петр I.
Как вам кажется, почему так редко обновляется этот список? Почему в нем практически не увидишь, например, известных российских ученых?
Михаил Швыдкой: Ну, видите ли, я думаю, что вообще, когда говорят о символах России, о духовном коде России, то, конечно, люди обращаются к тому, что устойчиво отобрано временем, скажем так. Это с одной стороны. С другой стороны, конечно же, это еще и свидетельство того, что есть действительно фигуры, которые вбирают в себя очень многие исторические эпохи, многие векторы исторического развития России. В этом смысле, конечно, проще назвать Пушкина или Петра I – и ты не ошибешься.
Хотя совершенно понятно, что для кого-то это, может быть, Александр II или Александр III, а для кого-то и Екатерина Великая, которая, кстати сказать, сделала для России немало. Я думаю, что она была не менее такой великой монархиней, чем Петр I. И в этом смысле понятно, что это еще и свидетельство некоего такого нежелания посмотреть по сторонам.
Хотя, если говорить о культурном коде русском, конечно, если говорить о том, что такое культурный код России, то, во-первых, это иконопись. Если говорить об иконописи русской, то это и Рублев, и Феофан Грек, и Дионисий. Иконопись, которая потом отозвалась, как это ни парадоксально, в русском авангарде начала XX века. И связи иконописи и русского авангарда, как и фольклора и русского авангарда, они очень близки.
И, конечно, для мира культурный код России – это роман. Это Достоевский, Толстой. Ну, в какой-то степени, может быть, даже Гоголь, но прежде всего это Достоевский и Толстой. И третья фигура равновеликая, с точки зрения популярности, – это Чехов. Скажем, два великих драматурга: один – англичанин, другой – русский. Они наиболее часто ставящиеся во всем мире. Это Шекспир и Чехов. А два композитора, которые наиболее часто исполняют: один – ну, скажем так, австриец, Моцарт, и Чайковский. Это два наиболее часто исполняющихся композитора.
Когда мы говорим о символах, вы поймите, символ должен вобрать в себя что-то универсальное, он должен быть всем понятен, всем доступен, выражать позитив, безусловно. Когда мы говорим об ученых… Ну, скажем, этот год – это год Александрова, это год Курчатова, потому что два абсолютных гения русской науки. При этом понятно, что у атомной бомбы и вообще у работы с атомом есть некая такая негативная коннотация всегда, потому что это не только мирный атом, но это и атомная бомба.
Тамара Шорникова: Ну, это и мощное оружие, конечно.
Михаил Швыдкой: Это мощное оружие, да. А вот, скажем, у космоса, у Королева такой негативной коннотации нет. Хотя совершенно понятно, что когда запускали спутник, то думали не столько об освоении космического пространства на самом деле, а о том, баллистическая ракета способна долететь до другой стороны света, в смысле, до другой стороны Земли или нет. Понимаете, тут очень…
Тамара Шорникова: И еще думали, как обогнать Америку, конечно.
Михаил Швыдкой: Ну, мы тогда не думали. Надо сказать, мы победили тогда в космосе, мы победили Америку. Потому что после того, как полетел спутник, был запущен в 57-м году, по-моему, кто-то из американцев, чуть ли не Кеннеди сказал: «Русские обыграли, переиграли, победили нас за школьной партой». Это серьезно.
Тогда в Америке, кстати, во второй половине 50-х годов, после спутника, началась такая серьезная реформа образовательная, создали NASA. И в это время начали создавать Интернет, такую горизонтальную систему управления, потому что если ракета может долететь и попадет в Белый дом, скажем, или в Пентагон, то что может случиться?
Тамара Шорникова: Михаил Ефимович, когда говорю о том, что мало и редко этот список обновляется, то это же вот о чем. Мы сейчас часто говорим о том, что нужно как-то очень патриотично снова воспитывать молодежь. Мол, мы какое-то время упустили этот вопрос…
Михаил Швыдкой: Вы знаете, вообще… Можно я скажу?
Тамара Шорникова: Да.
Михаил Швыдкой: Я вообще в это не верю, потому что мы всегда патриотично воспитывали молодежь, просто по-разному. Знаете, когда начинают много говорить о патриотизме, я начинаю нервничать, потому что для многих это такая политическая игра, а на самом деле патриотизм – это глубочайшее чувство, которое никуда не уходит.
И важно понять одну вещь: патриотизм – это любовь. Это любовь к маме, к дому, в котором ты вырос. Тогда появляется любовь к стране. Ребенок, когда он осваивает мир, он же осваивает его с ближнего окружения. И вот тут надо думать об этом.
Поэтому когда… Понимаете, есть какие-то вещи, которых нельзя добиться долбежкой. Это процесс. Это разговор. Понимаете, любовь – это то, что рождается внутри тебя. Это любовь и к ближнему человеку. Знаете, как говорил Достоевский: «Человечество легко любить. А ты конкретного вот этого человека полюби». Понимаете?
Тамара Шорникова: Да.
Михаил Швыдкой: Поэтому вообще патриотизм – это удивительно тонкое, глубокое, внутреннее чувство, которое не рождается, если ты просто посмотрел пять каких-то картин правильных, условно говоря, и вот в нем вдруг проснулся патриот. Нет-нет-нет, все значительно сложнее!
Тамара Шорникова: Но о чем разговаривать? Условно, нужно рассказать, чем богата твоя страна сейчас? А кто у нее есть сейчас? На чем строится эта страна? Не в далеком прошлом.
Михаил Швыдкой: Вы знаете, я очень много лет занимаюсь одним и тем же – я ищу положительные примеры. Вот я ищу ученых, которые за последние 30 лет дали миру и науке российской очень многое. Я ищу художников, ищу писателей, композиторов. И выясняется, что в России очень много талантливых людей, которые никуда не делись, никуда не уехали, не являются релокантами и так далее, и так далее.
Сейчас бум поэзии в России, например, в последние 25–30 лет. Появилась замечательная проза. Не знаю, каждый роман Водолазкина обсуждается так, как будто это жизненно важное что-то, да? Есть неплохой кинематограф. Замечательный театр существует.
Понимаете, мы должны научиться смотреть на мир не глазами людей, которым все не нравится. Знаете, когда-то Константин Сергеевич Станиславский говорил, что вообще начинающим критикам нельзя заказывать отрицательные рецензии. Им надо первые три года, когда они вступают в профессию театральную, им надо заказывать только положительные рецензии.
Я всю жизнь занимаюсь тем, что я ищу ростки там, где вырастет. И это очень важно! Понимаете? Много талантливых молодых людей. Если посмотреть, что мы делаем в когнитивных науках, то это невероятно интересно. Причем появляются такие центры, в которых это происходит. Не знаю, Курчатовский институт, например, да? То, что сегодня происходит, например, в Центре объединенных ядерных исследований в Дубне – это колоссальные прорывы! И там много молодежи, там много молодых ученых.
Вот сегодня вручали премию «За верность науке», вот только что буквально, я приехал к вам, вручая эту премию, одну из премий, одну из номинаций. Там вручили молодому парню, он получил первую премию. Сергей Мерц, который делал такой замечательный проект, который называется «Наука – это модно». И он очень талантливо рассказывает о том, что сделано. И когда я первый раз приехал в Дубну, уже много лет тому назад, я удивился!
А мы этого ничего не знаем. Мы не знаем этого ничего, а это существует. Так же, как существуют замечательные прорывы в генетике. Так же, как существуют… Ну, много чего есть.
Тамара Шорникова: Безусловно, любовь, конечно же, формируется еще и из знаний. Когда ты знаешь свою историю, когда ты понимаешь, а что вот этот дом на этой улице значил когда-то, кто в нем жил и так далее.
Михаил Швыдкой: Можно я вам страшную вещь скажу? Любовь иногда рождается без всякого знания. Но знание нужно для того, чтобы любовь стала богаче и глубже.
Я своим студентам всегда говорю: «Если вы не будете читать Данте, не будете читать Шекспира, не будете читать Пушкина, не будете читать Лермонтова, вы не поймете по-настоящему, что такое любовь. Маяковского, Есенина и так далее. Дальше – больше. Вы никогда не поймете, что такое любовь. Любовь будет для вас физиологическим чувством, ну, важным, инстинктивным, но вы никогда не поймете, насколько это просветляющее и богатое чувство».
То же самое, когда мы говорим о патриотизме, потому что патриотизм – это любовь к Родине, ну, любовь к Отечеству. Понимаете, да?
Тамара Шорникова: Давайте посмотрим сейчас сюжет из Нижнего Новгорода. Это проект о том, как горожане по-настоящему любят свой город, хотят сохранить его исторический центр и много сил вкладывают для этого. Смотрим и возвращаемся в студию.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Пришли реакции от наших телезрителей в виде сообщений. Вот Астрахань пишет (это уже как раз отклик на наш сюжет о передвижном карильоне): «Будет ли возможность приехать в Астрахань?» Мы узнаем, какой следующий пункт у водителя и автора проекта.
Чебоксары отвечают нам на вопрос, что такое культурная эмблема страны: «Менделеев и периодическая таблица». Вот такая версия.
Новосибирская область: «Изучение и сохранение русского языка как основы национального менталитета – это важно».
А Тамбовская сокрушается после этого сюжета из Нижнего Новгорода: «Красиво! Но скоро наличники можно будет увидеть только в музее. Это уходящая натура». Вот такой термин из кинематографа, когда нужно быстро успеть запечатлеть что-то, что сейчас скроется: то ли погода исчезнет, то ли еще что-то.
Вы согласны с этим? Мол, вот такие города, ну, часть этих городов неизбежно уступят место прогрессу, стеклянным высоткам?
Михаил Швыдкой: Вы знаете, в чем дело? Это вопрос такого гармоничного отношения к развитию городов. Вот то, что происходит в Нижнем Новгороде – кстати сказать, это во многом связано с тем, что восстанавливать город и сохранять его исторический облик стало модно (я произнесу такое слово). К 800-летию – это было год назад – Глеб Никитин, губернатор Нижнего Новгорода, и Сергей Кириенко, который был председателем оргкомитета как раз 800-летия, они очень много дали таких импульсов в общество, которые сделали возможным и такую работу, активизировали такую работу, как «Том Сойер Фест».
И в этом смысле, я думаю, конечно же, у городских властей всегда довольно сложный выбор: мы сохраняем все в первозданности или мы вынуждены все-таки в современном городе использовать некоторые элементы, которые отвечают жизни и комфорту современного горожанина? И вот здесь возникает множество вопросов.
При этом понятно, что наличники сохраняются. Если вы приедете, скажем, в Плес, то вы убедитесь, что там город – на Волге замечательный русский городок, прелестный – восстановлен очень умно, и там не только в музеях наличники. Это вопрос очень трудного баланса и очень трудного выбора.
Ситуация, скажем, в Москве всегда была в таком большом напряжении и в динамике: сохраняем старое, но одновременно надо развивать город. И это всегда создает такую дискуссию, и она бывает очень полезной. Ну, Нижний, Москва, кстати сказать, которая, с моей точки зрения…
Ну, я очень люблю Москву, я все-таки здесь живу 74 года. Она изменялась очень на моей памяти. Я не буду рассказывать, в какой коммуналке я жил. И когда я вижу на месте этого нашего двухэтажного деревянного домика сегодня «стекляшку», конечно, у меня сердце ёкает. Ну, я думаю: Господи, наверное, там люди все-таки живут лучше, чем мы. Им не надо, извините, бегать на улицу справлять всякие разные нужды. Понимаете?
Тамара Шорникова: Михаил Ефимович, на интересной ноте мы заканчиваем разговор с вами. Спасибо, что пришли с одной премии, убегаете на другую встречу. Спасибо, что посетили нас.
Михаил Швыдкой: Спасибо вам. И еще раз хочу сказать: вы знаете, мы сегодня находимся в такой очень сложный и ответственный момент истории России, поэтому надо нам, как мне кажется, сконцентрироваться на всем лучшем, что было в нашей стране, и думать не только о прошлом, но и о будущем, что очень важно.
Тамара Шорникова: Спасибо. У нас в студии был Михаил Швыдкой, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству.
В студии была Тамара Шорникова. Это рубрика «Национальная премия «Гражданская инициатива». А впереди еще один важный сюжет – тоже о любви к своей Родине и о сохранении истории, на этот раз человеческой. Проект из Красноярского края. Смотрим. Спасибо.
СЮЖЕТ