Тамара Шорникова: Приветствуем в эфире! Наша традиционная рубрика «Национальная премия «Гражданская инициатива»». В этой рубрике мы рассказываем о лучших волонтерских проектах со всей страны, рассказываем о том, как люди на местах сами решают свои проблемы, подключают к этому решению местные власти, подсвечивают для них какие-то проблемы, ищут общие такие точки соприкосновения и в итоге получают то, чего давно не было на той или иной территории, например: не было детской площадки – построили. Расскажите нам, чего у вас не хватает в вашем населенном пункте, в вашем городе или поселке. Пробовали ли вы как-то самостоятельно решить проблему, пообщаться с властями? У нас прямой эфир, поэтому нам можно написать или позвонить. Ну и если вы волонтер, тоже позвоните в прямой эфир, расскажите, какой у вас проект, что вы делаете для своего города, для своего региона. В студии у нас Дмитрий Соснин, директор программ кафедры территориального развития им. В. Л. Глазычева РАНХиГС. Здравствуйте. Дмитрий Соснин: Добрый день. Тамара Шорникова: Дмитрий Петрович, такая важная тема, у нас сегодня номинация «Ростки новой власти». Это о людях, которые в определенный момент решают, что если власть по каким-то причинам не может сейчас решить эту проблему, нет денег, слишком много других проблем, более актуальных, то они не будут ждать – они сделают здесь и сейчас то, что им нужно. Ну вот, например, построить детскую площадку или засыпать дорогу, чтобы можно было проехать до важного пункта какого-то, до работы или до дома. И в такой момент кажется, что эти люди делают работу за местные власти. Вот как вам кажется, где вот та точка, когда нужно добиваться все-таки конкретного решения проблемы от властей, а где можно самостоятельно включиться в работу? Дмитрий Соснин: «Ростки новой власти» задумывался в первую очередь для поддержки таких гражданских инициатив, связанных с местным уровнем, с уровнем местного самоуправления. А местное самоуправление по своей природе – это такой уровень власти, который, скажем так, требует сотрудничества с жителями, да. И в этом плане, конечно, многие вопросы без жителей невозможно решить в силу того, что, например, жители лучше знают, что нужно на территории, где, как вы правильно сказали, нужна детская площадка, где площадка для выгула собак или, я не знаю, разбить какой-то сквер. И конечно, если бы чиновники, даже местные, принимали решение в отрыве от людей, мы часто бы получали, и такое в практике и раньше встречалось, и сейчас, наверное, где-то встречается, как бы получение таких благ общественных, которые не востребованы людьми, это в т. ч. и неэффективное расходование получается местных бюджетов. Поэтому все, что касается комфортной городской среды, мы знаем, что сейчас это даже получило статус государственной политики, вовлечение людей в эти вопросы. И появился институт инициативных проектов, когда люди, инициативная группа граждан может выдвинуть проект и получить, скажем так, на это финансирование. Но это требует, с другой стороны, действительно участия людей в плане реализации этого проекта, а не просто, скажем так, транслировать обращения, рекомендации в органы власти. А вот, например, механизм инициативных проектов предполагает включение людей в виде трудового участия, ну вспомним те же субботники, хотя это далеко не единственная форма, или в т. ч. даже внесение некоторых средств, это называется инициативными платежами. Тамара Шорникова: Притом что мы сегодня будем знакомить как раз с такими проектами, авторами которых являются такие активные люди, активные граждане, есть премия, которая популяризирует такое активное поведение, при всем при этом у нас до сих пор в ходу такая поговорка, что инициатива наказуема. И есть обратные примеры, когда власти местные буквально вынуждали активистов разбирать детские площадки, которые они построили, или дороги, и т. д. Там каждый отдельный случай нужно, конечно же, разбирать, потому что, безусловно, не из вредности, наверное, из каких-то критериев безопасности... Но как вот все-таки разбить этот стереотип, что инициатива наказуема? Как сделать сотрудничество граждан и власти взаимовыгодным? Дмитрий Соснин: Да, вы правильно рассказали, что часто, если люди что-то самостоятельно сделали, даже у себя во дворе, да, это сопряжено на самом деле и с формально-юридическими вещами. С точки зрения норм безопасности, которые у нас, например, к тем же детским площадкам достаточно строгие. Или даже высадка деревьев, даже вроде бы, казалось бы, такая вещь, да, но просто так дерево посадить нельзя, потому что возникает вопрос, на чьей это земле, то ли это муниципальная земля, то ли это земля около многоквартирного дома, который принадлежит жильцам. И прежде чем совершить даже посадку деревьев, на самом деле юридически правильно провести собрание собственников, жильцов и определить вот эти механизмы. И здесь, мне кажется, очень важна работа как раз общественных активистов и экспертов вот тех некоммерческих организаций, которых поддерживает и премия «Гражданская инициатива», ну в рамках той же номинации «Ростки новой власти», потому что, конечно, нужно такое сопровождение инициатив граждан, скажем так, экспертное, юридическое. Сказать, что любая инициатива, как граждане решили, так и сделали, ну вот она может столкнуться с такими проблемами, что не там посадили, не на той земле, нарушили какие-то нормы безопасности. Поэтому здесь важна роль некоммерческих организаций, общественных организаций, которые специализируются в такого рода помощи, да. Ну и, конечно, местные власти должны уделять этому огромное внимание, да, потому что ну как бы они отвечают за состояние городской среды, за наше качество жизни на местах, вот, и нужно помогать сопровождать инициативы граждан. Тамара Шорникова: Как это сделать? Поговорим об этом сразу после сюжета. Сейчас расскажем об одном из проектов важных, интересных, проект из Смоленска. Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды, архитекторы, дизайнеры создают город мечты, можно сказать, проектируют его. Как он выглядит, по их мнению? Давайте увидим. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Понятно, что здесь такие проекты индивидуальны, они такие точечные, под конкретный город. Но многие проекты волонтеров можно смело тиражировать, т. е. они успешно работают в одном населенном пункте и в другом регионе тоже помогут решить какую-то проблему. Какие есть варианты для тиражирования таких проектов? Кто прислушивается к этим проектам? Кажется, что, как правило, вот такие победы одних общественников отмечают их коллеги, другие общественники, – а власти? Дмитрий Соснин: Я хотел, кстати, сказать, что вот этот пример, его тоже можно тиражировать. Хотя понятно, что он работает с конкретным историко-культурным наследием города Смоленска, но сама вот эта схема, скажем так, такого партнерства профессиональных архитекторов, дизайнеров, которая вот есть в смоленском вузе или в тех архитектурных бюро, которые работают... И вот когда они объединились в один проект, это как раз то, о чем мы говорили, да, что такого рода профессионалы помогают делать качественные проекты, а не просто у нас жители, скажем так, многие из которых не обладают вот этими компетенциями, на свой страх и риск реализуют какие-то проекты в сфере городской среды. Поэтому, мне кажется, вот сама модель, когда у нас есть жители, заинтересованные в развитии того или иного объекта, рядом с которым они живут, или вообще вот общегородского значения, как в Смоленске, они объединяются с профессиональными архитекторами, которые, еще раз подчеркну, они же не представители власти, эти архитекторы, но они представители, скажем так... Тамара Шорникова: ...профессионального сообщества. Дмитрий Соснин: Да, профессионального сообщества, экспертизы. И вот это наилучшая такая история или модель, как можно именно с городской среды, чтобы проявить вот эту идентичность, да, чтобы уйти от того, чтобы у нас все города были, как в известном фильме, на одно лицо, массовое домостроение, а приобрели, скажем так, свою индивидуальность с опорой на историю и то культурное наследие, – как раз вот такую модель вполне можно тиражировать. И если уж говорить про премию «Гражданская инициатива», она тоже призвана, как бы поощряя и, скажем так, наводя свет софитов или там прожекторов, попадая в фоку, такие проекты, как смоленский, – это для того, чтобы люди из других регионов обратили на это внимание. И понятно, что это не перенос один в один, нужна, конечно, каждый раз адаптация, потому что города разные, местные сообщества разные, специфические. Но, в общем-то, сама премия как раз является инструментом тиражирования. Тамара Шорникова: Да. Вы знаете, больше любопытно вот что. Кажется, что условно есть депутаты Госдумы, есть губернаторы, есть профильные министры, и они чертят такую стратегическую карту для всей страны. Но у нас страна большая, один регион кардинально отличается от другого, и на местах люди точно понимают, как вот донастроить, как дорисовать эту карту, чтобы она отвечала задачам развития каждого населенного пункта. Как сверху услышать вот эту вот небольшую гражданскую инициативу и понять, что да, вот это можно включить в общий национальный проект какой-то, из этой маленькой инициативы можно сделать действительно большую федеральную программу, например, или поправить какой-то законопроект? Дмитрий Соснин: Я хочу сказать, что в какой-то мере, да, хотя много еще предстоит сделать, вот такого рода, вот особенно, например, из Смоленска, проекты получили, скажем так, инструменты для реализации с федерального уровня. Например, у нас с 2018 года реализуется конкурс малых городов и исторических поселений. Естественно, Смоленск не является малым городом, но у нас очень много малых городов, да, скажем так, которые воспользовались вот этим механизмом поддержки. Это федеральный конкурс, который в т. ч. с публичным представлением этих результатов. В этом году он проводился, кстати, в Тамбове, подведение итогов конкурса малых городов и исторических поселений. У нас, кстати, 1 117 городов в стране, и большинство из них малые города. И вы правильно сказали, что везде условия разные, но если говорить, как это увидеть и создать какой-то механизм поддержки с федерального уровня... Вот, например, один из них создан, это вот конкурс малых городов и исторических поселений. И хотя сначала там на самом деле по масштабам страны не такая большая сумма распределялась, это 10 миллиардов на всю страну, например, в этом году уже были увеличены до 20 миллиардов и т. д. То есть на самом деле, несмотря на все сложности, которые в стране по понятным причинам имеются и с бюджетом, и т. д., в общем-то, удается находить какие-то средства для поддержки в т. ч. вот такого рода проектов. А там... Кстати, почему важно именно связать, скажем так, с участием граждан? Там один из важнейших критериев оценки на конкурсе малых городов – это вовлечение граждан, да, т. е. нужно показывать, а как люди участвовали в принятии решений, и выбор самого общественного пространства, почему нужно этот парк или ту набережную, какую-то площадь или еще какое-то общественное пространство, почему именно это... Ну это голосование, вы знаете, рейтинговое проводится на местах. И плюс еще малый бизнес не забывают. То есть, по идее, требуется показать, как вот эти проекты, связанные с улучшением качества городской среды, влияют на то, чтобы там появился какой-то малый бизнес, для них есть ли там места, ну я не знаю, от проката велосипедов, еще каких-то вещей до общепита и т. д. Потому что, если общественное пространство красиво сделано, но туда никакой малый бизнес не зашел, там нет этой жизни, это ложится просто бременем на местный бюджет. И конечно, вроде бы это все равно хорошо, чем неблагоустроенное пространство, да, но с учетом, как вы знаете, состояния местных бюджетов это сложно. Тамара Шорникова: О местных бюджетах еще поговорим и о том, как они могут заработать, муниципальные власти, например, и о том, как сэкономить. Вот еще один пример такого рачительного подхода и экономии, сразу два региона, Красноярск и Ростовская область, два проекта оттуда: это и домовое управление, и общественная жилищная инспекция, и такой разумный подход к управлению многоквартирным домом. Давайте посмотрим проекты. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Подключим сейчас к разговору автора одного из проектов. На связь с нами выходит Роман Казаков, председатель Координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ», Красноярск на связи, и за полночь в Красноярске. Роман, здравствуйте. Дмитрий Соснин: Добрый день, да. Роман Казаков: Добрый вечер, добрый вечер! Тамара Шорникова: Доброй ночи, да, уже, наверное. Роман Казаков: У нас да. Тамара Шорникова: Спасибо, что вышли с нами на связь в столь поздний час. Роман, что хотелось бы узнать у вас – как выстраивается общение с властями? Все-таки и контроль, и учите быть жителей придирчивыми, спрашивать то, что положено, отстаивать свои интересы. Встречали какое-то противодействие, или, наоборот, только «спасибо за то, что делаете такую работу»? Роман Казаков: Ну, с самого начала противодействия никакого мне не было. На самом деле, учитывая, что была и у органов местного самоуправления, и у органов государственной власти большая потребность и запрос на наличие грамотных жителей многоквартирных домов, которые могли бы самостоятельно урегулировать те или иные небольшие проблемные вопросы с управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, наоборот, подобные инициативы воспринимались только положительно и находили поддержку. Где-то помогали помещениями, где-то помогали организации, помогали приглашать людей на первых этапах. В каких-то аспектах удавалось взаимодействовать в решении конкретных проблем, когда просто по обращениям граждан получалось ту или иную конкретную проблему для отдельного многоквартирного дома и даже для отдельной квартиры, как вот было в сюжете, ее так или иначе решить. Но если не решали добровольно, то вот, соответственно, приходилось обращаться в надзорные органы, в прокуратуру, для того чтобы соответствующие решения все же были приняты. В дальнейшем, учитывая опять же, что организация росла, мы набирались опыта и понимали, что потребность граждан сильно больше, мы начали участвовать в конкурсах разного уровня, в т. ч. и органы местного самоуправления, пусть и небольшие, но тоже гранты предоставляли, для того чтобы мы имели возможность привлекать специалистов квалифицированных, а они, в свою очередь, уже помогали людям. Тамара Шорникова: Да. Роман, вот такая фраза была, что властям интересно, им хочется, чтобы люди самостоятельно решали часть проблем, тогда у властей будет проблем меньше. А как вам кажется, судя по школе, «Академии домового управления» и т. д., много у нас грамотных людей, которые понимают, какие у них права, какие обязанности, как взаимодействовать с управляющими компаниями, с теми же властями? Роман Казаков: Ну, сейчас их несравнимо больше, потому что... Тамара Шорникова: Так. А за счет чего их стало больше? Роман Казаков: Во-первых, было принято правильное решение на федеральном уровне, когда в стране появился такой институт, если можно его так назвать, под названием «совет многоквартирного дома», когда в каждом многоквартирном доме стало необходимо при наличии управляющей компании выбрать совет дома, для того чтобы этот совет дома уже взаимодействовал с управляющей организацией от лица собственников. Таким образом удалось кристаллизовать и выявить наиболее активных и небезразличных людей. И естественно, люди хотели быть не номинально записанными в эти члены советов домов, в председатели советов домов, а они хотели действительно работать, работать эффективно, у них появился запрос на получение знаний. И конечно, поначалу это были предельно простые вопросы, которые на самом деле часто скатывались больше в эмоциональные такие какие-то выплески о том, что «все плохо», «все все украли» и, в общем, «ничего хорошего не будет». Но вот мы занимаемся этим уже с 2013 года, на будущий год 10 лет, и сейчас вопросы совершенно другого характера и другого уровня. И многие вопросы именно той глубины и степени понимания проблематики, особенностей управления многоквартирными домами, особенностей инженерного оборудования многоквартирного дома, на которые не каждый председатель ТСЖ и не каждый руководитель управляющей компании или специалист сможет ответить. Поэтому уровень грамотности вырос на порядок, может быть, даже больше. И в этом смысле, конечно, подобные нашей инициативы, которые реализуются теперь уже по всей стране, они, безусловно, имеют пользу, они до сих пор востребованы, и на наши семинары ходят до сих пор, т. е. полные залы. Администрация предоставляет нам залы в районных администрациях, наши специалисты, соответственно, эти семинары проводят. Там собираются в среднем по 200 человек, полный зал, для того чтобы получить актуальную информацию по законодательству и, соответственно, уже эффективно работать, приносить пользу своему дому и соседям. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Роман Казаков, председатель Координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ». И вот коротко вам вопрос хотелось бы задать такой. Самостоятельные граждане, вот которые могут часть проблем решить с помощью как раз какой-нибудь академии, с помощью профессионалов или сами уже, потому что почитали, обучились и т. д., – наверняка государству действительно выгодно, чтобы таких людей было как можно больше. Какими мерами оно может подстегнуть людей? Дмитрий Соснин: Во-первых, очень отрадно, конечно, что тема ЖКХ, да, получает признание в рамках премии «Гражданская инициатива» и в номинации «Ростки новой власти», потому что ростки новой власти как раз начинаются, собственно, в многоквартирных домов, с самоорганизации жителей. Мы знаем, что у нас уникальная ситуация в стране, что у нас такое огромное количество собственников квартир, для Европы это, например, не характерно, там огромный объем именно арендного жилья и есть домовладельцы, вот. В этом плане у нас в первую очередь сами, конечно, граждане, будучи собственниками... А собственность – это не только благо, что его можно продать, например, ликвидно на рынке, но это еще и бремя содержания, и те же тарифы, о которых мы говорим. И в этом плане, конечно, в первую очередь собственники заинтересованы реализовать вот эту свою власть через общие собрания собственников. Потому что понятно, что управляющие компании, у них свои цели, они ориентированы все равно на прибыль, это коммерческие организации, и в первую очередь, конечно же, ЖКХ-контроль нужен не столько даже для контроля органов власти, сколько для контроля управляющих компаний на самом деле, скажем так, чтобы наиболее эффективно осуществлялось как раз управление этой собственностью совместной. Тамара Шорникова: Если шире, все-таки не о проблемах ЖКХ, потому что это понятно, эта рубашка условно ближе к телу, людям выгодно самим разбираться в этих проблемах, чтобы не переплачивать, чтобы услуги качественно оказывались и т. д. А если шире, вот как государству пробудить ту самую активность, чтобы население активнее, простите за тавтологию, придумывало, реализовывало собственные проекты, собиралось вместе, решало, как вот сделать жизнь здесь, на этом пятачке, лучше? Это возможно вообще сделать сверху, или это какая-то параллельная всегда инициатива снизу? Дмитрий Соснин: Исключительно сверху это, конечно, сделать нельзя, но сверху можно создать стимулы и какие-то инструменты, чтобы это реализовалось. Тамара Шорникова: Какие? Дмитрий Соснин: Я о первом инструменте сказал, хотя это, конечно, отдельная большая тема, – это вот, например, инициативные проекты, этот инструмент ввели в федеральное законодательство. Он в отдельных регионах был и раньше, но с июля 2020 года, да, а сейчас у нас есть у всех право собраться десять человек и предложить какой-то предельно локальный, нужный нам проект, ну я не знаю, тот же сквер у дома или еще что-то... Хотя не исчерпывается только вопросами городской среды, это могут быть какие-то проекты, связанные с социальной помощью, там спектр гораздо шире. То есть нельзя все сводить, вот чтобы не сложилось у зрителей ощущение, что все только как бы про проекты только, исключительно по благоустройству. Например, можно получить софинансирование от государства достаточно приличное, и сейчас состоит такая цель выйти на 5% долю местных бюджетов, чтобы они распределялись в рамках вот этих народных бюджетов, т. е. на инициативные проекты. То есть это как бы одно и то же, народные бюджеты и инициативное вот это бюджетирование. Тамара Шорникова: Про инициативу как раз по благоустройству все-таки поговорим, у нас есть сюжет прекрасный. Не было детской площадки, жители подумали: «А почему бы нам не сделать ее самим?» Что из этого вышло, давайте посмотрим в сюжете. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: И свяжемся по Skype теперь с Иркутском. Ольга Незговорова, руководитель проекта «Создание парка культуры и отдыха на территории микрорайона «Междуречье»», выходит с нами на связь. Здравствуйте. Ольга Незговорова: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Так, а у вас уже полвторого, да? Ольга Незговорова: Полтретьего. Тамара Шорникова: Полтретьего?! Понятно, да... Спасибо вам, что нашли время для нашего эфира. На что обратила внимание? В сюжете прозвучала такая фраза: «Не решились обсудить эту проблему с властями». Как по-вашему, а что бы это значило? В чем, в чем основная проблема? Понимаете, что нет денег, или что? Ольга Незговорова: Конечно, конечно, в бюджете нет такого количества денег. Город тем более после наводнений, после стихийных бедствий сейчас восстанавливают, там стоят другие задачи. Поэтому проект немножко сейчас заморожен, скажем так. Тамара Шорникова: Так, понятно. А как в принципе выстраиваются такие разговоры с властями? Есть какие-то дискуссии на тему, как найти деньги, «давайте попросим больше у региона», например, «давайте вместе какой-то сбор организуем»? Или «есть проблема, решаем сами»? Как устроена жизнь? Ольга Незговорова: Как устроена жизнь... Вообще как бы мы все-таки решали проблемы больше сами, старались выигрывать какие-то гранты, подавать проекты на гранты. Вот реализовали четыре проекта, маленькие суммы были у нас: вот 2 раза было у нас по 125 тысяч, один раз 78 тысяч и 35 тысяч, вот такие маленькие суммы. Тамара Шорникова: Ну, для небольшого населенного пункта маленькая сумма в любом случае уже большой прорыв. Ольга, расскажите, вот нам сейчас пишут телезрители, мол, давайте еще будем сами больницы строить, детские сады и т. д. Не было разногласий между жителями, что, мол, нужно самим как-то включиться в эту работу, самим построить? Ольга Незговорова: Нет, разногласий не было никаких. Мы хотели улучшить качество жизни в своем микрорайоне, мы это делали. Тамара Шорникова: Еще раз, просто есть такая позиция, мол, лучше подождать, не знаю, писать петиции, подписывать, обращаться в разные инстанции и т. д., ждать, чтобы власти решили эту проблему, а не решать ее самостоятельно. Почему вы решили поступить по-другому? Ольга Незговорова: Не знаю даже. Знаете, вот просто решили, захотели, что нам нужно, нашим детям негде играть, у нас частный сектор. Все-таки в городе, да, управляющие компании работают, там строятся площадки как-то вот в высотках, а в частном секторе, мне кажется, все только в твоих руках. Тамара Шорникова: Понятно, да. Вот не в наших руках улучшить качество связи, к сожалению, пока. Спасибо, что услышали, спасибо, что ответили на наши вопросы! Ольга Незговорова была с нами на связи, один из участников национальной премии «Гражданская инициатива». Так часто бывает, муниципальные власти ближе всего к людям, они лучше всего знают проблемы, которые есть на местах, они знакомы с решениями, которые предлагают в т. ч. и жители, как самостоятельно улучшить жизнь на месте. Но у них часто нет денег для того, чтобы помочь решить ту или иную проблему. Что можно сделать? Как перенастроить налоговую систему в нашей стране? Как обеспечить муниципальные власти бо́льшими возможностями? Дмитрий Соснин: Смотрите, ну конечно, у нас в стране порядка 20 тысяч муниципалитетов, и большинство из них, конечно, это муниципалитеты сельских территорий либо малых городов, скажем так, которые сейчас очень сильно зависят от помощи с вышестоящих бюджетов, с регионального в первую очередь. И это является следствием той налоговой системы и межбюджетной, которая выстроена, конечно, в стране. Потому что по изначальной задумке в качестве двух базовых налогов местным бюджетам были переданы налоги на землю, налог на имущество. Но мы знаем, в силу разных причин, и неоформленность огромного количества этого имущества, и низкая его стоимость в качестве налогооблагаемой базы, это, конечно, очень небольшая доля местных бюджетов получается вот от этих, скажем так, которые теоретически для них были бы базовые налоги. И скажем так, вообще требуется, конечно, перераспределение в бюджетной системе, как вы совершенно правильно сказали, что на местах лучше видно потребности и на что тратить. Пока шли по пути, что забирали у муниципалитетов полномочия и передавали их на вышестоящие бюджеты, на содержание. Мы знаем, что сначала ушло здравоохранение базово как бы на региональный уровень, образование во многом финансируется, те же зарплаты учителей и т. д., из региональных, из государственных денег. Хотя если мы вспомним, допустим, земские реформы известные XIX века, земские врачи, земские школы, а земство – это и есть местное самоуправление, просто оно тогда называлось земствами, вот. И понятно, что возможности-то были в стране все 2000-е и 2010-е гг., ну вспомним те резервы золотовалютные, которые были в огромном объеме накоплены... То есть нельзя сказать, что в стране не было денег, чтобы перераспределить их действительно в местные бюджеты в достаточном объеме, чтобы, скажем так, достаточно весомо подкрепить те запросы, которые есть у местных сообществ. Это можно было во многом решить и без вот тех, как вы правильно сказали, попыток частично привлечь людей в виде инициативных платежей, какого-то еще участия. Тамара Шорникова: Если ближе к настоящему, сейчас условно из федерального центра нужно больше субсидий отдавать в регионы или оставить какие-то налоговые поступления на региональном или муниципальном уровне? Как можно вот эту систему перенастроить, по-вашему? Дмитрий Соснин: Конечно, муниципалитеты в любом случае можно разделить на те, у которых есть экономическая основа для местного самоуправления, и те, у которых, к сожалению, в сложившейся социально-экономической истории, ну за счет того, что у них такие виды деятельности остались, ну это либо моногород какой-то, в котором в очень сложной ситуации находится градообразующее предприятие, и понятно, что там просто за счет того, что оставить больше налогов, которые собираются с этой территории, проблему не решишь. Но, например, большинство городов, которые сейчас являются условно зависимыми, ну давайте так, назовем это дотационными, но у них есть налогооблагаемая база, но просто пропорция средств, которые на федеральный уровень забираются или на региональный, не в пользу муниципалитетов. И там действительно для таких территорий можно больше налогов оставить с их сборов, с того, что они собирают. Это практически все региональные центры у нас могли бы гораздо лучше выглядеть, чем они выглядят сейчас, ну с точки зрения именно собственных доходов, да. Это вопрос вот именно перераспределения налогов. Но все равно останется значительная часть территорий, которые требуют поддержки. Тамара Шорникова: Безусловно. Дмитрий Соснин: Ну, в первую очередь в таких геостратегических территориях северных, в Сибири, которые по структуре экономики... Но это уже воля федерального центра, и, мне кажется, необходимо поддерживать, но тогда это уже механизм, скажем так, субсидий, субвенций, там разные есть механизмы... ну, субвенции по госполномочиям... т. е. дотации, субсидии, т. е. вполне можно наращивать эту историю. Тамара Шорникова: Об экономике большой и малой поговорим после сюжета. Продолжаем рассказывать о разных волонтерских проектах, сейчас на очереди Воронеж. Смотрим. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Ну вот нам начинают уже писать телезрители, что таких людей бы да в депутаты, да в мэры, да в губернаторы и т. д. Какой есть алгоритм для того, чтобы волонтеры становились как раз теми, кто придумывают законы, кто разрабатывают экономическую политику страны и т. д.? Дмитрий Соснин: Я считаю, что, конечно, алгоритм есть. Если мы говорим в первую очередь... Тамара Шорникова: Социальный лифт, как говорят. Дмитрий Соснин: Да-да, социальный лифт. Но пока мы говорим не сразу в депутаты Госдумы, хотя, я думаю, такое тоже теоретически возможно, а у нас все-таки есть депутаты муниципального уровня, да. И это очень хороший шанс таким активным людям с гражданской позицией, волонтерам, если мы говорим о местном уровне, избираться в муниципальные депутаты и, собственно, уже из этой позиции реализовывать свои проекты. Но я еще хотел соотнестись вот на самом деле с тем, что мы правильно с вами уже попытались сказать, что важны не только ЖКХ, общественные пространства и т. д., но и вот социальные проекты, волонтерство, взаимопомощь. Это и в премии «Гражданская инициатива» отражается очень сильно, в нашей номинации «Ростки новой власти». Но как бы та проблема, в т. ч. затрагивалось старение населения, она острая, и в этом плане, конечно, в первую очередь нужно продумывать какие-то инструменты и механизмы, как включать, скажем так, в социальную жизнь вот эту группу людей «серебряного возраста». И мы знаем, что и волонтерство развивается в этой группе, и, наверное, какие-то экономические активности нужно больше задействовать, чтобы в т. ч. это был источник заработка. Тамара Шорникова: У нас как раз есть сюжет о том, как включать в активную социальную, общественную, экономическую жизнь страны людей определенного возраста, например женщин за 50. Давайте посмотрим, есть хорошие примеры, очень активные барышни. Смотрим сюжет. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: И еще из сообщений телезрителей: получается так, что народ должен контролировать, народ должен строить и т. д. и периодически выполнять работу за губернатора, за врача, за почтальона, за кого угодно. В этом есть какая-то проблема, условно, мы как-то не так выстроили подход к эффективности специалистов, в т. ч. чиновников, в т. ч. госслужащих? Или это нормально, потому что в государстве всегда будет не хватать бюджета, специалистов, тех же самых чиновников и госслужащих? Дмитрий Соснин: Какое бы ни было государство, оно не закроет весь спектр потребностей людей, потому что они слишком разнообразны, и все равно бюджетные возможности в любом случае ограничены. Поэтому во всем мире и в России есть общественный сектор и огромное количество услуг ну фактически люди через свои общественные объединения и инициативы оказывают друг другу в рамках такой взаимопомощи, да. И в этом я не вижу, скажем так, глобальной проблемы. Конечно, нельзя переложить на людей те услуги или те вопросы, которые четко должны финансироваться из бюджета, это нельзя, это нужно реализовывать в рамках полномочий власти. Но то, что огромное количество вопросов все равно людям приходится решать самим, ну это факт. И если уж вы говорите, скажем так, про какие-то показатели для эффективности органов власти, то у нас даже установлен в рамках нацпроектов такой показатель: к 2024 году чтобы по крайней мере в вопросах городской среды не менее 30% жителей старше 14 лет так или иначе принимали участие. Либо они в рамках каких-то голосований выбирают парки, площади и т. д. для благоустройства, либо они в более вовлеченном режиме, на субботниках или иных мероприятиях, прямо участвуют в улучшении городской среды. Вот у нас к 2024 году стоит такой показатель, и здесь важно, чтобы это была не просто бюрократическая отчетность и какие-то цифры, которые просто транслируются наверх в рамках отчетности по нацпроекту, а чтобы это было реальное вовлечение. В общем-то, это на самом деле неплохо. Тамара Шорникова: По итогам сегодняшнего эфира в т. ч., по итогам вашей работы, как вам кажется, этот план осуществимый? Дмитрий Соснин: Ну, я думаю, он осуществим. Скажем так, здесь еще интересно, что он на этой цифре будет уже к 2030 году стоять, не предполагается уже, что больше 30%, да, ну так подспудно, что этого достаточно. Но 30% – это на самом деле каждый третий из нас, из жителей, каждый год должен принимать то или иное участие в развитии и улучшении качества жизни на своей территории. Тамара Шорникова: Этого достаточно, или это просто такой план условно, а дальше будет до 2050-го, там уже цифра подрастет? Дмитрий Соснин: Пока таких планов нет до 2050-го, чтобы она... Да, пока это считается достаточным. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо вам! У нас в эфире был Дмитрий Соснин, старший научный сотрудник, директор программ кафедры территориального развития РАНХиГС. Спасибо вам за участие в этой беседе. Это была рубрика «Национальная премия «Гражданская инициатива»», рассказывали о работе волонтеров в разных регионах страны. С вами была Тамара Шорникова. Мне помогали переводчики жестового языка Лариса Истомина и Ирина Егорова. Мне помогали вы, конечно же, своими вопросами, своими комментариями, спасибо, что пишете. Звоните, пишите сообщения, участвуйте в наших опросах и, конечно же, подписывайтесь на наш канал в Telegram, если еще не сделали этого, сделайте. И до встречи. Спасибо. Дмитрий Соснин: До свидания, спасибо.