Григорий Сергиенко: Водитель, покупающий литр бензина на 40 рублей, 28 из них сразу отдает Минфину. То есть все затраты на продукт и прибыль укладываются в 12 рублей

Григорий Сергиенко: Водитель, покупающий литр бензина на 40 рублей, 28 из них сразу отдает Минфину. То есть все затраты на продукт и прибыль укладываются в 12 рублей
Соцсети - глобальные СМИ. Беспорядки в США. Каникулы строгого режима. Пандемия как научный эксперимент. Нашествие саранчи
Свобода слова запуталась в соцсетях
На беспорядках в США сделают предвыборную гонку, вместо того чтобы решать глубокие проблемы раскола в обществе
Экономике пропишут вливания
Детские пособия
Ты просто космос, Маск!
Без стимулирования науки и человеческого потенциала из кризиса не выбраться
Отпуск с ограничениями
Антон Дорофеев: Без болельщиков даже футбол высокого уровня напоминает товарищеский матч на сборах
Восьмая казнь египетская. Огромные рои саранчи заселили уже более 300 000 гектаров на юге России
Гости
Григорий Сергиенко
исполнительный директор Российского топливного союза

Марина Калинина: Ну что же, а теперь наша первая тема, касается она практически всех жителей страны – это очередной скачок цен на бензин. Отражается это не только на тех, кто владеет автомобилями, так как рост стоимости топлива обычно в результате приводит к подорожанию вообще всего. И вот следующие цифры.

Юрий Коваленко: Средняя розничная цена бензина в России за неделю с 7 по 14 мая выросла больше чем на 1%, а в апреле средняя цена превысила психологическую отметку в 40 рублей за литр. И после этого рост продолжился: в Москве, к примеру, уже не осталось бензина дешевле 40 рублей.

Марина Калинина: Ну а в целом это подорожание коснулось 75 центров субъектов России. Рекордсмены здесь Махачкала, там стоимость топлива увеличилась почти на 5%, Рязань – 3.2%, Киров – почти 3%. Ну а в Москве за прошедший период цены на бензин выросли на 1.5%, в Санкт-Петербурге почти на 1%, а точнее на 0.8%.

Юрий Коваленко: Динамику цен и то, к чему это приведет, будем обсуждать сейчас с экспертом: у нас в гостях, в студии Григорий Павлович Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Григорий Сергиенко: Здравствуйте.

Марина Калинина: Спасибо, что нашли время прийти.

И давайте, наверное, сначала посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты из Уфы, Москвы и Махачкалы побывали на заправках, и вот какая там складывается ситуация с ценами.

СЮЖЕТ

Юрий Коваленко: Григорий Павлович, правда, что в России нет логики ценообразования на топливо вообще как таковой?

Григорий Сергиенко: Ну то, что происходит сейчас, действительно подтверждает то, что вы говорите. Дело в том, что все, что мы наблюдаем сегодня, если относить к периоду года, то и раньше были такие всплески, начиная с весны и до начала лета. Это было связано с увеличением спроса и остановкой в этот период НПЗ на профилактические работы.

Но в этом году есть свои особенности, они чисто рукотворные, можно сказать. Дело в том, что после резкого падения цены на нефть государственные соответствующие структуры предприняли необходимые усилия, чтобы договориться на мировом рынке, снизить предложение нефти и таким образом повысить цены сырья, с тем чтобы все те негативы, которые образовались с наполнением бюджета, были компенсированы. И это удалось. И цены мировые изменили тренд, начали расти. При этом с учетом неких политических событий, которые происходили в мире, доллар у нас на 10% просел. И вот, кстати сказать, доходность внешнего рынка, если брать вот это соотношение доллара и цены нефти, оказалась значительно выше внутреннего рынка. И у производителей наших отечественных появился соблазн дополнительно заработать на этом.

Юрий Коваленко: Федеральная антимонопольная служба как бы здесь не сможет ничего сделать, да?

Григорий Сергиенко: Она может сделать только чисто ручным методом, то есть заставить производителей нефтепродуктов отказаться от максимального возможного экспорта и увеличить предложение на внутреннем рынке, чтобы ажиотаж снизить.

Юрий Коваленко: То, о чем говорят в Госдуме, о госрегулировании цены на бензин, – это вообще реально или нереально?

Григорий Сергиенко: У нас в истории были разные периоды, в том числе госрегулирование. Особо положительных достоинств в этом нет. Пропадет бензин, если начнут его регулировать. Поскольку мы решили перейти на рыночное ценообразование, создали биржу… Правда, с учетом того, что большинство наших производителей – это государственные компании, здесь есть определенное несоответствие, потому что нет главного для рынка, то есть конкуренции, это главный сдерживающий фактор как роста цен, так и нормализации условий поведения на рынке.

Марина Калинина: Давайте послушаем, что думают по этому поводу наши телезрители. Игорь нам дозвонился из Тулы – здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Марина Калинина: Да, слушаем вас.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Зритель: У меня такой вопрос. У нас в Туле за 2 дня бензин вырос на 1.5 рубля, то есть с 39 рублей до 40 рублей 50 копеек. Ладно, понятно. Хотелось бы понимать, вот 1 литр бензина – что в него включено? Себестоимость, прибыль, акцизная марка? Что из чего состоит? Сколько вообще бензин стоит по себестоимости и почему настолько задирают его? То есть если акцизы такие большие, я так понимаю, значит, это государство давит. А если государство давит, значит… Помните фильм "Свадьба в Малиновке"?  Есть там такая фраза: "У нашего атамана нема золотого запасу!" Вот мне кажется, это только и есть. То есть откуда взять деньги? Можно выкачать только из народа. Как? За счет одного литра бензина: по рублику, по рублику, а в результате кошелек. Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос по одному литру бензина.

Марина Калинина: Спасибо, Игорь, за ваш звонок.

Я вот еще несколько цифр назову. Мы посмотрели репортаж, который сняли наши корреспонденты в 3-х городах, но география у нашей страны огромная, поэтому вот как обстоят дела в других регионах. Курская область: "Начало апреля – цена 37.9, сейчас 40 рублей 70 копеек". Ставропольский край: "Позавчера 40 рублей 70 копеек, сегодня 41 рубль 10 копеек, это 92-й бензин". Мурманская область: "Почти 45 рублей за литр 95-го бензина". Ну и вот Вологодская область: "Дизель 44 рубля, 92-й бензин 41 рубль".

Давайте тогда на пальцах буквально, из чего складывается цена топлива?

Григорий Сергиенко: Слушатель или зритель из Тулы в основном прав. Дело в том, что в цене бензина налоги, то есть то, что государство забирает, уже достигли примерно 70%. Этому способствовало последние 3 года увеличение акцизов, которые если брать составной частью в стоимости бензина, это где-то 20%, это около 8 с лишним рублей сегодня. Поэтому если покупает потребитель сегодня литр бензина за 40 рублей, считайте, что 28 рублей он сразу отдает Минфину, остальное – это то, что затрачивают все производители, добытчики нефти, переработчики и продавцы через АЗС, какая-то прибыль им остается. 12 рублей стоит вот это все произвести, литр бензина.

Политика государства такова, что оно считает наиболее надежным источником наполнения бюджета облагание налогами такими топливные сферы. И у нас действительно так сложилась экономика, что раньше было, что 50% бюджета наполнялось за счет ТЭКа, а сейчас несколько меньше, до 40%, но все равно это очень существенно. И здесь пойти на какие-то послабления налоговые, наверное, не пойдут в настоящее время.

Марина Калинина: Но смотрите, ведь до выборов президента цены как-то стабилизировались, в общем, было все достаточно предсказуемо. То есть прошли выборы, прошла инаугурация и начали расти цены. Просто люди пишут нам на SMS-портал, что боятся вообще 50 рублей за литр.

Григорий Сергиенко: Я бы не привязывал последний рост цен именно к выборам. Дело в том, что те обстоятельства, о которых я говорил по поводу роста мировой цены на нефть, падение доллара, плюс в последние 3 года акцизы последовательно увеличивались. Когда цены начинают движение, сказываются все ранее влиявшие на их рост факторы. Во-первых, у нас за последние 5-6 лет цены отставали от общего роста инфляции примерно на 8-9%. Это отставание может проявиться сегодня именно в том росте цен.

Кроме того, есть определенные проблемы и у самих производителей нефтепродуктов, но это связано с тем, что в 2015 году был введен налоговый маневр, который ставил своей целью ужесточить требования к уровню нефтепереработки, и это в определенной степени достигнуто, но за счет того, что сами нефтепереработчики начали нести определенные издержки, нефтепереработка стала терять свою доходность. Поэтому то, что нефтяники заинтересованы получить дополнительный доход, в определенной степени есть цель компенсировать то, что не получают на определенных этапах производства топлива.

Марина Калинина: Давайте еще послушаем один звонок – Сергей нам дозвонился из Московской области. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Вот сегодня по НТВ по программе "Новости 24" бежит строка: "Закупочные цены, биржа Санкт-Петербурга – 42.5 рубля за литр 92-95-го", – за литр. Но там надо брать большими партиями. Значит, если два независимых АЗС, это уже будет в закупке, 45 рублей за литр бензина и дизельного топлива так же. Вот сегодня я говорю не про розничные цены, я говорю про закупочные ценя для независимых АЗС. Вот завтра они уже поднимутся до 45 рублей за литр топлива. И дальше, значит, АЗС должна будет… Я не говорю про "Лукойл" и "Газпромнефть", они могут свои цены также оставить и показывать, что они их не поднимают. Тогда независимые АЗС вынуждены будут…, потому что закупочная цена уже будет 45, а продажа, наверное, 48 или 50. Никто на этот вопрос не отвечает.

Юрий Коваленко: Спасибо большое.

Зритель: То, что говорили, что цены отставали по инфляции бензина последний год, этого ничего нет. И потом в свое время обещали, что в 2017 году будет построено столько заводов, столько установок нефтепереработки, что хватит и на импорт, что на вывоз бензина хватит, и для внутреннего пользования.

Марина Калинина: Спасибо. В принципе понятен ваш вопрос, ваше мнение. Григорий Павлович?

Юрий Коваленко: Справедливо замечание?

Григорий Сергиенко: В основном да, соотношение оптовой и розничной цены сегодня таково, что действительно можно называть коллапсом для независимой розницы, потому что в этих условиях работать невозможно. Допустим, по Москве доходность где-то чуть-чуть больше 1%, притом что минимум должен быть 10%. Это свидетельствует о том, что цены еще должны подниматься, поскольку при этом уровне оптовых цен смысла вести розничную продажу просто нет.

Юрий Коваленко: А если мы оптимистично пофантазируем? Гипотетически возможно снижение цены на бензин и что для этого нужно сделать? Действительно нужно строить больше заводов, или надо менять что-то в налоговой политике и в акцизах?

Григорий Сергиенко: У нас нет проблем с производством бензина, дефицита нет. Вопрос именно в соотношении и привлекательности внешнего и внутреннего рынка, поскольку наш внутренний рынок открыт, есть соблазн продать туда, где за него дороже платят. С учетом того, что и сами нефтепереработчики несут серьезные издержки, связанные с налоговой нагрузкой, здесь логика бизнеса именно говорит о том, что побольше заработать, с тем чтобы…

Юрий Коваленко: То есть если мы будем больше производить, дешевле не будет?

Григорий Сергиенко: Нет.

Юрий Коваленко: Здесь то, что спрос регулирует и цены, и все-все-все, не работает в этой системе?

Григорий Сергиенко: Вопрос чисто экономический. Для того чтобы… Вот я приводил структуру цены, сколько литр стоит – для того чтобы уменьшить цену, надо уменьшить налоги. Но в нынешней ситуации я не думаю, что государство способно на это.

Юрий Коваленко: Подождите, если мы рассматриваем топливо как энергоресурс, то почему в таком случае не растет цена на газ? Я вот смотрю динамику цен на газ, мы сейчас несмотря на взлеты и падения по цене на газ на уровне 1970 года. То есть с бензином это фантастически бы звучало.

Григорий Сергиенко: С газом своя история, там есть свои проблемы, связанные с тем, что это тоже экспортный товар. Бывают определенные катаклизмы, когда тоже появляется соблазн увеличить экспорт, тогда и на него цена тоже начинает расти. Там нерыночное образование, действительно достаточно серьезное вмешательство государства в регулировку цен. Поэтому здесь уповать на то, что там идеально, я бы не стал.

Юрий Коваленко: То есть не стоить переводить автомобиль на газ, это нерентабельно и может потом еще дороже выйти?

Григорий Сергиенко: Это непредсказуемо, потому что цены там тоже могут значительно вырасти.

Марина Калинина: Но ведь это еще ударит очень сильно по сельскому хозяйству, потому что сейчас как раз такой период, когда там самые работы идут, и вот это подорожание бензина в результате, как я понимаю, приведет к тому, что и продукты подорожают.

Григорий Сергиенко: Понимаете, в целом то, что происходит сейчас, рост нефтяных цен, – это благодать для нашего бюджета, потому что мы уже в этом году заявили, что у нас будет профицитный бюджет.

Марина Калинина: Нет, бюджет-то, может быть, и да, но для людей-то? Кошелек-то не бездонный у человека.

Григорий Сергиенко: Вот парадокс в том, что если мы сейчас приостановим рост, вернее предпримем меры, для того чтобы приостановить рост мировых цен на нефть, мы потеряем, в целом государство потеряет. Обратная сторона этого процесса – это именно рост цен на топливо, и соответственно…

Марина Калинина: То есть мы сейчас за государство отдуваемся, грубо говоря, своими кошельками?

Григорий Сергиенко: Нам надо найти 8 триллионов, для того чтобы решать наши насущные проблемы, как объявил президент. Где их взять?

Юрий Коваленко: За счет водителей, получается.

Григорий Сергиенко: Один из источников – это как раз благодать, которая произошла с ценами на нефть.

Юрий Коваленко: Падение спроса не произошло, люди в любом случае заправляются и заправляться будут. То есть получается, что выхода нет, водитель – это человек, которого действительно можно доить, и он ничего не сможет сказать.

Григорий Сергиенко: Водители – невольные заложники вот этой системы. Поскольку для того чтобы отвязать внутренние цены от внешних, у нас была достаточно такая серьезная схема пошлин, которые зависели от роста мировых цен: росли больше цены мировые на нефть, соответственно, пошлина росла, за счет этого соблазн убирался, который появлялся у производителей, с тем чтобы продавать побольше за рубеж, а внутренние цены были стабильные. Но наши партнеры по Таможенному союзу, Белоруссия и Казахстан, попросили выравнять пошлины, то есть несколько изменить их расчет и за счет других источников компенсировать снижение их. Поэтому мы там поменяли, механизм несколько изменили, теперь его влияние уменьшилось, в результате имеем итоги, вот такое соотношение, когда внешний рынок тянет за собой внутренний.

Марина Калинина: Давайте – у нас остается совсем немного времени – что Российский топливный союз в вашем лице может предложить в данной ситуации, чтобы как-то немножко замедлить хотя бы рост этих цен или остановить, чтобы он без конца не продолжался?

Григорий Сергиенко: На прошлой неделе мы опубликовали открытое письмо, в котором изложили по-нашему ряд мер, которые должны… Здесь вопрос наполнения внутреннего рынка, за счет чего, я уже говорил о том, что сориентировать нефтяников, каким образом регуляторы смогут этого достигнуть, это их проблемы, но только таким путем можно стабилизировать цены, чтобы на бирже ценообразование было более-менее объективным и отражало соотношение спроса и предложения. Сейчас ажиотажный спрос, который гонит внутренние оптовые цены вверх. Вопрос, следовали бы розничные цены за оптовыми, но с учетом того, что у нефтяников, как говорил один из зрителей, есть возможность не поднимать розничные цены, а независимо розница не может работать в таких условиях, соответственно, она сейчас находится в кризисном положении.

Марина Калинина: То есть получается, что выход таков, что производители должны внутренний рынок наполнять, а не вывозить на экспорт нефтепродукты?

Григорий Сергиенко: Да.

Марина Калинина: Ну вас услышали, самое главное?

Григорий Сергиенко: Пока нет, пока нет. Пока ситуация не меняется в лучшую сторону.

Марина Калинина: Ну что же, подождем, посмотрим, как будет действительно развиваться эта история.

Спасибо большое, что пришли. Это был Григорий Павлович Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза.

Григорий Сергиенко: Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)