Губернаторов повернут к народу

Гости
Владимир Климанов
директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук

Иван Князев: Президент России Владимир Путин рекомендовал региональным властям минимум раз в год напрямую общаться с жителями. Соответствующее поручение глава государства дал по итогам Прямой линии. А насколько вообще открыта региональная власть? Как общается с населением? Вот в некоторых субъектах главы, например, ведут активную жизнь в социальных сетях, там постоянно какие-то новости выкладывают, комментарии читают, ну и, правда, надо признаться, получают там, как говорится, на орехи от жителей.

Тамара Шорникова: Ну... Будь публичным, будь готов. В большинстве звонков к нам в прямой эфир люди жалуются, что не могут решить свою проблему, обращаясь к властям. Изменится ли ситуация, если общение руководителей регионов, муниципалитетов с народом станет публичным?

Иван Князев: И постоянным еще желательно.

Тамара Шорникова: Многим губернаторам придется поменять привычную схему работу после президентского поручения или нет? Давайте обсудим с экспертами.

Расскажите о вашем опыте общения. Пытались ли решить проблему напрямую с властями, с мэром города, с губернатором? Легко ли вообще выйти с ним на связь? Работают ли горячие линии, работают ли обращения? Как можно связаться? Расскажите.

Иван Князев: Звоните-пишите нам в прямой эфир.

Ну а мы сейчас представим нашего следующего эксперта. Владимир Климанов у нас на связи, директор Центра региональной политики РАНХиГС. Здравствуйте, Владимир Викторович.

Владимир Климанов: Здравствуйте.

Иван Князев: Как считаете?

Тамара Шорникова: Да, Владимир Викторович, как вы считаете, многих ли губернаторов напугала такая предстоящая обязанность регулярно выходить на связь со своим электоратом, со своим населением? Или в принципе это уже миф и у нас достаточно большое количество глав регионов активно общаются, устраивают те же прямые линии, какие-то пресс-конференции?

Владимир Климанов: Вы знаете, и так, и так на самом деле. Мне кажется, что, действительно, в последние годы с точки зрения открытости власти она стала более открытой и готовой к такому прямому диалогу. Может быть, это просто тенденция времени, что нужно быть иногда в социальных сетях или нужно выходить вот на прямую линию с избирателями, с гражданами. Но, с другой стороны, я боюсь, что действительно для некоторых губернаторов это будет такой сложной ситуацией, когда вот так в прямом эфире, без подготовки нужно уметь ответить на самый широкий круг вопросов, который находится в их компетенции, в их регионе; не на все из них можно просто дать ответ, скажем так, напрямую...

Иван Князев: Ну тогда тут логичный вопрос, зачем они тогда сидят на этом кресле, зачем они занимают это место, если они сходу не смогут решить, например, восстановить, мгновенно наладить какую-то связь с каким-нибудь чиновником, чтобы решить вопрос. Тоже тут...

Тамара Шорникова: Ну, может быть, не сходу решить, но публично пообещать разобраться.

Иван Князев: Ну, как минимум да.

Владимир Климанов: Вы знаете, я с вами соглашусь, хотя вот я вижу и некоторую отрицательную сторону вот даже всех этих прямых линий. Она заключается в том, что мы сами констатируем: многие институты в нашей стране не работают.

Иван Князев: Буксуют.

Владимир Климанов: Понимаете, когда нужно только выходить на Прямую линию к президенту, чтобы решить вопросы, что было в последней Прямой линии, соответствия образовательных программ в каких-то школах или реальных выплат конкретным гражданам...

Иван Князев: Да там элементарно дрова привезти к человеку во двор, там тоже было. Мне кажется, губернаторам вообще должно быть стыдно, когда их вот так вот во время Прямой линии президент вспоминает.

Владимир Климанов: Вот в том-то и дело, что, вы знаете, нужно как раз запустить не больше механизмов такого ручного управления, что, в общем, свидетельствует как раз о таких вопросах на прямых линиях, а то, чтобы те институты, которые призваны решать эти вопросы, они реально работали. То есть у нас действительно, реально должны быть полномочные органы власти на муниципальном уровне и на региональном, у них должны быть созданы такие инструменты, чтобы запросы граждан или запросы бизнеса решались, если не решались, то тогда объяснялось, почему решение невозможно. А если это все куда-то копить и выносить потом на самый верх..., чтобы сверху потом пошли прямые поручения решить эту проблему или ту, ну просто не хватит ни президента, ни 85 губернаторов для всей страны, чтобы все проблемы решить. И поэтому я-то больше ратую за то, чтобы этот инструмент взаимодействия с гражданами был, но чтобы и другие инструменты и механизмы, которые определены законодательством, работали тоже, скажем, как часы, тем более их много сейчас.

Иван Князев: Вот, и один из них, Владимир Викторович, один из них – это все-таки система полпредства.

Владимир Климанов: Ну, наверное, такое есть, вы имеете в виду, если полпредов президента... ?

Иван Князев: Ну конечно.

Владимир Климанов: Оно должно работать, но я-то имею в виду, что есть инструменты, которые надо развивать. В Москве есть «Активный гражданин», достаточно четко работает mos.ru, два бывают сбои, индивидуальные сбои, я сам с этим сталкивался или мои близкие, но тем не менее все-таки, согласитесь, там еще лет пять назад таких вот просто механизмов не было. МФЦ, в конце концов, стал работать достаточно правильно, что ли, если так можно сказать, и вот чтобы работало больше такого рода инструментов. Во многих регионах это применяется, есть «Добродел», еще какие-то горячие телефонные линии, которые могут напрямую уже решить вопросы, которые реально есть где-то на местах и которые, конечно, чиновник из своего кабинета просто не увидит, если ему не предоставить эту информацию. А ждать, чтобы там раз в год губернатор вышел на прямую линию и смог найти решение двух десятков каких-то вопросов, – ну, это тоже должно быть, но это должно быть уже каким-то экстремальным случаем, а все-таки не массовым, что ли, решением тех проблем, которые есть в регионах.

Тамара Шорникова: Владимир Викторович, вот что пишут наши телезрители. Татарстан: «Третий год не могу попасть на прием к главе администрации, а вы говорите о губернаторах». Белгородская область: «У нас губернатор очень четко общается с населением и проблемы решаются». Краснодарский край: «Я обращалась на горячую линию губернатора, решение вопроса последовало сразу же».

Все-таки, безусловно, все мы хотим, чтобы работали все институты, но это, что называется, мы за все хорошее против всего плохого. Вот те самые прямые линии губернаторские как раз не помогут ли привести к децентрализации, то есть появится хотя бы больше людей, с помощью которых можно будет в прямом эфире решить вопрос? Не ждать раз в год встречи с президентом, а иметь другие рычаги в регионе?

Владимир Климанов: Я абсолютно с вами согласен, за это и ратую, чтобы у нас больше было децентрализованных решений. Но для этого часто возникает такой казус, что те же главы органов местного самоуправления, муниципалитетов, говорят, что они готовы идти на прямой диалог с населением, но у них нет финансовых ресурсов для решения тех вопросов, которые обычно они получают. Аналогичная ситуация складывается иногда и на региональном уровне, когда говорят, что на самом деле этот вопрос лежит в компетенции каких-то там федеральных структур.

И вот здесь получается такой дисбаланс, когда и готовность есть, и вроде бы мы хотим решить вот эту проблему, но тем не менее оказываемся в такой сложной ситуации разграничения полномочий, и население просто не привыкло спрашивать тех, к кому это должно относиться. То есть на самом деле и многие рекомендации, поручения президента, видите, выглядят как рекомендации, потому что формально все-таки президент не должен давать указаний тем же губернаторам или еще кому-то делать именно так, поэтому это все-таки звучит поручение как рекомендовать органам исполнительной власти субъектов федерации вот такую практику внедрить.

Иван Князев: А вот это интересный вопрос, Владимир Викторович, я просто ни разу не видел, ну не знаю, как это можно назвать, трудовой договор у того или иного губернатора, – у них там есть какой-нибудь пункт «активное общение с населением» или нет?

Владимир Климанов: Вы знаете, в этом году были приняты скорректированные KPI губернаторов, в феврале этого года президент утвердил новый указ №68, там 20 таких стандартизированных критериев. И первый – это доверие населения, оно измеряется социологическими инструментами, наверное, оно об этом и говорит. А вот такого показателя, связанного с тем, сколько он должен быть в соцсетях или сколько он должен проводить времени в прямом общении с гражданами, я не припомню, но это подразумевает его деятельность как таковую, конечно.

Тамара Шорникова: И тогда вопрос: это свежий показатель KPI, то есть результативности работы губернатора, или уже есть подсчеты? Условно, у нас много глав регионов с большим уровнем доверия населения?

Иван Князев: И эффективностью.

Владимир Климанов: Ну, вот эти показатели утверждены в этом году, хотя с 2007 года у нас используется этот инструмент, он корректировался периодически, все время ищут такие универсальные показатели, которые реально работали бы по всей стране. Их, честно говоря, придумать правда сложно, я даже говорю, что нельзя общим аршином измерить все в нашей стране. Но доверие граждан замеряется, и есть разного рода рейтинги, в том числе печатаемые авторитетными агентствами, службами, которые можно посмотреть и сказать, какие органы власти более открыты, какие менее. И это, без сомнения, отражается на тех в итоге решениях, выводах, которые делаются относительно глав регионов.

Иван Князев: Спасибо вам большое. Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, был с нами на связи.

Вот что пишут телезрители. Новосибирская область: «Свора мелких чинуш (дословно) не работают, хамят, а вы говорите, губернатор», – вот такая история. Свердловская область: «Правильное решение, эффект будет», – считает телезритель. Ставропольский край: «Губернаторы не в курсе, что входит в их обязанности», – так считает телезритель.

Тамара Шорникова: Да. И Липецкая: «До губернаторов жалобы не доходят, сидят сотрудники и штампуют ответы, перенаправляют в другое направление, не вчитываясь в текст, а нужно было направлять в большинстве случаев сразу в Следственный комитет». Ну и пишут, что «на нижнем уровне вопросы не решаются, в лучшем случае просто замылится, в худшем обратившемуся станут мстить, столкнулась сама», пишет телезритель.

Иван Князев: Из Татарстана: «Третий год не могу попасть на прием к главе администрации, а вы говорите о губернаторах». Из Ленинградской области: «Все губернаторы должны один раз в год напрямую общаться с населением». Из Воронежской области человек считает, что губернаторы должны все-таки решать на местах проблемы народа, а не сидеть в социальных сетях, – ну, это было бы в идеале.

Тамара Шорникова: Следующая тема.

Насколько сегодня открыта региональная власть и как общается с населением?