Хочу переехать! Что выталкивает людей из провинции?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/hochu-pereehat-chto-vytalkivaet-lyudey-iz-provincii-39419.html Марина Калинина: Ну что, мы переходим к следующей теме, поговорим о том, кто в нашей стране готов переехать из своего родного города в другое место по разным причинам.
Вот смотрите, ВЦИОМ узнал, куда хотят перебраться россияне. Оказывается, тех, кто хочет поменять свое место жительства, у нас 25%, а это четверть страны. Ну вот вы сейчас видите цифры на экранах. Удивительно, но чаще всего люди хотят переехать как раз не в Москву, на первом месте Санкт-Петербург (15%), только потом с двукратным отрывом идет Москва (8%), затем Краснодар. Ну а сейчас, вот смотрите, задумываются 25%, большая цифра на самом деле…
Константин Чуриков: Это среди всех возрастных групп, то есть не только молодежь, как можно было бы подумать.
Марина Калинина: Среди всех взрослых групп.
Константин Чуриков: Ну что же, куда вы хотите переехать и почему людям не сидится на месте в нашей стране? Об этом сейчас поговорим с Ириной Ирбитской, соорганизатором международного проекта «Доктор городов». Ирина Викторовна, здравствуйте.
Ирина Ирбитская: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Вот смотрите, я обращу ваше внимание, что в исследовании ВЦИОМ, в опросе именно говорится о том, что эти люди всерьез задумались о переезде. Вот эта цифра, 25% от всего населения, – это много или мало?
Ирина Ирбитская: Это очень много, это много, с одной стороны. С другой стороны, что нужно понимать? Вообще-то современный мир – это мир, в котором люди перемещаются с места на место по разным совершенно причинам, то есть люди ищут те места, где они способны реализовать свои потребности, свои устремления и цели, профессиональные цели или еще в какой-либо личной сфере. Поэтому мобильность населения – это вообще в природе людей.
Марина Калинина: Но все чаще люди переезжают из сельской местности в города, дальше из маленьких городов в большие города и так далее. Вот эта тенденция, тем более мы говорим о 25% населения, – вот эта тенденция, в общем, на мой взгляд, как-то опасна уже даже.
Ирина Ирбитская: Я не вижу ничего опасного в этой тенденции. Тем более что, возможно, это оптикой ВЦИОМ и не ловится, но на самом деле есть и обратная тенденция, которая вполне неплохо разворачивается, когда люди переезжают, наоборот, из мегаполисов в малые города ровно по тем же причинам, что там они видят больше возможностей, для того чтобы обеспечить себе достойный образ жизни, уровень жизни и себя реализовать. Мы видим, что города, в которых сохранились исторические центры и меньшее воздействие советской застройки, и города, находящиеся одновременно в ареале обитания крупных центров, на самом деле сейчас набирают обороты по популярности.
И здесь что нужно понимать? Что ровно в этих городах люди реализуют так называемый запрос, как мы его называем, запрос на новую локальность – это когда люди хотят в первую очередь иметь больший контроль, чем они имеют в мегаполисах, над своим благосостоянием несмотря на то, что в мегаполисах есть большая инфраструктура рабочих мест. Второе: люди хотят иметь контроль над своей территорией, то есть возможность приобрести или арендовать дом или квартиру в небольшом многоквартирном доме, возможность сходить в администрацию и о чем-то договориться в малых городах гораздо больше. Третье: возможность контролировать своих соседей, условно говоря, выбирать свою среду в малых городах так же больше.
То есть вообще-то выборка ВЦИОМ, которая говорит о том, что люди перемещаются в крупные города в основном, здесь нужно смотреть, какая категория людей перебирается в большие города. Скажем, если там бо́льшая часть молодых людей, то понятно, почему они это делают: это образование в первую очередь и какие-то стажировки, то есть начало карьеры, конечно, лучше делать в большом городе, чем в малом во многих сферах.
Константин Чуриков: Вопрос в том, остановятся ли люди, если это молодые люди, на Москве и на Санкт-Петербурге, не поедут ли они куда-то еще. Потому что нам тут пишут уже и про Испанию, тут вся география европейская.
Марина Калинина: За пределы нашей страны то есть.
Константин Чуриков: Спасибо. Ирина Ирбитская, соорганизатор международного проекта «Доктор городов».
Звонок у нас есть.
Марина Калинина: У нас есть звонок из Тульской области. Александр, приветствуем вас.
Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Александр, Колесников моя фамилия. Я проживаю в городе Веневе Тульской области. Хороший вопрос, куда хотите переехать и почему люди переезжают, ОТР задало вопрос, я хочу на него ответить.
Константин Чуриков: Давайте.
Зритель: Вот смотрите, у нас есть город Москва… Вы меня слышите?
Марина Калинина: Конечно.
Константин Чуриков: Да, слышим отлично.
Зритель: Да. У нас есть город Москва со своими особенностями и как бы страна Россия. И получается так, что вот в Москве законы как бы все исполняются, а по регионам, как вот до этого был у вас вопрос, какие-то свои особенности, то есть какие-то свои законы, какие-то свои квадратные метры, то есть все как бы отличается очень кардинально, вот.
Когда был вопрос о расчищении московских пробок, я в свое время Груздеву задал вопрос, написал, что для того чтобы очистить московские пробки, нужно сделать оплачиваемую работу, то есть вот это вот обстоятельство, которое возникает в регионах. То есть зарплата должна быть, соответствовать такой же, как в Москве, и даже, может быть, выше.
Константин Чуриков: Но один специалист независимо от того, в Москве он или в другом регионе, прикладывает, скажем так, одни и те же усилия, врач в Москве и врач в Махачкале, понятно.
Зритель: Да, да. Вы понимаете, в чем дело? Вот у нас здесь, допустим, в городе Веневе вообще врачей нет, их не хватает, мы в связи с этим испытываем огромные трудности, нас не лечат должным образом. А в Москве иногда даже пустуют эти поликлиники, так же, как и в Туле, и врачи говорят: ну что нам-то? То есть почему я отвечаю вам на вопрос? Обстоятельства, сложившиеся обстоятельства вокруг данного человека.
Константин Чуриков: Сложившееся качество жизни для данного человека в данном регионе.
Зритель: Качество жизни, да.
Марина Калинина: Спасибо большое.
Константин Чуриков: Спасибо.
Марина Калинина: У нас на связи еще один эксперт по этой теме – Ольга Кузнецова, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, доктор экономических наук. Здравствуйте, Ольга Владимировна.
Ольга Кузнецова: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Ольга Владимировна, вас не удивило, что Петербург выскочил на первое место среди тех городов, куда хотят переехать люди?
Ольга Кузнецова: Нет, не удивило, потому что статистика показывает, что миграционные потоки распределены именно так, как показывают данные ВЦИОМ. Санкт-Петербург тоже крупный город, достаточно динамично развивающийся, и в силу того, что там решить проблемы обустройства попроще, то многие люди предпочитают, да, ехать в том числе и в Петербург, в качестве альтернативы Москвы рассматривают этот город.
Марина Калинина: Ольга Владимировна, вот мы до этого говорили с Ириной Ирбитской, и она сказала, что, по ее данным, обратный поток тоже очень большой, то есть из больших городов переезжают люди в маленькие города. Какая у вас информация по этому поводу? Насколько велик этот поток?
Ольга Кузнецова: Я бы сделала одно важное уточнение. Вопрос в том, где находятся эти малые города. Соответственно, где люди работают, переехав жить в малый город? Ведь можно переехать и жить даже не в малый город, а можно переехать жить в деревню, но только вопрос, где эта деревня находится. Она находится на таком расстоянии от крупного города, что человек едет на работу в крупный город, или работа только специфичная для малого города?
Марина Калинина: Так.
Константин Чуриков: Ага.
Ольга Кузнецова: Соответственно, да, людей, которые хотят переехать на постоянное место жительство в малый город, имея возможность продолжать работу в крупном городе, может быть, на удаленной основе, может быть, один из членов семьи ездит в крупный город, может быть, пенсионеры переезжают, – да, таких людей много. Но, скажем так, активно действующих профессионалов, где работают несколько членов семьи в семье, переезжающих в малый город, я думаю, что таких людей не так чтобы уж очень много.
Марина Калинина: Ольга Владимировна, а вот эти 25% россиян, которые готовы покинуть свой город, село, я не знаю, район и переехать куда-то, – эта цифра в принципе нормальна?
Ольга Кузнецова: Я бы сказала, что здесь все очень неоднозначно. Если смотреть, допустим, на зарубежный опыт, то считается, что мобильность населения должна быть достаточно высокой и люди должны ехать за рабочими местами. С другой стороны, эта цифра очень тревожная, потому что она говорит о том, что 25% людей качество жизни по их месту жительства не устраивает, соответственно с этим по возможности надо все-таки тоже что-то делать, потому что у крупных городов есть предел для роста и нужны еще…
Константин Чуриков: А есть ли какие-то научные прогнозы, выкладки у вас, у ваших коллег, если такими темпами будет у нас в стране происходить урбанизация, скажем так, переезды в Москву, в Петербург, в очень крупные города, когда у нас произойдет уже, можно сказать, опустынивание всей остальной страны?
Ольга Кузнецова: Честно говоря, я такие выкладки вам сейчас не назову. Я просто думаю, что все-таки такого полного опустынивания не произойдет, потому что для обустройства в Москве, в крупных городах есть очень серьезные сдерживающие факторы. В крупных городах надо где-то найти жилье, и на самом деле очень многие люди продолжают жить в своих малых городах, но ездят на работу в город. Бывает, что на рабочие недели, бывают своего рода вахты…
Константин Чуриков: То есть такие отходники, можно сказать, да? Как раньше говорили, те, кто живет где-то и время от времени приезжает, приходит в город на работу. У нас, к сожалению, связь пропала.
Марина Калинина: Ну что, поблагодарим нашего эксперта. Ольга Кузнецова была у нас на связи, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, доктор экономических наук.
У нас есть звонок из Краснодара, здравствуйте.
Константин Чуриков: Александр, здравствуйте.
Зритель: Добрый день. Я хотел бы выразить свое мнение, «куда вы хотите поехать». Вот на данный момент мы с супругой уже рассматриваем такую перспективу переехать в крупный город, так как мы живем в Анапе, город-курорт, благодатные места. Но дело в том, что как таковой работы здесь нет, то есть она сезонная, соответственно нет занятости…
Константин Чуриков: Ну понятно, возможности круглый год работать. Хорошо, куда, в какой город вы хотите переехать?
Зритель: Ну, ближайший – это Краснодар, соответственно.
Константин Чуриков: Так.
Зритель: Потому что более стабильная работа, более стабильные заработки…
Константин Чуриков: А чем вы занимаетесь? Какая у вас профессия, у вашей супруги?
Зритель: Ну, у нас здесь сфера обслуживания вообще в Анапе в основном, производства нет. Зарплаты, будем говорить, 12–17 тысяч. Снимать жилье – это 12–15 тысяч зимой и летом до 30 тысяч однокомнатная. Соответственно, для семьи и еще с детьми это не заработки.
Константин Чуриков: Ну смотрите, в идеале для вас то есть перебраться в тот же Краснодар, там снимать жилье, квартиру в Анапе сдавать в летний период, ну и там, естественно, найти работу? То есть такая тактика, да?
Зритель: Ну конечно, конечно, это как один из вариантов, потому что не проживешь здесь.
Константин Чуриков: Удачи вам и вашей семье, Александр. Спасибо за звонок.
Марина Калинина: Спасибо за звонок.
Константин Чуриков: Вот, кстати, куда еще хотят, по географии хочу пройтись зрителей.
Марина Калинина: А, интересно.
Константин Чуриков: В Прибалтику, на остров Патмос в Грецию, в Казань из Самары хочет человек переехать, ну и из Брянска все хотят почему-то в Испанию, ну там тепло действительно.
Переходим к следующей теме.