Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда по вторникам в 14:30 по московскому времени, мы рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они делают, показываем людей, которые производят эту продукцию. И сегодня поговорим об иностранных инвестициях в наш российский бизнес, о том, как государство этому способствует, как вообще иностранные компании внедряются в наш бизнес и как они становятся именно российскими, как развиваются потом именно российские предприятия. У меня в гостях Мария Елкина, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. Мария, здравствуйте. Мария Елкина: Здравствуйте. Марина Калинина: И Андрей Ревков, коммерческий директор компании «Фригогласс Евразия». Здравствуйте, Андрей. Андрей Ревков: Добрый день. Марина Калинина: Я неслучайно заговорила об этом. Потому что мы сняли репортаж в городе Орел. Там находится компания «Фригогласс Евразия», которая производит холодильные витрины, которые вы видите в любых магазинах, в которые заходите, где хранятся прохладительные напитки. Давайте посмотрим сюжет об этой компании, а потом поговорим. СЮЖЕТ Марина Калинина: Все возможно в России. Но просто хотелось бы, Андрей, к вам обратиться в первую очередь. Как возникло это предприятие? Почему действительно решился вопрос по поводу развития именно в России этого предприятия, и в таком небольшом городе, как Орел? Там 400 000 жителей, наверное, даже нет. Андрей Ревков: Да, действительно, город небольшой. Но когда мы пришли в Россию, это было становление рынка ритейла, становление культуры потребления. Мы пришли совместно с нашим самым крупным на тот момент покупателем – это компания Coca-Cola Hellenic. И на тот момент это был головной завод у них, построенный в России, в Орле, были определенные договоренности с губернатором Орловской области о предоставлении земли и налоговых льготах на этапе стартапа. Марина Калинина: То есть местные власти вам помогали, да? Андрей Ревков: Конечно. Марина Калинина: То, что вы пришли в Россию, что вы даете рабочие места местным жителям. Андрей Ревков: Они были заинтересованы и очень заинтересованы в настоящий момент, чтобы мы производили как можно больше, чтобы как можно больше людей было задействовано, так как мы платим все налоги и ведем свой бизнес абсолютно честно. И вот с 1998 года мы два года строили завод. В 2000 году состоялось первое производство. Соответственно, в этом году мы празднуем 20-летие начала производства в России. Марина Калинина: Поздравляем! Андрей Ревков: Спасибо. И, мало того, наверное, скоро будет произведен уже 2-миллионный холодильник на заводе в Орле. Марина Калинина: Мария, хочу вас спросить. Андрей сказал – с 1998 года до сегодняшнего момента. Прошло больше 20 лет. Что изменилось? Плюсы и минусы бизнеса в России в таких регионах. Я не беру сейчас Москву и Санкт-Петербург. Нас все время ругают. Мы говорим о центре, о больших городах. А вот именно в регионах, в каких-то областях что сейчас делают власти? Мария Елкина: Вы знаете, сейчас, наверное, во всех субъектах Российской Федерации региональные власти очень заинтересованы в привлечении инвесторов. Любых – с иностранным капиталом, с российским капиталом. Неважно. Естественно, они заинтересованы в привлечении рабочих мест в свои субъекты. И создано невероятное количество программ, которые именно предоставляют региональные власти, чтобы обеспечить бизнесу комфортные условия их ведения. То есть это мы говорим и про налоговые льготы, и помощь в комфортном подключении к электросетям, и помощь с оформлением земельных участков. То есть региональные власти сейчас очень сильно заинтересованы. И, мне кажется, если сейчас заявить о каком-то инвестиционном проекте, как раз таки уже региональные власти придут и скажут: «У меня, у меня, у меня, у меня». Марина Калинина: То есть действительно такой ажиотаж? Я как человек сторонний от этого, я езжу по разным регионам. Я смотрю – есть разные регионы. Какие-то успешные, какие-то менее успешные. От чего это зависит? Как привлечь к себе инвесторов? Иностранных, не иностранных – неважно. Я не знаю, от чего это зависит. К вам обоим, наверное, обращаюсь. Мария Елкина: Наверное, от личности губернатора, в первую очередь. То есть если губернатор заинтересован в развитии своего региона, то он, мне кажется, из кожи вон вылезет, чтобы к нему пришли и чтобы его регион был очень привлекательным. Марина Калинина: Андрей, какие главные условия, для того чтобы предприятие пришло в регион сейчас? Допустим, если вы хотите расширяться, открывать какие-то предприятия в других регионах, что вам нужно? Какие условия вас бы устроили? Андрей Ревков: Мы представители бизнеса. Естественно, всем в нашем мире сейчас рулит экономика. И, естественно, решение прийти в тот или иной регион – все будет решать экономическая политика конкретного региона, а также разные факторы, как то логистическая доступность, наличие кадрового резерва. Потому что это и большая проблема для нас сейчас в Орле. Марина Калинина: Это мы потом про кадры поговорим, попозже. Андрей Ревков: Вы спрашиваете, что важно. Это такая комплексная задача, которая требует всестороннего рассмотрения. Естественно, помощь местных властей – это серьезное подспорье, как то провести коммуникации, провести дорогу к заводу, который ты строишь. Это очень важно, это очень недешево, если это делать самому. И если это как-то в виде помощи от губернатора или от местной администрации – это плюс огромный. И большой пункт, чтобы этот завод стартовал именно в этом регионе. Марина Калинина: Смотрите, вы производите свою продукцию в России. В частности, поставляете ее за рубеж. Не только по стране. А удается ли производить всю эту продукцию на основе компонентов, которые производятся именно в нашей стране? Или мы все-таки мы закупаем что-то, мы не можем без этого обойтись? Как вы контактируете с теми предприятиями, которые производят комплектующие? Андрей Ревков: Это действительно очень серьезная проблема и, я бы сказал, вызов для нас. Локализация местных производителей, для того чтобы покупать как можно больше в России тех компонентов и материалов, которые нужны для производства наших холодильников. Мы взяли серьезный фокус на увеличение экспорта. И, естественно, все холодильники, которые мы производим в Орле, они сертифицированы для рынков Европы. Это серьезное требование к материалам, ко всем комплектующим. И, к сожалению, пока на сегодняшний момент в России немного предприятий, которые бы соответствовали этим требованиям. Но мы со своей стороны как люди, зависящие от импорта этих комплектующих и которые хотим оторваться от этой зависимости работы в России… Марина Калинина: А сейчас сложнее стало импортировать? Андрей Ревков: Сейчас легче стало. Марина Калинина: Наоборот легче? Андрей Ревков: Наоборот легче. Все-таки таможня настраивает… Марина Калинина: Дает добро? Андрей Ревков: Дает добро. Раньше было очень сложно. Нужно было кучу бумаг на каждый новый компонент. Сейчас все-таки есть и послабление, и на заводе у нас есть и свой таможенный терминал для упрощения, потому что конвейер выдает в день 1300 холодильников. И, естественно, остановить завод можно легко отсутствием одного или двух компонентов. Но локализация – это наше все. Мы считаем, что в этом направлении мы сделали много, потому что 50% на самом деле материалов, которые мы используем, производятся в России. В зависимости от модели. В некоторых моделях и 70% комплектующих, сделанных именно на территории России, мы используем. И на сегодняшний день, по нашим скромным подсчетам, притом, что на заводе работает около 1300 человек в высокий сезон, 3500 человек задействовано у наших подрядчиков, которые производят компоненты в России. Марина Калинина: То есть у вас еще какая-то такая разветвленная сеть получается. Андрей Ревков: Да. Мало того, мы делаем аудит всех наших поставщиков в соответствии с европейскими нормативами стандартов и качества. Мы их обучаем тем нормам и той культуре производства, которая принята в передовых странах, для того чтобы они делали именно качественный продукт, который соответствует нашим высоким требованиям. Марина Калинина: Мария, к вам вопрос. По поводу комплектующих я на многих заводах побывала. Вы знаете, уже не первый раз приходите к нам в студию. Очень многие говорят, что чего-то у нас вообще не производится. Какие-то оси, еще что-то. Как с этим? Движется в сторону того, чтобы все-таки мы в России все это производили? Или как? Или не готовы мы все-таки все производить? Все равно мы зависим от импорта каких-то комплектующих деталей? Мария Елкина: Мы сейчас понимаем, что локализация – это не лозунг, локализация – это жизненная необходимость. И сейчас реализуется ряд программ, которые именно направлены на поддержку производства комплектующих в России. В частности, создана такая структура, как Фонд развития промышленности. И вот для предприятий, которые хотят реализовать инвестиционный проект, направленный на производство комплектующих, предоставляются особые льготные условия займов в Фонде развития промышленности. Марина Калинина: Какие? Мария Елкина: От 1 до 3% годовых предприятие может взять займ в Фонде развития промышленности. Марина Калинина: А предприятия об этом знают, что они могут это сделать? Мария Елкина: Мы стараемся везде кричать об этих программах. Много кто не хочет брать кредиты. Есть такие предприятия. Но сейчас проблема знаете еще в чем есть? Проблема в объемах потребления этих комплектующих. Потому что чем меньше компонент… Марина Калинина: А в чем проблема? Проблема в спросе? В чем проблема? Мария Елкина: Дело в том, чтобы производить иногда один компонент, нужны очень большие масштабы для окупаемости его производства. Андрей Ревков: Заказы. Мария Елкина: Да, заказы. В области пищевого, например, машиностроения. У нас такая особенность отрасли – 270 предприятий раскиданы по 70 субъектам. И если каждый приходит к поставщику и говорит: «Локализуй мне производство вот этой маленькой детальки», - он говорит: «Сколько тебе нужно деталек в год?» Он говорит: «Тысяча штук». – «Я ради тысячи штук в год не буду вкладывать инвестиции». Марина Калинина: Чтобы разработать эти детальки. Андрей Ревков: Да. Поэтому что сейчас делает Минпромторг России? Мы пытаемся по отдельным направлениям номенклатуры консолидировать заказ в отрасли, чтобы дать потенциальному инвестору, который может прийти с производством комплектующих, и на консолидированный заказ. Потому что в этом консолидированном заказе самая большая проблема. Потому что много маленьких предприятий. У каждого свои небольшие заказы. И предприятиям это не интересно. Марина Калинина: У нас есть звонок из Ростовской области. Сергей нам дозвонился. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Я первый раз слышу о такой компании, которая хорошо делает эти холодильники. Берешь какие-то холодильники – и кто их знает, какую… Я взял один. 2-3 года отслужил – и нету. А это деньги. Марина Калинина: В чем вопрос? Зритель: Какие холодильники где делают и где их продают? Марина Калинина: Спасибо большое. Андрей, вы как специалист по холодильникам. Андрей Ревков: Я как специалист по холодильникам скажу – Сергей, мы, к сожалению или к радости, мы делаем промышленные холодильники, именно торговые. Марина Калинина: Вы же с коллегами общаетесь. Может быть, Мария ответит на этот вопрос. Андрей Ревков: Со соседству с нашим предприятием в Липецкой области находится завод Whirlpool. У них очень хорошее производство. Они экспортируют очень много своей продукции за рубеж, в том числе в страны Европы. Очень достойное производство. Известный мировой бренд. И уровень локализации там сумасшедший, насколько я знаю. Там немножко другой тип производства, нежели чем у нас. Марина Калинина: Вопрос цены/качества. Среднестатистический человек может себе позволить? Мария Елкина: Смотрите, компания «Фригогласс Евразия» выпускает холодильники не для бытового использования, а для использования в магазинах. Марина Калинина: Я понимаю. Мария Елкина: Что касается бытовых холодильников, это другой сегмент и там другие игроки на рынке. Андрей Ревков: И другие правила немножко. Мария Елкина: И, наверное, другие требования к холодильнику в том числе. Андрей Ревков: Совершенно верно. Но мы не останавливаемся на коммерческих. Вы видели из сюжета, что мы строим цех, заканчиваем уже наладку оборудования. И мы будем производить в этом цеху холодильники премиального сегмента в первую очередь для рынка Европы, скандинавских стран. И, соответственно, есть виды на то, чтобы эту продукцию также и распространять на территорию России и стран Таможенного союза. Марина Калинина: Смотрите, нам пишут наши зрители: «А почему жалуются инженеры промышленности, что свой опыт некому передавать? Инженеры СССР вымирают. Скоро мы будем производить различные емкости, а вещи, которые эти емкости делают, делать будет некому». Вопрос кадров, опять же, возникает. Кому передавать свои знания? Хотят ли люди идти сейчас работать на завод? Где эти люди берутся? Как их учат, где их учат, кто их учит? Андрей Ревков: Если вопрос адресован мне… Марина Калинина: К вам обоим. Андрей Ревков: Я скажу, как это устроено у нас. К нашему большому счастью, в Орле три университета. Это реальная кузница кадров для нас. И очень много тех людей, кто сегодня вам рассказывал про завод – это сотрудники, которые пришли на линии в самом начале нашего производства, и они доработали до директоров производства, директоров участков. То есть это реальная кузница кадров и такой хороший кадровый лифт, я бы сказал. Но вы действительно правы. Проблема с квалифицированными кадрами большая. Потому что те знания, которые у человека есть, он их заработал, заслужил много лет назад – сейчас немножко другие требования и подходы в инженерном бизнесе. И требуются другие навыки. Это работа с персональными компьютерами, это владение на очень высоком уровне разными системами проектирования. Но, тем не менее, мы создаем. У нас сейчас в Орле очень большой отдел RND. Это Research&Development, проектирование новых изделий. И мы локализуем сейчас это направление максимально. То есть многие модели, которые есть на рынке России и Европы, они сделаны уже в России изначально. И они максимально адаптированы к нашим условиям и требованиям. Марина Калинина: Мария, буквально минутка у вас. Давайте подытожим по кадрам. Минпромторг как-то может повлиять на то, чтобы этих кадров было больше – и рабочих, и инженеров, и управленцев? Вы как-то с вузами работаете? Мария Елкина: Мы работаем с Минобром сейчас по этому направлению, стараемся выработать систему, которая бы помогала вузам и предприятиям как все-таки коммерческим организациям друг с другом взаимодействовать. И чтобы вузы принимали у себя на обучение абитуриентов, которые хотят выучиться на инженерные специальности, и в то же время предприятие дальше помогало этих кадров именно обучать. Почему? Потому что часто… Марина Калинина: Практика же нужна все равно. Мария Елкина: Да, практика. Потому что в вузах часто нет этого набора станков, на которых должен научиться человек работать и проектировать. Поэтому мы здесь пытаемся объединить как раз вузы с предприятиями, чтобы они взаимодействовали. Марина Калинина: Получается? Мария Елкина: Тяжело. Андрей Ревков: Но первые шаги сделаны. Мы участвовали тоже в одном из рабочих заседаний. Я думаю, что идея очень здравая. Своего рода биржа, где можно найти необходимых специалистов предприятию, которое имеет некий дефицит. Естественно, это всегда адресная работа. Но шаги делаются. Марина Калинина: Ну что, спасибо. Удачи вам большой. Ждем новых встреч, как говорится, и новых успехов. Спасибо огромное. Мария Елкина, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. И Андрей Ревков, коммерческий директор компании «Фригогласс Евразия». А прямо сейчас производственный портрет компании «Фригогласс».