Хождение по инстанциям отменяется

Гости
Артем Кирьянов
заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы, председатель Российского союза налогоплательщиков
Алексей Зубец
директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Иван Князев: Тема вот какая. Не надо никуда ходить, никуда звонить, все найдете в Интернете. В Госдуме рассматривают законопроект, который избавит от необходимости ходить по инстанциям, собирать справки, просить соцподдержку у правительства. Предлагают автоматизировать процесс начисления пособий. Сейчас узнать, какая помощь тебе полагается, можно с помощью Единой государственной информационной системы социального обеспечения. ЕГИС она называется, вот так вот сложно, но это для того, чтобы вы, если что, искали в Интернете этот портал. Как будет происходить автоматическое начисление льгот и пособий, узнаем у экспертов.

Тамара Шорникова: Да. Не приведет ли новая система к тому, что кого-то оставят без пособия? В Госдуме уверены, что новый порядок, наоборот, сделает процедуру получения прав на государственную помощь более четкой и понятной. Ранее говорилось, что уже в 2021 году 70-80% потенциальных получателей госвыплат получат уведомления о том, что им положены те или иные начисления.

Иван Князев: В общем, какие жизненные случаи предполагают начисление вам пособий, все ли будет работать так гладко и просто, как нам обещают, не усложнит ли, наоборот, новая система процесс получения выплат? Узнаем у специалистов. А вы, друзья, расскажите, какие пособия вы сейчас получаете? Сложно ли это сделать? Отказывают вам? Справки, может быть, какие-то требуют, гоняют по инстанциям? Или, наоборот, все быстро и просто? Звоните нам, рассказывайте.

Тамара Шорникова: Да. Сейчас на связь выходит Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты.

Иван Князев: Здравствуйте, Артем Юрьевич.

Артем Кирьянов: Да, здравствуйте.

Иван Князев: Хотим знать подробности. Действительно, новая система, как будет работать, сразу все придет, все, что мне нужно, и я уже обращаюсь, или какие-то нюансы есть?

Тамара Шорникова: Какие-то документы нужно будет загрузить?

Артем Кирьянов: Да нет, собственно, от чего можно отталкиваться? Вот из последних примеров. Это то, как были буквально за 1-2 дня совершены десятки миллионов платежей по поддержке во время коронавируса.

Иван Князев: Ага.

Артем Кирьянов: Те переводы, которые сделаны одномоментно, без всяких справок, и нашей социальной службой, и нашей банковской системой. Но ведь справились же. Хотя на самом деле никто до этого даже не мог предположить, что такое возможно. Что такое возможно, исходя из имеющихся баз данных и документов. Поэтому сегодняшний законопроект в общем построен уже на приобретенном опыте, на понимании того, что это все будет работать, будет работать эффективно, и у людей будет минимальное количество, скажем так, обязательств по сбору документов. Т. е. бумажки мы уже не будем собирать.

А вот что касается поправить – ну, конечно, всегда найдет режим тестирования. Т. е. вот запускается какая-то платформа, какое-то оборудование, – всегда, конечно, бывают сбои. И соответственно, в этом режиме тестирования можно будет легко поправить. Т. е. человек может, что называется, написать, даже вот на телефоне, что вот тут есть нестыковки, у меня все должно быть по-другому. И это все быстро придет в норму. Вот такая история.

Тамара Шорникова: Да, Артем Юрьевич, как правило, у получателей, которые обращаются за той или иной выплатой, им нужно предоставить, действительно, массу документов. Часто очень от деталей зависит, положена помощь или нет. Одно дело, когда, например, понятно, сколько получает пенсионер, дотягивает его пенсия до минимального прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе или нет, положена ему доплата или нет. И другое дело, когда, например, речь идет о тех же субсидиях на оплату квартплаты, когда речь идет, например, еще и о каких-то квадратных метрах и т. д., о доходах конкретного человека или семейного.

Артем Кирьянов: Понятно.

Тамара Шорникова: Как тут-то будут разбираться? Сколько квадратных метров конкретно у человека, сколько там до копейки каждый из них получает, вот это все складывать как будут?

Артем Кирьянов: Это вообще не проблема. И все это считается очень просто. Просто нам с вами, как людям с гуманитарным образованием, наверное, слегка сложно. А настроенные, так сказать, компьютеры это все считают очень быстро. И главное, что у нас на самом деле есть все необходимые базы данных. Они есть и по квартирам, по метражу, есть и по доходам. Я давно говорю о том, что нужно, конечно, считать еще и домохозяйства. Не просто каждого конкретного человека, а считать надо доходы домохозяйств, которые могут состоять не только из семьи в таком, в традиционном понимании, в том смысле, что это жена и дети. Домохозяйство может состоять и из других людей. Старшего поколения, даже каких-то, может быть, далеких родственников. Но вот вы вместе ведете домохозяйство, и надо уже из этого опираться, действительно какая поддержка нужна адресная, что должно государство сделать в плане финансирования тех или иных домохозяйств.

Иван Князев: А тут есть маленький нюанс, Артем Юрьевич. А если, например, какой-то член семьи работает, ну, либо самозанятый он, – там будет ли считаться его доход? Либо вообще зарплату в конверте получает.

Артем Кирьянов: Конечно, будет. Самозанятые как раз сейчас с предельно прозрачным доходом. Т. е. у них нет никаких, что называется, угроз, у них сниженная ставка налогообложения. И все понимают, сколько денег платят самозанятые и сколько они зарабатывают. Т. е. нет никаких проблем.

Тамара Шорникова: Очень много сейчас перемен в жизни. Уволить могут одним днем, непростая ситуация. А многие субсидии, например, мы вчера обсуждали, что предоставляются на полгода те или иные субсидии. А у человека вот сегодня хорошо, а завтра действительно что-то изменилось. Как вот тут поправить и вовремя получить помощь?

Артем Кирьянов: Смотрите. Во-первых, вот неправильно даже говорить людям, что уволить могут в один день. Ну, как это так? В один день у нас ничего не делается. Надо обращаться в трудинспекцию и прокуратуру, восстанавливать свои права через суд, получать причитающуюся зарплату, компенсации и т. д. Т. е. нельзя допускать такого отношения, что – да вот, кто-то нас может в один день уволить. Да нет, не может. У нас нормальная, цивилизованная страна. С хорошим Трудовым кодексом. Есть обязанности работодателя. Это во-первых.

Во-вторых, что касается субсидий. По отдельным категориям субсидий у нас идет продление, например, автоматическое. Сейчас мы по тем же субсидиям по ЖКХ пытаемся сделать так, чтобы люди, даже имея задолженность, все-таки могли рассчитывать на субсидию. Т. е. именно в связи с тем, что они могут не выплатить все, что положено, но по крайней мере пытаются частями, и надо входить в такие нюансы, в такие аспекты.

Поэтому главное для людей – это знать свои права и уметь их использовать. Поскольку закон, вообще наше законодательство, оно достаточно много дает возможностей для получения льгот и субсидий в трудные жизненные периоды.

Иван Князев: Спасибо. Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты, был с нами на связи. Послушаем телефонный звонок.

Тамара Шорникова: Ксения, Москва. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Приветствуем вас.

Зритель: Знаете, хорошо говорит, конечно, эксперт, все гладко. Всегда страдает самое первое звено – это первичка. Т. е. кто как из работников вносит, и как быстро и правильно, данные. Я получала, точнее, моя дочь получала по потере кормильца. Там полагалась пенсия, пока она училась на дневном в институте. И это все было нормально. Быстро достаточно и четко. А вторая часть, маленькая такая, 1400 и бесплатный проезд, это вот как раз соцслужба там, субсидия такая давалась. То вот они нас, например, замучили. Принесите такую справку, принесите эту. Каждый год. В Пенсионный. А из Пенсионного, значит, какая вам пенсия назначена. Я им по телефону пыталась, я говорю: «Товарищи дорогие, ну вы хоть спросите сами-то, у вас же там база есть, Интернет там и т. д., все работает. В институт сделайте запрос, там, или в базу посмотрите». Там, например, можно было найти вот, база студентов, что вот она на дневном учится. Не хотят ничего. «Принесите», и т. д. Если это будет работать прямо как вот молодой человек говорит, конечно, все здорово. Но очень сомневаюсь я в этом.

Иван Князев: Ксения, мы сейчас спросим нашего следующего эксперта. Действительно, или будет, может быть, какая-то погрешность, какой-то процент людей, у которых где-то какие-то справки потеряются либо не смогут что-то подтвердить. Насколько все точно и четко будет работать? Алексей Зубец у нас на связи, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России. Здравствуйте, Алексей Николаевич.

Алексей Зубец: Добрый день.

Иван Князев: Алексей Николаевич, ну вот по опыту, я не знаю, внедрения других подобных систем, можно ли надеяться, что каких-то таких нюансов не будет, когда опять где-то что-то потерялось? Как считаете?

Алексей Зубец: Нет, на это надеяться не надо. Я сегодня вот зашел в эту систему и попытался найти там льготы, которые, ну, наверное, могли бы быть мне положены, если бы я за ними обратился. Там есть список. В этом списке полно пустот. Т. е. вот такие льготы, а как их получить, какие документы для этого необходимы, там просто нет данных, элементарно. Т. е. в любом случае это некая информационная система, которая дает общую картину. Но в этой информационной системе сейчас полно дыр. Когда они будут заполнены, как, кем – это есть большой вопрос. И в любом случае для того, чтобы узнать, что вам необходимо, какие документы предоставить для получения льгот, придется опять обращаться к конкретным людям. Потому что в этой информационной системе эти данные элементарно не содержатся. Может быть, через какое-то время они там и появятся, но сегодня эта система нуждается в серьезной доработке. Хотя шаг, безусловно, в правильном направлении.

Тамара Шорникова: Алексей Николаевич, тоже накануне обсуждали, звонили нам в эфир телезрители и рассказывали как раз вот о своих нюансах. У кого лишний полквадратного метра, у кого лишняя копейка в доходах, и они уже там могут не попасть на оказание той или иной помощи. И эксперт говорил о том, что такие вопросы все-таки часто на местах остаются за конкретным человеком, за муниципальными властями. Могут пойти навстречу, могут не пойти. Но тут же машина. У нее конкретные цифры, и уже никто конкретную ситуацию рассматривать не будет?

Алексей Зубец: Смотрите, в данном случае надо понимать, что вот та система, о которой мы сейчас говорим, это не более чем, как бы это сказать-то, справочник. Такая общая справочная система. Она, понятное дело, ничего не решает и решать не может. А насчет того, что где-то могут там скостить копейку и половину квадратного метра, я в этом тоже сильно сомневаюсь. Потому что в принципе для чиновника, принимающего решение о выдаче льгот, это есть нарушение. Т. е. есть вот норматив: столько-то метров на человека. Для постановки, например, на учет. Если у тебя там есть лишние 0,1 кв. м, чиновник принять такого решения о постановке просто не имеет права. Поэтому, если где-то идут навстречу людям, чтобы скостить копейку или, там, кусок недвижимости какой-то очень небольшой, это для чиновника опасно оргвыводами. Поэтому вряд ли где-то на это пойдут.

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: Послушаем наших телезрителей.

Тамара Шорникова: Марина, Приморский край. Здравствуйте.

Иван Князев: Приморский край, да.

Зритель: Город Владивосток. Здравствуйте. Хочу пожаловаться на нашу службу социальной поддержки населения. Являюсь льготником «Ветерана труда», выйдя на пенсию в 2018 году. В прошлом году все линии соцзащиты были закрыты в связи с пандемией. В нашем микрорайоне вообще закрылась, на окраине Владивостока. И поняла я то, что льготу 50% ЖКХ мне выплачивают в гораздо меньшем размере. Разобраться не получилось до сих пор. Соцзащита говорит: вам ЖКХ начисляет лишнее. ЖКХ отвечает: нет, мы работаем по нормативам. Соцзащита улыбается. Нам не предоставили нужные справки, допустим, по тарифам на найм жилья или то, что горячая вода у нас раздробилась в прошлом году на две статьи: тепловая энергия на нагрев и вода на эту горячую воду. Вот такие вот социальные работники.

Тамара Шорникова: Да.

Иван Князев: Да, спасибо вам за эту историю. Алексей Николаевич, а вот действительно много телезрителей пишут, что им скостили пособия по ЖКХ. Где-то на 100 руб. пишут, вот в частности из Курганской области…

Тамара Шорникова: Где можно правду найти?

Иван Князев: …где-то даже больше. Что там происходит?

Алексей Зубец: В суде. А если человек, который сейчас вот был в эфире, считает, что его обманывают, причем по разным причинам могут там, это могут быть какие-то недоработки внутренней коммуникации (там, нормативы не прислали и т. д.), – прямая дорога в суд. Пусть те люди, которые не назначили ей необходимую льготу, расскажут в суде, почему они этого не сделали. Ну, и потом, есть жилинспекция. Я не знаю, имеет ли смысл туда обращаться за этим. Самый простой вариант – это обращаться в те органы, которые могут навести порядок. Либо это органы власти региональные, я думаю, что она туда уже обращалась (было бы странно, если бы она туда не обратилась). А уж если нет правды в региональных органах власти, дорога в суд.

Иван Князев: Алексей Николаевич, смотрите, Иркутская область пишет: «Пенсия 10 тысяч, дотация на ЖКХ 46 копеек». Это действительно так? Так может быть? При такой-то пенсии.

Алексей Зубец: Но, смотрите, мы должны понимать, какая это пенсия. Либо это пенсия работающего пенсионера, либо это пенсия по старости человека, который уже не работает. Т. е. здесь надо разбираться в нюансах. И так сразу сказать нельзя. Но в принципе, если человек, например, работает, то то, что он не получает дотации на ЖКХ по каким-то причинам или она очень маленькая, – такая ситуация вполне возможна.

Иван Князев: Я просто к чему спрашиваю. Вот отталкиваясь от тех СМС, то, что там дотации по ЖКХ у кого-то сократили, не сократили. У нас же индексировали пенсию. И на этот же процент дотацию уменьшили, да? Я правильно понимаю?

Алексей Зубец: Нет, в принципе индексация пенсий и дотации по ЖКХ – это две совершенно разные вещи.

Иван Князев: Но просто, может, доход у людей как бы стал больше, и поэтому дотации начали подсокращать. Или нет?

Алексей Зубец: В принципе дотации на ЖКХ с точки зрения как бы вот логики правоприменительной практики и, собственно, социальной защиты, они должны увеличиваться по мере в той же степени, в какой степени увеличивается пенсия. Как вот это в данном конкретном случае, сказать не могу. Это надо разбираться в законах и в нормативных актах. Хотя в принципе очень низкие дотации на ЖКХ – да, это правда жизни.

С другой стороны, у нас же сейчас пенсия-то средняя по стране 15 тыс. Больше, по-моему, 15 тыс. Вот. Поэтому при низкой пенсии в 10 тыс. низкие дотации на ЖКХ – это странная история. И, наверное, там есть нюансы, которых вам в сообщении, которое вы получили, их просто не назвали.

Иван Князев: Ну, в общем, нужно разбираться. Звонок.

Тамара Шорникова: Да, еще один телефонный звонок послушаем. Любовь, Томская область. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот я проживаю в Томской области и оформляю субсидии по ЖКХ. И вот раз в полгода, значит, эти оформляешь субсидии, и уже за эти полгода дважды субсидия приходит не полностью. И когда начинаешь звонить, то выясняется: то одна квитанция не прошла, то другая квитанция не прошла. Одни говорят: нам не передали данные. Другие говорят, что не получили данные. Т. е. приходится еще дополнительно ходить, делать ксерокопии этих квитанций, писать заявления о том, чтобы пересчитали эти субсидии. А если это будет автоматически, вообще никаких концов не найдешь. Вообще ничего.

Иван Князев: Да. Спасибо. Спасибо вам за эту обеспокоенность. Алексей Николаевич, ну, может, действительно эта система будет все считать так, как и должна это считать?

Тамара Шорникова: Или количество бумажек станет меньше?

Алексей Зубец: Она, смотрите, информационная эта система, о которой мы сейчас говорим, она ничего считать не будет. Это тоже совершенно понятно. Я уже об этом, кстати, сказал.

Иван Князев: Да-да.

Алексей Зубец: Но это информационная система, справочная. И человек в определенном статусе (ну, который там пенсионер, которому положены какие-то дотации, малоимущая семья с детьми) из этой системы она узнает, что ей положены такие-то льготы. И, собственно, система предназначена для того, чтобы люди знали, какие льготы им положены. Сама система ничего автоматически считать не будет. Потому что начисления ЖКХ – это отдельная специальная большая задача, которая связана с большим количеством исходных данных. Все эти данные эта система тоже собирать не будет. И все равно придется ходить в МФЦ и спрашивать: а вот почему вы такую льготу назначили, а вот такая вот квартплата, а почему вы не учли вот это и вот это, а где у нас платежки по электричеству. Эта информационная система вот таких вот сложных историй решать, понятное дело, не будет. Она будет работать, исходя из того, что есть факт наличия, условно говоря, ребенка-инвалида, этот факт подтвержден документами, которые вы когда-то куда-то отнесли. И на основании этого вам будет по этому факту начислено какое-то пособие. А разбираться в отдельных случаях платежей за ЖКХ, понятное дело, никто не будет. Это не более чем информационная система. Которая будет решать самые простые задачи. В сложных случаях она … не будет.

Тамара Шорникова: Алексей Николаевич, да, простите, но обещают-то не только лучшее информирование, но именно автоматическое начисление. Может быть, органы соцзащиты там у себя будут эту информацию собирать непосредственно – из Пенсионного фонда, еще из других ведомств, и что-то куда-то отправлять? Не знаю уж, наличный или на безналичный расчет.

Алексей Зубец: Ну, наверное, безналичный. Вот. На карточку … все эти пособия. Смотрите, вот опять же, надо понимать, что есть два случая. Первый – это случаи начисления по факту. Условно говоря, человек пенсионер. Ему положено 1, 2, 3, 4, 5 пособий. Бесплатный проезд, там, стоматология, компенсация расходов на питание где-то в каких-то регионах, и т. д. Которые начисляются по факту того, что человек пенсионер. Или у него есть справка об инвалидности. Эта справка ему выдана, там, 20 лет назад, и эта справка каждый год действует: человек не перестает быть инвалидом. И тут подтверждать ничего специально не надо. И вот по таким простым случаям – да, действительно будет начисление каких-то пособий, социальной помощи.

Но если необходимо разбираться, сколько у человека квадратных метров, сколько там воды израсходовал, сколько электричества…

Иван Князев: Придется походить.

Алексей Зубец: …то, конечно, таких случаев, которые требуют большого количества дополнительных информаций, эта система решать не будет. Это совершенно понятно и точно.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам большое за разъяснение. Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России. Ну, вот еще люди беспокоятся, что – ну, пенсионеры-то не смогут. Какой там Интернет, куда они будут заходить, что там будут, какие сайты набирать? В общем, все будет по-старому. Для них, во всяком случае. Это пишут наши телезрители. Переходим к следующей теме.