Иван Князев: Ну а мы продолжаем. Знаете, друзья, всегда, когда какие-то тяжелые времена приходят, находятся люди, которые готовы на этом нажиться, на нас с вами нажиться. Вот почти на 200 миллионов рублей мошенники обманули россиян под предлогом оказания медицинской помощи. В Комсомольске-на-Амуре даже работал целый колл-центр. Аферисты просто предлагали разные бесплатные услуги по полному обследованию организма, а потом говорили людям, что у них все плохо, куча тяжелых заболеваний, которые нужно лечить срочно, и брали уже за это деньги. Немалые деньги брали – от 100 до 350 тысяч. Некоторые пациенты залезали в кредиты у нас, чтобы вылечиться, якобы вылечиться. Оксана Галькевич: То есть это получаются не какие-то разрозненные мошенники, а если колл-центр, то это уже некая организованная группа. Иван Князев: Это целая сеть уже фактически. Оксана Галькевич: Да. Это люди, которые участвуют во всем этом организованно. Ну, не стоит, наверное, говорить о том, что у липовых врачей никакого медицинского образования не было, это и так понятно. А диагностика проводилась на оборудовании для фитнеса, друзья. При этом… Иван Князев: Измерят, наверное, пульс. Оксана Галькевич: Что-то такое, да. При этом, чтобы войти в доверие к людям, мошенники прикрывались различными федеральными программами, в рамках которых за лечение якобы потом можно будет вернуть деньги. В общем, вешали лапшу на уши. И таких случаев очень много в нашей стране, не единственный в Комсомольске-на-Амуре. Давайте сейчас посмотрим небольшой сюжет на эту тему, а потом вернемся к обсуждению в прямом эфире. СЮЖЕТ Иван Князев: Господи, «чудо-матрасы» людям впаривают… Оксана Галькевич: Ну слушайте, хорошо, что здесь есть несколько историй все-таки с хорошим финалом: кто-то отсудил деньги, где-то мошенников этих схватили и упекли за решетку, по крайней мере к какой-то ответственности привлекли. Уважаемые зрители, если у вас были какие-то подобные случаи, или вам сейчас кто-то названивает и что-то предлагает, или у вас какие-то сомнения по поводу того, стоит ли вам, я не знаю, соглашаться на ту или иную консультацию, бесплатную/платную, и так далее – звоните нам, рассказывайте о своих историях. А у нас сейчас на связи будет Павел Бранд, невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная». Павел Яковлевич, здравствуйте. Павел Бранд: Здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Оксана Галькевич: Павел Яковлевич, слушайте, ведь на самом деле вот эти люди занимаются тем, что, по большому счету, они девальвируют доверие к системе здравоохранения, к специалистам, к вам, к вашим коллегам. Как вам-то с этим бороться? Павел Бранд: Ну, честно говоря, я бы так не сказал, потому что народонаселение всегда ищет «волшебную таблетку», которая позволит избавиться от всех болезней. Люди занимаются мошенничеством, просто с использованием белых халатов, скажем так. Мне кажется, здесь надо просто людям учитывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Естественно, что когда какая-то коммерческая организация предлагает что-то сделать бесплатно – чудес не бывает, это какой-то развод, и где-то обязательно у людей заберут деньги, в той или иной степени. Поэтому здесь речь идет скорее не о дискредитации медицины, а просто о мошенниках, которые прикидываются врачами. Оксана Галькевич: Ну, я сказала «девальвация», девальвируют доверие. На самом деле, знаете, нам тут некоторые пишут, что это довольно распространенный прием. И даже приличные и уважаемые частные клиники приглашают на первый бесплатный визит: «Приходите, посоветуйтесь со специалистом, а дальше уже решим». Вот здесь, вы знаете, как решить, как принимать решение, когда поступают такие предложения? Кому стоит доверять, а кому не стоит? Идти/не идти? Честно, вот уже до этого доходит. Павел Бранд: Ну, простая конструкция существует, достаточно понятная – это проверка лечебного учреждения, сколько лет на рынке, отзывы в Интернете, посмотреть, какие возможные варианты, спросить у друзей, знакомых, какие были решения, какие были проблемы. Понятно, что далеко не все врачи добросовестные, как и все люди. Среди врачей тоже есть и мошенники, и шарлатаны, и кто угодно. Мы в этом плане не сильно отличаемся от среднестатистического народонаселения, поэтому говорить о том, что все врач идеальные, красивые и умные, наверное, неправильно. Тем не менее качественные, известные, долго существующие медицинские центры стараются следить за своей репутацией и не допускать откровенно мошеннических или шарлатанских действий со стороны своих сотрудников. И если это вдруг внезапно выявляется, то всегда компенсируют и вред, и моральный ущерб, и все остальное. Ну, мы не можем тоже всех проверять, мы не являемся спецслужбой. Если попался врач, который ведет себя недобросовестно, то клиника старается всегда это компенсировать. Но в любом случае это не будет схемой, где участвуют все подряд: администраторы, руководство, врачи, как это происходит в этих мошеннических конструкциях. И, честно говоря, я крайне редко вижу бесплатные приемы в частных клиниках. Если речь идет о крупных частных клиниках, то могут быть какие-то акции. Они обычно связаны с сезоном. Летом, например, какая-то акция со снижением цены. Или во внеурочное время, в дневное время, в позднее вечернее время может идти акция. Но обычно акция – это 10, 20, иногда 50%. Но бесплатные приемы – это если только какая-то благотворительная конструкция или если речь идет о какой-то, не знаю, новой открывшейся клинике, день открытых дверей. Ну, может быть такое уникальное. И то вряд ли кто-то будет звонить конкретному пациенту и приглашать его. Скорее всего, это будет какая-то глобальная реклама в социальных сетях или по радио, я не знаю. Иван Князев: То есть это часть такой маркетинговой стратегии, да? Я правильно понимаю, Павел Яковлевич? Смотрите, ваши коллеги ведь зачастую прибегают к таким технологиям – к «холодным звонкам», например. Тут иногда действительно не разберешься – мошенники звонят либо просто серьезная клиника. Просто хочется понять. Только ли, например, репутация останавливает, скажем так, ваших коллег в том, чтобы оказывать услуги хорошо и качественно? Ну хорошо, если это большая, действительно зарекомендовавшая себя клиника. Павел Бранд: Хороший вопрос: только ли репутация останавливает от того, чтобы оказывать услуги хорошего качества? Репутация как раз останавливает от того, чтобы оказывать услуги плохого качества. Иван Князев: Да, да. Спасибо, что поправили. Я просто имею в виду… Ну а как действительно мне понять, когда я прихожу в частную клинику, просто ли мне там измерят температуру или что-то еще непонятное, абсолютно непонятные для меня тесты, не тесты, анализы возьмут и так далее? Павел Бранд: Ну смотрите. Опять же, во-первых, ситуаций, в которых надо бежать впереди паровоза в медицине, бежать впереди паровоза в амбулаторной практике, ну, их можно пересчитать по пальцам одной руки. И варикозная болезнь нижних конечностей точно к ним не относится. Совершенно точно, если вам сказали, что вам требуется какое-то невероятно сложное лечение, невероятно срочное и прямо буквально сейчас, то можно быть точно уверенным, что если это не хирургия и вас не надо везти в операционную, вы не умираете на месте, то у вас точно есть время для того, чтобы перепроверить эту информацию в какой-то известной клинике или у какого-то известного врача в государственной клинике, для того чтобы тем или иным способом удостовериться, что это действительно необходимо. Если у вас есть хоть какое-то подозрение, что вам говорят диагноз, который маловероятен, в том числе и вследствие того, что вам мало лет или, наоборот, слишком много лет – опять же это повод для того, чтобы перепроверить хотя бы в городской поликлинике. Оксана Галькевич: Павел Яковлевич, вы знаете, говорят: «Хочешь, чтобы жизнь была полна чудес – не учи никогда в школе физику, не изучай. Тогда твоя жизнь будет полна чудес». А вот с медициной, знаете, здесь как-то сложнее. Нас не учат в школе, ну, кроме каких-то правил первой помощи, каким-то глубоким знаниям. Вот как здесь быть? Понимаете, с физикой понятно – это твой пропуск, не знаю, в образование, поэтому ты какие-нибудь облака или что-нибудь еще увиденное можешь принять за какое-то чудесное явление. А как быть с этими мошенниками, которые пользуются нашим, так скажем, незнанием каких-то медицинских моментов, того, как функционирует, я не знаю, человеческое тело, здоровье и так далее? Вот здесь как быть? Павел Бранд: Ой, здесь такая конструкция, опять же непростая! Во-первых, я считаю, что, конечно, начальное медицинское образование должно преподаваться в каждой школе. Это вообще должно быть нормой. В моем понимании, понимание устройства человека, базовые принципы здорового образа жизни, понимание болезней, проблем иммунизации, вакцинации и так далее – это то, что нужно преподавать в школе обязательно. И во многом это важнее условной географии, труда и прочих предметов, типа ОБЖ, когда рассказывают, как надо одевать противогаз. Ну, это человек все равно не запомнит. А вот какие-то моменты о том, какие могут быть проблемы со здоровьем и что с этим можно сделать, какие-то действительно базовые медицинские принципы было бы, наверное, неплохо преподавать в самом начале жизни человека, чтобы он мог их учитывать при дальнейшей своей жизнедеятельности. Это будет существеннее полезнее. Кстати говоря, и физика, и химия базовые, ну, в основном физика, в этом плане тоже неплохо помогают, потому что знание физики останавливает обычно людей, которым начинают рассказывать про магниты, про лазеры, про биомагниты, про волшебные микросферы, которые что-то там лечат, про гомеопатию, про остеопатию. Это все очень хорошо побеждается хорошим знанием физики. Поэтому учите физику в школе, это полезно. Я в свое время плохо учил физику, пришлось нагонять уже в более позднем возрасте. Поэтому чем раньше вы будете учить физику, тем лучше. Иван Князев: Ну просто не поймешь… Оксана Галькевич: Слушайте, они же делают это так аргументированно! Они это все «заливают», «полируют» какими-то терминами. Слушайте, там записывать за ними и потом разбираться со специалистами, желательно из Российской академии наук, надо. Вот как человеку простому все-таки со среднестатистическим школьным образованием не попадаться на уловки этих негодяев? Павел Бранд: Объясняю. К сожалению, человек так устроен, что все непонятное вызывает у него некое шоковое состояние, а особенно когда это касается его здоровья или здоровья его близких. Он может, действительно, принимать неоптимальные решения. Но в этом плане, мне кажется, наиболее правильной будет история, связанная с одной простой и понятной формулой: все ясно понятое может быть ясно изложено. То есть если человек не понимает, о чем идет речь, то точно это не то, что ему нужно в данный момент. И всегда существует возможность в России вызвать 03, если вас прямо так напугали, что вы прямо умираете. Скажите: «Да, о’кей, я умираю. Я понял. Вы меня напугали. Я вызываю скорую помощь. И там точно разберутся, насколько я умираю, где я умираю, от чего я умираю», – и так далее. Если скорая помощь не требуется, а: «Требуется курс лечения длительностью в 25 процедур магнитом, потому что у вас грыжа межпозвонкового диска, секвестрированная, которая вылезает в канал спинного мозга, и вы не сможете буквально через пять минут после того, как выйдете из нашей клиники…» – это все бред, безумие. Соответственно, у вас всегда есть возможность буквально перейти через дорогу, я не знаю, пройти три квартала, зайти в городскую поликлинику и сказать: «Ребята, вот мне тут сказали, что у меня такая проблема. Будьте добры, посмотрите на меня. Действительно ли это так?» В 99,9% случаев… Оксана Галькевич: То есть мнение второго специалиста как минимум, да? Попытаться какой-то свой «консилиум» собрать. Павел Бранд: Сто процентов! Любой медицинский частный центр. 99,9% проблем со здоровьем, какие бы они ни были озвучены человеку, можно решить в России как в рамках ОМС, так и в рамках платной медицинской помощи, ДМС. Необходимо только найти нужного специалиста. Первый попавшийся специалист, если это никому не известная клиника, открывшаяся пару месяцев назад, маловероятно, что сможет реально помочь. Найдите профи-специалиста в Instagram, посмотрите опять же, что о нем пишут, какие отзывы, кто его отмечает в публикациях, какие доктора. Задайте вопросы на форумах, известен ли данный врач. То есть можно каким-то образом попробовать себя обезопасить. Ну, для пожилых людей это, конечно, сложнее. Тем не менее пожилому человеку гораздо правильнее в случае вот таких «холодных звонков» вообще не брать трубку. Или поставить себе определитель на мобильный телефон, бесплатный, и тогда будет обычно видно. Когда мошенники звонят и говорят: «Мы предлагаем вам пройти бесплатное обследование», – сразу вешать трубку, потому что бесплатное обследование никто «холодными звонками» из нормальных клиник предлагать не будет. Во всяком случае я такого не слышал. Или просто спросить: «А как называется клиника? Я зайду на ваш сайт или спрошу у детей, у внуков, они подскажут». Ну, в любом случае на «холодные звонки» реагировать ни в каких случаях не надо. Такая «холодная реклама» – это практически всегда мошенничество. Оксана Галькевич: Слушайте… Иван Князев: Спасибо. Оксана Галькевич: Вы знаете, я просто хотела сказать, что у нас сейчас такая быстрая жизнь пошла, что, действительно, от тебя требуют ответа здесь и сейчас. Вот не надо пороть горячку, не надо мгновенно давать ответы, не надо подписывать даже какие-то договоры, какие-то кредиты. Всегда можно взять эти документы домой и внимательно их изучить, а потом уже… Павел Бранд: Сто процентов! Иван Князев: Не принимать эмоциональных решений, как обычно бывает у нас. Павел Бранд: Да. И никаких вообще действий совершать под давлением. Любых действий под давлением нужно стараться избегать, скажем так. Иван Князев: Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Иван Князев: Павел Бранд, невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная», был с нами на связи. Оксана Галькевич: Давайте посмотрим сейчас небольшой опрос. Наши корреспонденты в Екатеринбурге и Горно-Алтайске спрашивали людей, пытались ли им навязывать некие «чудо-препараты». Вот посмотрите, какие ответы мы получили. ОПРОС Иван Князев: Ну, в этом могут переубедить, причем очень серьезно, те люди, которые звонят по телефону. Дмитрий Янин у нас сейчас на связи (подключаем еще одного эксперта к разговору), председатель правления Конфедерации обществ потребителей. Дмитрий Дмитриевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Дмитрий Дмитриевич. Дмитрий Янин: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Но они ведь включают на самом деле не только вот это перечисление каких-то заумных слов, еще что-то, а какие-то психологические приемчики, наверное, Дмитрий Дмитриевич, да? Вы пытались изучать вообще эти ситуации? Как они действуют, эти мошенники? И как они, казалось бы, вполне себе разумных людей «разводят» на эти вещи? Дмитрий Янин: Ну, целевая группа – это пожилые люди. И, конечно, все эти истории связанные с мошенниками, которые продают «чудо-приборы» или продают «чудо-окна», «чудо-услуги» по изучению новых языков, – это мошенничество. И здесь, действительно, их ключевая стратегия: чтобы вы расстались с деньгами незамедлительно. Деньги очень трудно достаются людям, поэтому как только вас кто-то просит подписать договор сейчас, сразу же вспомните, сколько вы потратили лет, чтобы получить эту пенсию. И отдавать полпенсии за сушеную морковку или за прибор, который донесет до вашего организма эту сушеную морковку, с магнитом, с импульсами – это бессмысленно. И еще один момент. Если это суперприборы, то почему они не проданы американцам, китайцам, европейцам, а эти изобретатели из секретных научных НИИ СССР не стали миллиардерами, как производители Tesla или компьютерных программ? Иван Князев: Ну да. Почему о них никто не знает, грубо говоря. Я предлагаю сейчас послушать Галину из Владимира. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Галина. Иван Князев: Галина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хотела рассказать историю, которая очень похожая. Меня позвали на обследование. Оно тоже, к моему удивлению, проходило в фитнес-центре – что меня уже насторожило. У меня нашли кучу «болезней». И первое, что у меня нашли – это был сахарный диабет. Ну, в общем, у меня много всего нашли, как и у всех. И тут же предложили, для того чтобы они меня вылечили, чтобы я оформила кредит. Но у меня денег таких нет. И я им сказала: «У меня ребенок-инвалид, я не беру никакие кредиты, у меня все деньги уходят на лечение ребенка». Так у них хватило наглости сказать: «А если вы помрете, вы не поднимете своего ребенка, поэтому вы ребенка должны забросить и начать лечить себя». Я отказалась. Врач убежал, который выдавал себя за врача, и сказал: «Сейчас я позову менеджера». Так вы представляете, этот менеджер был под два метра ростом, он надо мной навис. И у меня было ощущение, что меня просто физически… не то чтобы меня как-то… Иван Князев: Ну понятно, там уже не только психологическое, но и физическое воздействие. Оксана Галькевич: Галина, чем закончилось? Времени очень мало! Чем закончилась эта история? Зритель: Вы знаете, я просто решила, что я сейчас буду биться сумкой. Я взяла сумку. И он, видимо, понял. Я сказала: «Вы знаете, если вы меня не выпустите, то я просто позову милицию». Слава богу… Оксана Галькевич: Какая вы молодец! Спасибо большое. Иван Князев: Правильно сделали. Спасибо. Оксана Галькевич: У нас действительно очень мало времени. Дмитрий Дмитриевич, спасибо большое. Дмитрий Янин был у нас на связи, председатель правления Конфедерации обществ потребителей.