Идите лесом: чем вызван небывалый спрос на походные товары?

Гости
Николай Миклухо-Маклай
директор Фонда им. Н. Миклухо-Маклая, исследователь, путешественник
Валерий Прокопьев
руководитель пресс-службы Wildberries

Александр Денисов: Переходи.

Анастасия Сорокина: Перехожу. Иду в лес. Россия идет в лес. Спрос на походные товары вырос в десятки раз. В 30, порядка 30 раз. Представители туристических интернет-магазинов отмечают небывалый рост заказов на палатки, тенты, спальные мешки и раскладные стулья. Куда уходит отдых? Вот об этом поговорим в ближайшее время.

Александр Денисов: Да, на связи у нас как раз представитель такого интернет-магазина: Валерий Прокофьев, руководитель пресс-службы WildBerries. Все и узнаем, как вырос спрос. Валерий, добрый вечер.

Валерий Прокофьев: Здравствуйте. Всем добрый вечер.

Александр Денисов: Да, здравствуйте. Валерий, нас просто потрясли эти цифры. На палатки в 30 раз вырос…

Анастасия Сорокина: …На стулья раскладные в 48 раз.

Александр Денисов: Да. Расскажите, что такое происходит там у вас. Куда народ собрался?

Валерий Прокофьев: На самом деле ничего удивительного нет. Потому что, с одной стороны, это сезонное повышение спроса. Потому что именно сейчас люди начинают готовиться к новому походному туристическому сезону, начинают постепенно покупать все необходимое с запасом. А в то же время, с другой стороны, мы можем говорить о всплеске продаж. Так как внутренний туризм, отдых с палаткой, с семьей или с друзьями, как нам кажется, в этом году будет особенно востребован из-за неопределенной ситуации с заграничным отдыхом. Поэтому отдых с палаткой – это отличный вид отдыха с точки зрения отсутствия большого числа внешних социальных контактов. Вы отдыхаете с семьей или с друзьями, с палаткой, гитарой и вкусной походной пищей.

Александр Денисов: А гитары тоже заказывают у вас, Валерий?

Валерий Прокофьев: Вы знаете, у нас заказывают все. У нас 90 млн. товаров находится на складах. Единственное, сейчас, наверное, популярны не только гитары, а в современном мире это специальные портативные колонки, с помощью которых можно устроить настоящую дискотеку. Но я не думаю, что любители спокойного, размеренного отдыха будут… они все-таки, наверное, предпочтут классическую гитару.

Анастасия Сорокина: Валерий, но когда смотришь на такие цифры – рост в 30, 40 раз, – сразу возникает ощущение, что некий ажиотаж. Вот вы этим пользуетесь, повышаете цены на эти товары? Как реагируете?

Валерий Прокофьев: Мы этим не пользуемся. Потому что мы – интернет-магазин доступных цен. Мы стремимся сделать цены максимально доступными, а ассортимент широким. И более того, мы внимательно мониторим цены, которые устанавливают наши поставщики. В том случае, если цена нам кажется необоснованно высокой, мы применяем различные санкции к поставщикам, вплоть до приостановки продаж.

Александр Денисов: Вы знаете, Анастасия не просто так интересуется. Она ведь тоже решила купить себе и палатку, и спальные мешки, там…

Валерий Прокофьев: Анастасия, добро пожаловать. И предложим вам бесплатную доставку на следующий день. Это все для вас.

Анастасия Сорокина: А скидки?

Валерий Прокофьев: А скидки сезонные. Соответственно, есть более популярные товары, есть менее популярные товары. Опять же, с точки зрения рынка, у нас достаточно привлекательные цены. Поэтому – добро пожаловать.

А кроме того, кстати, помимо спроса на палатки и спроса на спальные мешки, мы заметили, что, например, стали пользоваться спросом товары для приготовления пищи в походных условиях. Например, туристические ножи стали популярнее в 10 раз, кастрюли в 5 раз, газовые горелки и термокружки покупали в 4 раза чаще.

Александр Денисов: Валерий, а кто заказывает, как правило, эти товары? Мужчины или женщины? Интересно.

Валерий Прокофьев: Вы знаете, как мужчины, так и женщины. Потому что поход – это то, что любят все, вне зависимости от пола, возраста. И, опять же, у нас, например, есть очень интересная статистика по регионам. Я, например, лично думал, что самые заядлые туристы живут в Москве. Но когда мы увидели статистику, оказалось, что ими стали жители Нижегородской, Новосибирской областей, Татарстана и Краснодарского края. Потому что в этих регионах туристические товары были популярнее в апреле в 2,5 раза год к году. Вот такое открытие.

Александр Денисов: Вы знаете, как ни странно, вот эти регионы как раз наиболее тревожные с точки зрения этого заболевания. Там как раз всплеск. Видимо, люди насиделись и решили…

Анастасия Сорокина: …Отправиться в поход.

Александр Денисов: Да-да.

Валерий Прокофьев: Да, тут, конечно же, в любом случае нужно соблюдать все меры предосторожности. И, опять же, выбирая различные виды отдыха, отдых с палаткой – он предполагает минимальное количество социальных контактов, чем нежели отдых на шумном пляже, либо в баре, ресторане, дискотеке, либо, например, прогуливаться по шумным туристическим улицам. Понятно, что отдых с палаткой с семьей, с друзьями – он гораздо менее в этом смысле опасен.

Анастасия Сорокина: Но вы сказали, что у вас достаточно большие запасы. Не возникнет ситуация, когда, скажем, на всех не хватит? Сейчас вас послушают и поймут, что, действительно, лучшее решение, надо срочно себе пойти и заказать впрок товары для похода.

Александр Денисов: Настя все беспокоится, что разберут и ей не достанется. Успокойте, Валерий.

Валерий Прокофьев: Все в порядке. Не переживайте, на всех хватит. Мы внимательно следим за тем, чтобы на всех хватило. И делаем все для того, чтобы ассортимент был достаточно широким. Потому что понятно, что товары туристического направления достаточно разнообразны, и в зависимости от того, куда вы пойдете. Если вы, например, пойдете в горы, то вам потребуется специальная термоодежда. И она у нас тоже есть.

Александр Денисов: Да. Валерий, еще вопрос. Скажите, а средства от клещей покупают люди, заказывают тоже?

Валерий Прокофьев: Да, кстати, актуальный вопрос. Их активно покупают. И правильно делают, потому что сейчас, как мы знаем, сезон повышенной активности клещей. И поэтому нужно предпринимать особые меры предосторожности. С одной стороны, как одеваться, и с другой стороны, так и использовать специальные средства. И, конечно же, быть очень внимательным и соблюдать аккуратность.

Александр Денисов: Это хорошо, что люди предусмотрительные. Не как в анекдоте. Знаете, анекдот расскажу про поход. Девушка в поход собирается и выбирает купальник. Мама ей говорит: «Ну, ты бы лучше насчет палатки подумала, насчет свитера». Она говорит: «Мама, будет купальник – будет и палатка, и свитер». Так что люди вот все-таки…

Анастасия Сорокина: Сейчас еще спрос на купальники в разы увеличится, Саша, после этого.

Александр Денисов: Да, да.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Валерий Прокопьев, руководитель пресс-службы WildBerries. А на связи с нашей студией Николай Миклухо-Маклай, исследователь, путешественник. Николай Николаевич, здравствуйте.

Николай Миклухо-Маклай: Здравствуйте. Рад вас слышать.

Александр Денисов: Здравствуйте. Николай, раскройте прежде всего загадку вашей фамилии. Наверняка у всех возникнет вопрос. Расскажите, кем вы приходитесь знаменитому путешественнику-этнографу?

Николай Миклухо-Маклай: Я прихожусь двоюродным праправнуком. У нас есть 2 ветки. Это российская ветка от старшего брата нашего знаменитого соотечественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, исследователя Океании. И вторая ветка – это австралийская. Его прямые потомки в Австралии. Но носителей фамилии у нас немного. И по мужской линии вот соответственно от меня и от моего отца. Поэтому именно с носителем фамилии в России – это вот только с нашими ближайшими родственниками можно сообщаться.

И произошла эта фамилия от шотландского барона, который осел после битвы во время Желтых роз. Это было достаточно давно. И после этого, женившись на казачке Миклуха, эта фамилия у нас была всегда, до того момента, пока Николай Николаевич Миклухо-Маклай не стал путешествовать. И вот, вы знаете, «Миклухо» очень трудно выговаривается иностранцами. Вы не поверите, они такие пытаются слова сказать – ну точно не «Миклухо». И поэтому он добавил «Маклай». То, что дома всегда использовалось. Но, поскольку это было неблагозвучно для российского уха, на тот момент «Миклухо» это было нормально, именно он и восстановил эту фамилию именно Миклухо-Маклай. Отправившись уже в первое свое длительное путешествие при поддержке Русского географического общества и императора на остров Новая Гвинея, у него уже в паспорте была фамилия Миклухо-Маклай.

Александр Денисов: Ну, и сейчас звучит совершенно русская фамилия: Миклухо-Маклай, привычная, да. Мы уж, знаете, чтобы никто не подумал, что вы самозванец. Что это нормальный Миклухо-Маклай, да?

Николай Миклухо-Маклай: Да-да. Вы знаете, у меня сзади вот как раз настоящий наш соотечественник и исследователь, «человек с Луны». Вот как раз его портрет сзади, можно сравнивать. Я, конечно, не пытаюсь быть специально похожим, но родственники говорят, что схожесть есть.

Его, кстати, «человеком с Луны» и фильм показывали на вашем канале, чему я очень рад и благодарен. «Человек с Луны» – это как раз его называли папуасы за белый цвет кожи. Потому что он был первым человеком, которого они увидели с белым цветом кожи. И вот представляли они, что с белым цветом кожи есть только люди с Луны.

Анастасия Сорокина: Николай, но сейчас людей с белым цветом кожи, похоже, увидят во всех лесах. Судя по тем данным, которые туристические магазины опубликовывают, все собираются в походы, все отправляются в путешествия. Как вы считаете, это вот нас так подтолкнула эпидемия? Или в принципе вообще страна любит путешествовать?

Николай Миклухо-Маклай: Вообще это очень хорошая новость, которую я вот узнал буквально недавно, что такое большое количество людей действительно хотят познать свою страну. И это было нормально в Советском Союзе, в котором я вырос. И я помню, какое количество походов у нас было постоянно. А вот поехать за границу – это было уже серьезное такое дело, практически как полететь на Луну.

Александр Денисов: А сейчас, наоборот, это несерьезное дело. Сейчас несерьезное. А вот в лес – уже серьезно звучит, согласитесь.

Николай Миклухо-Маклай: И хорошо как раз. Вы знаете, мне кажется, что человек благодаря этим походам, благодаря путешествиям, которые он сам будет планировать, он станет тем самым исследователем, который будет познавать этот мир и познавать себя. И в конце концов познавать, что он может, и что необходимо. Даже задумавшись, вот я слышал прекрасное интервью по поводу того, что много товаров, необходимых в поход, – дак это так. Для того, чтобы собрать себя даже в небольшой поход, в такую свою мини-экспедицию, необходимо подумать, что же нужно. И открывается очень много нюансов. Оказывается, нужно и одно, и второе, и третье, а ты не умеешь этим пользоваться. И тогда ты начинаешь читать в Интернете. А потом оказывается, выйдя в поход, что в Интернете не так написано. И сталкиваешься с интересными ситуациями, что делишься опытом уже на своем примере, узнаешь у своих родственников, у своих отцов и дедов, как же они ходили в походы. И я считаю, что это то, чем в России всегда, по крайней мере во времена Советского Союза (я могу об этом говорить, когда я ходил в походы), это было нормой.

И я занимался раньше парусным спортом, и мне очень повезло. Потому что походы у нас были и водные. Я, например, прошел от Финского залива по всей Неве. А Нева – это с самым сильным течением. Там невозможно было на парусоходках идти. Раньше так мы это делали. Так вот, мы рассчитывали маршрут и доходили до Ладоги. И вот это было то путешествие, которое фактически меня, как и ряд других, подготовили к тем путешествиям по Новой Гвинее. Когда я оказался в джунглях на острове Новая Гвинея, которые, как говорят, очень опасны, для меня это было нормально. Потому что я прошел не один поход здесь в России.

Поэтому я считаю, что походы – это, конечно, познание себя в первую очередь.

Анастасия Сорокина: А вот как бы так в поход снарядиться, чтобы не ошибиться? Что нужно, с чего начать? Или какие источники подготовить максимально грамотно?

Николай Миклухо-Маклай: Во-первых, надо понять, на сколько вы идете в поход. И тогда от этого будет зависеть, и какие вы возьмете припасы. Может быть, вы охотник и хотите поймать какую-то дичь, кто знает. Однако, конечно же, лучше всего запастись, начиная от продуктов, заканчивая тем, что позволит вам эти продукты приготовить. Здесь опять же тот вопрос. Хотите быть настоящим исследователем – производите костер без каких-то розжигов. Попробуйте это сделать сами. А то все очень по-простому: плеснули и разожгли. А вот попробуйте без этого. И меньше тащить нужно будет заодно.

Если вы потащите это себе в рюкзаке, а не поедете на машине, вы продумаете, что же нужно взять. Значит, надо взять легкую палатку, нужно взять обязательно спальник. А может быть, один спальник, в который влезете вдвоем, и будет теплее? И тогда уже…

Александр Денисов: Чувствуется, какой опытный путешественник Николай. Спальник-то на двоих…

Николай Миклухо-Маклай: Вы знаете, а иногда бывает лучше спать в гамаке, например. По той причине, что когда у нас будет лето, например, и в тех местах, где у нас змеи, дак лучше спать в гамаке. Но, единственное, здесь нужно обязательно хороший растянутый позвоночник. Потому что иначе из гамака потом вы выйдете в таком же скрюченном состоянии и целый день будете ходить. Поэтому здесь есть и такие моменты.

Но в России, слава богу, есть большое количество мест, которые можно посмотреть. И я думаю, что Россия будет открываться для нас как уникальная страна, о которой, кстати говоря, мы мало знаем, живя даже в самой России, которая самая большая территория в мире. Вы знаете, интересно, когда мы посещали сейчас Папуа – Новую Гвинею, и вот последний ряд культурных мероприятий проводили, мы узнавали, рассказывая о России, о том, что мы, оказывается, живем в уникальном регионе. Например: их очень удивляет, что мы можем жить в одном и том же городе, в котором зимой, например, может быть −30°, а летом +30°. И они спрашивают…

Александр Денисов: Т. е. это неправильно, да?

Николай Миклухо-Маклай: Они говорят: «Как вы можете жить? Вы разве не мигрируете никуда?» Я говорю: «Нет».

Александр Денисов: Нет, но некоторые все-таки мигрируют, надо отдать должное.

Анастасия Сорокина: Но теперь им придется брать палатки, Саша.

Александр Денисов: Есть у нас и свои коренные папуасы, которые придерживаются такой же логики.

Николай, все-таки меня тревожит, знаете, столько народу уже собралось в леса. Одно дело – выбраться, другое дело – выжить. Увидим мы сюжеты, как ищут заблудившихся там неделями. Как все-таки не набедокурить-то? Надо предупредить. А то сунутся, не зная брода, и привет.

Николай Миклухо-Маклай: Во-первых, конечно, нужно знать ряд моментов. Если вы идете в лес, помимо компаса, который у вас должен быть, и отметки, откуда вы вышли, а не просто вы вышли с компасом (нужно понять, откуда), нужно делать засечки по лесу, благодаря которым вы будете понимать, как вы можете выйти. Нужно понимать, как вы себя поведете, если попадете в болото, например. Потому что болото ни в коем случае не позволит вам из него легко вылезти, если вы не ляжете на спину и потихонечку не попросите своего спутника, если он есть рядом, помочь. А если его нет, то обязательно идти надо с посохом. Прощупывая землю. Это тоже очень важно.

Помимо всего прочего, обувь у вас должна быть защищенная. Вы сейчас идете по земле, а это может быть прокол какой угодно. Если вы получили травму, значит, у вас должна быть минимальная аптечка.

Но вот когда вы весь этот список возьмете и поймете, что этот список выглядит так, что вам надо брать полдома, т. е. еще закупить товаров, вы возьмите один рюкзак и попытайтесь в него запихнуть все. Потому что все вам тащить на себе. И вот тогда вы в настоящем походе. А если вы приедете на машине, вы выложите оттуда все, что нужно, разложите палатку рядом розжигом и сделаете костер, – ну что это за поход-то? Это не поход.

Александр Денисов: Это пикник называется, да, наверное?

Николай Миклухо-Маклай: Да, да. Это такой… Это самоизоляционный пикник, да. Зато, вы знаете, есть большой плюс. Вы куда бы ни пошли, и поскольку нам надо самоизолироваться, иметь дистанцию и уважительно относиться к этой дистанции, соответственно мы сможем практически каждый быть в походе. Потому что далеко друг от друга. Ну, надо хотя бы тогда кричать какие-то… «Ау!», кстати говоря, это тоже помогает, между прочим.

Но элементарные те вещи, что мох находится с севера, это тоже нужно знать. А кстати, молодежь даже этого не знает.

Александр Денисов: Нам главный редактор, Константин Олегович Точилин, разъяснил про это. Тоже опытный, чувствуется, путешественник. Да, про мох с северной стороны.

Спасибо большое, Николай.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Николай Миклухо-Маклай, исследователь, путешественник.

Куда уходит отдых