Игорь Долгушин: Наше поведение обусловлено генетическими факторами примерно на 1%. Всё остальное – это среда, в которой ты развиваешься
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/igor-dolgushin-59026.html
Мария Карпова: Игорь Долгушин с нами на связи, международный эксперт по развитию навыков и способностей мозга. Игорь, здравствуйте.
Игорь Долгушин: Добрый день. Слышно меня, видно?
Мария Карпова: Да, и слышно, и видно очень хорошо. Игорь, когда готовилась, обнаружила много заголовков, много статей на тему, что ученые нашли эти участки мозга, которые отвечают за совесть. Ну хорошо, места мы эти нашли. Получается, что мозг все за нас решает, и мы на это никак не можем повлиять?
Игорь Долгушин: Как всегда все решает за нас мозг.
Мария Карпова: Ну это действительно так?
Игорь Долгушин: Ну конечно так. Вопрос в том, что да, безусловно, совесть отражается в участках головного мозга, есть различные нейропсихологические понятия, которые в принципе коррелируют с понятием «совесть», такие как метакогнитивные функции, мы об этом поговорим.
Но вопрос в другом, вопрос в том, что эти участки мозга становятся, скажем так, совестливыми или бессовестливыми под воздействием разных факторов. Конечно же, в первую очередь шанс того, что ты вот родился там совестливый человек, и шанс того, что ты родился несовестливым, конечно, минимален. То есть все идет к тому, что среда вот в которой ты развиваешься…
Мария Карпова: Ну воспитание, да? Если детство – это воспитание.
Игорь Долгушин: Конечно. Религии одинаковые там, материальный достаток, цели, обучение, контент, который ты познаешь – все это конечно же и влияет, есть ли у тебя совесть или нет. А в принципе особенности функционирования центральной нервной системы и головного мозга, все это ведет к тому, что человек становится совестливым или несовестливым.
Мария Карпова: А по наследству это передается? Вот у кого-то мозг более совестливый, а у кого-то менее совестливый.
Игорь Долгушин: Ну конечно, таких исследований мы пока не можем обнаружить, слишком такие они уж персонифицированные. Вот, нам есть чем заняться, больше, чем мы тратим сейчас своего времени на исследование совести, но вот мы знаем, что в принципе поведенческое опосредование, то есть наше поведение примерно зависит от генетических факторов на 1%. То есть мы получаем в своем поведении 1% от родителей – все. Все остальное это та среда, в которой ты развиваешься.
Очень важно здесь добавить на самом деле по поводу того, с чего мы начинали – метакогнитивная функция, и совесть можно перевести в нейропсихологию. Есть так называемое мышление над мышлением, или метакогнитивные навыки – уровень самопонимания, то есть как я понимаю себя сейчас, и соответственно селф менеджмент, то есть как я изменю то, что я чувствую в себе сейчас в данный момент.
Это очень важно, потому что совесть это прекрасное чувство, совесть не позволяет нам… то есть это часть нашей личности, она помогает делать нам нравственный выбор между там добром, например, и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим.
Но очень важно, как мы чувствуем эту совесть. Если ты совершил там что-то неправильное, ты такой: «Вот, ну как же так, как я это сделал?» и так далее. Можно сказать себе (первый вариант): «Да, я совершил неправильно, сейчас я сделаю селф менеджмент и в следующий раз там, в следующей подобной ситуации я буду действовать ровно наоборот для того, чтобы не испытывать ни чувства какие-то плохие, для того чтобы в принципе мое поведение было правильным».
Другая сторона совестливости, когда люди просто закрываются в себя и такие: «Вот, господи, что же я натворил?! Что же я натворил?!» Приходит такое некое депрессивно-тревожное состояние, и конечно же лучше быть в первом варианте. Совершил ошибку – ее полностью визуализировал, осознал, чтобы в дальнейшем ее не совершать.
Это высшая иерархия нашего мышления – метакогнитивная функция, запомните. Это очень важно, позволяет жить легче, и на совершенные ошибки смотреть как на способ развития, прогресса, а не как на… вот все.
Петр Кузнецов: Это очень интересно. Игорь, и еще один вопрос, короткий. А бывает же такое, что вот здесь совесть работает, а здесь – нет. Ну то есть прошел мимо бездомного котенка, например, думаешь: эх, потом уже домой пришел, думаешь – надо было взять, какой я плохой. И та же ситуация, например, с бездомным человеком. Прошел мимо, не помог (ну, нуждался в какой-то помощи), а дома даже про него и не вспомнил.
Игорь Долгушин: Мы живем в слишком (мы часто об этом говорим), мы живем в слишком разнообразной среде. Эта среда прямо пропорционально коррелирует с тем, кем мы становимся. Есть такие прекрасные зеркальные нейрончики в прифронтальной коре и, соответственно, они отражают нашу реальность, в которой мы в первую очередь с детства развиваемся.
Поэтому, если на вас в детстве, вам в детстве говорили о том, что посмотри там, мимо бездомного не проходи, а вот кошки – это грязь, то у вас, соответственно, и разный уровень отношения совести к разным частностям. Поэтому все слишком индивидуально.
Но было бы круто, если бы мы все вместе рождались с одинаковым размером двенадцатого отдела боковой фронтальной коры головного мозга, у нас у всех одинаково функционировала бы центральная система – головной мозг, и мы бы воспитывались в идентичной социальной среде, с одинаковым материальным достатком и так далее. Я прошу прощения – это такой утопичный метафорический рассказ, но я к тому, что тогда у нас была бы одна и та же совесть, тогда бы не было никаких противоречий между людьми.
Мария Карпова: А как раз вот про равенство. Я хочу очень-очень задать вопрос. Мне Петя уже показывает на часы, но я прямо очень коротко. Есть же еще клиническая бесчувственность, это когда ну очень жестокие люди, особенно мужчины, говорят, страдают от этой клинической бесчувственности, клинической бессовестности, если можно так сказать. Правда, что мужчины меньше страдают от угрызений совести? Это действительно так?
Петр Кузнецов: Ой, ну конечно! Естественно, этот вопрос нужно было задать! Понятно, да.
Мария Карпова: Нет, ну правда интересно, очень интересно.
Игорь Долгушин: Так может быть вы друг другу ответите на этот вопрос?
Петр Кузнецов: Я ей на часы покажу просто, что у нас время.
Мария Карпова: Ну то есть правда или нет?
Игорь Долгушин: Да, безусловно, правда. Но в большей степени не из-за физиологии, а опять же из-за среды, ответственности и серьезности.
Петр Кузнецов: Этого ты добивалась?
Мария Карпова: Да, именно, но мне было интересно. Спасибо большое, Игорь.
Петр Кузнецов: Совести нет. Игорь Долгушин. Спасибо. Международный эксперт по развитию навыков и способностей мозга. Вас продолжаем спрашивать: «Часто ли вас мучает совесть?» Что вы об этом можете нам сказать, в чем признаться? 5445 – да, нет, так и пишите для голосования.
Игорь Долгушин: Наше поведение обусловлено генетическими факторами примерно на 1%. Всё остальное – это среда, в которой ты развиваешься