Петр Кузнецов: Предлагаю продолжить. Игорь Долгушин, международный эксперт по развитию навыков и способностей мозга. К вопросу о том, как все-таки мы реагируем, точнее наш мозг, на происходящее с нами. Здравствуйте! Мария Карпова: Игорь, здравствуйте! Игорь Долгушин: Добрый день! Меня слышно, видно? Мария Карпова: Игорь, да, вас очень хорошо и слышно, и видно. Игорь, считается, что неудачи, мнение, что там я или кто-то невезучий человек – это все идет из головы, это наш мозг, это такие его игры. Это так? Игорь Долгушин: Конечно, это так! В большинстве своем, если мы не будем рассматривать какие-то метафорические, какие-то магические субстанции, которые обитают вокруг нас, то обратимся к чистой фундаментальной науке, то, с точки зрения нейропсихологии, в поведении человека есть такая прекрасная и тоже в кавычках, прекрасная способность мозга как нейропластичность, и благодаря ней формируется определенные, так называемые ограничивающие убеждения. То есть у нас с детства формируются ограничивающие убеждения. Это такие поведенческие стимулы, которые происходят, формируются под воздействием постоянного повторения. Например, у тебя «у тебя кривые руки, у тебя ничего не будет получаться». Или вот «ты плохо сейчас поступил, с тобой никто не будет дружить». Мария Карпова: То есть родители, да, например, могут формировать такие ограничения? Петр Кузнецов: Программировать, да. Игорь Долгушин: Чаще всего в нашей жизни формируют родители данные ограничивающие убеждения. Их, этих убеждений, на самом деле сотни. Я в рамках практики, реальной практики по развитию навыков, способностей мозга или, в принципе, работе с выгоранием, мы разбираем темы ограничивающих убеждений, как один такой большой, фундаментальный, обособленный блок, потому что мы его, просто я вижу такое их разнообразие. И чаще всего это простые вещи, которые, казалось бы, человеку кажутся нормой. Например, что чаще всего я вижу: у меня не получается, значит, мне это не нужно. Такое каждый испытывал из нас. И мы разбираем. То есть здесь вы сразу можете взять алгоритм, как с этим бороться, что с этим делать. Окей, вы понимаете, что у меня есть такое убеждение. Давайте подумаем, откуда оно взялось? Возможно, что в детстве мне часто говорили, что у меня кривые руки. И что если что-то не получается, значит, это не твое. Возможно такое? Бывало у кого-нибудь такое? Мария Карпова: Наверное. Петр Кузнецов: Если покопаться, можно, да, вспомнить. Мария Карпова: Мне кажется, да, да. Знакомая ситуация многим. Игорь Долгушин: Да, да, да, да. И здесь нужно, слава богу, есть наука. Извините, да, за такую фразу. Но так или иначе, слава богу, есть наука, и она позволяет нам разбить эти утверждения. Мы понимаем, что это уже сформированное в мозге убеждение. Оно сформировано в прямом смысле на физическом уровне, уровне взаимосвязи между разными нейронами образуются собственно, определенные стимулы. Поэтому мы можем внести опровержение. Какое опровержение? Ну, то, что получается у меня сразу, например, писать правой рукой – это уже имеющийся навык. Но чтобы научиться новому, нужно приложить усилия и регулярно выполнять какое-либо действие. Тогда в мозге, с чего мы начинали, образуются новые взаимодействия, новые нейронные связи, и тогда я буду это делать все легче и легче. Поэтому мне не нужно бояться того, что у меня не получается. Потому что это нормально. Мне нужно лишь чуть больше прикладывать усилий. Петр Кузнецов: Игорь, это вот как раз про это пресловутое, что нас не убивает, то делает нас сильнее? То есть мы получается, учимся так или иначе, растем и прокачиваемся на неудачах? Или все-таки здесь мы делим на две категории, и это тоже от мозга зависит? Кого-то они делаю действительно сильнее, а кто-то только тонет и глубже, и глубже погружаясь в уныние? Игорь Долгушин: К сожалению, большинство людей относится ко второй категории. Но если бы они понимали и вот прямо сейчас для себя осознали один важный момент. Извините за научный термин, называется «метакогнитивные функции» – это высшая иерархия нашего мышления. Это мышление над мышлением. Это осознанность по своей сути. И с этой осознанностью нужно сжиться. И нужно не стесняться говорить себе вещи в прямом эфире, как мы сейчас с вами, говорить: так, у меня это не получается. Так, здесь я несчастлив, почему? И искать причину, и искать опровержение. К сожалению, большинство людей пытаются просто принять себе. Ну, да, как бы, ну не получается, пошел я дальше. Но все должно быть ровно наоборот. Простите? Мария Карпова: Да, я просто подтверждаю ваши слова. Значит, я такой невезучий, вот по жизни мне не везет, ну и не везет. Петр Кузнецов: Просто в нашей программе после эксперта должно быть подтверждение Марией, и тогда уже оно считается официальным и верным. Игорь Долгушин: Хорошо. Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: Игорь, нет, я хочу, я еще иногда вопросы задаю тоже. Мы сегодня выслушали много детей, у нас были звонки, мы спрашивали детей разных городов. И почему-то вот я для себя открыла, что дети в основном считают себя неудачниками, если можно так сказать. Ну вот, как-то не везет. Почему? Это какая-то особенность? Или просто вот у нас так совпало в программе? Игорь Долгушин: Во-первых, нужно же понимать, что детская среда наиболее агрессивная, потому что она честная. Мы, взрослые люди, пытаемся как-то скомпенсировать какие-то неудачи другого человека или какие-то внешние проявления другого человека, может быть, как-то этично сказать о том, что что-то вот не так ты делаешь и т.д., и т.п. А детская среда, она наиболее агрессивная. И я бы сказал, мозг оголен. У него нет защитных барьеров, поэтому, попадая в какую-то школьную среду, агрессивных, где тебе говорят: да, там, ха-ха, хи-хи, да ты неудачник, ты воспринимаешь это сразу активно. Твой мозг оголен, у тебя еще нет навыка противоборствовать этому. То есть ты сразу такой, да. Там приходишь домой, начинаешь переживать, плакать и т.д. И ладно бы тебя постоянно, тебе постоянно говорят, что ты неудачник в школе. Это, безусловно, у тебя сформирует определенные хорошие паттерны поведения, скажем так. Но даже у тех детей, кому один раз что-то сказали, один раз, у них в виду вот этих оголенностей их сознания сразу формируются определенные паттерны либо ответные паттерны, что нет, я не такой, и я буду доказывать обратное, либо сразу стагнация поведения, мышления и т.д. Поэтому нужно, безусловно, такие вещи детям объяснять. И, безусловно, необходимо в школах интегрировать правильную детскую психологию. Петр Кузнецов: Да, верно. Игорь, это отдельная тема, очень интересная. Спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое! Игорь Долгушин был с нами на связи, международный эксперт по развитию навыков и способностей мозга.