Игорь Круглинский: Ну а сейчас – наша постоянная рубрика, в ней мы вместе с вами и с нашими экспертами предметно говорим о едином государственном экзамене. Что же будет нового? Тамара Шорникова: Ежегодно ЕГЭ сдают более 700 тысяч старшеклассников в России и за рубежом. Какие изменения ждут учеников, их родителей, а также учителей? Давайте разбираться. И у нас в гостях – Игорь Константинович Круглинский, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Здравствуйте. Игорь Круглинский: Добрый день. Тамара Шорникова: Сразу хотим сказать зрителям: звоните, пишите. Может быть, у вас есть идеи, как можно усовершенствовать процедуру сдачи экзамена. Или вас все устраивает? Давайте сразу о главном. Есть ли какие-то перемены? К чему готовиться? Или все пройдет стандартно? Игорь Круглинский: Давайте сначала я скажу несколько слов о прошедшей экзаменационной кампании. Уже четвертый год единый государственный экзамен проводится без сбоев, в штатном режиме. Мы не фиксируем ни одной утечки экзаменационных материалов непосредственно до экзамена. Все проходит объективно, честно и прозрачно. Как вы правильно заметили, экзамен в этом году сдавали более 700 тысяч ребят. Из них 610 тысяч – это были выпускники текущего года. Единый государственный экзамен проводится не только на территории Российской Федерации, но и на территории 52 стран мира. Это учреждения, которые расположены при посольствах, пограничные службы ФСБ России, Минобороны, Минобрнауки и администрация города Байконур. Кроме того, в этом году для того, чтобы экзамены могли сдать и поступить, соответственно, в российские вузы наши соотечественники и иностранные граждане, дополнительно были открыты пункты в Республике Казахстан, в Республике Молдова и в Приднестровской Молдавской Республике. Результаты этого года в целом свидетельствуют о стабильности в экзамене. У нас немного уменьшилось количество ребят, которые не преодолели минимальный порог. Увеличилось количество ребят, которые набирают от 80 до 100 баллов. И при этом в этом году у нас 23 человека, которые набрали 300 баллов, то есть сдали экзамены по трем предметам на 100 баллов. Для того чтобы провести такой масштабный экзамен, нами был обеспечен целый комплекс мер, направленных на обеспечение достоверности и объективности экзамена. В первую очередь это касается доставки экзаменационных материалов. В этом году более чем половина пунктов проведения экзамена проводила экзамен с использованием технологии печати. Что это значит? Это значит, что в аудиториях, в которых проходит экзамен, вместо традиционных бумажных носителей был доставлен диск за полчаса до экзамена. Член экзаменационной комиссии получал пароль, расшифровывал диск и печатал экзаменационные материалы в аудиториях непосредственно перед участниками экзамена. Это позволяет уйти абсолютно от рисков, связанных с доставкой экзаменационных материалов в пункт, а также обратно, потому что также часть пунктов у нас сканировала экзаменационные материалы. То есть после экзамена все бланки ребят собирались, сканировались непосредственно в школе и отправлялись в региональный центр обработки информации для последующих манипуляций. Кроме того, часть субъектов у нас доставляли экзаменационные материалы силами ГЦСС непосредственно от субъекта до пунктов (и такая же схема назад). Также для обеспечения объективности экзамена в этом году на экзамен выходило более 50 тысяч общественных наблюдателей. В этом плане очень отрадно, что на экзамены стали выходить не только родители детей для того, чтобы посмотреть на процедуру, но и активно стали принимать участие студенты вузов, особенно педагогических и последних курсов. То есть ребята целенаправленно идут в школу для того, чтобы познакомиться с процедурой, для того, чтобы посмотреть, как это все проходит, потому что им непосредственно, когда они придут в школу, придется заниматься тем же самым. Тамара Шорникова: Чтобы знать, к чему готовиться. Игорь Круглинский: Да. Кроме того, это дополнительное общение со своими коллегами, уже практикующими учителями, ну и с ребятами, с которыми, соответственно, им предстоит работать в будущем. Это то, что касается кампании 2017 года. Теперь переходим к 2018 году. Никаких кардинальных изменений в процедуре и в содержании экзамена в 2018 году не предполагается. Если говорить про содержание, то предполагаются незначительные корректировки в отдельных предметах. Что касается процедуры, то все остается точно так же, как и было. Юрий Коваленко: Давайте тогда пройдем детально, скажем так, от вопросов со знаком "минус" к вопросам со знаком "плюс". Вот давайте представим себе, что человек не сдал ЕГЭ. Возможность пересдачи у него есть, а его забирают в армию. В армии он сможет сдать ЕГЭ? Игорь Круглинский: Все зависит от того, успел он получить аттестат или не успел. Если мы говорим о выпускнике текущего года, который, не сдав итоговую аттестацию, уходит в армию… Ну, на самом деле это маловероятно, поскольку ребята все-таки заканчивают в школу в 16,5–17 лет. Но все-таки, если такая ситуация возможна, то, безусловно, пройдя службу в армию, ему надо будет снова прикрепиться к образовательной организации и проходить итоговую аттестацию. Если мы говорим о ребятах, которые имеют аттестат и не сдали экзамен по тем или иным причинам, то они вправе сдать экзамен через год, даже проходя службу в Вооруженных силах. Для этого можно будет подать заявление в соответствующие места и, соответственно, зарегистрироваться на сдачу экзамена. Юрий Коваленко: А кто из выпускников может вообще не сдавать ЕГЭ? Есть такие люди, которым автоматом, как говорится, ставят? Игорь Круглинский: Ну, автоматом… Есть несколько категорий ребят, которые у нас имеют право выбора формы. В первую очередь это дети с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды. Эти категории имеют право выбрать форму проведения итоговой аттестации – либо единый государственный экзамен, либо государственный выпускной экзамен. Кроме того, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и призеры международных олимпиад имеют право не сдавать экзамены по предмету, соответствующему профилю олимпиады, собственно говоря, по которому они являются победителями или призерами. Юрий Коваленко: К нашей беседе подключаются телезрители. Нам дозвонилась Валентина из Архангельской области. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я Кузнецова Валентина из Архангельской области. У меня в прошлом году внучка сдавала в одиннадцатом классе ЕГЭ. И они сдавали не в своей школе, а их возили в районную школу. И ответы на экзамен были через несколько дней – может быть, где-то в течение недели. Вы знаете, это такая нервотрепка для ребенка! Она вообще не спала несколько ночей. Это же… Ну, я не знаю, как вам сказать. Тамара Шорникова: У вас не возникли из-за этого проблемы с поступлением в вуз? Потому что очень часто очень маленькое окно между сдачей экзамена и подачей документов. Зритель: Нет, она учится на фельдшера. Тамара Шорникова: Понятно, спасибо. Зритель: Неужели нельзя раньше оценки-то? Тамара Шорникова: Ну, мы вас поняли. Нельзя ли ускорить, оперативно обрабатывать данные, чтобы не было нервотрепки у тех, кто сдал экзамены? Игорь Круглинский: Смотрите, самый массовый экзамен у нас сдают больше 700 тысяч ребят. Такое количество экзаменационных работ мы обрабатываем одни из первых в мире. Если посмотреть мировую практику, то сроки обработки в нашей стране значительно лучше сроков обработки аналогичных экзаменов за рубежом. То, что мы это делаем за 10–12 дней – мы считаем это на самом деле большим достижением. Это не только наше достижение федерального уровня, но и все те коллеги, которые на местах проверяют экзаменационные работы, я думаю, с нами полностью согласны. Так что здесь оптимизация вряд ли может быть. Мы и так одни из первых в мире. Тамара Шорникова: Ну, здесь же, вы понимаете, сутки за трое идут у человека. Он нервничает, переживает. Он готовился, сдал, а результатов нет! Игорь Круглинский: Прекрасно понимаю. Сам находился в такой же ситуации, думаю, так же, как и вы, поступая в вуз. Нам результаты сообщали тоже далеко не сразу, а через какое-то время. Тамара Шорникова: Вот есть вопрос, он поступил на наш SMS-портал: "Почему нельзя посмотреть экзаменационные материалы после экзамена? Зачем такая секретность?" Игорь Круглинский: Ну, почему? Экзаменационные материалы… Тут есть две процедуры. Первое: если молодой человек или девушка не согласны с чем-то, они могут подать апелляцию, и в ходе рассмотрения апелляции им обязательно представят те задания, которые они выполняли, и дадут все необходимые пояснения. А второе: у нас есть Открытый банк заданий ЕГЭ, который размещается на сайте Федерального института педагогических измерений, в который в том числе включаются экзаменационные задания текущей экзаменационной кампании. Юрий Коваленко: Вот здесь из Татарстана пришла SMS – правда, не про ЕГЭ, а про ОГЭ: "На ОГЭ в девятых классах много списывают". Причем человек говорит, что он сам организатор. Как это вообще возможно? Игорь Круглинский: Что касается единственного государственного экзамена, то действительно благодаря тому комплексу мер, которые предпринимаются и на федеральном, и на региональном уровне, нам удалось обеспечить объективность проведения экзамена. Следующий шаг – это основной государственный экзамен, то есть экзамен в девятом классе. Но, чтобы вы понимали, по действующему законодательству это целиком сфера ответственности субъектов Российской Федерации. Но определенные шаги в этом направлении нами уже запланированы, и мы планомерно движемся и к обеспечению объективности, и других оценочных процедур. Юрий Коваленко: То есть то, что сейчас происходит и с ОГЭ, и с ЕГЭ – это планомерное улучшение, улучшение и улучшение. А каков ваш идеал? Каков итог? До какой точки вы хотите дойти, после которой можно будет сказать: "Всё, ЕГЭ идеален!"? Игорь Круглинский: Я думаю, здесь дело не только в ЕГЭ, а дело вообще в системе оценки качества образования в России. То есть необходимо обеспечить получение достоверной информации о качестве образования на всех уровнях образования. Невозможно принимать те или иные управленческие решения, в том числе по совершенствованию даже стандартов, не имея какой-то объективной информации о состоянии образования на всех ее этапах. Что касается единого государственного экзамена, то, я думаю, коллеги, которые в том числе задают вопросы, знают, что у нас принят новый образовательный стандарт, по которому полный переход старшей школы запланирован к 2022 году. Соответственно, ближайшая цель единого государственного экзамена – это обеспечить переход на новые образовательные стандарты к 2022 году. Тамара Шорникова: В следующем году у нас страна принимает Чемпионат мира по футболу… Чемпионат Европы. Родители некоторые уже волнуются – не повлияет ли он на сдачу экзаменов, не придется ли раньше их сдавать? Игорь Круглинский: Чемпионат мира по футболу у нас будет проходить с 14 по 28 июня. И здесь есть несколько моментов. Первое. К этому периоду основные экзамены основных экзаменационных дней будут уже проведены. У нас останется только устная часть русского языка и резервные дни. Это первый момент. Второй момент. Самое ранее начало матчей в рамках Чемпионата мира – это 15:00. Соответственно, самый длительный экзамен у нас – 3 часа 55 минут. Если говорить о том, что ребята в 10 заходят в пункт и начинают сдавать экзамен, то, в принципе, к началу матча они должны уже будут покинуть пункт проведения экзамена. И третий момент. Все-таки матчи проводятся локально, на стадионах. И в пределах больших городов, на территории которых будут проходить эти матчи, мы думаем, что не будет каких-то сложностей организовать пункты проведения экзаменов не в тех районах, где сконцентрированы стадионы и какие-то мероприятия, а в других районах – тем более, повторюсь, учитывая то, что это будут уже резервные дни и небольшое количество участников экзаменов. Юрий Коваленко: А будет ли увеличено количество предметов, по которым можно будет сдать ЕГЭ? Игорь Круглинский: На сегодняшний день единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам. Да, планируется… не расширение. Здесь бы я хотел отметить один момент. К моменту полного перехода старшей школы на новый ФГОС к 2022 году обязательным на едином государственном экзамен, помимо русского языка и математики, станет также экзамен по иностранным языкам. Если говорить про дальнейшее расширение перечня предметов за рамками этих 14, то мы ведем определенную работу, связанную с экзаменом по китайскому языку. Такие мероприятия в апробационном режиме проводятся. Ну и, собственно говоря, все. Тамара Шорникова: А есть какие-то предварительные подсчеты, какое количество человек этот экзамен может заинтересовать? Игорь Круглинский: Мы проводили мониторинг в прошлом году: у нас в школах Российской Федерации порядка 17 тысяч детей изучают данный язык. Поэтому, идя навстречу пожеланиям, в том числе реализуя определенный набор поручений, мы прорабатываем возможность проведения экзамена и по китайскому языку тоже. Тамара Шорникова: А новый способ передачи информации – печать – это повышение оперативности или все-таки еще борьба с вбросом в Интернет возможных вариантов? Игорь Круглинский: Применяя новые технологии транспортировки экзаменационных материалов на дисках… В следующем году мы, кстати, планируем перейти на использованием данной технологии в 100% ППЭ на всей территории Российской Федерации. То есть все пункты проведения экзамена, за исключением, возможно, тех, которые находятся в стационарах, в учреждениях ФСИН, на дому, будут печатать измерительные материалы и сами бланки непосредственно в аудиториях. Это позволяет избежать возможных рисков, связанных с несанкционированным доступом к экзаменационным материалам до экзамена при их транспортировке и хранении. А применение технологии сканирования также позволит сократить время обработки экзаменационных материалов. Юрий Коваленко: У нас SMS от нашего телезрителя: "Подскажите, пожалуйста, с какими проблемами может столкнуться при ЕГЭ ребенок, у которого плохой неразборчивый почерк? Но он отличник по всем предметам". Тамара Шорникова: Может пострадать из-за этого? Игорь Круглинский: Я думаю, это маловероятно, потому что ответы на задания с развернутым ответом – собственно говоря, там, где надо написать что-то и много – проверяет эксперт. А эксперты – это высококвалифицированные либо преподаватели вузов, либо преподаватели школ, которые в своей практике, я думаю, сталкивались и не с такими сложностями в распознавании почерка выпускников. Юрий Коваленко: А вдруг это почерк молодого врача? Поэтому, наверное, все-таки и объясняется ситуация, почему долго некоторые экзаменационные листы разбирают. Потому что, допустим, вся страна у нас голосует на выборах в Госдуму, на выборах президента, и эти результаты обрабатываются куда быстрее. Наверное, из-за этого получаются задержки какие-то? Игорь Круглинский: Дело в том, что экзамен постоянно совершенствуется, и мы исключили вообще из экзамена задания, связанные с выбором ответа. То, о чем вы говорите – это проставление галочек в бланке. Это все делается машиночитаемо. У нас раньше в ЕГЭ были такие задания. Сейчас мы от таких заданий ушли. И основные баллы можно получить за задания с развернутым ответом, которые проверяет именно эксперт. То есть здесь не получится простым сканированием тут же проверить данную работу. Здесь каждая работа проверяется двумя экспертами, в случае расхождения назначается третий. То есть серьезная процедура проверки, именно ручная, экспертами субъектов Российской Федерации. Юрий Коваленко: Возможность как-то найти "своих" людей, экспертов, которые проверят и поставят чуть больше баллов, есть, сохраняется? Или она исключена в принципе? Игорь Круглинский: Она исключена, потому что проверяют работу, не видя, чья она. И распределение работ между экспертами производится автоматизированно, на программном уровне. То есть эксперт получает набор бланков, в которых отсутствует область регистрации. Он не может определить, его это бланки или другие. Более того, у нас внедряется процедура перекрестной проверки – зачастую эксперт может проверять работу даже не из своего региона. Юрий Коваленко: То есть "крапленые карты" здесь не пройдут. Игорь Круглинский: Нет. Тамара Шорникова: Только чистые знания. Тюменская область жалуется: "Задания выходят далеко за рамки программы". Такое возможно? Как составляются задания? Юрий Коваленко: И необходимо ли после этого вводить какое-то дополнительное образование, чтобы знания ученика чуть-чуть выходили за знания общешкольные? Игорь Круглинский: Все наши измерительные материалы составляются Федеральным институтом педагогических измерений, предметные комиссии которого работают четко в соответствии с действующими федеральными образовательными стандартами. Содержание экзаменационных материалов не выходит за рамки программы, за этим очень четко следят специальные эксперты. Может создаваться такое впечатление, но на самом деле это не так. Юрий Коваленко: Есть… точнее, не бытует мнение, а несколько раз я встречал в Сети ситуацию, когда человек, допустим, на экзамене по математике не смог ответить на вопрос, потому что программа была сокращена, и как раз в этом сокращенном участке отсутствовали необходимые доказательства для полного развернутого ответа на этот вопрос. Игорь Круглинский: Я думаю, от этой ситуации мы никогда не уйдем. Так же как по литературе ученик мог просто болеть, когда проходили то или иное произведение. Ведь содержание школьной программы известно. Кроме того, у нас есть на сайте Федерального института педагогических измерений, до 1 сентября мы уже опубликовали спецификации и демонстрационные версии экзаменационной работы следующего года. Любой желающий может ознакомиться и понять, что будет из себя представлять работа 2018 года. А благодаря наличию такого ресурса, как Открытый банк заданий, вполне возможно, если по тем или иным причинам тебе не удалось в рамках школьной программы освоить какие-то разделы, ты можешь обратиться к этому ресурсу и, собственно говоря, пробелы в знаниях все восполнить. Юрий Коваленко: Математический экзамен, наверное, все-таки один из самых сложных. Для меня во всяком случае, несмотря на то, что я не сдавал ЕГЭ, математика была очень тяжелой, и я ее сдавал со скрипом, скажем так. А сейчас вводятся два варианта сдачи экзамена по математике – общий и профильный, если мне память не изменяет. Можно ли записаться на оба? Чем они отличаются? Тамара Шорникова: Как правильно выбрать? Игорь Круглинский: Ну, экзамен по математике действительно проводится на базовом и профильном уровне. Здесь необходимо отталкиваться от цели. Если цель – получить аттестат, то достаточно сдать экзамен на базовом уровне. Он оценивается по 5-балльной шкале. Но надо учесть, что этот экзамен не учитывается при поступлении в вузы. Если вы выбираете, например, такую специальность, как лингвистика или юриспруденция, где математика не требуется, вы вполне можете сдать базовый уровень и на этом с математикой распрощаться. Но если вы планируете поступать в технический университет, то вам обязательно необходимо сдавать математику профильную, чтобы получить балл в 100-балльной шкале и участвовать в конкурсе. Записываться вы на самом деле можете и на оба уровня, то есть любой выпускник может сдать экзамен и на базовом, и на профильном уровне. Но здесь есть один важный нюанс, который необходимо учитывать: если сдали базовую математику хорошо, а на профильной математике получили "незачет", то пересдать этот экзамен получится только через год, потому что формально результат экзамена по математике до получения аттестата у тебя уже есть. Юрий Коваленко: То есть получается, если человек захочет в последствие, в будущем получить еще и техническое образование, кроме гуманитарного, лучше все-таки сдавать расширенный курс математики? Игорь Круглинский: Безусловно. Но мне кажется, что выпускники, подходя уже к итоговой аттестации, которым через месяц поступать в вуз, они должны уже определиться, в какой вуз и по какой специальности они пойдут учиться. Тамара Шорникова: Оптимистично, но не всегда соответствует реальности. Знаете, а как же последняя ночь? "Кто я есть в этом мире?" – и так далее. Скажите, пожалуйста… Мы говорили о том, что есть определенные категории учеников, которые могут не сдавать ЕГЭ, а сдавать выпускные экзамены. Как-то это отразится на их зачислении в вузы? Ведь многие уже привыкли к стандартной рассылке итоговых ЕГЭ по нескольким вузам. Вот здесь ребятам, которые сдают выпускные, как им действовать? Игорь Круглинский: Если ребята все-таки определились, что они будут сдавать экзамен в форме ГВЭ (хотя на самом деле ежегодно доля ребят, которые выбирают ЕГЭ, значительно растет), то эта же категория людей имеет право поступать в вуз и по результатам собственно вступительных испытаний, которые проводит вуз самостоятельно. Поэтому, сдав выпускные экзамены в форме государственного выпускного экзамена, эти ребята будут поступать в вуз, сдавая еще раз вступительные испытания, но уже по форме вуза. То есть это фактически та же система, которая была раньше, если они не выбирают ЕГЭ. Тамара Шорникова: Но в несколько вузов тогда уже вряд ли получится. Игорь Круглинский: Ну, опять же та же схема работает, когда поступали мы с вами. Если ты успеешь – значит, успеешь. Юрий Коваленко: Если, допустим, ребенок вундеркинд и он хочет попробовать себя во всем, ну, или хотя бы самому себе доказать, какое максимальное количество предметов по ЕГЭ он может выбрать? Или хоть все? Игорь Круглинский: Здесь нет никакой планки. Обязательно ребенок должен сдать русский и математику – это для того, чтобы получить аттестат. И дальше он может сдать все 12 предметов, которые остаются, кроме русского и математики. Юрий Коваленко: Это будет каким-то подспорьем при поступлении в вуз, что он сдал больше экзаменов на ЕГЭ, чем положено? Игорь Круглинский: При поступлении в вуз учитываются только те предметы, которые указаны в конкурсе. Как правило, это три предмета. Поэтому все остальные предметы фактически он будет сдавать для себя либо для того, чтобы участвовать в конкурсе во много вузов, где разные вступительные испытания, то есть для того, чтобы совмещать набор. Юрий Коваленко: А результаты ЕГЭ уже в высшем учебном заведении рассматривает также машина или все-таки человек? И есть ли какой-то человеческий фактор? Ну, действительно посмотрел и сказал: "Вот у него четыре или пять сданных ЕГЭ. Он, я думаю, больше…" Тамара Шорникова: "Подход интересный. Стоит брать". Игорь Круглинский: Дело в том, что у нас уже давно отсутствуют такие документы, как свидетельство о результатах ЕГЭ. И выпускник, придя в вуз, просто пишет в заявлении, сколько баллов и по каким предметам он набрал. Вуз это все загружает в автоматизированную информационную систему, которая ему подтверждает достоверность представленных данных. То есть сама приемная комиссия непосредственно с результатами ЕГЭ не работает, она их лишь подтверждает через Федеральную информационную систему. Юрий Коваленко: Ну что же, действительно все больше и больше мы входим в XXI век с точки зрения образования. До 2022 года осталось не так много. Но я думаю, что в ближайшее время что-то радикально не изменится, и ученикам не придется готовиться настолько досконально, что не одну ночь перед экзаменом сидеть, а ближайшие пару месяцев. Игорь Круглинский: 11 лет надо учиться. Юрий Коваленко: Золотые слова! Тамара Шорникова: Ну а если что-то изменится, обязательно обсудим это в нашей постоянной рубрике "Предметно о ЕГЭ". Сегодня все проблемы, тонкости и подводные камни обсуждали с Игорем Константиновичем Круглинским, начальником Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Спасибо вам. Юрий Коваленко: Спасибо. Игорь Круглинский: Спасибо.