Сяду в льготную «Ладу». Отечественным автомобилям - зеленый свет. Программу льготного кредитования продлили еще на два года. Станут ли россияне активнее покупать родные ВАЗы? Юрий Коваленко: Ну а мы переходим к нашей следующей теме, для которой, вообще-то, ни доллар, ни евро не нужны. В России продлили программы льготного автокредитования до 2020 года. 15 миллиардов рублей на это выделено финансирования. Скидка для жителей Дальнего Востока увеличена на 25%. Все для того, чтобы покупали наше, отечественное, наши «Лады». Они, кстати, занимают первые места по популярности в европейских странах. Ну, собственно говоря, две марки и модели нашей «Лады» попали в список самых продаваемых машин Европы. Ольга Арсланова: Ну, справедливости ради скажем, что не первые места, а входят в сотню самых продаваемых машин в Европе. Юрий Коваленко: Ну, уже хорошо, уже хорошо. Ольга Арсланова: И есть ли в этом рейтинге Россия? Сейчас будем еще и выяснять, стоит ли сильно по этому поводу радоваться. У нас в гостях – партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Игорь Александрович, здравствуйте. Юрий Коваленко: Здравствуйте. Игорь Моржаретто: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Льготная программа автокредита до 2020 года – кому это в первую очередь нужно и выгодно? Игорь Моржаретто: Вы знаете, это на самом деле нужно всем, в первую очередь это нужно людям, которые могут таким образом приобрести автомобиль новый. Многие решаются, на грани – покупать, не покупать. А тут им говорят: «Классно! 10-процентная скидка. Вы подходите». И вряд ли кто откажется. Во-вторых, это выгодно экономике России в целом, потому что это никакая не благотворительность, это не деньги, которые бросают в топку и уходят дымом. Это реальные программы, которые были не придуманы у нас. Подобные программы существовали и в Соединенных Штатах, и в Европе, когда был сложная кризисная ситуация, они вводили, чтобы поддержать авторынок. А поддержка авторынка – это запуск механизма, который позволяет крутиться целому ряду отраслей экономики. Например, наш Минэк считает, что каждый рубль, вложенный в поддержку авторынка, дает 3 рубля в виде новых налогов и других поступлений. То есть это никакая не благотворительность, а это просто четкий расчет. Авторынок поддерживают, начиная с 2015 года. Он пока еще достаточно слаб, хотя и показывает, в общем-то, какие-то признаки выздоровления и примерно на 12% в прошлом году вырос. Юрий Коваленко: У нас это обыденная машина. Для нас «Лада» – это уже символ страны. А Европе это почему-то до сих пор считается экзотикой. Почему у нас экзотикой не считаются японские машины или немецкие? Игорь Моржаретто: Значит, смотрите. Давайте по терминам определимся. Во-первых, поддержка авторынка и программа льготного кредитования распространяются на все отечественные автомобили, то есть автомобили, произведенные на заводах в пределах Российской Федерации. То есть не только «Лады», не только на УАЗы, но и на автомобили Volkswagen, произведенные в Калуге, на автомобили Renault, произведенные в Москве, на автомобили других марок, произведенные на территории Российской Федерации. Единственное условие, которое поставлено: высокий уровень локализации (все те марки, которые я перечислил, входят в этот список) и стоимость автомобиля конечная – не более 1 миллиона 450 тысяч рублей. То есть вы по этой программе можете купить автомобиль KIA, никто вам не запрещает. Это российский автомобиль, произведенный в городе Санкт-Петербурге. Это первое. Второй момент. Почему я сказал «определимся с терминами»? Вы упомянули список 100 самых популярных автомобилей в Европе. Значит, в этом списке все автомобили, проданные в Европе… Ольга Арсланова: Включая Россию? Игорь Моржаретто: Включая Россию. Ольга Арсланова: Конечно. Игорь Моржаретто: Безусловно. Ольга Арсланова: Поэтому мы и попали. Игорь Моржаретто: Поэтому, если мы говорим, что наши автомобили находятся, условно говоря, на 52-м и 56-м месте (я точно сейчас не помню), то это значит, что они очень популярные в России, сильно популярные в Белоруссии и немножко известны в Европе. Они там продаются не таким большим тиражом, как бы нам хотелось. Суммарные продажи автомобиля «Лада» составляют там, допустим, 5–6 тысяч автомобилей в год. Они там продаются. Они пользуются определенным спросом. Есть любители марки «Лада». Есть люди, которые смотрят: «Смотрите, какой дизайн!» – потому что у нынешних автомобилей «Лада» прекрасный европейский дизайн и, в общем, неплохое качество сборки. Поэтому радоваться тому, что мы продаем эти автомобили в Европе – это нормально. Ольга Арсланова: Давайте спросим наших зрителей, хотели бы они купить отечественный автомобиль. Это опрос для зрителей, отвечайте «да» или «нет» на короткий номер. Ну и конечно, звоните и делитесь своими соображениями. Специально для тех, кто, может быть, еще сомневается, мы подготовили небольшой сравнительный материал о том, почему некоторые россияне отдают предпочтение отечественным автомобилям, на что они обращают внимание при выборе машины, довольны ли в итоге. В этих вопросах разбиралась автолюбитель Екатерина Ходасевич. СЮЖЕТ Юрий Коваленко: Все голосуют рублем, говорят, что дешево. А некоторые говорят, что надежно. Правда ли, что надежно? И почему у нас так медленно идет технологический прогресс? Почему до сих пор все, ну, поругивают, скажем так, коробку передач, некоторые узлы, говорят, что везде есть запчасти, легко поменять, но ведь эти запчасти быстрее ломаются, чем в европейских машинах? Игорь Моржаретто: Вы знаете, мы живем часто в плену стереотипов. Если мы говорим о последнем поколении отечественных автомобилей, сделанных на Волжском автозаводе, то никаких проблем там особенных с качеством нет. Если говорить о десятилетней «Ладе», то – да, конечно, там есть проблемы. Но у десятилетней иномарки тоже есть. А вот если говорить о совсем новом поколении отечественных автомобилей, вот Vesta, которую нам показывали, – согласитесь, красивый автомобиль, и там никаких проблем с эксклуатацией нет. Но при этом надо учесть следующее: она сейчас номер один по продажам, и при том, что по цене LADA Vesta сравнялась сейчас с основными конкурентами – иномарками, собранными в России, того же класса. Я имею в виду KIA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan. А где-то даже и дороже. Но ее выбирают. Выбирают за то, что она реально красивая. Выбирают за то, что она надежная. И номер один по продажам, еще раз говорю, обгоняя бюджетные иномарки, которые даже могут стоить чуть дешевле. Ольга Арсланова: И опять же – запчасти везде и за нормальную цену можно купить. Игорь Моржаретто: Есть запчасти, действительно. Есть хорошая сервисная сеть. Но это, еще раз говорю, не значит, что теперь выбирают автомобили «Лада» за то, что они самые дешевые. Уже для российского потребителя фактор «самая дешевая» не играет однозначно, я могу сказать. Ольга Арсланова: То есть, кроме цены, есть что предложить, вы считаете? Игорь Моржаретто: К нам пытались выйти на рынок производители из Азии, которые предлагали машины очень дешевые. Ольга Арсланова: Китайцы? Игорь Моржаретто: Китайцы, знаете, уже с очень дешевыми машинами на наш рынок не идут. Наоборот, они предлагают автомобили достаточно дорогие, но хорошо укомплектованные. К нам пытались выйти индусы, еще некоторые компании. А потом выяснилось, что россияне не хотят самое дешевое, а они хотят надежное, комфортабельное, и главное, чтобы выглядело очень красиво. Понимаете? «Я уже не согласен ехать в коробочке какой-то страшненькой только потому, что она дешевая. Я хочу, чтобы автомобиль был красивый». Ольга Арсланова: Запросы растут, да. Игорь Моржаретто: И вот теперь Vesta, которую нам показывали Екатерина, она реально красивая. Ее создал ведущий европейский дизайнер, англичанин, между прочим, который давно работает главным дизайнером «АвтоВАЗа». Многие узлы доводились с помощью партнеров «АвтоВАЗа» по альянсу, французов и японцев. И сейчас эту машину не стыдно купить и не стыдно в нее сесть, и не стыдно сказать девушке, если я хочу ей понравиться, что у меня есть LADA Vesta. То есть это не то что: «Ну да, у меня есть «Жигули». Юрий Коваленко: Кстати, один из показателей… Я сейчас зашел на сайт продажи подержанных автомобилей. Один из показателей – насколько сильно автомобиль с годами теряет в цене. Вот я сейчас смотрю: LADA Vesta даже 2015 года, ну, скажем так, разве что на 10% дешевле, чем новая. Игорь Моржаретто: О чем и речь. То есть, в принципе, отечественный автопром предлагает сегодня вполне конкурентоспособный продукт. Он не дешевле. Еще раз говорю: есть модели, которым довольно много лет, и они подешевле чуть-чуть стоят. Тут предлагают реальный продукт за реальные деньги. И люди это покупают. Ведь никто не бьет человека по голове железной трубой с воплями: «Покупай отечественное!» Наоборот, это осознанный выбор человека, который идет в дилерский центр. Он может пойти в соседний и купить автомобиль KIA, может быть, чуть дешевле, на 10 тысяч. Нет, он покупает Vesta. Это очень хороший показатель для отечественного автопрома, что наконец смогли сделать продукты, которые достойны того, чтобы их рассматривать. Мы ожидаем через месяц открытия Московского автосалона, и там «АвтоВАЗ» собирается какие-то четыре премьеры сделать. Я думаю, что еще больший прорыв будет. Впрочем, что мы про «АвтоВАЗ»? У нас есть УАЗ, который очень неплохо продает свою продукцию. И тоже «УАЗ Патриот»… Мы говорили: «Вот он дешевле». Да не дешевле он давно. Он стоит достаточно хорошо на фоне других компаний, не сильно дешевле, но при этом это большой автомобиль с реально хорошей проходимостью. Один из людей, которых вы интервьюировали, говорил про «Ниву». LADA 4×4 – так это называется. Это автомобиль вообще уникальный, он продается 40 лет на мировом рынке, и в том числе хорошо по-прежнему на рынках в Европе. Такой маленький, ну, не слишком комфортный, с сегодняшней точки зрений, не слишком продвинутый, конечно, во многом неудобен, но у него конкурентов по проходимости нет. И рыбак, охотник, какой-то лесник подумает, наверное: «А чего я буду голову морочить? Ест вот такой продукт». Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. Ольга из Москвы на связи со студией. Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Нам нравятся с мужем отечественные автомобили. Он проработал более 30 лет, был начальником кузовного производства. Мы на «Москвиче» проездили 30 лет. Если бы двигатель починить, мы бы еще столько бы проездили. О «Ладе» мы ничего не знаем, но тоже надеемся, что машина качественная. Но надо за ней ухаживать и беречь. Ольга Арсланова: Как и за любой, да. Спасибо большое, Ольга. Александр из Санкт-Петербурга еще с нами. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Ваше мнение? Зритель: Мое мнение? Ни за что бы не купил. Ольга Арсланова: А почему? Зритель: Ну, соотношение цены не соответствует абсолютно. Гремит вся, как этажерка. Едешь – и такое впечатление, что ты на телеге. Игорь Моржаретто: А вы давно ездили на отечественном новом автомобиле? Зритель: Вот на отечественном новом я буквально пробовал ездить, хотел купить. Проехался… Игорь Моржаретто: На каком? Зритель: На Vesta. Игорь Моржаретто: Удивительно! Вы первый… Ну, будем считать, что вам попался неудачный образец. Обратитесь на «АвтоВАЗ». Зритель: Как неудачный? Амортизаторы стучат. Я предпочитаю лучше старую иномарку купить. Юрий Коваленко: Александр, а вы на чем сами ездите? Зритель: Chevrolet Blazer у меня. Игорь Моржаретто: Удивительно! Модель, которую ужасно ругали все кому не лень. Ну, это ваш выбор. Мы можем только сказать, что это ваш выбор. Вы вправе выбирать то, что хотите. Тем более сегодня на рынке действительно можно выбрать любую модель. Ольга Арсланова: Смотрите – у нас тут еще ругательные. Давайте пару эсэмэсочек. Игорь Моржаретто: Давайте еще ругательные. Ольга Арсланова: «Лучше возьму пятилетний Ford Focus, чем новую LADA – корыто или ведро, а не машина! У отца Kalina, брал новую в суперсборке. У нас Ford старше, но мощнее, комфортнее и надежнее». И вас спрашивают: «А вы, товарищ Моржаретто, вы бы взяли LADA или Audi, если бы вам подарили?» Игорь Моржаретто: Вы знаете, если бы не подарили… Я бы взял все, что подарили. Ольга Арсланова: Все, что предлагают. Игорь Моржаретто: А если выбор… Знаете, между LADA и Audi нельзя ставить знак равенства однозначно, потому что это разные классы автомобилей. Вот если бы я покупал за свои деньги, и у меня бы были деньги только на LADA, то я бы, наверное, купил LADA. Если бы были деньги на Audi, то я бы подумал. Но поскольку у меня такой выбор не стоит, я езжу на иномарке. Если вы говорите о моем личном автомобиле, то это иномарка, собранная в Москве, российского производства, меня вполне устраивает. И там написано «Сделано в России». Ольга Арсланова: А что это за машина? Игорь Моржаретто: Это Renault Captur, сделанный в Москве. Нормальная и хорошая иномарка российского производства, между прочим, разработанная специально для России. В Европе такая не продается, продается только в России и СНГ. Юрий Коваленко: Кстати, давайте сразу мифы развеем. А правда ли, что иномарки, собранные в России, по качеству запчастей, то есть по материалу, из которого изготовлены запчасти, и качеству сборки действительно уступают тем же, которые собраны в Европе? Игорь Моржаретто: Вы знаете, я внимательно отслеживаю отзывные кампании, которые делает каждая из крупных автомобильных фирм в обязательном порядке, если что-то некачественное. Не помню на моей памяти ни одной практически компании, где отзывали из-за того, что дефекты российской сборки или российских комплектующих. Потому что если компания собирает автомобиль в России, совершенно неважно, или в Турции, или в Индонезии, на ней стоит шильдик: Toyota или Ford, или тот же самый Renault. Соответственно, отвечает она всем имиджем своей компании. Потому что на российский рынок поступают автомобили самой разной сборки. Например, часть «Тойот», которые к нам приходят, собраны в Турции. Кто-нибудь заморачивается по этому поводу? Да никто не заморачивается. Ольга Арсланова: Нет, чаще всего наоборот говорят: «С деталью-то, может быть, и все в порядке – сертифицированная, с качеством все ясно. А вот руки рабочие у нас тут халтурят, плохо собирают». Игорь Моржаретто: А что руки рабочие? Ничего подобного! Наши рабочие руки ничем не хуже импортных, тем более практику знаю. На первых порах все компании, которые организовывали сборку здесь, в России, ставили ОТК свой, причем ОТК, который проверяет качество сборки не только на конечном этапе, а на всех промежуточных. Ольга Арсланова: То есть особо там не разгуляешься. Игорь Моржаретто: Да. И на сегодняшний день ни одна из компаний не держит здесь большой штат иностранцев, в том числе в качестве контролеров, считая, что здесь налажено качество сборки очень высокое. А некоторые из наших сборочных предприятий получали от самих компаний награды за лучшее качество сборки среди всех сборочных предприятий в мире. Юрий Коваленко: А вот, кстати… Ольга Арсланова: Давайте еще успеем Дмитрия послушать, у нас давно человек на связи. Здравствуйте, Дмитрий, Оренбург. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. Знаете, у меня такое вам предложение. Нужно, может быть, все-таки не только научиться делать автомобили, а и научиться их еще немножко продавать? Я сам столкнулся с выбором в апреле 2017 года и могу сказать, что отношение в салонах по продаже «АвтоВАЗа» довольно-таки негативное к клиентам. И меня, например, немножко смущает позиционирование автомобилей. Как можно XRAY приравнивать к кроссоверу и сравнивать с кроссовером, с Renault? Любой автомобиль можно поставить на семнадцатые диски, простите – и вы получите 20 сантиметров клиренса. Объясните, скажите человеку, что, покупая LADA Vesta Cross, он получает семнадцатые диски, на которые нужно потом поставить зимнюю «резину» на бюджетный автомобиль, которая обойдется ему в 30 тысяч. Он позволит себе такую «резину» в таком размере или нет? А если он поставит, грубо говоря, резину меньшего размера, то его автомобиль будет смотреться просто глупо. Ольга Арсланова: Давайте ответим Дмитрию. Игорь Моржаретто: Понятно, спасибо большое. Юрий Коваленко: Ну, она изначально хетчбэк, а не кроссовер. Игорь Моржаретто: Да, LADA XRAY – это, конечно, не кроссовер, а это высокий хетчбэк. Правильно его сравнили, соответственно, с Renault Sandero Stepway, но остальные сравнения, скажем так, не совсем корректные. Но я хочу сказать, что действительно дилеры… У нас вообще сейчас достаточно много непрофессионалов в любой отрасли. И бывает, что попадаешь к врачу, который… в общем, ты больше него в медицине понимаешь. И попадаешь к дилеру, который не разбирается в автомобилях, и тоже очень обидно. Эпоха такая у нас, когда очень много людей, верхушек нахватавшись каких-то, говорят «Я профессионал!» и бьют себя пяткой в грудь. Поэтому жаль, что, Дмитрий, вам не повезло с дилером LADA, потому что есть люди увлеченные, горящие своей профессией, которые умеют подать продукт правильно, не навязывая его, но при этом рассказать честно о достоинствах и недостатках. Юрий Коваленко: То есть надо прийти просто в другую смену, когда работает другой продавец? Игорь Моржаретто: Вам не повезло. Из-за этого многие отворачиваются, причем не только от марки LADA, а и от любой другой, если продавец просто халтурщик, который не умеет работать. Ну, что тут поделаешь? Юрий Коваленко: А вот, кстати, часто слышим о том, что, допустим, какая-то крупная автокомпания отзывает часть автомобилей из-за того, что, предположим, перетирается тормозной шланг, и отзывается 20 тысяч автомобилей обратно. У нас, я так понимаю, если такое произойдет, то человек просто подумает: «Ну ладно, я изолентой немножко подмотаю». У нас хоть раз было такое, чтобы машины отзывали серийно из-за того, что что-то было? Игорь Моржаретто: У нас вообще мировая практика отзыва автомобилей существует, и каждая компания уже на сегодняшний день воспринимает отзывные такие кампании как в некотором смысле пиаровские. Мало того, что устраняют какую-то причину, которая в перспективе, гипотетически могла бы привести, но не привела. Компании используют это как демонстрацию клиенту: «Как мы тебя любим! Как мы к тебе лояльны! Ты приедь к нам – мы тебе кофе нальем». Это же бесплатно все абсолютно всегда. Юрий Коваленко: Кофе? Игорь Моржаретто: И кофе, и замена. Если по отзыву, то всегда бесплатно. «Мы тебе заменим эту деталь, кофе нальем. Ты поймешь, как мы тебя любим, и придешь к нам еще в следующий раз». Отзывы устраивал и «АвтоВАЗ», отзывы устраивал неоднократно и УАЗ, и все компании, которые работают в России. Ничего тут страшного нет. Как правило, они оповещают всех клиентов, сообщают, что с такого-то месяца выпуска по такой-то, такие-то VIN: «Придите, пожалуйста, к ближайшему дилеру – вам бесплатно поменяют этот узел». В последнее время смешные бывают вещи – крепление чего-то. Я помню, как-то отзывала какая-то компания коврики неудачные. Юрий Коваленко: Про подстаканники что-то было. Игорь Моржаретто: Да-да. Ну, бывает всякое. А бывают серьезные проблемы. Но, как правило, компания, поскольку боится многомиллиардных исков, если, не дай бог, что случится, она предпочитает, если кто-то что-то обнаружил гипотетически опасное: «Лучше я поменяю за три копейки, чем потом буду платить миллиарды». Ольга Арсланова: Спасибо большое. Напоминаю – мы говорили о продлении программы льготного автокредитования в России с партнером аналитического агентства «Автостат» Игорем Моржаретто. И подводим итоги нашего голосования. Мы у зрителей спрашивали: они готовы купить отечественный автомобиль? «Да» – ответили 38%; «нет» – 62%. Ну, неплохой результат, мне кажется. Игорь Моржаретто: Замечательный. Если «АвтоВАЗ» и все отечественные производители держат 30% рынка, то так оно и есть примерно. Бьется хорошо. Юрий Коваленко: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо вам большое.