Константин Чуриков: Давайте еще проанализируем, раз у нас куда ни глянь, везде война, энерговойну. Сегодня очень важные заявления прозвучали на совещании президента с правительством. Владимир Путин обратил внимание, что вот наши конкуренты используют такие политические инструменты, пытаются нам ставить палки в колеса, что касается продажи нефти и газа. Александр Новак, вице-премьер, сказал, что на самом деле все нормально пока идет и никаких особенных проблем в плане контрактов на поставки нефти в феврале пока нет, хотя трудности имеются. И вот здесь еще прозвучали некоторые важные слова, которые мы сейчас обсудим с Игорем Юшковым, это ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета. Игорь Валерьевич, здравствуйте. Игорь Юшков: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот Новак сказал, что на самом деле, так сказать, проблема даже... и президент, кстати, об этом тоже говорил... что проблема не столько в потолке цен, тем более какой-то двухуровневый сейчас Запад устанавливает, а проблема именно в дисконте, т. е. в нашей, получается, скидке. Вот скидка за что, в чем она выражается? И может быть, то на то и выходит, этот западный потолок равен той цене, по которой мы продаем нефть со скидкой? Игорь Юшков: Ну, здесь важно отметить, что этот потолок цены – это не запрет покупать у России нефть по каким-то ценам, нет, ее приобретать как раз потребитель может по любым ценам, ему за это ничего не будет, никакие вторичные санкции на него не распространяются. Этот запрет касается исключительно перевозки, т. е. запрещено перевозить российскую нефть морским транспортом, танкерами, если она стоит больше 50 долларов за баррель. Поэтому количество танкеров, готовых перевозить российскую нефть, уменьшилось. На протяжении 2022 года мы создавали лояльный себе флот танкеров, сейчас этот процесс продолжается, и вот как раз по этому тоже можно сказать, вот то, что и Новак говорил, что ситуация будет улучшаться и дисконт будет уменьшаться по мере того, как мы будем пополнять и пополнять этот флот, т. е. у нас перестанет существовать дефицит танкеров, мы сможем ввозить, соответственно, надо будет меньше платить за это перевозку. Потому что сейчас танкеров мало, они берут большие деньги за перевозку, поэтому приходится больше платить, соответственно, перевозчику и меньше тебе остается, вот в чем основная проблема. Константин Чуриков: Интересно, что мы делаем в этой ситуации. То есть тут на самом деле два параллельных, может быть, пути. Один путь – это делать свои танкеры, что, наверное, сложно, долго, дорого, либо, соответственно, покупать имеющиеся. По какому пути мы сейчас идем? Игорь Юшков: Ну, мы видели, что в 2022 году мы скупали как раз танкеры на международном рынке, подержанные суда, тут ничего плохого нет. И можно сказать, что скупка танкеров здесь и сейчас – это краткосрочная перспектива, чтобы у тебя не обвалился экспорт, чтобы ты продолжал зарабатывать, но вот стратегически, в долгосрочную перспективу, конечно, нужно строить свои танкеры. Нам десятилетиями все говорили, что не нужно развивать это направление, это примитивно, это корыто, вот пойдете в Китай или в Южную Корею, вам там настроят сколько угодно танкеров. Вот как показывает практика, это ошибочный путь. Если ты хочешь быть независимым и сохранить свой энергетический суверенитет, ты должен все-таки самостоятельно строить нефтяные танкеры. Причем опыт еще в советское время у нас был, потом многие компетенции в этом плане были утрачены, и мы в основном строим небольшие танкеры, и вообще наш флот в основном из танкеров класса «река-море». А так как расстояние до наших потребителей теперь гораздо сильно возросло... Раньше мы в Европу больше продавали, теперь мы полностью уходим с европейского рынка и переходим в Азию. Наши крупнейшие покупатели морским транспортом нефти – это Индия. Если мы прибавляем нефтепроводы, то Китай, конечно, сохраняет первое место. Ну вот Индия, Китай, Турция, т. е. очень отдаленные рынки, Индия и Китай, соответственно, нужны супертанкеры большого объема: чем больше танкер, тем выгоднее везти его на дальние расстояния. Вот это и есть наша стратегическая задача – обеспечить себя танкерами собственной постройки. Константин Чуриков: Морским путем в Индию – это через, соответственно, Суэц, через Красное море? Игорь Юшков: Суэцкий канал, да, туда мы водим и из Новороссийска, и балтийские порты. И вот когда говорят, кстати, о максимальной скидке на российскую нефть, она образуется именно в портах Балтики, потому что очень большое расстояние до азиатских рынков. Константин Чуриков: Вот когда представители стран Запада говорят о том, что нельзя перевозить российскую нефть ценой выше 60 долларов морским путем, что они имеют в виду? А какое наказание за это? Что они сделают, если кто-то перевезет, например, из западных транспортных компаний? Игорь Юшков: Ну, такие компании будут занесены в черный список. Формально с ними запрещено будет иметь дело 2 месяца, там, по-моему, примерно такой срок, т. е. они не смогут зарабатывать, таким образом, в общем-то, будут наказаны. Вполне возможно, что им еще и штраф начислят. Но они сейчас даже боятся перевозить нашу нефть, если она укладывается даже в потолок, это тоже такой временный эффект, потому что не до конца понимают, а какую справку-то надо взять о том, сколько стоит нефть, а надо ли проверить достоверность этой справки, а если надо, то как... Константин Чуриков: А как проверить достоверность нефти, откуда она, чья она? Игорь Юшков: Да. Здесь ладно, можно сказать, что вот если вы загружаетесь в российских портах, то вот может быть по такому признаку. Но, с другой стороны, вот берет российская компания и пишет, что нефть стоит 10 долларов за баррель, все прекрасно, везите, укладываемся, а компания-то понимает, что что-то здесь не так, но она... Константин Чуриков: По поддельным накладным, как говорится, да? Игорь Юшков: Да. И они поэтому боятся, в общем-то, работать с российской нефтью, и должен пройти какой-то период, для того чтобы рынок все-таки успокоился и наладились вот эти логистические цепочки. Константин Чуриков: Не сочтите за больную фантазию, но когда кому-то на Западе не захотелось (мы примерно понимаем кому), чтобы наш газ поступал в Европу по «Северным потокам», это дело взорвали. Вот сейчас насколько западники серьезно настроены в отношении всего вот этого? Либо это для них скорее какое-то такое, знаете, ритуальное действие? Потому что они же там вводят время от времени против нас санкции, которые, кстати говоря, не работают. Может быть, это очередная такая санкция, которая будет плохо работать? Игорь Юшков: Ну, тут важно понимать такую особенность, что потолок цены изначально был придуман для того, чтобы, наоборот, российская нефть в большом объеме поступала на мировой рынок. Это не попытка нас запереть, в общем-то, чтобы Россия не смогла продавать и не смогла зарабатывать, для этого они могли бы применить эмбарго, как против Венесуэлы или Ирана, вообще кому-либо запретить покупать российскую нефть. Но когда у нас весной прошлого года еще начались проблемы с экспортом, то сразу взлетели цены вообще на любую нефть в мире, возник дефицит и цена ушла... Константин Чуриков: Игорь Валерьевич, у нас мало времени, буквально коротко. Я правильно вас понял, что вы видите определенное благо в введении потолка цен на нефть, или мне показалось? Игорь Юшков: Нет, я, конечно, считаю, что любые санкции вредны, хотя это обоюдоострое оружие, поэтому... Я не считаю, что это смертельная какая-то вещь. Рынок, я думаю, в течение полугода, конечно, будет перестраиваться, будут определенные потери и для нас, безусловно, но тем не менее, в общем-то, я думаю, что можно это преодолеть. Константин Чуриков: Пока да, вот насчитали, я видел, 53 миллиарда мы якобы должны потерять из-за вот этого дисконта, из-за всего этого. Ну, в общем-то, не так смертельно. Продолжим через три минуты. У нас в студии будет Сергей Лесков, «Темы дня». Не переключайтесь, смотрите ОТР.