Заморозка тарифов на коммунальные услуги. Нужно ли это делать? И как, если растут цены на энергоносители и услуги по транспортировке? Константин Чуриков: Ну, и вот наша первая тема сегодня, обсудим инициативу, открытое такое предложение ФАС (- Федеральная антимонопольная служба), которая может ввести механизм, позволяющий не индексировать тарифы на коммунальные услуги, вот об этом заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Он сообщил, что рассматривается возможность заморозки тарифов ЖКХ на пять лет, при том, что действующий проект бюджета, который  сейчас в Дему изучают, предполагает индексацию в следующие годы по четыре процента. Но эксперты между тем считают, что заморозка тарифов приведет к краху систему коммунальных услуг. Ещё важно отметить, что после вот того заявления возникло непонимание в принципе в экспертной среде. Т.е. многим свидетелям, кто присутствовал во время вот этого выступления Игоря Артемьева, показалось, что он такого не говорил. Это тоже важно отметить. И, тем не менее, ФАС пока не дает никаких комментариев по поводу представленной информации. Оксана Галькевич: А вот интересно, есть ли вообще в принципе какие-то жизненные, так скажем, инструменты, чтобы подобные решения принимались действительно или их не существует, или это просто были слова. Вот будем сейчас разбираться с нашим гостем, у нас в студии отражения Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, здравствуйте! Илья Долматов: Добрый день. Константин Чуриков:   Здравствуйте, Илья. Мы, конечно, не были на вот той самой встрече. Я так понимаю, с депутатами как раз-таки Игорь Артемьев встречался, излагал свою позицию. Но судя по контексту, в общем, действительно что-то подобное ведомство могло предложить, потому что опять-таки цитирую прямую речь: "Что касается заморозки тарифов, у нас есть действительно одно из предложений, которое называется "стимулирующими мерами в отношении экономии граждан" именно на коммунальных услугах". И вот он про эти коммунальные услуги говорит, что возможно за счет сокращения издержек всё это можно сделать, поскольку монополии тратили непомерно много денег. Т.е. монополии начинают экономить на издержках, и за счет этого можно не повышать стоимость услуг ЖКХ. Как вы считаете, возможно ли это в реальности вообще? Илья Долматов: Ну, смотрите. Реальность - она у нас многогранна, конечно, поэтому всякое возможно. Конечно, я бы начал с того, что вводить заморозку цен в России повсеместно – это крайне опасная мера, безусловно. В каких-то случаях возможно, где тарифы уже слишком высокие, эта заморозка необходима, и может быть, действительно нужно, чтобы компании-монополисты могли экономить. Скажем так, пытаться  их наставить на путь экономии издержек. Поэтому здесь я бы рассматривал это заявление скорее как возможный вариант, который не применяется во всех случаях, а именно там в отдельных ситуациях, когда… Вот я бы это трактовал, как в тех случаях, когда действительно тариф уже высокий. Оксана Галькевич: Ну, а слишком высокий – это как будет определяться? Потому что мы смотрим, например, на северян. У них вот, можно сказать, традиционно достаточно высокие тарифы, причем это может касаться необязательно, может быть, тарифов ЖКХ, а и других вопросов тоже: жизнь дороже, продукты дороже, всё дороже. Как будет определяться, где дороже, где действительно надо бы этот кранчик прикрыть, а где, собственно, и нельзя этого делать? Илья Долматов: Ну, смотрите, это зависит, во-первых, о какой сфере коммунальных услуг мы говорим. Например, могу привести сферу теплоснабжения, где в настоящий момент по инициативе Минэнерго обсуждается внедрение метода альтернативной котельной. и одно из следствий внедрения этого метода будет заключаться в том, что в случае, если тарифы будут превышать уровень альтернативной котельной, то в этом случае тарифы для потребителя будут заморожены, действующие тарифы будут заморожены до того момента, пока уровень альтернативной котельной не достигнет того уровня, который сегодня сложился. И как раз это, на мой взгляд, прямая реализация этой инициативы, но ещё раз подчеркну: есть случаи, когда тарифы действующие сегодня ниже уровня альтернативной котельной, соответственно, это означает то, что, ну, по сути, тарифы и их необходимо даже повышать. Оксана Галькевич: А пример можете привести? Где, в каких регионах у нас тарифы ниже вот этой альтернативной котельной, о которой вы говорите? Илья Долматов: Ну, это много где в регионах. Это крупные города. Это даже если мы возьмем город Москва – у нас тарифы ниже уровня альтернативной котельной. Это многие города. Т.е. буквально все крупнейшие города, там, где преобладает комбинированная выработка у нас тариф ниже уровня альтернативной котельной. Константин Чуриков:  Илья, очень частый вопрос по поводу обоснованности тих тарифов. Вот, исходя из чего, принимается решение, что кубометр горячей воды стоит столько-то. Илья Долматов: Вообще это сложная довольно система регулирования этих тарифов. Она у нас, безусловно, вся выстроена и прописана в законодательстве. Существуют глобально, я бы даже сказал, два уровня – федеральный и региональный, которые в конечном счете определяют уровень тарифов.  Вообще как происходит вся эта цепочка. Первое, в прогнозе социально-экономического развития России определяется параметр изменения цен тарифов на следующий период, исходя из таких макроэкономических параметров (инфляция, рост цен на энергоносители). Дальше уже в рамках утвержденного прогноза, одобренного правительством, уже на федеральном уровне, в настоящее время в лице ФАС, устанавливаются предельные тарифы  там, где это предусмотрено законодательством. И уже на региональном уровне в рамках предельных тарифов устанавливаются непосредственно конкретные значения в зависимости от  компании, от условий функционирования, поэтому система довольно сложная. Как это происходит физически: компания подает тарифную заявку о том, какой тариф она считает целесообразным заявить и обосновывает это своими затратами, которые она фактически понесла, те обстоятельства, которые она считает необходимым указать при заявлении своих расходов. Дальше регулятор буквально постатейно анализирует все расходы, признает часть экономически обоснованными, часть не экономически обоснованными, и таким образом формирует тариф. Это вот метод экономически обоснованных расходов. Сейчас с 2016 года осуществлен переход на долгосрочные методы регулирования, и преимущественно используется метод индексации, который часть затрат индексирует, а часть - считает  впрямую. Т.е. в общем, это более сложный метод. Константин Чуриков:   Извините, а кто анализирует соответствие вот предложенных тарифов уровню средней заработной платы в таком-то регионе? Ведь тоже же такая аналитика должна производиться. Потому что, мне кажется, государственные органы не заинтересованы в том, чтобы люди, получая услуги, за них не платили, правильно? Оксана Галькевич: Люди пишут: "Тарифы поднимаются, зарплаты те же". Другие пишут нам: "Когда говорят, что официальная зарплата в регионе 37, а по факту 15 или 8, то это вот "умри, но заплати за ЖКХ". Илья Долматов: Ну, смотрите, сейчас введен механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, это вот инициатива, которую правительство в последние годы внедрило. И выше этой платы граждан население не должно платить. Если тарифы превышают этот уровень, это значит, что необходимо выделять субсидии из регионального бюджета. Поэтому здесь вот такой механизм существует. При этом надо сказать, что, конечно, нет прямого сопоставления зарплаты конкретных работников. Вот те примеры, которые вы приводили с тарифами, безусловно, такого нет. И сфера… регулируемая сфера, они регулируются именно в соответствии с законодательством, в соответствии с тем основами ценообразования, методическим указанием, в соответствии с которыми рассчитываются эти тарифы. И там прописано как, какая статья как индексируется, как рассчитывается, что нужно подтвердить, для того чтобы обосновать эту статью либо нет. Оксана Галькевич:  Мне кажется, мы задели за живое, потому что у нас портал, вы знаете, просто сыпется одно за другим сообщение… Илья Долматов: Понимаю, тема острая. Оксана Галькевич: И люди, конечно же, возмущены. Пишут и о том, сколько они платят за свет, за газ и за всё прочее. Скажите, пожалуйста, а вопросы всё-таки к эффективности, к эффективному расходованию денег вот этих вот предприятий, организаций, они ведь есть? Илья Долматов: Да, безусловно. Безусловно, есть. Оксана Галькевич: Они, конечно же, предоставляют обоснования, заявку, как вы сказали, на следующий год: хотим ещё плюс четыре процента. Но вопросы к эффективности-то – они всё равно ведь остаются. Илья Долматов: Безусловно, как раз инициатива ФАС и направлена на то, чтобы заставить монополистов именно экономить на своих издержках, заставить монополистов повышать свою эффективность в рамках уже утверждаемых тарифов. Но здесь ситуация довольно сложная… в каком соотношении? Что, во-первых, у монополистов тоже есть свои проблемы. Да, мы понимаем, что инфраструктура не эффективна, она сильно изношена,  но для того, чтобы её обновить, необходимы инвестиции. Т.е. да, мы можем сэкономить на издержках эксплуатационных, операционных, но при этом нам нужно вложить средства в модернизацию этой инфраструктуры, которая позволит более экономно эксплуатировать инфраструктуру. Константин Чуриков:  Извините за дурацкий вопрос, а почему эти монополисты – монополисты? Собственно, почему у нас не может быть конкуренции на рынке этом? Илья Долматов: Если мы говорим о коммунальных услугах - да, это сфера регулируемая. Допустим, мы… Есть понятие – естественная монополия, собственно это такое состояние рынка, в условиях которого создание конкуренции просто неэффективно в силу того, что это станет дороже потребителям. Ну, т.е. например, не имеет смысла устраивать конкуренцию в передаче электрической энергии, либо в передаче тепловой энергии, либо в транспортировке газа. Т.е. это просто потребителю станет дороже. И эти сферы отнесены к сферам естественных монополий. Поэтому вот, например, в результате реформирования РАО ЕЭС, электроэнергетики, например, мы разделили всю электроэнергетику на три вида деятельности – это производство, передача и сбыт. Только передача является, естественно, монопольным видом деятельности. А производство и сбыт отнесено к конкурентным видам деятельности. И запущен, работает оптовый рынок электрической энергии, там происходит конкуренция среди поставщиков и, безусловно, покупателей. Поэтому здесь не все сферы отнесены к естественно монопольным. Оксана Галькевич: Ну, и вот по примеру, допустим, если судить РАО ЕЭС, эта реформа она положительные результаты какие-то? Потому что ругают на самом деле, очень много претензий и вопросов к этой реформе.  Илья Долматов: Это можно тоже долго обсуждать, как и везде, мы можем наблюдать и плюсы и минусы. Константин Чуриков:  Ну, например, у нас, условно говоря, газ производит не только компания "Газпром", а ещё компания "НОВАТЭК", например. Если меня не устраивает тариф от какой-то дочерней структуры "Газпрома", то я вот беру и подключаюсь к "НОВАТЭКу", условно. Оксана Галькевич: Ну, это условно, это очень условно, потому что подключиться-то ты можешь только к "Газпрому". Константин Чуриков:  Так потому что такие условия созданы. Илья Долматов: Вы знаете, вопрос-то в том, что как раз единая система газоснабжения находится в собственности "Газпрома". И устраивать конкуренцию в сфере транспортировки газа – это бессмысленно. Т.е. представляете, что "НОВАТЭК" будет строить параллельные сети магистрального трубопровода для транспортирования газа. Я вас уверяю, что газ в этом случае будет кратно дороже относительно того, что есть сейчас. Поэтому это не нужно делать. Сфера добычи газа – она да, она потенциально конкурентна.  Но тогда нужно анализировать, а можно ли действительно организовать эту конкуренцию  и сейчас ФАС, в том числе, да, работает по развитию биржевой торговли газа, т.е. этот механизм тоже запущен, и он развивается. Т.е. эта сфера – да, потенциально конкурентна. Но ещё нужно понимать, что всё-таки есть ограничения, связанные с тем, что не так много участников. Вот "Газпром", "НОВАТЭК", ещё ряд нефтегазовых компаний, которые могут конкурировать, но это всё равно ограниченное число участников, и за этой сферой всё равно необходимо наблюдать, контролировать с тем, чтобы не было необоснованного роста цен. Оксана Галькевич: Давайте послушаем Магаданскую область, до нас дозвонилась телезрительница Галина. Галина, здравствуйте. Галина, Магаданская область: Добрый вечер! Оксана Галькевич: Добрый. Константин Чуриков:   Добрый. Галина, Магаданская область: Добрый вечер! Вот знаете что, вот слушаю товарища, я, правда, не знаю, в какой области он там ведущий… Константин Чуриков:  Это Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ. Галина, Магаданская область: Вот, очень приятно. Это Магаданская область, моя фамилия Сахаутдинова Галина Кемаловна, я, вы знаете, просто очень возмущена! Как вы думаете, значит, на пенсию в 21 тысячу тут в Магаданской области, я могу достойно существовать, когда у меня маленький домик 46 кв. метров, и за отопление счет вот я получила 105 рублей за один квадратный метр, посчитайте, это сколько мне нужно платить? Разве я могу что вы думаете, если я пенсионерка, значит, мне достойно жить нельзя? Илья Долматов: Скажите, а вы получаете льготы по оплате за ЖКХ? Галина, Магаданская область: Нет, никаких льгот я не получаю. Константин Чуриков:  Это потому что у нас в стране не существует льгот по умолчанию. О каждой льготе нужно заявить в соответствующие органы, ещё нужно знать, какие это органы. Илья Долматов: Здесь нужно действительно разобраться в этой ситуации, потому что у нас существует поддержка именно, скажем так, малоимущих слоев населения по оплате именно ЖКХ. И я бы, конечно, в этом вопросе разобрался бы, если действительно расходы на коммунальные услуги превышают… Не знаю, какой стандарт в Магаданской области принят, но вообще такой ориентир среднероссийский – это порядка 22 процентов. Вот если расходы превышают, то это абсолютное право гражданина – обратиться за компенсацией этих расходов. И вопрос скорее к региональным властям с тем, чтобы они именно помогали таким слоям малоимущего населения. Константин Чуриков:   Было бы здорово, если бы это автоматически учитывалось, анализировалось. Вот, есть гражданка такая-то, вот она пенсионерка, у неё там такая-то пенсия, и просто по умолчанию уже получает платежку вот с учетом той некой льготности. Оксана Галькевич:  Ну, начисляют-то, в конце концов, автоматически, почему учесть какие-то обстоятельства невозможно автоматически? Илья Долматов: Мне сложно прокомментировать, потому что всё-таки здесь и заявительный принцип, и, может быть, кто-то не нуждается в этом. Т.е. по-разному: люди и работают у нас на пенсии, и, может быть, есть и доходы дополнительные. Т.е. здесь как раз важно, чтобы мы субсидии выделяли именно малоимущим слоям населения, кому эта поддержка нужна в первую очередь. Оксана Галькевич: Илья, а как вот вы считаете? Мы когда обсуждаем эту тему, периодически нам эксперты говорят, что ситуация достаточно тяжелая вообще в сфере, в системе ЖКХ, потому что инфраструктура изношена уже очень существенно, и какие-то вы знаете показатели приводятся – и 70, и 80 процентов износа в системе. Казалось бы, когда такой износ серьезный – это уже должна быть либо какая-то большая госпрограмма, целевым образом выделяться деньги, чтобы вот прям взять и во всей стране последовательно это всё - старые, гнилые трубы – поменять всё на новое. Модернизацию таким, знаете, административным путем провести. Или всё-таки есть какие-то другие варианты? Возможно ли как-то безболезненно из этой ситуации выйти? А то мы сейчас пока наблюдаем, что и модернизации нет особенной, и тарифы без конца повышаются. И в общем, куда это ведет-то всё? Ну, будут дальше повышать, а толку-то? Трубы гнилые, и всё как прежде. Илья Долматов: Ну, смотрите, у государства, к сожалению, денег нет. Все мы понимаем те экономические реалии, и приведу вам пример: если мы раньше не платили взносы за капитальный ремонт, то они были введены, ровно потому что у государства нет денег на обновление жилищного фонда, на приведение в соответствие зданий, в нормальное состояние. Это очевидный ответ, даже мы говорим не про коммунальные услуги. Поэтому я боюсь, что рассчитывать на государство точно не приходится. Скорее здесь правильно работать действительно с монополистами, с тем, чтобы они предлагали эффективные инвестиционные программы к своей реализации. Где-то, может быть, требуются дополнительные субсидии, и многие регионы субсидируют эту сферу в настоящее время. Поэтому здесь вопрос, конечно, непростой. И, конечно, нужно внедрять и методы стимулирующего регулирования, с тем, чтобы и компании были заинтересованы в модернизации своего оборудования, в повышении эффективности, и в сохранении экономии, прибыли, которую они могут получить. Поэтому вот здесь такого простого ответа нет, это сложная работа, которая, в общем, за один год точно не решиться. Оксана Галькевич: А она ведется? Она вообще ведется? Илья Долматов: Нет, она, безусловно, ведется. Я думаю, что насколько вы знаете, ФАС сейчас получила полномочия по тарифному регулированию с 2015 года. И насколько я знаю, коллеги довольно активно эти механизмы обсуждают. Пока ещё каких-то четких понятных новых правил нет, но, скажем так, и глава ФАС об этом постоянно говорит. Я думаю, что опять-таки разработка каких-то новых правил – это всегда длительный процесс, это требует обсуждения, чтобы это было понятно участникам, потому что все эти вопросы - они требуют именно обсуждения и учета всех нюансов. Константин Чуриков:  Возникает, возможно, ложное ощущение, что только глава Антимонопольной службы каким-то образом беспокоится за население в нашей стране, за сведение концов с концами в свете дорожающей коммуналки, остальные, в общем, как будто безмолвствуют. Илья Долматов: Да нет, почему же. У нас на самом деле выстроена и на региональном уровне система установления цен тарифов, она существовала всегда. Если бы этой системы не было, то, к сожалению, наши тарифы были бы там ещё выше. Или точнее, к счастью, они не стали выше именно благодаря этой работе. И она довольно сильно проводится. Ещё раз подчеркну, помимо коммунального комплекса, есть же проблема в целом в экономике России. Не нужно забывать про то, что у нас, как это, коммунальный комплекс не крайний в этом отношении. Поэтому это скорее отражение всей нашей экономики. Константин Чуриков:  А как вы объясните, такой тарифный парадокс, мы, кстати, проводили тоже однажды исследование, спрашивали, сколько люди платят за коммуналку. Насколько я помню, в Астраханской области, в Астрахани и в Сочи, отопление и горячая вода стоили дороже, чем в Сибири. Т.е. у нас вот бывают такие какие-то аномалии. Ну, вроде бы Астрахань и Сочи… там довольно тепло, большую часть года, во всяком случае. Илья Долматов: Вы знаете, я сходу не готов как-то в этих деталях сказать, именно как там это происходит. Но я не исключаю, что это возможно. Ведь, опять-таки, зависит формирование тарифа от объема поставки этого ресурса, от, естественно, как я уже сказал, спроса. Но ещё зависит от того, в какой местности. Т.е. может быть Сочи — это там гористая местность, т.е. не факт, что там лучшие условия поставки. Опять-таки, из какого там… если мы говорим про воду — откуда она берется? Из реки либо из подземных скважин? То здесь эти особенности — их нужно учитывать. Опять-таки, на каком расстоянии передается. Оксана Галькевич:  Ну, Сибирь, в основном, производит ведь, да? Это такие энергоизбыточные регионы… Илья Долматов: Производит что? Оксана Галькевич: Ну, если говорить об электроэнергии, например. Илья Долматов: Вот тут, опять-таки, важна отраслевая особенность, что с чем мы сравниваем. Поэтому если про электроэнергетику – это одна ситуация, если про тепло, про воду – это другая ситуация. Оксана Галькевич: Вы знаете, люди шутят, говорят, на Зенит-Арену в Петербурге же деньги как-то находятся. А сегодня шутка была: будь как Зенит-Арена, никогда не сдавайся! Константин Чуриков:  Не, ну пишут вот даже, да, прям процитируем: - Зачем менять старые трубы, модернизация Зенит-Арены важнее. Или ещё такие риторические вопросы вешают: - У государства денег нет, а у народа куча? Илья Долматов: Ну, смотрите, могу точно сказать, что в регулируемые государством тарифы не закладываются подобные проекты. Т.е. это выручка от нерегулируемых видов деятельности. Та, которая там не подлежит регулированию. Ну, например, если мы говорим про "Газпром" в частности, то это точно не за счет выручки от транспортировки газа на внутреннем рынке. Не нужно забывать, что у "Газпрома" есть экспортная выручка, которую они получают от продажи газа на внешних рынках, не исключаю, что это возможный источник финансирования. Поэтому… ну здесь нужно разбираться. Оксана Галькевич: У нас есть ещё один звонок. Кто у нас на связи? Константин Чуриков:   Людмила у нас на связи. Людмила, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Людмила, г. Сызрань: Здравствуйте, я проживаю в городе Сызрань Самарской области.  У нас очень завышенные тарифы. У нас куб воды стоит 405 вместе с ИДНом и с подогревом. Оксана Галькевич:  А завышенные – это вот просто ваше такое субъективное ощущение, тяжело всё это оплачивать? Или вы, может быть, с соседями где-то сравниваете? Почему завышенные? Людмила, г. Сызрань: Я как старший по дому, я начинаю считать, когда по нашему региону, по Самарской области… У нас они ещё ссылаются на тепловой счетчик, который стоит в подвале у нас. Вот. Вот у меня в квартире стоят, допустим, счетчики, и я, если бы они не ссылались на это, я бы должна платить 93 рубля с копейками. А плачу вот вместе вот, я подсчитываю, допустим, я за месяц слила, 6 кубов. Константин Чуриков:  Умножаем на 405, получаем. Ну да, понятно.  Прилично получаем. Людмила, г. Сызрань: Вот, 405 рублей я получаю вместе с… подогрев у нас, ИДН идет, для подогрева воды… Четыре строки у нас идет! И вот даже как нам подключили отопление, мы боремся до сегодняшнего дня.  Сегодня вот была у меня комиссия: у меня 13 градусов и ничего не могут сделать. "Потерпите",- сколько можно терпеть! Константин Чуриков:  Ничего себе! Да, 13 градусов, в стране раньше срока зима началась. Илья Долматов: Ну, это скорее нужно разбираться с жилищными комиссиями, которые должны проводить проверку таких фактов. Вот. Надо, наверное, разбираться, в части установления тарифов всё-таки нужно тоже посмотреть насколько сам тариф высокий/невысокий, но и объемы потребления. Т.е. вот здесь, ну опять-таки сходу так сложно сказать. Понятно, что вроде плата действительно высокая, но надо всё-таки больше подробностей.   Константин Чуриков:  Ну, понимаете, вот просто потребитель этих услуг, он как человек, который находится на том конце провода, что называется. Его не волнует, выполнил ли свои обязательства такой-то поставщик, условно говоря, воды. Нагрел ли её, так сказать, такой-то подрядчик, да? Его волнует, что на выходе. А на выходе – всё дорожает и в квартире +13 градусов. Илья Долматов: Нет, ну опять-таки. Тогда надо посмотреть какие тарифы, какая платежка была в прошлом году, да? Это ситуация сложилась только сейчас, или она исторически была? Т.е. вот здесь тоже важны детали. И опять-таки вопрос там к управляющей компании, к ТСЖ, не знаю, какая форма собственности управления домом, с тем, чтобы разобраться в этой ситуации. Конечно, поймите ещё важную вещь. Когда коммунальные услуги увеличиваются, дорожают – это на самом деле заставляет и население, в том числе, думать уже об энергоэффективности и об энергосбережении. И это тоже важный сигнал к тому, что потребитель становится более активным в плане отстаивания своих интересов в плате за коммунальные услуги. Если бы они у нас стоили одну копейку, никто бы вообще не думал о том, что нужно выключать краны, что нужно выключать свет. Это было бы … дешевые энергоресурсы – они бы просто бы развратили, поэтому… Константин Чуриков:  Да, но особенность населения, она сначала направлена на счетчики, а потом уже на что-то другое… Илья Долматов: Да, и по поводу оприборивания. Ведь тоже до последнего времени у нас в большинстве случаев не было элементарно даже счетчиков по учету энергоресурсов. Согласитесь, что это приводило просто к расточительному использованию их. И ещё раз подчеркну, что у нас может даже сейчас происходить следующая конструкция. У нас же платеж населения состоит из двух компонентов – это тариф, умноженный на объем потребления. Вот в принципе у нас тариф, по идее, может расти, а объем потребления должен сокращаться в силу того, что мы не использовали весь потенциал по энергосбережению. И вот важно действительно троить так систему, чтобы у нас в среднем платеж рос, в том числе, ниже инфляции. Константин Чуриков: По факту. Оксана Галькевич: Ну, что ж, спасибо. В студии у нас сегодня был Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ. Игорь Долматов: Спасибо вам. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо вам.