Оксана Галькевич: Переходим к обсуждению нашей следующей темы, уважаемые друзья. Вот магазины, кафе и мастерские. В трех этих словах, которые я сейчас перечислила, основные представители малого бизнеса в России. 95% предприятий, фирм – это даже не малый бизнес, а это просто микробизнес. Они совершенно крошечные, до малого им еще расти и расти. Константин Чуриков: Ну, хорошо бы расти, но, в принципе, это не всем удается. Сейчас в основном думают о том, как выжить, в кризисные годы особенно. Сейчас мы будем говорить конкретно о малом бизнесе в большой торговле, как обычному фермеру, производителю неважно какой продукции пробиться на большой прилавок. У нас в студии Илья Ломакин-Румянцев – это председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Илья Вадимович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Илья Ломакин-Румянцев: Добрый день, здравствуйте. Оксана Галькевич: Илья Вадимович, вы знаете, за кадром проскочила ваша фраза, когда вы сказали по поводу валюты, прокомментировали, что не хотят фермеры сильного рубля. Давайте уж тогда, чтобы просто это интригой какой-то не оставалось для наших телезрителей… Илья Ломакин-Румянцев: Я бы сказал так: и фермеры тоже не очень хотят. Оксана Галькевич: То есть фермеры тоже не очень хотят. А почему? Илья Ломакин-Румянцев: Потому что сильный рубль – это значит высокие, относительно высокие издержки, это значит дорогие, относительно дорогие товары и низкие возможности для экспорта. Производители, в общем-то, хотели бы, чтобы валюта немножко… Константин Чуриков: Но если фермеры… Оксана Галькевич: Хорошо. Константин Чуриков: Секундочку. Но это все-таки относительно тогда дешевая сельхозтехника, если она зарубежного производства? Илья Ломакин-Румянцев: Это правда. Но у нас развивается и своя сельхозтехника. Оксана Галькевич: У нас есть "Ростсельмаш". Илья Ломакин-Румянцев: Да, у нас есть "Ростсельмаш". Понятно, что в любом курсе есть плюсы и минусы. И самое хорошее – это когда модернизация прошла на стадии сильного рубля, а потом рубль понизился. И это позволяет лучше продавать свою продукцию. Оксана Галькевич: Вот смотрите, если мы как раз об этом заговорили. Лучше продавать свою продукцию. Если валюта наша национальная станет слабее – соответственно, можно ли тогда ожидать, что на прилавках магазинов с хорошими и развитыми сетями появится больше вот тех самых местных, на месте произведенных фермерских, допустим, продуктов, которые сейчас очень тяжело пробивают себе дорогу на прилавки? Илья Ломакин-Румянцев: Впрямую это не связано. Сегодня у фермеров есть три пути в большую торговлю. Первый – это стать поставщиком. Это непросто. Можем отдельно поговорить, почему небольшому фермеру непросто поставлять в крупную сеть. Второе – стать субарендатором. Есть такая модель, которая называется "shop and show". Это сегодня уже не единицы и даже не сотни, а это тысячи таких магазинчиков в прикассовом пространстве, в самом магазине, которые, по существу, принадлежат фермерам, и они там продают свою продукцию. Константин Чуриков: Ну, какие-то стенды свои. Илья Ломакин-Румянцев: Это не стенды, это магазины, это продажа. Дело в том, что фермеры в этом смысле не конкуренты крупной сети, а напротив – такой хороший пример симбиоза. Люди приходят за каким-то особым медом или орехами, или чем-то еще, а заодно купят себе все остальное. Или, напротив, они пришли в магазин за хлебом, зубной пастой и прочими товарами – и купят фермерскую продукцию. И третье – это фермерские ярмарки, ярмарки выходного дня. Не одна такого рода ярмарка была проведена крупными сетями. И тоже, как практика показывает, с точки зрения сетей это не благотворительность, а это хороший маркетинговый ход. Оксана Галькевич: Вот нам, кстати, говорят, пишет (сейчас скажу) Самарская область как раз: "А зачем фермерам сети? Свой магазинчик". Ну, это же оборот просто другой – соответственно, выручка иная. Ну, как? С точки зрения развития бизнеса. Константин Чуриков: Затраты, извини. Кто-то должен там торговать этой продукцией. Илья Ломакин-Румянцев: Вы правы. Такая мечта о своем хозяйстве и своем магазинчике – это вполне распространенный образ. А дальше это упирается все в цену аренды, ставку арендой платы. И на наш взгляд, это ключевой вопрос развития мало предпринимательства, малого и даже среднего. И предоставление всех тех сервисных услуг, которые сегодня крупные сеть может предоставить фермеру, потому что он же пользуется, может пользоваться ее холодильными установками, системой охраны, учета и так далее. Константин Чуриков: Уважаемые фермеры, я знаю, что вас много и вы смотрите Общественное телевидение России. Вот мы тут сейчас о вас рассуждаем, за вас тут что-то решаем и говорим. А вы нам позвоните и расскажите, как вы продаете свою продукцию, магазинам или перекупщикам ее реализуете. 8-800-222-00-14. И в низу экрана еще указан наш SMS-портал. Илья Вадимович, мы часто показываем в нашем эфире, в новостных программах сюжеты о том, что фермер уже даже познакомился с руководством этого магазина, уже вроде ударили по рукам. Он достаточно крупный, может свою продукцию предоставлять. Но они смотрят на его картошку – а она не такая, понимаете, округлая, мытая и гламурная, как вот та, которая представлена на прилавке. Ему говорят: "Нет, слушай, у нас все-таки другие нормативы. У нас должно все быть покрасивее, почище, поинтеллигентнее". Часто ли бывают такие случаи, что неким нормативам это все не соответствует? Илья Ломакин-Румянцев: Нормативам? Константин Чуриков: Визуальным даже. Илья Ломакин-Румянцев: Я понимаю. Норматив интеллигентности и гламурности картофеля я никогда не встречал. Константин Чуриков: Вот нам рязанские фермеры очень часто рассказывают. Илья Ломакин-Румянцев: Нужно понимать, что торговля в этом смысле транслирует стандарты и привычки покупателя, его желания. Вот он хочет такую картошку или не хочет. Он хочет морковь… Знаете, такая грязная морковь, прямо с грядки? Для некоторых это в каком-то смысле признак ее натуральности. А кому-то нравится мытая морковка, упакованная, она вся стандартная, похожая на близнецов. Конечно, есть требования. Есть требования по ритмичности поставки, по срокам, по оформлению документации, по технологии контроля качества и так далее. Понятно, что небольшому фермеру это делать непросто. И понятно, что во многих странах фермеры нашли решение путем объединения, создания фермерских кооперативов, которые помогают консолидировать эту продукцию, довести ее до стандартов, которые требуют торговые компании, торговые сети. И эти же кооперативы обеспечивают контроль качества, они же отвечают за вопросы логистики, страхования и прочего. Нового здесь нет. Оксана Галькевич: Вот интересно вы сказали… Константин Чуриков: Но все вот это старое, понимаете, мы все как-то не можем возродить и восстановить. Илья Ломакин-Румянцев: Соглашусь. Я искренне надеюсь, что вот эта система потребкооперации, которая у нас уже который… Страшно сказать. Ну, почти под 100 лет, наверное, насчитывает ее возраст, да? Я на нее очень надеюсь, что она рано или поздно восстановит эту систему. Оксана Галькевич: Ну, видимо, поздно все-таки, потому что рано она так и не восстановилась. Мы об этом уже говорили в нескольких наших программах. Илья Ломакин-Румянцев: Ну да, это правда. Оксана Галькевич: Просто очень интересно про морковку, конечно. Я как хозяйка… Мне-то казалось, что это, знаете, культура продажи. А это, оказывается, для кого-то признак натуральности. Ну, в принципе, на самом деле это как посмотришь, с какой стороны, да? Хорошо. Давайте послушаем нашего телезрителя из Ростовской области, Вадима. Вадим, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ну, как всегда, поднимаете очень хорошие темы. Константин Чуриков: Стараемся. Оксана Галькевич: Спасибо. Зритель: Алло. Оксана Галькевич: Да-да-да. Зритель: Дело в том, что такое название даже – "Дорога на прилавок". Ну, у нас всегда и во всем, я подчеркиваю, все на бумаге прекрасно, а как до дела доходит… Вот говорят в отношении того, что сети, говорили про чистую морковочку, про нечистую морковочку. Дело в том, что фермерские хозяйства либо ЛПХ… Вот мы занимаемся птицеводством. Невозможно пробиться, выйти в сети. Можно только попасть в какие-то сети, которые не устроят, чтобы элементарно продать свою продукцию, чтобы пополнить недоплаченную пенсию. Я предлагаю что сделать? Ну, во-первых, конечно, всегда наша Дума должна работать. А работает она безобразно. Все законы, которые они напринимали в течение 16 лет, ну все против людей, я вам просто говорю. А для того, чтобы действительно продавать качественную продукцию… Роспотребнадзор, как я знаю, в последнее время работает очень хорошо, когда мы получаем какую-то другую продукцию. Но нужно создать условия. А для этого должны заниматься местные сельские советы, понимаете, местные депутаты. Я сегодня прочитал, что даже дорога закрыта тем, кто хочет продать свое. Бабушка, дедушка, которым пенсии не хватает, возле своего двора… Ну, это ненормально! Дайте же людям дышать! Если не нравится, что люди живые, обложите их налогом на вдох и на выдох. Константин Чуриков: Вадим, вы блестящий оратор! Мы вас благодарим. Оксана Галькевич: Вадим, скажите, пожалуйста… А вот бабушка с огорода продает. А вы же не знаете, чем она поливает вот этот свой огород. Понимаете? Может быть, она какой-нибудь гадостью там заливает, а вы потом у этой бабушки покупаете. Зритель: Гадостью торгуют в сетях! Даже ваши коллеги по телевидению… Алло. Оксана Галькевич: Да-да-да, мы вас слышим. Зритель: Даже ваши коллеги по телевидению показывают, что это накачанные курочки, что это курочка, которую вы не должны кушать, иначе мы получим онкологические заболевания. Оксана Галькевич: Да нет, Вадим, ну согласитесь, что все-таки разумное-то в этом есть. Надо же как-то качество все-таки проверять продаваемой продукции, в том числе и у бабушки. Константин Чуриков: Это как в том анекдоте после рекламы, да? "Внучка, ты видела, чтобы я свой огород какой-то гадостью поливала?" – "А я поливала!" Илья Вадимович, так что скажете? Действительно, кто должен в этом всем разобраться? Сельсоветы, как говорит наш уважаемый зритель? Государственная Дума? Илья Ломакин-Румянцев: Я не знаю насчет Государственной Думы, в какой мере Государственная Дума должна заниматься каждым отдельным фермером. Константин Чуриков: Ну, закон о пчеловодстве же они приняли все-таки. Илья Ломакин-Румянцев: Закон – да. Но мне кажется, что это в первую очередь задача самоуправления, муниципального управления и региональных властей. Это их ответственность и их забота по доходам населения. Это их ответственность и их забота о создании потенциальных рабочих мест или мест, где могут быть реализованы продукты труда. Это же все упирается в арендную ставку. Это все упирается в затраты на транспорт. Это все упирается в различного рода административную нагрузку, которая иногда разумная, а иногда, скажем, становится непосильным бременем для отдельного товаропроизводителя. Конечно, лучше, когда сами, поняв это, объединяются, договариваются о чем-то. Ну, видимо, мы только-только идем в этом направлении. И может быть, именно поэтому у нас основной импульс в развитии сельского хозяйства – это крупные агрохолдинги, не фермерские хозяйства. Константин Чуриков: Что представляет собой отдельную проблему, но сейчас не об этом. А как у нас развивается сейчас доставка фермерских продуктов настоящих по договоренности "фермер – клиент" на дом? Вообще сервисы доставки сейчас очень популярные. Здесь какие-то подвижки есть? Потому что я слышал, что во Франции это очень популярно. Илья Ломакин-Румянцев: Насколько я знаю, только за последнее время появилось два или три сервиса, в том числе очень интересный стартап – создание холодильных шкафов с ящичками, когда у вас есть ключ, когда вы указываете, где этот ящик, по какому адресу он находится. И дальше вы информируете компанию, куда она должна доставить. Вы по дороге домой с работы заходите, открываете этот ящичек и забираете. Это стартап очень любопытный. Оксана Галькевич: А, то есть платить за аренду, так скажем, этой ячеечки, холодильника… Илья Ломакин-Румянцев: Ну, какая-то сумма всегда платится. Оксана Галькевич: Как-то надо, да? То есть это получается просто на круг еще дороже, чем просто сама по себе фермерская продукция. Илья Ломакин-Румянцев: Не совсем так. Издержки же всегда складываются… Знаете, когда их собираешь, они очень заметны. Но в данном случае, например, может не быть таких затрат, связанных с эквайрингом. Константин Чуриков: А что это такое? Илья Ломакин-Румянцев: Эквайринг – это плата, которую… Да, вы правильно показали. Плата торговой сетью банку за то, что клиент рассчитался карточкой. Константин Чуриков: А, вот оно что! Вот на чем, Оксана, деньги зарабатывают. Илья Ломакин-Румянцев: Ни много ни мало, цена эквайринга сегодня во многих торговых организациях вышла на третье место – сразу за зарплатой и арендой. Оксана Галькевич: Это вот так дорого берут за эквайринг банки? Илья Ломакин-Румянцев: Так дорого, да. Спасибо карте МИР – ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Но она, конечно, еще далека от той, которая у нас вызывает зависть, когда мы смотрим на коллег в Европе. Оксана Галькевич: Простите, а что тогда мешает, собственно говоря? Почему наши банки… Они ведь тоже, наверное, имеют причины включить такую комиссию за эквайринговые услуги? Илья Ломакин-Румянцев: Потому что они только создают инфраструктуру, только появляются вот эти терминалы, банкоматы и так далее. Но за весь этот "праздник", за такое ускорение прохождения… Оксана Галькевич: Платит потребитель. Илья Ломакин-Румянцев: Да, кто-то платит. Константин Чуриков: Ну, давайте не об эквайринге, а то, мне кажется, мы сейчас иначе людей потеряем. У нас Алексей из Московской области на связи. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Вы знаете, вы обсуждаете тупиковый вопрос. Фермер сейчас старается производить продукцию и поставлять ее в ненадлежащем виде в худшем случае, в большинстве случаев, в те супермаркеты, где действительно существует монополия. Если отбросить все негативные факторы, влияющие на поставки фермерской продукции, то надо просто диверсифицировать рынки и многие ярмарочные пункты, где продается, в том числе в выходные дни и в праздничные дни, фермерское производство. Но фермеры в любом случае… У нас большинство фермеров – нерентабельные хозяйства, которые экономят на логистике, на упаковочной продукции, на фитосанитарных нормах, которые непосредственно должны сопровождать данную продукцию. Поэтому на Западе никакие фермеры не кормят население. Там все сдается в холдинги и фермерские крупные хозяйства, где данная индустрия и инфраструктура существует. Поэтому я в любом случае вам скажу как работник бывший торговой сети. На своих условиях я всегда приму фермерскую продукцию не по предоплате платежа, не с отсрочкой платежа, а на реализацию – что сейчас и делается с овощными культурами. Поэтому с правом того, что не продано, я возвращаю фермеру обратно. Поэтому фермер в любом случае себя ставит в тупик. И на не своих условиях он не может… Надо ему создать свои пункты реализации или какие-то кондоминиумы, в том числе общество пайщиков, так сказать, и на рынке продавать свою продукцию. А торговые сети продают со склада упаковочную продукцию, которая уже содержит надлежащий ликвидный вид и фитосанитарные нормы. И по объемам поставок фермерская продукция никогда не будет конкурировать с теми холдингами, которые поставляют уже проверенную продукцию не первое десятилетие в эти торговые сети. Константин Чуриков: Спасибо большое, Алексей. Оксана Галькевич: Спасибо, Алексей. Мне показалось, что вы как-то с недоверием, когда сказано было: "Я на своих условиях приму продукцию на реализацию от фермера". Константин Чуриков: Давайте комментируйте. Илья Ломакин-Румянцев: Собственно, тут нечего комментировать. Это запрещено. Комиссионная торговля продовольствием (а именно так называется этот вид деятельности) впрямую запрещена. Торговля покупает продукцию на свой страх и риск. Да, с какой-то отсрочкой платежа, но она должна продать эту продукцию сама, это ее ответственность. Поэтому я с небольшим удивлением слушал признание в осуществлении неразрешенной деятельности. Оксана Галькевич: Незаконные операции. Илья Ломакин-Румянцев: Да бог с ним. Возвращаясь к тому, что фермеры не могут быть основой продовольственной безопасности. Да, это так. Конечно, основная масса продовольствия создается крупными агрохолдингами и крупными предприятиями. Оксана Галькевич: За счет массовости просто своей, да? Илья Ломакин-Румянцев: Да. Но у фермеров всегда находится своя ниша. Это то, что делает нашу жизнь интереснее. Потому что самое правильное, если мы едим сезонные овощи, сезонную еду, местную, локальную еду, к которой привык наш организм. Оксана Галькевич: Скажите, а вот закон, который запрещает на условиях принимать на реализацию товар, в принципе, вы считаете… Мы не специалисты, вот мне интересно. Это грамотная, как вы считаете, законодательная норма? Или, может быть, это какой-то перегиб нашего законодателя в попытках все контролировать, от чего-то опять нас обезопасить? Илья Ломакин-Румянцев: Вы знаете, это сложный вопрос, который все время обсуждается. По мнению ФАС, это защита производителя. Федеральная антимонопольная служба считает… Оксана Галькевич: Большого производителя, как мы поняли, да? Илья Ломакин-Румянцев: Любого производителя. Мы тоже считали, что в отношениях с фермерами можно было бы предложить такую форму. Я не хотел бы оценивать норму действующего законодательства, но она есть. Константин Чуриков: У нас есть звонок – Екатерина из Петрозаводска. Екатерина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: У вас какое мнение? Зритель: У меня мнение вот какое. Вообще-то, я с 94-го года являюсь предпринимателем. И по нынешний год мы работали, в общем-то, довольно-таки стабильно. У меня склад оптовой продукции. И торговали мы продукцией. В Великом Новгороде есть такая замечательная фирма "Океан", они производят из сельхозпродукции всякие салаты в баночках, маринованную капусту в ведерках и прочее. Кроме того, рыба у них замечательная. Просто качество великолепное! Но вот чтобы попасть, как уважаемый здесь говорит представитель розничной торговли, в сети… Он маленький производитель, достаточно небольшой. А мы торговали в Карелии – районы, маленькие магазинчики, и в городе тоже, в принципе, в столице. Но пришли сети и просто все задавили! По идее, два кризиса я пережила. В 98-м году мы все-таки сохранили торговлю, выжили, хотя долги до 2002 года были. Мы пережили. 2007-й тоже как-то. А вот этот год, конечно, просто… Вернее, не этот год, а с 2014-го. Константин Чуриков: Екатерина, мы желаем вам удачи, все-таки каким-то образом всплыть, сделать рывок вперед. Оксана Галькевич: Встать на ноги. Константин Чуриков: Вот о чем говорит наша зрительница? Извините, вспомню историю, пардон, с "Вятским квасом". Вот эта история, тот самый вопрос на пресс-конференции Владимиру Путину, когда этот "Вятский квас" не мог проникнуть в крупные торговые сети. Оксана Галькевич: А сейчас он везде, кстати. Константин Чуриков: Да, а сейчас после этого он везде. Но, понимаете, это нужна вот такая либо реклама, либо чье-то волевое решение. Оксана Галькевич: Случай, удача. Константин Чуриков: Случай, да. Илья Ломакин-Румянцев: Вы абсолютно правы. Слова нашего президента – самая хорошая реклама, согласитесь. Оксана Галькевич: Ну, здесь, видимо, была не только реклама, а сигнал еще взять в продажу. Илья Ломакин-Румянцев: Сигнал взять в продажу. Вы знаете, с такого рода сигналами мы очень часто сталкиваемся на местах, очень часто. Константин Чуриков: У нас буквально 20 секунд. Илья Ломакин-Румянцев: И это проблема. На наш взгляд, она должна решаться, может быть, чуть менее административно, чуть менее приказным образом, а скорее помогая продвигать продукцию. И мы готовы в этом участвовать. Константин Чуриков: Кстати, продвигать продукцию, чтобы ее хотели купить. Когда все захотят купить – естественно, после этого ее уже будет проще реализовывать. Илья Ломакин-Румянцев: Да. Константин Чуриков: У нас в студии был Илья Ломакин-Румянцев, председатель Ассоциации компаний розничной торговли. Оксана Галькевич: Спасибо, Илья Вадимович. Мы – программа "ОТРажение" – с вами не прощаемся, через три минуты продолжим наш прямой эфир.