Дарья Шулик: Ну а теперь о том, что важно для каждого работающего человека, а именно о зарплате. Новые данные сервиса «Работа.ру»: каждый 5-й работодатель в стране грозился понизить зарплату своим сотрудникам, чтобы заставить их лучше работать. Почти в половине компаний есть своя система штрафов, а применяют ее почти в каждой 10-й организации. Константин Чуриков: Ну, штрафуют по самым разным поводам: это могут быть ошибки в работе, опоздания, жалобы клиентов, недостача. Важно даже не это, насколько законны подобные действия, и, кстати, приводит ли понижение зарплаты к улучшению качества работы, тоже вопрос. Дарья Шулик: Вот как раз об этом обо всем мы сейчас спросим у наших экспертов. Первый из них – это Алексей Петропольский, предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса. Алексей Игоревич, здравствуйте. Константин Чуриков: Алексей Игоревич, здравствуйте. Дарья Шулик: Алексей Игоревич, ну вот скажите, пожалуйста, вообще такое понятие, как штраф, разве в трудовом законодательстве есть? Может работодатель штрафовать работника? Алексей Петропольский: Ну, в теории, конечно, в трудовом договоре могут быть прописаны штрафные санкции за те или иные проступки. Но в основном все это делается, так сказать, невыплатой премий. Ну, у нас, как говорят, лучшее поощрение – это невзыскание, вот. Поскольку зарплата, как правило, выплачивается из окладной части из расчета минималки, там, допустим, по региону 25 тысяч рублей, а все, что свыше, выплачивается так называемыми премиальными. И руководитель может эту премию выписать, а может и нет, и это в свою очередь и будет наказанием для работника, который каким-то образом не оправдал себя. Константин Чуриков: Алексей Игоревич, а как вам кажется, подобные результаты исследования – это потому, что в принципе так действуют работодатели, или сейчас многие компании в какой-то особой кризисной ситуации, поэтому вот, ребята, сейчас мы вас будем штрафовать? «У нас и так денег на всех не хватает, вот сейчас вы попадете»? Алексей Петропольский: Да. Ну видите, сейчас особо острое время, когда у многих компаний падают продажи, падают выручки, и никто не хочет платить просто за работу, все хотят платить за результат. Поэтому в подавляющем большинстве должностей вводят так называемый KPI, то есть норму, которую должен принести или выполнить сотрудник, и в зависимости от нее выплачивается уже зарплата. Надо сказать, что выручки сейчас мало у кого есть хорошие, в связи с этим и зарплаты маленькие, а люди на удаленке, как правило, показывают еще более худшие результаты, особенно если сфера их работы связана с офлайном. Дарья Шулик: Алексей Игоревич, ну вот смотрите, если работнику назначен вот этот самый пресловутый штраф, а он с этим категорически не согласен, как ему правильно поступить? Куда обратиться? Ну помимо того, что поговорить с работодателем. Константин Чуриков: Хотя вы, конечно, по защите интересов бизнеса, но, может, вы нам подскажете. Дарья Шулик: Да, ну все-таки, да. Алексей Петропольский: Ну, если ситуация действительно вопиющая, то человек имеет право написать жалобу в трудовую инспекцию и в прокуратуру, ну и те в свою очередь должны провести расследование и выявить, насколько был законен этот штраф, насколько обстоятельства способствовали тому, чтобы его выписывали. Но наверное, не всегда это приводит вообще хоть к какому-либо результату, и, как правило, после таких писем анонимных происходит увольнение сотрудника. Поэтому лучше все же договориться с работодателем и находить компромисс. Константин Чуриков: Алексей Игоревич, последний вопрос. Вы лично как предприниматель, хозяин бизнеса кого-то за что-то штрафовали? И за что? Алексей Петропольский: Ну, у нас стабильно штрафы выписываются за опоздания. Если человек опаздывает более 3 раз и более чем на 5 минут, то ему выписывается штраф. Так же происходит, если очень часто болеет. То есть есть люди, которые, допустим, по понедельникам болеют, каждый понедельник... Константин Чуриков: После вчерашнего, да. Дарья Шулик: После выходных, конечно, частенько бывает. Алексей Петропольский: Да, с ними, конечно, проводится первичная беседа, но если это повторяется, то часть от оклада, а именно те дни, которые он не ходил, просто высчитываются из зарплаты. Увы, по-другому на человека воздействовать очень тяжело. Ну и я тоже приверженец именно KPI, чтобы у человека его составная часть зарплаты напрямую была зависима от того, как он и насколько эффективно поработал. Константин Чуриков: KPI... Берегите людей, Алексей Игоревич. По понедельникам у многих болит голова, и дело не во вчерашнем. Спасибо. Дарья Шулик: Спасибо. Константин Чуриков: Алексей Петропольский, предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса. У нас сейчас звонок. Дарья Шулик: У нас звонок есть, да. К нам дозвонился Сергей из Краснодарского края. Здравствуйте, Сергей. Зритель: Вечер добрый. Вот у меня к предпринимателю к этому такой вопрос – не много ли он на себя берет? Он не подумал, что за урезание зарплаты скоро урежут так им, что урезать будет им нечего? Они сами урежутся скоро. Куда они людей загибают? На удаленке не так, они премий лишают. Вы что там, пообнаглели все? Мы с вилами пойдем на вас, вы подумайте. Константин Чуриков: Без экстремизма. Зритель: ...лекарства нет, ничего нет. Константин Чуриков: Мнение ваше понимаем, возмущение тоже, спасибо за ваш звонок. Дарья Шулик: Спасибо. Константин Чуриков: Мы сейчас присоединяем, подключаем к нашей беседе Викторию Пятницу, это управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты». Виктория Григорьевна, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте. Виктория Пятница: Добрый день, коллеги, добрый вечер вернее. Константин Чуриков: Вы же слышите вот этот нерв, недовольство людей? Тем более сейчас, вот эта пандемия, сложно работать и так далее, все на нервах. Как HR-специалист скажите, а вообще, в принципе угрожать урезанием зарплаты или штрафовать – это метод? Это мотивирует человека работать лучше? Виктория Пятница: Ну, вопрос такой, скажем прямо, понятный к ответу: мотивировать такая история не может никого, поэтому вот предыдущий звонок четко показал ориентацию людей при таких критичных мерах. Но тут, коллеги, давайте, наверное, честно скажем, что Алексей был прав, когда выступал относительно того, что бизнесу в действительности сейчас очень тяжело, это правда. KPI – это все тоже здорово, замечательно, но это тоже где-то, наверное, попытка бизнеса сберечь деньги и платить сотруднику за результат, а не за процесс работы. Но давайте скажем прямо, что вот звоночек, который из Краснодара от Сергея поступил, он во многом проясняет тоже ситуацию с точки зрения легитимности. Потому что, если у нас есть оклад сотрудника, это безубойная вещь, и если мы хотим что-то оттуда изъять, это изменение существенных условий труда, сотрудник прямо прямой наводкой, получив такой документ, может идти в трудовую инспекцию оспаривать свои права. С KPI тоже не все так просто, потому что мы можем устанавливать KPI на переменную часть, на переменную, замечу еще раз, часть оплаты труда сотрудника, но сотрудник должен быть уведомлен о том, что перед ним стоят такие KPI, он должен расписаться о том, что на квартал он должен дать вот такие и вот такие результаты. И если он не расписывается под этим, то потом очень сложно доказать, что были поставлены вот такие цели, он их не выполнил, где это зафиксировано на бумаге. То есть там очень много вот тех вещей, которые, к сожалению, на бизнес не работают, то есть все эти вещи нужно с точки зрения юридической поддержки внутри компании с точки зрения трудового законодательства обязательно соблюдать. Поэтому это те вещи, которые любой работодатель должен иметь в голове. Другое дело, что сейчас, видите, у нас очень много убрали тех же самых переменных составляющих, снизили какие-то, скажем прямо, где-то гигиенические пакеты для сотрудников в части дополнительного медицинского страхования, каких-то еще историй. Но это суровые реалии бизнеса, потому что просто у компаний нет денег. Константин Чуриков: Ну да. Виктория Пятница: Даже если они их сейчас занимают где-то с низкими ставками по кредиту, для того чтобы иметь возможность выплачивать заработную плату сотрудникам, отдавать-то потом надо, а спрос у нас не увеличивается. Константин Чуриков: Виктория Григорьевна, и, наверное, этот KPI, ключевые показатели эффективности, если по-русски, еще и не к каждой работе, не к каждой профессии, извините за выражение, присобачишь, потому что... Ну хорошо, какой KPI у учительницы начальных классов? Предположим, они там вырастут, сдадут ЕГЭ, если считать это мерилом, ну тогда посмотрим. Или врач, например, ну не все пациенты выздоравливают. Виктория Пятница: Ну знаете, я искренне верю в то, что при нормальном, хорошем, грамотном, качественном подходе оцифровать можно любую деятельность. Даже когда мы говорим о врачах, учителях либо креативных работниках, которые, не знаю, должны рекламную кампанию разработать, у нас все равно есть план действий, план работы, у того же врача это обратная связь от тех же самых пациентов, понятно, что с поправками на ветер, у преподавателя это тоже средний балл учащихся, обратная связь от родителей, от учащихся. Ну то есть всегда можно какие-то показатели вытащить. Другое дело, что их нужно все-таки вытащить, оцифровать, чтобы человек влиял на них. Мы же очень горазды часто со стороны бизнеса поставить человеку ключевые показатели эффективности, на которые либо он плохо влияет, либо на них влияет еще куча других людей, а отвечает конкретный работник. Константин Чуриков: Нисколько не спорим с вами, Виктория Григорьевна, просто подумал: средний балл – это по какому предмету? Это среднее между физкультурой и математикой? То есть тоже вот это все додумать надо, да? Виктория Пятница: Нет-нет, конечно, по тем дисциплинам, за которые отвечает преподаватель. Потому что если я преподаватель русского языка, я не знаю, что там дети делают на физкультуре либо на ОБЖ, поэтому... Константин Чуриков: Спасибо, спасибо вам большое. Дарья Шулик: Спасибо. Константин Чуриков: Виктория Пятница, управляющий партнер профессионального сообщества «HR-эксперты». Мнение кадровиков у нас было. А теперь... Дарья Шулик: ...звонок. Великий Новгород, Елена. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Константин Чуриков: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Я бы хотела высказаться за то, чтобы все-таки немножко людей наказывать. Сейчас в последнее время прямо это чувствуется, особенно молодые люди приходят, они хотят сразу очень большие оклады... Дарья Шулик: А вы работник или работодатель? Судя по всему, работодатель. Константин Чуриков: Секунду. Зритель: Нет, я нахожусь руководителем, но с другой стороны, нет, я не работодатель. Константин Чуриков: Так. Зритель: Но я вот на стороне предпринимателей. Константин Чуриков: Скажите, а «немножко наказывать» – это как? Дарья Шулик: Это как, да? Зритель: Ну вот смотрите, я вам сейчас объясню. Во-первых, бывают уважительные причины, когда люди опаздывают, бывает, что люди просто не умеют себя собрать в кучу. А при этом у людей есть одинаковый оклад либо одинаковая работа за час. Почему один человек делает быстро и качественно, получает, предположим, 200 рублей в час, ну я утрирую, а другой человек может ходить еле-еле и то же самое получать 200 рублей в час? Константин Чуриков: Скажите, вот я, например... Я сегодня на работу примерно на полчаса опоздал, потому что пробки. Меня сегодня наказать надо или помиловать? Зритель: А я вам объясню. Я не в таком большом городе живу, поэтому я сама вижу, когда есть пробки, а когда их нет. Я вижу, когда человек приходит с перегаром, а когда он приходит без перегара. Я вижу, когда человек себя нормально чувствует... Константин Чуриков: Вы просто сканер. Зритель: ...а другой ну как бы со вчерашнего вчера... Прекрасно. Константин Чуриков: Ну да. Нет, работодатель чует все, хорошо, когда чувствительный работодатель, все замечательно. Спасибо за ваш звонок. Дарья Шулик: Спасибо. Константин Чуриков: Мы говорили об урезании зарплат и о том, в каких случаях это происходит в организациях. Через несколько минут продолжим, а говорить уже будем о сложной проблеме, о реновации в нашей стране.