Виталий Млечин: Продолжаем программу «ОТРажение». Будем говорить о медицине теперь. Марианна Ожерельева: Да. Стоматология, как и автомобили, все больше подвергается санкционному давлению. Вот зарубежные компании-производители приостанавливают поставки в Россию. В результате в зоне риска, в частности, оказались элайнеры, которые у нас не производят. Из-за сбоев поставок сырья для их изготовления из Германии могут пострадать сотни клиентов клиник. Виталий Млечин: Ценник на стоматологические услуги и так вырос в разы за последние месяцы. Это не только в медицине происходит, но в стоматологии как-то особенно заметно, и так-то было дорого очень лечить зубы... Марианна Ожерельева: Дорого, да. Виталий Млечин: ...а стало еще дороже. Расходники практически все импортные, поэтому либо выросла цена на них, либо просто исчезли они с отечественного рынка. Давайте обсуждать, что мы замещаем в стоматологической отрасли, что можем заместить в теории и чего лишимся. Если вы лечили зубы недавно или планируете, то поделитесь, пожалуйста, своим опытом: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. С нами на прямой связи Роман Пиямов, кандидат медицинских наук, руководитель медицинской клиники. Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Роман, здравствуйте. Роман Пиямов: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Мы начали с элайнеров, что недосчитались некоего сырья из Германии, из которого, значит, их производят. А они были только немецкого производителя, или, может быть, другие страны, кто остались в списке дружественных, еще чего-то поставляют сюда? Или никого не было, только одни немцы? Роман Пиямов: Очень хорошее замечание, потому что изначально технология вообще проамериканская, и потом уже патент выкупили немцы, другие страны, соответственно, выкупили патент, слегка модифицировали технологию и продают ее нам в страну. Я вам даже больше скажу: скорее всего, полимеры, которые используются, можно спокойно производить в том же Китае или в Индии, но пока цикл замкнут технологический на немцах, потому что станки, их методики, соответственно... Конечно же, заменить можно, я думаю, что в скором времени проблема будет решена, но пока все шло по западным стандартам, на западном оборудовании и западных материалах. Так что посмотрим, что будет дальше. Марианна Ожерельева: А вот как это происходит? Мы по другим когда смотрели сегментам, говорили, что хватит на 3 месяца какого-то оборудования, на 2 месяца, подсчет, а вот с точки зрения стоматологии тех же элайнеров... ? Условно, компания понимает, что есть спрос, и она на полгода закупила этих элайнеров немецких? Почему сейчас говорят, что вот будет именно их дефицит? То есть сейчас резко посчитали, они не купили и негде больше купить, даже параллельным импортом невозможно? Роман Пиямов: Давайте я объясню. Повторюсь, значит, изначально методика оригинальная лечения на элайнерах была разработана американской компанией... Марианна Ожерельева: Нет-нет, Роман, извините, я, наверное, не так вопрос [задала]. Смотрите, вот их не закупили? То есть всегда же кто-то впрок берет. То есть в стоматологии посчитали, что надо купить на 3 месяца, купили, но они закончились... Роман Пиямов: Не в этом дело. Марианна Ожерельева: А как? Роман Пиямов: Просто отправляли на изготовление за границу, и сейчас фирмы, которые делали через Германию, они имели маленький рынок, стали расти и не были готовы к тому, что проамериканская компания полностью уходит, они встают, занимают высокую нишу, но у них материалы опять же немецкие. То есть никто не был к этому готов, это просто переделка сфер влияния, переделка рынка, к которой компании, закупающие немецкие пластины, не были готовы. Поэтому сейчас, в ближайшие месяц, два, три, будет пересмотрен рынок поставок и будет оптимизация поставки вот этих вот пластинок для элайнеров. Просто не закупали, на складах не было в России такого количества. Марианна Ожерельева: Ага. Виталий Млечин: А все-таки в азиатских странах, в Китае в том же, это есть, или этого в целом нигде нет, кроме как в Европе? Роман Пиямов: Да, вы знаете, там не столь сложные полимеры, это такие, скажем так, пластмассовые пластины размером 20 сантиметров, вот в принципе и вся история. Я почти уверен, что наш китайский сосед нам будет поставлять их с огромным удовольствием по привлекательным ценам и в ближайшее время. Просто мы любим все максимально западное, мы в этом видим некий критерий качества, некий критерий стабильности, но, как жизнь показывает, стабильности пока нет. Марианна Ожерельева: И еще есть опасения, что зубные протезы, возможно, не сможем купить. Мы пытаемся посчитать, что вообще сами для стоматологии производим, а что закупаем, и получается, что больше 80% все импортное, да, т. е. все расходники, также вот эти элайнеры, протезы, средства для пломб ранее с вами тоже обсуждали. То есть это вообще было нормально, т. е. это в принципе не удорожало сам процесс, оно и так, без того дорогое было, закупали там, здесь все это использовали. А как сейчас? То есть оно все подорожает либо его правда не будет? Роман Пиямов: Вот тут хороший вопрос. Мы рассчитываем, ну как, предполагает наше сообщество, что в связи с нарушениями поставки, логистики мы будем испытывать проблемы с наличием ассортимента товаров стоматологического профиля для изготовления протезов, коронок, пломб, наверное, где-то примерно к июню – июлю, к августу, потому что запасы у многих фирм хорошие, они были, наши фирмы все поставляли на всю страну, это огромные склады. Сейчас, конечно же, есть риск того, что фуры встают на границе, приходится объяснять, что это товары максимально медицинского назначения, а в стоматологии это все какие-то шпунтики, винтики, не всегда это понятно. Это не какая-то ампула, чтобы ею спасать жизнь, это технические инструменты и приборы. Я боюсь, что будут сложности в доказательной какой-то базе, в документальной, вот из-за этого мы можем наблюдать, конечно же, сбой в ассортименте, в наличии товаров, в дефиците. Как я уже говорил ранее, у нас есть заводы, которые производят что-то наше, но сырье до последнего момента было импортное тоже, поэтому, пока другие заводы будут им поставлять сырье, тоже нужно время для адаптации. Где-то к концу лета могут быть изменения, повторюсь, с ассортиментом. Зубы лечить лучше сейчас. Виталий Млечин: Ха-ха. Марианна Ожерельева: Ха-ха. Пишут нам из Самарской области, что стоматология в плохом состоянии. Почему? Согласны ли вы с оценкой, что она в плохом состоянии, и если она в плохом состоянии, то почему? Роман Пиямов: Ну, это такая философская фраза абсолютно обобщающая. Я бы все-таки сказал, где конкретно плохая, в регионе в том, в той поликлинике, у того доктора. Давайте от общего к частному. Почему? Сейчас поликлиники модернизируются. Многие на самом деле, да, переходят на какое-то самообеспечение. Наверное, всегда по системе ОМС поставлялись какие-то минимальные материалы, минимальные услуги предоставлялись, и на самом деле здоровье пациента, наверное, в его руках, ему нужно заниматься этой практикой. И минимально, так скажем, допустимые услуги в рамках бюджетных государственных учреждений, они всегда были, есть и будут, вопрос, готов ли пациент ходить планово на ранней стадии, чтобы не запускать проблему до потери зубов, до протезов. Но это уже дорогой вид лечения, он, конечно же, зависим от импорта. Виталий Млечин: Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, доверяют ли они отечественным материалам и технологиям. ОПРОС Виталий Млечин: О – «придется», «придется доверять». Марианна Ожерельева: «Придется доверять». А еще важная фраза, мне показалось, была: «Чем больше санкций, тем больше работаем». Роман, вот в этой парадигме для стоматологии внутри России сейчас время падения или резкого процветания и подъема? Роман Пиямов: Однозначно любая кризисная ситуация – это момент роста. Если у кого-то есть мысли, желание инвестировать, развивать данную отрасль, данный сектор, то это будет только приветствоваться, потому что люди хотят лечиться, хотят быть здоровыми, никто не хочет болеть, это продукты питания и медицина, то, от чего мы зависим с первых до последних дней жизни. Я считаю, что это только точки роста, это только этап для развития. Если мы сейчас этого не упустим, то мы можем занять определенную нишу, наши бизнесмены, предприниматели, производители устаканятся на этом рынке в нашей стране. Марианна Ожерельева: Звоночек послушаем? Виталий Млечин: Да. Из Сочи Николай. Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Николай, здравствуйте. Виталий Млечин: Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотел задать вопрос вашему эксперту, например, на предмет того, что я вот сейчас зубы лечу уже, значит, в районе года. Четыре месяца назад я поставил южнокорейские импланты, и, значит, вот сейчас жду 5,5–6 месяцев. До этого я пролечил, в общем-то, все зубы, но я пенсионер просто, у меня стояли старые протезы, в общем-то, сейчас старые как бы срок весь свой выходили. И вот мои сейчас стоматологи, я у трех врачей-стоматологов, у хирурга, у обычного терапевта-стоматолога и ортопеда. Я вот хотел бы какой вопрос задать. Сейчас они переходят, например, чисто вот буры, сверла, например, с немецких на казанские. Есть очень большие претензии к казанскому заводу на предмет того, что если немецкие выдерживали там чуть ли не год, например, то казанские месяц-два и все. И они даже не заинтересованы в качестве своих изделий в том плане, что они быстрее износятся, значит, быстрее новые закупятся. Потом, значит, стоматологический цемент был японский, сейчас переходят на какой-то другой. Понимаете, я вот хотел спросить у эксперта, например, вот при переходе на новых поставщиков, закупки... Вот представьте себе стоматолога, который 20 лет, скажем, работал на каких-то определенных фирмах, на определенных материалах, и ему сейчас приходится переходить неважно на какие, но на другие… Виталий Млечин: Понятно, понятен вопрос, спасибо. Марианна Ожерельева: Спасибо, Николай, очень важный вопрос и правильный. Роман, как вы думаете, действительно, если с тех импортных, зарубежных технологий сейчас окунаться в отечественные, вот яркий пример был по казанским изделиям, что действительно могут служить недолго? Роман Пиямов: Смотрите, вообще, если мы говорим о понятии «технологии», то это многосоставной механизм оказания помощи или услуги изготовления товара. Он включает в себя материалы, включает в себя методики работы с ними, квалификацию специалиста. То есть материал или инструмент – это только одна из составных частей. Конечно, если в рамках технологий нужно использовать данный материал или данный инструмент и приходится его заменять, то логично, что в этой цепочке конечным продуктом, результатом деятельности специалиста получится другой результат, другой продукт. Хуже он будет или лучше, сказать сложно, наверное, он будет просто другой. Насколько он будет лучше, будет зависеть от квалификации специалиста, сможет ли он адаптировать эти материалы или инструменты к остальным этапам стоматологического процесса. Тут уже будет, наверное, зависеть, знаете как, уж сильные специалисты, сильные врачи реально выкрутятся. Наверное, новички, которые подсели на какие-то вот фишечки, на заимствования, их немножко мозг растеряется. Собственно говоря, так вот я деликатно пытаюсь объяснить. Конечно же, нужно использовать все оригинальное, все по методике, но мы немножко в других условиях, мы должны людям помогать. Значит, где-то мы просядем, потом опять вырастем. Виталий Млечин: Еще один важный аспект, о котором тоже надо поговорить, – это квалификация специалистов. Вот такая ситуация, когда проблема не только с поставками оборудования и материалов, но и проблемы с обменами знаниями. Не произойдет ли такого, что наши врачи отстанут по своим умениям? Роман Пиямов: Что я хочу сказать? За последние 15 лет очень сильно вырос уровень специалистов в нашей стране как практикующих, средних практических врачей, так и лекторов, таких мастодонтов, корифеев, которые на самом деле могут дать фору западным врачам по уровню подхода, диагностики, лечения. В нашей стране все интенсивнее развиваются внутренние курсы, где врачи разных регионов путешествуют к экспертам-врачам в их клиники, или организовываются какие-то офисные курсы в рамках каких-то конгрессов. То есть на самом деле сейчас проблем со знаниями нет. Плюс западные коллеги пока не прерывали онлайн-обучение. Но повторюсь, есть такие прикладные науки, как хирургия или стоматология, где нужно работать руками, там очень важна, конечно, передача опыта из рук в руки, а не просто по книге. Может быть, каких-то супер-ноу-хау мы не услышим, но у нас пока есть задел внутри нашей страны, который позволяет получить информацию и хотя бы ее адаптировать, давайте его использовать по полной программе, пока еще не все получили друг от друга. Марианна Ожерельева: Роман, телезрители пишут, что цены в регионах на лечение зубов дешевле, но вот со специалистами проблема. К вопросу, который задавал Виталий, опять же из Архангельской области: «Много зависит не от материала, а от специалиста». Вы сказали, что такие специалисты есть. Опять же, из 100% какое количество вот этих хороших специалистов, «мастодонтов», как вы их назвали? И далее курсы, о которых вы говорили, – все-таки они стоят, и немало стоят. Может ли себе позволить лечащий врач условно из Липецка, Калуги и т. д. пройти эти курсы и предложить... ? То есть он повысил свою квалификацию, он заплатил, соответственно, стоимость его услуги возрастает, пусть на рубль-два, но готов ли потом потребитель этих услуг платить больше? Роман Пиямов: Ну, вы сейчас затронули такую цепочку, механизм. Конечно, если врач будет бояться, что он свои знания не сможет применить и адаптировать их под клиентов и объяснить пациентам, что стоит его работа, то, наверное, не стоит начинать, многие так и делают. Поэтому самые отчаянные учатся, самые такие авантюристы, которые хотят качества, эффекта. Не всегда они сразу повышают цену, может, постепенно. Я к тому веду, что тут зависит от человека. Марианна Ожерельева: А сколько их таких? Роман Пиямов: Ну, около 5–7% людей – это, наверное, эксперты из 100%. Ну, около 30% врачей учатся у этих экспертов. Ну то есть бо́льшая часть врачей живет на каких-то базовых знаниях, на каких-то минимальных дополнительных научных изысканиях, вот и все. Виталий Млечин: Все-таки что касается обмена знаниями, обмена опытом, обмена технологиями, насколько это важно? Есть ли опасность, что знания все-таки уйдут вперед, что будут произведены какие-то научные открытия, доступа к которым не будет у российских врачей? И можно ли этого как-то избежать? Роман Пиямов: Смотрите, конечно же, мы не можем этого отрицать, потому что, если сильные умы имеют свободные площадки, обмениваются знаниями, обмениваются какими-то достижениями, разработками, материалами, инструментами, у них это происходит, что один рассказал, другой применил, дал критику, обратный отзыв и так далее… Если мы будем в таком, скажем, вакууме небольшом, не будем этого трогать, пробовать, мы об этом, во-первых, никогда не узнаем. Во-вторых, даже если мы узнаем в теории, но, не имея для этого материалов и инструментов, мы этого не попробуем. И, не имея выхода опять же на площадку с обратной связью, мы не дадим обратную связь. Страна у нас большая, нам есть что рассказать и вообще понять, а эффективна ли эта методика, тоже не сможем. Поэтому, конечно, в вашем вопросе уже ответ – не есть хорошо, если мы изолированы, всегда нужно обмениваться с разными людьми, с разными мнениями и подходами в медицине. Марианна Ожерельева: Роман, один из важных тоже вопросов – это детская стоматология. Сегодня с виду все это очень красиво, внутри все очень разукрашено, тоже прекрасно. Но буквально накануне от своей знакомой услышала, что в Москве она не может найти толкового стоматолога детского, каждый месяц ездит по разным врачам, у ребенка конкретная проблема, не может ее решить. То есть возникает вопрос, что же происходит тогда в регионах, если в столице не могут вопрос решить. И вот детская стоматология – она априори высокая, потому что это дети, наше будущее, все лучшее им как бы, поэтому она такая дорогая? И там со специалистами, все-таки насколько они действительно квалифицированные? Или просто потому, что родитель за то, чтобы его ребенок не плакал и все было с ним спокойно и хорошо, за любые деньги вылечит этот зуб, удалит его, лишь бы только все было хорошо? И она такая нерыночная история, скажем? Роман Пиямов: Нет, вы знаете, если вопрос к частной клинике, то это всегда рыночная история, кто бы что ни говорил. Вопрос лишь в том, что лечение... У вас было много вопросов, он такой составной. По поводу специалистов. Специалисты – это особая каста, категория, доктора, которые обладают определенным психологическим набором, нужно уметь контактировать с ребенком, настраивать его. Ладно ты лечишь ребенка, ты еще должен контактировать с родителями. Марианна Ожерельева: Да. Роман Пиямов: Не забывайте, что до 14 лет в нашей стране в большинстве случаев родители помогают ухаживать за зубами своим детям. Марианна Ожерельева: Роман, буквально 30 секунд. Роман Пиямов: Поэтому... Марианна Ожерельева: Ну и последнее, почему это дорого. Роман Пиямов: Это... технологии. Еще употребляется плюс анестезиология, где делают под седацией, цена увеличивается за счет допманипуляций, функций, чтобы ребенка расслабить. Это стоит больше денег, чем в обычном взрослом секторе. Марианна Ожерельева: Специалисты есть, коротко, «да» или «нет», в детской стоматологии? Роман Пиямов: Есть специалисты. В Москве очень много. В регионах меньше, согласен. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо. Роман Пиямов, кандидат медицинских наук, руководитель медицинской клиники, был с нами на прямой связи. Говорили о стоматологии, аж прямо зубы начало сводить немножко... Марианна Ожерельева: Сводит, да, потому что чем больше об этом говоришь, тем... Виталий Млечин: Надо сделать перерыв на несколько минут. Оставайтесь с нами.