Импотрозамещение: автомобили
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/impotrozameshchenie-avtomobili-57715.html Петр Кузнецов: Еще один сегмент, который вызывает тревогу у многих, потому что многие могут себя назвать автовладельцем и, соответственно, без автомобиля не проживут. Крупнейшие автопроизводители перестанут… уже перестали поставлять в Россию свою продукцию.
В ближайшее время россияне не смогут купить автомобили как премиальных брендов (это всякие «Audi», «BMW», «Jaguar», «Porsche»), так и более бюджетные (то есть это и «KIA», и «Hyundai», и «Mazda», и «Honda»). Временно остановят свои заводы в России «Renault» и «Ford».
Ну а «Lada» сообщила о рекордном повышении цен. Об этом с Александром Гусаровым, он автомобильный журналист, наш эксперт по этой теме. Здравствуйте, Александр.
Александр Гусаров: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: А я вот кстати по «ладе» уже смотрю: с марта… а сегодня третье число уже?
Мария Карпова: Третье, да.
Петр Кузнецов: С марта «Lada» уже 300 000 рублей прибавила. 300 000 рублей – «Lada»! Скоро будет как в старые добрые времена: «У тебя «Жигули»?! А прокати!».
Александр Гусаров: Ну на самом деле там последнее объявление по изменениям цен произошло первого числа. Вот у меня перед глазами, я делал как раз информацию про это, то есть минимально – 90 000, а больше всего подорожала модель «Largus» – это 170 000, ну, вернее, больше даже. Ну от 90 до 170 тысяч.
Ну естественно это цены, рекомендованные заводом. А те машины, которые будет продавать дилер, естественно, они будут стоить дороже. Учитывая дефицит и отсутствие средств на руках больших у людей, вернее они есть пока еще, как бы… автомобили будут производиться.
Но проблема сейчас заключается в другом. Дело в том, что есть такое понятие как мировая интеграция. Естественно, ни один производитель ни в одной стране мира (так не бывает), он не варится в собственной кастрюле. Соответственно, есть какие-то комплектующие, есть микрочипы.
У нас, собственно, по законодательству нельзя производить автомобили, которые бы ну были, соответствовали вернее, так будет правильнее сказать, машинам, которые производил тот же «Автоваз» в 1970-е, 1980-е годы. Соответственно, без микрочипов, которые мы, увы, не производим… ну не увы – их не производит практически никто, основной поставщик сидит в Индокитае.
Как бы соответственно будут возникать проблемы с блоками ABS, ISP. Ну естественно, если мы говорим о модели «Granta», там в базовых комплектациях нет ISP. Есть ABS и хотя бы одна подушка.
Петр Кузнецов: Александр, простите, пожалуйста, простите, что вас останавливаю. А вы сказали, что их практически никто не умеет, только Индокитай. А что, это сложно, да, научиться делать микрочип?
Александр Гусаров: Ну просто есть специализации какие-то, плюс стоимость самих… стоимость оплаты труда. Соответственно, себестоимость в результате конечного продукта – это нормально, и, соответственно, если на Тайване делают, то они держат более 50% на сегодняшний момент рынка.
Естественно, Китай производит, но он полностью закрывает свои интересы. В Америке, я сейчас не знаю, восстановили ли производство в Техасе или нет после вот прошлогоднего… коллапс когда произошел. Собственно, плюс Япония. Но все, естественно, зависит от стоимости.
Петр Кузнецов: Александр, можете неавтомобильным людям пояснить, что такое микрочип, как он выглядит, какие функции выполняет.
Александр Гусаров: Ну собственно это вот такая вот маленькая…
Петр Кузнецов: Всего лишь.
Александр Гусаров: Да, маленькая деталь, но без которой… фактически – это мозги. Самое важное, ну вот в телефоне, это же вот сама коробка, а внутри там вот есть маленький микрочип – это мозги. Без этих мозгов не работают очень многие системы, не работают, естественно, системы ISP, блоки управления двигателем.
Петр Кузнецов: То есть электроника.
Александр Гусаров: Ну да. Это очень много. И, к сожалению, без этого ничего не производится. А что говоря о международной интеграции, она собственно говоря существует везде, потому что многие кивают сейчас на Советский Союз. Но дело в том, что Советский Союз не производил практически ничего, у него не было ничего самостоятельного, начнем с этого.
Берем завод «ГАЗ» – это поставки «Форда», берем завод «Москвич» – это как бы частично вывезенное оборудование по репарациям из Германии. Да, частично вывезенное, но тем не менее, оно было. «Тольятти» – это итальянский конвейер. «Москвич» и «Иж» позднее – это конвейеры, купленные во Франции у «Renault».
Более того, позднее, когда машины стали развиваться у того же «Автоваза», оптику нам поставляли из ГДР, Венгрии, ремни безопасности также поставлялись из стран СЭВ. Соответственно, говорить о каком-то вот импортозамещении, о том, что мы вот целиком возьмем и будем делать все сами – ну так не бывает. Это ну как бы…
Машина очень высокотехнологичный продукт, он не может производиться… Вот мы с вами в гараже вдвоем, втроем, мы соберем машину, но это будет в одном экземпляре автомобиль. Это несложно сделать, имея запчасти.
Мария Карпова: Александр, а что вот сегодня нам, потребителям, делать? Как утолить этот потребительский голод? Потому что машины же они нужны и по каким-то нормальным, адекватным ценам. Вот есть мнение, что надо переключиться на торговлю, на покупку б/у из Азии и Европы.
Александр Гусаров: Ну пройдут ли они, во-первых, таможню? Достаточно много заберет, и там стоимость не будет… Во-первых, а как вы будете из Европы их доставлять? Начнем с этого.
Петр Кузнецов: Ты имеешь в виду, что все-таки оттуда, или из Европы?..
Мария Карпова: Да, все-таки оттуда, все-таки ну каким-то… каким-то образом.
Александр Гусаров: Ну как вы их будете доставлять? Это же тоже большая проблема. Логистические компании отказываются работать. «Maersk» прекратила работу. «Maersk» держит порядка 70% рынка логистического.
Турция – единственный выход, но турки отказываются на сегодняшний момент возить контейнеровозы от себя по морю к нам. Как бы вроде как никаких санкций к нам они не предпринимают, но тем не менее они не возят пока ничего. Как будет дальше развиваться ситуация, я не знаю.
Вообще строить какие-то прогнозы на сегодняшний момент долгосрочные очень страшно, потому что на самом деле вот все пресс-релизы, которые я получаю от производителей, они говорят о том, что эта остановка заводов происходит по логистическим причинам – нехватка запчастей, еще что-то. И пока они называют сроки – 8 марта, 10 марта, 11 марта. То есть пока говорить о чем-то и о какой-то долгосрочной перспективе ну я бы не стал.
Петр Кузнецов: Александр, все-таки о запчастях. Давайте все-таки попробуем заглянуть. Меня, как владельца иномарки, это беспокоит. Что будет с запчастями для иномарок, для всех тех, кто сейчас с рынка вроде бы как ушел? Сложно будет найти? Ну то же самое, кстати, и с резиной. Ну резина сейчас китайская хорошая.
Александр Гусаров: Нехорошая.
Петр Кузнецов: Не очень, да?
Александр Гусаров: Нехорошая.
Петр Кузнецов: Не научились они делать. Хорошо, резину забыли.
Александр Гусаров: Проблема в том, что та же «Nokia», которая заявляет о том, что они вроде как остаются…
Петр Кузнецов: «Nokian» вы имеете в виду?
Александр Гусаров: …но что они будут делать? У них нет сырья. У них не будет сырья. Более того, они, конечно, наступают себе на горло, собственной песне, потому что от нас было дешевле. У нас рабочая сила стоит гораздо дешевле, чем в Финляндии, и, соответственно, себестоимость продукта снижалась, но они вынуждены из-за санкций и как бы прикрывать производство потихоньку.
На сегодняшний момент я могу сказать вам, что закупиться на всю жизнь не получится, более того, я скажу, что на сегодня самое высокое подорожание – это масла. Порядка 50%.
Петр Кузнецов: Ох ты!
Александр Гусаров: Да. Без них запчасти в зависимости от производителя, у «Bosсh» по-моему там порядка 20% подорожания. Плюс нестабильная ситуация с рублем. Вы сами понимаете, что те же китайцы, они вот присылают пресс-релизы, что они остаются на рынке, что они работают. Но отгрузка новых машин, скорее всего, не ведется, потому что непонятно, что будет с курсом. И если сегодня он – 100, завтра он не станет 200? То есть как это все будет происходить? Тяжело будет.
Петр Кузнецов: Понятно.
Александр Гусаров: Более того, честно говоря, я вот написал вчера как раз статью про то, что скорее всего у нас произойдет криминализация еще рынка. В каком смысле? Возрастут угоны. Угоны возрастут, причем с той целью, чтобы вашу машину разобрать.
Петр Кузнецов: На разбор, на запчасти.
Александр Гусаров: И естественно, в первую голову под ударом окажутся владельцы автомобилей, которые наиболее популярны на рынке. Это те же «солярисы», это те же «фольцвагены-поло», «тигуаны»…
Петр Кузнецов: Фух, пронесло.
Александр Гусаров: Вот, собственно. И кстати, опять же, и владельцы автомобилей «Lada», потому что та же «Vesta», она на 40-45%, в зависимости от модификации, состоит из комплектующих, которые поставлялись из Румынии и Турции. И сейчас этих поставок нет.
Александр Гусаров: Тревожно, Александр. Будьте внимательны, автовладельцы, каким-то образом нужно поберечь, следить больше за автомобилем.
Мария Карпова: Александр Гусаров был с нами на связи, автомобильный журналист. Спасибо, Александр.