«Индикаторы риска» выявят недобросовестных операторов техосмотра
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/indikatory-riska-vyyavyat-nedobrosovestnyh-operatorov-tehosmotra-45293.html Дарья Шулик: ГИБДД намерена ввести «индикаторы риска нарушений» для выявления недобросовестных операторов техосмотра. Речь среди прочего идет о выдаче диагностических карт без проверки автомобилей либо выпуске на дорогу неисправных машин. Новые правила работы Госавтоинспекции закреплены в проекте приказа МВД, который станет частью большой реформы ТО.
Петр Кузнецов: Внезапных проверок, судя по всему, станет еще больше. Виновным грозят крупные штрафы. У них могут отнять аккредитацию (мы об этом говорили несколько недель назад, об этой инициативе) или даже посадить.
Хотя некоторые эксперты, да и многие водители по-прежнему считают, что техосмотр, по крайней мере для частников, нужно вообще отменить, а не продолжать ужесточать его нормы и правила и вводить всякие новые надзорные ведомства в виде теперь МВД. Видите, как получается?
Что же будет с техосмотром? Давайте выяснять с помощью нашего эксперта. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Здравствуйте, Максим.
Максим Кадаков: Добрый день.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Что же не так сейчас с техосмотром? Почему опять за него взялись? Расскажите, пожалуйста.
Максим Кадаков: Ну, тут две вещи.
Первое. Как вы понимаете, структуры хотят делить, оттягивать на себя возможности управления и вообще системой этой, и, собственно говоря, финансовыми потоками. У МВД, конечно, еще и другая цель есть, поскольку именно с МВД спрос от Правительства, да и президента за снижение смертности на дорогах. При этом МВД не имеет влияния, например, практически на техосмотр. И они хотят это тоже взять под свой контроль.
Но вы знаете, что здесь самое интересное? Вот смотрите. У нас в стране по причине технической неисправности транспортных средств, то есть по причине неисправности автомобилей, мотоциклов, прицепов, происходит всего примерно 4% аварий. В Штатах, в США еще меньше – где-то от 2,5 до 3,5%, в зависимости от штата к штату. То есть у нас чуть больше, но не принципиально. Так вот, что это такое? Причины какие основные?
Это колеса или шины. Например, вы прошли техосмотр летом на хороших шинах. Пришла зима – вы «переобулись». У вас техосмотр есть, диагностическая карта, но вы поставили плохие зимние шины или вообще забыли «переобуться» – и попали в аварию.
Тормоза – еще одна причина. Смотрите. У нас во время техосмотра вообще не предусмотрена такая вещь, как подъем автомобиля на подъемнике для контроля состояния тормозной системы. Контролируется только усилие на данный момент. Вы выехали, а у вас трубка тормозная, допустим, протертая, на последнем честном слове держится. Через месяц она у вас пришла в негодность, тормозная жидкость вытекла – вы попали в аварию. И так далее.
Я к чему это говорю? К тому, что даже если завтра все перестанут покупать техосмотр и будут проходить его по-честному, мы все равно принципиально ситуацию не изменим с автомобилями на дорогах.
Дарья Шулик: То есть никакой гарантии этот осмотр фактически не несет и ни от чего не защищает?
Максим Кадаков: Конечно, да. Ну, может быть, вы слышали, что МВД сейчас закупает для ГИБДД определенные средства технического контроля. И я думаю, что будут «гайки закручиваться». И внезапные проверки, о которых вы говорили, они будут не только по отношению к станциям, которые проводят технический осмотр, но и по отношению к водителям. Как это будет работать – пока неизвестно. Но это будет, очевидно.
Петр Кузнецов: Максим, скажите, техосмотр во все времена был такой формальностью? Или он в такую формальность превратился, когда его отдали страховщикам?
Максим Кадаков: На самом деле, когда отдали страховщикам, мне кажется, стало хуже, потому что рука руку моет. «Мы вам выдаем страховку, мы вам проводим и техосмотр».
Вы приезжаете в МРЭО, ставите машину на учет. И к вам приходят люди, которые говорят: «Вам нужна страховка?» – «А у меня нет талона техосмотра, нет диагностической карты». – «Сейчас мы вам все сделаем». У них оборудованные передвижные офисы, машины со связью с офисом и так далее. Вам тут же делают диагностическую карту, естественно, слева. И тут же выписывают страховку.
То есть очень трудно держать в одной руке и контролирующую функцию, и разрешающую функцию. Это неправильно.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, можно ли сказать, что с подключением МВД переподчиняется все-таки таким образом другим уже структурам или нет?
Максим Кадаков: Ну, я надеюсь, что это произойдет. Но я еще раз говорю, что принципиально ситуация не изменится. Более того, у нас очень многие… у нас в принципе не хватает мест, где можно провести техосмотр. То есть если завтра все будут проходить честно техосмотр, у нас просто банально станций пока на данный момент для этого не хватает. И эту проблему тоже нужно будет решать, особенно если МВД или какие-то другие структуры планируют «закручивать гайки» и контролировать станции технического осмотра.
Петр Кузнецов: Ну да, много же об этом говорили. И предлагалось депутатами соответствующих профильных комитетов, что нужно для владельцев частных машин… Вот для тех, кто перевозит грузы и пассажиров, да, конечно, техосмотр оставить, ужесточить его и сделать его чаще. А вот когда частники не проходят диагностику и обслуживание, то они просто должны будут сами нести ответственность за аварию потом. Вот и все.
Максим Кадаков: Это правильно. И для них должна быть, соответственно, в следующий раз выше страховка.
Петр Кузнецов: Да.
Максим Кадаков: Финансовый путь – он самый правильный и самый действенный.
Петр Кузнецов: Но пока к нему не приступают. То есть, видимо, все равно лобби какое-то техосмотровское держит.
Максим Кадаков: Ну, должно пройти какое-то время. Быстро у нас ничего не бывает, вы же прекрасно знаете.
Дарья Шулик: Максим, вы сказали, что станций просто на всех не хватит. Я так понимаю, и цена будет соответственная, да?
Максим Кадаков: Ну, про цену мы можем вообще только гадать. Но я думаю, что да.
Смотрите. У нас очень много действительно фиктивных талонов техосмотра, диагностических карт. И есть СТО, которые рассчитаны, условно, на 10 или 20 автомобилей на осмотр в день, а они выдают 100 диагностических карт. У нас даже фиктивно выдающих и то мало, не хватает станций.
А если мы честно будем проходить, вот каждый приедет и будет честно проходить техосмотр, его будут проверять, записывать, фотографировать, как сейчас хотят, отправлять фотографию в единую базу данных, то надо строить новые станции или заключать договоры с дилерами, которые прежде этим не занимались.
Петр Кузнецов: Когда мы какие-то моменты проблемные обсуждаем, у нас принято спрашивать: а что там у них? А техосмотр за рубежом как выглядит? Он вообще в каком виде существует?
Максим Кадаков: Он по-разному существует. Где-то есть, где-то нет. Я недаром привел в пример Америку – там вообще от штата к штату все это по-разному.
Но еще раз говорю: мне кажется, что для частных автомобилей эту историю вообще давно пора отменить. Очень странно, когда едет на дороге автомобиль, условно, шестилетний, то есть сравнительно свежий, с небольшим пробегом, и он должен уже был пройти техосмотр, но он его не прошел. И рядом едет автомобиль тридцатилетний. У нас средний возраст легкового транспорта – 13 лет. Рядом едет двадцатипятилетний или тридцатилетний автомобиль, и у него есть техосмотр, но выглядит он так, что удивляешься, как он вообще едет по дороге. Вот это несоответствие просто убивает всю логику этой системы.
Дарья Шулик: То есть если не полностью изменить… точнее, отменить для частников ТО, то, может, хотя бы действительно ввести эту градацию, которая будет зависеть от возраста автомобилей? Ну, двухлетний автомобиль и тринадцатилетний – это будут два совершенно разных авто. И с учетом того, кто произвел…
Петр Кузнецов: Ну как? За два года можно убить. А все-таки если за тринадцатилетним ухаживаешь, то он будет…
Дарья Шулик: Но это же нужно постараться. Я понимаю, что это еще зависит и от марки автомобиля.
Максим Кадаков: Да-да, подход должен быть дифференцированным, безусловно.
Но еще раз: в том виде, в котором сейчас есть техосмотр, даже если его уже… У нас 42 миллиона легкового транспорта в стране. Если все поголовно будут проходить техосмотр честно, то принципиально на безопасности, на мой взгляд, это не скажется – по тем причинам, про которые я вам уже говорил: шины, колеса, тормозная система и прочие вещи, которых вчера не было, а сегодня появились.
Петр Кузнецов: Спасибо. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», его комментарий по теме, связанной с МВД, которое теперь займется плотненько техосмотром. Судя по всему, отмены (на что сейчас уповают многие наши телезрители на SMS-портале) все-таки в ближайшее время точно не ждать.
Дарья Шулик: Давайте послушаем звонок.
Петр Кузнецов: Тверь у нас на линии, да?
Дарья Шулик: Здравствуйте, Евгений.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Мы слушаем вас.
Зритель: Я хочу задать такой вопрос. Какой смысл проходить техосмотр, если ежегодно проходишь техническое обслуживание в сервисной компании?
Петр Кузнецов: Ну, это вы проходите. А кто-то, может, и не проходит.
Дарья Шулик: Да, кто-то же не проходит.
Петр Кузнецов: Допустим, если машина на гарантии, то вроде бы ты проходишь, потому что это в твоих интересах. А дальше, когда она «слезает» с гарантии, то тут уже не факт. Это вы за себя говорите, что проходите. Это здорово. В таком случае – да. В любом случае в техцентре им выгоднее найти у вас какой-то изъян. Соответственно, вам выгодно тоже этот изъян починить. Да, совершенно верно. Но не все же такие, как вы, из Твери Евгений.
Ладно, тему с техосмотром закрыли. Будем следить за тем, как МВД будет следить за техосмотром, какие индикаторы применять, как это будет работать, повлияет ли на стоимость полисов ОСАГО, самих работ. Все это будем обсуждать.
Дарья Шулик: Как говорится, поживем – увидим.
Петр Кузнецов: Новость о том, что МВД подключается, только появилась. А мы к другим новостям переходим.