Михаил Беляев: Люди попадают в ловушку - спектр потребляемых товаров становится все уже и тем быстрее в нем начинают расти цены
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/inflyatsiya-fevralskaya-inflyatsiya-25404.html
Оксана Галькевич: И вот объявленная
тема, друзья. Оказывается, что наша жизнь сейчас такая, если говорить в
экономических терминах, где-то около 0. По крайней мере, информация по итогам
февраля стремится к этим показателям,
очень близка. Это, как мы уже сказали, официальные данные Росстата.
Константин
Чуриков: Давайте на них посмотрим сначала.
Оксана Галькевич: Давайте посмотрим
на эти данные. Смотрите, Росстат сообщает о рекордно низкой инфляции в феврале
этого года – всего 0.2%. Таких низких покупателей конкретно в феврале не
наблюдалось с 1991 года. Больше всего подорожали услуги жилищно-коммунального
хозяйства – на 0.3%. При этом, по данным Росстата, многие продукты, такие как
сахар, яйца, крупы, подсолнечное масло, мясо птицы, даже подешевели.
Ранее ведомство заявляло, что 2016 год страна завершила с минимальным
уровнем инфляции за всю историю современной России. Ура, товарищи.
Константин
Чуриков: Это официальное мнение, официальные цифры. Нам интересно: по вашим
ощущениям, инфляция в России действительно остановилась? Ваши ответы "да"
или "нет" принимаются по СМС 3443. Вначале буквы "ОТР".
Если хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями за ростом цен,
снижением цен, можете позвонить.
Оксана Галькевич: И написать нам в
СМС-сообщении. Друзья, просто очень многие из нас, такие трепетные и
кропотливые хозяйки, записывают свои расходы. Кто-то хранит чеки за какие-то
предыдущие покупки и может вспомнить прекрасно, сколько это было в феврале даже
прошлого года и сколько это стоит сейчас. Мы сказали о том, что крупа, сахар,
мясо птицы даже подешевели. Может быть, кто-то вспомнит действительно, и
сравним тогда эти данные.
Константин
Чуриков: У нас в студии эксперт Михаил Беляев, главный экономист Института
фондового рынка и управления, кандидат экономических наук. Михаил Якимович,
здравствуйте.
Михаил Беляев: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Михаил Якимович, у нас постоянно такой стон стоит. Когда мы работаем в прямом
эфире, разные темы, экономические, неэкономические, благосостояние людей
обсуждаем. И постоянно у нас этот стон на нашем СМС-портале, что цены растут,
что сил больше нет, что жить так невозможно, "да сколько ж так будет
продолжаться?". А Росстат говорит, что целая категория жизненно важных
продуктов дешевеет, все хорошо.
Михаил Беляев: Оксана, во-первых,
не лишайте меня удовольствия поздравить вас с наступающим праздником и
выходными.
Оксана Галькевич: Не буду мешать.
Михаил Беляев: Это я сделал с
удовольствием. И всех телезрителей, которые нас сейчас смотрят, которые имеют
отношение к этому празднику. И второе – давайте уже объясним, что считает
Росстат и что ощущают люди. Росстат считает инфляцию по всему набору товаров и
услуг, которые существуют в стране. Сюда включено все, что можете себе только
представить, все, что люди потребляют. Это и ЖКХ, это и услуги прачечных, и
химчисток, и транспортные тарифы, и мясо, молоко, птица, крупы, макароны и
прочее, прочее. И вот таким образом получается такая картина: Росстат выходит
на какие-то определенные цифры.
Дело в том, что люди, естественно, в своем повседневном быте
сталкиваются с более узким набором товаров. И, как правило, это закон
экономики, никуда не денешься: бедные люди, люди, которые стеснены в своих
материальных средствах, пользуются более узким набором товаров. И, как ни
прискорбно, но это тоже свойство рыночной экономики, что на эти товары рост цен
происходит ускоренными темпами в силу целого ряда известных причин. Даже неудобно
их повторять.
Во-первых, эти товары нужны людям всегда. Они их покупают всегда. И они
их будут покупать в любых условиях и практически по любым ценам. И этим же,
кстати, пользуются и продавцы. Сейчас я понимаю, что я вызову определенное
недовольство, если не сказать – ярость, у определенной части предпринимателей,
которые имеют отношение к сфере торговли, но, тем не менее, это так и есть. То
есть они повышают цены настолько, насколько люди готовы их покупать. А люди эти
товары покупают достаточно. И там происходит более ускоренный рост цен. А он
происходит. И люди это замечают.
Константин
Чуриков: Смотрите, если даже поверить отчасти в представленные данные с нашей
потребительской, такой бытовой точки зрения, то, может быть, если можно
говорить о существенном замедлении роста цен, то, может быть, это потому, что
людям уже, извините, тратить нечего, а, соответственно, коммерсанты тоже не
дураки и понимают, что повышать цены уже нельзя.
Михаил Беляев: Но это тоже
определенно. Потом, все-таки есть в экономике такое понятие, как эффект базы,
то есть от чего идет понижение. Конечно, когда инфляция у нас сдулась до 12.9%,
а маржинальные, которые находятся на краю от ускоренного роста, там и по 16-17%
называли. Их никто не считал, но по ощущению это было так. Это вследствие этого
импортного давления. Понятно, что там этот темп роста удержаться не мог. И он
съехал вниз. Причем, съезжал довольно быстро. И доехал до этих цифр. Причем,
что еще повлияло? Все-таки эти продукты, которые люди потребляют, находятся в
сфере в основном продовольственном корзины. И, как бы там ни говорили, у нас
все-таки в аграрном секторе есть определенные успехи. Произошло производство
наших товаров.
Оксана Галькевич: Замещение.
Михаил Беляев: Да, замещение.
Никто не говорит, что они дешевеют. Потому что товары продаются по тем ценам,
которые существуют на рынке, а не по издержкам. Вот установилась вот такая
цена, допустим, на крупу – вот будут по ней продавать, и никто ее снижать не
собирается. Но вместе с тем импортный удар ушел. И поэтому цены снизились до
таких цифр. Говорить о дальнейшем снижении… Я бы, может, это обсудил уже в
следующем вопросе. Но был бы более осторожен в таких оценках. Но это то, что
свидетельствует о том… Ведь инфляция проявляется не в денежной сфере. Она
проявляется в денежной сфере. Но у нее не всегда денежные причины. Корни
инфляции лежат в центре экономики, там, в недрах они коренятся. И если инфляция
снижается, значит, это говорит о том, что в экономике идут все-таки
оздоровительные процессы. И наоборот: если идут оздоровительные процессы,
значит, инфляция все-таки каким-то образом снижается.
Оксана Галькевич: У людей сразу
вопрос: "Когда эти оздоровительные процессы из недр, глубин экономики
как-то переместятся на население?".
Михаил Беляев: Вот видите, они
сейчас уже переместились. Хотя бы темпы инфляции замедлились. Это уже хорошо.
Хотя они остаются еще достаточно высокими. Потому что вы говорили о цифрах
февраля. Если мне не изменяет память, то там около 0 – это только последняя
неделя февраля. А в январе себе спокойно они росли прежними темпами – 0.1% в
неделю.
Константин
Чуриков: Секундочку, но когда у нас речь заходит в последнее время о каких-то
позитивных изменениях, сдвигах в экономике, зачем же сравнивать, условно
говоря, год к году, год к другим десятилетиям? Надо же сравнить за отчетный
короткий период, чтобы увидеть какой-то маленький позитивный тренд и об этом
сообщить.
Михаил Беляев: Естественно,
Константин. Во-первых, недельную инфляцию потребитель никогда не заметит.
Десятую долю процента он не отметит практически никогда. И психология человека
такова, что он все равно видит, что подорожание, всплеск был… Еще почему в
феврале могло остановиться? Потому что был достаточно серьезный всплеск перед
Новым годом. И дальше уже цены тоже не могут расти. Они действительно, как вы
правильно сказали, уперлись в потребительский потолок. Этот лимит. Уперлись
туда. И там уже свое получили в декабре, в январе выбрали ресурс, этот зазор
был выбран. И все, они приостановились. Но это вовсе не говорит о том, что если
мы на недельной инфляции получили 0 или около 0, что это уже тенденция.
Тенденция имеет длительный…
Константин
Чуриков: Что пишут люди? Кстати, как ни странно, город Москва: "Вы знаете,
может быть, инфляция и низкая, но уследить за ней из-за сумасшедших цен
невозможно. Потому что пенсии хватает на неделю, а еще 4 сосу лапу", -
пишет нам наша зрительница. Краснодарский край: "Мясо птицы на Кубани
подорожало. Приближается к цене свинины". Курская область: "Нет. В
аптеку идешь с ужасом, и так повсюду. Далее везде". Давайте послушаем, что
нам сейчас расскажет Лариса, город Ярославль. Лариса, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Как ваши ощущения
по поводу инфляции?
Зритель: У нас ощущения
такие, что цены практически растут не то что в месяц, три месяца и так далее.
Они растут буквально каждый день. Относительно нашей зарплаты… У меня высшее
образование, я работаю экономистом. Зарплата не повышалась уже 5 лет. И
повышаться не собирается. То есть она практически обесценилась за эти кризисные
годы два раза точно. Коммуналка возросла в два раза за эти годы. Проезд у нас
очень сильно вырос. И цены на продукты буквально растут на глазах. Допустим, на
какие-то хлебные продукты, я заметила в последние буквально 3 месяца, особенно
перед Новым годом это бывает, на 30% выросли цены на какие-то… Допустим,
какие-то сухари, буханки, булки и так далее. Про мясо даже говорить нечего. Про
какие-то услуги тоже говорить нечего. Медицинские услуг, различные всякие
другие.
Константин
Чуриков: Лариса, хорошо, что вы про хлеб сейчас сказали. Спасибо за ваш звонок.
Потому что что касается хлеба, мы в прошлом году слышали из всех утюгов, что мы
собрали какой-то рекордный баснословный урожай. Это почему у нас сейчас так
стали расти цены на хлеб. Кстати, не только Лариса. Это подтверждается уже…
Михаил Беляев: Есть такое
понятие – эластичность цены. Это зависимость от того, сколько будут покупать
при какой-то цене. Это я очень образно сказал, упрощенно. То есть хлеб – это
тот продукт, который будут покупать всегда, везде, всюду и практически по любой
цене.
Второе, что нам надо усвоить, я хочу только уточнить, что инфляция и
рост цен, это надо понять раз и навсегда – это одно и то же. У нас специально
происходит идеологическое разделение, что инфляция – это отдельный зверь,
который гуляет где-то сам по себе и мы с ним боремся с помощью высокой ключевой
ставки, а рост цен – это что-то отдельное такое. Это надо понять.
Константин
Чуриков: Есть продуктовая инфляция, продуктовый рост цен.
Михаил Беляев: Это по какой
группе товаров мы считаем. А в принципе инфляция и рост цен – это одно и то же.
Это надо понять раз и навсегда, и ни в коем случае это дело не делить. Это
первое.
Теперь возвращаемся к хлебу. Второе. Что все-таки в рыночной экономике
в основном цены определяются спросом и предложением. На хлеб спрос есть всегда.
Ценообразование в плановой экономике идет от издержек. То есть вот мы сначала
посчитали, сколько мы затратили горючего, машин, труда, вспашки. Далее
возможность торговой наценки на все это дело – оптовое звено, потом наценка. И
все, и прочертили потолок, установили цены на хлеб. Здесь спрос и предложение.
И есть еще такое хитрое слово, которое знают все – оно называется "монополия".
И в инфляции, то есть в росте цен… это еще когда я занимался западной
экономикой и тогда бушевала инфляция, решили, что есть монетарные, то есть
денежные, факторы, то, на что напирает в основном Центральный банк, и есть так
называемые немонетарные, то есть те, которые не относятся к денежной сфере, и
там самое главное – это монополистическое действие. А монополия очень хорошо
умеет повышать цены, потому что у этой монопологии есть власть. И еще главное
свойство монополии – что она потом умеет очень доходчиво объяснять, почему она
это сделала. Всегда у нее есть кто-то виноватый: горючее возросло, транспорт не
тот, еще чего-то. И прочее, прочее. И монополия выставляет те цены, по которым
у нее это купят. Причем, максимальные цены, по которым у нее купят. И понятно,
что она эту границу не пересекает, но, тем не менее, всегда ставит под потолок.
И надо понять, что бизнес никогда не занимается благотворительностью.
Он берет то, что он может взять. Причем, выбирает (в данном случае о хлебе) до
последней крошки, до последнего зернышка. Если у вас покупают хлеб сейчас по 40
рублей (я называю условные цены), значит, он будет продавать по 40. Подождет
некоторое время, еще пройдет время – по 45 покупают? Отлично. Будем продавать
по 45. И так далее, и так далее.
Оксана Галькевич: Михаил Якимович,
а как же тогда это правило… Мы, конечно, не экономисты, но когда-то тоже в
рамках курса экономики нам рассказывали о том, что высокий спрос, высокое
предложение – и цены падают, потому что много, можно снижать цены.
Михаил Беляев: А вам не
объясняли, что…
Константин
Чуриков: Если мы говорим про урожай.
Михаил Беляев: Урожай – это
зерно. А продаем и кушаем мы хлеб. И когда мы производим хлеб, то там с ним уже
происходят определенные метаморфозы. И предложение уже не зерна, а предложение
хлеба.
Оксана Галькевич: Другого продукта.
Михаил Беляев: Да, другого
продукта, который будут покупать. И это в том случае, когда речь идет о
свободном рынке, когда приезжает на ярмарку человек с горшками и с ложками, у
него большое количество горшков и ложек, которые он продает, и приходят
крестьяне, которые, продав мясо или что-то, покупают это. То есть так
называемая свободная конкуренция. И совершенно иное дело при монополии. Когда
монополия предлагает столько, сколько берут, и при максимальной цене. Потому
что монополия так устроена. Это можно легко посчитать. Что вам выгоднее –
производить много и продавать дешево или произвести поменьше и продать
подороже? Естественно, продать подороже. Хлопот меньше просто-напросто.
Константин
Чуриков: Под монополиями мы в данный момент понимаем в том числе ресурсоснабжающие
организации, то есть все, что связано с ЖКХ. Здесь деваться некуда. Ты же без
тепла прожить не можешь.
Михаил Беляев: Да. У тебя
поставщика нет. Причем, есть понятие, что там не один. "Моно" – это
один. Но есть еще более хитрое слово - "олигополия". Это "несколько".
И есть так называемые монополистические объединения, которые из договора по
ценам. Причем, им не обязательно садиться, как нам, в кафе "Одуванчик"
и обсуждать, какие цены будут завтра. Они себя очень хорошо ощущают, кто как
действует, и в этом плане они движутся все вместе, сообща и прекрасно повышают
цены.
Константин
Чуриков: Михаил Якимович, смотрите, мы в последнее время во всем ищем какой-то
подвох. Когда нам говорят, что что если нам правильно отрегулировать налоговую
политику, мы уже понимаем, чем это пахнет. Что касается данной новости от
Росстата, инфляция около 0 и как хорошо мы живем – это не к тому, что теперь
давайте пересмотрим в будущем потребительскую корзину, прожиточный минимум, и
будем плясать от этого?
Михаил Беляев: Вообще все имеет
право на существование, любая гипотеза, которая касается таких вещей. И
особенно она касается индексации и повышения заработных плат. Лариса из
Ярославля, которая нам звонила и говорила, что она 5 лет не видела повышения
заработной платы. И, наверное, и не увидит, потому что у нас существует точно
так же, когда стесненный рынок труда, монополия на предоставление труда. И
Лариса будет работать за ту же зарплату в течение 5, 6 и 7 лет, потому что
работать хоть за какие-то деньги лучше, чем сидеть дома вообще без денег. На
мой взгляд.
Тут то же самое. Речь может идти о том, что да, раз у нас инфляция вот
такая низкая, раз она идет к тому, значит, давайте не будем говорить о
повышении заработной платы, о повышении прожиточного минимума, давайте не будем
вспоминать об индексации пенсий работающим пенсионерам.
Оксана Галькевич: Наши финансовые
власти об этом говорили, что не нужно разгонять рост заработных плат: это
разгоняет инфляцию и все прочее. Нам люди пишут, что мы в магазин уже не ходим.
Может быть, поэтому там у Росстата такие интересные данные получаются.
Константин
Чуриков: СМС-ка из Иваново: "Водка подорожала".
Оксана Галькевич: СМС-сообщение о
том, что инфляция не остановилась, растет, "мы в семье двое работающих,
ходим по магазинам, ищем красные ценники". Вот еще из Алтайского края: "Цены
перестали расти, потому что денег у народа нет, и граммы в пакетике все меньше
и меньше, а цена не меняется".
Михаил Беляев: Это да, это уже
уловки.
Оксана Галькевич: "ЖКХ
подорожало на 26% за январь" в Нижегородской области. Это, видимо, такое
традиционное прибавление в платежках с началом сезона. И вот таких сообщений
очень много.
Михаил Беляев: Понимаете, тут я
бы не присовокуплял к проблеме Росстат. Потому что самое главное, что Росстат
считает по очень широкому спектру товаров. Где-то у него цены растут, где-то не
растут. Почему из Краснодара было сказано, что курица приблизилась к цене
свинины? Почему? Все происходит очень просто: свинина стала дорогая, люди
переместились в потребление мяса птицы. Как только они переместились туда,
свинина остановилась, курица пошла расти. А Росстат сложил и то, и другое,
поделил пополам. Люди то платят за подорожавшую курицу, а у Росстата это
выглядит как половина.
Оксана Галькевич: Знаете, Михаил
Якимович, вы когда говорите, что свинина подорожала и люди переместились в
курятину, я сразу подумала: но людям-то, бедным, не спрятаться уже нигде – ни в
курятине, ни в говядине.
Константин
Чуриков: Многие уже в перловку ушли, в редьку.
Михаил Беляев: Вы знаете, к
сожалению…
Оксана Галькевич: Потому что маячки
маякнули: "Люди, в перловку переместились".
Михаил Беляев: Да. К сожалению,
понимаете, цифры это показывают посчитанные, что люди перемещаются в
потребление все более и более дешевых товаров, что они уходят из дорогих
товаров, что они покупают все менее и менее деликатесные продукты. И у них все
уже и уже (тут тоже такая ловушка) спектр потребляемых товаров. А чем он уже,
тем быстрее там растут цены.
Константин
Чуриков: Тоже будет рост.
Михаил Беляев: Да. Я не хочу
сравнивать с банальным потоком в реке, где есть стремнина, где есть берега, и
люди уходят на эту стремнину.
Константин
Чуриков: Ну что ж, давайте послушаем, вышла или не вышла ситуация из берегов в
Москве. Нам из Москвы звонит Анатолий. Анатолий, здравствуйте.
Зритель: Добрый вечер.
Константин
Чуриков: Заметили, что рост цен на продукты замедлился или остановился?
Зритель: На мой взгляд,
рост цен на продукты как был, так и продолжается. Январь, февраль – я считаю,
что и Михаил лукавит, и Росстат подает, наверное, не совсем правильные цифры. Входя
в магазин, это ощущается на ценниках товаров. Та же самая курица дорожает. Как Михаил
сказал, что говядина и свинина дешевеет, я бы не сказал…
Михаил Беляев: Я не сказал, что
дешевеет. Я сказал, что они остановились, и это, причем, опираясь на сведения
из Краснодара, что там девушка сказала, что там свинина вроде бы остановилась,
а цены ускорились на курицу, и я попытался объяснить, почему курица стала
дорожать. А про удешевление я ничего не говорил. Чтоб вы поняли еще один
афоризм, цены, как пешки на шахматной доске, назад не ходят. Они, достигнув
определенного уровня, никогда не снижаются.
Константин
Чуриков: В лучшем случае там и остаются. Анатолий, просто чтоб предметнее
разговор. В Москве, по вашим наблюдениям, на что продолжают расти цены?
Зритель: На мясную
продукцию, на молочную. Частично на хлеб.
Михаил Беляев: И в Москве это замечают.
Спасибо.
Оксана Галькевич: Приходит очень
много комментариев от телезрителей в СМС-сообщениях. Пишут, что вранье про эту
инфляцию. Все дорожает. Просто четыре праздника прошли. То, о чем вы тоже
говорили. Был такой скачочек, потолочек нащупан. У нас там дно пробивается
периодически, по данным Минфин, а тут потолок.
Константин
Чуриков: Подожди, четыре праздника прошли. Вывернули из карманов штанов все,
что имели.
Оксана Галькевич: Да. Ну, вот, до
этого потолка дошли, и дальше, как вы сказали, назад эти пешки не ходят.
Нижегородская область пишет нам, что "Цены растут, а где контроль? Зачем
нам такое правительство?".
Михаил Беляев: Вообще тут вопрос
поставлен достаточно резонно. Потому что, как мы говорили, произносили это
хитрое слово "монополия", все имеет значение. В странах с развитыми рыночными
отношениями и с традициями рыночной экономики существует мощнейшее и
авторитетнейшее ведомство, которое называется антимонопольное… где-то
министерство, где-то комитет, где-то еще что-то.
Константин Чуриков: У нас ФАС.
Михаил Беляев: Да, у нас ФАС. Я
про полномочия в данном случае говорил. ФАС делает то, что может. Я с ним
работал. Там люди стараются делать что-то. Но понятно, что они могут работать в
рамках того законодательства, которое есть. И вот это мощнейшее ведомство, даже
не правительство, вот это ведомство должно иметь такую законодательную базу и
такие полномочия, чтобы пресекать возможность и роста цен, и вот этого сговора,
и монополистической ситуации. У них есть приемы, они все отработаны, они все
известны. И там существуют колоссальные штрафы. Вы себе даже не можете
представить. Это миллионные и миллиардные штрафы, которые налагаются на те
предприятия, которые нарушают это антимонопольное законодательство.
И они следят за всем этим. Они действуют. И это проблема не только
наша. Это проблема абсолютно всех стран. Они проходили это в 1970-1980-е годы,
когда там был всплеск инфляции. Сейчас там инфляция утихомирилась. А в
1970-1980-е годы это все было. И их антимонопольные ведомства действовали очень
активно. И, кстати, есть понятие публичности: когда это все публиковалось,
когда это все раскрывалось, когда это доводилось до общественности, и так
далее.
Оксана Галькевич: Вы знаете, вы
говорите, что работают они в рамках того законодательства, которое есть.
Хорошо. Но, допустим, если не хватает инструментов нынче, то, наверное, нужно
вести работу над какими-то…
Михаил Беляев: Оксана, а про
лобби вы забыли?
Оксана Галькевич: Забыли.
Михаил Беляев: А вот вспомните
про лобби. Там, где есть монополия, там всегда есть лобби. И вы думаете, что
монополии заинтересованы в том, чтобы антимонопольное ведомство имело какие-то
сильные полномочия и напридумывало таких законов?
Оксана Галькевич: Нет никаких
иллюзий по поводу лобби и того, что они как-то заинтересованы в моих интересах.
Я просто думала, что, может быть, Федеральное антимонопольное ведомство как-то
думает о людях – обо мне, о вас.
Михаил Беляев: Понимаете,
законопроект, я ни на кого не хочу указывать пальцем, кивать и тем более
отрицательные оценки давать, но ведь принимает закон не само ведомство. Это
целая процедура согласований. Группа людей, которые голосуют в известном
заведении из разных мест. Я вам скажу, что закон о… Я помню, как это
принималось. Потому что я занимался монополиями на примере Великобритании.
Люди, видимо, предвидели всю эту ситуацию. И первое законодательство
для ФАС, как-то оно по-другому называлось, оно было написано настолько
беспомощно и беззубо, что касалось только рекламы и что-то типа растяжек и
какого-то шрифта рекламы. То есть оно вообще ни на что не имело права. И
постепенно отвоевало какие-то себе позиции эта Федеральная антимонопольная
служба. Она старается действовать каким-то образом. Но еще полномочий не
хватает. И понятно, что те, кто выступает с той стороны – понятно, у них лобби,
видимо, сильнее.
Оксана Галькевич: И, как вы
сказали, они умеют правильно объяснить. То есть по части использования
риторических приемов…
Константин
Чуриков: Вот вы объяснили, что если товар пользуется спросом, то он дорожает.
Вот шутит наш зритель из Ивановской области: "Теперь буду покупать черную
икру, чтобы хлеб подешевел".
Михаил Беляев: Да, тоже выход.
Оксана Галькевич: Вы знаете, мне
кажется, только если всем миром навалимся на черную икру, хлеб упадет в цене.
Что ж, спасибо большое.
Михаил Беляев: Спасибо вам.
Константин
Чуриков: Секундочку, у нас еще не все. Наши корреспонденты провели большую
работу, опрашивали людей на улицах разных городов. Заметили люди или не
заметили, что рост цен на продукты остановился? Москва, Екатеринбург, Белгород
– давайте посмотрим, какие результаты.
ОПРОС
Константин
Чуриков: Вот так вот. Тут интересуются, смотрят ли нашу передачу в высших
эшелонах власти. Будем надеяться, что смотрят. Во всяком случае, все голоса
слышны.
Оксана Галькевич: "Инфляции
нет на продукты в буфетах Государственной Думы. Поэтому ее эшелоны и не
замечают".
Константин
Чуриков: Мы видели, что сказали люди в нашем опросе, которые проводили
корреспонденты. Тверская область хочет заметить: "Сахарный песок в Твери
подешевел. Раньше клал две ложки в чай, теперь - три". Видите, люди
ложками иногда мерят.
Оксана Галькевич: Может быть, он не
так сладок стал, сахарный песок-то.
Константин
Чуриков: Тоже возможно. А теперь результаты нашего СМС-голосования. Мы
спрашивали вас, как по-вашему: инфляция в России все-таки остановилась? "Да"
ответили 2%, "Нет" ответили 98%. Ну что же, спасибо за разъяснения, -
благодарят вас зрители. Михаил Беляев был у нас в студии, главный экономист
Института фондового рынка и управления, кандидат экономических наук. Это
программа "Отражение". Через несколько минут продолжим. Тоже будет
интересно. Не уходите.