Иностранные компании уходят с рынка. Как себя чувствуют отечественные производители?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/inostrannye-kompanii-uhodyat-s-rynka-kak-sebya-chuvstvuyut-otechestvennye-proizvoditeli-57794.html Иностранные компании уходят с нашего рынка. Как себя чувствуют отечественные производители? Обсуждаем с представителями российского бизнеса.
Дмитрий Лысков: Мы вернулись в эфир. «ОТРажение», дневное информационное вещание. В студии для вас работают Марина Калинина...
Марина Калинина: ...Дмитрий Лысков.
Дмитрий Лысков: И вот о чем поговорим сейчас. Иностранные компании частично уходят с нашего рынка – как это скажется на нашей жизни? Как себя чувствует российский бизнес? Кому хорошо, кому плохо? Вот небольшую перекличку с представителями отечественного бизнеса мы сейчас и проведем.
Марина Калинина: Сейчас на связи с нами Максим Гликман, это коммерческий директор компании «Калужский цветочный холдинг». Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Здравствуйте.
Максим Гликман: Добрый день.
Дмитрий Лысков: Максим Викторович, ну расскажите, как в вашей отрасли обстоят дела, какие ожидания.
Максим Гликман: В нашей отрасли на самом деле все неоднозначно. Несмотря на то что доля российского цветка составляет всего 20%, казалось бы, в принципе это хорошо. Но все наши компании, которые выращивают только цветы, они так или иначе завязаны на импорте: это и удобрения, это и всякое машиностроение, соответственно, обслуживание различных линий производственных и т. д. Поэтому, безусловно, колебание курса рубля, оно, несомненно, скажется на нашей отрасли.
Дмитрий Лысков: Есть ли сейчас проблемы с поставками удобрений, различных ингредиентов, которые требуются для, может быть, посадочного материала, который требуется для нашей цветочной отрасли?
Максим Гликман: Да, сложности уже в самом ближайшем будущем начнутся касаемо удобрений, это однозначно. И безусловно, мы будем искать российские аналоги, для того чтобы мы смогли это все пережить.
Марина Калинина: Из-за рубежа какой процент поставляется цветов в Россию?
Максим Гликман: 80%.
Марина Калинина: 80% уже цветов готовых?
Максим Гликман: Да.
Марина Калинина: То есть это не луковицы, это не удобрения, это просто уже готовая продукция?
Максим Гликман: Да, все верно.
Дмитрий Лысков: А как же наши огромные тепличные хозяйства, которые вроде бы вполне себе перехватывали инициативу и выращивали цветы?
Максим Гликман: Да, безусловно, их становится все больше и больше, но несмотря на это все равно 80%... То есть российские производители не могут обеспечить потребность 100% цветком на сегодня, потому что просто не хватит мощностей.
Дмитрий Лысков: Максим Викторович, ну хорошо, не хватит мощностей – а есть у бизнеса сейчас вот хотя бы мысли такие быстро отмасштабировать производство? Ведь говорят, что кризис – это и время возможностей. Если Запад уходит с нашего рынка или по крайней мере прерывает на некоторое время с нами взаимодействие, почему бы не занять эту рыночную нишу?
Максим Гликман: Нет, мы с удовольствием будем занимать рыночную нишу, но опять же повторюсь, все-таки не хватит. Даже все наши теплицы, которые выращивают цветы, они не смогут удовлетворить потребности всей страны, вот так на сегодня.
Дмитрий Лысков: Ну а строить новые?
Максим Гликман: А открыть такое производство быстро не получится, нужно время и финансирование достаточно серьезное для этого.
Дмитрий Лысков: Допустим, финансирование будет, предположим, что государство пойдет навстречу, предоставит дешевый кредит, сколько времени займет масштабирование производства?
Максим Гликман: Масштабирование производства вместе с циклом выдачи первого цветка займет не меньше года.
Дмитрий Лысков: Не меньше года, понятно.
Максим Гликман: Если мы говорим про розу.
Марина Калинина: Да. Максим, скажите, вот проблема в том, что компании западные отказываются работать с нашими компаниями в плане вашего бизнеса, или это другие какие-то проблемы логистики? Или что?
Максим Гликман: Это проблема логистики, потому что доставить товар сегодня из-за рубежа – это, во-первых, очень долго, и, во-вторых, это очень дорого, потому что ставки перевозчиков всегда в валюте.
Марина Калинина: Какие альтернативы вы видите для себя?
Максим Гликман: Ну, касаемо некоторых позиций, безусловно, будем... по замещению внутри страны, безусловно, т. е. это приоритет сейчас, для того чтобы не зависеть ни от курса, ни от западных санкций, которые, возможно, еще будут.
Дмитрий Лысков: Ну вот наши телезрители недоумевают, пишут: «Это в России нет удобрений? А ничего, что Европа закупает как раз у нас удобрения?» Или речь о чем-то другом, каких-то специфических удобрениях, которые требуются именно для вашей отрасли?
Максим Гликман: Это своя специфика, да, безусловно. Удобрения, о которых говорит потребитель, – это, наверное, имеется в виду для скорости роста, но касаемо нашей отрасли, там есть и защитные удобрения, и т. д., то есть это очень такой специфичный товар.
Марина Калинина: А вообще, вот специфика этого цветочного бизнеса, ведь это такой сезонный достаточно продукт. Ну вот сейчас перед 8 Марта бум такой продаж, покупок, все устремились на рынки, в магазины за цветами, потом такой провал. Вот как он строится вообще? В чем суть и в чем основные трудности?
Максим Гликман: Ну да, сезонный бизнес, безусловно, но это касаемо именно сезонных растений. Мы выращиваем тюльпаны, да, к 8 Марта и все. Но есть круглогодичные цветы, это роза, это гербера, это хризантема, которые мы также выращиваем. Поэтому цветы покупают всегда, безусловно, есть всплески на праздники, 8 Марта, День учителя, 1 сентября и т. д., но... в принципе он достаточно ровно раскладывается по году.
Дмитрий Лысков: Ну, в общем говоря, я так понимаю, что перспективы-то не очень радужные перед отраслью на данный момент вырисовываются...
Максим Гликман: Да, к сожалению, пока да, потому что доля себестоимости цветка все равно пока на 40% в лучшем случае завязана на, скажем, закупках, которые делаются за границей.
Дмитрий Лысков: Ага. То есть в ближайшее время следует ждать даже не то чтобы подорожания, а, возможно, даже и дефицита цветов?
Максим Гликман: Дефицит однозначно будет, это 100%. Подорожание тоже будет, просто сейчас 8 Марта, безусловно, сейчас все цветочники сосредоточены на этом празднике и его отработать. А после 8 Марта, да, будет некое пересмотрение всей дальнейшей и работы, и политики, и т. д.
Дмитрий Лысков: Максим Викторович, ну что ж, спасибо. Вот так вот выглядит...
Марина Калинина: Еще вот, знаете, хотела задать еще один вопрос. Вот сегодня было заявление, что правительство будет смотреть, что вообще, как можно помочь российским производителям, чтобы как-то переломить эту ситуацию. Что вам вот сейчас в качестве помощи от государства прежде всего нужно? Что бы вам помогло выплыть сейчас?
Максим Гликман: Вы знаете, что бы нам помогло... Безусловно, если мы говорим о расширении производства, т. е. есть такие возможности, можно их рассматривать, то да, безусловно, наверное, какие-то льготные кредиты, которые мы сможем взять и дальше расширяться. Но касаемо удобрений, наверное, государство нам не поможет, поэтому в данном случае другой помощи пока мы, наверное, не увидим.
Марина Калинина: А что, по вашему мнению как бизнесмена, предпринимателя, насколько вообще вот это все может затянуться, ну я имею в виду для нашего бизнеса, вот эти проблемы? Вы как-то оценивали потери, сколько это может быть, как вы будете из этого выходить?
Максим Гликман: Вы знаете, пока нет. Об этом обо всем подумаем только после 8 Марта.
Дмитрий Лысков: Ну что ж, понятно.
Марина Калинина: Сейчас у вас продажи.
Дмитрий Лысков: Максим Викторович, спасибо. Максим Гликман, коммерческий директор ООО «Калужский цветочный холдинг», был с нами на связи.
Вот наши телезрители пишут: «Нашли о чем говорить! Цветы кушать не будем». Вы знаете, как я и говорил, мы проводим некоторую перекличку представителей бизнеса, какие отрасли и как затронула эта ситуация.
Марина Калинина: Вита Кобак с нами на связи, коммерческий директор компании «Чистая планета». Здравствуйте.
Вита Кобак: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Вита, добрый день. Что происходит в вашей отрасли? Насколько коснулась вас вот эта вот турбулентность на рынке и санкционная политика Запада?
Вита Кобак: Ну, на сегодняшний день, конечно, нас это коснулось напрямую, потому что 90% сырья, которым мы пользуемся, оно, естественно, европейское, американское, Малайзия, Китай – в общем, стран много. Переговорили с нашими поставщиками: цены подняли, но никто не спекулирует ценами, а именно подняли их только по курсу валюты. Поэтому в целом сейчас есть доступ ко всему сырью, пока не скажу, что как-то критично.
Марина Калинина: Ну, цены подняли на сколько? И чем они это объясняют? Это только курс валют, или это какие-то другие причины?
Вита Кобак: Да, это курс валюты, потому что все сырье заграничное, естественно, покупали его по курсу валюты. Так как у поставщиков на сегодняшний день запасы есть, они подняли пока только по курсу валюты. Но не исключено, что из-за сложной логистики цены поднимутся еще, поднялись на 50% уже сейчас. Наши цены в Москве и Московской области мы пока не поднимали, еще буквально неделю-две продержатся подобные цены, а дальше, конечно, вынуждены будем делать поднятие цен в розничных точках.
Дмитрий Лысков: Так, хорошо, Вита, какие перспективы импортозамещения ингредиентов?
Вита Кобак: Мы, конечно, планируем, если вдруг российское производство сможет обеспечить такую историю, то делать импортозамещение. Но на самом деле поставщики обещают, что с логистикой будет все в порядке, просто будет немножко дороже.
Марина Калинина: Ну а в чем проблема? Что производители говорят? Почему у нас не может быть налажено это производство? В чем основная причина?
Вита Кобак: Основная причина в том, что так как транспортировка сейчас... ингредиентов будет обходиться дороже, поэтому поднимается цена. То есть сейчас они подняли по курсу валюты, а дальше...
Марина Калинина: Это мы поняли. А почему нельзя здесь производить это все?
Вита Кобак: Потому что отдушки, конкретно для нашего магазина мы покупаем именно отдушки, они европейские, т. е. они совершенно другого качества. Я уже сказала, что, если вдруг наше российское производство выйдет на уровень... такой же, мы, конечно, сделаем импортозамещение. Но здесь, в России, нет таких отдушек сейчас.
Дмитрий Лысков: То есть я правильно понимаю, что вот конкретно ваше предприятие не рассматривает возможность открывать производство собственное отдушек, например?
Вита Кобак: Нет, наше производство занимается производством бытовой химии, а вот ингредиентов сырьевых мы не производим.
Дмитрий Лысков: Ага.
Вита Кобак: Будем смотреть по ситуации, как она сложится дальше. Ничто не исключено, возможно, и такую промышленность будем осваивать.
Марина Калинина: Хорошо. На спросе как-то это сказалось, что цены так выросли?
Вита Кобак: Нет, на спросе никак не сказывается. У нас очень такая сильная целевая аудитория, которая ходит к нам именно за качеством, т. е. наша компания отличается от масс-маркета тем, что качество у нас совсем другое, оно постоянное, хорошее, и люди... за качественным товарам. То есть цены, мы уже не первый раз поднимаем цены, и в принципе люди реагируют достаточно нормально.
Дмитрий Лысков: Вита, спасибо вам большое. Вита Кобак, коммерческий директор компании «Чистая планета», была с нами на связи.
Марина Калинина: У нас сейчас на связи Иван из Москвы, наш телезритель.
Дмитрий Лысков: Телефонный звонок.
Марина Калинина: Иван, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Собственно, хотел рассказать историю. Моя знакомая буквально позавчера столкнулась с такой проблемой, что купила лекарство для своей собаки на сайте, все оплатила, уже доставка была назначена буквально на позавчера. И в день доставки ей написали, что, собственно, все отменено, лекарство, которое она купила по одной цене, возросло ровно в 2 раза, хотя оно как бы и так не особо дешевое. И теперь, получается, деньги ей не вернули и доставку, собственно, отменили, вот она, получается, сейчас осталась без всего, можно сказать. Она с такой проблемой столкнулась.
Марина Калинина: Деньги не вернули?
Зритель: Не вернули, да.
Марина Калинина: А чем они это объяснили, что деньги не вернули?
Зритель: Вот, скажем так, служба поддержки ничего ей не ответила, пока молчат.
Дмитрий Лысков: Иван, к сожалению, есть такая проблема. Я как собачник с ней тоже сталкивался, правда, мы не успели оплатить, заказывали препараты, и вначале они присутствуют, присутствуют в заказе, потом приходит отмена заказа, вроде бы ничего нет. Это отдельная тема, мы обязательно ее тоже поднимем, обеспечение ветеринарными препаратами в частности, потому что, опять же по слухам, вроде бы даже исчезает по крайней мере и наркоз ветеринарный... Но не знаю, я пока не...
Марина Калинина: По крайней мере мы сегодня точно поговорим о лекарственном обеспечении людей.
Дмитрий Лысков: Но мы сегодня поговорим о лекарственном обеспечении людей и обязательно поднимем тему в будущем о ветеринарных препаратах.
Марина Калинина: У нас следующий эксперт – Григорий Кунис, управляющий партнер компании iGooods. Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Григорий Григорьевич?
Григорий Кунис: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Здравствуйте. Вы занимаетесь доставкой продуктов. Что происходит в вашей сфере?
Григорий Кунис: В нашей сфере происходит, что люди начали закупать очень большие корзины, примерно на 20–30% увеличилась средняя закупка людей, т. е. они покупают гораздо бо́льшими объемами, бо́льшими количествами, реагируют на ситуацию. Кто-то делает это и с точки зрения сохранения своих денег от инфляции, потому что очевидно, что будут дорожать продукты, а кто-то создает запасы, боясь, что что-то закончится дома. Ну это обычная реакция, как 2 года назад мы в пандемию, помните, такую же историю проходили.
Дмитрий Лысков: На сколько возрос объем среднего заказа?
Григорий Кунис: Примерно на 20%.
Дмитрий Лысков: На 20%, т. е. мы здесь тоже наблюдаем определенный такой ажиотаж. Что заказывают чаще всего? Я не знаю, крупы, тушенку, соль, спички, сахар? Или все-таки какие-то продукты не настолько мобилизационные?
Григорий Кунис: У нас, конечно же, в... всегда была большая корзина, т. е. у нас всегда закупали много, это вес 24 килограмма, 30 товаров в корзине присутствовало. Сейчас просто их почти 40 стало вот в этот момент. Увеличилась она не за счет вот этих обычных товаров типа фрукты, овощи, молоко, сметана, это короткие сроки, надолго не запасешься. Конечно, увеличилась она за счет туалетной бумаги, бакалеи, стиральные порошки, корма... В гипермаркетах они есть, их сейчас очень много закупают, конечно.
Марина Калинина: Ага.
Дмитрий Лысков: Я вот только единственное хочу заметить, что, если люди... Ну как вот, вы же говорите, в гипермаркетах есть, да я и сам вижу, что есть, но если люди используют сервис по доставке, закупая товары первой необходимости, такие как туалетная бумага, я не знаю, моющие средства, наверное, еще не все так плохо.
Григорий Кунис: Ну, это каждый сам решает, насколько ему плохо. Все равно, извините, но без туалетной бумаги нормальный человек уже все-таки не сможет жить. Я, конечно, еще помню, мне много лет, я помню еще времена, когда мы газетами подтирались, извините за грубость, но к этому же не хочется возвращаться. Не представляю, как это происходит. Но в моем детстве это было.
Марина Калинина: Григорий, по вашим сведениям, насколько сейчас ажиотаж т. н. в магазинах самих, в гипермаркетах?
Григорий Кунис: Он умеренный, это не сравнить с пандемийной ситуацией ровно 2 года назад, которая нас «посетила». То есть люди действительно закупаются гораздо больше, но это не ажиотажный спрос, т. е. более-менее спокойно.
Марина Калинина: А что с ценами?
Григорий Кунис: Цены начинают... В гипермаркетах в этом плане все более-менее контролируется. Единственное, многие сети, особенно те, с кем мы работаем, типа «Лента», «Ашан», они придерживают цены на социальные группы. Единственное, что они стали вводить, – это ограничения на количество товара в одни руки по таким вот социально значимым группам типа сахара или молока. Но это не на все абсолютно товары, а на те, которые они субсидируют фактически. Их нельзя больше 10 штук в одни руки взять, это происходит, конечно.
Марина Калинина: А люди хотят больше 10 штук сахара купить?
Григорий Кунис: Да, ну кто-то хочет, да. Ну, есть такие люди, и они всегда будут находиться.
Дмитрий Лысков: Ну что ж, Григорий, спасибо. С одной стороны, у вас в отрасли, я так понимаю, подъем определенный, с другой стороны, да, потребительское поведение, что называется, странное. Хотя, в общем, наверное, на фоне вот таких вот...
Григорий Кунис: Я бы сказал, оно естественное, оно естественное для такой ситуации.
Дмитрий Лысков: Естественное, ага. Спасибо вам большое.
Марина Калинина: Спасибо.
Дмитрий Лысков: Григорий Кунис, управляющий партнер компании iGooods, был с нами на связи. Мы сегодня тоже будем обсуждать в т. ч. и потребительское поведение, действительно ли, стоит ли так закупаться.