Интеллект для самолёта
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/intellekt-dlya-samolyota-52218.html Иван Князев: Беспилотники, роботизированные комплексы, искусственный интеллект – это те направления, по которым будет развиваться российская авиация, об этом заявил президент Владимир Путин, открывая Международный авиакосмический салон в Жуковском. МАКС-2021 продолжает работать, следим за этим масштабным событием вместе с нашими экспертами. Какими новинками, достижениями наша страна может уже похвастаться? За какими технологиями будущее?
Тамара Шорникова: С нами на прямой связи из Жуковского Дмитрий Шевелев, генеральный конструктор опытно-конструкторского бюро «Аэрокосмические системы». Дмитрий Валерьевич, здравствуйте.
Иван Князев: Слышите нас?
Дмитрий Шевелев: Здравствуйте.
Иван Князев: Дмитрий Валерьевич, мы с Тамарой не большие специалисты, особенно в авиационных технологиях будущего, поэтому хотим от вас такой, ну не знаю, подробный и детальный обзор, что будет ждать нас в развитии этой отрасли уже завтра, послезавтра, через 5–10 лет?
Тамара Шорникова: И что из этого уже сейчас можно увидеть как раз на авиакосмическом салоне?
Дмитрий Шевелев: Да, спасибо, Иван, спасибо, Тамара. Значит, конечно, основные тренды, и это прозвучало во вчерашнем выступлении президента, – это, конечно, искусственный интеллект, это беспилотные летательные аппараты, это переход на новые виды электротехнологий движения, электродвижение, водородные двигатели. Поэтому это вот то, что основное, то, что ждет нас завтра.
Ближайшая перспектива, то, что мы сможем увидеть и на этом салоне, – это, конечно, наши новинки гражданского авиапрома, МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14. Это региональный самолет Ильюшин-114-300, точно так же полностью отечественный самолет. Это наши военные новинки, новейший однодвигательный самолет, презентованный «Ростехом». Это беспилотные летательные аппараты как ударного, так и разведывательного назначения. Это современный многофункциональный истребитель МиГ-35.
Тамара Шорникова: Да. Дмитрий Валерьевич, читаем, конечно же, комментарии экспертов, прогнозы, вот один из них: «Абсолютно четкий ориентир: в 2030 году в гражданской авиации появится виртуальный второй пилот на базе искусственного интеллекта. Именно он позволит решить поставленную мировым сообществом задачу в ноль погибших». Вот если говорить о таком будущем, на какой стадии мы сейчас?
Дмитрий Шевелев: Ну, собственно, эта стадия сейчас активно прорабатывается, это как раз... Виртуальный второй пилот – это первый шаг к виртуальному первому пилоту, к виртуальному командиру воздушного судна. Поэтому, конечно, полная автоматизация управления полетом, особенно в гражданской авиации, – это еще дело, так сказать, достаточно отдаленного будущего, это горизонт где-то 10–20 лет ближайших. Но виртуальный второй пилот – это на самом деле сегодня реальность. Российская промышленность имеет соответствующие технологии, организации, разработчики работают в этом направлении, как головные фирмы, так и разработчики бортового оборудования радиоэлектронного. Поэтому да, это сегодняшний день, и я думаю, что в ближайшем будущем, в перспективе ближайших 5 лет виртуального второго пилота, мы уже сможем не просто говорить об этом как о некоем будущем, это будет нашей повседневной реальностью.
Иван Князев: Тут наши телезрители уже задаются вопросом, кто полетит на таком самолете, где нет пилотов. Ну действительно, насколько это безопасно, когда искусственный интеллект будет управлять воздушным судном?
Дмитрий Шевелев: Я понял, да, вопрос. Если мы немножко ретроспективно посмотрим назад, то некоторое время назад трудно было представить себе беспилотные поезда, и тогда, наверное, тоже стоял вопрос, а кто поедет в таком поезде, когда за пультом управления не будет человека. На сегодняшний день это на самом деле реальность, во многих городах, в аэропортах мира существует беспилотное железнодорожное сообщение, в том числе московский метрополитен работает в этом направлении, ведется экспериментальная программа. Поэтому авиация, просто, конечно, здесь более высокие требования к безопасности с точки зрения, что в случае каких-либо критических ситуаций самолет или вертолет не может просто остановиться и прекратить выполнение задания. Но я думаю, что это решаемый вопрос, все технологии, которые для этого необходимы, на сегодняшний день уже есть.
Тамара Шорникова: Да. Еще один пункт программы МАКС – летающая лаборатория на базе Як-40 с первым в мире электрическим авиадвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках. Звучит, судя по оценке экспертов, впечатляюще. Можете рассказать об этой разработке?
Дмитрий Шевелев: Действительно, это на сегодняшний день, скажем так, передний край исследований в области электрификации движения воздушных судов. При этом нужно себе отдавать отчет, что сегодня Россия занимает лидирующие позиции в создании подобных систем. Аналогичной системы с криогенно охлаждаемыми сверхпроводниковыми двигателями на сегодняшний день нет ни у кого в мире, кроме России. Но еще раз повторюсь, нужно отдавать себе отчет, что это только начало большого пути, предстоит еще сделать очень многое как на земле, так и в воздухе в рамках летной работы. Поэтому реальные плоды этой работы, я думаю, мы сможем с вами увидеть не ранее чем через 7 лет.
Иван Князев: Дмитрий Валерьевич, для создания любых новых технологий, прорывных технологий всегда нужна хорошая научная база, нужна экспериментальная база. В этом направлении как мы развиваемся? Достаточно ли у нас конструкторских бюро, опытных бюро?
Дмитрий Шевелев: На сегодняшний день я считаю, что мы, мы я имею в виду страна, Россия, мы преодолели спад, который возник в результате сокращения объема заказов в авиационной промышленности в 1990-е гг. На сегодняшний день авиационная промышленность активно развивается, потому что с точки зрения составляющей научной в конструкторских бюро проблема во многом нивелирована. Сегодня больше стоит вопрос о том, чтобы в нужном количестве нужных специальностей нужного качества, подготовить новые кадры, которые начнут приходить сегодня и продолжат приходить завтра в эти самые конструкторские бюро. Отдельный вопрос, конечно, это развитие наших научно-исследовательских организаций, это в первую очередь Научно-исследовательский центр имени Н. Е. Жуковского и входящие в него институты.
Поэтому на сегодняшний день государство уделяет очень большое внимание развитию кадрового потенциала и научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и высших учебных заведений, которые готовят кадры. Основные для авиационной отрасли – это, конечно, Московский авиационный институт, МГТУ имени Н. Э. Баумана, это Казанский авиационный институт и ряд политехнических университетов, которые, так сказать, у нас в стране работают, готовят специалистов в области авиации.
Тамара Шорникова: Да. Дмитрий Валерьевич, что аэрокосмические системы представили на суд зрителей, экспертов, международных гостей?
Дмитрий Шевелев: Ну, на самом деле, если вы посмотрите на летную программу, которая и вчера была исполнена, которая сегодня будет реализована в небе Жуковского, то практически на всех воздушных судах, которые поднимаются в небо, в том или ином виде есть наша продукция. Это и система электроснабжения, бортовые кабельные сети, это гидравлические системы, это системы светотехнического оборудования. В частности, на статической стоянке посетители, которые лично смогут посетить МАКС, смогут увидеть наши известные истребители, такие как Як-130 учебно-тренировочный, такие как МиГ-35Д, учебный самолет Як-152. Эти самолеты, это то, что доступно глазу каждого посетителя, оснащены нашими современными светодиодными фарами, которые на самом деле сегодня не имеют аналогов не только в России, но и в мире. Ну и отдельно...
Иван Князев: Спасибо вам большое! Дмитрий Шевелев, генеральный конструктор опытно-конструкторского бюро «Аэрокосмические системы». Каждый день программа «ОТРажение» и новости на канале ОТР будут следить за тем, как проходит авиасалон МАКС-2021.
Ну а после небольшого перерыва вот о чем поговорим.
Тамара Шорникова: Рынок стройматериалов сильно лихорадит: только за последние полгода цены на дерево выросли вдвое, подорожали металлоконструкции, шифер, черепица. Под угрозой оказались социальные объекты, детские садики, поликлиники. Ну и, конечно же, существенно вырос ценник на частные дома из дерева. Правительство планирует запустить механизм поддержки компаний-производителей стройматериалов. Как он будет работать, выясним уже скоро.
Иван Князев: Оставайтесь с нами, до встречи.