Ольга Арсланова: Валерий Игоревич, здравствуйте! Валерий Лимаренко: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Начну с цитаты Чехова, который писал в книге «Остров Сахалин» о вашем фантастическом регионе: «Если внимательно и долго прислушиваться, то, боже мой, как далека здешняя жизнь от России!» Вы долго работали на материковой России, в «Росатоме», в Нижегородской области, – как вас занесло на Сахалин и как вам работается так далеко от федерального центра? Семь тысяч километров, совершенно другая жизнь. Валерий Лимаренко: Ну смотрите, меня послал президент на работу, а потом меня избрали наши избиратели, сахалинцы и курильчане. Поэтому вот таким образом я оказался и работаю тут с большим удовольствием. Это большая, интересная работа. Ольга Арсланова: У вас особые, островные проблемы в этом регионе, новые для вас, с которыми вы столкнулись, или все-таки проблемы в целом для российских регионов примерно похожие? Валерий Лимаренко: Я скажу, что особые. Ну, во-первых, смотрите, островной регион – значит, тема транспортной доступности: авиация, морской транспорт. Раз особенность. Вторая особенность: богатый край, надо добывать нефть, газ, уголь, рыбу. Люди едут временно, для того чтобы на вахте заработать деньги и уехать к себе. И поэтому жилье строилось временное, дороги строились временные... Ну, вот это вот характерная особенность Сахалина. Ольга Арсланова: А вам кажется, на таких территориях это нормально и так и должно оставаться? Валерий Лимаренко: Да конечно, не нормально. Ольга Арсланова: Или хочется, чтобы люди оставались здесь? Валерий Лимаренко: Нормально, когда все делается сначала для человека, а потом все делается для экономики и промышленности, потому что это вещи неразрывные. Мы-то живем ради людей, а не ради экономики, и все для людей. И поэтому вот как сейчас мы делаем? Мы создаем благоприятные условия для жизни и, соответственно, трудовые ресурсы приглашаем. У нас для этого решены вопросы, что у нас жилье, значит, аварийное, значит, мы, скажем так, разрушаем, а новое строим. Значит, делаем газификацию, высаживаем зелень, цветы, благоустраиваем села, города. Вот приезжайте на Сахалин, посмотрите. Я скажу откровенно, что это очень благоустроенный край сегодня. Ольга Арсланова: Люди едут в первую очередь за зарплатами. Мы понимаем, что в вашем регионе жизнь недешевая, только завоз продуктов... Валерий Лимаренко: Люди едут не за зарплатами – люди едут, чтобы жить со своей семьей, чтобы делать карьеру, делать... Радоваться жизни. А радоваться жизни – это должен быть и отдых, я еще раз хочу сказать, и благоустроенные города, парки, лыжные курорты... Это же все близко. Теперь: хорошее образование, хорошее здравоохранение. Я вам сейчас рассказываю про современный Сахалин, а не про мою мечту. Сейчас хорошее здравоохранение, хорошее образование. Для того чтобы было еще лучше образование, делаем кампус, строим. Ольга Арсланова: А что вас больше всего удивило, когда вы приехали работать на Сахалин? Что-то, может быть, неприятно удивило? За что вы решили взяться в первую очередь? Валерий Лимаренко: Вы знаете, меня удивило, что регион добывает газ и в регионе не газифицированы города, просто в полном смысле слова, ну там меньше 19% было. Сейчас уже 57%, и через пару лет будет около 100%. Меня удивило, что жилье... Много аварийного жилья, около миллиона. Я оценил сразу, буквально за неделю-две: около миллиона квадратных метров жилья было аварийным. Значит, сейчас, уже через 4 года мы полностью завершаем вторую программу, первую закрыли программу 2 года назад, сейчас будем через 4 года завершать вторую программу, где полностью уничтожим, что называется, аварийное жилье, вот эти старые бараки, и людям дадим новое жилье. Это вот то, что происходит сейчас. Мы первыми закрыли старую программу и первыми начали новую программу, и я думаю, что мы новую программу первые завершим, потому что мы идем большими темпами, 100 тысяч квадратных метров в год мы переселяем, как раз осталось около 400 тысяч. Ольга Арсланова: И вам же выделены какие-то рекордные суммы на решение проблемы. Валерий Лимаренко: Да. А почему рекордные суммы? Очень просто. Смотрите, потому что мы честно показали, какой объем аварийного жилья. Это операция очень рискованная, потому что если жилье признать аварийным, его нужно тут же, достаточно быстро сносить и людей оттуда выселять. Это такая история, что мы можем пойти в суд и просто решить эту проблему прямо по решению суда. И поэтому многие так не делают, я бы сказал так, большинство. А мы... А нам что терять? У нас миллион квадратных метров. Понятно, что мы пошли официально со своими компаниями, которые экспертные, оформили аварийное жилье. И у нас с учетом того, что аварийного жилья много, а программа новая и в ней всего лишь несколько регионов, мы оказались там, что называется, с огромным количеством аварийного жилья, и поэтому мы получаем большие деньги. Значит, вот доля участников, здесь участвует государство и регион, таковы: 40% государство, 60% регион. Мы получаем около 20 миллиардов на снос аварийного жилья, на строительство нового жилья – значит, получается, что мы вкладываем еще в 1,5 раза больше. И таким образом достаточно большой объем. Ольга Арсланова: Вы сказали о программе газификации. Почему так слабо был регион газифицирован? Не рыночно, не выгодно? Нужно было какое-то политическое решение? Валерий Лимаренко: Я считаю, что была стратегическая ошибка. Ну смотрите, есть газ, идет большая труба на материк, и никто не позаботился об этом. Ну чего о людях говорить плохо? Скажем так: наступило наше время, мы задачу эту поставили и решили. Большое спасибо Алексею Борисовичу Миллеру, который принял волевое решение. Мы сейчас вкладываем общими усилиями в газификацию вместе с «Газпромом» порядка 100 миллиардов рублей, и вот за этот короткий срок... Ольга Арсланова: Давайте поговорим вообще о том времени, в котором мы сейчас живем. Вы родом с Украины, из Харькова. Валерий Лимаренко: Да. Ольга Арсланова: Наверняка для вас специальная военная операция имеет особое эмоциональное значение. Валерий Лимаренко: Совершенно верно. Ольга Арсланова: Как вы оцениваете все происходящее? Остались у вас там родственники? Валерий Лимаренко: Ну смотрите, это же оценивают все россияне, во всяком случае большинство россиян оценивают, что это большая проблема, которая родилась не в России, которая родилась в НАТО и у наших, что называется, западных партнеров, которые подбивали правительство Украины, чтобы они бомбили донецкие города, так. (Это там, где я пошел в 1-й класс, на всякий случай.) Ну и, в общем, понятно, что Россия вступилась, и фактически мы работаем над завершением войны, а не над началом войны. Это политика нашего президента, мы ее полностью поддерживаем. На Сахалине подавляющее большинство людей поддерживает. И мы одна семья. Дело в том, что мы... Понятно, что наши ребята там воюют, понятно, что мы помогаем семьям тех, кто ушел на фронт, понятно, что за каждой семьей социальный работник... Понятно, что мы помогаем и поддерживаем не только семьи, но и ребят, которые там находятся, и самые простые вещи, и тренировочные вот эти полигоны помогали строить, помогали где одеждой, где оборудованием, квадрокоптеры, начали выпускать беспилотники. Постоянно поддерживаем, помогаем. Шефствуем над Шахтерском, есть такой город на Донбассе, там восстанавливаем коммунальную инфраструктуру, детские сады, создаем рабочие места медицинских работников, помогаем. Вот купили машину, высокотехнологичная медицина, которая ездит по территории и оказывает людям помощь. Сделали 60 рабочих мест компьютеризированных, это позволяет выстроить систему здравоохранения. Сделали т. н. «умный» ФАП, это современные технологии медицинские, которые используются там. Значит, сделали скважины для добычи воды, это большая проблема сейчас в Донецкой Народной Республике, но мы одни из тех, кто с этой задачей справляется, в таком плане. Строим дороги. Вот сейчас новая программа на текущий год, тоже готовимся, готовим все коммунальное хозяйство, жилье, жилые дома к зиме, школы, сады – в общем, весь соцкультбыт. Будем сейчас помогать по торговле. Наши артисты ездят в Шахтерск с концертами, вот. Мы навещаем наших бойцов, у нас есть Комитет матерей и жен, такой комитет специальный семей, которые на регулярной основе навещают, доносят до граждан России солдатскую материнскую правду, потому что они постоянно там находятся и общаются с бойцами. Вот так и трудимся и работаем вместе. Ольга Арсланова: Вы сами недавно ездили на Донбасс. Валерий Лимаренко: Я регулярно там бываю. Ольга Арсланова: Поделитесь вашими впечатлениями. Валерий Лимаренко: Впечатления какие? Бойцы наши, скажем так, научились воевать, значит, ведут себя уверенно, спокойно и верят в победу. Никакой паники нет. Мы, кстати говоря... Они же в отпуска приезжают еще, и мы там организовываем доставку их, прямо с Донбасса мы их грузим на автобусы к нашему самолету и здесь встречаем. То есть мы делаем такую логистику очень удобную для них. Ольга Арсланова: Много ваших бойцов там? Валерий Лимаренко: Это я вам не скажу. Ольга Арсланова: Понятно. Валерий Лимаренко: Это военная тайна. Но достаточно много, так, и мы с ними поддерживаем связь. Вот главное – это то, что они верят в победу и чувствуют силы. Что еще? Те, кто живут на новых территориях, наши братья, россияне, конечно же, они испытывают определенные неудобства, постольку-поскольку это же все время что-нибудь прилетает, и это опасно для жизни, это фактор безопасности, вот. Но люди уже к этому привыкли, и, конечно, это накладывает отпечаток. Но поднимаем сейчас коммунальное хозяйство, помогаем в образовательной сфере, в здравоохранении – во всех сферах жизни помогаем и поддерживаем. И люди тянутся к новой жизни, и мы верим, что эта новая жизнь скоро станет, как говорится, на места. В общем, и в победу верим. Ольга Арсланова: Пострадал ли ваш регион от санкций? Японцы вроде бы оставили свое участие в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», т. е., понятно, победил прагматизм, необходимость поставок газа в Японию... Как с другими предприятиями? Наверняка у вас было очень много совместных и в добывающих отраслях, и в рыболовстве, конечно... Как с ними? Валерий Лимаренко: Ну смотрите, давайте скажем так, что у нас главные компании ушли, это Exxon и Shell, т. е. американцы, европейцы покинули наши месторождения. Но вместо них пришли другие, так, и в этой ситуации добычу восстановили, будем считать, что ситуация восстановилась. Значит, по бюджету мы ожидали падение сильное, но этого не произошло, потому что заработали другие механизмы экономические. Инвесторов мы не потеряли ни по одному проекту. Экономика диверсифицируется сейчас: 60% всех инвестиций – это инвестиции в несырьевую отрасль. Ольга Арсланова: Ага. Валерий Лимаренко: Да. Скажем так, много усилий прикладывается к тому, чтобы сервисы пришли новые, заместили те, которые ушли, т. е. предприятия, которые осуществляют сервисы. И мы строим индустриальный парк для этих целей, и в 2024 году он начинает работать. А компании, которые уже заключили контракты, они работают и строятся одновременно, в таком плане. Развиваем экономику, инвестиции не потеряли, все инвестиционные программы сохранились. Я бы даже сказал, что мы динамично развивающийся регион во всех отношениях. Ольга Арсланова: 60% несырьевые отрасли – это много. Валерий Лимаренко: Да, много, конечно. Ольга Арсланова: Расскажите подробнее, что это за отрасли. Валерий Лимаренко: Смотрите: переработка леса, это сервисы нефтегазовые, агропромышленный парк, цементный завод; это завод по переработке рыбы, заводы по разведению рыбы. Это вот крупные объекты, логистические центры. Порт Корсаковский, сейчас завершаем проектирование, будем строить. Значит, сейчас проектируется порт Макаровский... У нас строится комплекс авиационный, большая полоса с антисейсмическими свойствами, современная, новая, как мы ее называем, всепогодная, которая позволяет принимать самолеты любого класса, вот. Завершается строительство аэровокзального комплекса современного на 5 миллионов человек. Достаточно серьезная, большая работа ведется и в сфере сельского хозяйства, переработки продуктов, продовольствия. Вам, наверное, кажется, что Сахалин – это что-то типа Крайнего Севера. На самом деле Сахалин – он же большой, около тысячи километров, и на юге это зона абсолютно комфортной жизни, приблизительно как в Москве, чуть получше: там зима теплее, а лето попрохладнее, т. е. не жаркое. А с учетом того, что там горнолыжный курорт, то это такое солнечное курортное место. Значит, зелени больше, чем в Москве, и цветов тоже больше. И Южно-Сахалинск, например... Ольга Арсланова: А людей меньше! Валерий Лимаренко: ...чище немножко, да, более экологически чисто. То есть у нас экология как в Кисловодске приблизительно. Ольга Арсланова: Но тем не менее регион изолированный, наверняка это откладывает отпечаток и на работу бизнеса, и на жизнь людей. Один из проектов, который был призван это сгладить, – это проект, мост на Сахалин. На какой сейчас он стадии? Валерий Лимаренко: Смотрите, железная дорога занимается, скажем так, предынвестиционными исследованиями, и приблизительно понятно, где будет мост, ориентировочно сколько он будет стоить, значит, как к нему подойти, подходы понятны и пр. Экономика пока не проходит, потому что непонятно, какие грузы будут перемещаться, и поэтому этот проект, скажем так, экономически еще не созрел. Но для меня совершенно очевидно, что мост должен быть, это вопрос времени. Значит, был подход сделать проект концессионным, и он по расчетам проходил, это если построить мост и в расчет положить только мост. Но если взять подход по материку, то это еще удваивает цену, и поэтому вот это вот место, скажем так, сейчас недоработано, ну то есть идет обсуждение. Потому что если воспринимать эту железную дорогу как развитие территории, что было бы разумно, тогда ее не надо вкладывать в стоимость моста, вот и все. Значит, я думаю, что это вопрос времени. Мост будет, и для меня это просто очевидно. Там 8 километров всего. Ольга Арсланова: Ну, когда будет мост, туристов у вас станет еще больше, потому что у вас невероятно красивые места, которые подходят и для экстремалов, вы говорите, и горнолыжный курорт, океан... Валерий Лимаренко: Туристы к нам летят самолетом, потому что по железной дороге ехать далеко. Ольга Арсланова: Да, и дорого. Валерий Лимаренко: Да. Ольга Арсланова: Но тем не менее пока это представляется таким экстремальным туризмом. Для массового путешественника, наверное, пока Сахалин терра инкогнита. Как вы видите вообще развитие туризма в дальнейшем, для того чтобы к вам приезжали еще больше? Валерий Лимаренко: Смотрите, во-первых, туризм – это прежде всего горнолыжный туризм. К нам приходит команда из Сочи, это Красная Поляна, знаете, т. е. фактически это будет построен объект этой командой. И если сейчас 35 километров трасс, то будет 90, и сейчас ведутся переговоры о том, чтобы приступить к тому, чтобы начать строить новые канатные дороги. Проекты уже есть, ведется соответствующая работа. Строят новые отели. У нас сейчас одновременно строится несколько отелей дополнительно к тому, что сейчас есть. И у нас каждый год на 20% растет количество туристов. Ольга Арсланова: На 20% каждый год? Валерий Лимаренко: Да, каждый год на 20%. Вторая зона развития – это Курильские острова. Туда уже можно летать, скажем так, 14 самолетов в неделю, т. е. мы ставим. Мы рассчитываем на то, чтобы туристы могли свободно туда добраться, и там тоже строятся новые гостиницы. Ольга Арсланова: А откуда можно прилететь на Курилы? Валерий Лимаренко: Сейчас – из Южно-Сахалинска. Но Южно-Сахалинск – это не тупик, это центр авиации, я просто, чтобы вы были в курсе, на полном серьезе, потому что главная авиационная команда, это «Аврора», она дислоцируется именно в Южно-Сахалинске и обслуживает весь Дальний Восток до Урала. И кстати говоря, зарубежные рейсы обеспечивает то же самое, в Китай, в частности, и в будущем это будет Япония, Корея и остальные страны. Вы знаете, что сейчас есть ограничения определенные, а раньше летали по всему АТР, Азиатско-Тихоокеанскому региону, и соответствующие самолеты есть. Ольга Арсланова: Нас смотрит вся страна, и для большинства с материка совершенно не изведан регион, у вас большинство никогда не было. Что обязательно нужно посмотреть, что нужно попробовать и насколько это доступно? Просто кажется даже вот многим моим знакомым из Москвы, что «Сахалин – это так дорого, ну полечу-ка я лучше в Турцию отдыхать». Валерий Лимаренко: Смотрите, давайте скажем откровенно: Сахалин на самом деле – это недешевый отдых, хотя перелететь можно с Сахалина в Москву за 13 тысяч рублей. Ольга Арсланова: Туда. Валерий Лимаренко: Значит, туда 13, назад 13, всего 26, так. Это не очень дорого. Вообще говоря, президент принял решение, чтобы дальневосточные рейсы субсидировать, и поэтому основные рейсы, основные маршруты субсидируемые и укладываются, вот если на Дальнем Востоке, от тысячи до 8–9 тысяч за рейс. То есть перелет недорогой. Теперь дальше смотрите – где? Вот я уже назвал: это горный воздух и, конечно же, экологическое путешествие по Сахалину и по Курилам, т. е. это прекрасная природа. С учетом того, что строятся новые гостиницы с хорошим сервисом, то сейчас уже есть хороший сервис в гостиницах, дальше будет еще лучше. Курильские острова – это особый случай, потому что это очень необычная природа, и можно будет просто-напросто увидеть, как рыба поднимается по рекам, прямо, что называется, ее можно взять руками даже. Значит, можно увидеть медведей, которые прямо ходят, что называется, рядом с жилищем человека, лисы. Ну и вулканы... На Итурупе, например, горячая река, которая течет из жерла вулкана... То есть это неописуемая красота. Сразу хочу сказать еще раз, что это недешевая поездка, так, но она просто на голову выше по интересу, чем любая другая поездка, которая связана с тем, чтобы просто лежать на пляже. Ольга Арсланова: Как раз время летних отпусков наступает – как у вас будет транспортное сообщение организовано в этом сезоне? У вас новые какие-то внутриобластные маршруты, я так понимаю, появились? Валерий Лимаренко: Смотрите, давайте так. Сейчас летает два самолета в день туда и назад. Буквально 4 июля, по-моему, будет летать три самолета каждый день. С учетом того, что в самолет вмещается около 500 пассажиров, можете себе представить, какой трафик получается. На Курильские острова мы планируем тоже два самолета в день. То есть это фактически абсолютная доступность. Кроме того, на Курильские острова ходят два парохода пассажирских, т. е. можно авиацией, можно морем. Если нужно будет дополнительно пассажиров обеспечить транспортом, значит, мы поставим дополнительные самолеты. То есть я считаю, что транспортная доступность решена принципиально как с материка на Сахалин, так и в другие, с Сахалина можно в любую точку Дальнего Востока улететь на самолетах авиационной компании «Аврора». То есть здесь, скажем так, эти задачи абсолютно решены. Ольга Арсланова: Сейчас еще время не только отпусков, но и начало путины. Попробовать рыбу на Сахалине – это обязательно. Насколько она доступна? Какие прогнозы на путину? Где продается? Можно ли в Москве купить или только у вас? Валерий Лимаренко: Смотрите, сахалинский флот – самый крупный в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это современный флот, это флот, который тут же перерабатывает рыбу. Ну и, собственно говоря, самые большие мощности по переработке рыбы в АТР – это на Сахалине и на Курилах, так. Мы главные поставщики рыбы и для зарубежных стран, и для России, поэтому с этим легко и просто, с рыбой. Теперь смотрите, для граждан это совсем другой вопрос. Во-первых, сахалинцы и курильчане хотят ловить рыбу сами, и мы стараемся дать возможность, чтобы у них была такая возможность. Но не все люди ходят на рыбалку, поэтому мы заботимся о том, чтобы и те люди, это в основном пенсионеры, малоимущие люди, чтобы у них была тоже свежая рыба. У нас есть специальная программа «Доступная рыба», и у нас в каждом районе продается свежая, не мороженная рыба, которая только что выловлена из моря, и рассылается информация о том, где продается и почем продается, какая рыба продается. То есть мы считаем, что в этом смысле принципиально мы эту задачу решили. Но хочется продолжить эту работу, и мы в этом году поставили задачу увеличить вдвое объемы рыбы, которая продается, скажем так, специально. Она дешевая, и самое главное, что она парная, т. е. свежая, не замороженная. Ольга Арсланова: И последний вопрос. Вы сказали о проблемах, с которыми столкнулись, когда пришли работать... Валерий Лимаренко: Да. Ольга Арсланова: Сахалин вашей мечты – что еще осталось решить, каким вы его видите? Валерий Лимаренко: Это, скажем так, очень просто, потому что я занимаюсь каждый день стратегией и новыми проектами. Смотрите, начнем с того, что нужно человеку. Человеку нужна хорошая работа, высокооплачиваемая, интересная, чтобы он мог сделать карьеру. У нас сейчас готовится 15–20 тысяч рабочих мест высокооплачиваемых, высокотехнологичных. Это вот мечта человека, иметь хорошую, интересную работу с хорошей зарплатой. Второе – мы строим жилье для людей. Сейчас фактически расширяются города, и мы их делаем благоустроенными. Мы делаем подсветку, мы делаем ремонт, начиная с простых вещей: подъезд, двор, высаживаем цветы... Вот у нас в этом году высаживается миллион цветов. То есть это благоустроенные города и села – это к вопросу о мечте, которая, собственно говоря, реализуется сейчас, и сахалинцы сами, рукотворно делают свою мечту. Очень хорошо, когда дети не уезжают, а остаются учиться. Мы сейчас начинаем строить кампус, сейчас завершились работы проектные, экспертиза уже у нас есть, и мы буквально в августе начинаем строить. Эта стройка займет около 2-х лет. Это будут новые, современные корпуса. Сейчас появился новый ректор, новая программа, молодые ученые приезжают к нам, которые вот будут работать над новой наукой, новым образованием, появляются новые специальности. То есть вот это вот тоже отношение к мечте. Очень большое продвижение мы делаем в области здравоохранения сейчас. У нас мечта, чтобы медицина наша была лучше, чем в Японии, в Корее, лучше, чем в Германии и в Израиле, и мы сейчас прикладываем усилия. Оборудование мы уже купили лучше, чем у вышеперечисленных стран. Теперь у нас появляется сервис, т. н. диспансерное наблюдение, когда за каждым человеком, который болеет хроническими болезнями, закрепляется администратор, который ведет его, записывает в поликлинику, помогает сдать анализы, пройти диагностику и т. д. У нас уже таких людей более 500 человек, у каждого приблизительно по 200 пациентов, у нас такой сервис появился по медицине. То есть мы хотим, чтобы у нас была прекрасная медицина. Теперь дальше. Мы хотим, чтобы у нас был хороший отдых: и отдых выходного дня, и возможность неделю или дней десять провести на лоне природы. Мы тоже этим занимаемся, у нас большие планы по развитию местного туризма. И собственно говоря, для нас он главный, местный туризм для нас главнее, чем международный. Вот это вот, чтобы вы поняли, особенность наша, потому что внутренний туризм – это, скажем, продолжение комфортной жизни, так. У нас сейчас большая реформа транспорта происходит. У нас появляется наземное метро, т. е. железную дорогу, которая раньше мешала развитию, например, Южно-Сахалинска, мы хотели ее вынести, она теперь помогает, она формирует агломерацию Южно-Сахалинскую, куда входит несколько городов. То есть мы сейчас ставим новые т. н. рельсобусы, и они как вот в Москве Третье кольцо, представляете себе, вот такую функцию, объединяющую весь транспорт, выполняет вот это вот наше наземное метро. Уже первую линию мы сделали и сейчас делаем остальную часть. Это делаем мы вместе с железной дорогой. Транспорт остальной подтягиваем, и у нас получаются пересадочные узлы, чтобы билет можно было купить и проехать на рельсобусе, потом на автобусе и добраться до места жизни, места работы или места отдыха. Мы покупаем сейчас автобусы, вот сотню буквально купили и в ближайшее время еще сотню вторую купим, автобусы газовые. То есть у нас в городе общественный транспорт будет экологически чистый. Он уже в большинстве своем экологически чистый. Мы 500 заправочных станций поставили электрических, и мы сейчас хотим завезти электрические автомобили, чтобы были главными для перемещения в городе. И у нас экология сильно улучшается, чистота воздуха... У нас город абсолютно чистый, он под пылесос убирается. И у нас газификация происходит большими темпами, как я уже сказал, через 2 года у нас будет 100%-я газификация. То есть у нас автомобиль – это будет единственный, кто может загрязнять атмосферу. И вот мечта наша заключается в том, чтобы у нас был самый чистый воздух среди других городов Российской Федерации... да почему – Азиатско-Тихоокеанского региона. Вот я вам рассказал про нашу мечту, которая будет в ближайшие несколько лет реализована. Ольга Арсланова: Спасибо вам! Спасибо за разговор! Валерий Лимаренко: Спасибо.