Ирина Киркора: Когда каждый гражданин знает Конституцию и закреплённые в ней свои права, ему будет проще общаться с любым должностным лицом
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/irina-kirkora-41385.html Константин Чуриков: Ну что же? «Конституция идет на поправку». Нет ничего важнее того исторического момента, который мы сейчас наблюдаем. По последней информации, второе чтение поправок к Конституции может пройти в Госдуме уже 10 марта. А ранее Совет Госдумы продлил до 2 марта срок представления поправок к проекту. Так что у нас с вами есть время. На данный момент уже есть порядка 500 предложений – о чем было сказано, кстати, в ходе встречи президента с рабочей группой. Все эти предложения будут изучаться. И у нас есть тоже чем озадачить наших зрителей.
Оксана Галькевич: Мы хотим вас, друзья, озадачить как раз этим вопросом. Какие изменения в Конституцию вы считаете важными для себя, для своей семьи? И что вы могли бы предложить? Вот ответьте, пожалуйста, нам на эти вопросы. Какие поправки вы считаете важными? Какие поправки могли бы предложить? На этой неделе это наш опрос в рамках рубрики «Реальные цифры». Присылайте ваши предложения на SMS-портал. Короткий номер у вас на экране. Все это совершенно бесплатно. Мы до пятницы ваши предложения законотворческие будем принимать, а в пятницу подведем итоги и обо всем расскажем.
Константин Чуриков: И вот кому ваши предложения мы передадим. У нас в студии – Ирина Киркора, заместитель председателя Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Ирина входит как раз в рабочую группу по поправкам. Ирина Владимировна, здравствуйте.
Ирина Киркора: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Давайте договоримся так. Действительно, люди, я думаю, много чего предложат.
Дмитрий Журавлев: Конечно.
Константин Чуриков: И самое дельное из этого, рассчитываем, будет включено.
Оксана Галькевич: На самом деле у нас здесь уже такой, знаете, бум творческий, какие-то предложения пошли на наш SMS-портал. Я надеюсь, что активность наших зрителей будет довольно высокой. Ну и вопросов, кстати, много. Мы сегодня об этом поговорим.
Константин Чуриков: Давайте начнем с того, что, как нам кажется и как показывают все соцопросы, больше всего волнует людей, а это индексация зарплат и индексация пенсий. Тут есть некоторые, так сказать, подводные камни, недосказанность какая-то. Индексация – это имеется в виду увеличение? А увеличение как часто? Или, например, с теми же пенсиями: как часто и кому? Потому что не всем индексируют пенсии сейчас.
Ирина Киркора: Вопрос действительно самый важный. И на встрече с президентом несколько человек из членов рабочей группы этот вопрос как раз поднимали. Наиболее болезненный вопрос: будет ли пенсия индексирована в том числе и работающим пенсионерам? И вопрос: на какой процент индексация будет происходить и какое количество раз за год?
В предложенных президентом поправках это не регулярно. И вот тут возникает вопрос: регулярность в промежутке времени. В тех предложениях, которые есть сейчас, уточнить: не реже одного раза в год. Можно три, можно четыре, можно пять раз, но не реже одного раза в год. Конечно, это связано с тем, что покупательская способность на ту пенсию, которую получают наши пенсионеры, падает из-за инфляции. И вот на этот процент, собственно говоря, происходит определенным образом индексация.
Оксана Галькевич: Может быть, изменения возможны, например, в другую сторону? Все-таки Костя спросил: индексация – это означает увеличение, прибавку?
Ирина Киркора: Это увеличение. Это однозначное увеличение.
Оксана Галькевич: А в обратную сторону невозможно?
Ирина Киркора: Это однозначное увеличение.
Константин Чуриков: То есть если в стране дефляция… Вот сейчас у нас инфляция снижается. Как знать? Может, как в Европе, будет дефляция. И что тогда?
Оксана Галькевич: Разные толкования невозможны?
Ирина Киркора: Вопрос будет звучать… Индексация пенсии – это увеличение. А вопрос… Если у нас будет дефолт и покупательская способность упадет, то будет другой размер денежной суммы. И будет, соответственно, индексация на этот размер денежной суммы. То есть этот вопрос будет… Мне бы очень пессимистичный сценарий не хотелось обсуждать и пугать наших зрителей по этому поводу. Сейчас мы говорим о понятном размере пенсии, которую получают наши пенсионеры, и ее индексации не реже одного раза в год.
Константин Чуриков: Ирина Владимировна, с точки зрения соблюдения других прав человека, что еще вам кажется важным в рамках СПЧ? Какие мнения на этот счет?
Ирина Киркора: Вы знаете, очень много беспокойства вызывает обсуждаемое на рабочей группе предложение об ограничении возможности обращений в Конституционный Суд за рассмотрением соответствия нормативного акта Конституции – только в том случае, если исчерпаны все возможности для защиты на территории страны.
И это является, на мой взгляд, компиляцией. Понятно, что у нас есть Европейский суд по правам человека, основания для которого возникают только в момент, когда исчерпаны все национальные институты защиты. Хотелось бы иметь доступность Конституционного Суда для граждан, для должностных лиц, для судей, которые могут обратиться в Конституционный Суд непосредственно за разъяснением, насколько тот или иной нормативный акт, в том числе и региона, соответствует Конституции.
Оксана Галькевич: Ирина Владимировна, более 500 поправок, предложений по поправкам в Конституцию уже внесено. Я думаю…
Ирина Киркора: Я думаю, что сейчас уже больше.
Оксана Галькевич: Уже даже больше.
Ирина Киркора: Потому что это в четверг была цифра, а у нас каждый день происходит увеличение. И сейчас увеличение идет гораздо быстрее, потому что больше информации появилось, заинтересованность у граждан стала выше. И предложения… А особенно после того, как сказал президент: «Ни одно предложение не потеряется, даже если в Конституции не будет внесено».
Константин Чуриков: Во-первых, некоторые граждане уже хотя бы прочли Конституцию действующую. Что уже приятно.
Оксана Галькевич: Наконец-то. Нет, ну это правда так на самом деле. У нас потом будет небольшой опрос, мы покажем.
Так вот, я хотела спросить: из этих уже предложенных поправок, из предложений о поправках тематически, так скажем, какой самый большой, самый крупный блок? Это социальная политика или что-то еще?
Ирина Киркора: Да, социальная. Наука, культура…
Оксана Галькевич: Наука?
Ирина Киркора: Мы говорим про социальную подгруппу, которая работает непосредственно в рамках рабочей группы. Это весь блок, в том числе наука, культура, образование. И очень много вопросов, которые как раз связаны… И на встрече с президентом наши известные актеры свои предложения и свою позицию озвучили. Поэтому я думаю, что… Этот вопрос не является окончательной редакцией, потому что у нас будут приниматься… Наше предложение становится поправкой только в том случае, если оно приходит в Государственную Думу и комитет, ответственный за данную работу (а это комитет Павла Владимировича Крашенинникова), принимает решение, согласовывает эту поправку. Только в таком случае она выходит на голосование на заседании Государственной Думы.
Константин Чуриков: Важный вопрос: а кто конечная инстанция в утверждении всех предлагаемых и выносимых на всероссийское голосование поправок к Конституции? Это будет Государственная Дума?
Ирина Киркора: Государственная Дума.
Константин Чуриков: Все. То есть как скажут депутаты?
Ирина Киркора: Это Государственная Дума, конечно. У нас законотворческий процесс и процесс рассмотрения законодательного акта в Государственной Думе четко расписан: что можно сделать ко второму чтению… Как раз у нас первое чтение – это концептуальное принятие нормативного акта. И в дальнейшем в этот концептуальный акт могут быть внесены изменения, дополнения. Иногда, увы, ко второму чтению мы видим уже другое смысловое содержание некоторых нормативных актов.
Оксана Галькевич: Я хотела к нашим телезрителям обратиться. Друзья, у нас по-прежнему интерактивный эфир. Если у вас есть какие-то вопросы или ваши предложения по поправкам в Конституцию…
Константин Чуриков: Ответы, может быть, есть.
Оксана Галькевич: Может быть, есть уже готовые ответы и решения, да. Звоните нам. Мы в прямом эфире работаем.
А сейчас давайте посмотрим небольшой опрос, который наши корреспонденты провели на улицах нескольких городов. Люди спрашивали, а что они помнят из Конституции. Кстати говоря, ты знаешь, некоторые неплохо знакомы с Основным законом нашей страны.
ОПРОС
Оксана Галькевич: У нас тут, знаете, дискуссии по поправкам не перестают, не прекращаются.
Константин Чуриков: Мы уже в эфире, Оксана, в эфире.
Ирина Владимировна, ну смотрите. Многие люди действительно помнят, что медицина должна быть доступной, а образование – бесплатным. И про свободу слова многие все еще вспоминают.
Ирина Киркора: И это здорово.
Оксана Галькевич: И про свободу выбора.
Константин Чуриков: И про свободу выбора. Смотрите…
Ирина Киркора: Это важно. 51-ю статью Конституции упомянули. Хотелось бы сказать, что у нас еще есть право охраны личной жизни, неприкосновенности жилища. То есть очень много вопросов, которые непосредственно связаны с жизнью каждого из нас. Это непосредственно то пространство, где мы понимаем, что мы защищены государством или от государственного произвола, от должностных лиц государства.
Константин Чуриков: Подождите. У нас такая прекрасная Конституция! Зачем нам эти поправки, как вы считаете?
Ирина Киркора: Поправки не вносятся в те главы, о которых мы говорим, о которых спрашивали сегодня граждане страны. Они касаются исключительно устройства государственного управления и включения в том числе органов муниципальной власти в систему публичной власти (новое понятие).
На самом деле очень многие конституционалисты говорят о проблеме, когда к муниципальной власти начинали относиться как к некой общественной самодеятельности: «Что-то вы там делаете, мы это всерьез не воспринимаем. Вы же не орган государственной власти, а местное самоуправление». И вот здесь возникал вопрос в несерьезном отношении. А полномочия, которые есть у местного самоуправления, достаточно большие. И балансировка возможна сейчас. Как раз и в рабочей группе обсуждается предложение президент – включение в публичную власть, в структуру. И в дополнение – Госсовет.
Оксана Галькевич: Но прежде такого термина, насколько я знаю, не было. Публичная власть – что это?
Ирина Киркора: Публичная власть не было закреплена в Конституции. И внести ее в первую главу, где говорится вообще об устройстве государства, невозможно. Но очень многие теоретики-конституционалисты, обсуждая вопрос, называли уже структуру… Публичная власть – это непосредственно представление народа, местного самоуправления. Это когда непосредственно через органы, выбираемые на месте, можно было самим обществом договариваться, как устраивать на этой территории свою жизнь комфортно, с пониманием тех особенностей, которые есть.
Константин Чуриков: Как бы это все было хорошо!
Давайте послушаем Дмитрия из Бурятии. Дмитрий, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Добрый вечер. Вам уже даже можно сказать: доброй ночи.
Зритель: Доброй ночи, ведущие. Доброй ночи, гость.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Я хотел бы узнать, какие изменения. Вот разница в старой советской Конституции и в Конституции нынешней для нашего трудового народа?
Константин Чуриков: В предыдущей? То есть не в новой. Спасибо.
Ирина Киркора: Я думаю, что это отдельная тема общения. Можно длительно рассказывать, что отличалось. Ключевой вопрос как раз был – опять-таки устройство в государстве органов управления, непосредственное формирование нового процесса управления. У нас появляется президент в новой Конституции. У нас органы управления были иными. У нас был Верховный Совет, Президиум Верховного Совета. То есть непосредственно полномочия, функции, которые были между органами расписаны. Я думаю, что, с точки зрения непосредственно нашей жизни, самое важное – это прописание в первой и второй главах Конституции прав человека.
Но сравнивать можно… Мне как юристу хочется говорить очень долго по каждой статье: что было в Конституции РСФСР, что у нас в Конституции России. Но я думаю, что этот вопрос будет не очень важен для зрителей, потому что это будет длительный процесс обсуждения.
Оксана Галькевич: Ирина Владимировна, очень многих наших зрителей интересует… Вот мы сейчас внесем поправки в нашу нынешнюю российскую Конституцию. Вопрос даже не в том, может быть, какие это будут поправки, как это будет влиять. Как это будет соблюдаться?
Ирина Киркора: Это вопрос к любому документу, к Конституции в том числе. Вопрос хорошего текста документа и его некорректной реализации. Либо вообще мертвые статьи, которые не применяются на практике.
Оксана Галькевич: Это вопрос, знаете, того, чтобы Конституция действительно стала Основным законом. Почему-то очень многие люди пишут, что не соблюдается, не работает.
Константин Чуриков: Вспомогательный закон.
Ирина Киркора: Вы знаете, очень часто, когда я начинала свою профессиональную деятельность, когда в суде начинали свою речь либо читать документы, представляемые в суд, с указания на Конституцию – это вызывало некое раздражение у судейского корпуса. Это было в 90-е годы, когда начиналась моя профессиональная деятельность.
Вопрос сейчас настолько естественный, когда начинается любой документ либо выступление с указания и Конституции, и реализации норм Конституции в том или ином документе, в нормативном акте, на который ссылается сторона истца или заявителя, к примеру. И это вызывает совершенно нормальную и естественную реакцию. Это означает, что это грамотный юрист, который может правильно связывать нормы права.
Константин Чуриков: Совершенно естественно, что интересуются Конституцией наши зрители. Валентина из Пензы на связи. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Валентина.
Зритель: Добрый вечер. Я не Валентина…
Константин Чуриков: Ой, прошу прощения! Нас дезинформировали.
Оксана Галькевич: Вы Александр из Ставропольского края, наверное, да?
Константин Чуриков: Александр, да.
Оксана Галькевич: Александр, здравствуйте.
Зритель: Алло.
Константин Чуриков: Да-да, пожалуйста.
Зритель: Алло.
Константин Чуриков: Да-да, говорите. Алло.
Зритель: Я хочу сказать одно. В Америке есть Конституция, она существует больше 200 лет, и ее почему-то не меняют. За мою жизнь это, по-моему, уже третий или четвертый раз меняют Конституцию. Но мы от этого лучше не живем. Вот странно. И для чего ее вообще менять?
Константин Чуриков: Ну, для чего менять – Ирина Владимировна уже начала отвечать. А насчет, кстати, Конституции и жизни – это очень хороший дискурс, в принципе. Должны ли вообще граждане в принципе… Можно осуждать тех, кто не читал Конституцию или плохо помнит. С другой стороны, а вообще это так надо? В повседневной жизни мы должны как-то брать Конституцию и говорить: «Вы что?! Вы мне дали не то лекарство! Вы читали Конституцию Российской Федерации?»
Ирина Киркора: Вы знаете, мне кажется, когда каждый гражданин знает Конституцию и свои права, которые указаны в Конституции, ему проще будет общаться с любым должностным лицом. Поэтому неслучайно сказали, к примеру, про 51-ю статью Конституции, которой в момент сложной ситуации можно воспользоваться, не давая показания против близкого родственника, допустим.
Оксана Галькевич: Ирина Владимировна, сейчас эти предложения по поправкам – более 500, может быть, более 550 или 600 – они на рассмотрении специалистов, так скажем. Когда нам, простым обывателям, будет пора приступать к изучению того пакета, который будет вынесен на голосование?
Ирина Киркора: Я думаю, как только комитет Государственной Думы примет все поступающие и от рабочей группы, и от депутатов напрямую предложения и это будет проголосовано на комитете, и будет размещен ко второму чтению текст поправок, ну, до самого голосования. Я думаю, это будет самый важный момент для того, чтобы ознакомиться по итогу, к какому консенсусу пришло общество в лице наших депутатов, ознакомившись со всеми предложениями, которые им поступили.
Оксана Галькевич: Спрашивают: «Почему предлагают на голосование единым пакетом выставлять предложения по поправкам, а не по пунктам?»
Ирина Киркора: Потому что это уже будет закон. Мы сейчас, знакомясь непосредственно с предложениями, которые граждане представляют, и зная, что даже некоторые члены рабочей группы прочитали Конституцию только тогда, когда у них возникла такая необходимость, нахождение в рамках рабочей группы, как сказала Елена Исинбаева на встрече с президентом. Она абсолютно честно и искренне об этом сообщила. У нее как у спортсмена… А ее включали не как конституционалиста в эту рабочую группу, а ее включали как человека, который прекрасно общается со спортсменами и может донести до рабочей группы чаяния, проблемы и желания, которые есть в данной социальной группе.
Константин Чуриков: Владимирская область (если, конечно, у вас есть ответ на этот вопрос): «Когда мы узнаем, какими будут функции Госсовета?»
Ирина Киркора: После принятия закона о Госсовете. Потому что основные мазки… Конституция – это основные мазки. И в статьях, которые относятся к Госсовету, основные функции указаны: внешняя и внутренняя, социально-экономические направления развития государства. Фактически можно под это подвести любую работу, любую деятельность государства.
Константин Чуриков: Но это уже будет, скорее всего, после всероссийского голосования, да?
Ирина Киркора: Я думаю, что сейчас процесс подготовки проекта нормативного акта о Госсовете уже ведет.
Оксана Галькевич: Друзья, мы напоминаем о том, что мы запустили новый опрос в рамках нашего проекта «Реальные цифры» на этой неделе. И это для вас прекрасный шанс действительно в этой законотворческой деятельности неким образом напрямую принять участие. Присылайте ваши предложения по поправкам в Конституцию. Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы. Какие поправки вы считаете, во-первых, наиболее важными? И какие поправки вы сами могли бы предложить? Наш SMS-портал, короткий номер у вас на экране. Все это совершенно бесплатно. До пятницы пишите, мы принимаем ваши сообщения.
Константин Чуриков: А в пятницу подведем итоги вместе с Ириной Киркорой. Ирина Киркора – заместитель председателя Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Спасибо, Ирина Владимировна.
Оксана Галькевич: Спасибо.