История дипломатических отношений с Саудовской Аравией

Гости
Олег Озеров
посол по особым поручениям, Руководитель Секретариата Форума партнёрства Россия-Африка
Александр Шлычков
президент общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Развитие филиппинских единоборств»

Константин Чуриков: Как всегда в это время по пятницам, рубрика «Личный контроль» – специально для тех, кто хочет избежать разных неприятностей. Эксперты дадут вам советы, как это сделать.

И сегодня будем, если так в целом, говорить о безопасности на отдыхе, вообще за границей. Сейчас активно открывается наше… вернее, уже не наше, а дальнее зарубежье. Многие бросаются покупать туры, иногда даже не зная, куда едут и что их там ждет.

Сегодня у нас в студии ведущий этой рубрики Александр Шлычков, президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Развитие филиппинских единоборств». Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

Александр Шлычков: Добрый день.

Константин Чуриков: Ну и сразу представим нашего гостя – Олег Озеров, посол по особым поручениям, руководитель секретариата Форума партнерства «Россия – Африка».

Александр Геннадьевич, вам, как всегда, вначале слово.

Александр Шлычков: Олег Борисович, вы были послом в Саудовской Аравии достаточно долгое время. И не всегда удается нашим зрителям, да и нам, пообщаться с послом, особенно который был в такой стране, как Саудовская Аравия, где Мекка, Медина – известны каждому человеку, даже несмотря на то, что мы являемся более христианской страной.

Поэтому мой вопрос на сегодняшний день: какой же уровень взаимоотношений с саудитами? И как это влияет, может быть, на атмосферу нашего межконфессионального взаимоотношения в нашем обществе?

Олег Озеров: Спасибо большое, во-первых, за приглашение на вашу передачу. Я впервые выступаю на вашем канале, это очень приятно.

Конечно, когда мы говорим о Саудовской Аравии, то это всегда вызывает массу эмоций, потому что у нас в голове всплывают и сказки Гаруна ар-Рашида, «Тысяча и одна ночь», барханы, пески, нефть и, конечно же, святые места ислама.

Безусловно, для нашей страны Саудовская Аравия длительное время была терра инкогнито, потому что с конца 30-х годов и до начала 90-х отношения были заморожены и не развивались. И только в последние десятилетия удалось шаг за шагом преодолеть очень многие завалы и препятствия в этих отношениях и выйти на какой-то новый уровень.

В том числе, если говорить непосредственно о вашей передаче, впервые появляются сейчас возможности поехать в Саудовскую Аравию в качестве туриста. Это, конечно, все – результат политики открытости новых властей Саудовской Аравии: и самого короля Салмана, и наследного принца Мухаммада ибн Салмана, которые начали масштабные изменения в стране, которая длительное время считалась самой консервативной, самой закрытой и в которой никогда, казалось бы, ничего не происходит.

Мне удавалось, когда я был послом, буквально несколько человек пригласить посетить Саудовскую Аравию, потому что еще 5–7 лет назад это была неслыханная экзотика. И я хочу сказать, что люди приезжали с удивительными впечатлениями от этой страны. Сейчас уже есть фильмы, в том числе и по «России 24» было несколько фильмов документальных о Саудовской Аравии. Но все равно эта страна остается для нас еще недостаточно исследованной, туда мало приезжало наших туристов.

Но сейчас можно надеяться, что как только закончится пандемия, это направление отроется не только для паломников, но и для людей, которые просто хотели бы познакомиться с этой удивительной страной.

Александр Шлычков: Так туристы наши туда могут ехать, кроме тех, которые совершают хадж?

Олег Озеров: Процедура достаточно сложная. Я тут не хочу вдаваться в детали. Это нужно говорить с саудовским посольством. Но в принципиальном плане возможность получения туристической визы появилась.

Александр Шлычков: Ну отлично!

Насколько я знаю, вы недавно опубликовали книгу «Карим Хакимов: летопись жизни». И вот интересно, в принципе. Это, наверное, плод вашей работы в Саудовской Аравии, изучение как раз движения ислама. У меня вопрос: какова была роль, как называли, коммунистического мусульманина в становлении взаимоотношений советской России, такой коммунистической России и исламского крыла, которое тоже боролось за освобождение от царизма?

Олег Озеров: Спасибо большое за этот вопрос. Я хочу показать. Действительно, вышла недавно совсем, в июне этого года, книга под эгидой Института системно-стратегического анализа, она называется «Карим Хакимов: летопись жизни». И подзаголовок: «О некоторых вопросах взаимоотношений коммунизма и ислама».

Почему эта книга была написана? Как она появилась на свет? Безусловно, она появилась из-за желания, конечно же, рассказать об истоках наших отношений. Потому что, работая в Саудовской Аравии, я увидел, что имя Карима Хакимова находится в сердцах и умах саудовцев. И каждый саудовец, буквально каждый знает, что Советский Союз был первой страной, которая признала Саудовскую Аравию. И с тех пор посол России (тогда – Советского Союза) ездит на автомобиле с номером 1.

Почему так получилось? Как это вообще могло быть? С одной стороны – коммунистический и атеистический Советский Союз. С другой стороны – страна, где исповедуется одна из самых жестких… одно из самых жестких направлений ислама, ханбалитская ветвь. Называют это и ваххабизмом, хотя есть и другие названия.

Хотя сейчас это постепенно, так сказать, наверное, не то что теряет значение, но не так выпукло выглядит, как это было в те годы, когда Карим Хакимов в качестве генерального консула и дипломатического агента приехал на эту землю. Причем приехал он первоначально представителем советской России в Хиджаз, где тогда правил шериф Хусейн. Однако его власть быстро закончилась, и Карим Хакимов был одним из тех людей, которые очень быстро поняли, что происходит, и начали устанавливать отношения с молодым и перспективным эмиром Абдул-Азизом. Собственно говоря, сейчас правит его сын Салман, а наследным принцем является его внук Мухаммед ибн Салман. Они, естественно, происходят из одной семьи. И все они очень хорошо знают о жизни Карима Хакимова и о его роли в установлении отношений между нашей страной и Саудовской Аравией.

Когда я начал заниматься этой темой, я обнаружил, что история – это живая вещь, это то, что оказывает воздействие на нас каждый день. История – это не нечто мертвое, некие камни, фотографии, книги. История – это то, что влияет на нашу жизнь сегодня.

А Карим Хакимов оказался таким человеком, который, приехав в Саудовскую Аравию, сумел очень быстро установить отношения с будущей королевской семьей, с государственным аппаратом, который тогда только складывался, и сумел добиться благорасположения короля лично, фактически стал его личным другом. И на заре наших отношений Карим Хакимов сделал очень многое для того, чтобы эти отношения приобрели такой долгосрочный характер.

И несмотря на то, что он впоследствии был репрессирован, и наши отношения были прерваны, ну, заморожены более чем на 50 лет, тем не менее вот то, что он сделал, оказывает воздействие и сегодня на наши отношения, причем самое благоприятное.

Константин Чуриков: Олег Борисович, уже зрители подключаются к нашей беседе. Сахалин спрашивает о суровости законов в Саудовской Аравии. Тут действительно много правды, много мифов. Какие сейчас законы? То есть что грозит туристу-россиянину, например, за сквернословие, какое-то неподобающее поведение и так далее?

Олег Озеров: Конечно, есть законы и в дипломатической службе, и, наверное, общечеловеческие, что, приезжая в страну, надо уважать законы страны пребывания, в том числе и шариат.

Почему был успешен Карим Хакимов? Потому что он сам происходил из бедной мусульманской семьи в Башкирии, но он учился в исламской школе, он знал Коран. Поэтому, когда он приехал, ему было достаточно просто устанавливать отношения с суровыми бедуинами, которые, в общем-то, и тогда, и сейчас придерживаются законов шариата. Они известны, я не буду их в эфире излагать, они достаточно жесткие.

В этих законах прописаны определенные моральные нормы и правила. Естественно, эти нормы и правила человек, приезжающий в Саудовскую Аравию, должен соблюдать. В принципе, нормы те же самые: не укради, не убий, не прелюбодействуй и так далее, и так далее. Поэтому эти все законы должны соблюдаться. Естественно, одна из главных отличительных черт саудовцев – это гостеприимство.

Александр Шлычков: То есть получается, что очень важно знать основы религиозных как раз правил поведения?

Олег Озеров: Вы абсолютно правы. Я в своей книге как раз пишу о той уникальной эпохе в истории нашей страны (это где-то с 1917-го по 1927 год), когда у советской власти и у ислама противоречий практически не было. Более того, не которые съезды… Например, Съезд народов Востока в сентябре 1920 года проходил как под коммунистическими, так и под исламскими лозунгами. Об этом сейчас мало кто помнит. Я в книжке постарался об этом напомнить и показал этот опыт.

На самом деле между очень разными странами возможно установить добрые отношения, если уважать другую религию, если относиться к ней с пониманием, искать общее. А действительно, в исламе можно найти очень много такого, что соответствует и христианству. Неслучайно у арабов есть такое выражение «дети Писания»…

Константин Чуриков: Еще раз. Очень красиво звучит.

Олег Озеров: Арабский язык вообще очень красивый. И Коран – это потрясающее поэтическое произведение, которое очень красиво звучит. И неслучайно мусульмане говорят, что Коран, в принципе, не переводится. Можно перевести смысл, но Коран нельзя перевести как таковой, потому что это святая книга.

И знать основы другой религии абсолютно необходимо, особенно нам, когда мы живем в многоконфессиональной стране. Вот как складывалась эта многоконфессиональность – как раз этому уделено много страниц в моей книге. И как складывались отношения между властью и исламом в тот период и в последующие.

Александр Шлычков: Олег Борисович, получается, что ислам был ближе к режиму советской власти, чем христианство православное?

Олег Озеров: Это один из парадоксов той эпохи, когда православие оказалось оттеснено очень сильно, оказалось на обочине, и преследовали священников и так далее, а ислам до 1932–33 года – нет. Потом произошли преследования и в отношении лидеров мусульманских.

Хотя тот человек, о котором я пишу, Фахретдинов – это был главный муфтий тогда Центрального духовного управления мусульман – он спокойно дожил до 1936 года и уже от старости скончался. Это был видный богослов и остается в истории видным богословом, который опубликовал 1 008 деятелей и написал 148 книг. Я одну писал два с половиной года, а он за свою жизнь 148 написал.

Вот эти удивительные люди как раз проповедовали в это время. И мусульмане, которые были в России… А было такое течение очень интересное, я о нем пишу, – джадидизм. Это, можно сказать, обновленчество в исламе. Нельзя его назвать реформаторством, это скорее обновленчество в исламе. И там было очень много интересных вещей, которые, например, проповедовал Фахретдинов, как освобождение женщин.

Константин Чуриков: Олег Борисович, сколько лет вы проработали послом Российской Федерации в Саудовской Аравии? И что вас удивило в этой стране, когда вы в первый раз туда прибыли, больше всего?

Олег Озеров: Больше всего? Больше всего меня удивило… Поскольку все-таки у нас был длительный период таких достаточно прохладных отношений, меня, конечно, удивила теплота, с которой меня приняли саудовцы. Мне показали практически всю страну. И для меня это было большим подспорьем. Может быть, было один или два посла (еще Геннадий Павлович Тарасов, который был первым послом), которые проехали практически по всей Саудовской Аравии.

Проработав там семь лет, я все-таки не успел… Вот вы спросили, сколько лет я проработал. Семь лет. Я не успел объехать всю Саудовскую Аравию. Нужно сказать, что это достаточно большая страна – 2,5 миллиона квадратных километров. И очень разнообразная, вопреки тому, что мы о ней думаем.

Александр Шлычков: Олег Борисович, вы неплохой экскурс в историю взаимоотношений между нашими народами, исламом, Саудовской Аравией дали. А вот на сегодняшний день каким выглядит вектор российской дипломатии именно в укреплении дружбы между народами?

Олег Озеров: Я не могу говорить, что сейчас. Это надо спрашивать того посла, который сейчас работает в Саудовской Аравии. Я хочу сказать о том, что делал я на посту посла.

Конечно, я продолжал ту линию, которая была взята и до этого, на развитие дружественных отношений с этой ключевой арабской страной, которая занимает по многим позициям ведущее положение – и не только в арабском, но и в исламском мире. И сам факт, что я с 2011 года был постоянным представителем при Организации исламского сотрудничества, штаб-квартира которой находится в Саудовской Аравии, он говорит о том, что Саудовская Аравия занимает особое место в мусульманской умме в целом, по целому ряду причин. И первая из них – это нахождение там святых мест ислама.

Александр Шлычков: Так а какова тогда ваша сегодняшняя миссия, раз вы не можете говорить за исламские отношения?

Олег Озеров: Сегодняшняя миссия? Я думаю, что если мы говорим… Во-первых, я работаю, меня приглашали и продолжают приглашать на мероприятие, проводимые по линии группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», в рамках которой мы как раз и обсуждаем, как выстраивать отношения между Россией и Исламским миром. Это одна часть моей миссии.

Вторая часть миссии, которая побудила меня написать вот эту книгу, – это, во-первых, восстановление исторической правды, истины и доброго имени Карима Хакимова как человека, который стоит у истоков наших отношений; и пропаганда как раз такого типа отношений, когда посол, который приезжает в страну, он не просто формально выполняет свои функции по развитию отношений, а он искренне пытается понять, изучить страну, наладить добрые отношения. Потому что если мы говорим о безопасности (возвращаюсь к безопасности), то самое лучшее – это добрые политические отношения с нашими партнерами. И уж конечно, Саудовская Аравия далеко не последнее место занимает в этом. И жизнь Карима Хакимова показывает, что это вполне возможно.

Александр Шлычков: Ну что, давайте выведем сюжет на экран?

Константин Чуриков: Да, о том, как все-таки себя обезопасить, не попасть, скажем так, в неприятную ситуацию во время путешествия. Давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Да, не лишним будет уточнить: открыта страна, куда вы собрались ехать, или еще не открыта.

Александр Шлычков: Олег Борисович, вот сейчас мы говорим, что вектор нашей политики сместился в сторону Африки. И вы как полномочный посол, как посол по особым поручениям возглавляете постоянно действующий секретариат. Что нашим людям ждать от африканского континента? Как уберечь себя при посещении? Если мы говорим о том, что ислам на сегодняшний день, который живет веками вместе с нами, и то не совсем изучен порой, нормы шариата, правила шариата мы не знаем и попадаем в курьезные случаи, – что же нам ждать от Африки?

Олег Озеров: Безусловно, есть медийный мейнстрим, который говорит о том, что в Африке очень много конфликтных ситуаций, войн, гражданских конфликтов, переворотов, эпидемий, голода и так далее, и так далее. Однако вот это стереотипное восприятие Африки, мне кажется, сейчас должно уступать место новому, более трезвому, более прагматичному и более соответствующему истине подходу, потому что Африка разная. Там есть удивительные места. Вы знаете, что есть такие страны, как Танзания, которую полюбили уже наши туристы.

Константин Чуриков: Которая уже открыта.

Олег Озеров: Занзибар. Да, которая одной из первых открылась для России. Опять же обратим внимание, что Африка одной из первых стала открываться для России.

Безусловно, там есть все те проблемы, о которых говорят СМИ. И одна из самых сложных – это эпидемии постоянные. Очень тяжелые заболевания: Эбола, желтая лихорадка, малярия и так далее. Но при соблюдении должных норм безопасности можно абсолютно спокойно путешествовать в Африку. Да, нужно сделать прививку от желтой лихорадки. Да, нужно беречь себя от укуса мухи цеце. Кстати, она не по всей Африке живет.

И, как вы справедливо говорили в предыдущем ролике, нужно просто изучить ситуацию. Если турист направляется в Африку, в какую-то определенную зону, он должен понимать, что в этой зоне. Допустим, есть зоны экваториальная и приэкваториальная, в которых как раз и зарождаются в силу целого комплекса климатических условий все вирусы, с которыми мы потом знакомимся. И в этой приэкваториальной зоне, да, нужно быть предельно внимательным.

Но, безусловно, есть страны с великолепным климатом. Та же Кения – великолепный климат. И многие страны, находящиеся на берегу Атлантического океана. Сенегал – это туристическое направление, которое нам предстоит еще открыть. Кабо-Верде, Маврикий, который некоторые уже открыли для себя, но не все. Я уже не говорю о красотах Южной Африки.

Константин Чуриков: Можно я пошучу? Некоторые открыли и до сих пор закрыть не могут, потому что там остались.

Олег Озеров: Там остались, да. Многим Африка настолько понравилась, что они там остались. Я считаю, что самое главное, что сейчас мы должны делать, – это как можно больше рассказывать об Африке, об этом удивительном континенте с потрясающе разнообразной природой, природными ресурсами, с удивительными народами, которые там живут, и с потрясающими типами культур. Вот об этом мы должны говорить больше, для того чтобы лучше понять африканцев, а они лучше понимали нас.

Александр Шлычков: В советское время мы очень много говорили об Африке. И африканские страны мы делили на страны социалистического развития, на страны капитального развития. В принципе, советскому человеку было понятно, что… Ну, была еще прослойка тех, которые, так сказать, не выбрали путь. Как сейчас выбирать – по географическому, климатическому фактору или нераспространению каких-то заболеваний – нашему туристу, посещая ту или иную страну?

Константин Чуриков: У нас очень мало времени, буквально полминуты.

Александр Шлычков: Да, полминуты.

Олег Озеров: Буквально 30 секунд. Выбирать нужно сердцем, как нас и учили. Выбирать нужно сердцем. И, естественно, смотреть на сайт Министерства иностранных дел, где всегда можно узнать информацию о том, насколько рекомендует или не рекомендует МИД посещать эти страны и какая там обстановка.

Александр Шлычков: Спасибо большое.

Константин Чуриков: Спасибо.

Александр Шлычков: Ну что же, возьмите свою безопасность под личный контроль. Смотрите нас в следующую пятницу. Берегите себя!

Константин Чуриков: А у нас в студии были Олег Озеров, посол по особым поручениям, руководитель секретариата Форума партнерства «Россия – Африка», и постоянный ведущий рубрики «Личный контроль» Александр Шлычков, президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Развитие филиппинских единоборств». Спасибо.

Олег Озеров: Спасибо.