Ольга Арсланова: «Потянулись за машинами». В мае автокредитование выросло в нашей стране более чем в два раза. Эксперты считают, что главный фактор – это программа господдержки с десятипроцентной скидкой от стоимости нового автомобиля. Не так много, не тем не менее. Петр Кузнецов: Несколько цифр. В мае россияне взяли почти 30 тысяч автокредитов на 22,5 миллиарда рублей. При этом Объединенное кредитное бюро фиксирует снижение среднего чека – в мае он едва превысил 773 тысячи рублей, сократившись по сравнению, например, с апрелем на 3%. А по сравнению с докризисным мартом и вовсе это сокращение составило почти 15%. В общем, вывод такой: стали брать больше после карантина, выйдя из карантина, но подешевле оформлять. Не сказать, что 773 – это окончательная стоимость автомобиля. Это именно размер автокредита. Ольга Арсланова: Непонятно, какой стоимости автомобили все-таки выбирают – дорогие или подешевле. Вот интересно будет узнать. Поговорим прямо сейчас. Петр Кузнецов: Почему, кстати, заявлено, что побежали именно за новыми автомобилями? Потому что «вторичка», так или иначе, будет выгоднее. Артур Александрович, генеральный директор Объединенного кредитного бюро, и он с нами на связи. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Артур Александрович: Добрый день. Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, какие данные по автокредитам в России у вас. Артур Александрович: Мы видим, что после фактического замирания рынка, которое мы видели в апреле, постепенно начинает восстанавливаться спрос на автокредиты. Мы видим, что май показал существенный, большой скачок вперед. И мы надеемся, что данные июня, которые… Уже сейчас по предварительным данным мы видим дополнительные 15% роста к данным апреля и мая. И это фактически позволит нам очень скоро догнать тот уровень рынка, который был до кризиса. Петр Кузнецов: То есть – привычный. Артур, но ведь не сказать, что на карантине у людей откуда-то взялись дополнительные деньги… вернее (они же идут за автокредитами), дополнительные возможности на приобретение автомобиля. Скорее всего, речь идет о тех, кто планировал покупку автомобиля, но просто из-за карантина она слегка отложилась. И как только автосалоны возобновили работу, они просто пошли за своим автомобилем. Артур Александрович: Здесь два фактора, прежде всего. Первый фактор – это, безусловно, отложенный спрос. Потому что люди, которые получили кредит, которым был одобрен кредит в марте и которые физически не могли прийти ни в банк, ни в салон для того, чтобы получить свой автомобиль, они все появились в мае и июне. С другой стороны, вот здесь очень важный фактор – у нас меняется схема потребления. Если мы еще несколько месяцев назад говорили, что собственные автомобили умрут и все будут ездить на каршеринговых машинах, то сейчас потребитель понимает: «Если я беру каршеринговую машину, я не знаю, кто в ней ездил 15 минут до меня. А если это моя машина, то я знаю, что она чистая, она безопасная». Поэтому люди сейчас вернулись к идее того, что все-таки иметь собственную машину – это хорошо и правильно. Петр Кузнецов: И именно новую, да? Мы тоже задавались этим вопросом: почему все-таки не вторичный автомобиль? А здесь преимущественно идут за новыми автомобилями. Артур Александрович: Безусловно, большим драйвером являются новые машины. Это опять-таки если мы говорим: «Я хочу что-то безопасное. Я хочу что-то чистое. Я хочу новый автомобиль». Поэтому это все-таки новый автомобиль. Петр Кузнецов: Новая жизнь после коронавируса. Ольга Арсланова: Послушайте, из таких соображений покупают автомобили все равно люди довольно состоятельные. Петр Кузнецов: Конечно. Ольга Арсланова: Можно сейчас говорить о какой-то средней цене на автомобиль, наиболее популярный в России? Артур Александрович: Смотрите. Здесь, безусловно, мы видим некоторое снижение среднего чека. Это говорит не о том, что люди начали покупать самые дешевые машины (хотя это большой сегмент), но еще и изменились сами требования банков – они ужесточились. И многие банки сократили средний размер кредита. Это то, что мы видим как раз по статистике в мае и июне месяце. Петр Кузнецов: Более чем на 100 тысяч рублей получается снижение средней суммы автокредитов за два месяца. Артур Александрович: Ну да, безусловно. То есть – с 900 до 700. Но опять-таки это значит, что, может быть, увеличилась сумма собственных накопленных средств. Может быть, это более простая конфигурация автомобиля. Петр Кузнецов: Артур, расскажите, пожалуйста, что это за десятипроцентная скидка по госпрограмме, которая сейчас действует. Потому что я как человек, который… ну, не сильно активно, но ищет себе другой автомобиль, я как-то не слышал о такой госпрограмме. Что это такое? Артур Александрович: Безусловно, если вы посмотрите несколько лет назад, существенным фактором, который влиял на покупку автомобиля, были вот эти государственные программы, которые давали скидки. Сейчас действует государственная программа поддержки – десятипроцентная скидка от стоимости нового транспортного средства, если стоимость этого автомобиля не превышает определенные размеры. Это как раз программа, которая позволяет покупать более дешевые машины для среднего класса. Петр Кузнецов: То есть это только на новые? И это распространяется на все автосалоны? Артур Александрович: Это распространяется на недорогие автомобили. Естественно, в нижнем ценовом сегменте таких автомобилей больше. Ольга Арсланова: Еще один вопрос: как работает механизм кредитных каникул сейчас, которые в том числе и на автокредиты распространяются? Артур Александрович: Для того чтобы получить отсрочку в выплате основного тела кредита и процентов, для этого необходимо обратиться в банк. Если вы соответствуете этим критериям, то банк дает вам такую возможность. Важно сказать, что, помимо государственной программы, которая была предложена Правительством и Центральным банком, ряд банков делают собственные программы, которые, скажем так, расширяют границы тех, кто может получить эту отсрочку. То есть это не значит, что вам не надо вообще платить по кредиту. Вам говорится: «Эти проценты накапливаются, и вы будете платить тогда, когда вы сможете вернуться к нормальной жизни». Петр Кузнецов: Спасибо. Артур Александрович, гендиректор Объединенного кредитного бюро. Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», сейчас с нами на связи. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Сергей. Сергей Удалов: Добрый день. Ольга Арсланова: Замечаете ли вы повышение интереса россиян к покупке автомобилей? Сергей Удалов: Да. Мы ежемесячно мониторим выдачи автокредитов по примерно 20 автокредитным банкам (причем в основном это банки универсальные, и это лидеры рынка), и мы видим, что если в апреле снижение выдачи автокредитов на новые автомобили было примерно на 80%, то в мае это снижение только на 50% – именно выдача на новые автомобили. Также у нас есть еженедельный мониторинг по нескольким банкам, то есть мы смотрим неделю к неделе. И мы смотрим и видим, что вторая неделя июня уже показывает рост к первой неделе, когда ситуация немножко стабилизировалась по выдачам. Петр Кузнецов: А как этот простой сказался и может сказаться еще на ценах вообще на автомобили? Потому что мы понимаем, что эти два месяца (а то и больше) автомобили практически не продавались и не покупались, новые. Производитель снижает цену или наоборот, чтобы добрать как-то упущенное? Сергей Удалов: Спасибо, я понял вопрос. Ситуация здесь следующая. На самом деле в апреле и в мае практически автомобили не продавались, то есть салоны официальных дилеров не работали. Но при этом мы помним, что в феврале и марте произошел достаточно резкий скачок курса валют, снижение цен на нефть. И в марте был достаточно большой скачок продаж автомобилей, особенно новых, особенно дорогих. То есть покупатели – те, кто планировал купить машину в этом году – многие из них пошли как раз за машинами в марте, в надежде на то, что… И на самом деле они могли это сделать – они могли купить машины по старым рублевым ценам, будем говорить так. И сейчас мы понимаем, что есть потенциал для роста цен на автомобили. Он может быть по году до 10–15%. Но при этом до сих пор еще в салонах есть автомобили по старым рублевым ценам. Поэтому те, кто планировал покупку, они сейчас стремились ее реализовать, как только смогли это сделать – в марте, в апреле, в мае. Поэтому этот рост сейчас обусловлен… Я бы поправил… ну, не то что поправил, а дополнил бы предыдущего коллегу. Это в первую очередь покупатели, у которых есть деньги и которые хотят сэкономить. В первую очередь это покупатели премиальных автомобилей. То есть по ним произошло меньшее падение по отношению к маю прошлого года. Если падение на 48% (май к маю) по всему рынку, то по «премиалке» падение весь на 30%. То есть это люди, у которых есть деньги и которые хотят сэкономить. Вот эта динамика кредитная сейчас за счет этих покупателя, которые покупают премиалку. И еще один сегмент – это на самом деле покупатели бюджетных автомобилей, на которые действует госпрограмма. А госпрограмма действует на первый и семейный автомобили так называемые, произведенные только в России и ценой до 1,5 миллиона. То есть это определенный сегмент. И наибольший объем продаж идет как раз в количестве этих автомобилей. Это KIA Rio, Hyundai Solaris, это все LADA – и Granta, и Vesta и так далее. Больше всего этих машин продается. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, почему (мы этот вопрос задавали предыдущему эксперту), на ваш взгляд, все-таки идут за новыми автомобилями? Или просто у нас нет статистики по «вторичке», а «вторичка» тоже существенно прибавила? Сергей Удалов: По «вторичке» статистика тоже есть. Если по рынку смотреть за май, то падение продаж по «первичке» – это 48% (май к маю), а падение «вторички» – минус 29%. То есть «вторичка» падает всегда меньше, чем «первичка». То есть понятно, что она сейчас… Можно посмотреть: если в мае было продано 62 тысяч всего лишь новых автомобилей, то 305 тысяч – автомобилей с пробегом. То есть на каждый новый пять автомобилей с пробегом, продажи. Но при этом, если сейчас мы говорим о кредитовании, то кредитование автомобилей с пробегом пока не так развито, хотя оно достаточно динамичное, оно растет. Петр Кузнецов: Ну да, при тех же салонах это все работает. Ольга Арсланова: Зрители пишут: «Хочу купить автомобиль, но боюсь – высокие ставки по кредитам, есть нестабильность, можно потерять работу». А будут ли сейчас пересматриваться ставки по автокредитам с учетом того, что этот спрос, очевидно, не будет стабильным, а, скорее всего, он будет постепенно снижаться? Сергей Удалов: Я думаю, что банки будут смотреть несколько моментов. Во-первых, стоимость собственно денег для них, то есть так называемая стоимость фондирования. Если Центробанк будет и дальше снижать ставку, то, вероятно, у банков будет возможность и снижать стоимость кредитов для потенциальных покупателей. Это первый момент. И второй момент. Если говорить особенно об автомобилях с пробегом, то банки сейчас получают все больше инструментов, когда они могут отслеживать, как будет меняться цена автомобиля, отслеживать собственно качество автомобиля этого, юридические различные аспекты. Поэтому я думаю, что кредитование все равно продолжит расти так или иначе. Ольга Арсланова: Спасибо вам за комментарий. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». Мы говорили о возросшем спросе на автокредитование в нашей стране.