Анастасия Сорокина: «Из техрегламента выкрутят б/у детали»: Минпромторг предлагает запретить восстановленные бывшие в употреблении детали при ремонте автомобилей. Как полагают в ведомстве, применение таких запчастей неизбежно приводит к авариям. Александр Денисов: Зампред Комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков попросил премьера Мишустина проверить, насколько это обоснованно, вообще законно запрещать при ремонте некоторые запчасти. Речь идет о конкретных деталях: глушителях, рулевых рейках, ремнях безопасности, подушках безопасности. Анастасия Сорокина: Ну вот и как проконтролируешь, ведь эти детали в ходу именно на нелегальном рынке, «сером», попадают с разборок в эти гаражные сервисы. Александр Денисов: Ну и опрос, нам интересно, да и зрителям всем интересно, используете ли вы при ремонте б/у запчасти. Анастасия Сорокина: Саш, вот я тебя хочу спросить, ты используешь б/у запчасти? Александр Денисов: Нет, Настя, машина у меня новая, ну как, я покупал новую, у официального дилера обслуживался. Но у меня был опыт езды на таком автомобиле, на чужом, правда, я сел за руль, и сейчас вот как раз вопрос задам. Анастасия Сорокина: Вот у меня тоже был такой опыт. Когда у меня сломалась деталь в автомобиле, я уже сейчас не скажу вам, как это правильно называется, но мне сказали, что мне нужно ждать, когда из Японии мне привезут эту деталь, полгода, новую деталь для старой машины. Александр Денисов: Ты дождалась? Анастасия Сорокина: Нет, я... Александр Денисов: Продала машину, да? Анастасия Сорокина: Продала машину, да. Александр Денисов: И наш первый собеседник Богдан Осокин, генеральный директор компании «Легион-Автодата». Богдан Владимирович, добрый вечер. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Богдан Осокин: Здравствуйте, добрый вечер. Александр Денисов: Да, вот раз уж мы заговорили о б/у деталях, приведу конкретный пример. Сел я за руль джипа, ну вот нужно было там съездить, не моя машина была, и в ней поменяли коробку передач, родная коробка стоила дорого, за 100 с чем-то, может быть, даже и больше, владелец ее купил за 25 б/у. И когда я сдавал назад, машина не едет, ну как обычно на автомате отпустил тормоз и все, уже началось движение, а тут ничего не происходит, ни гу-гу. Пришлось подгазонуть, тут же нажать на тормоз, чтобы не задавить хозяина, он сзади стоял, он аж отпрыгнул. Потом на дороге тоже были приколы, приходилось прямо, ну как говорится по-русски, тапок опускать прямо вообще в пол, что не нужно делать с нормальной коробкой, то есть чуть-чуть газанул, все, машина едет. То есть уже некорректность была, и вот опыт показал, что не стоит такие вещи делать. Богдан Осокин: Ну, вопрос-то ваш какой, в чем заключается? Стоит ли использовать б/у запчасти? Конечно, однозначно стоит. Мало того, вы как владелец нового автомобиля можете даже не знать, что вы используете восстановленную запчасть. Сегодня на Западе существует индустрия восстановления запасных частей, многие потребители России даже не знают, покупая официальные у дилеров запчасти, что они используют восстановленные запчасти. И та коробка, которую вы купили за 100 тысяч рублей, с какой-то степенью, долей вероятности оказалась бы восстановленной на одном из западных восстановительных предприятий. То есть это индустрия, это нормально, восстановление запчастей. Сегодня эта индустрия восстановления запчастей подымается и в России, очень много предприятий занимаются этим, и абсолютно непонятно, почему прозвучало, что этот сектор «серый», гаражный, какой-то подпольный. Ничего в нем подпольного нет, это огромный сектор с большим количеством работающих людей, и непонятно, на каком основании разработчики техрегламента сделали такой вывод. Они взяли нормальный европейский документ, 133-е правила, в которых есть список запчастей, вот те самые подушки, нейтрализаторы, глушители... Анастасия Сорокина: Богдан, только давайте сделаем поправку, что скопировали с европейского регламента, но там это касается только новых автомобилей. Богдан Осокин: Только новых, только новых автомобилей, да-да, то есть использование новых автомобилей. Причем в европейских нормах нет как раз ни тормозов, ни рулевого. Судя по всему, я так подозреваю, у меня данных нет, что они оставляют такую возможность восстановленные запчасти использовать даже на новых автомобилях рулевого управления, потому что б/у вот эти восстановленные официально поставляют, компания VAG поставляет, эти номера восстановленные они имеют в официальных каталогах свои номера, свою категорию, они прямо так и пишут «восстановленные детали», они поставляются официальным дилером, восстановленные коробки, восстановленные рулевые рейки и так далее. То есть это нормальный бизнес, серьезный, мощный... Александр Денисов: Простите, а вот чтобы разобраться. Вы говорите, в Европе, что, на новые машины запрещено ставить восстановленные детали? Анастасия Сорокина: Б/у. Александр Денисов: А граница между новой машиной и уже подержанной ведь какая там, месяц, два, три? Как? Или прямо на заводе запрещено ставить при сборке? Богдан Осокин: По нормам нашего техрегламента, как только вы поставили машину на учет, она, в общем-то... Александр Денисов: ...уже подержанная. Богдан Осокин: ...уже подержанная, да-да. Поэтому вот эти нормы техрегламента, кстати, многие нормы, и с этим проблемы связаны, с тем, что они как раз б/у автомобилями становятся и только что поставленные на учет, любой поставленный на учет автомобиль, даже новый, становится. Кстати, термин «повторное использование», который наши разработчики в наш техрегламент вводят, они его не раскрывают. Поэтому что такое повторное использование? Ну сняли вы колесо, поставили на место, все, повторное использование, тормознули, диск сняли, поставили на место, повторное использование – тоже это запретить? То есть даже в этом есть некая коллизия, соответственно, недоработка. Ну а по сути проблемы, конечно же, нет никаких данных, нет никаких норм, нет никаких научных исследований, это ничем не обосновано. То есть говорить о безопасности в этом смысле нельзя, потому что безопасность не бывает абсолютной, то есть всегда существует баланс между экономической целесообразностью и какой-то некой 100%-й безопасностью. То есть выбирается в соответствии, есть такой у разработчиков техрегламента социально приемлемый уровень безопасности. Так вот это вот устранение огромного вот этого рынка запчастей – это, конечно, никакой не социально приемлемый уровень безопасности. Потому что запчасти и б/у, если даже не восстановленные, а просто б/у, – это запчасти, зачастую снятые с автомобилей с большим остаточным ресурсом. По разным причинам эти автомобили попадают на разборки, то есть не всегда это связано с поломкой именно этих запчастей, либо рулевого управления, либо подвески. То есть автомобили, соответственно, разбираются, дефектуются, это индустрия, сотни тысяч людей работают в этом бизнесе, и это бизнес, то есть... Александр Денисов: Богдан, а кто даст гарантии? Ну хорошо, я с вами соглашусь, ну вот я возьму себе б/у деталь – а кто мне даст гарантию, что колесо не подвернется подломленное на скорости 100 километров в час на трассе? Или там с тормозами что-то не случится, или с той же коробкой, или с рулевыми рейками? Кто мне прогарантирует? Богдан Осокин: А никто вам не прогарантирует. Кто вам прогарантирует, когда вы от своего дилера отъезжаете, вы едете на дилерской машине, эксплуатируете... Это вот проблема людей, которые живут в Москве, обслуживаются у дилерских станций и обычно дальше вот этого круга друзей-знакомых ничего не видят. А кто вам даст гарантию, что у вас колесо не отвалится, которое вам не закрутил на дилерской станции механик? У всего есть степень риска, понимаете, то есть есть целесообразность, то есть доверяете вы или не доверяете. То есть вам механик не закрутит колесо и оно у вас отвалится, почему вам кто-то что-то должен? Поставьте тогда над механиком еще после того, как он колесо закрутит... Кстати, многие даже на дилерских станциях, бывает, не закручивают положенным моментом колеса, и вы можете потом его где-нибудь на трассе не открутить либо, соответственно, оборвутся шпильки. Поэтому кто вам даст гарантии? – да никто вам не даст гарантии, это, соответственно, индустрия такая, где ответственность лежит на добросовестности исполнителей. Поэтому нет абсолютной безопасности. Ну давайте тогда, чтобы у нас лифты не падали, повесим их, не знаю, на 10-сантиметровых тросах, а не на сантиметровых, понимаете? То есть везде есть определенный уровень целесообразной безопасности, так это... Александр Денисов: Так для этого и пишут техрегламент, чтобы лифты не падали, чтобы машины были закрученными. Вот, кстати, а что это за таможенный техрегламент? То есть это техрегламент ЕврАзЭс? Получается, что это должны соблюдать Киргизия, Казахстан, Белоруссия, кто еще входит? То есть все тогда эту проблему решают одинаково, все запрещают эти б/у детали? Богдан Осокин: Да-да-да, это именно так. Поэтому вот разработчики техрегламента, я думаю, не у многих президентов стран есть такая возможность влиять на такую большую аудиторию. То есть сегодня небольшая группа людей, которые пишут техрегламент практически абсолютно независимо от общественности автомобильной и от научного сообщества, между прочим, тоже, если только не брать само НАМИ как научное сообщество, то есть без обсуждения с научными кругами иногда принимаются такие кардинальные решения, важные очень для страны. И они принимаются без обсуждения, и принимаются сегодня практически на 200 миллионов человек. Еще раз повторюсь, немногие президенты обладают такой властью. Александр Денисов: То есть все бывшие советские республики? (Настя, прости.) Богдан Осокин: Да. Анастасия Сорокина: Вот это предложение, получается, что теперь правоохранительные органы, которые отвечают за безопасность на дорогах, смогут ограничивать эксплуатацию автомобилей, если вот согласно этим техрегламентам что-то там не в порядке? В чьих вообще интересах сейчас вот это изменение? Богдан Осокин: Ну, я не знаю, в чьих интересах, потому что у меня нет таких фактов, что это... Но это однозначно перераспределит рынок в сторону продавцов новых запчастей, то есть это... Причем новая запчасть, вот если мы с вами будем брать ту самую пресловутую рулевую рейку, она вот отличается в 10 раз, новая или условно новая, восстановленная от бэушной, продающейся на внутреннем рынке России. Александр Денисов: По цене в 10 раз различается? Богдан Осокин: Да-да-да. Готовы мы наших потребителей, наших граждан, значит, соответственно, нагрузить такой дополнительной финансовой нагрузкой? Ради чего? – чтобы, соответственно, эти деньги за эту рейку получил рабочий Ганс или Франс, неважно, рабочий немецкого завода восстановительного или французского восстановительного завода? Нам это нужно вообще? Нет. Поэтому стоило ли... Стоило, наверное... Вообще нужно ли было этот вопрос подымать, потому что в Европе существует индустрия и запрет на новые запчасти. Почему вдруг это превратилось у нас в запрет на повторное использование б/у? – этот вопрос явно не ко мне, а к разработчикам техрегламента. Александр Денисов: Но пока не превратилось, дискуссия идет. Анастасия Сорокина: Есть вопросы у зрителей, давай дадим слово Николаю из Московской области. Добрый вечер, Николай. Зритель: Здравствуйте. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Зритель: У меня такой интересный случай. У меня Skoda Octavia A7, новая машина, 3 года. Буквально проехал 24 тысячи, и у меня компьютер-селектор стал буквально показывать, что у нас неисправный селектор. Ну я, что делать, поехал в автосервис, вот так и так. Мне вы знаете, что говорят? Говорят: ну чего, новый если вам поменяем, 50 тысяч, но можем и б/у поставить, 20 тысяч. Ну я: хорошо, вы б/у мне поставите, 20 тысяч, а сколько это, гарантия какая-то будет или что? Да, говорят, 2 недели. Я говорю: ну нет, спасибо уж, дорогие мои. Александр Денисов: Это официалы вам так любезно предложили, Николай? Зритель: Да, официально, так сказать, это самое, прямо в автосервисе. Говорят: пожалуйста, мы вам поставим. Так у меня сомнение-то сразу же... Знаете, ваш эксперт тоже говорит правильно, он сказал, что необязательно, – так они могут и новый, вместо нового за 50 тысяч тоже вбухать вам бэушный. Так вот что интересно, я проехал где-то еще 5 тысяч, и у меня пропало это... Машина-то вообще ездила все прекрасно, но только селектор у меня высвечивается, «У вас неисправный», и мне говорят буквально, что может в любой момент у вас сломаться... Александр Денисов: Так вы какой поставили, новый за 50 тысяч? Анастасия Сорокина: Никакой, Саш. Александр Денисов: А, вы никакой не поставили? Зритель: Никакой не ставил, езжу прекрасно за 30 тысяч, и никакие... Алло? Александр Денисов: Да-да-да. Анастасия Сорокина: Да-да-да. Зритель: Я говорю, я езжу до сих пор прекрасно, ничего не платил никому, ни б/у, ни это самое, и никому не советую ставить на машину б/у, жизнь у нас дороже. Это глупость, это от нищеты, конечно. Знаете, я понимаю некоторых, что от нищеты вот это, знаете, рынки вот эти все и все прочее. Я очень много езжу, мне 76 лет, я 40 лет за рулем, у меня было много машин, и я не выпендривался никогда, ездил на скромных, бюджетных машинах. И вот я смотрю иногда, выпендриваются, покупают себе там такие престижные марки, а сами бэушные, и вот порой терпят такие неудачи... Надо просто по одежке протягивать ножки и выбирать вот такие машины. Спасибо вам. Александр Денисов: Николай, спасибо за житейскую мудрость. Анастасия Сорокина: Спасибо, Николай. Богдан, ну что, теперь все на отечественные автомобили пересядут, более доступные, с более доступными деталями, которые можно покупать у нас? Как вы считаете? Богдан Осокин: Да нет, я думаю... Вы слышите меня, да? Анастасия Сорокина: Да-да-да. Богдан Осокин: Я думаю, что так прямо сразу и индустрия, и бизнес не сдастся, потому что это... В общем, на самом деле это приведет, если вдруг это случится, это приведет к катастрофическим последствиям. Это приведет к лишению не тысяч, а десятков тысяч рабочих мест. Вот эта индустрия, соответственно, которая занимается б/у, и реализацией, и разборками, и доставками, логистикой, сортировкой, IT-представлением, продажами, а потом и восстановительным ремонтом, в сумме этим занимаются десятки тысяч людей, где-то 15% они потеряют. Мало того, ведь они потеряют рулевые тормоза, они потеряют еще частично подвеску, потому что сегодня детали рулевого управления условно вы можете при подвеске Макферсона вам и стойка, по сути она элемент рулевого управления, ее можно признать. Соответственно, что будет вырезаться в этом случае представителями регулирующих органов? Запретят продажу. Когда говорят, что ничего страшного, мы будем продавать или кто-то будет продавать, – никто это не будет продавать из-под полы, нормальный бизнес просто не будет этим торговать, это все существенно ограничится, уменьшится. Это очень серьезно повлияет на Дальний Восток. Вот у вас часто проходят передачи по Дальнему Востоку, по проблемам. Надо понимать, что сегодня правительство не знает, как удержать людей на Дальнем Востоке, то есть реально не знает, программы придумывает поэтому, гектары и так далее, а тут одной строкой сразу несколько тысяч рабочих мест лишаются, дальневосточники, соответственно, связанных с б/у запчастями. И на разные машины б/у запчасти люди покупают, люди покупают запчасти бэушные и на Porsche Cayenne, и на Mercedes S-класса, и на все что угодно, потому что когда цена в 10 раз, да, люди покупают. Даже подушки безопасности, если говорить далеко, для этого нужны серьезные исследования научные, а не просто кто-то захотел и снял, потому что даже бэушную подушку безопасности кто-то поставит, а кто-то не поставит, потому что 120 тысяч рублей просто не найдет, чтобы ее поставить, а 5 тысяч рублей найдет. И вот что безопаснее, соответственно, б/у, там условно подушка безопасности, поставлена или не поставлена вообще. Поэтому это все очень непросто, поэтому нужен нормальный диалог, нужно научное обсуждение с научной средой, которая занимается вопросами безопасности, а не просто так, что кто-то захотел, выставил в техрегламент и принял на 200 миллионов человек. Александр Денисов: Да, спасибо, спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Богдан Осокин, генеральный директор «Легион-Автодата». Александр Денисов: Да. И у нас есть опрос, спрашивали зрителей: «Нужно ли запрещать б/у детали при ремонте автомобилей?» Посмотрим и со следующим экспертом пообщаемся. ОПРОС Александр Денисов: Да, вот такие мнения. И наш следующий собеседник Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам». Сергей Валерьевич, добрый вечер. Анастасия Сорокина: Добрый вечер. Сергей Кузин: Да, добрый. Александр Денисов: Сергей Валерьевич, может быть... Понятно, у каждого свое мнение, у каждого свой опыт, но, может быть, ГИБДД со своей статистикой внесет ясность, вот в год примерно 9 тысяч человек получают травмы в ДТП из-за неисправности автомобиля – ну немало, знаете, 9 тысяч из-за неисправности автомобиля, только по этой причине. Может быть, это достаточно четкий ответ на вопрос, использовать б/у детали или не использовать? Сергей Кузин: К сожалению, это никак не связано. Дело в том, что неисправность автомобилей и ДТП по этой причине – это следствие не использования бэушных запасных частей, а следствие того, что ни один автомобиль не проходит никаких контролей. Так называемая диагностическая карта, которая сейчас применяется, легко покупается в интернете, и, собственно, автомобилисты за состоянием своего автомобиля хотят – следят, хотят – не следят. Соответственно, это, к сожалению, никак не связано, и у нас вместо того чтобы устранять проблему последовательно, сначала навести порядок на дорогах... Вот многие автомобили из тех, которых мы только что слышали, об этом говорили, что нужно автохлам убрать с дорог, а потом уже можно будет и с запасными частями начать разбираться. Александр Денисов: Вы знаете, начали разбираться как раз с самого главного, предлагают же ужесточить ответственность за некачественный техосмотр, ну вот за липовый, как часто делают, завтра мы эту тему будем обсуждать, там и штрафы серьезные предусмотрены, и прочее. Начали разбираться и с этим тоже. Сергей Кузин: Да, безусловно. Вопрос, к чему это приведет. Я боюсь, что это приведет только к росту цены, потому что в России любые законы нивелируются необязательностью их исполнения. Я боюсь, что с запасными частями будет абсолютно такая же история. Это все, конечно, здорово использовать новые запасные части, но до тех пор, пока у нас ездят 15- и 20-летние автомобили и за их состоянием никто не следит, купить на них запасные части новые зачастую практически невозможно. То есть если это, например, «японец», а тем более праворукий, то на какой-нибудь Nissan передний бампер новый будет стоить 120 тысяч рублей, это примерно половина стоимости автомобиля. Ну и, конечно же, такие же пропорции в цене и с элементами безопасности, с подушками, ремнями, ну это, конечно же... Александр Денисов: Но бамперы не запрещают покупать б/у, в принципе их в техрегламент не вносили. Сергей Кузин: Да-да-да, конечно-конечно, я просто чтобы проще было. Анастасия Сорокина: Но если говорить про распределение, может быть, действительно станет меньше старых автомобилей, люди начнут присматриваться к отечественному автопрому, будет, скажем, уменьшится вероятность того, что есть вот такой риск купить некачественную деталь, столкнуться с какой-то неисправностью? Просто сократится количество автомобилей, больше станет отечественных. Может, это и неплохо? Сергей Кузин: Это, может быть, и неплохо, если бы это действительно соблюдалось. То есть у нас, например, я вот из Нижнего Новгорода с вами разговариваю, это не Москва, и из 2,5 тысяч сервисов, которые в Нижнем Новгороде есть, я боюсь, что, наверное, почти 80% работают не полностью официально или вообще неофициально, и никто им никогда не помешает продавать и бэушные запасные части, и абсолютно любые. Спрос рождает предложение, у россиян недостаточно денежных средств на новые детали, они будут покупать бэушные, введем мы таможенный регламент или не введем, на ситуацию это, я боюсь, существенно не повлияет. В Москве да, но в регионах ситуация сильно сложнее. Александр Денисов: Сергей, а вот вопрос. Даже если человек решил для себя, что он будет ездить только на новых деталях, – а где гарантия, что тебе всучили новую деталь? Зачастую люди сидят, они не видят, что там делают, что в цехе творится, ну подняли ее на этих подъемниках и что-то там шуруют. Где гарантия, что деталь новая? Как ее отличить? Предусмотрен механизм? Сергей Кузин: Абсолютно верно, и вопрос, который вы подняли, имеет два аспекта. Во-первых, мы действительно не знаем, что нам поставят, и единственная мало-мальская гарантия – это что старую деталь вам положат в автомобиль, ну то есть вы по меньшей мере увидите, что хотя бы старую поменяли. А второй аспект в том, что некоторые новые запасные части, например производства Китая, который получил все необходимые сертификаты соответствия, сделан из настолько низкокачественной стали или другого металла, что лучше, например, бэушная, но немецкая деталь. То есть здесь мы сразу затрагиваем еще колоссальный блок выдачи соответствующих разрешений, сертификатов соответствия и так далее. И этот процесс в России тоже, к сожалению, контролируется очень слабо. Александр Денисов: Вы знаете... Анастасия Сорокина: Сергей, ну вот еще пишут по поводу угона, что сейчас очень часто угоняют автомобили, чтобы потом их по деталям продать как раз, что это будет одним из способов сократить количество угоняемых автомобилей. Вы как к этому относитесь? Сергей Кузин: Я думаю, что, к сожалению, эта связь будет очень низкой, потому что, как я уже сказал, спрос рождает предложение, и даже если перевести эту область, условно говоря, из «белой» в «серую», то потребность у людей не пропадет. И все равно будут продавать, и мы, собственно, через этот процесс наша страна, еще наследник Советского Союза, мы через все это проходили: стоит что-то запретить, к сожалению, это никуда не денется, это просто уйдет в тень. Более того, если это уйдет в тень, то государство не получит никаких налогов, то есть тех, кто сейчас работает хоть как-то в «белой» зоне, они просто полностью уйдут в «серую» и полностью «черную» сферы, и государство просто недополучит большое количество поступлений в бюджет, а рынок все равно никуда не денется. Александр Денисов: Сергей, вы знаете, вот вы про Китай говорили, что там китайцы из некачественной стали, – а европейцы тоже свинячат будь здоров. Вот мне показывали, корреспондент съездил там в салон, где машины прокачивают, ну то есть там их разбирают, что-то там улучшают и так далее, и там ему показали деталь от коробки, ну рамочка такая, казалось бы, что она металлическая, а он говорит, что нет, она на самом деле из спрессованной бумаги. Я удивился, как можно всунуть в коробку какую-то штучку из спрессованной бумаги. А он говорит, что да, сейчас так машины делают. Так что вопрос вообще ко всем, и к европейцам тоже, из чего они все это дело стряпают, все вот эти... Сергей Кузин: Да, конечно, и сейчас этот вопрос прямо крайне важный: новый автомобиль, который сходит с конвейера, должен прослужить не больше чем 3 года, чтобы автовладелец через 3 года пришел за новым. То есть автомобили действительно, хотя технологии совершенствуются, а автомобили с каждым годом выпускаются с определенными, сознательно допущенными конструктивными недочетами, то есть моментами, где они обязательно сломаются. И вот это общемировой тренд, и это очень прискорбно для нас, для потребителей, ну и для автоэкспертов, мы с этим сталкиваемся постоянно, и, собственно, автомобилисты об этом пишут на форумах, читают на форумах, обсуждают на форумах, и эти болячки очень быстро выявляются. Вот это, один из примеров, который вы привели, он очень показательный. Да, к сожалению, это сейчас есть и с этим, к сожалению, нам придется жить. Александр Денисов: Только вот как жить, не хотелось бы в аварию попадать на этих бумажных деталях-то. Сергей Кузин: Да, конечно, не хотелось бы. К счастью, сломается раньше, чем можно попасть в аварию. То есть это все-таки европроизводители, сейчас во всем мире автопроизводители об этом думают очень внимательно. Им нужно, чтобы у вас сломалось не на дороге, ну то есть они не пытаются подвергнуть нас с вами опасности, они хотят на нас очень много заработать и думают... Мы с вами для них являемся потребителями, почему они не заинтересованы в том, чтобы мы разбились на дороге, они заинтересованы, чтобы мы им долго и постоянно много платили. Александр Денисов: Да, вы знаете, если бы только они знали, когда у нас это сломается. Вот мы сейчас говорили про инвестиции, как сберечь свои сбережения, нам говорили, что вот для финансистов крупных мы туристы, которых они ссаживают, когда им выгодно. То есть для производителей мы те же самые, говоря по-русски, лохи, те же самые туристы, которых они тоже хотят ссадить через сколько, через 3 года, как вы сказали? Сергей Кузин: Да, раз в 3 года они хотят, чтобы мы пересаживались на новый автомобиль, поэтому им нужно сделать так, чтобы у нас сломалось что-то серьезное и дорогое. Вот, кстати, со Skoda телезритель пример привел, загорелась лампочка, стоило просто немножко подождать, и видите, машина у него починилась сама. А если бы он был чуть более такой скрупулезной и настоял бы все-таки, точнее поддался бы уговорам и отремонтировал за 50 тысяч, поставил себе новый селектор, ну вот для него ничего бы не изменилось, только -50 тысяч рублей, а автомобиль как был в хорошем состоянии, так в хорошем состоянии и остался. То есть все это колоссальное количество обманов, которые в нашей жизни присутствует, и я бы порекомендовал представителям государственной власти обратить внимание все-таки на защиту в первую очередь от обманов, и тогда мы будем с вами и целее, и кошельки наши будут в безопасности, ну и, собственно, я думаю, и довольность повысится. Александр Денисов: Спасибо, Сергей. Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо. Это был Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам». Александр Денисов: Да. К следующей теме переходим. Анастасия Сорокина: А итоги опроса будем подводить? Александр Денисов: Да, конечно, будем, все мы забываем. «Пользуетесь ли в б/у запчастями?» – «да» 66%, «нет» 34%. Анастасия Сорокина: А теперь идем дальше.