К взлёту не готов. О кризисе крупнейшей авиакомпании страны – «Аэрофлота» и отрасли в целом

К взлёту не готов. О кризисе крупнейшей авиакомпании страны – «Аэрофлота» и отрасли в целом | Программы | ОТР

Что ждет воздушный транспорт в России

2020-11-03T12:59:00+03:00
К взлёту не готов. О кризисе крупнейшей авиакомпании страны – «Аэрофлота» и отрасли в целом
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Олег Смирнов
председатель комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР
Игорь Дельдюжов
президент Шереметьевского профсоюза летного состава

Ольга Арсланова: В крупнейшей авиакомпании страны «Аэрофлоте» грядут массовые увольнения, об этом сообщили в профсоюзе перевозчика.

Денис Чижов: Пилотам урезали зарплату, и их сократят, если они, конечно, не согласятся на новые условия работы, либо они уволятся сами. В самой компании ситуацию пока не комментировали.

Ольга Арсланова: Авиаотрасль стала, как известно, одним из самых пострадавших сегментов экономики в связи с карантинными мерами на фоне пандемии коронавируса. К чему может это привести, поговорим прямо сейчас.

С нами на связи Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава. Игорь Владимирович, здравствуйте.

Денис Чижов: Здравствуйте.

Игорь Дельдюжов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Собственно, от вас мы и узнали, из вашего интервью нашим коллегам, о том, что грядет вот это массовое увольнение. С чем связано сокращение зарплат? Насколько существенно это сокращение? И почему вы считаете, что это приведет к массовым увольнениям?

Игорь Дельдюжов: Вы знаете, какая ситуация в авиации, она достаточно тяжелая – упали перевозки, естественно, нет дохода у многих авиакомпаний, – и работодатели пытаются каким-то образом сэкономить, чтобы не обанкротиться. Но тем не менее действия должны быть законные все равно, то есть работодатель имеет право поменять зарплату, имеет право, значит, создавать локальные акты. Но он должен соблюдать процедуру. То есть в работе действует коллективный договор, согласно пункту 2.3 которого установление и изменение системы оплаты труда, формы материального поощрения и размеры... ставок, а также нормы труда разрабатываются при участии профсоюза и устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзом.

Этот пункт выполнен не был, мы, грубо говоря, по слухам узнали, что работодатель в одностороннем порядке ведет работу по изменению системы оплаты труда, после этого мы сами к нему обратились, вот наше обращение, председатели первичек подписали все, что мы хотим участвовать, чтобы наши представители были включены в эту комиссию. Однако ответа на это письмо мы не получили и узнаем, что 27 октября приказ 315-й по изменению системы оплаты труда подписан генеральным, и за выходные за эти, за субботу-воскресенье, среднее звено руководства летного комплекса департамента... полетов, командиры эскадрилий рассылали письма пилотам по электронной почте, по WhatsApp с требованием срочно подписать уведомление о том, что с 1 января будет изменена заработная плата.

Денис Чижов: Игорь Владимирович, а вот у пилотов варианты вообще сейчас есть? Потому что если раньше можно было найти работу, как я понимаю, в другую страну поехать, очень многие пилоты, там выше зарплата, то сейчас-то кризис вроде как везде в авиаотрасли в том числе. А варианты есть у пилотов реально не подписывать, или придется соглашаться на любые условия, лишь бы хоть какую-то работу себе оставить?

Игорь Дельдюжов: Нет, решение принимает пилот, но для того, чтобы принять решение, надо обладать информацией. Ему не дают ни времени получить эту информацию, ни источников информации, и он не знаком с этим приказом, хотя в обязанностях работодателя, в Трудовом кодексе записано, что работодатель обязан знакомить с локальными актами под роспись, вот это не делается. То есть вот людей вчера вызывали и сегодня в отдел кадров, им показывают дополнительное соглашение, показывают этот 315-й приказ, наполовину заклеенный, вроде как то, что вас касается, вот вы видите, и дают час на подписание, понимаете? Хотя само изменение заработной платы вступает в силу с 1 января 2021 года.

Ольга Арсланова: Игорь Владимирович, не успели мы с вами дойти все-таки до этого момента, насколько сильное сокращение зарплаты и о каких суммах идет речь, чтобы наши зрители понимали.

Игорь Дельдюжов: Ой, там зависит от налета. На самом деле мы вот только сегодня получили вот эти вот как бы цифры и пытаемся просчитать. Там при каком-то небольшом налете небольшие потери, а при максимальном налете достаточно существенные, больше 100 тысяч, 150 тысяч примерно потери.

Ольга Арсланова: То есть средняя зарплата пилота опытного какая сейчас в «Аэрофлоте»?

Игорь Дельдюжов: Сейчас где-то 200 тысяч у командира, у второго пилота чуть меньше 100.

Ольга Арсланова: Это с учетом урезанных вот этих, как вы говорите, 100–150 тысяч?

Игорь Дельдюжов: Нет, это по старым, это вот новая будет меньше.

Денис Чижов: Подождите, вы сказали -150 от 200, в смысле 50 тысяч, что ли, зарплата у пилота останется?

Игорь Дельдюжов: Нет, я говорил, что при максимальном налете.

Денис Чижов: А, при максимальном.

Игорь Дельдюжов: Там при максимальном где-то больше 400 получалось, поэтому...

Денис Чижов: Ага.

Ольга Арсланова: А есть куда пойти пилотам все-таки сейчас? Уходят в другие компании? Или, например, в частное пилотирование?

Игорь Дельдюжов: Есть небольшой отток. Это вот, например, «Азимут» такая компания, в которой только Sukhoi Superjet, эта компания вышла на третье место по перевозкам пассажиров, хотя у нее всего 12 самолетов, на первом месте у нас S7, на втором «Аэрофлот», это перевозки по России, такие данные. Поэтому она развивается и очень хороший налет показывает средний в сутки, больше 10 часов, то есть экономика там сходится.

Ольга Арсланова: То есть это сейчас была информация для пилотов, куда можно пойти.

Денис Чижов: Куда идти, да.

Ольга Арсланова: А у «Аэрофлота» есть план Б на случай, если будет дефицит пилотов, а отрасль восстановится? С кем они будут работать в таком случае?

Игорь Дельдюжов: Вот у меня большие сомнения, что они это понимают, потому что... Конечно, кризис пройдет, работа восстановится, а сейчас идет фактически разбрасывание персоналом, сейчас создают Sukhoi Superjet в России, 300 человек пилотов пытаются вывести, собираются отдавать Boeing 737 в «Победу», и тоже весь летный состав туда. Сейчас массовое идет списание возрастных пилотов, сейчас не поступает новых пилотов из училищ, вообще не поступает. Я не знаю, как. Если, дай бог, произойдет восстановление работы, как в 2019 году, откуда будут брать пилотов, это будет большая проблема.

Ольга Арсланова: Да, спасибо вам. Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава, был с нами на связи.

Мы продолжаем беседу, приветствуем председателя Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова. Олег Михайлович, здравствуйте.

Олег Смирнов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Все упирается, как нам вот Игорь только что рассказал и как отмечают многие наши зрители, в то, что поддержка авиаперевозчиков была, но к ней есть вопросы, именно из-за нее вот почему-то начались увольнения пилотов. Что вы можете сказать о том, как государство поддержало авиаперевозчиков? И может ли действительно нынешняя ситуация с «Аэрофлотом» быть с этим связана?

Олег Смирнов: Я внимательно послушал информацию Игоря, она совпадает с официальной информацией, и то, о чем мы все знаем без исключения. Всколыхнуло только одно неприятное – почему не согласовали подготовку этого документа на уровне авиакомпании «Аэрофлот» с профсоюзами летного персонала? Это же не требует никаких дополнительных средств, не требует никакого времени, не требует мозгов хороших. Это просто нужно проявить знание наших законов, что положено по закону, и просто быть вежливыми и культурными людьми. Как же так, речь идет о поощрении летной работы, и даже не согласовывает руководство этот вопрос, этот документ, который готовился, для того чтобы влиять непосредственно на этих людей. Это абсолютно непонятный шаг руководства «Аэрофлота», он необъяснимый просто, необъяснимый.

Теперь что касается сути дела. Да, как Игорь сказал, никогда в истории гражданской авиации мира такого урона никто никому не наносил в гражданской авиации. Сейчас пострадал весь мир, все авиакомпании, и везде стоит вопрос по занятости людей. Например, западные компании сокращают пилотов тысячами, потому что там большие авиакомпании, большое количество пилотов. На удаленку отправляют, выражаясь нашим языком коронавирусным, не по коронавирусным делам, а из-за отсутствия работы, по домам, что называется, сидеть тысячи пилотов. И многие пилоты уходят из отрасли, особенно пенсионеры, кто уже доработал до пенсии, и такая же категория...

Но сейчас мы с вами должны думать о главном. Коронавирус минует, а страна наша с вами самая великая по размерам, 17 миллионов квадратных километров, останется, и ее же надо прикрывать авиацией, а без авиации наша страна существовать не может. Так вот кто будет сидеть за штурвалами самолетов через год, через полтора, через два? И опять начнут с квадратными глазами бегать руководители авиакомпаний, ой, некому летать, ой, давайте брать с Африки, с Америки и других стран пилотов, и начнется вот эта вот паника.

Надо разумно подходить к этим вопросам. Государство понимает это и выделяет середины, притом с конкретными условиями. Эти средства государственные будут получены компанией в том случае, если будет сохранен персонал, персонал профессиональный.

Ольга Арсланова: Да, спасибо вам большое, Олег Михайлович. Олег Смирнов, председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора. Мы говорили о грядущих массовых увольнениях пилотов в «Аэрофлоте».

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Что ждет воздушный транспорт в России