Дмитрий Курзанцев: Ночью и в выходные дни есть риск нарваться на некачественное топливо даже на заправках крупных сетей

Гости
Дмитрий Курзанцев
руководитель региональной общественной организации потребителей топлива «Гражданский контроль качества топлива»

Петр Кузнецов: Поговорим о бензине. Дело в том, что уже совсем скоро, с апреля, Росстандарт начинает проверять бензин и дизельное топливо на АЗС… Насколько я понимаю, не только на АЗС, но и на самих стационарных этих базах с помощью какого-то экспресс-теста. Экспресс-анализатор может вне лаборатории за несколько минут и с точностью до 95% определить октановое и цетановое числа топлива, массовую долю серы и так далее – все нужные вещи, которые на самом деле сейчас выясняются и вычисляются уж точно не за несколько минут. Здесь доходит речь до суток, до двух. То есть речь идет о лабораторных исследованиях.

Ольга Арсланова: Если коротко, то если этот тест будет показывать серьезные нарушения, появятся основания для очень быстрого оперативного закрытия такой заправки.

Петр Кузнецов: А вот и нет, между прочим. То есть экспресс-тест – это не повод закрыть станцию. Это повод разобраться. И дальше уже все равно будет выясняться в лабораторных исследованиях.

Ольга Арсланова: Да, давай разбираться и обращаться к нашим зрителям. Мы тоже считаем очень важным. Вы сталкивались с некачественным бензином? Позвоните, расскажите, как это было…

Петр Кузнецов: Может быть, вы знаете, как вычислять его? Потому что на АЗС можно получить соответствующую информацию.

Ольга Арсланова: Да, совершенно точно знает это Дмитрий Курзанцев, лидер общественной организации "Гражданский контроль качества топлива". Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий Курзанцев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: К определению некачественного топлива вернемся чуть позже. Давайте по поводу этих экспресс-тестов.

Петр Кузнецов: Наверняка же их уже где-то тестируют и где-то они введены.

Дмитрий Курзанцев: Смотрите, сейчас разрабатывается нормативная документация. С апреля будет на добровольной основе. То есть как раньше проводился отбор топлива из резервуара, и инспектора Росстандарта будут предлагать уже по новому методу. То есть сейчас будет только обкатка этого нового прибора. Спектроскан, который будет проверять топливо. Но здесь еще целый ряд нюансов. То есть не с апреля зайдет.

Ольга Арсланова: Мы так понимаем, что это тестовый…

Дмитрий Курзанцев: Да, с апреля это тестовый запуск. Соответственно, будут тестировать, смотреть, будут уже руководителя автозаправочной станции будут готовить к тому, что Росстандарт переходит на этот экспресс-тест. На самом деле нововведение достаточно неплохое. Потому что слишком большой период времени проходит, перед тем как отобрал топливо, потом его нужно в лабораторию. Это время занимает вплоть до недели.

Петр Кузнецов: Смотрите, проверять то в первую очередь будут сетевые крупные заправки.

Дмитрий Курзанцев: Нет, смотрите, у нас же есть план проверок. Согласно плану проверок будут проверять АЗС.

Петр Кузнецов: В том числе и малоизвестные.

Дмитрий Курзанцев: Да, те, которые в плане.

Петр Кузнецов: Как правило, на малоизвестных, не входящих в сетевые, как раз попадается некачественное топливо.

Ольга Арсланова: Или всякое бывает.

Дмитрий Курзанцев: Могу так сказать, да.

Петр Кузнецов: Да? То есть здесь приоритеты не будут расставлены, даже опираясь на статистику?

Дмитрий Курзанцев: Нет, конечно.

Петр Кузнецов: В первую очередь, конечно, экспресс-тестами…

Дмитрий Курзанцев: Небольшие сети АЗС попадают под малый и средний бизнес. Соответственно, их проверять у нас можно раз в три года. В связи с этим вывешивается график, план мероприятий. И по плану мероприятий уже выезжают надзорные органы. В чем минус? В том, что вы как руководитель знаете, что после дождичка в четверг к вам приедет проверка, вы абсолютно готовы: пожалуйста, вот мое качественное топливо, приезжай – наливай. Проверка прошла – все хорошо. Все, три года никто не приезжает.

Ольга Арсланова: То есть никаких внеплановых проверок нельзя…

Дмитрий Курзанцев: Вот это вопрос очень интересный. Внеплановые проверки как раз инициируют общественные организации. Здесь целый механизм. У нас как общественной организации есть сайт, группа Вконтакте, мобильный телефон, в Фейсбуке. Написали: "Ребят, так и так, заправился – пропала тяга". Появилась возможность – приехали на АЗС. Я вам расскажу, как нас встречают. На самом деле последний раз это и бандиты, и кого только не было. Сначала полицию вызывают, потом группу быстрого реагирования, охрану. Не продают топливо, когда знают, что топливо у них не соответствует. Просто говорят: "Мы вам не продадим". Тем самым нарушают закон защиты прав потребителей.

Мы приехали, проверили, собрали всю фактуру, передали ее в ЦМТУ Росстандарта. У нас подписано соглашение с федеральным агентством. У меня прекрасные отношения с руководителем ЦМТУ Росстандарта Калинниковой Мариной Григорьевной. То есть идет такая работа. То есть они получают нашу фактуру, согласовывают с прокуратурой. И вот здесь уже проверка внеплановая. И здесь они уже приезжают. И, как правило, факты нарушения подтверждаются. Тем самым выписываются либо предписания, либо административные штрафы. На сегодняшний день мы уже в бюджет вернули более 700 000 рублей. Наши коллеги из Владимирской области – более 2 млн рублей. То есть механизм есть, и он работает.

Петр Кузнецов: А такие заправки с систематическими нарушениями закрывают? Вы добивались закрытия?

Дмитрий Курзанцев: Очень тяжело. У нас даже прецедента такого не было, чтобы закрыть заправку. Очень тяжело.

Петр Кузнецов: То есть речь идет о штрафе?

Дмитрий Курзанцев: Да.

Петр Кузнецов: Штраф, как правило, составляет…

Дмитрий Курзанцев: От 50 до 100 тысяч рублей. Но это тоже проблема. Сейчас Росстандарт выходил с инициативой, чтобы штраф был от оборота. Конечно, все подняли руки и сказали: "Ни в коем случае". Потому что понимают, что штрафы вырастут в разы. Но я считаю, что это абсолютно нормальная мера. Потому что даже в Москве в пределах МКАД я прямо сейчас вам скажу, мы поедем – и там будет некачественное топливо. Очень тяжело. Невозможно ничего делать.

Петр Кузнецов: Извините за наивный вопрос: а станции могут не знать, что у них некачественное топливо? Они же могут просто доверять паспорту качества.

Ольга Арсланова: То есть обязаны ли они его проверять сами?

Дмитрий Курзанцев: Нет. Они обязаны, вы правильно сказали, это первый момент. Второй момент – все все знают. И когда нам не продают топливо, зная, что мы приехали, чтобы топливо отвезти в лабораторию – все. То есть здесь, понимаете, очень большой соблазн. Когда ты под видом дизельного топлива V класса продаешь судовое маловязкое либо печное топливо за совсем небольшие деньги, то там выходит очень хорошая маржа.

Ольга Арсланова: Вот очень интересный момент. Давайте поподробнее поговорим о том, а что вообще такое некачественное топливо. То есть это, как правило, более дешевое топливо, которое продается под видом…

Дмитрий Курзанцев: Прямогонное абсолютно. Которое абсолютно не прошло ни систему очистки, ничего. Понимаете, опять же, в чем проблема? Мы сейчас перешли на Евро-5. Соответственно, наши крупные заводы, нефтяные компании модернизировали свои заводы, вложили колоссальные деньги. Топливо немножко выросло в цене. Я как общественник сторонник того, что я лучше куплю за 40 рублей литр, но я знаю, что я нажал на газ – машина поехала, и никаких проблем ни с экологией, ни с двигателем, ни с чем.

Ольга Арсланова: Все мы хотим дышать более чистым воздухом.

Дмитрий Курзанцев: Правильно. Мы же живем в мегаполисе. Модернизировав заводы, с чем столкнулись? С тем, что вот эти небольшие предприниматели, небольшие заправки покупают просто более дешевое, бодяжат его, за счет этого демпингуют цену. И все. И получается, что там, где реально хороший бензин, но он стоит денег, туда не заезжают. Заезжают туда, где дешевле. То есть люди хотят сэкономить 50 копеек, но, как правило, потом это все в 2 раза больше на ремонт уходит, и так далее. А мы даже проводили опрос в наших рейдах: "По какому принципу вы заправляетесь?". Правда, это были регионы. Каждый сказал - "где дешевле". То есть эта ситуация мне непонятна.

Петр Кузнецов: То есть человек в принципе должен понимать, что он заправляется дешевле, но велика вероятность, что это топливо некачественное, и все равно на это идет.

Дмитрий Курзанцев: Абсолютно. Даже я из своего опыта  хочу сказать. Мы проехали очень много километров. И я прям сразу вижу. Если дизельное топливо 27 рублей – все, просто туда можно приезжать, и уже там будет штраф. Как раз на этом топливе потом замерзают дальнобойщики, потому что оно непригодно. Зимой просто парафин выпадает в осадок. Все. Но все равно он говорит: "Вдруг мне повезет – мороза не будет, и я за рейс сэкономлю какие-то деньги". А, может, и не сэкономит. Неизвестно.

Петр Кузнецов: Дмитрий, какие есть еще способы автовладельцу избежать контрафакта? Вот вы сказали, что вы обращаете внимание на цену. Хорошо, он отдает себе отчет. Мы выяснили, что если дешевле, значит хуже. Информация на колонках, юрадрес поставщика, данные операторов и так далее. Это же можно прочитать?

Дмитрий Курзанцев: Да, это можно прочитать. Но это очень сложно. То есть есть АЗС, приходишь – есть и паспорт качества, и сертификат соответствия, все есть. Но все либо какая-то заверенная ксерокопия, что "топливо у нас с завода". Потом мы делаем экспертизу – оказывается, там заводом и не пахнет. Мы даже проводили рейд буквально недавно по регионам: Ярославль, Кострома, Иваново. В 2015 году – Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола. И между Казанью и Йошкар-Олой в какой-то деревне стояла АЗС, мы туда заехали, это было часов 6 утра. Мы были в дороге. И поменялся оператор АЗС, говорит: "Ребята, довезите до ближайшей деревни". - "Хорошо, давай довезем". Он садится. Я ему говорю: "Расскажи, чем торгуют". Он говорит: "Я работаю на АЗС оператором. В мои обязанности входит дизельное топливо смешивать с керосином, газоконденсат – с бензином, повышать октановое число". То есть он нам рассказал вообще полностью всю схему. Мы на видеокамеру сняли. Он попросил лицо не показывать. То есть это для человека работа. Он говорит: "Топливо плохое, ребята. У нас не заправляйтесь". Естественно, мы взяли…

Ольга Арсланова: Какой честный сотрудник.

Дмитрий Курзанцев: Он просто решил рассказать, как обстоят дела на самом деле.

Ольга Арсланова: Несколько сообщений от наших зрителей: "Заплатят проверяющим – и качество станет хорошим".

Дмитрий Курзанцев: Вы знаете, 4 года уже работаем. В грязь лицом нигде не упали. Поэтому, вы знаете, принципиально ни с кем не общаюсь. У меня немножко задачи другие.

Петр Кузнецов: Попытки были?

Дмитрий Курзанцев: Были попытки. Но либо я в тюрьму сяду завтра… Мне это не нужно. И организации не нужно. И я не хочу, чтоб в меня потом пальцем тыкали и говорили, что это все профанация. Нет.

Ольга Арсланова: Новосибирская область пишет: "У нас самое низкокачественное топливо как раз на заправках крупных".

Петр Кузнецов: По поводу крупных.

Ольга Арсланова: "А на маленьких все хорошо".

Петр Кузнецов: На сетевых вы тоже попадали на некачественное?

Дмитрий Курзанцев: Говорят, что в Крыму топливо стоит на 5 рублей дороже, чем в Москве, а качество, к сожалению, не очень хорошее. То есть до Крыма мы еще не доехали.

Петр Кузнецов: У нас звонок из Москвы есть. Михаил, здравствуйте. У вас вопрос или история какая-то, связанная с некачественным бензином?

Зритель: Я водитель. У меня 41 года стажа. Из своего опыта. Тут спрашивали… по качеству бензина. Я в Москве работаю. Не только на МКАДе, на любой сетевой заправке, где слабый контроль со стороны большого руководства, можно нарваться на некачественное горючее: "Газпромнефть" на Сущевском валу раза три попадал на некачественную горючку. Индикаторы загораются буквально каждые 15 минут. Хотя заправка числится там на хорошем счету.

Дмитрий Курзанцев: А напишите адрес, пожалуйста, в сообщении.

Зритель: На Сущевском валу возле Миусского кладбища. Потом, "Газпромнефть" на МКАДе. Был разговор про МКАД. Потом тот же "Газпром" на трассе… Тоже "Газпром" в Орле. То есть контроль со стороны больших боссов отвратительный. Я не думаю, что там…

Дмитрий Курзанцев: А разрешите вопрос: вы не в выходной день заправлялись? Потому что это тоже очень важно.

Зритель: И в выходной день, и ночью. Днем на том же Сущевском валу нормальный. Там заправляются довольно крутые тачки. Там дурковать менеджерам и владельцам смысла нету. А в выходной день и ночью – отвратительный.

Потом, торговая сеть "Shell" – тоже. И днем, и ночью бензин отвратительный попадал. Машина у меня 200 лошадиных сил – больше 100 не едет по трассе.

Дмитрий Курзанцев: Я вам скажу, что за всю практику нашей работы на "Shell" не было ни одной жалобы. Я первый раз слышу.

Зритель: Три раза на трех заправках. Вчера в Москве на Верхних Полях. 200 лошадиных сил Мазда у меня – еду 110, больше не едет. Заезжаю на "Роснефть" – спасибо Сечину, после его прихода горючка нормальная. Это не реклама. Это факт. Но выкинул дисконтную карточку shell-овскую и выкинул дисконтную карточку "Газпромнефти".

Петр Кузнецов: Понятно. Вы, в общем, рекламой не увлекайтесь. Вот вы не договорили. Просто чтобы уточнить. Что вы хотели сказать – что по выходным у них…

Дмитрий Курзанцев: По выходным контроль, можно сказать, отсутствует. И есть вероятность, что управляющий АЗС может…

Петр Кузнецов: По статистике именно в выходные есть больший риск нарваться на некачественное топливо?

Дмитрий Курзанцев: Да. Я тут недавно просто разговаривал с одним причастным к данному бизнесу, который мне говорит, что водитель бензовоза в день может зарабатывать до 300 тысяч. То есть он с завода везет качественное топливо. Заехал, немножко добавили, разбавили – поехал дальше.

Петр Кузнецов: Вот, кстати, извини, пожалуйста: для чего тогда эти экспресс-тесты хотят на нефтебазах проверять качество, когда мы поняли, что по дороге… Да и не все то, что там производится, едет именно на АЗС.

Дмитрий Курзанцев: У нас вообще такая идея была, чтобы завод отвечал за свое топливо. То есть завод отбирал надежных поставщиков, которые бы не бодяжили. Потому что куда ни приедешь – везде паспорт топлива "Газпромнефть". Очень сложная история. Практически невозможно уследить, потому что тысячи этих машин, тысячи компаний. И здесь это все… Понимаете, что хорошо? То, что вообще эту историю подняли. Она же у нас, можно сказать, не то что под запретом была. Ей много времени никто вообще не занимался.

Когда мы в 2011 году начали вообще свое движение, вместо 95-го был 80-й бензин. Это факт. То есть прям… То есть был беспредел. Почти на каждой второй заправке топливо было отвратительного качества. А крупные сетевые – нормально. Нам очень редко попадаются. Сейчас уже и президент дал поручение прокуратуре в 2015 году – поехали, проверили. Мы потом выезжали в рейд. У нас еще вопрос с недоливом был. Потому что по трассе Нижний Новгород при покупке 3 литров нам наливали 2.4. 600 грамм недоливали. Можете себе представить? С 3 литров 600 грамм. Так вот, после проверки прокуратуры недолив вообще исчез. То есть сработало. И мы даже специальный опрос проводили. То есть была прокуратура? Да, была. Соответственно, поручение президента выполнено. Отлично.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем Владимира из Башкортостана. Здравствуйте, Владимир. Что у вас?

Зритель: Я жил в Нижневартовске. И приходилось ездить по территории России большие расстояния. И вот был случай, когда в Челябинске на заправке у нас была 14-ая модель, она показывала литраж именно цифрами, сколько литров. Подъехал на заправку – залили бензина 30 литров, отъезжаем с заправки, не успел выехать с территории, обратил внимание – у меня показывает 28 литров. Заправил 30 – оказалось всего 28 литров. Я вернулся назад. Это было где-то часов в 12 ночи. Поднял директрису этой заправки. Она разрешила заправщику залить 5 литров. Но у меня получилось 33 литература. То есть я на воздухе тужа подъезжал. То есть мой бензин не учли. Очень сильный обман.

Второй случай. Когда ездил здесь по территории России, возвращаюсь и в городе Лонгепас заливаю бензин – все, машина не пошла. Хотя на этой же фирме я заправлялся и по территории России ездил.

Ольга Арсланова: Судя по тому, что нам пишут, все-таки кое-где недоливают. Смотрите, Краснодарский край, "Лукойл", недолив 500 грамм на 10 литров. Пишут о том, что бензин с запахом газа, - это Кемеровская область.

Дмитрий Курзанцев: Это как раз тот бензин, когда залил полный бак, проехал 200 км – и бак пустой. То есть у него летучесть просто высокая. Топливо не соответствует.

Петр Кузнецов: И где-то в другом уголке водитель бензовоза получает свои 300 тысяч. Скажите, как действовать людям подобным образом? Те, которые понимают, что только отъехали – есть возможность вернуться. То есть так же, как наш телезритель, поднимать директрису, как он выразился? Если он понимает, что недолив.

Дмитрий Курзанцев: Смотрите, у нас же гражданское общество. Всех автомобилистов, кто нас видит, я всегда призываю к одному. Мы привыкли решать свои проблемы сами. Заправили некачественное топливо – машина встала, надо бак слить либо найти более качественное, чтобы завелась, и так далее. У нас все работает. У нас прекрасно работают наши надзорные органы. Просто нужно взять и написать заявление, для того чтобы сыниицировать внеплановую проверку. Мы сами должны помогать делать лучше нашу страну в сегменте нефтепродуктов. Просто мы одни этого не сможем сделать. Если не хотите сами писать заявления, ну пришлите нам адрес АЗС и описание того, что случилось. Желательно вообще фотографию чека, потому что это обязательно, для того чтобы написать заявление.

От физических лиц заявление согласовывается с прокуратурой очень спокойно. То есть если вы даже в своем городе хотите знать, какое качество топлива на той или иной заправке, но, естественно, чтоб это было обосновано, то есть каждый автомобилист свою машину знает. Либо тяга пропала, либо еще что-то. Написали: "Я, такой-то, такой-то, заправился на АЗС такой-то, прикладываю чек, фотографию".

Петр Кузнецов: И какого-то технического подтверждения, что с машиной что-то не так, в этом случае не нужно? Просто человек сможет это требовать?

Дмитрий Курзанцев: Посмотрите – если в чеке класс топлива не указан… Еще один момент, кстати, очень серьезный, по поводу чеков. Что сейчас делают? Сейчас вы подходите, даете денежку – и вам дают якобы чек. На самом деле, может быть, кто-то обращал внимание – это либо заголовая квитанция, либо какая-то залоговая ведомость. Мелкими буквами написано, что не является документом. Это первый момент. Обращайте на это внимание и всегда берите чек. Потому что потом вы не сможете ничего сделать.

К нам обратились ребята из Вологды. У меня есть специалист, наш коллега, который 1.5 года бился за автомобиль. Машина хорошая, новая была, вышла из строя. 1.5 года бился, доказали – 515 000 по суду у АЗС. То есть в принципе все возможно.

Ольга Арсланова: Вопрос жителям разных городов задавали наши корреспонденты, -устраивает ли их качество бензина. Давайте посмотрим.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Ну что, у нас итоги. Дмитрий, пожалуй, последний вопрос: стоит ли ждать повышения стоимости бензина в связи с введением экспресс-тестов, особенно на этих дешевых заправках?

Дмитрий Курзанцев: Я думаю, нет. Потому что, наоборот, экспресс-тест позволяет удешевить систему контроля и ускорить ее.

Ольга Арсланова: А штраф больше будет, скорее всего.

Дмитрий Курзанцев: В чем, опять же, проблема? Написали заявление. Сколько у нас? 30 дней на рассмотрение. Вы можете представить, за 30 дней на АЗС топливо поменяется 30 раз каждый день. В зависимости от места. То есть это немножко тяжело, неудобно. Но в то же время это работает, система контролей работает. При помощи общественного контроля. То есть здесь все взаимосвязано. Я не думаю, что цена на топливо в связи с нововведением как-то увеличится. У меня нет такого впечатления. Но хотелось бы все-таки заправляться и знать, что мы едем дальше.

Петр Кузнецов: Спасибо, Дмитрий. Дмитрий Курзанцев, лидер общественной организации "Гражданский контроль качества топлива". Уважаемые телезрители, не ленитесь жаловаться и писать заявления, если у вас что-то после заправки пошло не так в машине. Спасибо.

Дмитрий Курзанцев: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

О новых способах борьбы с контрафактным бензином