Качество не по вкусу

Гости
Станислав Полубинский
директор департамента аналитики Роскачества
Александр Калинин
генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН

Анастасия Сорокина: Россияне довольны приправами, специями, мукой, макаронами, питьевой и минеральной водой – к такому выводу пришло Роскачество, исследовавшее, какие товары нашим гражданам по вкусу, а какие нет. Больше всего претензий у потребителей к бензину, им недовольны 66% опрошенных. Далее идут продукты: у 60% нарекания к мясным консервам, у 59% к замороженным полуфабрикатам, 57% респондентов плохо отозвались о качестве колбасных изделий.

Александр Денисов: Да, вот про бензин интересно, какой бензин их не устроил, 95-й, 92-й.

Анастасия Сорокина: Больше половины сказали именно про бензин.

Александр Денисов: Да.

Анастасия Сорокина: Что скажете вы? Довольны ли вы качеством продуктов? Проголосуйте «да» или «нет». Если подробно хотите ответить, дозвонитесь в прямой эфир и расскажите.

Александр Денисов: Да, а мы выслушаем, может быть, поспорим с вами.

Ну и на связи у нас два уважаемых собеседника... Не два, сначала один, потом второй, поправляет наш шеф-редактор. Станислав Полубинский, директор Департамента аналитики Роскачества. Станислав, здравствуйте.

Станислав Полубинский: Добрый день.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте.

Александр Денисов: Какой молодой директор департамента в Роскачестве...

Станислав, вы знаете, посмотрели мы графику, вот ваши данные, чем недовольны потребители. С другой стороны, можно, конечно, над этим, так если отстраниться и посмеяться – чего они ждали от консервов и колбасы? Вот чувствуется, что люди живут в эпоху доставки, вот все им привези, все доставь и чтобы было хорошее. Нет бы (вот Настя на меня смотрит) взяли мяса, батон белого хлеба, там чуть-чуть, перекрутили бы, вот и были бы у них хорошие котлеты, а они из магазина ждут хороших котлет, расхохотаться можно.

Станислав Полубинский: Ну, действительно, такие результаты мы получили, и да, наши исследования это подтверждают. То есть мы не раз проверяли и колбасу, в этом году проверили тушеную говядину, также проверяли полуфабрикаты, и действительно результаты были не очень радужными, так как в тушеной говядине не было ни одной торговой марки на знак качества, в колбасе мы действительно находили посторонние вещества, вредные и даже не заявленные компоненты..., в составе свинина и говядина, а производитель...

Александр Денисов: Станислав, свинина и говядина, а вместо свинины и говядины что было, мы не расслышали?

Анастасия Сорокина: Химия какая-то?

Станислав Полубинский: Прошу прощения?

Александр Денисов: Станислав, вы сказали, что указаны на этикетке свинина и говядина, а вы там обнаружили что?

Станислав Полубинский: Птицу, курятину подкладывают туда, чтобы удешевлять продукт. То есть это бывает, это встречается, и вот это как раз и коррелирует с мнением людей о товарных категориях, то есть такое бывает.

Анастасия Сорокина: Давайте еще раз вернемся к мнению людей, пока немножко наладим связь. Есть у нас опрос: «Какие товары вызывают у вас больше всего нареканий?» – спрашивали корреспонденты в разных городах. Смотрим.

ОПРОС

Александр Денисов: Вот какая была приятная парочка пышущих здоровьем мясоедов, недовольных качеством колбасы. (Настя осуждающе покачала головой.)

Станислав, вернемся к разговору. Вы рассказывали, что проводили исследование, консервы, колбасу...

Анастасия Сорокина: Какие получили результаты? Что там?

Александр Денисов: Вместо свинины и говядины... Разочаровывайте нас дальше в жизни, Станислав.

Станислав Полубинский: Нет, давайте по порядку еще раз, потому что, наверное, связь была плохая.

Александр Денисов: Да.

Станислав Полубинский: В общем, это было всероссийское исследование, мы спросили людей, задали им вопрос, как бы они оценили категорию товаров, и дальше уже задали вопрос, что именно было так или не так, то есть какая их главная претензия и как бы они сформировали главную проблему в той или иной категории. Вот мы сейчас слушали наших граждан, людей, которые высказывались, вот такие же мнения мы получали в нашем социологическом опросе, только в масштабах всей страны.

Точно так же люди и высказались, что цена не соответствует качеству, состав не заявленный на этикетке, на маркировке, то есть ты покупаешь один товар, а по факту получаешь другой, возможно, что-то положат в товар, что производители не заявили, товар не выполняет главную функцию, как в автомобильном топливе, а даже может испортить автомобиль. Вот поэтому такие у нас, да, результаты. Но среди плохих были также и хорошие: допустим, у нас приправы, как вы и сказали, вода питьевая, мука, макароны довольно высокие баллы набрали. И действительно, в этих категориях большое количество знаков качества, то есть это коррелирует с мнением народа, наших людей.

Александр Денисов: Да. Станислав, а может быть, это расплата за общество потребления? Ну вот у нас часто экономист Александр Бузгалин с нами бывает, он однажды такую красивую фразу сказал, говорит: «Что толку, что сделали сто сортов несъедобной колбасы?» Ну вот мы, помните, все говорили, вот там...

Анастасия Сорокина: ...большой выбор.

Александр Денисов: ...большой выбор колбасы, сыров, все то же самое и у нас, пожалуйста, лежит, только есть неохота. Такая вот расплата, такое вот общество потребления?

Станислав Полубинский: Ну послушайте, потребитель не должен, конечно, за это платить или расплачиваться. Ну и если вы клоните к тому, что цена должна влиять или ассортимент к этому ко всему, то нет. У нас есть два тезиса, что самый дорогой товар должен быть априори качественным. Вот постоянно, Роскачество 5 лет существует, мы постоянно в каждом исследовании этот стереотип или миф опровергаем, действительно цена не показатель качества. И обратно же работает, что, если товар, допустим, средней или доступной ценовой категории, он, значит, такого среднего качества, – бывает, что нет, этот товар может претендовать на знак качества, потому что производитель нормально делает свой товар, не пытается найти какие-то другие способы продать подороже.

Анастасия Сорокина: Станислав, ну вот вы получили такие результаты как вот директор департамента аналитики, что дальше-то с этими результатами? Как-то что-то изменится после того, как вот такое всеобщее, можно сказать, негодование всплыло наружу? Какие-то будут последствия, куда-то вы понесете эти результаты, как-то поменяется все?

Александр Денисов: Короче, вкуснее станет или нет, Анастасия интересуется.

Анастасия Сорокина: Колбаса и бензин лучше, да.

Станислав Полубинский: Так, давайте по порядку. В общем, первое: такой большой опрос, конечно, нам дает в первую очередь вектор нашего развития, он определяет то, что мы будем исследовать в следующем году. И также вот теперь самое главное, что волнует потребителя: далее Центр изучения потребительского поведения выясняет, что конкретно в каждой категории волнует граждан.

Допустим, у нас сейчас идет исследование ультрапастеризованного молока, там, как ни странно, людей волнует в первую очередь, а чем же оно отличается от пастеризованного молока, ведь оно хранится довольно долго, стоит при комнатной температуре – может быть, там и нет молока, может быть, это какая-нибудь водичка, разбавленная красителем, и нет никакой пользы? Вот мы этот главный тезис берем дальше и раскладываем какую-то категорию на мелкие винтики, составляем программу испытаний и выясняем, какие же товары самого высокого качества. Далее, когда мы получаем результаты, мы сообщаем это людям, и здесь уже, мы это называем у себя эффектом Роскачества, когда эти товары со временем, ну плохие товары, некачественные, уходят с рынка.

Александр Денисов: Станислав, ну расскажите людям, это что, водичка? Вот вы уже заинтриговали...

Анастасия Сорокина: Ну подожди, что будет дальше-то? Понятно, что с пастеризованным молоком все будет хорошо.

Александр Денисов: Водичка, да?

Анастасия Сорокина: С колбасными изделиями, которые не устраивают.

Станислав Полубинский: Подождите, еще результатов у нас нет. Так вот, да, примеры такие, что в докторской колбасе мы в 2016–2017-х гг. проводили, более половины колбасы было плохого качества. Сейчас эта картина исправляется: либо производители уходят с рынка, либо они начинают делать хорошую колбасу.

Недавний пример – филе трески: тоже в 2016–2017-х гг. мы встречали фальсификат, когда производители говорили, что это треска, на самом деле это более дешевый сорт рыбы, это минтай. В этом году мы повторили, провели исследование и уже такой проблемы не встретили. Поэтому все постепенно, но все меняется к лучшему, такие у нас результаты.

Анастасия Сорокина: Такой «эффект Роскачества».

Александр Денисов: Станислав, хорошо вы так сформулировали «эффект Роскачества», даже приятно стало.

Вы знаете, такой вопрос. Есть стереотип закоренелый, давний, что в сетевых магазинах, в общем, одно барахло, надо обязательно что-нибудь фермерское отыскать, заглянуть в фермерскую лавку, вот там все шикарное. Так ли это или нет? У меня вот подозрение, что как раз барахло скорее у якобы этих фермеров.

Анастасия Сорокина: Вы у всех проверяете?

Станислав Полубинский: Да, конечно, мы у всех проверяем. Но надо опять от общего, что вот есть общее мнение какое-то, в частности, в каких-то категориях это возможно, что фермер может сделать более какую-то качественную продукцию, проследить, и сами фермеры есть разные, тоже нужно признать этот факт, что кто-то хочет подешевле какое-нибудь испорченное продать вам, замаскировать, а кто-то действительно борется за свое имя и пытается продать качественное. Так же и в сети, то есть тоже можно встретить разные товары. Поэтому нельзя сказать, во-первых, от категории нужно смотреть, а во-вторых... Ну да, вот как-то так если сформировать это. Поэтому однозначного вывода нельзя сказать, что в сети все плохое, у фермеров все хорошее.

Александр Денисов: Ага, понятно.

Станислав, и еще вопрос, вот уж помучаем вас от души, как говорится. На этой неделе статистика появилась, что половина дезинфицирующих средств, а мы сейчас тут все дезинфицируемся и все дезинфицируем, время такое, оказывается, неэффективные, просто можно водой побрызгать, размазать, примерно тот же самый эффект будет. Расскажите, что у нас с дезинфицирующими средствами.

Станислав Полубинский: Ну, эта категория у нас находится в плане как раз-таки, мы ее будем исследовать, поэтому точно я вам не могу сказать, что сейчас происходит на рынке, дать вам какие-то результаты. Со всеми нашими рекомендациями и о том, как выбрать эти средства, к чему присмотреться, как читать маркировку, можете ознакомиться на нашем сайте. Но в целом да, я видел такие примеры и в странах Европы, ну весь мир сейчас в одной лодке, мы все сейчас проверяем это и смотрим, ну такие же организации, как наша. Действительно, выясняется, что, когда такой ажиотажный спрос, кто-то хочет воспользоваться этим и продать вам средство, которое будет по сути ничего не делать, это водичка. Там все зависит от количества спирта.

Анастасия Сорокина: Ну что ж, мы будем ждать результатов этих исследований, обязательно вернемся к этому вопросу.

Станислав Полубинский: Конечно.

Анастасия Сорокина: На связи со студией был Станислав Полубинский, директор Департамента аналитики Роскачества.

Давайте выслушаем зрительницу, из Воронежской области Марию. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Александр Денисов: Мария, чем вы недовольны? Жалуйтесь.

Зритель: Ну, чем недовольна? Вот вы говорите про молоко, молоко якобы стало лучше или хорошее, – молока хорошего не найти. Какое же это молоко, когда месяц стоит, не сворачивается, не закисает, ничего! Разве это молоко? Во-первых.

Во-вторых, про консервы рыбные. Раньше мы на рыбных консервах и выросли, они и были рыбные консервы действительно. Сейчас консервы отвратительные, в них больше воды, чем рыбы, там какая-то жидкость.

И хочу сказать про колбасные изделия. Ну колбасные изделия вообще никуда. Смотришь подороже взять, такая же невкуснятина, так же в желудке отражается плохо, а про сосиски и говорить нечего.

Александр Денисов: Мария, а зачем вам сосиски и рыбные консервы? Ну приготовьте котлеты, ту же рыбу пожарьте.

Зритель: Готовлю, молодой человек, готовлю, беру частное мясо, покупаю и готовлю. Я уже забыла, когда я эти рыбные консервы брала и когда... А сосиски я вообще уже не беру, их кошка не ест, кошка не ест моя, понимаете?

Александр Денисов: А что ж кошка ест ваша, что она ест?

Зритель: А вот что я, то и она, молочка налью с белым хлебушком, борщ ест? – она и борщ съест, и мясушка съест частного, характер вот такой, она у меня ест.

Александр Денисов: Ага.

Зритель: Так что вот такое дело, это мое мнение.

Александр Денисов: В общем, вы с вашей кошкой шикуете там вовсю, я понял, понял.

Анастасия Сорокина: Проверяете качество у себя в домашней лаборатории.

Александр Денисов: Спасибо большое.

Анастасия Сорокина: Поговорим с Александром Калининым, генеральным директором Национального фонда защиты потребителей. Александр Яковлевич, здравствуйте.

Александр Калинин: Добрый вечер.

Александр Денисов: Здравствуйте.

Александр Яковлевич, вот мы говорили, вот Роскачество нам хвасталось, что все-таки наводит порядок, проверяет, дает сигналы рынку...

Анастасия Сорокина: ...что рынок исправляется потом.

Александр Денисов: Рынок исправляется, да, рынок исправляется у нас. Александр Яковлевич?

Александр Калинин: Можно только порадоваться за эту некоммерческую организацию под названием Роскачество. Но я бы хотел сказать следующее. То, что они делают, это, конечно, дело благородное, вот, но следующее. У нас есть такое понятие, как государственное законодательство и государственная политика. Значит, все органы исполнительной власти и надзорные органы сориентированы на то, чтобы обеспечивать безопасность потребительского рынка во всех его сегментах, в том числе в продовольственном сегменте, где у нас 35 основных направлений обеспечения населения продовольствием. О качестве речь не идет, речь идет о том, что качеством должны заниматься товаропроизводители, рынок, торговля, гражданское общество, но не государство. Если мы почитаем любой закон или возьмем для начала положение о Роспотребнадзоре, Роспотребнадзор отвечает за безопасность пищевых продуктов и за ряд других, это первое.

Теперь по поводу потребительского рынка. Я должен сказать, что рынок опасен с точки зрения проникновения на него контрафактной, фальсифицированной, некачественной и опасной продукции. Приведу примеры.

Александр Денисов: Да-да, слушаем вас.

Александр Калинин: Проводили, значит, делали контрольные закупки и проводили в трех институтах академических, в лабораториях полуфабрикаты незамороженные, это те, которые домохозяйки берут в кулинарии. У нас кулинарии есть на базе сетей ресторанных и на базе торговых сетей, вот.

Александр Денисов: Александр Яковлевич...

Александр Калинин: Мы смотрели с точки зрения наличия токсинов и биологической и микробиологической безопасности.

Александр Денисов: Александр Яковлевич...

Александр Калинин: И я должен сказать результат: 73% таких пищевых продуктов нельзя потреблять, они опасны, они обсеменены.

Александр Денисов: Вы же сказали, что за безопасностью следят...

Анастасия Сорокина: Роспотребнадзор.

Александр Денисов: Да, со вкусом беда, в закон его не впишешь...

Анастасия Сорокина: ...а с безопасностью тоже?

Александр Калинин: Естественно, мы проинформировали и Роспотребнадзор, и другие организации надзорные, немножко поправили ситуацию. Почему? Потому что речь шла о том, что очень уважаемые торговые сети и очень уважаемые ресторанные сети хулиганили. Сейчас навели более-менее порядок.

Или возьмем мы такую проблему, как качество майонезов...

Александр Денисов: Да, сейчас наладим, все-таки у нас со связью какая-то началась беда, вот качество интернета самое время проверять... Может быть, дело вот в чем, и Александр Яковлевич, так сказать, человек поколения советского, может быть, проблема в том, что есть с чем сравнивать? К сожалению, мы не видим в этом опросе возрастных параметров...

Анастасия Сорокина: Но даже те же параметры...

Александр Денисов: ...кто недоволен.

Зато вот у нас видны возрастные параметры по SMS-порталу. Пишут: «В Советском Союзе было отличное качество мяса, колбасы, конфет, все контролировало государство». «Все продукты... (слово не буду употреблять, нехорошие, так скажем) по сравнению с продуктами Советского Союза».

Анастасия Сорокина: Вспоминают про ГОСТы...

Александр Денисов: Да.

Анастасия Сорокина: Давайте выслушаем еще звонок от зрительницы из Брянска, Надежда с нами на связи. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Анастасия Сорокина: Добрый вечер, Надежда.

Зритель: Спасибо вам, затронули интересную передачу, я думаю, полчаса для обсуждения такой темы маловато будет. Выскажу свое мнение.

Ну, в первую очередь хочу сказать, я по своему образованию товаровед продовольственных товаров, которое я получила в советское время, образование получила в советское время. Поэтому, заходя сегодня в магазин, вы знаете, считаю, что могу выбрать, и считаю, что можно выбрать и найти хороший товар, продукты в первую очередь, из любой категории можно. Но конечно, некачественного товара очень много.

Некачественный товар… Что меня как бывшего товароведа не устраивает, качество чего? Колбасных изделий, очень плохой, некачественный сыр, плохая рыба. Вы знаете, а какой чай был в советское время! Заваришь, запах стоит на всю кухню, даже больше, на всю квартиру. Сейчас завариваешь, ни запаха, ни вкуса, ни аромата, хотя такие бренды, такие цены...

Не устраивает качество кондитерских изделий, тех же конфет. Вы знаете, моя мама ровесница Победы, она помнит эти простые подушечки в деревенских магазинах, она родилась в деревне, эту подушечку берешь в рот, и пахнет на весь дом, чуть ли не на всю улицу, потому что она такая была вкусная и ароматная. А сейчас любую конфету, карамель или конфету, шоколад, берешь... Действительно, тут вам уже звонили, сказали, что такое ощущение, как жир какой-то, ни вкуса, не поймешь что.

Александр Денисов: Ага.

Анастасия Сорокина: Надежда, спасибо.

Зритель: Короче, претензии к качеству, конечно, несмотря на большой, огромный ассортимент.

Анастасия Сорокина: Спасибо вам большое за высказывание, мало времени остается до конца эфира, дадим возможность договорить нашему эксперту, Александра Калинина возвращаем в прямой эфир.

Александр Калинин: Я должен сказать, что какой бы сегмент мы обеспечения продовольствием населения ни взяли сегодня, там обязательно куча проблем. Например хлеб, которым нас обеспечивают: контрольные проверки государственных и негосударственных структур показывают, что до 52% вот эти батоны, которые мы с вами покупаем, они страдают теми или иными недостатками. Их можно здесь перечислить, и потребители это прекрасно знают, когда непромес, когда, так сказать, картофельная болезнь и другие вещи на хлебе.

Далее. Вот сегодня там говорили о питьевой воде. Мы проверяли питьевую воду, и можно посмотреть приказ №13 по Роспотребнадзору об усилении государственного надзора за бутилированной питьевой водой, там есть все материалы, которые, так сказать, наш фонд туда поместил. Я должен сказать удивительные вещи, когда 42 предприятия нашей страны выпускают воду для детского питания, и, естественно, мы в лабораториях заинтересовались, чем вода для детского питания отличается от воды не для детского питания. Говорю сразу – ничем, ничем. И когда кто-то говорит о некомпетентности, это глупости они говорят, воду в трех лабораториях мы смотрели, в том числе роспотребнадзоровской, ничем не отличается.

Или, например, возьмем майонезы, о которых я тут пытался упомянуть. У нас ни одно предприятие сегодня не выпускает майонезы такие, которые бы соответствовали международному законодательству.

Александр Денисов: Александр Яковлевич, вопрос главный. Вот у нас все предприниматели жалуются, что их там душат проверки, что им там даже голову поднять некогда, одни пули вокруг летят от проверяющих. Что ж порядок-то не наведут при таком количестве?

Анастасия Сорокина: Что ж такое качество при этом?

Александр Калинин: Вы знаете, вот эти возгласы совершенно глупые под названием «прекратите кошмарить бизнес», вы, наверное, это слышали, наверное, зрители тоже слышали, «прекратите кошмарить бизнес». Значит, для того чтобы проверить любое общество с ограниченной ответственностью или частного предпринимателя, необходимо разрешение прокуратуры, которое Роспотребнадзор должен направить за 2 месяца в прокуратуру, получить разрешение, уведомить всех за 2–3 месяца и только потом прийти с проверкой. Более того, у нас сейчас существует мораторий на 3 года на проверку малого и среднего бизнеса, ну неужели они никто не знает это? Поэтому насчет того, чтобы плакать и стонать, это вообще об этом речи не может быть.

Александр Денисов: В общем, Александр Яковлевич, надо прекращать разговоры об отмене регуляторной гильотины, в общем, пусть она себе работает от души.

Анастасия Сорокина: Спрашивать по всей строгости.

Александр Денисов: Да?

Александр Калинин: Совершенно верно. Почему? Потому что в конечном счете страдают потребители. Давайте возьмем детское питание, вот мы приходим в магазин покупать, например, смеси для детского питания, написано «адаптированные смеси», «частично адаптированные смеси», «неадаптированные смеси». Кто и когда их узаконил? Или берем, например, томатный сок, написано «Для детей от 0 до 3 лет». В томатном соке смотрим состав, там сахар и соль.

Александр Денисов: Спасибо большое, Александр Яковлевич. Бардак, да.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Важная тема, еще обязательно к ней вернемся. На связи был Александр Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей.

Наше голосование показало, что большинство, почти 100%, недовольны качеством продуктов.

Александр Денисов: Сто процентов? Обалдеть.

Больше всего россияне недовольны бензином, а также мясной продукцией (исследование Роскачества)