Качество российского асфальта. Сюжет о Колокшанском агрегатном заводе
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kachestvo-rossiyskogo-asfalta-syuzhet-o-kolokshanskom-agregatnom-zavode-41909.html Тамара Шорникова: Открываем нашу постоянную рубрику «Промышленная политика». В ней мы рассказываем о российских производствах, технологиях и людях, без которых ни одно, ни другое невозможно. Сегодня узнаем, как в России изготавливают асфальтосмесители, поговорим о качестве асфальта. Представим гостей в нашей студии. У нас в гостях Алексей Мельников, директор представительства Колокшанского Агрегатного Завода. Здравствуйте.
Алексей Мельников: Добрый день.
Тамара Шорникова: И Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш». Это российская ассоциация производителей техники и спецоборудования. Здравствуйте.
Вячеслав Пронин: Добрый день.
Тамара Шорникова: Чтобы было понятно, о чем мы будем разговаривать дальше, предлагаю посмотреть сначала видеоматериал, экскурсию по производству. После вернемся в студию и обсудим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Да. Посмотрели, как работаете. Впечатлились. И посыпались сразу СМС от телезрителей. И есть профессиональные вопросы. Видимо, промышленник смотрит промышленника. «Как подаете гидрофит в смесители?», - из Новгородской области. Но это я вам контакты передам, вы потом пообщаетесь лично, технологией поделитесь.
Что касается уже нашего, то, что ближе к себе, рубашка к телу. Хорошая техника. Но почему асфальт каждый год кладут, кладут, и, соответственно, как только весна, он сходит? Деньги тратятся огромные. В чем проблема? Наверняка это не ваш асфальт, но, тем не менее, может быть, подскажете, из-за чего у нас такие проблемы с дорогами?
Алексей Мельников: В частности, то, что смеси, изготовленные на установках, не очень качественные. От самой установки очень сильно зависит качество произведенной продукции. И стойкость асфальта тоже зависит от того, на какой установке сделано. В наших установках качество асфальта очень высокое. Мы этим очень гордимся.
Тамара Шорникова: А где ваши дороги можно проверить? В каких регионах?
Алексей Мельников: От Якутии до Калининграда. Точнее, до Мурманска. В Крыму. Вся территория Российской Федерации (Забайкалье, Уренгой, Самара, Саратов, Владимир, Ярославль). То есть сегодня огромное количество асфальтосмесительных установок уже работает на полную катушку. И самое интересное в наших установках, что именно качество асфальта очень хорошее, достойное. И все лаборатории, которые проверяют асфальт, не имеют претензий к нашему асфальту. А есть установки, которые просто не могут выпускать такой асфальт. Тем более, с этого года начинаются новые требования к асфальту. И большинство (наверное, процентов 60) установок не будут соответствовать этим нормам.
Тамара Шорникова: Ваши соответствуют?
Алексей Мельников: Да, а мы в этом году подготовились. И выпускаем еще новую партию шестифракционных установок, которые 100% выпустят качественный асфальт.
Тамара Шорникова: Я вижу широкую улыбку.
Алексей Мельников: Мы гордимся своей продукцией.
Тамара Шорникова: И тут подоспели вовремя такие нормативы. Такая выгодная история на конкурентном рынке. Что касается телезрителей, автомобилисты услышали свои регионы? Звоните и рассказывайте, что у вас там с асфальтом. И вообще если есть вопросы, конечно же, мы их ждем в нашем прямом эфире.
Еще один вопрос. «Спросите, пожалуйста, у гостей, сколько процентов оборудования с завода отечественного производства?»
Алексей Мельников: Кстати, когда я готовился, немножко прочитал даже эту цифру. У нас 95% локализации собственного производства. Практически импортных комплектующих у нас не остается. Остаются редуктора, которые мы не можем изготовить. У нас остается итальянская пневматика. И, естественно, контроллеры, электроника, которые тоже в России, к сожалению, не выпускают. Но мы не в силах это сделать самостоятельно. Но 95% мы сами делаем.
Тамара Шорникова: То есть нынешнее ослабление рубля на вас скажется в меньшей степени?
Алексей Мельников: Да.
Тамара Шорникова: Вячеслав Вадимович, а у нас много таких предприятий, которых низкий рубль не страшит?
Вячеслав Пронин: Да у нас практически все предприятия… Те, кого мы называем российскими заводами (не те, кто прикручивают гайки), они достаточно позитивно встречают новости об ослаблении рубля. Потому что они становятся более конкурентоспособны и на внутреннем рынке, и на экспорт. И в принципе для тех, кто уже локализацию даже свыше 50-60% имеет, вот эти все новости идут на плюс.
Но касательно предыдущего вопроса. Я думаю, уважаемый телезритель имел в виду именно производственное оборудование. То есть не локализацию выпускаемой техники, а оборудование, как станки…
Тамара Шорникова: Станки какого производства?
Вячеслав Пронин: Здесь есть у нас, конечно, позитив, что остались производители, кто именно станки изготавливает в России. Но, к сожалению, по большей части мы сейчас видим, что работают на зарубежных станках. Для вашей передачи это тоже важная тема – поездить по отечественным производителям станков, чтобы хоть как-то их поддержать. Потому что действительно сейчас засилье импортного оборудования видно.
Тамара Шорникова: Да. И в пересчете на станки у вас какой получается процент нашего и какой процент завозного?
Алексей Мельников: Начинали мы только с отечественных станков. Обычные (токарные, фрезерные) станки. Потом мы начали приобретать подержанное немецкое оборудование. Все-таки требование к качеству было. И мы восстанавливали это оборудование. Его много сегодня. Именно подержанного немецкого оборудования. Но, к счастью, последние 3 лазерные установки мы купили питерского производства. Очень ими довольны. Они очень конкурентные. И мы просто счастливы, что ими пользуемся и что у нас такое оборудование есть.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей. Николай из Калуги, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Что я хотел сказать? Финские эксперты произвели замеры нашего асфальта. Наш асфальт выдерживает только 2500 Па. Такой асфальт в Финляндии даже не кладут на тротуары. Асфальт должен соответствовать 4000 Па. Почему у нас такой некачественный асфальт? И почему именно экспертизу делают, и сколько должен соответствовать асфальт Паскалей в Российской Федерации? Там добавляют много песка, щебенки. То есть идет не технология асфальта. Поддерживается ли технология асфальта на дорогах?
Тамара Шорникова: Спасибо.
Алексей Мельников: Дело в том, что это не наша сегодняшняя тема. Мы производители самих установок, которые изготавливают асфальт. Так как с дорожниками много общаюсь, я знаю одно: что у нас низкое качество битумов. В них мало связующих веществ. Поэтому асфальт, который мы кладем на дороги, чаще всего действительно страдает именно относительным расширением. То есть он не пластичный. Он крошится при низких температурах или при высоких температурах. Летом он тоже начинает давать колейность. Опять же, я не технолог по асфальту. Я не знаю, какое давление должен выдерживать. Мы все-таки производим само железо, которое выпускает асфальт, и знаем точно, что асфальт, который выпускается Колокшанскими асфальтосмесителями, на сегодня самый качественный, который есть, может быть, даже в мире. Не только в России.
Тамара Шорникова: Точно сможете рассказать о предприятии и о коллективе. Тоже готовясь к эфиру, посмотрела. У вас по статистике по 200 дней в году сотрудники находятся в командировках. А где? Кто ваши покупатели и где они заключают контракты, с кем общаются?
Алексей Мельников: Смотрите, у нас небольшой холдинг предприятий. Есть производственное предприятие – Колокшанские асфальтосмесители. Есть предприятие, которое занимается сбором, поставкой всего комплекса оборудования и несет гарантийные обязательства – это Колокшанский агрегатный завод. Кроме всего прочего, отдельное предприятие – сервисное подразделение, Асфальтсервис. Именно ребята из Асфальтсервиса налаживают, монтируют оборудование, запускают его, пишут программное обеспечение для асфальтовых заводов. Потому что сама установка – это завод-автомат, которым управляет всего один человек. Я бы немножко хотел еще остановиться на том, как тяжело изготовить даже 10 кг самого асфальта.
Короткий пример. Берем пол-литра битума, берем ведро щебня. Попробуйте перемешать так, чтобы на каждом камушке у нас был тонкий слой битума. Очень тяжело. Во-первых, нужно нагреть до 160 градусов. Нужно выпарить воду. И только тогда при больших усилиях можно сделать асфальт из этого минерального материала.
Мы в час перерабатываем 3 вагона асфальта. Представьте, 3 вагона за час. То есть каждые 5 минут у нас выезжает грузовик. То есть производительность самой установки очень высокая. И естественно, что установка сложная. И ребята, которые монтируют установки, они месяц проводят на запуске.
Поэтому получается, что они практически дома не живут. Молодые ребята, но, к сожалению, они очень серьезно и много работают.
Тамара Шорникова: Работа такая. Вячеслав Владимирович, а сколько у нас должно быть таких предприятий по стране, чтобы обеспечить хорошей техникой наших дорожников?
Вячеслав Пронин: Хороших предприятий, наверное, много не бывает. Поэтому чем больше, тем лучше. Но, конечно же, важна экономическая целесообразность, чтоб не было перепроизводства, чтоб не было избыточной конкуренции, которая уже во вред идет.
Мне кажется, что можно и усилиями одного предприятия закрыть рынок. Но все-таки в Министерстве промышленности нас наводят на мысль, что должно быть не менее двух предприятий, для того чтобы как раз была здоровая конкуренция и тогда уже можно было бы от импорта отказываться полностью.
Тамара Шорникова: А у нас их сейчас вместе с заводом сколько?
Вячеслав Пронин: Вместе с заводом, производящих асфальтобетонные установки… Это единственное предприятие на текущий момент. К сожалению, там достаточно серьезное конкурентное давление со стороны азиатских поставщиков, которые здесь имитируют производство, при этом никакой локализации не наблюдается. Они достаточно серьезно портят нашим коллегам жизнь за счет того, что…
Тамара Шорникова: Они дешевле?
Вячеслав Пронин: Они демпингуют, да.
Тамара Шорникова: На сколько?
Вячеслав Пронин: По нашим оценкам, это процентов на 20 они ниже себестоимости продают.
Алексей Мельников: Они продают. Но они выходят на нашу стоимость.
Вячеслав Пронин: За счет того, что их государство поддерживает их экспорт… Это запрещенные субсидии. Но чтобы от них избавиться…
Тамара Шорникова: А что этот за благотворительность такая? В том смысле, что зачем предприятиям покупать ниже?
Вячеслав Пронин: А смысл следующий. Они приезжают, заполняют рынок, выжимают российских производителей, чтобы их не осталось. А дальше уже можно потихонечку цену, наоборот, наращивать. То есть за 10 лет можно выдавить кого угодно, если так агрессивно конкурировать. Плюс у них политика партии (это мы в первую очередь про Китай, конечно же, говорим). Огромное население. И нужно, чтоб все были заняты. И они готовы субсидировать сколько угодно, только бы не прекращалась эта постоянная ротация.
Тамара Шорникова: А наше государство готово субсидировать? Что делает сейчас государство, чтоб поддержать такие предприятия?
Вячеслав Пронин: Наше государство делает достаточно много. По крайней мере с точки зрения и декларации, и подготовки нормативно-правовых актов. К сожалению, это все какой-то процесс. У нас обещают, что в скором времени субсидия лизинга будет, субсидия потребителя отечественной техники. Что в скором времени будет возобновлена поддержка НИОКРов.
Тамара Шорникова: Это будущее. Простите, мало времени. Алексей Анатольевич, а вы чувствуете какую-то поддержку государства сейчас?
Алексей Мельников: К сожалению, ничего.
Тамара Шорникова: А что бы вам помогло? Что бы вы хотели увидеть в виде поддержки?
Алексей Мельников: Раньше, может быть, в конце Советского Союза была такая программа. Средства, которые уходили приобретение основных средств, на приобретение оборудования, они не облагались налогом на прибыль. Там, правда, всего 50% денег можно было использовать. Но это была мера, которая реально работала. И она не требовала никаких разрешений. То есть у меня существует прибыль, я ее могу пользовать. И я просто на нее не плачу налог, и все. Сегодня, к сожалению, забыли об этой мере. Это первое, что бы хотелось.
Второе – рентабельность машиностроительного производства очень низкая. Вот вы с Вячеславом сейчас разговаривали. Какой бы процент, например, денег, кредитов… Я сегодня говорю, что выше 5% я не смог бы взять никакого кредита. Никогда не брал кредиты и не смог бы взять по одной простой причине – что 5% я работаю на кого-то другого. То есть для промышленника, для производителя максимальный процент, который должен быть – 3-4%. Денег не хватает для производства. Мы не можем впрок заготовить продукцию. Сегодня к весне все покупатели хотят поставить асфальтосмесители. То есть к маю месяцу, к апрелю месяцу. Они приходят практически все одновременно - в феврале, в марте, в апреле. И в мае месяце установки все должны заработать. А процесс производства длительный. В течение года мы сегодня выпускаем около 20 установок. И представьте, что, допустим, установки перестали монтировать в мае-июне месяце, и мы июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь за свой счет делаем установки к следующему сезону.
То есть оборотные средства нужны. Если бы я оборотные деньги брал у банков, я бы разорился.
Тамара Шорникова: Понятно. Нас смотрят в разных ведомствах, поэтому надеюсь, что эти слова тоже будут услышаны. Спасибо, у нас в студии были Алексей Мельников, директор представительства Колокшанского агрегатного завода, и Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации Росспецмаш. А прямо сейчас посмотрим производственный портрет. Кто, собственно, создает такую технику.