Ксения Сокурова: Как и обещали, ближайшие полчаса поговорим о борьбе с мошенниками. Истории, когда их жертвами становятся одинокие пенсионеры, не редкость. К сожалению, как бы мы часто об этом ни говорили, меньше их, увы, не становится. Мошенники находят новые способы воздействия на своих клиентов, при этом не гнушаясь и проверенными старыми. Например, продают пылесосы по цене подержанного автомобиля или некие волшебные медицинские аппараты, которые якобы лечат от всех болезней. Цены на такую чудо-технику завышены в несколько раз, а вот ее качество, как всегда, оставляет желать лучшего. Но вернуть ее после покупки уже нельзя. Продавец скрылся в неизвестном направлении, а юридический адрес фирмы либо вообще отсутствует, либо недостоверен. Виталий Млечин: Встать на защиту обманутых покупателей решили двое жителей Асбеста. Они объявили войну мошенникам, которые стучатся в квартиры горожан и наживаются на доверчивых гражданах. Таких горе-предпринимателей активисты ищут в сети и прямо на улице во время патрулирования города. При выявлениях подозрительных личностей добровольцы снимают их действия на камеру и вызывают на место правоохранителей. Полицейские за такую помощь благодарны, но говорят, что поймать, а тем более наказать таких бизнесменов непросто: ведь люди сами подписывают договор, по которому они отдают последние сбережения и даже берут на себя кредиты. Ксения Сокурова: О том, как защитить потребителей от подобных недобросовестных продавцов, поговорим с Надеждой Головковой, сопредседателем Союза потребителей России. Надежда Сергеевна, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Ксения Сокурова: Вообще, говорят, что у нас один из самых сильных законов о защите прав потребителей. Почему в этом случае он не работает? Надежда Головкова: Это правда так. Действительно, самый хороший, очень всеобъемлющий закон о защите прав потребителей. И больше того, в гражданском законодательстве он самый востребованный, то есть к нему чаще всего обращаются люди, которые к юриспруденции не имеют никакого отношения. Потому что этот закон регулирует всю нашу жизнь. Обращаемся к врачу – это медицинская услуга. Или получаем образование – это образовательная услуга. Или идем просто в магазин или в химчистку. Это все потребительский рынок и регулируется законом о защите прав потребителей. И те самые потребительские кредиты, о которых вы здесь упомянули – это тоже сфера регулирования закона о защите прав потребителей. Но закон хорош тогда, когда его, во-первых, знают или хотя бы слышали о нем и знают, куда обратиться, где сидят те люди, которые точно этот закон знают. Во-вторых, знаете, как Пушкин говорил, так и осталось: "Обмануть меня несложно, я сам обманываться рад". Вот люди зачастую обманываются сами. Они воспринимают информацию, которую им предоставляют, как полностью достоверную и абсолютно правдивую. Увы, это не так или это часто очень не так. Ксения Сокурова: Получается, что этот самый закон о защите прав потребителей к этим продавцам применять в принципе очень сложно, потому что их просто нужно сначала найти после факта покупки. Надежда Головкова: Понимаете, какая штука? Ведь если вы подписываете договор, а чаще всего те продавцы, которые обрабатывают вас на дому, они вам предлагают договор. В этом договоре есть адрес юридического лица, от которого действует этот самый продавец. Потому что этот продавец продает не свой товар, а он некий агент. И он получает свои агентские проценты за все эти продажи. Поэтому надо читать, конечно. Но это же понятно, что когда человек приходит в дом и общается с пенсионерами, у которых и зрение уже слабое, они без и в очках не видят, и потом этот договор многостраничный, мелким шрифтом напечатанный. А такой прекрасный молодой человек или девушка. Они расспросят обо всех подробностях жизни. Они так посочувствуют. Если не дай бог вы скажите, что какая-то болезнь, они скажут: "Ой, вы знаете, пылесос волшебный". Ксения Сокурова: Он болезни лечит. Не может пылесос стоить 150 тысяч рублей! Но людей заговаривают, и они покупают  Надежда Головкова: Он лечит болезни. Он уничтожит все эти сапрофиты (это вообще такая глупость), что у вас не будет ни аллергии, ничего. Знаете, это же не только пенсионеры, это молодые мамы, у которых дети страдают аллергиями, они сразу на это покупаются. То есть, понимаете, к вам приходят вообще-то психологи, которые в беседе с вами очень подробно и очень доброжелательно выясняют то самое слабое звено, за которое можно потянуть и вас на этот самый пылесос подсадить. Вот это именно так. Больше того, почему-то они настолько заговаривают человека, что он теряет всякий разум. Но тот самый пылесос, о котором мы говорим (пылесос "Кирби") – 150 тысяч. Понимаете, не может пылесос стоить 150 000. Я, кстати, могу сказать, что этот пылесос очень хороший. Качество его замечательное, и он очень нужен в домах. Домовладение 3 этажа, да? Прекрасно, у него мощность колоссальная, и он за тобой ездит. Но в однокомнатной квартире, во-первых, он создает такой шум, что ты не можешь разговаривать ни с кем больше, когда работает этот пылесос. Да зачем вам этот пылесос в вашей маленькой, крохотной малогабаритной квартире? Он не нужен. Ни мощность его не нужна, и уж, конечно, ни цена. Упаси Господь. Когда можно за полторы тысячи купить. Ксения Сокурова: Мы в начале нашей беседы говорили о волонтерах из Асбеста, которые решили проявить инициативу и бороться с такими предпринимателями, назовем их так. У нас есть сюжет. Наша корреспондент встретилась с этими людьми, поснимала, как они работают. Давайте посмотрим прямо сейчас. Корреспондент: Главное оружие в борьбе с мошенниками – это сотовый телефон. Продавцы дорогих пылесосов и фильтров для воды не любят, когда их работу снимают на камеру. Кроме того, активисты выкладывают эти кадры в социальные сети с пометкой "не открывать двери этим людям". Но пенсионеры в интернете не сидят. Чтобы обезопасить и их, житель Асбеста Дмитрий Рублев вместе с другом патрулирует дворы в свободное от работы время. Если активисты успевают прибыть на адрес, пока консультанты не ушли, то снимают не только видео, но и вызывают на место полицию, чтобы установить личность продавцов, проверить документы фирмы. - Это не должно так быть. У них же получается, у молодых здоровых людей, допустим, раскрутить на кредит. За это могут и год намять в городе Асбесте. Пылесос забрать и отправить. Вот так вот. Они именно выбирают пожилых людей, женщин, у которых психика послабее. Корреспондент: В Асбесте, помимо дорогих пылесосов и фильтров для воды, горожанам предлагают замену резинок на пластиковых окнах. Это стоит 35 тысяч рублей. Консультанты оформляют эту сумму в рассрочку, хотя на деле это стоит в 10 раз дешевле. Привлечь к ответственности за такие действия мошенников трудно: ведь люди добровольно оформляют договоры на предоставление услуг. Чтобы не попасться не удочку мошенников, Дмитрий советует не принимать быстрых решений при оформлении дорогостоящих покупок. А лучше вообще не пускать на порог таких консультантов. Виталий Млечин: По-моему, это самый разумный совет: не надо просто пускать в свою квартиру людей, которых вы не знаете. Ксения Сокурова: Да главное – вечный. Виталий, ты знаешь, все правильно: они же такие тонкие психологи. Я хочу спросить у наших зрителей: друзья, может быть, вы сталкивались со случаями мошенничества. Пожалуйста, позвоните, расскажите нам, потому что чем больше мы об этом рассказываем, в том числе о разнообразных уловках этих людей, чем более защищаем друг друга и наших пенсионеров от таких мошенников. 8 800 222 00 14 – это телефон прямого эфира. Либо 3443. Можете написать нам на СМС-портал. Но лучше, конечно, позвоните. Мы узнаем все подробности и постараемся как-то найти способ борьбы с такими людьми. Надежда Головкова: Совет "не пускать в дом чужих людей" очень хорош. Виталий Млечин: По-моему, он самый очевидный. Надежда Головкова: Он самый очевидный. Но я бы еще один совет дала людям, у которых есть пожилые родители. Обращайте внимание на то, как они живут, общайтесь с ними. Ведь очень часто люди, которые вовлекли в такую полукриминальную схему ваших родителей, они пользуются самым главным дефицитом – дефицитом общения. Вот если вы не уделяете своим родным внимание, хотя бы раз в неделю не навещаете и просто не разговариваете с ними, то очень высокая доля вероятности, что эти люди попадут в другие недоброжелательные руки, которые с ними замечательно поговорят и выманят у них все деньги. Поэтому на самом деле надо. Хотя я знаю, что это очень непросто. Знаете, вот эти биологически активные добавки, которые по телефону распространяют. К нашему юристу мама приехала и говорит: "Мне надо купить вот этот БАД. Ты знаешь, от всех болезней". Она говорит: "Мама, ни в коем случае это нельзя делать. Понимаешь, к нам люди приходят, мы их защищаем". - "Тебе жалко для матери денег?". Что тут скажешь? Очень тяжело. И приходится так поэтапно объяснять, что не существует этого самого молодильного яблочка. Конечно, мы все хотим верить в волшебную таблетку, мы все хотим жить вечно, и не просто жить, а еще и быть красивыми. И вот на красоте наживаются тоже. Нельзя сказать, что это мошенники. Вообще мошенничество – это уголовная статья. А мы с вами говорим, что закон о защите прав потребителей – это гражданское законодательство. Там нет сроков. Там есть штрафы. Поэтому говорить о том, что нельзя расторгнуть договор – нет, это не так. Можно. Если вы найдете в этом договоре, который у вас оставил агент, адрес, где находится головная компания, от которой он работал. И вы можете подать в суд. И такие иски успешны. Поэтому не надо сразу паниковать и говорить: "Ах, вот я такую глупость сделал, да что ж со мной такое приключилось. Меня прозомбировали. Ну все, делать нечего, деньги пропали, и все". Нет. Не пропали. Ксения Сокурова: Так а где ж гарантия, что вот этот юридический адрес будет указан в этом договоре, потому что будем честны: кто подумает в момент покупки о том, что нужно проверить договор на наличие прописанного юридического адреса. Надежда Головкова: Увы. Если вы не проверили. Ксения Сокурова: Второй вопрос: кто проверит хотя бы в интернете этот юридический адрес? Есть ли вообще такая компания и зарегистрирована ли она по этому адресу? Опять же, наши пенсионеры не всегда, во-первых, имеют доступ в интернет, а даже имея этот доступ, не всегда могут там сориентироваться настолько хорошо, чтобы знать, что и где искать. Ведь в этом проблема. В законе говорится, что если вы что-то приобрели методом дистанционных продаж, можно в течение 7 дней вернуть это без объяснения причин. Но вернуть-то куда? Надежда Головкова: Все правильно. Именно поэтому эта самая статья в законе, где говорится, что если вы что-то приобрели методом дистанционных продаж, вы можете в течение 7 дней вернуть это без объяснения причин. Но вернуть-то куда? Больше того, в этом законе говорится, что вы можете расторгнуть этот договор в том случае, если вам не предоставили в письменном виде адрес того места, где принимают претензии на этот товар. Не предоставили – значит уже вы можете расторгнуть договор и ваша претензия будет рассматриваться уже не 7 дней, а 3 месяца, чтоб вы могли обратиться в налоговую и по ИНН (чек у вас есть обязательно, в чеке пробит ИНН этого предпринимателя)… Ксения Сокурова: Простите, они с кассовыми аппаратами ходят? Надежда Головкова: Обычно они приносят уже пробитый чек. Хотя бывает, что есть кассовые маленькие портативные аппаратики, где зашит этот самый идентификационный номер предпринимателя. И таким образом можно узнать и юридический, и фактический адрес предпринимателя. То есть можно. Поэтому я говорю, что не складывайте руки. Побороться можно. Приходите к юристу, покажите все-все-все бумажечки. И непременно он найдет тот алгоритм действий, который подходит в вашем конкретном случае. Ксения Сокурова: Вы знаете, те случаи, о которых я знаю, там никаких чеков в принципе не выдавалось. То есть была просто произведена продажа того или иного прибора. Когда я спрашивала у этой бабульки по поводу того, есть ли у нее на руках хоть какие-то документы, она сказала "нет ничего". Надежда Головкова: Ничего – значит ничего. Поэтому первое, на что надо обращать внимание – чек. Понимаете, что такое чек? Это не просто бумажка. Это ваша охранная грамота. Почему надо и в магазине обязательно брать чек? Дело в том, что вам этот чек не обязаны навязывать. В законе этого нет. Но вам обязаны дать его по требованию. Если вы не хотите, если вы развернулись и ушли, значит, ваша доля риска сильно увеличивается. И вы не сможете потом востребовать. Хотя в принципе, если у вас есть свидетели, то можно обойтись и без чека. Закон, кстати, говорит о том, что чек – это лишь одно из доказательств времени и места совершения покупки. Но есть и другие доказательства. Соседи, которые присутствовали при сделке, например, и могут подтвердить, что да, называлась такая-то фирма. И при мне эта покупка была произведена и оплата была произведена. Ксения Сокурова: То есть все-таки можно попытаться. Надежда Головкова: Конечно, можно попытаться. Когда к нам приходят женщины, которых на улице перехватили, не дома уже, а на улице, и заманили: "Мы вам бесплатно сделаем массаж, полную диагностику вашей кожи". И действительно делают этот массаж. Это действительно прекрасно, она чувствует себя великолепно, прямо королева. И в этой самой эйфории (даже бывает, что еще лежа на этом массажном столе, еще не поднявшись с него), ей уже подсовывают какие-то бумажки, чтобы она подписала, потому что она будет ходить сюда и делать эти… Первые манипуляции бесплатные. И вдруг, когда она приходит домой и смотрит экземпляры бумажек, которые она там на этом массажном столе подписала, она выясняет, что она подписала на 50 тысяч рублей какой-то кредитный договор. Она ни копейки не заплатила. И выясняется, что тот самый паспорт, когда на улице ей говорили "заходите, у нас все бесплатно, только паспорт захватите с собой". Для чего нужен паспорт? У нее взяли, сделали ксерокопию. И потом оформили кредитный договор. Все. Понимаете? Ксения Сокурова: А подпись? Надежда Головкова: Так она же подписала. Вот она пока лежала, она в полной эйфории, ей было замечательно, все было хорошо, и она подписала". Нам удавалось отстоять права таких потребительниц в том случае, когда был нанесен вред их здоровью. Потому что фирма, которая занимается этими манипуляциями, она должна иметь лицензию на право совершать эти манипуляции, потому что они могут быть чреваты по здоровью. Потому что у женщины может быть аллергия на какие-то компоненты того или иного препарата, той или иной мази или крема. Если лицензия есть, значит здесь есть врач. Если лицензии нет, врача нет. Значит, они не имеют права с вами вот это делать. На этом основании можно расторгнуть договор. Но если вы уже заплатили первый взнос, все осложняется. Тем, что вы уплатили этот взнос, вы подтвердили легитимность этого договора, что вы осознавали, что вы делали. Ксения Сокурова: А если я не оплатила никакого первого взноса, я просто поставила свою подпись, пришла домой, перечитала этот договор, пришла в ужас, и понимаю, что хочу его расторгуть? Надежда Головкова: Идите к юристу сразу. Дело в том, что вам нужно написать две претензии, не одну. Одну претензию – о расторжении вот этого договора о предоставлении услуг в ту компанию ("DeSheli" или "Mon platin"), вот этими чемоданчиками они торгуют с косметикой. И вторую претензию нужно написать в банк, с которым у вас вдруг обнаружился кредитный договор, о котором вы даже не подозревали. Потому что вы подписывали сразу несколько бумажек. Вот эти две претензии о расторжении одного и второго договора нужно делать сразу. И тогда приостанавливается зачисление вам вот этих самых процентов за использование кредита. Понимаете, какая штука? Как только вы подписали кредит, банк тут же перечислил деньги той компании, которая вам эти услуги оказывает и этот чемоданчик с косметическими средствами вам предоставила. То есть банк уже все выполнил и уже теперь вы платите банку. И вот эти денежные отношения у вас не с этой компанией, которая делала вам манипуляции, а с банком. Видите, они так хорошо дистанцировались. Виталий Млечин: А как это банк, не видя клиента, по какому-то там заявлению и копии паспорта переводит кому-то деньги. Ксения Сокурова: Это как с потребительскими кредитами. Надежда Головкова: Это и есть потребительский кредит. И это полное безобразие. Это то, с чем Союз потребителей России и борется. За что мы боремся? За то, чтобы кредитные договоры подписывались исключительно в банке. Когда человек приходит в банк, он понимает, зачем пришел. А если я пришел покупать автомобиль и я не хочу покупать в кредит. Либо вам говорят: "Мы вам продаем в рассрочку". Что такое рассрочка? Рассрочку предоставляет магазин. И вы будете магазину выплачивать. Кредит – у вас отношения с банком, а вовсе не с магазином. Больше того, если вы покупали таким образом автомобиль, ваш автомобиль не принадлежит вам, пока вы за него не заплатите все. То есть у вас даже не ПТС не на вас оформлен, а на банк оформлен. Именно поэтому мы требуем от законодателя, чтобы были внесены вот эти нормы. Заключение любого кредитного договора должно быть только в офисе кредитного учреждения. Ни в коем случае не магазины. Ни в коем случае не поликлиники. К сожалению, сейчас пока все этого возможно. И поэтому мошенники процветают. Больше того, я думаю, что банковские работники в доле с такими недобросовестными предпринимателями. Потому что они тоже получают какие-то свои проценты от этих кредитных договоров, от того, что они такие умелые, столько кредитных договоров назаключали. А в результате у нас вся страна оказалась закредитована. Ксения Сокурова: Я хочу напомнить нашим зрителям, что мы говорим сегодня о недобросовестных продавцах. Мы их называем мошенниками, потому что нам все-таки кажется, что они достойны такого названия. Надежда Головкова: Потому что нас обманули. Ксения Сокурова: Потому что нас обманули. О тех людях, которые приходят к нам в квартиры или, может быть, звонят нам по телефону, предлагая какие-то услуги и продавая втридорога то, что на самом деле столько не стоит. 8 800 222 00 14 – это телефон прямого эфира. Вы можете позвонить нам и рассказать о своем случае, как вы были обмануты. Почему мы вас к этому призываем? Потому что чем больше мы будем об этом говорить, тем меньше людей будет страдать. Так что давайте защищать друг друга. И у нас на связи есть Александр из Брянска. Александр, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Александр. Расскажите вашу историю. Зритель: У меня история была такова. Звонок в дверь, я открываю – стоят два молодых парня. – Здравствуйте. – Здравствуйте. – Мы разносим подарки пенсионерам. – Заходите. Раз пенсионерам подарки, то заходите. Что за подарки? Открывают – там утюг лежит, медицинские препараты. Я говорю: и как вы отдаете? Просто так? – Да, просто так. Но только сейчас договор заключаем. Вы должны 5000 рублей. – А за что? Вы сказали – бесплатно. – У нас такой договор. – Тогда покажите ваши. Вы кто такие? Я говорю: может, вы какие-то жулики. – Да нет, все, спасибо, не надо, мы пошли. Надежда Головкова: Ох, какой молодец. Зритель: Как только спрашивают документы – все, это все произошло взаимно. Такое воздержание, что только не надо дальше раскручивать. Зацепится, может, еще что-то. Виталий Млечин: Александр, скажите честно: а вы правда верите, что есть какие-то добрые люди, которые разносят бесплатные подарки пенсионерам, ветеранам, кому угодно, по квартирам? Зритель: Нет? Почему я должен верить? Виталий Млечин: А зачем вы их вообще пустили? Зритель: Вы сейчас рассказываете. Я рассказал свой случай. Виталий Млечин: Я понимаю. Моя позиция такова: нельзя открывать дверь незнакомым людям. Ксения Сокурова: Все-таки страшно. Даже неважно, что они предлагают, потому что страшно ведь, правда. Два молодых человека, наверное, сильных. Зритель: Естественно, страшно. Виталий Млечин: Так а зачем же вы их пустили? Зритель: Я сейчас смотрю вашу передачу – и я вспомнил. Это было не вчера, не позавчера. Это, может быть, месяц-два тому назад было. Виталий Млечин: Понятно, хорошо, спасибо, Александр. Вы молодец, что все-таки не дали себя обмануть. И будем надеяться, что по крайней мере большинство людей, к которым приходят такие предприимчивые граждане, будут поступать хотя бы как Александр. А еще лучше вообще дверь не открывать. Ксения Сокурова: А мне нравится вот этот способ, самый простой: "Покажите документы". Надежда Головкова: Конечно. Особенно когда говорят: "Я из СОБЕСа. Нам дали списки в СОБЕСе – вот мы ходим по домам и предлагаем гречку, утюги или что-нибудь". - "Документы покажите". "Подождите секунду, сейчас я в СОБЕС позвоню и узнаю". И сразу растворится, если это недобросовестный человек, если на самом деле. Ну кто сейчас из СОБЕСа ходит? Туда пойдешь, там еще в очереди насидишься. Ксения Сокурова: Если кто-то из СОБЕСа к вам и должен ходить, то вас, конечно, об этом информируют. И без вашей воли к вам вообще никто не придет. Надежда Головкова: Это для одиноких пенсионеров, которые малоподвижны, им прикрепляют из СОБЕСа людей, и они их знают в лицо. Ксения Сокурова: Это всегда один и тот же постоянный человек. А вообще что еще является таким товаром? Мы поговорили про пылесосы, про косметические услуги, про какие-то чудодейственные приборы. Что еще предлагают? Мошенники, ходящие по квартирам, зарабатывают на своем артистизме. Вы хотите этим "артистам" платить? Похлопайте им в ладоши и проводите Надежда Головкова: Фильтры для воды. Когда прямо такой из учебника по химии делают опыт, прямо берут из-под крана – в один стакан, и после фильтра, якобы волшебного, в другой стакан, сюда капают капельку, сюда капают. И тут прямо вся чернота такая, прямо дым какой-то черный, понимаете, в стакане. Говорят: "Видите, вы этот ужас пьете". Бабушка в обмороке, конечно. Она хочет как-то себя защитить от этого и покупает. Вы знаете, фильтры нормальные, обычные фильтры, но стоят они не 50 тысяч, а полторы тысячи. Вот так вот люди. И, опять-таки, добровольно же. Он за свою игру, за свой артистизм зарабатывает такие деньги. Хотите вы этим "артистам" платить? Похлопайте им в ладоши и проводите. Ксения Сокурова: Так у меня вопрос. В центре Москвы товар икс стоит 10 рублей. На окраине – 3 рубля, например. Стоит ли обвинять тех, кто в центре Москвы продает этот товар дороже? Ведь если мы согласны на это… Хорошо, за доставку в нашу квартиру, например. Почему нет? Я сейчас иронизирую, конечно. Но просто я не понимаю, как можно привлечь к ответственности, если действительно люди сами согласны. Надежда Головкова: Нет, привлечь к ответственности невозможно. Ксения Сокурова: За товар, который, как вы говорите, надлежащего качества. Надежда Головкова: Конечно. Невозможно привлечь к ответственности. Потому что вы делаете свой выбор. Вы знаете, к нам, бывает, звонят люди, говорят: "Вот, я купил кефир такой-то такой-то в этом магазине, а пошел в другой магазин – а там другая цена. Это меня обманули". Я говорю: "Нет, вас никто не обманул. Вы ценник видели?". - "Видели". – "Вы с ним были согласны?". - "Согласны". У нас цены не навязываются. Вы можете пойти, купить здесь, а можете пойти, купить через два квартала от своего дома. И там, и там цена будет законная. Справедливая или нет – это вам решать. Но она законная. Поэтому если вам какой-то товар понравился – походите по магазинам. Это вообще удовольствие – походить там, походить здесь. Поиграйте в эту игру. Это замечательно. Вы купите все дешево. Ксения Сокурова: Вообще, мне кажется, неплохо, если все-таки есть интернет и вы умеете им пользоваться, проверять то, что вам предлагают, допустим, хороший пылесос, проверьте в интернете, сколько он стоит. Надежда Головкова: И сколько на этот пылесос рекламаций, кстати. Ксения Сокурова: Да, и какие отзывы. Надежда Головкова: Может быть, он для вас и не годится, потому что когда вы выбираете какой-то товар, нужно думать о том, для кого вы выбираете, для чего вы выбираете, какая площадь вашей квартиры. И поэтому какой мощности пылесос вам нужен. То есть это же нужно голову включать, а не просто "мне понравилось, что он такой красивый и он такой розовенький – и вот я его возьму". Виталий Млечин: Вообще-то человеку это свойственно, по-человечески это все можно понять. Спасибо большое. Надежда Головкова была у нас в гостях, сопредседатель Союза потребителей России. Говорили мы о мошенниках.