Иван Князев: Сейчас несколько новостей от системы образования нашей. Первая – основной государственный экзамен (или ОГЭ) в этом году для школьников будет сокращен. Оставили только обязательные предметы – русский язык и математику. Дело в том, что ОГЭ, как правило, сдают вдвое больше школьников, чем ЕГЭ. То есть девятиклассников вдвое больше, чем одиннадцатиклассников. И отменить ОГЭ никак нельзя, сдавать его придется очно. Другой вопрос: а как будут зачислять на различные специальности в колледжи без сдачи профильных экзаменов? Потому что там как раз они важны. Тамара Шорникова: Новость вторая. Минпросвещения пока не рассматривает досрочное завершение учебного года, но предполагает перенос сроков сдачи ЕГЭ для одиннадцатиклассников. Что в таком случае будет с отсрочкой от армии? В каких условиях дети будут сдавать единый госэкзамен? И как будет проходить зачисление в вузы в этом году? Попробуем все это выяснить у наших экспертов. Также вы пишите и звоните. Расскажите, как ваши дети заканчивают учебный год. Иван Князев: Ну, есть ли вообще какое-то понимание, как наши с вами дети будут в этом году доучиваться, потому что времени осталось мало. У нас на связи Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук. Евгений Александрович, добрый день. Евгений Ямбург: Добрый день, здравствуйте. Иван Князев: Евгений Александрович, не совру, если скажу, что сейчас все родители находятся в таком состоянии абсолютного непонимания, что происходит и, самое главное, что будет дальше? Вот девятиклассникам ОГЭ уже сокращают, но русский и математику оставят. Как их будут зачислять в колледжи? По каким критериям? Как будут отбирать? Раньше-то вроде бы понятно было: профильные сдал хорошо, обязательные сдал хорошо – все, прошел. Евгений Ямбург: Вы знаете, я хочу сказать, что никакой паники быть не должно. Вопрос, который вы задаете, – на мой взгляд, абсолютно второстепенный вопрос. Иван Князев: А какой тогда первостепенный? Евгений Ямбург: Вы слышите меня, да? Тамара Шорникова: Да, слышим. Евгений Ямбург: Я считаю, что это второстепенный вопрос. Во-первых, полным ходом идет обучение. Я здесь на пульте управления. Идут уроки онлайн, идет подготовка ребят. Ребятам это нравится. Правда, конечно, я говорю о Москве, которая имеет очень серьезную материальную базу. А если не хватает дома компьютеров, мы даем в пользование ребятам. И кадры московские готовы. Вот как шло обучение, так и идет, да еще и интереснее. Ребятам это нравится, и они называют это «прикольно». Никто из нас не знает (это гадание на кофейной гуще), продлен будет учебный год или не продлен. Мы просто готовы к любому повороту событий. Ничего страшного я здесь не вижу. Тем более, если говорить о вопросе, который вы ставите, то это чисто административный вопрос. Ну конечно, мы договоримся. С учетом тех обстоятельств, которые есть, и в колледжи будут принимать. Ничего страшного я здесь не вижу. Вы знаете, я вспоминаю аналогию. Были события довольно тяжелые в 1968 году в Париже, в университетах все это бушевало. И там вообще приняли решение – всех желающих принимать, а потом разобраться. Я не хочу сказать, что у нас так будет, но мы готовы к тому, чтобы дистанционно принимать экзамены. Во всяком случае, паники быть не должно. Дай бог все это кончится. Продолжится или не продолжится – это все второстепенные вопросы. Тамара Шорникова: Вы знаете, к сожалению, нам пишут и звонят очень много телезрителей, мы общаемся регулярно с нашими корреспондентами. Действительно, везде, кроме Москвы, очень много жалоб. Ну не знаю, конкретно – Волгоградская область. Там ни о каких онлайн-уроках, естественно, речь вообще не идет. Есть «Сетевой город», где выдают лишь домашние задания, это такая система. Он регулярно просто от потока желающих прекращает свою работу. Люди пытаются утром и ночью заходить. В итоге, естественно, в WhatsApp просто какие-то номера упражнений скидывают, которые нужно делать. И так во многих регионах. Поэтому говорить о том, что у нас все идет в обычном режиме – ну, это тоже неправильно. Евгений Ямбург: Я этого не говорил. Страна наша очень большая, и она не вертикальная, а горизонтальная. Что касается Волгоградской области, то, вы не поверите, я имею связь, потому что у меня, помимо здоровых детей, как вы знаете, есть везде школы, где смертельно больные дети, клинические школы, и они продолжают обучение. Так вот, в Волгоградской области вчера разговор с директором. Парадоксы нашей жизни: там туалет во дворе, а в то же время у него скоростной интернет в сельской школе, который работает. Понимаете? А рядом может этого и не быть. Поэтому я еще раз говорю, что здесь абсолютно прав президент: нужно учитывать реалии. Я знаю, что в другом регионе тайга, там никаких китайцев нет, и там нет такой опасности, и там нет необходимости всех переводить на дистанционное обучение. То есть надо иметь голову и действовать по установке, где есть возможности. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам. Иван Князев: Да, хорошо, спасибо. И еще один наш эксперт – Амет Володарский, омбудсмен в сфере образования – с нами выходит на связь. Здравствуйте, Амет Александрович. Амет Володарский: Да, добрый день, добрый день всем. Тамара Шорникова: Вот эсэмэска пришла, например, от нашего телезрителя. Многие сейчас говорят, беспокоятся о судьбе старшеклассников. А что будет с учебным годом в Москве, например (ну, отсюда пришла эсэмэска), у младшей школы, первые-четвертые классы? Переживают родители. Амет Володарский: Во-первых, я хочу сказать, что совершенно очевидно… Я говорил это и в середине марта, когда настаивал на том, чтобы перевести школы в дистанционный режим. Совершенно очевидно, что пик заболевания будет на конец апреля – на середину или конец мая. А это значит, что нужно всем готовиться к тому, что занятий в классическом виде не будет. Теперь вопрос следующий: как быть с ВПР, с ОГЭ и ЕГЭ? Я считаю (и об этом говорю ежедневно на всех конференциях и в наших рабочих группах), что Министерству просвещения уже пора принять решение о том, как будет проводиться экзамен ОГЭ и ЕГЭ. И не следует ли его сейчас отменить и дать возможность вузам принимать школьников по результатам промежуточной аттестации в школе и на основании конкурса аттестатов? И мы видим здесь две позиции – позицию Министерства просвещения, министра просвещения, который ни одного дня не проработал ни в школе, ни на курсах, ни в образовательном учреждении, и позицию министра образования и науки Фалькова, который говорит, что они готовы устроить онлайн-приемные комиссии в вузы. То есть сегодня мы видим два совершенно разных лагеря. Минпросвещения не хочет отменять ЕГЭ и каждый раз переносит на две недели. Хочу сказать, что практика, например, Великобритании… У них их экзамен, как наш ОГЭ, и A-level, их экзамен, как наш ЕГЭ, они сначала переносили, а теперь отменили и дали возможность всем вузам принимать на основании аттестации, которую получили в школе. Все предыдущие годы у нас Рособрнадзор, которым руководит Кравцов, боролся с дистанционными формами образования, сокращал количество вузов, которые занимались этим и создавали платформы для дистанционного образования. Если бы мы в свое время не уничтожали эти образовательные организации, сегодня мы бы имели собственную платформу. Тамара Шорникова: Были бы лучше подготовлены. Спасибо вам большое. Иван Князев: Амет Александрович, пожалуйста, попробуйте сейчас еще раз связаться с помощью наших техников, потому что немножко связь плохая, а у меня остался один вопрос к вам. А мы сейчас пока звонок послушаем. Из Башкирии у нас Альфия на связи. Альфия, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У нас в семье трое детей, двое из них школьники. В этом году мы планируем сдавать, старшая будет сдавать ЕГЭ. И хочется сказать на самом деле, что ситуация в регионах намного отличается от московской, когда доступ к дистанционному обучению есть у всех. Хотелось бы, чтобы, конечно, к ЕГЭ более серьезно отнеслись на самом деле наши эксперты. И на самом деле мы ждем от них каких-то послаблений, может быть, или, я не знаю, чтобы они пошли нам навстречу и какие-то решения конкретные уже были приняты. Иван Князев: Альфия, а как вы думаете, вот по вашему мнению, ЕГЭ нужно, может быть, перенести на осень, чтобы, когда вся ситуация немножко уляжется, у школьника было больше возможностей подготовиться к нему? Как вы оцениваете? Вот сейчас ваш ребенок насколько хорошо, насколько, может быть, ну не знаю, эффективно подготовится к ЕГЭ? Или сейчас все плохо с этим? Зритель: Ну, не скажу, что плохо. Но говорить о том, что стопроцентная подготовка к ЕГЭ идет, уже нельзя в этой ситуации. И в вопросе переноса экзаменов на осень есть еще и другая сторона. У нас взрослый парень, и ожидается, что призыв будет. Вот как в этой ситуации? Будут какие-то льготы, послабления? Вот это тоже проблема для нас. Иван Князев: Да, хорошо, спасибо. Мы сейчас переадресуем этот вопрос нашему эксперту. У нас вновь на связи Амет Володарский, омбудсмен в сфере образования, уже по телефону. Амет Александрович, слышите нас теперь? Амет Володарский: Да-да. Иван Князев: Амет Александрович, вот смотрите, два момента. У нас колоссальное количество SMS, в которых пишут, что в регионах все гораздо хуже, чем в Москве, и школьники сейчас не смогут качественно подготовиться к ЕГЭ. Вы не считаете как омбудсмен в сфере образования, что это получится несправедливость? Те ребята из регионов, у которых нет этих всех прекрасных онлайн-платформ, они просто окажутся в совершенно невыгодной, совершенно кошмарной ситуации и не смогут подготовиться. Тамара Шорникова: Вот конкретная SMS, прямо коротко, смотрите: «Знаний никаких. Многие уже не хотят поступать. Москвичи будут учиться, а все остальные – дворники?» Иван Князев: Да, а все остальные что будут делать? Амет Володарский: Вот именно поэтому… Это хороший вопрос. Именно поэтому я предлагаю сегодня на этот год отменить ЕГЭ и ОГЭ. Нужно отменить это и дать возможность. Причем Фальков, я еще раз повторяю, министр образования и науки, он говорит: «Мы готовы провести в дистанционной форме приемные комиссии». Иван Князев: А может, не отменить, а просто детей поучить летом, ну, когда уже можно будет в школы ходить? Тогда они подготовятся. А ЕГЭ перенести куда-нибудь на осень. И сразу же потом поступление в вузы. Быстро все это сделать. Амет Володарский: Во-первых, если мы говорим о том, что… Если доверять сегодня цифрам вирусологов, то если мы говорим о том, что в конце апреля – начале мая у нас будет пик в стране, то в лучшем случае в середине июня у нас будут показателя середины апреля. Я имею в виду – по убыванию вируса. Понимаете? Поэтому вряд ли кто-то из родителей отпустит свое чадо заражаться. Никто летом заниматься не будет. Слушайте, мы предыдущие десятилетия жили без ЕГЭ. Я имею в виду – наши родители, мы с вами поступали в вузы без ЕГЭ. Верните на этот год конкурс аттестатов и сделайте приемную комиссию онлайн. Другой вопрос уже потом, когда ребята поступят на первый курс. Можно будет внутри первого курса провести какие-то проверочные работы. Я вас уверяю, что мы увидим данные не хуже, чем если бы ребята поступали по ЕГЭ. Иван Князев: А учебные заведения справятся с этими онлайн-комиссиями? Ну понятно, когда живой поток, то можно быстро одного увидеть: да, не особо хорошо понимает в предмете – свободен, не сдал. А если в онлайн все начнут стучаться на экзамен? Это же система… Амет Володарский: Нет-нет-нет, совершенно неправильное сегодня представление о приемной комиссии онлайн. Это не будет, как в Zoom, прямая какая-то трансляция. Речь идет о чем? Например, как в зарубежных странах: ты отправляешь свою проектную работу по определенной теме, и эта проектная работа проверяется, помимо оценок конкурса и аттестата. Но я хотел бы сегодня еще обратить внимание… Вот у вас предыдущая девушка рассказывала о ситуации вообще по дистанционному образованию. Я вам хочу сказать, что школы не готовы оказались вообще к дистанционному образованию. Сегодня, по моим данным, 25% родителей, только 25% родителей довольны дистанционным образованием. И большая часть этих родителей – это родители из частных школ. Государственные школы до сих пор… Вот я хочу сказать, что у меня две старшие дочки ходят в государственную школу, и у них нет дистанционного образования. То есть то, что посылаются какие-то уроки через WhatsApp – это не является дистанционным образованием. Знаете, это как в 1720-х годах появилось понятие «дистанционное образование», когда бостонский профессор отправил открытки своим ученикам и попросил их заполнить и вернуть обратно. Иван Князев: Примерно то же самое у нас и сейчас происходит. Амет Володарский: А прошло 300 лет. Это не дистанционное образование. Дистанционное образование – это face-to-face, это общение, это интерактивные задачи, это решение интерактивных задач и так далее, и так далее. Тамара Шорникова: Да, понятно. Иван Князев: В общем, все то, чего мы сейчас не наблюдаем. Спасибо, спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Спасибо. И коротко. Есть, конечно, абсолютно полярные мнения, потому что даже отмена или перенос ЕГЭ – многие зрители категорически против. Нам пишет школьник из Москвы: «Я считаю несправедливым отменять ЕГЭ. Мои родители потратили огромные деньги на репетиторов, я готовился как проклятый. А теперь по аттестатам принимать?» Иван Князев: Ну, ему повезло. Если он хорошо готовился – значит, он и так поступит. Тамара Шорникова: В общем, сложная тема. Будем дальше следить за ситуацией.